Гражданство в РФ_курс

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,36 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданство в РФ_курс

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ.. 5

1.1     Понятие, основные правовые нормы при становлении института гражданства  5

1.2 Принципы российского гражданства. 10

Глава 2. Правовое регулирование гражданства в РФ.. 14

2.1 Порядок приобретения гражданства РФ.. 14

2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ.. 19

2.3 Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве. 20

2.4     Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.. 23

2.5 Гражданство детей и недееспособных лиц. 26

Заключение. 28

Список использованных источников. 32
























Введение


Одним из неотъемлемых признаков государства является объединение людей на основе гражданства. Гражданство, или подданство в монархических государствах, – это устойчивая правовая связь физического лица и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Для человека статус гражданина того или иного государства означает предоставление ему наибольшего объема прав на территории этого государства, а также ту или иную степень государственной защиты (покровительства) за ее пределами.

Конституция РФ 1993г. закрепила институт гражданства РФ в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

Новый Закон о гражданстве внес изменения в определение понятия гражданства; также существенные коррективы внесены в порядок приобретения российского гражданства по рождению, в институт двойного гражданства. Новым в законодательстве о гражданстве является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства. Претерпел изменения и институт восстановления в гражданстве РФ. Выход из гражданства, так же как и прием в гражданство, осуществляется, в общем, и упрощенном порядке.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является институт гражданства в РФ. Предметом – непосредственно правовое регулирование приобретения, прекращения гражданства, статуса иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РФ.

Цель работы состоит в сравнительно-правовом анализе положений нового Федерального закона “О гражданстве РФ” 2002г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 ноября 2003г. с положениями утратившего силу закона о гражданстве 1991г.

Задачи, решаемые в ходе работы:

1) рассмотреть новое определение понятия гражданства в Законе о гражданстве;

2) кратко рассмотреть основные этапы становления института гражданства в России;

3) охарактеризовать принципы российского гражданства, подчеркнуть изменения, внесенные новым ФЗ;

4) дать сравнительно-правовой анализ положений о порядке приобретения, прекращения гражданства РФ в рамках курсовой работы;

5) охарактеризовать правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Для написания данной работы использовались нормативно-правовые акты: Конституция РФ 1993г., Конституция РСФСР 1918г., Конституции СССР 1924, 1937, 1977гг., Декреты ВЦИК и СНК РСФСР, Законы “О гражданстве СССР” 1938г., 1977г., “О гражданстве РФ” 1991г., 2002г. и др. акты, учебные материалы, периодика.











Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ

1.1  Понятие, основные правовые нормы при становлении института гражданства


Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности – определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству это – юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством[1].

Основные положения, регулирующие вопросы гражданства, содержатся в Конституции РФ[2]. Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе “О гражданстве РФ” от 1 июля 2002г., с изменениями от 11 ноября 2003г.

Рассмотрим основные этапы развития института гражданства в России.

В царской России понятия гражданства не существовало. Первым актом советской власти о вопросах гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” от 23 ноября 1917 г., упразднивший все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Декрет установил единый правовой статус для всего населения России – “граждан Российской Республики”[3]. Среди правовых актов РСФСР о вопросах гражданства особое место занимают Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. “О приобретении прав Российского гражданства”[4], Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. “О принятии иностранцев в российское гражданство”[5], Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. “О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей”[6].

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к полномочиям Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики[7]. Первая союзная Конституции 1924 г., как и все последующие конституции СССР, установила единое союзное гражданство для граждан союзных республик[8]. Следует отметить, что, несмотря на существование в конституциях союзных и автономных республик нормы о республиканском гражданстве (что обусловлено признанием государственной природы союзных и автономных республик, входивших в состав СССР), юридического оформления гражданства союзных, а тем более автономных, республик не было, поскольку все граждане получали единый паспорт гражданина СССР, без указания его принадлежности к гражданству союзной или автономной республики. К тому же союзные республики не имели своих законов о гражданстве, действовали лишь указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство. Решение же вопросов о выходе из гражданства и лишение его входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законодательством о гражданстве СССР.

Конституция 1924 г. закрепила нормы, в соответствии с которыми именно Союзу ССР предоставлялось право устанавливать отправные положения и принципы этой отрасли законодательства. Издание союзных актов о вопросах гражданства, носивших основополагающий характер, создавало соответствующую базу для законодательства союзных республик. В развитие указанных конституционных норм в СССР последовательно были приняты и действовали следующие союзные акты: Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.[9], Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г., Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г.[10]

В 1938 г. был принят первый Закон “О гражданстве СССР”[11]. Он устанавливал правовую норму, регламентирующую признание советского гражданства. Тем самым был конкретно определен и уточнен круг лиц, являющихся советскими гражданами.

Закон 1938 г. установил, что иностранцы независимо от их национальности и расы принимаются в советское гражданство по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, в пределах которой эти иностранцы проживают[12]. Существовавший ранее так называемый упрощенный порядок приобретения советского гражданства был отменен. Выход из советского гражданства стал разрешаться исключительно Президиумом Верховного Совета СССР. Лишение советского гражданства производилось по особому в каждом конкретном случае Указу Президиума Верховного Совета СССР.

Впервые в истории советской законодательной практики было установлено правовое понятие “лицо без гражданства”[13]. Таковым стало признаваться всякое проживающее на территории СССР лицо, не являющееся советским гражданином, но и не имеющее доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству.

В последующие годы возникла необходимость издания указов Президиума Верховного Совета СССР, регламентирующих порядок приобретения и восстановления советского гражданства, а также выхода из него[14]. Принятие этих указов было вызвано расширением территории СССР, вхождением в состав Союза новых союзных республик.

За лицом, являвшимся гражданином СССР, не признавалась принадлежность к гражданству иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства также нашел закрепление в международно-правовых соглашениях (конвенциях), заключенных Советским Союзом с рядом социалистических стран по поводу предотвращения и сокращения случаев двойного гражданства.

Через 40 лет после принятия первого закона о гражданстве был принят второй – Закон СССР “О гражданстве СССР” 1978 г., основанный на Конституции СССР 1977 г. В Законе говорилось, что “гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения”[15]. В отличие от Закона 1938 г., выделялись несколько способов сохранения гражданства СССР (при заключении и расторжении брака, проживании за границей), а также устанавливалась защита граждан государством. В Законе 1978 г. обнаруживается более детальное структурирование, были выделены конкретные части, в которых рассматривались приобретение и утрата гражданства СССР, его восстановление, шесть статей было уделено гражданству детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении. Также было уделено внимание рассмотрению заявлений и представлений по вопросам гражданства, в том числе международным договорам.

Произошедшие в СССР в 1990-х годах политико-правовые изменения обусловили изменение союзного законодательства о гражданстве. Принятый в мае 1990 г. Закон “О гражданстве СССР” можно характеризовать как начало демократизации правового регулирования института гражданства, в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства.

Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона РФ № 1948-1 от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации”[16]. Принятый сразу после распада СССР, в условиях становления российской государственности, Закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” 1991 г. обеспечил решение основной проблемы переходного периода – закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории РФ, как граждан суверенной России, учел возникшие новые взаимоотношения с независимыми государствами бывшего СССР и предоставил возможность бывшим гражданам СССР реализовать свои права на гражданство в Российской Федерации.

Законом РФ “О гражданстве Российской Федерации” 1991 г. были установлены следующие принципы гражданства: единое гражданство, открытое и свободное гражданство, равное гражданство независимо от оснований его приобретения, невозможность выдачи гражданина РФ другому государству, возможность иметь двойное гражданство, сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ, защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ, недопустимость лишения человека гражданства[17].

1.2 Принципы российского гражданства


В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы принципы российского гражданства[18].

1) Право каждого на гражданство.

Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2) Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей.

Ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве устанавливает, что проживание гражданина РФ за пределами государства не прекращает его гражданства.

3) Запрет на лишение гражданства и права его изменить.

Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

4) Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству.

Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 утратившего силу Закона о гражданстве он был сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Однако в новом Законе формулировка данного принципа почти полностью повторяет конституционную.

5) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

На территории РФ проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Закон о гражданстве дает право лицам без гражданства, при наличии у них соответствующих оснований, обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

6) Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

7) Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы.

Данный принцип отсутствовал в законе 1991г. Конституция закрепила этот гуманный принцип в ст. 61, он означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

8) Равенство гражданства как принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства. В новом законе исключено противоречившее Конституции положение ранее действовавшего закона о гражданстве республики в составе РФ.

9) Единство гражданства.

Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России.

10) Допущение двойного гражданства.

Так, если Закон РФ от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве РФ” не признавал двойного гражданства (исключение могло содержаться в международном договоре РФ), но разрешал гражданам РФ по их ходатайству иметь гражданство другого государства при наличии соответствующего договора России с этим государством, то положение ст. 6 ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” 2002 г. более либерально. Данные положения свидетельствуют об отходе государства от жесткого контроля над процессами приобретения гражданами России гражданства другого государства. В настоящее время наблюдается явная тенденция к расширению двойного гражданства, что влечет за собой новые проблемы, как для государств, так и для самих лиц с двойным гражданством. Подписанная Российской Федерацией в ноябре 1997 года Европейская конвенция о гражданстве, устанавливающая принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, определяет также и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательство государств, подписавших Конвенцию[19].

11) Защита государством граждан РФ за границей.

Данный принцип, закрепленный в ст. 61 Конституции РФ, развивается в ст. 7 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. Интересно отметить, что в Законе 1991 г. в аналогичной норме отсутствовало указание на Конституцию России и федеральное законодательство, речь шла только о законодательстве государства пребывания и нормах международного права.

12) Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.

Статья 8 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

13) Закон о гражданстве защищает интересы ребенка в вопросах гражданства.

Так, ст. 9 закрепляет право ребенка на гражданство РФ при приобретении или прекращении гражданства РФ одним либо обоими его родителями, при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие, также гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Глава 2. Правовое регулирование гражданства в РФ

     2.1 Порядок приобретения гражданства РФ


Гражданство РФ приобретается:

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ “О гражданстве РФ” или

международным договором РФ[20].

Основной и наиболее распространенной формой приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения. Согласно общепризнанным принципам международного права, каждый ребенок имеет право на гражданство, то есть ребенок ни при каких условиях не должен оставаться лицом без гражданства (апатридом). Это положение, в частности, содержится в ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года[21] и ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года[22].

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

1) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители или его единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

5) ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Как уже было сказано, новым в законодательстве о гражданстве является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства. В общем порядке принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью. Установленный же ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” 2002 г. срок проживания в России по сравнению с предусматриваемым в Законе РФ “О гражданстве Российской Федерации” 1991 г. стал более продолжительным. Так, вместо общих пяти или трех лет непрерывного проживания в стране перед подачей заявления о приеме в гражданство, иностранный гражданин или лицо без гражданства должны будут прожить в РФ не менее 5 лет непрерывно[23]. Такой минимальный срок проживания обусловлен введенным с 1 ноября 2002 года порядком получения вида на жительство, который предусматривается Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”[24]. Согласно этому Закону, вид на жительство может быть выдан лицу, прожившему не менее одного года в РФ на основании разрешения на временное проживание. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года при наличии следующих оснований:

1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

2) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

3) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Россией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения вышеописанных условий.

Согласно ФЗ от 11 ноября 2003г. “граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий…и без представления вида на жительство”.

Что касается приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, то в данном случае срок проживания на территории РФ значения не имеет. Ст. 14 ФЗ “О гражданстве РФ” 2002 г. устанавливает лиц, на которых распространяется упрощенный порядок приема в гражданство России, а также условия, которые должны быть ими соблюдены, такие как достижение возраста восемнадцати лет, наличие дееспособности, а также если:

1) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002г.;

Иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории РФ вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица:

1) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего РСФСР;

2) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

3) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ.

Вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ  в  упрощенном порядке нетрудоспособные иностранные граждане и лица без  гражданства, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные  по  месту  жительства  в  РФ по состоянию на 1 июля 2002г., без  соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство.

В упрощенном порядке принимаются в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие  гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002г. либо получившие разрешение на временное проживание в РФ, если они до 1 января 2006г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ, а также ветераны ВОВ, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ

В упрощенном порядке принимаются в гражданство РФ ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в случае, если:

1) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство  РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии  согласия  другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории  РФ;

2) ребенок,  единственный  родитель  которого   имеет   гражданство РФ, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми  установлены  опека или попечительство,  -  по  заявлению  опекуна  или  попечителя,  имеющих гражданство РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве в соответствии с ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, однако при этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

Важным нововведением действующего Закона о гражданстве является то обстоятельство, что федеральным законодателем в ч. 4 ст. 33 Закона впервые закреплена норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждаемым Президентом России. Значение нормы объясняется тем, что наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу нормотворчества федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданства.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства[25]. Положение устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ.

В соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” Правительство ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в России. Так, на 2003 год была утверждена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 439080 разрешений на временное проживание в Российской Федерации[26].

     2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ


Гражданство РФ прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

2) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации[27].

Выход из гражданства РФ, как и прием в гражданство, осуществляется в общем или упрощенном порядке (последний заменил собой выход из гражданства в порядке регистрации, предусмотренный ФЗ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 “О гражданстве РФ”) на основании добровольного волеизъявления лица[28], за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[29].

Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе, если гражданин:

1) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации отменяется, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует заметить, что отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2.3 Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве


Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

3) Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ[30].

К полномочиям Президента Российской Федерации относятся вопросы:

1) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве;

2) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со ст. 15 Закона;

3) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 26 Закона;

4) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со ст. 23 Закона.

К полномочиям Президента относится также издание указов по вопросам гражданства Российской Федерации.

Следует заметить, что ФЗ от 11 ноября 2003г. полномочия Президента несколько расширены в связи с тем, что теперь при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" ст. 16 Закона о гражданстве, Президент вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. ст. 13 - 15 Закона не обязательно при наличии исключительных случаев.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

1) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

2) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

3) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

4) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Закона о гражданстве, заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

5) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ;

6) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Закона о гражданстве;

7) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

8) оформляют гражданство РФ в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 2 и 4 ст. 26 закона о гражданстве;

9) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со ст. 23 Закона о гражданстве.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, обладает следующими полномочиями:

1) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;

2) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

4) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Закона о гражданстве, заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

5) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

6) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за пределами страны, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч. 2, 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Закона о гражданстве;

7) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства;

8) оформляют гражданство РФ в соответствии с ч. 2 ст. 26 закона о гражданстве;

9) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со ст. 23 Закона о гражданстве.

2.4     Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ


В результате проводимого Россией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории РФ стало проживать – постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства[31].

В соответствии со ст. 3 ФЗ “О гражданстве РФ” 2002г., иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; а лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 г., пришедшем на смену Закону о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981г. Федеральном законе “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002г. №115-ФЗ, а также в иных федеральных законах и международных договорах.

Наравне с гражданами РФ иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны Российского государства в отношении своих личных прав, а также экономических, социальных и культурных, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно Конституции РФ и законам предоставляются только гражданам России: иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

В Законе о правовом положении иностранных граждан четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и основания сокращения срока пребывания в РФ, а также выдворения из пределов РФ.

В силу сложных геополитических изменений в национально-государственном устройстве и межнациональных конфликтов возникла серьезная проблема установления правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российского государства. Признание лица беженцем осуществляется Федеральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

В соответствии с правом на политическое убежище каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права.

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права[32].

2.5 Гражданство детей и недееспособных лиц


В Законе о гражданстве РФ специальная глава посвящена регулированию гражданства детей и водителей, опекунов и попечителей; гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В Законе установлено, что ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. И гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Перечислены положения гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, а также при усыновлении (удочерении).

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами РФ и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ.

Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного.

 

 

 

 


Заключение


Необходимо отметить, что законодательство в сфере гражданства за десятилетний период претерпело существенные изменения, учитывающие как внутренние политико-правовые, социально-экономические, так и международные реалии. Принятие в 2002 году Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека. Вместе с тем новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” не решил всех проблем в сфере гражданства. Например, спорным представляется положение п. “в” ст. 20, дающее право отказать в прекращении гражданства России, если лицо не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения[33]. Понятно стремление авторов Федерального закона соблюсти Конвенцию ООН 1981 г. “О сокращении без гражданства”. Эта норма противоречит ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей приоритет прав и свобод человека, ведь на нем и основано конституционное право на российское и любое другое гражданство[34].

Проблемным моментом является и то, что помимо пятилетнего срока проживания, необходимым условием приема в гражданство является наличие “законного источника средств к существованию”. Однако это понятие в Законе не определено. Является ли таким источником, например, пенсия, алименты, материальная помощь со стороны родственников и т.п.? Каков должен быть минимальный размер “средств к существованию”? При отсутствии четкой регламентации решение этого вопроса зависит исключительно от усмотрения чиновника, принимающего документы. Требование о наличии источника средств к существованию распространяется на беженцев и лиц, получивших политическое убежище в РФ (для этих лиц Закон не устанавливает исключения), хотя по отношению к ним такое требование негуманно и противоречит смыслу Закона о беженцах. Не оговорено в Законе и то обстоятельство, что срок предварительного проживания для таких лиц должен отсчитываться с момента получения соответствующего статуса, а не с момента получения вида на жительство. Само по себе это очевидно: беженец не должен получать вид на жительство, более того, получение вида на жительство влечет для него утрату статуса. Но вряд ли можно положиться на то, что это понимают все чиновники, работающие на местах.

Новый Закон вводит в качестве обязательного условия приема в гражданство подачу лицом заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган соответствующего государства. Отказ от прежнего гражданства – широко распространенное в мировой практике условие приобретения нового гражданства, которое само по себе не вызывает возражений. Однако сама формулировка этой нормы порождает проблему, которая в Законе игнорируется. Заявление об отказе от гражданства должно подаваться одновременно с подачей остальных документов. А если будет принято отрицательное решение и в приеме в гражданство будет отказано? Тогда бывший иностранный гражданин рискует остаться лицом без гражданства. Кроме того, следует учитывать, что, согласно ст.8 Конвенции о гражданстве, государство не должно допускать выход из гражданства, если лицо не имеет гарантий приобретения иного гражданства (аналогичная норма содержится и в Законе). Таким образом, заявитель попадает в замкнутый круг: он не сможет отказаться от прежнего гражданства, пока не представит доказательство того, что ему будет предоставлено российское гражданство. Об этом авторы Закона явно не думали. Тот же пункт об отказе от иного гражданства содержит неопределенную формулировку об освобождении лица от отказа, “если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин”[35]. Она допускает произвольное толкование, вследствие чего вопрос об освобождении от отказа решается по усмотрению чиновника, который принимает документы.

Еще одно новое требование приема в гражданство – владение русским языком. Не говоря о политической бестактности самой формулировки (следовало бы написать “государственным языком РФ”), в условиях федеративного многонационального, а, следовательно, многоязыкового государства, это требование представляется сомнительным с точки зрения Конституции и принципов гражданства, изложенных в самом же новом Законе о гражданстве. Если говорить о гражданах – коренных жителях национальных республик, то некоторые из них владеют русским языком весьма поверхностно, а кое-кто не владеет вовсе, но это никоим образом не ущемляет их гражданства. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Если лицо, ходатайствующее о приеме в российское гражданство, в силу происхождения или иных обстоятельств в достаточной мере владеет одним из национальных языков РФ, то почему к нему должно предъявляться требование владеть еще и русским языком, если к гражданину такое требование предъявлено быть не может?[36]

Таким образом, несмотря на то, что новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и изменения к нему от 11 ноября 2003г. решили многие проблемы и фактически вывели на новый уровень законодательное решение вопросов, многое еще предстоит сделать для разрешения рассмотренных выше проблем. Так, представляется необходимой оптимизация процесса реализации заключенных в рамках СНГ договоров и соглашений, регулирующих вопросы правового статуса граждан государств-участников, а также вопросы приобретения гражданами гражданства других государств, участников соглашений. Некоторые подписанные Российской Федерацией конвенции в рамках СНГ носят декларативный характер, в том числе и по причине недостаточно отработанных механизмов ответственности и контроля над их исполнением. Не способствуют реализации на практике международных норм, регулирующих вопросы гражданства, и большие задержки в сроках ратификации международных соглашений Государственной Думой Российской Федерации.

Изменения в государственно-правовой природе института российского гражданства, его правовом регулировании затрагивают вопросы, тесно связанные с институтом гражданства: соотечественники, беженцы, переселенцы, иностранные рабочие, – обусловливая необходимость и их правового изменения.

Важнейшей задачей в настоящее время является приведение законодательства о гражданстве в соответствие с Конституцией РФ, а также решение вопросов о гражданстве республик в составе России на законодательном уровне и о двойном гражданстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников


1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 1993г. 25 декабря

2. Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая V Всероссийским Съездом Советов на заседании от 10 июля 1918г. // СУ. 1918. №51. Ст. 582

3. Конституция (Основной Закон) СССР. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923г., в окончательной редакции – II съездом Советов СССР 31 января 1924г. Ст. 7 // ЦИК СССР. М., 1924

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Ст. 24 // Бюллетень Верховного Суда. 1994. №12

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ст. 7 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. 7 ноября. №45. Ст. 955

6. Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” // СУ. 1917. №3. Ст. 31

7. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918г. О приобретении прав Российского гражданства“ // СУ. 1918. №31. Ст. 405

8. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921г. “О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей” // СУ РСФСР. 1921. №72. Ст. 578

9. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921г. “О принятии иностранцев в российское гражданство” // СУ РСФСР. 1921. №62. Ст. 437

10. Закон РФ от 28 ноября 1991г. №1948-1 “О гражданстве РФ” (в ред. Закона РФ 17 июня 1996г. №5206-1, ФЗ от 6 февраля 1995г. №13-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996г. №12-П) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №6. Ст. 243

11. ФЗ от 31 мая 2002г. №62-ФЗ “О гражданстве РФ” (с изменениями, внесенными ФЗ от 11 ноября 2003г. №151-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2031

12. ФЗ от 11 ноября 2003г. №151-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О гражданстве РФ” // www.garant.ru

13. ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032

14. Положение “О союзном гражданстве”. Утверждено постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924г. // СЗ СССР. 1924. №23. Ст. 202

15. Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931г., утвержденное ЦИК и СНК СССР // СЗ СССР. 1931. №24. Ст. 196

16. Закон СССР “О гражданстве СССР” от 19 августа 1938г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. №11

17. Закон СССР “О гражданстве СССР” от 1 декабря 1978г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. №49. Ст. 816

18. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002г. №1325 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” // Российская газета. 2002. 19 ноября

19. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002г. №790 “О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ” // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4581

20. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – 752с.

21. Басик В. Развитие законодательства о гражданстве в Российском государстве // Право и жизнь. 2002. №9

22. Брыльцова Е. Гражданство в России по новому закону // Человек и право, 2003, №7

23. Кириллов М. Вопросы приобретения гражданства // Человек и право, 2003, №7

24. Конституционно-правовое регулирование гражданства в РФ – М.: Юрлит, 2003

25. Петросян М. Заключение о ФЗ “О гражданстве РФ”. Выпуск 48 (специальный) // Законотворческий процесс в Государственной Думе. 2003. №1

 

 

 

 

 

 










[1] Конституционно-правовое регулирование гражданства РФ. – М., 2003

[2] См.: ст. 6, 61 Конституции РФ 1993г.

[3] См.: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” // СУ. 1917. № 3. Ст. 31.

[4] См.: Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав Российского гражданства»//СУ. 1918. № 31. Ст. 405.

[5] См.: Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство»//СУ РСФСР. 1921. № 62. Ст. 437.

[6] Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921г. “О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей” // СУ РСФСР. 1921. №72. Ст. 578

[7] Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов на заседании от 10 июля 1918 г.//СУ. 1918. № 51. Ст. 582.

[8] Конституция (Основной Закон) СССР. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г., в окончательной редакции – II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Ст. 7//ЦИК СССР. М., 1924.

[9] См.: Положение «О союзном гражданстве». Утверждено постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г.//СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.

[10] См.: Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г., утвержденное ЦИК и СНК СССР//СЗ СССР. 1931. № 24. Ст. 196.

[11] См.: Закон СССР «О гражданстве СССР» от 19 августа 1938 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11.

[12] Там же. Ст. 3.

[13] Закон СССР «О гражданстве СССР» от 19 августа 1938 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11. Ст. 8.

[14] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 31; 1941. № 13; 1945. № 78; 1946. № 2, 21, 36, 37, 40; 1947. № 18; 1948. № 28.

[15] См.: Закон СССР «О гражданстве СССР» от 1 декабря 1978 г., ст. 1 ч. 3//Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

[16] См.: Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 17.06.93 г. № 5206-1, Федерального закона от 06.02.95 г. № 13-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 г. № 12-П)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.

[17] В.Басик. Развитие законодательства о гражданстве в Российском государстве // Право и жизнь. 2002. №9. С. 24

[18] См.: ст. 4 ФЗ “О гражданстве РФ”

[19] См.: Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.). Конвенция вступила в силу 1 марта 2000 г., Российская Федерация подписала Конвенцию Распоряжением Президента РФ от 6 ноября 1997 г. № 456-рп “О подписании Европейской конвенции о гражданстве”. Согласно Письму Президента РФ от 30 ноября 1998 г. № Пр-1560, настоящая Конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу РФ; текст Конвенции официально опубликован не был.

[20] ст. 11 ФЗ “О гражданстве РФ”

[21] См.: Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ст. 7//Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. 7 ноября. № 45. Ст. 955.

[22] См.: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ст. 24//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5 – 11.

[23] Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы территории РФ не более чем на 3 месяца в течение года

[24] См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации//СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

[25] См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»//Российская газета. 2002. 19 ноября.

[26] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4581.

[27] Ст. 18 ФЗ “О гражданстве РФ”

[28] Ст. 19 ФЗ “О гражданстве РФ”

[29] Там же. Ст. 20.

[30] Ст. 28 ФЗ “О гражданстве РФ”

[31] Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 277

[32] Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 281

[33] См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Ст. 20. П. «в»//СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

[34] Ст. 62 Конституции Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря.

[35] П. “г” ч. 1 ст. 13 ФЗ “О гражданстве РФ”

[36] Петросян М. Заключение о ФЗ “О гражданстве РФ”. Выпуск 48 (специальный) // Законотворческий процесс в Государственной Думе. 2003. №1. С. 25

Похожие работы на - Гражданство в РФ_курс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!