Мировой рынок рабочей силы

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,05 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой рынок рабочей силы


Министерство образования Российской Федерации

Институт Экономических Преобразований И

Управления Рынком

 

________________________________

«Мировой рынок рабочей силы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по мировой экономике

Специальность  060400 «Финансы и кредит»


Проверил:

____________________________





2005 г.

Содержание


Введение.. 3

1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты... 4

1.1. Экономически активное население. 4

1.2. Уровень образования трудовых ресурсов и эффективность использования рабочей силы.. 5

1.3. Проблема занятости населения. 6

1.4. Трудовые ресурсы России. 7

1.5. Отраслевая структура занятости. 8

1.6. Профессиональная структура рабочей силы.. 9

2. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы... 11

2.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы.. 11

2.2. Масштабы международной миграции рабочей силы.. 12

2.3. Направления международной миграции рабочей силы.. 13

2.4. Экономические последствия миграции рабочей силы.. 18

2.5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции. 21

2.6. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.. 26

3. Россия на мировом рынке рабочей силы... 27

Заключение.. 32

Литература.. 33

Введение

Мировой рынок рабочей силы охватывает разнонаправ­ленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные гра­ницы. Международный рынок труда объединяет национальные и ре­гиональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящих­ся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. че­ловек, и в настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..

Международный рынок рабочей силы существует наряду с други­ми мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и ин­формации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную тру­довую миграцию. Международная трудовая миграция — один из наиболее слож­ных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как эко­номического, так и неэкономического характера. К последним отно­сятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации междуна­родной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важней­шим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное ис­пользование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Все вышесказанное говорит о том, что изучение мирового рынка рабочей силы в настоящее время весьма актуально. Данной теме и посвящена эта работа.

В данной работе использованы статистические данные по состоянию на средину 90-х годов, так как более поздняя статистика по данному вопросу пока недоступна.

1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты

1.1. Экономически активное население

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обла­дающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятель­ности в общественном производстве. К трудовым ресурсам отно­сят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пен­сионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособ­ного возраста.

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хо­зяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997 г. оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчи­ны — 60%, женщины — 40% (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Трудовые ресурсы ряда стран мира в 1997 г.

Страны

Всего

Население, млн. человек

Экономически

активное

Доля женщин в экономически активном населении, %

Россия

147

78

49

США

268

110

46

Китай

1227

726

45

Индия

961

416

32

Бразилия

164

74

35

Нигерия

118

47

36

Пакистан

137

27

Мексика

95

38

32

Германия

82

41

42

Франция

59

26

45

Великобритания

59

29

44

Темпы прироста экономически активного населения снизи­лись в среднем с 2,0% в 80-е гг. до 1,6% в 1990-1997 гг., что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

1.2. Уровень образования трудовых ресурсов и эффективность использования рабочей силы

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности заня­тых. Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х гг. составлял, % к общей численности взрослого населения: мужчины — 78,4 и женщи­ны — 60,3. Велика доля неграмотных в трудоспособном населе­нии стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низ­кий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консерва­ции устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

Использование трудовых ресурсов определяется, в частности, количеством рабочих часов в год, приходящимся на одного за­нятого. Этот показатель достигает самого высокого уровня в новых индустриальных странах: Республике Корея (2547 ч в сере­дине 90-х гг.), Чили (2400 ч). Несколько ниже объем отработанно­го времени в развитых странах: Японии (2017 ч), США (1945 ч), Ве­ликобритании (1880 ч.). В России данный показатель составил 1441 ч, что во многом обусловлено высокой скрытой безработицей.

1.3. Проблема занятости населения

К безработным, согласно рекомендациям Международной ор­ганизации труда, относятся лица 15 лет и старше, которые в рас­сматриваемый период не имели работы, занимались поисками ее и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы опреде­ляется как отношение числа безработных к численности эконо­мически активного населения. Уровень безработицы в промышленно развитых странах в 1998 г. составлял, % к экономически активному населению: в США — 4,5; Японии — 4,3; Великобри­тании — 6,2; Германии — 10,9; Франции — 11,8; Италии — 12,0; Испании — 18,8.

В странах с переходной экономикой в 90-х гг. безработица впе­рвые за несколько десятилетий проявилась в открытой форме и в ряде стран достигла высокого уровня. Так, в 1998 г. она составила, %: в Словении — 14,3; Словакии — 13,5; России — 9,3; Румы­нии — 8,7; Чехии — 6,1. В то же время экономический подъем по­зволил в 1997-1998 гг. сократить уровень безработицы в Болгарии с 14,2 до 11,4%, Венгрии — с 10,3 до 9,1 и Польше - с 11,6до 10%. Самые низкие показатели уровня безработицы в мире в 1997 г. имели новые индустриальные и новые развитые страны: Таиланд (1,4%), Сингапур (1,9%), Южная Корея (2,4%). Это было обуслов­лено рядом обстоятельств: высокими темпами экономического роста в тот период, сравнительно низкой производительностью труда, системой пожизненного найма в некоторых из этих стран, а также отсутствием в большинстве из них действенной системы социального страхования.

В развивающихся странах индустриальное развитие ведет к подрыву трудоемких традиционных производств, на которых дер­жится существование значительной части населения. В результате традиционные уклады выталкивают из своего производства боль­шое число разоряющихся крестьян и ремесленников, формиру­ющих армию полностью безработных, и в то же время не обес­печивают полной занятостью оставшихся работников. Постоян­ная незанятость значительной части сельского населения только вследствие сохранения традиционных укладов воспринимается как перенаселенность, не превращаясь в открытую безработицу. В ряде развивающихся стран происходит выталкивание разорен­ного крестьянства из перенаселенной деревни в города независи­мо от спроса на рабочую силу в неаграрных отраслях националь­ной экономики.

1.4. Трудовые ресурсы России

В России в настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособном возрасте (женщины от 15 до 54 лет, муж­чины от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенси­онного возраста, но в них не включается нетрудоспособное насе­ление (инвалиды).

В силу демографического старения населения России с конца 80-х до середины 90-х гг. прослеживалась тенденция сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного воз­раста и увеличения доли населения пенсионного возраста. Это обусловлено низким уровнем рождаемости в 90-х гг., вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочис­ленного поколения, родившегося в конце 70-80-х гг., а также вы­ходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Не­малую роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран — членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные возрастные группы.

Уровень образования трудоспособного населения России ос­тается высоким: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное выс­шее и среднее специальное образование.

В связи с происходившими в 90-е гг. изменениями в отрасле­вой структуре экономики России имели место значительные сдви­ги в распределении занятого населения:

• снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке;

• увеличилась доля занятого населения в торговле, общест­венном питании, кредитовании, финансах и страховании и других отраслях сферы услуг.

1.5. Отраслевая структура занятости

В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем главным направлениям.

1. Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хо­зяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 1997 г со­ставлял, %: в Великобритании — 2,5; США—3,1; Германии и Швеции — 5,6; Канаде — 4,7; Нидерландах — 5; Франции — 8 и Японии — 10. Правда, в средних по уровню развития индустри­альных странах доля занятых в сельском хозяйстве заметно выше (в том же 1997 г. она составляла в Испании 15%, а в Греции — даже 29,5%).

2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 1997 г она составляла, %: в Японии — 31,4; Ита­лии — 38; Франции — 32; Великобритании — 36,6; США — 27,9; Канаде — 26.

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 1997 г. она характеризовалась следующими данными, %: в США — 59,0; Ка­наде и Великобритании — 57,0; Швеции — 59,5; Франции — 52,0: Японии — 50,0; Италии — 44,7.

В странах с переходной экономикой прослеживаются следую­щие тенденции в отраслевой структуре занятости:

1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг, например, в Рос­сии - с 37% в 1990 г. до 48% в 1996 г.;

2) сокращение доли занятых в промышленности и строитель­стве, например, также в России — с 42,3% в 1990 г. до 37,9% в 1997 г.;

3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве. Так, в 1997 г. она составила, %• в России — 14,9; Румынии — 28,0; Польше — 27,0; Венгрии — 15,0; Слова­кии — 12,0; Чехии — 11,0.

В развивающихся странах преобладающая часть занятого на­селения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве (в 1997 г. в Индонезии — 56%, Пакистане — 51, Египте — 35%).

Только в новых индустриальных и новых развитых странах до­ля занятых в сельском и лесном хозяйстве находится на уровне, близком к показателям стран с переходной экономикой (в 1997 г. в Южной Корее — 18%, Бразилии — 25, Тайване — 16%).

Доля занятых в промышленности и строительстве в развива­ющихся странах невысока. Так, в 1997 г. она составила в Египте и Пакистане — 20%, Индонезии — 13%. Заметно выше этот по­казатель в Южной Корее (35%) и Бразилии (23%).

1.6. Профессиональная структура рабочей силы

Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре. Послед­ние проявляются в изменении соотношения числа занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий.

Важнейшая из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех странах доли сельскохозяйственных профес­сий и увеличении доли работников сферы услуг, причем, чем выше уровень развития экономики страны, тем сильнее проявляется данная тенденция.

Специалисты (работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро растущей категорией эко­номически активного населения в развитых, постсоциалистичес­ких и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро рас­тет численность работников наиболее квалифицированных про­фессий, связанных с развитием наукоемких производств.

Категория служащих является второй по численности в про­фессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей систе­мы хозяйственных связей и рост информационных потоков вы­звали необходимость анализа и обработки информации, что обу­словило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении. Занятость работников сферы услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как следствие процесса по­стиндустриализации.

Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) являются самой многочисленной про­фессиональной категорией экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах Но в обеих группах стран происходит сокращение доли этой категории занятых, вы­званное перемещением рабочей силы в сферу услуг. Причем на основе технического прогресса существенные изменения пре­терпевает и профессиональный состав индустриальных рабочих. В развитых странах происходит процесс замещения полуквали­фицированной рабочий силы квалифицированной, а также вы­теснения из производства целого ряда прежде массовых профес­сий (шахтеры, швеи, плотники и др.). Одновременно растет чис­ленность и доля квалифицированной рабочей силы.

Сдвиги в структуре рабочей силы обусловливают первооче­редность решения проблемы профессиональной подготовки и переобучения кадров в развитых странах и странах с переход­ной экономикой в соответствии с изменяющимся содержанием труда, массовым образованием новых профессий и специальностей. В США в результате структурной перестройки экономики ежегодно вытесняются из производства от 1 до 2 млн. работников, профессиональная переподготовка которых, особенно лиц стар­ших возрастов, крайне затруднена. В странах с переходной эко­номикой, включая Россию, в 90-е гг. происходило массовое пере­обучение работников профессиям, пользующимся спросом в ры­ночной системе (бухгалтер, аудитор, финансист и др.).

2. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы

2.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом ра­бочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 г. в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 г. — 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государ­ственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не от­носятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

• трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населе­ния из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране,

• трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на посто­янное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйст­во, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Запад­ной Азии;

4) маятниковая (челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пере­секающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;

5) нелегальная — незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим неле­гальным трудоустройством;

6) «утечка умов» — международная миграция высококвалифи­цированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).

2.2. Масштабы международной миграции рабочей силы

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчи­тывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и бе­женцев общая численность мигрантов была выше в 5—6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков состав­ляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитыва­ется не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их чис­ленность оценивается в 4,5 млн. человек.

Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В со­временных условиях все большее число стран вовлекаются в про­цесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Напри­мер, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнитель­но недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии на­считывается 1 — 1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.

Экономический рост в этих странах привел к созданию боль­шого числа новых рабочих мест, а соответственно — к определен­ному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния на­селения значительно снизило привлекательность тяжелого, не­престижного труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время про­изошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалифика­ции («утечка умов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высо­коквалифицированных специалистов. До распада СССР основ­ными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной сто­роны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специаль­ностей, сэкономив при этом на их подготовке.

2.3. Направления международной миграции рабочей силы

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют эко­номические возможности принимающей стороны, ее вес в современ­ном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалис­тов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитив­ших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Респуб­лики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учрежде­ниях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обыч­ная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечи­вает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600—800 тыс. долл. Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэконо­мическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из За­падной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40—50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Ита­лии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между разви­вающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами — членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой. Так, например, в послевоенные годы (60—80-е гг.) осо­бенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьет­нама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция опреде­лялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персид­ского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифициро­ванной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробо­вать свои силы и т.п.).

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалисти­ческих стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импор­тировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. На­ряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию Рос­сии. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным со­седом.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы являет­ся Москва — около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО — 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО — 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство миг­рантов — 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей численности, задейст­вованы в отраслях материального производства. Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практи­чески для всех отраслей производства, но чаще всего для предпри­ятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяй­ства. К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в об­ласти импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, ко­торую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объ­ектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х гг. Рос­сия имела около 2 млн иммигрантов-нелегалов.

Во второй половине XX в. сложилось несколько центров при­тяжения трудовой миграции.

1. Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитыва­лось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Гер­мания, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) при­влекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Пор­тугалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. При­ток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оцени­вался в 180 тыс. человек в год. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности заня­тых: Люксембурге — 30,0; Швейцарии — 29,6; Германии — 8,0; Бельгии — 7,5; Австрии — 6,2; Швеции — 5,8; Франции — 5,2; Англии — 3,4. В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдер­живать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по сле­дующим соображениям:

• необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

• перемещение производств, использующих работников низ­кой квалификации, в развивающиеся страны и государства с пере­ходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

• недовольство определенных слоев населения, особенно ра­бочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

2. Нефтедобывающие страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной трудовой миграции воз­ник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин. В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар — 92, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Ара­вия — 60, Бахрейн — 51. Одновременно в соседних странах достигнут самый высо­кий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене — 7.3; Египте — 5,2; Турции — 4,3; Пакистане — 3,8. Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середи­ны 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. че­ловек.

3. США и Канада. Общая численность трудовых мигран­тов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оце­нивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филип­пин; высококвалифицированные работники иммигрируют из За­падной Европы, России, а также Индии. Важнейшими целями иммиграционной политики США и Ка­нады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элит­ных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирова­ния в экономику данной страны определенной суммы). Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профес­сиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные спе­циалисты, ученые редких специальностей.

2.4. Экономические последствия миграции рабочей силы

Система экономических связей, возникающих между государства­ми в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком това­ров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигран­тов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Помимо этого можно отметить следующее:

• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на то­вары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную за­нятость в стране пребывания;

• при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учи­тываются при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографичес­кую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех но­ворожденных, в Швейцарии — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта ста­тистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, свя­занных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникно­вение элементов социальной напряженности в обществе (при заня­тии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.

Выгоды стран-экспортеров. Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рас­сматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родствен­ников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эф­фективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сде­лать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла при­мерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде пере­водов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические поступ­ления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся факти­чески главным источником валюты для Югославии. По расчетам не­которых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффек­тивности товарного экспорта.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представляет значительный ис­точник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступ­ления по остальным видам внешнеэкономических связей. Например, в Пакистане в течение последних 15 лет сумма поступлений от рабо­тающих за рубежом была больше поступлений от экспорта товаров и услуг в пять раз.

Валютные поступления от экспорта рабочей силы в 90-е гг. воз­растают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на предоставлении трудовых услуг, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х гг. давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступ­ления от экспорта. По данным на начало 90-х гг., около 40 стран мира получали от своих граждан из-за рубежа не менее 100 млн. долл., а для 10 стран эта сумма составила более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от лиц, уехавших на зара­ботки. Помимо этого для стран — экспортеров рабочей силы уменьше­ние давления избыточных трудовых ресурсов означает, соответствен­но, снижение социального напряжения в целом. Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда.

В то же время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это отток квалифи­цированных, инициативных кадров, столь необходимых националь­ной экономике.

Таким образом, влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную ра­бочую силу, используют ее как важный фактор развития произ­водства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников. Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономи­ки — строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмигра­ции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интел­лектуального потенциала страны-донора.

2.5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенден­ции. С одной стороны, следование принципам открытой экономи­ки требует от государства соблюдения принципа свободного пере­мещения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительст­венных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Герма­нией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной по­литики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направ­лено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение по­терь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов: обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудо­устройство; гарантии возвращения мигрантов на родину; обеспечение поступления в страну и эффективного использова­ния валютных переводов трудящихся-мигрантов; содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работ­ников, профессии которых не пользуются спросом; ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потреб­ности которых в рабочей силе не удовлетворены; совершенствование внутреннего рынка труда посредством при­ема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходи­мые для развития народного хозяйства; предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собствен­ного населения и национальную экономику. Так, по закону об имми­грации США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих ра­боту, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ужесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Напри­мер, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту. Страны-реципиенты применяют следующие виды ограниче­ний на въезд трудовых иммигрантов: профессиональная квалификация (наличие диплома, опре­деленный стаж работы по специальности); возрастной ценз; состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями); социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа). Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом, стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран — членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по террито­рии стран — членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничени­ям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты. В Хартии определяется, что строительство единого экономичес­кого пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентриро­ваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные ра­ботники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабо­чей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Фран­цию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже нацио­нальных стандартов.

Российские власти также используют определенные меры для ре­гулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлече­нии и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работни­ков-иммигрантов на территории России. Это дало государству опре­деленные возможности контроля процесса их привлечения, квотиро­вания количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с ино­странными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использую­щим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение ра­бочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бескон­трольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

• уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;

• первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих ин­вестиции в экономику страны-реципиента;

• налог на предпринимателей, использующих труд имми­грантов;

• ограничение времени пребывания иностранных работни­ков в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональ­ные и отраслевые ограничения на использование иностранной ра­бочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профес­сии, специалисты высшего класса, работники новых высокотех­нологичных отраслей, работники, претендующие на низкоопла­чиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применя­ются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая по­зволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и пре­стижную работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки. В этом же направлении действуют программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов им­мигрантам, желающим открыть на родине собственные предпри­ятия).

2.6. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы

Международное перемещение рабочей силы, с одной стороны, является мощным фактором экономического развития. Миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответст­вии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые райо­ны и их природные ресурсы, способствует повышению матери­ального благосостояния и росту профессионального уровня де­сятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом разви­тии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так, население Израиля увеличивается в значитель­ной степени благодаря притоку иммигрантов.

С другой стороны, миграция населения ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в странах-реципиентах, демогра­фическому старению и феминизации населения в странах-доно­рах. Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда со­провождается значительными трудностями, а нередко и конфлик­тами на этнической и конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение чис­ленности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Пор­тугалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

3. Россия на мировом рынке рабочей силы

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80— 90-х гг. В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы — Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой ква­лификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча рос­сийских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в на­чале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

С принятием Закона «О занятости населения в Российской Фе­дерации»' (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право вы­езжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, ис­пользуя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за гра­ницей.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990—1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100—105 тыс. человек. В это число не включены выез­жающие на временную работу, часто без соответствующего офор­мления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжа­ла за рубеж по «своим каналам».

Максимальный отток рабочей силы за границу пришелся на 1990 г. — 103,5 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. эмиграционный поток колеблется на уровне 100—115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квоти­рования приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1% населения России в год.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, не­признанием за рубежом российских дипломов о высшем образова­нии, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифи­цированная и наиболее мобильная часть населения.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществле­ния социальной защиты наших сограждан Правительство РФ пред­приняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межве­домственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение го­сударств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточ­ной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работ­ников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в про­мышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами рос­сийских экономистов, которые показывают, что валютная эффектив­ность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эф­фективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экс­порта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% ос­новных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1 — 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка умов», о которой говорилось выше. В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла свое­го пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жи­тельства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета без­опасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских уче­ных 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозврат­но уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70—80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Гер­манию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, хими­ки, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механи­ке, математике, представители перспективных направлений меди­цинской науки. Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция рос­сийских ученых и специалистов в различные страны мира объясняет­ся невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает не­удовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обес­печены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой — в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% измерительных прибо­ров превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура счи­тается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно ве­лики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие спе­циалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специ­алисты в области прикладных исследований. При этом особая заин­тересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двой­ного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского ин­теллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Арген­тина, Мексика, ряд арабских стран.

По оценкам российских специалистов, ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды, — в 50-60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эк­вивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к при­меру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80— 100 млрд. долл. в год. Параллельно «утечке умов» в 90-х гг. появилось и новое для Рос­сии явление — бизнес-миграция. Это явление представляет собой эмиграцию предпринимателей, вызываемую отсутствием политичес­кой и экономической стабильности в России, засильем криминали­тета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более бла­гоприятной обстановке.

Рассматривая безвозмездную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе либерализации международных экономи­ческих отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при ус­ловии, что она не угрожает национальной безопасности России.

Тем не менее, внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х гг. и по настоящее время значительно большее распространение, чем отъезд россиян на за­работки. В середине 90-х гг. в России ежегодно было занято 250— 300 тыс. легальных иностранных рабочих (281 тыс. человек — в 1995 г., 240 тыс. человек — в 1997 г.), а с учетом нелегальной им­миграции и теневого (незарегистрированного) использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых имми­грантов в России оценивается в 400-500 тыс. человек.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию ино­странной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не ока­зывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работни­ков на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской, Белгород­ской, Тюменской областей, Приморского края).






Заключение

Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрас­те, работающих лиц пенсионного возраста и работающих подростков мо­ложе трудоспособного возраста. Вследствие существенных различий в темпах прироста населения в последнее время усилилась диспропорция в распределении населения между основными группами стран. Это ведет к концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Как демографическое омоложение населения (развивающиеся страны), так и его демографическое старение (развитые страны и госу­дарства с переходной экономикой) влекут за собой негативные послед­ствия для динамики трудовых ресурсов.

Экономически активное население состоит из занятого населения и безработных, ищущих работу. Доля экономически активного населения в общей численности взрослого населения (15 лет и старше) колеблется от 60 до 70% в развитых странах и государствах с переходной экономикой и от 45 до 55% — в большинстве развивающихся стран. В отраслевой структуре рабочей силы продолжает сокращаться доля, а нередко и абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве, одновременно увеличивается доля работников умственного труда (спе­циалистов и служащих). В высокоразвитых странах растет доля занятых в сфере услуг. Безработными считаются лица, не имеющие работы, занятые ее поиском и готовые приступить к работе. Уровень безработицы опреде­ляется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к чис­ленности экономически активного населения.

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. Под международной (внешней) миграцией рабочей силы понима­ется перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции. Во второй половине XX в. сложилось несколько центров притяжения международной трудовой миграции — Западная Европа, США и Канада, нефтедобывающие страны Западной Азии.

Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. — М.: Экономистъ, 2004. — 366 с.

2. Мировая экономика: Учебник. /Под ред. проф. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. — 734 с.

3. Акопова Е.С. и др. – Мировая экономика и международные экономические отношения. /Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.

4. Галкина В.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. /Департамент кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства. – М.: 2001. – 108 с.

5. Киреев А.П. Международная экономика. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997. – 416 с.

6. Международные экономические отношения: Учебник. /Н.Н. Ливенцев и др. – М.: МГИМО: РОССПЭН, 2001. – 512 с.

7. Международные экономические отношения: Учебник. /И.П. Фаминский и др. – М.: Юристъ, 2001.

8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. /А.В. Сидорович. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 304 с.

9. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. /И.П. Николаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

10. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 256 с.

11. Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003. – 432 с.

12. Мироваяэкономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Уч. пособие для вузов. /А.К. Шуркалин, Н.С. Цыпина. – М.: Логос, 2000. – 248 с.

13. Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруднция, 1999. – 104 с.

14. Басова Т.Е. Практикум по курсу «Миовая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 112 с.

15. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 520 с.

16. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник. /Е.Ф. Авдокушин и др. – М.: Флинта:МПСИ, 2001. – 480 с.



Похожие работы на - Мировой рынок рабочей силы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!