Предпринимательский риск

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,94 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательский риск

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»















КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Предпринимательский риск





Выполнила:

Проверил:

                                                                          





2004

Содержание

Введение………………………………………………………….…….…3

Глава 1. Риск: важность оценки и его сущность…………………...…..5

1.1. Понятие и классификация предпринимательских рисков……………………………………………….………………5

1.2. Виды потерь и риска…........................................................…15

Глава 2.  Стратегии предпринимателей для предотвращения риска…...………………………………………………………………...21

2.1. Предотвращение рисков…………………….....…......………21

2.2.  Методы выхода из рисковых ситуаций..…….……..………25

Глава 3. Современное состояние предпринимательства в РФ………28

3.1. Состояние и проблемы предпринимательства в России…..28

3.2. Перспективы развития предпринимательской

деятельности и условия снижения риска..………………………30

Заключение………………………………….…………………………..33

Список литературы………………………….…………………….……34

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.

Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями "динамизм", "инициатива", "смелость", обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу.

Для выхода из кризиса и ускорения экономического роста, для преодоления уравниловки и ее отрицательных социально-экономических последствий важно не глушить предпринимательство, а создавать все благоприятные условия для его функционирования и развития.

Хотя и не с полной уверенностью, но можно было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно прибыль, доходы. Словом, действовать в заданных условиях. Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.

При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Цель курсовой работы – изучить основы предпринимательского риска.

Задачи:

1)   Изучить понятие риска и его сущность,

2)   Проанализировать виды потерь в условиях предпринимательского риска,

3)   Рассмотреть стратегии предпринимателя по отношению к риску.

Объект исследования – предприниматели, предмет – предпринимательский риск.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.











ГЛАВА I. РИСК: ВАЖНОСТЬ ОЦЕНКИ И ЕГО СУЩНОСТЬ
1.1. Понятие и классификация предпринимательских рисков

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
Отмечу, что теория предпринимательского риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.

Риск — понятие неоднозначное, отражаемые им обществен­ные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной лите­ратуре риск интерпретируется слишком односторонне, только как "возможный отрицательный результат деятельности"[1]. Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объектив­но сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь вре­мени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимаю­щимися сходной деятельностью.

Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Отмечу, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. Это, прежде всего, страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело. Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.

Одной из основных особенностей предпринимательства является обязанность индивидуума, занимающегося бизне­сом, полностью нести весь риск (коммерческий и другой). Присущая американским предпринимателям способность к риску была привнесена в американскую экономику бла­годаря тому, что среди иммигрантов было немало людей довольно авантюристического склада. Они вынуждали более консервативных и менее рисковых колонистов идти на риск в своей предпринимательской деятельности.

По американским определениям, риск - это шансы на несение ущерба или убытков вследствие занятия каким-либо делом. Конечно, некоторые виды риска можно пере­нести на страховые компании путем заключения соответ­ствующих страховых соглашений. Однако значительная часть рисков (ошибки менеджеров, изменения цен, спроса, неправильно выбранный проект и т. д.) полностью ложит­ся на предпринимателей. Опыт многоих стран с рыночной экономикой свидетель­ствует о том, что предпринимательство невозможно без риска. Кто не рискует, тот в конце концов терпит неудачу.[2]

Предприниматель рискует многим, расходуя десятки тысяч или миллионы на исследовательские разработки, не будучи абсолютно уверенным в том, что новый продукт или услуга будут приняты на рынке, расширяя производ­ство и строя новые производственные площади без гарантии, что они будут полностью использоваться. Каждое действие предпринимателя несет в себе возможность неудачи.

У нас эти истины еще не совсем понятны, поскольку существовавшая система административно-командного управления экономикой при всех ее пороках и недостатках породила один порок, который в определенной мере счи­тался добродетелью: наш хозяйственный руководитель не рискует, потому что выполняет все то, что «спущено» ему сверху. Если же «спущенное» сверху, как часто оказывалось на практике, было, мягко говоря, чрезвычайно рискованным предприятием, никто за это не нес индивидуальной ответ­ственности, а убытки незаметно списывались поровну на всех.

Наличие фактора риска является сильным стимулом для предпринимателей экономить средства и ресурсы, что вынуждает фирмы сверхтщательно анализировать рентабельность проектов, сверхответственно разрабатывать инвестиционные сметы, закупать ресурсы, нанимать кадры и т. д. Одной из основных причин нашего расточительства, неэкономного отношения к ресурсам и средствам являет­ся отсутствие фактора риска при принятии и разработке решений, что связано с отчуждением от собственности. По-видимому, после законодательных изменений в области собственности фактор риска должен занять законное место и в нашей деловой жизни, и тогда американский опыт в этой области нам пригодится в значительной степени.

В качестве иллюстрации того, с какими сложными ре­шениями и с каким огромным риском сталкивается бизнес, но какую при этом пользу обществу дает фирма, если ее решение оказалось правильным, приведем пример с разра­боткой нейлона известной компанией «Дюпон». В течение десяти лет упорной и зачастую разочаровывающей иссле­довательской работы, которая обошлась в несколько де­сятков миллионов долларов, было много сомнений и не­мало упреков со стороны акционеров, ученых, прессы и др. Но в конце концов компания добилась успеха, и вместе с этим успехом человечество получило материал, который во многом изменил нашу сегодняшнюю жизнь,- нейлон.

Итак, риск (periculum) в широком правовом смысле можно определить как психическое отношение предпринимателя к результату собственной деловой активности или активности других лиц, а также к результату объективно-случайных событий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий.

В правовой терминологии употребляется наряду с "риском" понятие "рисковать". Рисковать - это значит допускать несение (принятие) невыгодных последствий от возможного результата правомерных либо объективно-случайных, либо объективно-невозможных действий или событий. Отсюда и употребляемый в гражданском праве термин "нести риск". Нести риск - это по существу означает рисковать. Так, при случайной гибели вещи обычно рискует собственник, а при перевозке - перевозчик.

Однако, такое выражение ("нести риск") является неудачным, так как "нести психическое отношение" нельзя. Но нужно иметь ввиду, что само понятие риск мы воспринимаем безусловно шире, так же как и понятие "вина". Конечно, "риск" - это в определенной степени и угроза, и опасность невыгодных последствий. Но можно ли это считать правильным? Представляется, нет. Угроза, опасность - это объективные категории, реально существующие вне всякого сознания предпринимателя, причем существующие и независимо от его воли. Ценные бумаги могут упасть в цене, однако только при их покупке субъектом можно говорить о том, что последний чем то рискует, причем опасность последствий падения курсовой стоимости, опасность несения отрицательных последствий он должен осознавать и допускать.[3]

Опасность это не риск, она существует сама по себе и до определенного момента не связана с риском. Опасность можно определить как возможность наступления вредных последствий, угроза их наступления. В свою очередь, угрозу определяют как возможную опасность вредных последствий. Таким образом, опасность и угроза - тождественные понятия, определяемые как возможность, иными словами, вероятность наступления невыгодных последствий (вредного результата), превращение этой возможности в действительность. Совершенно очевидно, что и опасность, и угроза, которые отдельные авторы называют риском, таковым не являются, и знака равенства между ними ставить нельзя. Не являются риском также понятия вероятности и возможности, охарактеризованные нами выше. В корне неверно также отождествление с риском самого события или признание риском фактическое обременение невыгодными последствиями. Обременение предусматривает какую-либо затруднительность, неудобства, что не раскрывает понятие "риска".[4]

Обычно в крупных компаниях выделяются значительные суммы на исследования, которые заранее списываются на убытки. Однако опыт показывает, что эти средства расходуются не напрасно. Риск является неотъемлемой чертой предпринимательства, но он принимается лишь после тщательных расчетов и раздумий.

Опираясь на вышеизложенное можно определить предпринимательский риск как деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, не будучи в состоянии однозначно предвидеть, добьется он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения.

Во избежание различного понимания понятия предпринимательского риска представляется необходимым его законодательное закрепление в одном из законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Классификация:

После того, как мы дали понятие предпринимательского риска, попытаемся классифицировать его. Представляется, что разработка четкой и научно-обоснованной классификации предпринимательского риска чрезвычайно важна и в теоретическом и в практическом плане.

Теоретический аспект заключается в том, что это позволит глубже уяснить правовую сущность важнейших видов предпринимательского риска, выявить их общность и различия, а также классифицировать единые правовые способы их минимизации. Практический аспект состоит в том, что предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в конкретном экономическом секторе и на конкретных рынках, и законодатель, регламентирующий данную деятельность и устанавливающий правила по распределению убытков должны четко представлять себе, какие виды риска могут нести угрозу конкретным правоотношениям, вытекающим из предпринимательской деятельности и какие правовые способы минимизации риска тут могут быть применимы.

В основу классификации предпринимательского риска могут быть положены следующие основания:

- вид деятельности;

- источник (характер) опасности;

- объект риска;

- сфера возникновения предпринимательского риска;

- правовое основание возникновения риска;

- территория риска;

- длительность риска во времени;

- численность лиц, принимающих рискованное решение.

Предлагается основная (главная) и вспомогательная классификация - первые шесть оснований определяют основную, и последние три вспомогательную. Их отличия заключаются в том, что основания, определяющие главную классификацию полностью характеризуют правовую сущность риска и определяют методы его минимизации, в то время как вспомогательные лишь вносят дополнительные штрихи и не играют определяющей роли. Вначале опишем вспомогательные.

По территории риск может быть глобальным, региональным или локальным. К глобальному можно отнести риск, угрожающий всей предпринимательской активности в рамках страны - например, риск гиперинфляции в Российской Федерации. К региональному риску можно отнести риск, угрожающий всей предпринимательской деятельности в одном отдельном регионе, например, риск введения чрезвычайного положения в определенном районе. К локальному риску можно отнести риск, угрожающий отдельному субъекту предпринимательского права или отдельной группе субъектов, например, риск невыполнения контрагентом конкретного договора или введение запрета на определенную предпринимательскую деятельность.

С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски могут быть разделены на временные и постоянные. К группе кратковременных предпринимательских рисков можно отнести риски, угрожающие на протяжении известного интервала времени, например, транспортный риск перевозчика, длящийся в течение перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам могут быть отнесены риски непрерывно угрожающие предпринимательской деятельности в данном секторе экономики или в данном географическом районе, например, риск землетрясения в сейсмическом районе, риск военных действий в "горячей точке".

По численности лиц, принимающих решения, можно выделить риск индивидуальный и риск групповой. Так, например, банкир, принимая единоличное рискованное решение в рамках своих полномочий, принимает на себя индивидуальный риск. Если же правление банка (или кредитный комитет) принимает решение в выдаче кредита (так происходит обычно в банковской практике, чтобы избежать обвинений в подкупе) налицо коллективный риск.
Как уже говорилось выше данные основания классификации могут играть только вспомогательную роль. Рассмотрим основания главной классификации.

В зависимости от вида деятельности предпринимательские риски могли бы быть разделены на банковские (риски, угрожающие банкам при осуществлении ими банковской деятельности), страховые (риски, угрожающие страховым компаниям при осуществлении ими страховой деятельности), инвестиционные, строительные, биржевые, сельскохозяйственные и т.п. Очевидно, что набор рисков для каждого вида предпринимательской деятельности будет разным. В свою очередь, каждый из этих видов может быть разделен на подвиды.

Так например, риск, угрожающий предпринимателю при осуществлении им торговой деятельности, объединяет в себе риск покупателя (заплатив, не получает товара; получает заказанный товар, но с опозданием, худшего качества, поврежденный или с недостачами; платит более высокую цену, по причине спада цен после даты заключения договора; платит реально больше валюты, по причине повышения курса валюты платежа после даты договаривания к дате платежа), риск продавца (после того, как он экспедировал товар при открытом в его пользу товарном аккредитиве, не получает денег; после того, как он послал документы для инкассо, покупатель не принял документов; при договоренной поставке по акцепту траты по аккредитивной или инкассовой форме покупатель отказывается от акцепта; получает более низкую цену по причине повышения цен от даты заключения договора о поставке к дате платежа; получает реально меньше валюты по причине спада курса валюты платежа по отношению к курсу валюты договаривания за период с даты договаривания к дате платежа), а также риски третьих организаций, участвующих в торговых сделках - риск перевозчика или экспедитора (риск гибели или повреждения перевозимого товара), риски агента, комиссионера, дилера, гаранта, страховщика и т.п.

Риски, угрожающие при осуществлении строительных работ, - это все виды так называемого огневого риска (огонь, удар молнии, взрыв); стихийные бедствия; кражи; повреждения водой; случайные повреждения во время строительства; ошибки проектирования; использование некачественных материалов; ошибки монтажа; убытки вследствие недостатков, допущенных при производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, но проявившиеся в период послегарантийной эксплуатации; все убытки, возникшие при выполнении гарантийных обязательств представителями подрядчика и др.[5]

В зависимости от источника опасности предпринимательской деятельности выделяются риски, связанные с разрушительным воздействием сил природы, и риски, связанные с деятельностью человека. Назовем первые природными, вторые социальными рисками. К природным рискам относятся различные катаклизмы, обычно относимые к обстоятельствам непреодолимой силы:

- атмосферно обусловленные риски (бури, градобой, сход снежных лавин, наводнения, снегопады и т.п.). Угрожают в основном сельскохозяйственным и транспортным предприятиям, предприятиям, расположенным в горной местности, портам и т.п.;

- геологически обусловленные риски (землетрясения, цунами, извержения вулканов, смещения земной коры, оползни, сели и т.п.). Угрожают в основном предприятиям, расположенным в сейсмонеустойчивой местности, портам и т.п. Следует отметить, что в последние годы имели место землетрясения в некоторых, считавшихся ранее сейсмоустойчивыми, районах.

- космически обусловленные риски (удары метеоритов, падение остатков искусственных спутников земли). Довольно маловероятная опасность, хотя совсем сбрасывать ее со счетов нельзя - не случайно ряд государств, и в том числе СССР подписали 29 марта 1972 года Международную конвенцию об ответственности за вред причиненный космическими объектами (Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects).

- биологически обусловленные риски (эпидемии, панзоотии, эпизоотии, энзоотии и т.п.) Также угрожают в основном сельскохозяйственным предприятиям, хотя не исключена региональная опасность эпидемий, препятствующих предпринимательству.

Особенностью природных рисков является то, что они (помимо жизни людей) угрожают в основном имуществу (основным фондам), и следовательно, данным рискам будут более подвержены предприниматели, имеющие на балансе значительные основные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортное средство). Это прежде всего производственные, транспортные и некоторые другие предприятия. Естественно на мероприятия, направленные на нейтрализацию природных рисков, они будут направлять больше усилий и средств, чем например, предприятия, работающие на финансовых или валютных рынках, оказывающие посреднические и т.п. услуги. С этой точки зрения к природным рискам близки катастрофические.

К социальным рискам относятся:

- деликтные риски (кражи, ограбления, акты вандализма, преступная халатность, лжебанкротство, мошенничество и другие покушения на собственность и т.п.). Данные риски происходят из-за противоправных, чаще всего уголовно наказуемых действий партнеров или третьих лиц (мошенничество, хищения и др.);

- политические риски (войны, забастовки, перевороты, революции, народные волнения, смена политического режима, репрессивные акции правительств иностранных государств в отношении данного суверенного государства или граждан данного государства, эмбарго, запрет перевода валютных средств и т.п.). Очевидно, что политические риски имеют большее значение для иностранных фирм, работающих на российских рынках, а также для иностранных инвесторов, чем для отечественных предпринимателей по причине того, что последние лучше ориентируются в раскладе сил на политической арене.

- катастрофические риски (пожары, аварии транспортных средств и на производстве, взрывы на АЭС и т.п.). Отличие данных рисков от деликтных в том, что в их основе лежат не противоправные действия персонала, а случайные явления, связанные с непредсказуемыми явлениями;

- рыночные (или экономические) риски, т.е. риски непосредственно связанные с деятельностью предпринимателя на рынке (падение курсов валют, падение курсов акций, инфляция, невыполнение или некачественное исполнение контрагентами своих договорных обязательств, невозврат кредита, неплатежи т.п.). В случае, если неплатеж или невозврат кредита вызван неправомерными действиями должника (например хищение), то очевидно это не рыночный, а деликтный риск. Следует отметить, что данная группа риска наименее изучена и при этом достаточно сложна и непредсказуема. По этой причине в рамках настоящей работы данные виды рисков будут рассмотрены наиболее подробно;

- правовые риски (изменение законодательства, несовершенство законодательства, введение экспортно-импортных ограничений, запрет определенного вида деятельности т.п.). Это внешние виды риска, которые в условиях реформирования законодательства играют существенную роль. Среди них можно выделить подвиды по отраслям права, такие как таможенные, экспортно-импортные, налоговые и т.п. риски. Так например, налоговый риск включает невозможность гарантировать налоговую скидку из-за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате; потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом; увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем как запустить проект в эксплуатацию; решения налоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта.

По объекту риска можно выделить предпринимательский риск, угрожающий основным фондам предпринимателя, риск, угрожающий оборотным средствам, и риск, угрожающий нематериальным активам. К первому виду относятся природные, катастрофические и часть политических и деликтных рисков, непосредственно несущих угрозу движимому и недвижимому имуществу предпринимателей. Ко второму виду можно отнести часть рыночных и политических рисков, угрожающим прежде всего финансовым средствам (риск изменения цен, курсов валют и ценных бумаг, правительственный запрет на перевод валюты за рубеж). К рискам, угрожающим нематериальным активам, можно отнести риск потери репутации предпринимателем, риск утраты позиций на рынке (так называемый гудвил).

По сфере возникновения предпринимательские риски могут подразделяться на внешние и внутренние.

К внешним относятся риски непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя и находящиеся вне его контроля: речь идет о политических, экономических и других ситуациях и соответственно о потерях предпринимателя, возникающих в результате начавшейся войны, революции, неустойчивости политического режима, национализации, приватизации, запрета на платежи за границу, консолидации долгов, введения эмбарго, отмены импортной лицензии, обострения экономического кризиса в стране, стихийных бедствий, неустойчивость валютных курсов, инфляцию, изменение цен после заключения контракта и т.п. Очевидно, что все природные, политические, катастрофические, административные, а также часть рыночных рисков (риск изменения цен и курсов валют) могут быть отнесены только к внешним.

К внутренним рискам относятся риски непосредственно связанные с деятельностью предпринимателя и находящиеся под его контролем: риск неплатежа по сделке, риск невозврата кредита, риск получения товара ненадлежащего качества или с опозданием. Среди внутренних рисков можно также выделить небольшую подгруппу рисков, имеющих в основном косвенную оценку, выражающуюся в упущенной выгоде: риск потерь по внутренним злоупотреблениям, риск потери репутации предпринимателя, риск утраты позиций на рынке. По нашей классификации это риски, угрожающие нематериальным активам (деление по объекту риска).

По правовым основаниям возникновения предпринимательские риски могут быть разделены на риски, возникающие из обязательств (назовем их обязательственными или договорными) и риски, возникающие по другим причинам, не связанными с обязательствами (необязательственные, недоговорные риски). К первой группе может быть отнесена часть рыночных рисков, вытекающих из конкретной сделки (риск невыполнения договора, риск некачественного выполнения договора, риск банкротства контрагента, риск невозврата кредита, риск отказа страховщика выплатить страховое возмещение и т.п.). Ко второй группе могут быть отнесены все природные, катастрофические, деликтные, политические, правовые, административные, а также часть рыночных рисков, не связанных с конкретной сделкой (падение курсов валют, падение курсов акций и т.п.).

Не трудно заметить, что согласно нашей классификации, все договорные риски обязательно являются внутренними, но не все внутренние риски являются договорными, например, риск утраты репутации фирмы (так называемый гудвил). Аналогично все внешние риски - недоговорные (но не все недоговорные - внешние). По степени предпринимательского риска могут быть выделены нормальный, приемлемый, допустимый риск и чрезмерный, неприемлемый, недопустимый риск. Нормальный риск - это риск, нацеленный на общественно значимые результаты, в том, числе на получение предприятием прибыли, риск, подтвержденный специальными расчетами и не выходящий за рамки обычной деловой практики. Чрезмерный недопустимый риск - это риск, граничащий с авантюризмом и халатностью, риск, выходящий за рамки обычной деловой практики, риск, являющийся основанием ответственности. Возможно это наиболее важный и имеющий наибольшее значение для практики элемент классификации.

Отличия видов риска по объектам риска, по источникам опасности, по правовым основаниям возникновения и по другим основаниям обуславливают и различные правовые способы их минимизации.

1.2. Виды потерь и риска

 

            Как следует из предыдущего изложения, центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности.

            Напоминаю еще раз, что имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от задуманного сценария.

            Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.

            Говоря об исчислении вероятных потерь в процессе их прогнозирования, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата. Одно и то же случайное событие может вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, т. е. наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других.

            Так что, если случайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результаты предпринимательства, имеет неблагоприятные и благоприятные последствия, при оценке риска надо в равной степени учитывать и те и другие. Иначе говоря, при определении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных потерь сопровождающий их выигрыш.

            Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

            Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы измерения.

            Наиболее естественно измерять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, т. е. в физических единицах веса, объема, площади и др.

            Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, и выразить их одной величиной не представляется возможным. Нельзя складывать килограммы и метры. Поэтому практически неизбежно исчисление потерь в стоимостном выражении, в денежных единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся в стоимостное измерение путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса.

            Для достаточно значительного количества материальных ресурсов, стоимость которых заранее известна, потери сразу можно оценивать в денежном выражений.

            Имея оценку вероятных потерь по каждому из отдельных видов материальных ресурсов в стоимостном выражении, можно свести их воедино, соблюдая при этом правила действий со случайными величинами и их вероятностями.

            Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени.

            Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость (цену) одного часа.

            Финансовые потери - это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги.

            Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет.

            Наряду с окончательными, безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

            Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

            Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении.

            Естественно, что для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их возникновения и величины следует производить за определенное время, охватывающее месяц, год, срок осуществления предпринимательства.

            При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска важно не только установить все источники риска, но и выявить, какие источники превалируют.

            Анализируя перечисленные выше виды потерь, необходимо разделить вероятные потери на определяющие и побочные, исходя из самой общей оценки их величины.

            При определении предпринимательского риска побочные потери могут быть исключены в количественной оценке уровня риска. Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо но вероятности возникновения заведомо подавляет остальные, то при количественной оценке уровня риска в расчет можно принимать только этот вид потерь.

            Предположим, что в результате предварительного анализа удалось "отфильтровать" наиболее весомые по величине и вероятности возникновения виды потерь. Далее надлежит вычленить случайные составляющие потерь и отделить их от систематически повторяющихся.

            В принципе надо учитывать только случайные потери, не поддающиеся прямому расчету, непосредственному прогнозированию и потому не учтенные в предпринимательском проекте. Если потери можно заранее предвидеть, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и включаться в расчетную калькуляцию.

            Так, предвидимое движение цен, налогов, их изменение в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприниматель обязан учесть в бизнес-плане.[6]

Только в силу несовершенства используемых методов расчета предпринимательской деятельности или недостаточно глубокой проработки предпринимателем бизнес-плана систематические ошибки могут рассматриваться как потери в том смысле, что они способны изменить ожидаемый результат в худшую сторону.

А. Потери в производственном предпринимательстве

            1. Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки. Вероятные потери D в этом случае в стоимостном выражении определяются по формуле

DD= DОхЦ , где

О - вероятное суммарное уменьшение объема выпуска продукции;

Ц - цена реализации единицы объема продукции.

            2. Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле

DD= DЦхО , где

Ц - вероятное уменьшение цены единицы объема продукции;

О - общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции.

            3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут к потерям, определяемым зависимостью

DD=DM11+DМ2хЦ2+... , где

M - вероятный перерасход материального ресурса;

Ц - цена единицы ресурса.

            5. Перерасход намеченной величины фонда оплаты труда вследствие превышения расчетной численности либо вследствие выплаты более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным работникам.

            6. Уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе осуществления бизнес-плана ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя сторону.

            7. Не следует упускать из виду и возможности потерь в виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом не представляется возможным.

Б. Потери в коммерческом предпринимательстве

            1. Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта и не блокированное условиями договора о закупке приводит к вероятным потерям (D), определяемым по формуле

DD=Ох DЦ, где

О- объем закупок товара е физическом измерении;

Ц - вероятное повышение закупочной цены.

            2. Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с намеченным вызывает уменьшение объема реализации, т. е. масштаба всей операции. Потеря прибыли (дохода) исчисляется как произведение снижения объема закупки на величину прибыли (дохода), приходящейся на единицу объема реализации товара.

            Следует учитывать, что уменьшение объема закупки и реализации может сопровождаться снижением расходов, ибо, кроме так называемых условно-постоянных расходов, существуют затраты, пропорциональные объему операции.

            3. Потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, потребительской ценности товара, приводящие к снижению его стоимости. Уровень такого ущерба устанавливается как произведение количества утерянного товара на закупочную цену или произведение испорченного количества товара на снижение отпускной цены.

            4. Увеличение издержек обращения по сравнению с намеченными приводит к адекватному снижению дохода, прибыли. Среди возможных причин повышения издержек могут быть непредвиденные пошлины, отчисления, штрафы, дополнительные расходы.

            5. Снижение цены, по которой реализуется товар, по сравнению с проектной вызывает потери в размере объема реализации, умноженного на уменьшение цены.

            6. Снижение объема реализации, обусловленное непредсказуемым падением спроса или потребности в товаре, вытеснением его конкурирующими товарами, ограничениями на продажу, способно вызвать потери дохода и прибыли, измеряемые произведением объема непроданной продукции на отпускную цену.

В. Потери в финансовом предпринимательстве

            Как уже отмечалось, финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, потери, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству.

            И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

            Следовательно, прежде чем оценивать риск, обусловленный действием сугубо случайных факторов, крайне желательно отделить систематическую составляющую потери от случайных. Это необходимо и с позиций математической корректности, так как процедуры действий со случайными величинами существенно отличаются от процедур действий с детерминированными величинами.

Глава 2. .  Стратегии предпринимателей для предотвращения риска

2.1. Предотвращение рисков

Говоря о проблеме рисков в бизнесе, следует учитывать, что многие из предпринимательских рисков, реально существующие сегодня в нашей экономике, с одной стороны, вызваны тем, что “цивилизованные” экономические рыночные отношения в нашей стране еще только складываются и, соответственно, не являются типичными для развитых стран (там их уже “пережили” в период первоначального накопления капитала и/или просто “не отфиксировали” в силу их объективного отсутствия). С другой стороны, методы и способы ведения экономической деятельности отдельными субъектами хозяйствования и предпринимателями (как криминального, так и некриминального характера), доставшиеся в “наследство” от эпохи социализма, в свою очередь обусловили присущие только нашей стране разновидности рисков и их проявлений. В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок продукции и так далее, обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности той поры. В классической рыночной экономике первостепенными элементами риска являются относительная неопределенность конъюнктуры рынка, поведения потребителя и ряда других экономических факторов. Надо подчеркнуть, что в странах со стабильным политическим режимом и устоявшимися экономическими принципами регулирования рынка, значение неэкономических факторов существенно ниже, чем в современной России, или, во всяком случае, эти факторы достаточно неплохо просчитываются.

Правда, следует отметить, что теория предпринимательского риска далеко не полностью сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там накоплен огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.

В условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого предпринимателя выражается, прежде всего, в уровне прибыли. Это определяет эффективность деятельности и возможность дальнейшего существования. При этом предприниматель должен удовлетворять общественный спрос на товар (услугу) - и в этом случае банкротство ему не грозит. Рисковые факторы будут не только минимальными, но и управляемыми. Однако, внешние и внутренние факторы, обуславливающие деловую активность и финансовую устойчивость в условиях рыночной экономики, очень динамичны, и чаще всего успешно следить за ними и контролировать их можно с помощью различных элементов и рычагов маркетинга. Именно маркетинг дает возможность управлять рисками, повышать вероятность устойчивости бизнеса в условиях развития.
В стохастических системах наличие риска является объективной реальностью. Управление риском - одно из главных направлений работы при принятии решений в области бизнеса.[7]

Можно выделить несколько вариантов стратегии предпринимателя, связанных с принятием решения в условиях повышенной неопределенности.
Первый вариант - избежание риска. Фактически это предполагает стагнацию бизнеса, ибо в таком случае проблематичным представляется получение прибыли, что и составляет смысл предпринимательства. Действительно, казалось бы логичное предпринимательское решение - отказ от действий, связанных с риском, из-за опасений в случае неблагоприятных последствий потерпеть неудачу, в принципе невозможен в условиях расширенного воспроизводства.

 Второй вариант - принятие риска. Эта стратегия предполагает то, что предприниматель сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Данный вариант также не представляется оптимальным в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная прибыль - не соотносится с целью бизнеса. Очевидно, что основные просчеты в данном случае - отсутствие соответствующего анализа состояния рынка и его динамики, факторов риска и гибкого реагирования на изменившиеся условия. Стратегия принятия риска используется бизнесменами наиболее часто, при этом известны примеры того, как даже в случае приближения неблагоприятных последствий, предпринимателям удавалось с нулевыми потерями выходить из сложных ситуаций. Анализ постфактум показывает, что в таком случае важно было, пользуясь авиационной терминологией, не пропустить “скорость принятия решения” и “точку возврата”. Иными словами, речь идет о том, что корректировка ранее принятых решений и действий в ключевых с точки зрения управления бизнес-процессом моментом позволяет минимизировать негативные последствия. То есть, фактически действия предпринимателя осуществляются в соответствии с третьим вариантом стратегии.

Третий вариант - управление риском, то есть его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по его минимизации. Пожалуй, это наименее редко (в осознанном виде, т.е. с фиксацией работ и их этапов по оценке возможных рисков, разработке соответствующих планов и действий и т.д.) применяемая сегодняшним российским предпринимателем стратегия поведения в бизнесе. Среди основных видимых проблем - отсутствие в реальном бизнесе достаточной “критической массы” накопленных и “раскрученных” положительных результатов бизнеса, построенных на научной основе; низкая культура предпринимательства; отсутствие информационной инфраструктуры, позволяющей вычленять основные факторы риска в той или иной области предпринимательства; возможности - во всяком случае, потенциальные - получения прибылей и сверхприбылей безотносительно к рыночной ситуации (криминальные и полукриминальные сектора бизнеса как наиболее прибыльные, связи с коррумпированными чиновниками, позволяющие получать значительные преимущества, махинации при приватизации и использовании госбюджетных средств и т.п. ). Вместе с тем, по мере приближения к цивилизованному рынку, именно управление риском должно становиться ведущей стратегией предпринимателя, нацеленного на достижение успеха.

Управление рисками - специфическая область маркетинга, требующая дополнительных знаний в области теории фирмы, страхового дела, системного анализа, анализа хозяйственной деятельности предприятий, и т.д. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимательства - в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем выше ожидаемая прибыль проекта, тем выше риск. Качественное управление риском повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность ухудшения финансового положения.

В этой связи есть смысл ввести еще одно понятие - политика риска - которое можно понимать как совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения уже в момент самого его принятия, тем самым, сократив возможные негативные последствия этих решений на других стадиях функционирования фирмы.

Принятие финансовых решений тесно связано с учетом всех видов риска, так как прогнозируемая рентабельность бу­дущей деятельности может не быть достигнута из-за не­ожиданных и неопределенных обстоятельств. Экономи­ческие колебания, изменения во вкусах клиентов, действия конкурентов, забастовки, нехватка сырья, пожары, войны, новые непредвиденные правительственные постановления могут свести на нет даже самые квалифицированные управленческие решения. Финансовый менеджер должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наибо­лее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения нега­тивных последствий риска даже в случае самых неблаго­приятных для фирмы событий.

В большинстве крупных фирм за это отвечает специа­лист, которого называют «менеджер по риску». Во многих случаях он разделяет ответственность за различные виды риска с другими менеджерами фирмы. В частности, ме­неджер по риску вместе с финансовым менеджером за­нимаются вопросами определения степени риска всех ви­дов деятельности и оценкой их последствий, выбора вида страхования, финансовых расчетов в области страхования, самострахованием. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с ответственным за кадровую работу, инже­нером по технике безопасности и др.[8]

Значительно уменьшить риск можно квалифицирован­ной работой в области управления, минимизируя физи­ческие виды риска передачей части риска другим инди­видуумам или организациям путем хеджирования (см. ниже), страхо­ванием бизнеса, а также страхованием служащих.

Обычный риск в бизнесе может быть уменьшен, если хорошо поставлена работа в области управления. Эффектив­ное прогнозирование и планирование дают возможность финансовому менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов кли­ентов. Активная деятельность по изучению и предвидение возможных действий конкурентов могут помочь бизнесу адекватно на них отреагировать. Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих и рабо­чих способствуют предотвращению проявления недоволь­ства работников, включая забастовки.

Фирма может уменьшить свои потери, используя метод самострахования, связанный с образованием специального резервного фонда и покрытием убытков за счет части своих оборотных финансовых средств. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относи­тельно невелика по сравнению с имущественными и фи­нансовыми параметрами всего бизнеса. Например, круп­ной корпорации нецелесообразно через страховую компа­нию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональ­ные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.

Важное значение в уменьшении риска имеет правильное управление финансами, что было рассмотрено в предыду­щей главе. Ключевую роль здесь играет финансовый ме­неджер. Он может уменьшить потенциальные финансовые трудности путем своевременного направления долго­срочных инвестиций в прибыльные предприятия, а также правильного определения комбинаций разумного риска и надежности при использовании финансовых ресурсов фирмы. Кроме того, финансовый менеджер при правильном управлении оборотным капиталом может обеспечить нали­чие необходимого количества активов для покрытия не­предвиденных финансовых потерь фирмы.

2.2.  Методы выхода из рисковых ситуаций

Рассмотрим некоторые практические вопросы, с кото­рыми сталкивается предприниматель, начиная свой бизнес. В первую очередь это ответственные, связанные с приня­тием на себя полного риска решения о размещении и использовании материальных, сырьевых, финансовых, кадровых и других ресурсов. Главная проблема разумного распределения ресурсов в бизнесе связана с вечной пробле­мой - конфликтом между неограниченными желаниями и ограниченными возможностями. Здесь чаще всего возникает несколько вопросов общего плана, которые нужно знать и помнить любому предпринимателю:[9]

-какие конкретно товары (или услуги) будут произво­диться (предоставляться);

-кому эти товары или услуги будут предназначены;

-каким образом товары (или услуги) будут произво­диться (осуществляться);

-насколько нужно ежегодно увеличивать поступления ресурсов (материалов, сырья, финансов, кадров и т. д.) для обеспечения роста производства.

Правильная постановка этих вопросов и их учет при организации дела могут уменьшить риск предпринимателя уже на самом начальном этапе бизнеса. В США использо­вание и размещение ресурсов весьма эффективно, что свя­зано с несколькими факторами, среди которых выделяют­ся:

-суверенитет потребителя (его свобода выбора любого продукта или услуги);

-необходимость получения прибыли, без чего любая фирма быстро разорится;

-конкуренция и производительность труда.

В этом отношении нередко ма­лые фирмы, в которых ведущую роль играют предприни­матели, управляют ресурсами более эффективно.  Важное место в начальный период любой предпри­нимательской деятельности занимает определение шансов на коммерческий успех всего дела, или, иными словами, степени коммерческого риска, результатов инвестиционной политики фирмы или ее хозяйственной деятельности.

Процесс управления предпринимательским риском обобщенно может быть представлен в виде следующей схематичной последовательности действий: выявление предполагаемого риска - оценка риска - выбор методов управления риском - применение выбранных методов - оценка результатов.

Знать о возможном наступлении риска предпринимателю необходимо, но далеко не достаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, причем следует оценить вероятность того, что некоторое событие действительно произойдет, а затем - каким образом оно повлияет на экономическое положение фирмы.

Выявление риска может осуществляться различными способами: от сложного вероятностного анализа в моделях исследования операций, до чисто интуитивных догадок.

Поэтому, стоит упомянуть также стратегию, построенную на “ощущении” предпринимателем риска. Если отбросить трудно поддающуюся описанию и анализу “личностную” составляющую (“чувствую риск” - “не чувствую”. Заметим, что это “чувство риска” в некоторых случаях является весьма эффективным качеством успешного предпринимателя), то, по сути, данная стратегия, может быть отнесена к третьему варианту. Имеется ввиду, что “ощущение риска” возникает тогда, когда при отсутствии целостной картины ситуации и ее развития, отдельные элементы данной картины, заставляют предположить возможное негативное развитие ситуации. В основе этого, как показывает практика, лежит отсутствие достаточных знаний или практики исследований риска и разработки и внедрения мероприятий по управлению риском с одной стороны, и некоторый опыт ведения бизнеса с другой. Результаты принятия решений в такой ситуации - как положительные, так и отрицательные - показывают, что просчитать в каждом конкретном случае последствия весьма затруднительно (повторим, что “за скобками” остались случаи постоянно удачливой интуиции и т.п.). В итоге недостаток информации заставляет предпринимателя уделить должное внимание ее поиску и соответствующим исследованиям риска, его последствий и мер по минимизации, т.е. специфическим маркетинговым исследованиям.

            В числе прикладных способов построения кривой риска выделим статистический, экспертный, расчетно-аналитический.[10]

            Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.

            Если статистический массив достаточно представителен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, которая и есть искомая кривая риска.

            Отмечу одно важное обстоятельство. Определяя частоту возникновения некоторого уровня потерь путем деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число случаев и те предпринимательские сделки, в которых потерь не было, а был выигрыш, т. е. превышение расчетной прибыли. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными.

            Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

            Можно даже ограничиться получением экспертных оценок вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках. Иными словами, надо установить экспертным образом показатели наиболее возможных допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности.

            По этим четырем характерным точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь. Конечно, при небольшом массиве экспертных оценок график частот недостаточно представителен, а кривую вероятностей, исходя из такого графика, можно построить лишь сугубо приближенным образом. Но все же определенное представление о риске и характеризующих его показателях будет, а это уже намного больше, чем не знать ничего.

            Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей предпринимательского риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску.

            И все же можно, например, исходить из гипотезы, что имеет место закон распределения потерь. Однако и в этом случае предстоит решить непростую задачу построения кривой риска.  В заключение еще раз можно отметить, что методы анализа и оценки предпринимательского риска во многом еще надлежит разрабатывать, создавать.

ГЛАВА 3. Современное состояние предпринимательства в РФ

3.1. Состояние и проблемы предпринимательства в России

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов  предпринимательства в общем ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут­ренних возможностях развития предпринимательства.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных  бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не толь-
ко не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Что же конкретно мешает предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы бизнеса можно разделить на следующие группы:

1.   Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2.   Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3.   Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4.   Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

1.   Недостатки налоговой системы

3.   Низкий платежеспособный спрос населения

4.   Высокая арендная плата

5.   Экономическая политика государства

6.   Недоступность кредитов

7.   Дороговизна сырьевых ресурсов

8.   Слабое развитие внутреннего рынка

9.   Высокие тарифы на перевозки.

10.   Отсутствие производственных площадей.

    Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1% (в 2001 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

   По сравнению с предыдущим годом среднесписочная численность работников всех малых предприятий в 2002 г. уменьшилась на 4,7%.

Распределение общей численности занятых на МП по отраслям экономики приводится на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение общей численности занятых на МП по отраслям экономики

Сегодня в малом бизнесе число работников по найму примерно равно числу непосредственных организаторов дела (предпринимателей). Исходя из этого соотношения, на наш взгляд, и нужно строить политику поддержания занятости населения в данной сфере.

Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.

3.2. Перспективы развития предпринимательской деятельности и условия снижения риска

            Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки"[11]. Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

            Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­приятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе предпринимателей, подавляющее число их отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, по­шлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодатель­ный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституцион­ным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость.

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов мест­ного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные нало­ги.

            Интересы предпринимателей и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует. Это хорошо иллюстрирует данная таблица 1.

                                                                                                                                 Таблица 1

Предпринимателит, пользовавшиеся в 2002 г. теми или иными кредитными источниками (в % к числу респондентов)


Источник кредитования

Направление использования кредитов

Финансовые капиталовложения

Кредитование оборотных средств

Сбербанк

6,6

5,0

Другие коммерческие банки

7,5

8,8

Крупные фирмы-партнеры

9,9

10,2

Малые фирмы-партнеры

10,6

10,2

Физические лица

27,0

24,9

 

Мы считаем, проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

Таким образом, мы пришли к выводу, что отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость самой системы страхования для субъектов МП, особенно в производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования предпринимателей  государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для МП, с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих предпринимателей.

Заключение

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если предприниматель не идет на риск, то он в конце концов терпит банкротство. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать соответствующие кадры. Каждое действие предпринимателя несет в себе возможность неудачи, потерь.

Существует три стратегии предпринимательского риска: принятие риска, избежание риска, управление риском.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если предприниматель не идет на риск, то он в конце концов терпит банкротство. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать соответствующие кадры. Каждое действие предпринимателя несет в себе возможность неудачи, потерь. Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая

2. Аршенков В.Г. Экономика. - М.: Инфра-М, 1995. - 327 с.

3. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2000.

4. Белов А. Субъекты предпринимательской деятельности. //Право и экономика - 1999.  №6 – С. 27.

5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ЮКЭА, 1998. – 528с.

6. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. -М.,2001

7. Грачев И. Развитие малого предпринимательства./ Деньги и кредит . 1997. -№1- С.15-21.

8. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996

9. Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 1997.

10. Жилинский  С.  З.  Правовые  основы  предпринимательской  деятельности  :  курс  лекций.  - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998.

11. Жеребцов  А.  П.  Проблемы  квалификации  незаконного  предпринимательства // Рос.  юрид.  журнал.  1998.  №  2.  С.  40-50.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс, 2002.

13. Карлоф Б. Деловая стратегия.   -М., 2003.

14 Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М.,1997

15. Курс экономики В.А. Райсберг           Инфра-М., 2000.

16. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.

17. Липсиц И.В. Экономика. – М., 2002.

19. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1993.

20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы медеджмента. М: Дело, 2000.

21. Моисеев  М.  Предпринимательская  деятельность  граждан:  понятие  и  конститутивные признаки // Хозяйство  и  право.  2001.  №  3.  С.  72-80.

22. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

23. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

24. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика . 1996. - №2. -С.3-15.

25. Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 2002 . -№34 . -С.1-3.

26. Райзберг Б.А. "Курс экономики". М: Инфра-М, 1999

27. Семеусов  В.  А.  Предпринимательство  и  право:  Учеб.  пособие.  -  Иркутск:  Изд-во  ИГЭА,  2000.    

28. Теория переходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.

29. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М: Прогресс, 2001.

30. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М: 2003.

31. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М. , 2000.

32. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М: 2000.

33. Черников Г.П. Предприниматель-кто он? М: Межд. отношения, 2003.

34. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.

35. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России             ( спецкурс )  // Российский экономический журнал . 1997 . - №5-6,7. -С.84-101,83-99 .

36. Экономический рост и подъем народного благосостояния. / Под. ред. Е.Г. Антосенкова. – М., 2001. – С. 36.

37. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М., 1999.

38. Экономика./ под ред. доц. Булатова А.С., 2-е изд., М.: БЕК,2002.




[1]Жилинский С. З. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательс-кое право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998. С. 50.

[2] Хоскинг А. Курс предпринимательства. М: 2003

[3] Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 2002. -№34 . -С.1-3.

[4] Черников Г.П. Предприниматель-кто он? М: Межд. отношения, 2003.

[5] Моисеев  М.  Предпринимательская  деятельность  граждан:  понятие  и  конститутивные признаки // Хозяйство  и  право.  2001.  №  3.  С.  72-80.

[6] Семеусов  В.  А.  Предпринимательство  и  право:  Учеб.  пособие.  -  Иркутск:  Изд-во  ИГЭА,  2000.    

[7] Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика . 1996. - №2. -С.3-15.

[8] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М. , 2000.

[9] Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.

[10] Черников Г.П. Предприниматель-кто он? М: Межд. отношения, 2003.

[11] Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

Похожие работы на - Предпринимательский риск

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!