Органы управления финансами

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    105,08 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Органы управления финансами


СОДЕРЖАНИЕ:

С.

         Введение                                                                                                             3

         1. Сущность и органы управления финансами                                                 4

             1.1. Сущность управления финансами                                                                 4

             1.2. Государственные органы управления финансами                                 9

             1.3. Органы управления финансами на уровне предприятия                    15

         2. Финансовое планирование и прогнозирование                                          18

             2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов                       18

             2.2. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование                        20

             2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта                          22

         3. Финансовый контроль                                                                                 25

             3.1. Сущность, модели и формы финансового контроля                           25

             3.2. Методы финансового контроля                                                            27

             3.3. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля                            29

         Заключение                                                                                                       31

Список литературы                                                                                          34

Приложения                                                                                                      35








Введение

        

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее зна­чение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономи­ческих реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось дирек­тивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, пос­кольку как такового его вообще не было.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый ры­нок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и ду­ховные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции оп­ределяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. матери­альных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем. Управление финансами осуществляется при помощи специальных органов, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим деятельность органов управления финансами, их функции и выполняемую ими роль в управлении финансами.

1. Сущность и органы управления финансами

1.1. Сущность управления финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ­ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ­лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу­ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты.[1]

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государст­венной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими слова­ми, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.[2]

К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:

формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

государственное регулирование цен естественных монополистов;

защита контрактных отношений между субъектами рынка, обес­печивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

проведение эффективной таможенной политики;

содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов госу­дарство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предель­ных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное управление финансами осуще­ствляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утвержде­нию государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного раз­мера государственного долга и т. д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспече­ние: (а) относительного баланса экономических институтов государ­ства, юридических и физических лиц; (б) бездефицитного государственного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как осно­вополагающего элемента в финансовых отношениях.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления — это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.[3] К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов. Финансовое планирование в управлении финансами играет ведущую и направляющую роль и осуществляется на основе планов, отражающих формы и методы распределения финансовых и кредитных ресурсов в отдельных звеньях финансово-кредитной системы.

Организация. Эта функция управления финансами выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управ­ления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязан­ностей каждого органа. В более широком смысле данная функция предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных

документах.

Координация. В области управления финансами координа­ция означает обеспечение единства действий финансовых орга­нов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами пред­приятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предло­жений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных фи­нансовых затруднений.

Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за пред­приятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетво­рением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование ма­териальной заинтересованности стало объективной необходимо­стью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных ин­тересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами от­дельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели пред­принимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйст­венной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установ­лении справедливой системы налогообложения, соблюдении эконо­мически целесообразных пропорций в распределении чистой при­были предприятий на накопление и потребление.

Стимулирование означает и определенную материальную от­ветственность за результаты хозяйственной деятельности. Фи­нансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

Конкретной формой материальной ответственности на пред­приятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погаше­нии банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффек­тивной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного зако­нодательства. К отдельным работникам предприятий и хозяйст­венных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отноше­ний основан на общих принципах системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система госу­дарства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и  внебюджетных  фондов,   а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора эконо­мики направлен на выполнение денежных обязательств перед госу­дарством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности в расхо­довании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кре­дитов, а также на соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.



1.2. Государственные органы управления финансами

Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законода­тельных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Фран­ции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые зако­ны и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства.

Парламенты также утверждают отчеты об исполнении госу­дарственного бюджета, законы о налогах, устанавливают пре­дельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами находится в веде­нии финансового аппарата, главное звено которого — министер­ство финансов. Оно разрабатывает финансовую и налоговую по­литику государства, политику в области государственных расхо­дов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение.

Следует отметить, что в каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, которое составляет расходную часть федерального бюджета.

Во всех развитых западных странах ведущими подразделе­ниями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступление, и управление та­моженных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный мате­риал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет.

Важное подразделение министерства финансов — управле­ние внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

В состав министерства финансов входит управление контро­ля за денежным обращением.

В Великобритании управление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета.[4]

Управление финансами в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, высшие законодательные органы власти — Госу­дарственная Дума и Совет Федерации, территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного са­моуправления.

В компетенцию федеральных органов исполнительной и зако­нодательной власти входит рассмотрение, утверждение феде­рального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, утверждение отчета об их исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обяза­тельных платежах, оно устанавливает предельный размер госу­дарственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, Феде­ральное Собрание разрабатывает также финансовое законода­тельство.

Важнейшим органом, управляющим финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Структура управления Министерства финансов РФ представлена в приложении 1.[5]

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнитель­ной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирую­щим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:[6] совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолиди­рованного бюджета РФ; осуществление в пределах своей компетенции государственного фи­нансового контроля; разработка и реализация единой политики в сфере развития финансо­вых рынков в РФ; участие в разработке и проведении единой политики в сфере формиро­вания и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финан­сов РФ выполняет большой объем функций (в Положении закреплено 62 по­зиции, раскрывающие содержание этих функций). Перечислим некоторые из важнейших функций: участвует в работе по составлению долговременных и крат­косрочных прогнозов функционирования экономики; совместно с федеральными органами исполнительной вла­сти определяет потребность в государственных централизованных финансовых ресурсах; подготавливает предложения о распределении их между фе­деральным бюджетом и государственными внебюджетными фон­дами; организует работу по составлению проекта федерального
бюджета,   прогноза  консолидированного   бюджета  РФ; разрабатывает проекты нормативов отчислений от феде­ральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из феде­рального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; обеспечивает исполнение федерального бюджета и государ­ственных внебюджетных фондов; разрабатывает при участии Министерства по налогам и сбо­рам РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в работе по совершенствованию страхо­вой деятельности в стране; разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми орга­низациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важным департаментом Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Федеральное казначейство РФ создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства – начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главные задачи органов казначейства:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнениe этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным орга­нам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Прави­тельства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государст­венных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресур­сами в пределах установленных на соответствующий период государствен­ных расходов; управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и дру­гими уполномоченными банками государственного внутреннего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов по вопро­сам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятии, учреждении и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет следующие функции в области внешнеэкономиче­ской и инвестиционной деятельности: разработку основных направлений инвестиционной полити­ки с участием заинтересованных министерств и ведомств; разработку предложений внешнеэкономической политики; развитие экономических связей в России и осуществлении совместных программ и проектов с участием заинтересованных
министерств и ведомств; определяет осуществление внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, а также объем федеральных
валютных поступлений и платежей; участвует в формировании баланса привлечения и использо­вания иностранных кредитных ресурсов, в установлении экс­портных и импортных тарифов и пошлин; осуществляет подготовку предложений в области регулиро­вания внешнеэкономической деятельности с участием заинтересованных министерств и ведомств.

Важное место в управлении финансами занимает Государст­венная регистрационная палата при Министерстве экономи­ческого развития и торговли РФ, созданная в 1994 году. В ее функции входит: регистрация предприятий с иностранными инвестициями; ведение государственного реестра предприятий с иностран­ными инвестициями и аккредитации представительств иностран­ных компаний; регистрация российских инвестиций за рубежом.

Министерство экономического развития и торговли РФ при проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов предусматривает долевую государствен­ную поддержку в размере до 40% стоимости проекта.[7]

Особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 2 декабря 1990 г (в ред. ФЗ от 26 апреля 1995 г с последующими изменениями и дополнениями). Централь­ный банк РФ (Банк России), являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные правовые акты, обязательные для федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и другое имущество Банка России являют­ся федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Ду­ме федерального Собрания РФ.

Полномочия Банка России в области управления финансами ограничиваются проведением единой государственной денежно-кредитной политики, монопольным осуществлением эмиссии на­личных денег и их обращением.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: осуществлять контроль за соблюдением налогового за­конодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; ежемесячно представлять финансовым органам и органам Феде­рального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; осуществлять возврат из­лишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с нало­гоплательщиков штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой полиции нацелена на выполне­ние функций по предупреждению, выявлению, пресечению и рассле­дованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являю­щихся преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответствен­ность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Та­моженного комитета относятся: проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами; проверка доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых та­моженными органами; приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении ими таможенного законодательства; взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных на­логовым законодательством.

1.3. Органы управления финансами на уровне предприятия

         В условиях перехода к рыночным отношениям в РФ исключительное значение приобретает эффективное управление финансами предприятий различных форм собственности.

На уровне предприятия организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и за­висит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельно­сти. Крупные компании соответственно имеют хорошо структуриро­ванный многочисленный штат финансового управления. Как прави­ло, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важ­нейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.[8]

На крупных предприятиях и в акционерных обществах аппаратом управления финансами может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К этим подразделениям могут относиться финансовый отдел, планово-эко­номический отдел, бухгалтерия, лаборатория (бюро, сек­тор) экономического анализа и т. д. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о фи­нансовой дирекции или подразделении. Положение вклю­чает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствую­щего субъекта, права и ответственность дирекции.

Основные функции финансовой дирекции следующие:[9]

определение цели финансового развития хозяйству­ющего субъекта;

разработка финансовой стратегии и финансовой про­граммы развития хозяйствующего субъекта и его под­разделений;

определение инвестиционной политики; разработка кредитной политики;

установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;

разработка плана денежных потоков, финансовых пла­нов хозяйствующего субъекта и его подразделений;

участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;

обеспечение финансовой деятельности (использова­ние денежных средств, получение прибыли и т. п.) хозяй­ствующего субъекта и его подразделений;

осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т. д.;

осуществление страхования от коммерческих рисков, залоговых, трастовых, лизинговых и других финансовых операций;

ведение бухгалтерского и статистического учета в об­ласти финансов, составление бухгалтерского баланса хо­зяйствующего субъекта;

анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений.

Организационная структура управления финансами на предприятии может выглядеть следующим образом (приложение 2).[10]

В управлении финансовой деятельностью ключевой фи­гурой является финансовый менеджер. На крупных пред­приятиях и акционерных обществах целесообразно фор­мировать группу финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляются конкретное направление работы и определенные обязательства. Во главе группы стоит ве­дущий финансовый менеджер (лидменеджер). Деятель­ность финансового менеджера регламентируется его дол­жностной инструкцией, включающей в себя и квалифика­ционную характеристику финансового менеджера.

В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называ­ют финансовым директором. Функции и задачи финансового менед­жера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахожде­ние путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосроч­ном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно сво­бодных денежных средств.

        
















2. Финансовое планирование и прогнозирование

2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов

Одним из инструментов управления финансами выступает плани­рование. Существуют разнообразные определения понятия «планиро­вание». Однако можно выделить ряд признаков, которые характери­зуют эту деятельность. К ним можно отнести: регламентирован­ность (упорядоченный процесс); связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; времен­ной характер.

Под планированием понимают процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного ха­рактера и определение путей наиболее эффективного их достижения.[11] Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой ре­зультат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в каче­стве действенного инструмента достижения поставленных целей по­средством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевремен­ном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относитель­ная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предпо­лагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финан­совые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему фи­нансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения за­дач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (норма­тивами), установленными законодательством РФ, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного само­управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и рас­ходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация пер­спективных финансовых планов, финансовых балансов, а также ба­лансов движения доходов и расходов населения.

Для финансового планирования особое значение имеет та инфор­мация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное пред­ставление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование — это прежде всего обоснование по­казателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.[12]

Главной целью финансового прогнозирования является определе­ние реально возможного объема финансовых ресурсов и их потреб­ности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финан­совой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

2.2. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представ­ляет собой комплекс мер, посредством которых государство осу­ществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономичес­ких процессов посредством налоговых инструментов.[13]

Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики и мест прогнозирование налоговых поступле­ний. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий учета большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

В нашей стране планирование налоговых доходов федерального бюджета осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам.

Процесс прогнозной работы включает в себя несколько этапов.

1 этап — аналитическая стадия сбора и обработки информации.

2 этап — Минэкономразвития представляет Минфину прогно­зируемые на следующий год и среднесрочную перспективу мак­роэкономические показатели, от которых зависит размер налого­вых поступлений.

3 этап — с учетом представленных данных Минфин РФ проводит расчет доходов консолидированного бюджета по основным налоговым поступлениям.

4 этап — на основании произведенных расчетов Минфин РФ формулирует свои предложения относительно корректировок на­логового законодательства, которые представляются им в Государ­ственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на оче­редной финансовый год.

В налоговом планировании используются разные методы: ими­тационные, многомерные и корреляционные методы; факторный и кластерный анализ и др.

Наиболее широко распространен в налоговом планировании факторный анализ. Он проводится по каждому налогу и позволя­ет более или менее точно определить, каким будет объем поступ­лений в будущем году по этому налогу.

Большое значение для выполнения плановых налоговых обязательств имеет принятая налоговая концепция. В зависимости от того, какова налоговая концепция. Можно говорить и о степени регулирующего воздействия налогов на хозяйственную жизнь.

В настоящее время для действующей в России модели налого­вой системы характерны следующие недостатки:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фис­кальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубеж­ными странами имеют косвенные налоги (НДС, различные сборы). Причем доля косвенных налогов постоянно растет, а доля прямых налогов падает.

3. Усложненность налоговой системы РФ. В настоящее время в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Необходимо существенно сократить число налогов, объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу.

4. Неэффективность существующих льгот. Льготы должны иметь временный и направленный характер и должны предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям, как это часто бывает сейчас.

5. Недостаточно эффективным является контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов.[14]

6. Частое изменение налогового законодательства, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

В настоящее время большинство экспертов согласны с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:

постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, снизить налоговую нагрузку на реальных произво­дителей;

упростить налоговую систему, сделать ее понятной;

утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, что­бы исключить введение субъектами РФ и муниципальными об­разованиями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;

придать налоговым законам больше прозрачности;

внести поправки в уголовное законодательство, повышающее ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов.

2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъ­ектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из це­лей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в эко­номике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:[15]

определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности; инвестиционной деятельности; маркетинговой деятельности; научно-про­ектной и изыскательской деятельности; социальных проектов; планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг); планирование денежных потоков; планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом; планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только мас­штабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосроч­ного планирования является определение допустимых с позиции фи­нансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.[16]

Финансовый план выступает в качестве инструмента финансово­го обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно ха­рактеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основ­ным направлениям:

разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;

расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми  исследованиями, рекламой, основанием рынков;

проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;

определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.

При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущи специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предпри­ятия средств.

Таким образом, финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анали­за, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия. Сведение планирования к раз­работке формальной модели деятельности предприятия и на ее основе определению системы плановых финансовых показателей, что зачас­тую используется на практике, можно рассматривать лишь как рабо­чую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.

3. Финансовый контроль

3.1. Сущность, модели и формы финансового контроля

Финансовый контроль является неотъемлемым элементом уп­равления финансами и денежными потоками с целью обеспече­ния целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль есть практическое воплощение объек­тивно присущего финансам как экономической категории свой­ства контроля.

Сущность финансового контроля, в конечном счете, сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.[17]

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспе­чения целесообразности и эффективности финансовых операций.[18]

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преоблада­ет правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распада­ется на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: госу­дарственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий кон­кретных органов власти и управления, базирующихся на по­ложениях основных законов государства. Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денеж­ные ресурсов, так или иначе связанные с формированием госу­дарственных ресурсов.

Существуют и используются различные формы финансового контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация форм финансового контроля

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Субъекты контроля




Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий и последующий

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный,  валютный


Результативность финансового контроля зависит как от его орга­низации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законо­дательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В мировой практике сложились две основные модели финансово­го контроля: англосаксонская и французская.[19] Если в англосаксон­ской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществля­ют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а во­прос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам неко­торых судебных функций в определении виновности лиц в финансо­вых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

3.2. Методы финансового контроля

Все виды финансового контроля основаны на определенных методах (приемах) их проведения.[20]Основные методы финансового контроля — документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обсле­дование, наблюдение (мониторинг).

Документальная проверка проводится непосредственно на пред­приятии, в организации и учреждении в присутствии должност­ных лиц. Источниками информации служат первичные докумен­ты, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и другая документация.

В ст. 88 Налогового кодекса РФ говорится, что камеральная проверка проводится по месту нахождения кон­трольного органа (на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организа­циями и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах)[21]. Основные задачи камеральной про­верки следующие:

получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;

прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение ус­тановленных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;

осуществление контроля за правильностью начисления фи­нансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисцип­лины и т.д.

Обследование заключается в личном ознакомлении контроли­рующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Важный метод проведения бюджетного контроля — анализ ис­полнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государ­ственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в об­ществе в рыночных условиях значительно возрастает. Научно обо­снованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РФ, позволяет использо­вать бюджет как активный инструмент государственного регули­рования воспроизводственных процессов.

Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

3.3. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля

Ревизия — наиболее распространенная и ведущая форма бюд­жетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязан­ных проверок финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляе­мых с помощью приемов документального и фактического кон­троля, направленных на установление обоснованности, целесо­образности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблю­дения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.[22]

Основные задачи ревизии следующие: соблюдение финансовой дисциплины; экономное и целевое использование бюджетных средств; выявление резервов роста доходной базы бюджета и соби­раемости налогов; сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эф­фективное использование; своевременное и правильное прохождение всех этапов бюд­жетного процесса и сметного финансирования; правильность ведения бухгалтерского учета, составление от­четности; пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов нарушений.

Объектами ревизии выступают: государственные и территориальные органы власти и управ­ления, их структурные подразделения; производственно-коммерческие и акционерные предпри­ятия и организации с государственным участием; предприятия, учреждения и организации всех форм собст­венности, финансируемые за счет бюджетных средств или полу­чающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, суб­венций, трансфертов, ссуды; общественные неправительственные организации и учреждения; внебюджетные социальные фонды; предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государст­вом.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъ­емлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контро­ля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают пол­ные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частич­ная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов фи­нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тема­тическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная реви­зия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов со­хранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое­временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в про­верке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выбо­рочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Заключение

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государ­ственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне орга­нами управления финансами являются Федеральное собрание, Президент, Правительство, Министерство финансов РФ, Госу­дарственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по на­логам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Центральный банк России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микроуровне органами управ­ления финансами являются финансовые управления, отделы, фи­нансовые менеджеры и т.д.

Особое место в управлении финансами на государственном уровне занимает Министерство финансов. На него возложено большое количество функций. Важнейшие из них включают: разработка долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики; организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ; обеспечение исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; разработка при участии Министерства по налога и сборам РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка; разработка программ внешних заимствований РФ и др.

Управление финансами включает планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения фи­нансовых планов, финансовый контроль. Управление финанса­ми осуществляется путем выработки финансовой политики и пре­творения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является состав­ление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и рас­ходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов, от глубины анализа финансовой дея­тельности за предыдущие периоды.

Важное значение в управлении финансами на макроуровне имеет бюджетно-налоговое планирование и регулирование. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представ­ляет собой комплекс мер, посредством которых государство осу­ществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономичес­ких процессов посредством налоговых инструментов.

На базе утвержденных финансовых планов организуется про­цесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов воз­ложено на Федеральное казначейство.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство Финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; за исполь­зованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджет­ных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого исполь­зования и своевременного возвращения. На микроуровне финан­совый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых мини­стерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др.

Наиболее распространенной и ведущей формой финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязан­ных проверок финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляе­мых с помощью приемов документального и фактического кон­троля, направленных на установление обоснованности, целесо­образности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблю­дения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.


         1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: «Финансы и статистика, 2001.

2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт, 2003.

         3. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. – М.: Юриспруденция, 2003.

         4. Дворецкая А. Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, №4.

         5. Деева А. И. Финансы. – М.: «Экзамен», 2004.

         6. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

7. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: «Финансы и статистика», 2004.

8. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Сапилов Е. В. Государственные органы управления финансами России. – М., 2000.

10. Тренев Н. Н. Управление финансами. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

11. Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. – М.: Юристъ, 2002.

         12. Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

13. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2003

14. Финансы и кредит / Под ред. Ковалевой А. М. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

15. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000.

16. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001.

Приложение 1

Структура управления Министерства финансов РФ















Приложение 2

Примерная схема управления финансами на предприятии

Примерная схема управления финансами на предприятии
Примерная схема управления финансами на предприятии


[1] Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: «Финансы и статистика», 2004, С. 152.

[2] Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 37.

[3] Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С. 7.

[4] Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000, С. 67.

[5] Деева А. И. Финансы. – М.: «Экзамен», 2004, С. 271.

[6] Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. – М.: Юриспруденция, 2000, С. 12.

[7] Деева А. И. Финансы. – М.: «Экзамен», 2004, С. 274.

[8] Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 40.

[9] Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: «Финансы и статистика, 2001, С. 57.

[10] Дворецкая А. Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, №4, С. 24.

[11] Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «Финансы и статистика», 1999, С. 278.

[12] Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 43.

[13] Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2003, С. 128.

[14] Там же, С. 132.

[15] Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 45.

[16] Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «Финансы и статистика», 1999, С. 280.

[17] Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2000, С. 54.

[18] Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000, С. 385.

[19] Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 48.

[20] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт, 2000, с. 582.

[21] Налоговый кодекс Российской Федерации / Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: Издательство «ЭКСМО - Пресс», 2001, Ч. 1, раздел 5, с. 635.

[22] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт, 2000, с. 583.

Похожие работы на - Органы управления финансами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!