Педагогическое мастерство

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,79 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогическое мастерство

   План:

1. Различные подходы толкования сущности педагогического мастерства.

2. Структурные компоненты педагогического мастерства.

3. В основе педагогического мастерства - методика формирования навыка чтения.



































1. Различные подходы толкования сущности педагогического мастерства.

    Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения, все же главную роль играет учитель. Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны. Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т.е. такой, который имеет высокие и обширные познания и по своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать своего воспитанника, или по крайней мере искренно и всеми силами к этому стремиться. Если всякому порядочному работнику, то тем более учителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда не пользоваться негуманными мерами воздействия на него.

     Чернышевский придавал большое назначение педагогическому мастерству учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой.

     Он также считал, что учитель, правильно понявший свое назначение. Как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения.

     Также среди сочинений А. С. Макаренко можно вычленить проблему педагогического мастерства учителя. Макаренко был глубоко уверен в том, что каждый учитель может стать при желании хорошим педагогом - воспитателем через несколько лет работы в хорошем коллективе. Выступая перед учителем, он говорил: «Даю вам честное слово, я себя не считал и не считаю сколь - нибудь талантливым педагогом. Но я много работал, считал себя и считаю работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

     Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. А. С. Макаренко утверждал, что педагог - это самая решающая фигура в учеьно-воспитательном мастерстве. Поэтому он тоже придавал значение педагогическому мастерству, педагогическому призванию, интуиции и технике воспитателей. Под педагогическим мастерством, в советской педагогике, понимается: «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».

2. Структурные компоненты педагогического мастерства.

    В содержании этого определения можно вычленить такие признаки, как владение знаниями, обобщенными специальными умениями, необходимыми педагогу в его практической деятельности, педагогическое призвание. Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства.

     Одним из основных компонентов педагогического мастерства А. С. Макаренко называл педагогическую технику, придавал ей существенное значение в практической деятельности педагога. Это понятие впервые было введено в педагогическую науку А. С. Макаренко как сложное синтетическое понятие, включающее в себя различные педагогические умения и навыки, управление своим поведением и воздействие на личность и коллектив в целях достижения образовательно - воспитательных задач. В содержание педагогической техники А. С. Макаренко включал технику общения, предъявления требования, создания дисциплины, организации завтрашней радости, организации режима и наказания. Без этого ни один педагог не может стать хорошим воспитателем. «Не может бать хорошим воспитатель, который не владеет мимикой.»

    Психологическая зоркость. Чтобы безошибочно воздействовать на ученика, педагог должен «прозревать» его душу, видеть его волнения, понимать психологическое состояние ребенка. Для этого необходимо прежде всего наблюдательность, иметь хорошее физическое зрение. Именно психологическая зоркость помогала А. С. Макаренко понимать мотивы своих воспитанников, обнаруживать виновных в совершении тех или иных нарушений дисциплины.

     Интуиция педагога. В словаре иностранных слов интуиция в переводе с латинского переводится как «пристально, внимательно смотреть» и означает «чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте».

     Школьная реформа предъявляет возросшие требования к учителю советской школы вообще, начальных классов в особенности. Высокие требования к личным и деловым качествам, ярко выраженный профессионализм во всем, на каждом шагу, каждую минуту нашей жизни - это и есть тот идеал учителя - воспитателя. Только такие учителя смогут успешно справляться с поставленными перед советской школой задачами.





Педагогическое мастерство


                Духовно - нравственная            Теоретическая и практическая

                и интеллектуальная го-              готовность к творческому

                товность к творческому             применению потенциала

                турных ценностей обще-            ности

                ства

 

                                                                    общие                   психо-физиоло-

      ценностные               культура             знания,                 гические и физи-

      ориентации               педагога             умения,                 ческие свойства              

      и приоритеты                                       навыки                  личности имею-

      педагога, пот-                                                                     щие профессио-

      ребности и ин-   общая   профес-                                      нальное значение

      тересы                              сиональная         профессиональные

                                                                                      ЗУН

     общие    профес-

                   сиональные                            общие                 специальные

                                                        профессиональные       профессиональные

                                                                   ЗУН                            ЗУН

            самосознание педагога

 личностное         профессиональное

 

личностная и профессиональная

концепция идеального Я-педагога.

     В Караевской сельской школе Костромской области работает учитель методист Светлана Николаевна Королева. В основе педагогического мастерства лежит отточенная годами методика формирования навыка чтения, который, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи, познавательных интересов, на культуру умственного труда, овладение приемами самостоятельной работы и , наконец, на общее развитие младшего школьника.

     В методической литературе основательно и полно освещен вопрос о четырех сторонах навыка чтения, его правильности, сознательности, беглости и выразительности. Методическое мастерство ее состоит в умении предупредить случаи возможного искажения детьми малознакомых и редко употребляемых слов. Все эти слова выносятся на доску и по ним проводится предусмотренная методикой разнообразная словарная работа (до чтения текста и после него). Кроме того, на уроках чтения используются толковые словари, для того, чтобы обогащать и активизировать словарь детей. Также Светлана Николаевна пользуется чтением про себя. Это - обязательный элемент каждого урока чтения с заданием подумать, какое слово или выражение учащимся неясно, какое выражение понравилось, заинтересовало. Затем они уточняют смысл слова и просторечные слова заменяются более точными литературными словами. Самый действенный прием выработки навыка правильного чтения - это контроль за чтением учащихся. За правильностью следят все дети и прежде всего сама Светлана Николаевна. Одна из задач словарной работы - устранение неправильного произношения слов русского языка. При работе над каким-нибудь словом дети иногда ставят неправильное ударение, чтобы это больше не повторялось они читают слово (которое им непонятно) в тексте, составляют с ним предложения и повторяют несколько раз в правильном звучании. Беглость чтения достигается неоднократным возвращением к тексту со специальным заданием: найти и прочитать необходимое выражение, подобрать подпись, соответствующую картинке на доске. Такое задание рассчитано на расширение поля чтения, увеличение темпа сознательного перечитывания текста и сопоставления его с содержанием изображенного на картинке.

    Сознательность чтения предполагает осмысление взаимосвязи описываемых событий, умение выделить главное в законченном по смыслу отрывке, определить с помощью учителя смысл всего произведения в целом. Выясняя с детьми идею произведения, т.е. что хотел сказать писатель, Светлана Николаевна тщательно продумывает систему вопросов и заданий, направленных на выяснение мотивов поведения действующих лиц. Она умело организует непринужденную беседу с детьми по выявлению причин, поступков героев. Все это ведет к выяснению идеи произведения, следовательно, характеризует сознательность чтения. Она также обращает внимание не только на понимание слов, но и на умелое использование при воспроизведение текста синонимов, образных выражений, подобных авторским. При пересказе она обращает внимание на то, какими языковыми средствами пользуется ученик, передавая содержание прочитанного. Надо подобрать более точные слова и выражения, используя в своем рассказе понравившиеся выражения автора, которые характеризуют отношение автора к герою, его поступкам. Второклассники Королевой самостоятельно ориентируются в тексте, быстро и точно находят слова и выражения, которые автор использует для изображения действующих лиц, природы, описания событий.

     Творчески реализуя задачи реформы школы, Королева видит устойчивую связь и взаимосвязь между формированием навыка чтения умением младшего школьника работать с текстом и общим развитием ученика, пробуждением устойчивого интереса к чтению.



























Литература.

1. И. П. Андриади. Основы педагогического мастерства. М.: 1999.

2. В. З. Смирнов. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. М.:1957.

3. А. В. Плеханов. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве воспитателя. Нач. шк. №2. 1988.

4. Н. М. Неусыпов, В. А. Васильева и др.. В основе педагогического мастерства - методика формирования навыка чтения. Нач.шк. №10.1988.





 

Похожие работы на - Педагогическое мастерство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!