Принятие управленческих решений

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,09 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений

Оглавление.

 

Введение....................................................................................................... 2

1. Принятие управленческого решения и необходимость использования методов моделирования в процессе разработки управленческих решений........... 3

2. Характеристика физических, аналоговых и символических моделей, используемых в процессе принятия управленческих решений............................................ 8

3. Стадии моделирования управленческой ситуации. Требования, предъявляемые к управленческим моделям.......................................................................... 10

Заключение................................................................................................ 12

Список литературы................................................................................... 14


Введение.

Управленческое решение — это концентрированное вы­ражение процесса управления на заключительной стадии — это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.

Решения должны отвечать определенным требова­ниям. Главные среди них - это обоснованность, чет­кость формулировок, реальная осуществимость, свое­временность, экономичность (определяемая по разме­рам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ре­сурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого ме­неджеров соответствующего уровня необходимо наде­лить полномочиями и возложить на них ответствен­ность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия реше­ния на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, оче­редное решение не направлено на кардинальное изме­нение всей политики развития).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обес­печенности и т.д. Управленческие решения требуют раз­личного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам.

Цель реферата: рассмотреть принятие управленческих решений.

 1. Принятие управленческого решения и необходимость использования методов моделирования в процессе разработки управленческих решений.


Принятие управленческого решения является продуктом деятельности и результатом мыслительной работы человека.

В управленческой теории нет однозначного толкования  самого процесса  принятия решений. При всем многообразии подходов представляется возможным выделить следующие основные этапы процесса принятия решений: определение целей, анализ проблемы, анализ альтернатив, выбор решения, реализация решения, оценка исполнения.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. По­знакомимся с каждым из них в отдельности .

При принятии чисто интуитивного решения люди основывают­ся на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуи­тивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия реше­ний тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, кото­рые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хоро­ший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравно­вешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипо­тезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Инертные решения становятся результатом осторожного поис­ка. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобла­дают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в про­цессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах эко­номического анализа, обоснования и оптимизации.

3. Сущность функции организации принятого решения состоит в том,  чтобы обеспечить выполнения решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми членами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем разделения ответственности и полномочий, а также управления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержанием функции является:

Доведение решения до исполнителя; приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;

Подборка людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:

·   принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

·   эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптиум  между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

·   устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

·   непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

·   прямой контроля соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

·   объема. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

·   безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

·   соразмерности ответственности данным полномочиям;

·   исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;

·   приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;

·   комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Ее отличительными особенностями являются:

1. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.

2. Системная ориентация.

3. Использование различных моделей.

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

2. Характеристика физических, аналоговых и символических моделей, используемых в процессе принятия управленческих решений.


Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), символическая или математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.

Количественные методы прогнозирования.

Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.

Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.

Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Другие качественные методы прогнозирования.

Мнение жюри. Его суть состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.

Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.

Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.


3. Стадии моделирования управленческой ситуации. Требования, предъявляемые к управленческим моделям.


Овал: Обновление

модели
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.


Каждая управленческая модель, принимаемая в системе управления предприятием в соответствии с ее назначением, должна отвечать следующим требованиям:

· иметь ясную цель (в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно);

· быть обоснованной, т.е. содержать количественную, расчетную основу, объединяющую мотив выбора именно данной модели из ряда других возможных;

· иметь адресата и сроки исполнения, т.е. иметь ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений;

· быть непротиворечивой, т.е. всесторонне согласованной как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;

· быть правомочной, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных;

· быть эффективной, т.е. наилучшей из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;

· быть конкретной, т.е. отвечать на вопросы, как,когда и где действовать;

· быть своевременной, т.е. приниматься тогда, когда реализация этой модели еще может привести к поставленной  цели;

· обладать достаточной полнотой,краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям.

Заключение.

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятие решений является самым важным делом в работе менед­жера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обу­чения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия.

Список литературы


1. Аналитическая основа принятия управленческих решений. Рельян Я.Р. – М: Финансы и статистика, 1989.

3. Математико-статистические методы экспертных оценок. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. – М: Статистика, 1980.

4. Многокритериальные методы принятия решений. Емельянов С.В., Ларичев О.И. – М: Знание, 1985.

5. Наука и искусство принятия решений. Ларичев О.И. – М: Наука, 1979.

6. Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. – М: Дело, 1992.

7. Принятие решений в условиях неопределенности. Евланов Л.Г. – М: ИУНХ, 1976.

8. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. Кини Р.Л., Райфа Х. – М: Радио и связь, 1981.

9. Принятие управленческого решения. Карданская Н. – М: ЮНИТИ, 1999.

10.  Процесс принятия плановых решений. Кравченко Т.К. – М: Экономика, 1974.

11.  Решения: теория, практика, моделирование. Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. – М: Радио и связь, 1981.

12.  Теория и практика принятия решений. Евланов Л.Г. – М: Экономика, 1984.

13.  Теория прогнозирования и принятия решений. Учебник/ Под ред. Саркисяна С.А. – М: Высшая школа. 1977.

Похожие работы на - Принятие управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!