Конфликты в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,88 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конфликты в подростковом возрасте

Министерство образования Российской Федерации








Курсовая работа

тема: Конфликты в подростковом возрасте,

пути их решения и предупреждения


Выполнил:

Проверил:









Москва

 2004
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей

подросткового возраста……………………………….…………..…5

1.1. Личностные особенности подростка…………………….5

1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом

возрасте…………………………………………………………...….13

2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13

2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19

2.3. Способы разрешения и

предупреждения конфликтов…………………………………26

Заключение………………………………………………….…..……31

Список использованной литературы…….….…….……..………..33

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными  уже выяснено, что  психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

В XX в.  подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.

Но секретность этого мира в том, что в этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др. Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.

        Задачи курсовой:

1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;

2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;

3) Выявить пути решения данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста

1.1. Личностные особенности подростка

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, я приведу некоторые из них.

Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20.

А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.

Интересна точка зрения М.Кле: «Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого определяется биологическим созреванием…».[1] Однако использование биологических критериев провоцирует ряд затруднений:

1) хронологический возраст является не очень точным индикатором биологического возраста;

2) для девочки появление первых менструаций является показателем биологического созревания, а вот мужскую половую зрелость определить сложнее.

Основная же проблема состоит, по мнению М.Кле, в определении конца подросткового периода: «Отрочество заканчивается с вхождением человека в мир взрослых, однако, по крайней мере, в нашем обществе, достижение взрослого статуса не имеет точных, общепринятых критериев». Хоррокс утверждает, что конец подросткового возраста наступает тогда, когда «индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков – так, как она задана той культурой, в которой живет».

Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Они  необходимы для отделения нормы от патологии (важно с медицинской точки зрение – запаздывание биологического начала, а с психологической - большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста.

Здесь стоит упомянуть о том, что согласно исследованиям Ф.Ариеса, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства и отрочества. В XVIII в. не существовало никакого понятия для обозначения возрастной категории, которую сейчас называют подростками. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир.  Ариес считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство и зрелость. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формацией, одним из последствий имели изменения в периодах онтогенеза. Ариес полагает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание  массовых школ, рост  числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени.  Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.

       Особенности подросткового периода, так же как его продолжительность, детерминируются социальными институтами, с помощью которых общество обеспечивает переход от детского состояния к взрослому.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.[2]

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

Таким образом, изучение подросткового  периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами.

 

1.2. Особенности поведения подростков

Подростковому периоду свойственны определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия окружающей социальной среды. Их описала Личко А.Е. в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

Реакция эмансипации.

        Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распростра-няться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.   

Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Существует два типа подростковых групп по Личко[3]: Имеют жесткую иерархическую структуру (постоянный лидер, «анти лидер», «адъютант лидера» и так далее вниз по социальной лестнице, которую замыкает «шестерка») и стабильный состав, чаще всего охраняют свою территорию, обычно состоят из подростков мужского пола.

Наблюдается нечеткое распределение ролей, нестабильный состав, отсутствие постоянного лидера и территории.

 Безусловно, есть и промежуточные, и иные типы подростковых групп, но они либо ещё не исследованы, либо информация о подобных исследованиях не была мной найдена.

       Общение со сверстниками определено как ведущая деятельность данного возрастного периода отечественными психологами. Вследствие чего создание групп является проявлением потребности общения с себе подобными.

Реакция увлечения – хобби-реакция.

Личко А.Е. выделяет следующие типы увлечений:

Интеллектуально-эстетические увлечения. Они характеризуются глубоким интересом к любому делу (музыке, древней истории, радиотехнике и т.д.). Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела.

Телесно - мануальные увлечения.  Эти типы увлечений разнооб-разны по виду деятельности (карате, умение водить машину, вышивать или плавать), но за ними стоит желание развиться в определенном физическом плане, овладеть какими-то умениями. Важен, прежде всего, результат, а не процесс как в предыдущем типе.

Накопительские увлечения.  Это коллекционирование во всех его видах. В основе увлечения лежит склонность к накоплению материальных благ.

Лидерские увлечения.  Внешне этот тип увлечения может быть сходным со вторым, но целью подростка будет не овладеть навыками, а заполучить власть над какой-либо группой сверстников. Такие возможности дают различные кружки, спортивные секции, общественная деятельность в школе, неформальные объединения молодежи, а так же молодежные отделения при политических партиях.

Эгоцентрические увлечения. В этом типе подростку опять неважно, каким будет его род занятий, самое главное это оказаться в центре внимания большого количества людей, сосредоточить на себе всеобщее внимание. Самый постой способ добиться этого – экстравагантно одеваться. Сложнее участвовать в школьном театре, музыкальной группе, модных реалити-шоу на ТВ и т.д.

Азартные увлечения. Это могут быть картёжные игры, ставки на  хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, игральные автоматы, увлечение лотереями и т.п.

Информативно – коммуникативные увлечения.  Они проявляют в постоянном стремлении к новой информации разного плана, но не требующей критической интеллектуальной переработки. Как пример это многочасовое смотрение телевизора, болтовня не о чем с приятелями, чтение «бульварных» романов и т.д. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подробном информативно-коммуникативном хобби.

Гендерное поведение

       Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала подросткового возраста и является выражением обычной любозна-тельности. В переходном возрасте этот интерес становится напряженным и личным. Это обусловлено как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток воспринимает пубертатные события.  Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.

Суицидальное поведение

С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

Наркотизм.

     Употребление алкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишь те, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.

     

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте

2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов

Конфликт имеет много определений:

- под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

- конфликт - столкновение , серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).

И новая стратегия конфликтного поведения : интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.

В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом.

В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать:

«специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям».[4]

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональ-ными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач: адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались; определяет источник разногласия и позволяет устранить его;  выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее; сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства; помогает убрать внутреннюю напряженность; помогает найти подходящие средства влияния на другого; позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

От разных подходов разные способы решения конфликтов:

· субъекты конфликта - индивиды, группы индивидов;

· индивидуальный конфликт - целевой, статусный;

· групповой конфликт - многоярусный, т.к. много взаимоотношений;

· источник конфликта - ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности.

· зона конфликта - область реализации конфликта;

· повод конфликта - чаще провокации

Раздоры - расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами - противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика - фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция - соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба - «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.

При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис. Стрессовая ситуация - переживание растерянности- незнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, - то столкновение с другим действием - безусловно стрессогенно. Фрустрация - атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности. Так рассматривают эти явления Д. Крейч и Н. Ливсон: « ...Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений запретов, налагаемых обществом... По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним». Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту. Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Кризис - означает фиксиро-ванное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.

Виды конфликтов.[5]

1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.

2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт

3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)

4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

5. Целевой конфликт - за цель

6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

- Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола.

- Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?». Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом.

- Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет.

Вопрос о психологических детерминантах возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий "конфликтность" и "конфликтное поведение". Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой "невротической личности", т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.[6]

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадек-ватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

- потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;

- физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;

- появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;

- родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;

- главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через « ты должен ». В то же время подросток видит, что у взрослого кроме «должен» есть особые «хочу», «могу» и «можно». Вначале это - взаимодействие с матерью, потом - в семье; потом - в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.

Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям - «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей».

2.2. Виды конфликтов подростков

Определение психологических факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличност-ного конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

Определение психологических факторов конфликтности зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов.

Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.  Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея "многосубъектности" внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.[7]

1) Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником

Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны с неучетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущест-венно школьниками и т.п. Отношение с подростками некоторые учителя строят таким же образом, как и с младшеклассниками. Авторитарный стиль управления ими, не желание понять их точку зрения и стремление проявить себя в кругу сверстников, характерное для их возраста, любым способом (даже прибегая к антисоциальным формам поведения) влечет огромное количество межличностных конфликтов. Важно в этом возрасте выявить интересы подростка и направить их в нужное русло с целью коррекции поведения. Особенно терпимыми и тактичными следует быть со школьниками с эмотивным типом акцентуации характера, которые по своей натуре чрезмерно ранимы, впечатлительны, обидчивы. Они, даже на незначительное замечание педагога, реагируют очень болезненно. Такие ученики подвержены многочисленным нервным срывам и стрессам. Не следует в присутствии одноклассников принижать школьника, делать ему замечания и упрекать родителями, выделять некоторых подростков в категорию любимчиков, это провоцирует конфликты между учащимися, ведь они очень остро чувствуют несправедливость.

2) Конфликты между подростками и их родителями

Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников.

Некоторые ученые-психоневрологи, невропатологи (О.В.Кербиков А.Е.Личко, Г.Е.Сухарева, Я.А.Лупьян и т.д) выделяют определенную типологию неправильного воспитания.[8] Приведем примеры некоторых из них.

- Воспитание по типу Золушки. Ребенку в семье не достает любви нежности и понимания. Он чувствует что родители его не достаточно любят, невнимательны, не добры, равнодушны к нему. Особенно сильно ребенок переживает свое одиночество, если ощущает, что других детей в семье любят намного больше, чем его. Это порождает ненависть, зависть по отношению к братьям и сестрам. Специалистами доказано, что очень остро свое одиночество ребенок переживает в младшем возрасте. Повзраслев, он является инициатором многочисленных конфликтов с родителями и другими членами семьи по малейшему поводу, неадекватно реагирует на их замечания.

- Потворствующая гиперопека. В процессе такого неправильной воспитания ребенок становится кумиром семьи. Ему все разрешается, он растет в атмосфере восхищения, поощрения, вседозволенности. В подростковом возрасте такой школьник сталкивается со множеством трудностей в процессе межличностного общения, не может, вследствие эгоизма и высоких потребностей подружиться со своими сверстниками негативно воспринимает замечания учителей, безответственно относите к обязанностям и т.п.

- Гипоопека. Ребенок предоставлен улице и самому себе в связи тем, что родителям не хватает времени на его воспитание. В результат доминирующим фактором в формировании личности является среда, которой он общается. Она же, далеко не всегда оказывает на него позитивное влияние.

- Подавляющая гиперопека. Ребенок воспитывается сверхжестких условиях и запретах. Родители игнорируют его мнение выбирают авторитарный стиль воспитания, часто наказывают ребенка даже за малейшую провинность. В результате вырастает несамостоятельная, забитая личность или, наоборот, подросток перестает слушаться родителей и поступает наперекор их требованиям.

Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий тип контроля и дисциплины.

Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные ситуации общения с родителями:

- «считают меня маленькой»,

- не понимают меня и часто путают мои чувства,

- не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,

- «совсем не знают моего характера»

- «лезут в мою жизнь, как в свою, сами не зная, чего хотят».

Всеми родителями признан тот факт, что увеличение времени препровождения их детей в школе и на улице (с друзьями) усиливают и без того уже текущий процесс отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.

Родители не раз слышали о кризисе переходного возраста. Но, столкнувшись с ним, они оказываются безоружными. Они не знают, как вести себя с подростками, втягиваются в конфликты со своими детьми. Родители считают, что причина конфликтов, "корень зла" - в ребенке, что ребенок "испортился". "Он не работает, а хочет, чтобы ему все на блюдечке приносили". Но ребенок, как и взрослый, болезненно переносит обиды и травмы, вызванные ущемлением его прав. И в результате дух противоречия подростка выражается в курении, в употреблении алкоголя, в нарушении дисциплины. Непонимание между родителями и детьми - проблема вечная. Для того чтобы возникло взаимопонимание, необходимо общение. Для общения, в свою очередь, необходимо два условия: общие интересы и совместная деятельность. Редко можно встретить семьи, где разные поколения имеют общие интересы. А вот совместная деятельность и является наилучшим условием общения и взаимопонимания.

О какой совместной деятельности в семье может идти речь? В подавляющем большинстве случаев всех членов семьи объединяет быт, который не может являться единственной основой для полноценного и многостороннего общения. Только совместный досуг позволяет сделать общение внутри семьи эффективным и разносторонним. Приглашая подростка к совместным творческим занятиям, родители оказывают влияние не только на культуру общения подростка, но и учат его распоряжаться своим свободным временем. А умение распоряжаться временем и разносторонние интересы никогда не помешают.

Можно предложить подросткам три условия профилактики конфликта с родителями: 1) я сделал что-либо семейно-полезное и теперь у меня личное время; 2) свою музыку (кино, книги, журналы) я никому не навязываю; 3) в том, чем я увлекаюсь, я разбираюсь.[9]

Следует также отметить, что каждый ребенок индивидуален и к нему следует подходить индивидуально. Никто не должен знать лучше Вашего ребенка, чем самые близкие и родные ему люди - его родители Любите своих детей, воспитывайте их правильно и старайтесь понять его точку зрения. Тогда в Вашем доме будет благополучие и счастье.

3) Конфликты в среде школьников

Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е как помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в ожидании, т.к., возможно, что оппонент (так принято называть человека, с которым возник конфликт) также не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный способ его разрешения.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.

По  мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.

2.3. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Способы разрешения конфликтов.

1. Подавление. Не всегда это плохо, например: в экстремальной ситуации при управлении большого скопления людей. Подавление - брать ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха, не развит самоконтроль, наплевательское отношение (родителя к ребенку) , у победившего возникает чувство вины ( задарив ребенка игрушками).

2. Уступки. Быстрый способ для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к победителю (дети к учителю), развивается у победителя самолюбование, власти, не способность развития моральных норм и высокой продуктивности, уважения.

3. Сотрудничество - процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.

  План выработки конструктивного решения.

1. Определение проблемы

2. Выработка возможных совместных решений (несколько)

3. Оценка этих решений

4. Выбор лучшего

5. Определение способа решения

6. Оценка того, полностью ли разрешен конфликт.

Приемы разрешения конфликтов.

1.Позиция «выиграть-выиграть»

2.Творческий подход - как превратить проблему в новую возможность для себя.

3.Эмпатия - общение, которое ведет к сближению.

4.Оптимальное самоутверждение - нападать на проблему, а не на личность.

5.Совместная власть - как нейтрализовать борьбу за власть.

6.Как управлять эмоциями.

7.Готовность к разрешению конфликта, как распознать личностные установки, мешающие объективному взгляду на вещи.

8.Выработка альтернатив.

9.Переговоры - эффективное планирование и варианты стратегий.

10. Посредничество.[10]

В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения в организме подростка происходит под стимулирующим и контроли-рующим воздействием гипоталамуса и эндокринной железы. Секреция тестостерона и эстрогена регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны выделены в достаточном количестве.

С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию.

Психологическая стойкость является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической энергии и является приобретенной. Конфликтоустойчивость - специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия. Структура конфликтоус-тойчивости включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид:

- эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межлич-ностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

- волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

- познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

- мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

- психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:

- детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

- собственно психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);

- социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия "конфликтность" эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.

Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру. На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.

У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.[11]

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивиду-альные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.

Необходимые шаги при разрешении конфликта:

Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.

Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.

Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. « Я никогда» на «Я еще не ...».

Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.

2. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983

3. Байярд Р.Т. Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток". Практичес­кое руководство для отчаявшихся родителей- М.Просвещение,1991

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.

6. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.

7. Добрович А.Б.  "Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния", М. Просвещение ,1999.

8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 

9. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997

10. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостат­ков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994

11. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С.16 - 28.

12. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.

13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.

14. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999. 416 с.

15. Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985

16. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивиду-ального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. С. 46 - 73.

17. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. С. 128.

18. Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.


[1] М. Кле «Психология подростка», Москва, 1991г.

[2] Л.С. Выгодский «Психология», Москва, 2002г.

[3] А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Ленинград, 1983г.

[4] Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.

[5] Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.

[6] "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987

[7] Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

[8] Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985

[9] Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.

[10] Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.

[11] Добрович А.Б.  "Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния", М. Просвещение ,1999.

Похожие работы на - Конфликты в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!