Геополитика Киргизии

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,76 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геополитика Киргизии

Оглавление

Введение                                                                                        с.3

1.Геополитическое положение Киргизии                                              с.5

1.1 Физические и географические условия страны                     с.5

1.2 Соотношения сил и интересов Киргизии и соседей              с.7

2.Динамика киргизской геополитики                                           с.12

2.1 Актуальные проблемы киргизского пограничья                            с.12

2.2 Киргизстан в геополитических манёврах стран мира           с.21

Заключение                                                                                    с.41

Библиография                                                                               с.42

Введение

Целью данной курсовой работы является анализ геополитики Киргизии. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1)изучить политическую география Киргизстана и окружения;

2)исследовать динамику киргизской геополитки.

Историография данной проблемы сравнительна бедна ввиду небольшого возраста последней. Несмотря на обилие информации, публикуемой в СМИ, ощущается явный недостаток академических работ по данной теме. Первой серьёзной работой о геополитике Киргизии может считаться статья «Киргизия. Жизнь без «старшего брата»» Г.Старченкова в журнале «Азия и Африка сегодня» от 1995 года, где автор на шести журнальных страницах подробно рассказал о внешнеполитических действиях Киргизии, в т.ч. об участии страны в конгрессе руководителей тюркских народов (где Киргизия вызывала интерес у Турции в лице самого С.Демиреля), о попытках заменить Россию в качестве партнёра и отчасти патрона Китаем (попытка не удалась из-за опасений Китая относительно контактов киргизов и уйгурцев), об участии страны в союзах внутри СНГ, о Чуйской долине, об исламистской угрозе и ряде других стратегических факторов.

Статья Г.Старченкова оставалась всё-таки журнальной статьёй, хотя и была написана авторитетным специалистом; например, Г.Старченков упомянул об отъезде из Киргизии турок-месхетинцев с интонацией сожаления: как о потере для сельского хозяйства страны, тогда как уже тогда было известно (а впоследствии события вокруг турок-месхетинцев в Краснодарском крае подтвердили это), что выехали они постольку, поскольку провоцировали постоянные конфликты с местным населением.

В книге С.И.Лунёва «Вызовы безопасности южных границ России» Киргизии уделяется место, но по сравнению с проблемным Таджикистаном и большим Казахстаном относительно маленькая и спокойная Киргизия не подвергается масштабному исследованию.

А.Г.Дугина во «Введении в геополитику» говорит о Киргизии как о части Средней Азии, не выделяя республику и не придавая ей самостоятельного значения. Впрочем, З.Бжезинский недаром в «Великой шахматной доске» называл евразийцев (читай: Дугина и единомышленников) представителями «мистического» направления. И даже если сам А.Г.Дугин создаёт достаточно прочные перед научной критикой геополитические концепции, то сочинения его подражателей зачастую страдают откровенным дилетантизмом.

Для написания работы использовались преимущественно интернет-материалы, ввиду их большей новизны и количества по сравнению с традиционными СМИ. По интернет-документу цитируется и очень важный источник: выступление А.Акаева в парламенте с изложением его видения киргизской геополитики.

В курсовой работе используется традиционный вариант наименования исследуемой страны: «Киргизия» или «Киргизстан».

1.Геополитическое положение Киргизии

1.1 Физические и географические условия страны

На данной карте из газеты «Известия» от 25 февраля 2005 года изображается Киргизия с указанием места дислокации двух иностранных военных баз (в Канте и Манасе) и районом военной напряжённости (Баткен).

Китай, находящийся к востоку от страны (у Киргизии с ним 858 км общей границы[1]), не может сравниться по важности для Киргизии с Россией, от которой республика отделена Казахстаном. Потенциал российско-киргизских отношений пока используется далеко не полностью, полагает сын Чингиза Айтматова[2]: «Я считаю, что в основе близости наших позиций и взаимопонимания практически по всем значимым международным вопросам лежит совпадение интересов России и Киргизской Республики в области геополитики, экономики и государственной безопасности. К тому же в Киргизии большим влиянием пользуется русская диаспора».

Россия была и останется стратегическим союзником Киргизстана, заявила на пресс-конференции в Бишкеке от 1 апреля 2005 года исполняющая обязанности министра иностранных дел Роза Отунбаева. По её словам, новые власти страны «не намерены менять ориентиры в сотрудничестве с российской стороной». «Развитие и укрепление связей и прежнее сотрудничество с Россией является выбором народа. В Киргизстане проживают около полумиллиона русских. Как официальный действует русский язык», - отметила Отунбаева. Говоря об отношениях с США, глава внешнеполитического ведомства заявила, что американская сторона оказала важное влияние на создание и развитие в республике гражданского общества[3].

Таким образом, Соединённые Штаты также играют значительную роль в геополитике Киргизии, что следует из слов министра иностранных дел. (Закон о русском языке, о чём упомянула Отунбаева, был предложен Акаевым в качестве одного из политических ходов перед выборами 2000 года, но, тем не менее, он послужил констатаций тесной связи между Киргизией и Россией.)

Средняя высота территории Киргизстана над уровнем моря 2750 м – более 94% площади лежит выше 1000 м над уровнем моря. По уровню обеспеченности местным речным стоком на одного человека в год Киргизстан во много раз превосходит другие государства региона. Но территория Киргизстана зажата в пространстве между пустынями: в плане — между сухими пустынями Моюнкум, Кызылкум, Такла-Макан; и по вертикали – между равнинными сухими пустынями и высокогорными ледовыми.

Киргизские высокогорья – это полярные пустыни, которые в условиях равнинной местности расположены на 3500 км севернее. Сырты – это тундра, которая на равнине располагается на 3000 км севернее – на Таймыре. В полярных пустынях и тундре располагается не много видов производств (да и то возле морских портов), которые могут претендовать на инвестиции.

Центры горных систем представляют собой горные узлы (типа Хан-Тенгри, который, кстати, является природным центром Центральной Азии). Т.е. центры горных систем, по определению, должны быть местами, наименее подходящими для проживания. Центр Киргизстана (село Кочкорка) — не горный, а равнинный, поскольку Киргизстан занимает только часть Западного («советского») Тянь-Шаня. Восточную (большую) часть Тянь-Шаня занимает Китай.

Кочкорка – это место, откуда в начале 20-го века одинаково трудно было попасть куда-либо. На юг – необходимо преодолеть перевал Долон, на север – перевал через горы Кызыл Омпол, на восток – объехать горы Кара-Тоо, на запад – через перевал Кыз-Арт.

Если России в начале XVIII века нужно было «Окно в Европу», то Киргизстану в начале XXI века нужно «окно в АТР».

1.2 Соотношения сил и интересов Киргизии и соседей

Длительная интегрированность Киргизии в Российскую империю, а затем в Советский Союз крепко связала экономики РФ и Киргизии и обусловила взаимовлияние социально-экономических процессов в двух странах. Общими интересами в области геополитики, государственной безопасности и экономического развития объясняется активное участие России и Киргизии в деятельности Таможенного союза и «Шанхайской пятерки».

Но одно дело - понимание совпадения интересов, и другое - успешная реализация взаимовыгодных проектов и отлаженных экономических связей. Несмотря на приоритет в развитии двусторонних отношений Киргизии и Российской Федерации, подтверждённый на самом высоком государственном уровне, социально-экономический потенциал двух стран используется далеко не полностью. Между тем общая угроза, нависшая над СНГ, в связи с нарастающим трансграничным вооруженным вмешательством во внутренние дела государств Центральной Азии и России со стороны экстремистских сил исламского фундаментализма, объективно стимулирует дальнейшее сближение указанных стран не только в области обороны и государственной безопасности, но и в сфере экономического развития, в частности, эффективного использования киргизстанских предприятий ВПК в рамках единой региональной оборонительной стратегии и обеспечения надежности южных рубежей СНГ.

Помимо уже упомянутых выше Таможенного союза и «Шанхайской пятёрки», Киргизия входит еще в несколько региональных организаций, прежде всего: Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Оно объединяет Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Россия входит в ЦАЭС на правах наблюдателя. Это экономическое сообщество является перспективной организацией, позволяющей решать многочисленные проблемы, связанные с экономической интеграцией стран-участниц и решением жизненно важных для экономик этих государств вопросов. По-настоящему значимо для центральноазиатского региона тесное межгосударственное сотрудничество в решении проблем водоснабжения и развития энергетического комплекса. Намечено ввести ряд льгот для членов ЦАЭС, нацеленных на всестороннее развитие предпринимательства и создание благоприятных условий для притока внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, участие Киргизии в ЦАЭС дополняет сотрудничество в рамках СНГ.

Ещё одна влиятельная региональная структура, куда входят Киргизия, Казахстан, другие бывшие советские среднеазиатские республики, а  также Азербайджан, Афганистан, Турция, Пакистан, Иран, называется Организацией экономического сотрудничества (ОЭС). Её членов связывает не только географическая, но и историко-духовная близость, так как все они являются мусульманскими странами. Среди главных приоритетов ОЭС - всестороннее развитие торгово-экономических связей, региональных коммуникаций, сотрудничество в области ТЭК и приобщение к глобальным проектам, связанным с интеграцией в мировую экономику. Совместное участие в ОЭС стран, различных по своему экономическому развитию, уровню менталитета населения, государственному политическому устройству, решению социальных и этнических вопросов в обществе, способствует в итоге более глубокому познанию «соседских» и региональных проблем и поиску эффективных компромиссных решений на благо развития государств и народов региона.

ЦЕА является буферной зоной между СНГ и АТР. Киргизстан, как часть этой буферной зоны, должен гибко реагировать на тенденции как с той, так и с другой стороны. Киргизстану необходимо найти оптимальный баланс между Северо-Западом (СНГ) и Юго-Востоком (АТР и др.).

Киргизстан находится в пограничной ситуации между 4 системами больших пространств: российской (евразийской), исламской, западной и китайской.

Российская сфера предоставила Киргизстану возможность модернизироваться и получить гораздо более высокий уровень культуры и образования, чем остальные приграничные сферы могли предложить. Исламская модель бесперспективна и неприемлема для КР. Вовлечься в сферу Китая — значит исчезнуть в его человеческом океане.

Итак: геополитическое положение Киргизстана:

• на севере — политически дружественный Казахстан;

• на юге — нестабильные Таджикистан, Афганистан, Кашмир и Синьцзянь (Кашгария);

• на востоке — Китай со значительным военным и демографическим потенциалом;

• на западе — перенаселенный и нестабильный Узбекистан.

Странами ближнего зарубежья, непосредственно влияющими на жизнь в Киргизстане, являются Узбекистан, Казахстан и Китай. Опосредованными влиятельными лицами остаются Россия, Таджикистан и Афганистан. В ближайших соседях кроются причины ряда проблем Киргизстана, включая территориальные разногласия, снижение товарооборота, конфликтные ситуации в приграничных районах.

Амбиции, замешанные на наличии богатых природных ресурсов (нефти и газе), могут сделать поведение некоторых членов региона опасным для Киргизстана. Здесь надо остановиться на отношении к уйгурскому сепаратизму. Лет 10 назад один профессор (не чуждый идеалов гуманизма) сказал мне: «Я так хочу, чтобы уйгуры получили независимость»! На что я ответил, что нам будет очень трудно пережить еще одну гражданскую войну в «нашей региональной коммуналке». Не следует также забывать и о том, что правительство Китая не имеет к Киргизстану территориальных претензий, а уйгурские сепаратистские (националистические) организации — имеют.

За три года до «тюльпановой революции» в Киргизии уже происходили народные волнения[4]. С 12 мая 2002 года юг Киргизии превратился в растревоженный улей. Более 10 тысяч человек приняли участие в массовых митингах в Джалал-Абадской области. Вспыхнувшие на юге волнения охватили всю страну, как вирус. В самом Бишкеке состоялось более 30 несанкционированных акций протеста. Волнения закончились стрельбой по демонстрантам, но это стало только причиной для массовых отставок в МВД и армии. В маленьком Киргизстане, где все, образно выражаясь «друг друг знают», расстрел народа стал позором для его инициаторов, последние просто не могли укрыться от родственников погибших и предпочли уйти в отставку.

Поводом для вспышки массового протеста стал тот факт, что нижняя палата парламента Киргизии, поддавшись уговорам Аскара Акаева, одобрила соглашение с Китаем о передаче ему более 90 тысяч гектаров земли в районе реки Узенги-Кууш. И хотя возмущенная общественность принялась открыто протестовать, никто не сомневался, что ратификацию киргизских территорий одобрит и верхняя палата. Но всегда послушная президенту палата вдруг заупрямилась. Соглашение о точках стыков госграниц Киргизии с Китаем и Казахстаном, а также с Китаем и Таджикистаном было быстро ратифицировано. Но когда очередь дошла до киргизо-китайских соглашений, большинство депутатов проголосовали против передачи родной земли китайцам.

Вообще-то особой ценности эти земли не представляют, хотя для небольшой Киргизии (чуть меньше 200 тысяч кв. км) отдать 900 квадратных километров своей территории - пожалуй, слишком широкий жест. Но понять официальный Бишкек нетрудно: эти земли - головная боль, с которой не справлялся даже великий и могучий Советский Союз. Протоколы о границе, проходящей по горным хребтам, заключались в XIX веке. К этому времени уже открыли горы Тянь-Шань, но их площадь все равно была плохо изучена, и географические карты составлялись приблизительно. Неудивительно, что китайцы стали претендовать на знаменитый "семитысячник" пик Победы, открытый в 1943 году, а позже - и на священную для киргизов гору Хан-Тенгри, т.к. топографы так и не смогли точно определить вершины горной гряды.

Киргизским властям удалось оставить за собой право на оба пика. В 1999-м Бишкек и Пекин договорились и о разделе спорных земель на участке Узенги- Кууш по принципу 70 на 30. А документы о ратификации вернули назад в парламент. Они были бы ратифицированы, если бы в нижней палате дали добро как минимум две трети депутатов. Но депутаты отказались участвовать в повторном голосовании, а вскоре Акаев был свергнут.

Аналитики полагали, что все эти события обязательно отразятся на геополитике.

Киргизию, с первых лет СНГ называемую «островком демократии», Запад любит по привычке. И республика, судя по её поддержке антиталибской коалиции, отвечает ему взаимностью, за что щедро одаривается.

При всем этом страна является одним из ближайших союзников России и состоит во всех межгосударственных объединениях, где ведущую роль играет Москва. Киргизия входит и в ЕврАзЭС, и таможенное соглашение, и в Договор о коллективной безопасности, и, наконец, в «Шанхайскую шестёрку». Но теперь конфликт с Китаем становится возможен, а Китай тоже входит в Шанхайскую шестёрку».

2.Динамика киргизской геополитики

2.1 Актуальные проблемы киргизского пограничья

Баткенский район является одним из конфликтных регионов в силу своего географического расположения. Споры здесь возникают по различным причинам у киргизов, как с узбеками, так и с таджиками: обычно из-за воды и земли. Так, и на границе Ак-Сайской сельской управы Баткенского района и джамоатов Чорку и Ворух Республики Таджикистан с давних пор идет спор за землю.

В таджикском джамоате Чорку очень высокая плотность населения. Иногда на маленьком участке в 6 соток там живут до 7-8 семей. Для них очень привлекательны пустующие рядом киргизские земли; фактически таджики считают эту землю своей. По сути, земля эта является одним из спорных участков киргизско-таджикской границы.

В прошлом году был подписан договор между Киргизстаном и Таджикистаном о неиспользовании спорных территорий до решения паритетных комиссий по делимитации и демаркации киргизско-таджикской государственной границы. Однако таджики продолжают грубо нарушать вышеуказанный договор и использовать киргизские земли в своих целях. Происходит это примерно так.

В зимний период ежедневно со стороны таджикских жителей джамоатов Ворух и Чорку производится вырубка арчовых деревьев и кустарников для отопления, что наносит непоправимый урон лесному хозяйству и вредит экологии Баткенского района. А летом граждане Таджикистана используют киргизские земли под пастбища. Спорная территория большая, и проконтролировать весь процесс не так просто.

До 2003 года в селе Кок-Таш стояла рота внутренних войск, которая охраняла подводящий канал и шлюзы Торт-Гульского водохранилища. Соответственно и территория спорных участков охранялась ими же. Нельзя сказать, что все было идеально, но все-таки таджиков сдерживали - наблюдались только единичные случаи самозахвата киргизских земель.

В декабре 2003 года Правительство Киргизской Республики приняло постановление за 773/19 Об организационной структуре и дислокации внутренних войск МВД КР. Согласно этому постановлению отдельные подразделения внутренних войск, дислоцированные в Джалал-Абадской, Ошской и в том числе в селе Кок-Таш Баткенской области были сокращены, т.к. функции их были возложены на другие структуры.

Подразделение внутренних войск в селе Кок-Таш было дислоцировано на стыке границ и пребывание личного состава войск в пограничной зоне противоречило закону «О пограничной службе Киргизской Республики» . Согласно постановлению водозаборное сооружение в этом селе должно охраняться подразделением отдела охраны УВД Баткенской области.

По вышеназванным причинам в конце декабря 2003 года роту внутренних войск в селе Кок-Таш убрали. В феврале, поближе к весне, вновь начался массовый захват земель со стороны жителей джамоата Чорку.

В сельской управе Аксай на участках Кара и Кок-Таш имееются 220 га нераспределенных земель, 30 гектаров из них на участке Кара были захвачены гражданами джамоатов Ворух и Чорку Республики Таджикистан в течение недели.

В очередной раз в ходе бурной полемики представители киргизской стороны доказали на местах по картам 1958 и 1989 гг., что данная территория относится именно к Баткенскому району. И в очередной раз таджикская сторона согласилась с этими доводами. Разъяснительная работа вроде бы дала положительные результаты таджики обязались убрать все саженцы.

По итогам встречи таджикская сторона в лице председателя джамоата Чорку М.Шорупова, председателя земельного комитета г.Исфара З.Юнусова, заместителя председателя джамоата Чорку Б.Шарипова дали слово, что подобная ситуация более не повторится. Данное обещание было подтверждено официально в акте, составленном тут же двумя сторонами.

Документ подписан, однако, это не выход. Ежегодно происходит подобное - подписываются то акты, то протоколы, которые тут же нарушаются. Этот конфликт продолжается со времен союза и до сих пор. До образования Баткенской области в 90-х гг. ситуация доходила до серьезных столкновений между жителями Баткенского района и джамоатов Ворух и Чорку. Тогда эти столкновения назвали кетменной войной.

С того времени подобных конфликтов пока не было, но такая ситуация может повториться в любой момент. Окончательно разрешить споры за землю могут только паритетные комиссии двух государств, но ждать этого придется, наверное, долго, поскольку на сегодняшний день еще не начат процесс делимитации и демаркации киргизско-таджикской государственной границы. Другой выход согласно вышеназванному постановлению Правительства КР, необходимо обеспечить охрану административных границ силами отдела охраны УВД области или поселкового отдела милиции. По словам начальника отдела правоохранительных органов и обороны облгосадминистрации Таштемира Эшалиева этот вопрос в настоящее время прорабатывается[5]. Судя по жесткой политике нового губернатора Баткенской области не отдавать ни метра своей земли, конкретные меры, вероятно, всё-таки будут приняты.

Стремление Узбекистана в одностороннем порядке решить существующие приграничные проблемы вносит дополнительный элемент напряженности в отношения с Киргизстаном. Затягивание вопросов делимитации и демаркации границ позволяет узбекским хозяйствующим субъектам проводить экспансию в южных районах Киргизской Республики. В южных областях проживает большое количество этнических узбеков. Однако многие из них явно не хотят воссоединяться со своим народом.

Недостаток электроэнергии и воды в южных регионах Казахстана будет способствовать тому, что Киргизстан станет востребованным. Казахи в прошлом неоднократно были нашими союзниками. Союз с Казахстаном мог бы стать интегрирующим фактором для всей ЦЕА.

Китай — экономический гигант, имеющий проблему плавной трансформации экономических реформ в политические. К уже сказанному о Китае как объекте киргизской геополитике можно добавить, что уйгурская проблема, которая так беспокоит Пекин и удерживает его от развития отношений с Бишкеком, наверняка не будет использоваться серьёзными киргизскими политиками, т.к., это было бы крайне неосторожно.

Если Россию ожидает экономическое возрождение, то последует военно-политическое возвращение в регион и проведение самостоятельной политики в таковом. Россия приостанавливала британскую, а затем китайскую, кокандскую и американскую экспансии в регионе.

Развивать связи Киргизии с Таджикистаном мешают такие существующие в этой стране факторы, как серьёзные последствия войны, разрушенная экономика. Горная местность, выход на Узбекистан и Афганистан — являются слабыми местами Душанбе. Вместе с тем у этой страны уже давно существуют торгово-экономические связи с южными районами Киргизстана. Но, к сожалению, Таджикистан сегодня объективно является поставщиком наркотиков и оружия на юг КР. Существуют определенные разногласия между нами и по вопросам границ и водопользования.

Два «рога», которые смотрят на Запад в западной части Киргизии напоминают форму Хорватии, которая как бы разделяется Боснией. Существование этих «рогов» побуждает Киргизское руководство к поиску путей нормализации отношений с Таджикистаном, чтобы решить транспортную проблему.

После андижанского расстрела поток узбекских беженцев перешёл киргизскую границу. Западные страны добиваются, чтобы Киргизстан не депортировал обратно в Узбекистан примерно четыре сотни узбекских беженцев, как того требуют российские и узбекские власти. Недавно Соединенные Штаты призвали провести независимое расследование андижанской бойни, как были названы события в Андижане в отчете ООН. Поддержка Каримова со стороны России ставит перед Бакиевым трудную дилемму. Вдобавок в издающейся в Ташкенте газете «Народное слово» была опубликована статья М. Камилова «Кто тормозит процесс делимитации узбекско-киргизской границы», содержащая необоснованные обвинения и недружественные выпады в адрес Киргизстана[6].

Киргизстан придает важное значение развитию и укреплению двусторонних связей с Узбекистаном. После появления статьи зазвучали риторические вопросы: неужели Узбекистан как сосед не намерен развивать и углублять дружественные и добрососедские отношения с Киргизстаном, несмотря на более чем 57 соглашений, заключенных между двумя государствами, включая базовый Договор о вечной дружбе между Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан от 1996 года.

За годы независимости со стороны официальной прессы Киргизской Республики не было случая, чтобы подвергался критике текущий внутриполитический процесс в Узбекистане, выражалось недовольство в отношении положения этнических киргизов в Узбекистане, акцентировалось внимание на неурегулированности проблем приграничного земле- и водопользования, за исключением официальных нот МИДа КР в течение 1999-2001 гг., которые были связаны с жертвами киргизских граждан на минных полях, установленных в одностороннем порядке Узбекистаном на близлежащих территориях КР, и ракетнобомбовых ударов в районе с.Кара-Тейит Чон-Алайского района Ошской области Киргизстана, нанёсших республике серьезный моральный и материальный ущерб, который узбекская сторона до сих пор не возместила. Киргизстан не стал обострять ссору, т.к. Акаев был одним из самых осторожных президентов в СНГ.

 Совершенно очевидно, что Киргизстан и Узбекистан должны жить в мире и согласии и решать проблемы не путем намеренного выстраивания конфронтации, а цивилизованно, на основе взаимопонимания, справедливости, рациональности, взаимоуступчивости и норм международного права.

Проблемы переходного периода затрагивают все страны посткоммунистического пространства, и ни одно государство за одиннадцатилетний срок независимости не добилось идеальных результатов, которые бы констатировали, что они создали реальное демократическое государство, соответствующее развитым устойчивым демократиям. Все мы находимся на пути построения демократического государства с рыночной экономикой, в ходе которого могут быть определенные издержки и противовесы, несущие с собой в то же время стимулирующий им пульс для выстраивания модели государства со своей спецификой и своеобразием.

Необходимо признать, что за эти годы все страны сохранили стабильность и безопасность и не допустили расползания конфликта в регионе из Афганистана и Таджикистана. Киргизы искренне сопереживали афганскому и таджикскому народам и как ближайшие соседи внесли свой определенный вклад в установление мира и национального примирения в этих странах. Сосед Киргизии - Республика Таджикистан - в настоящее время строит мирное и устойчивое общество, свою государственность и достойно наверстывает упущенное.

Административно-территориальная граница между республиками Центральной Азии была определена в 1924-1929 гг. Описание границы с перечнем административных единиц в каждой республике было согласовано и утверждено на заседании Среднеазиатского ликвидкома от 17 марта 1925 г., которые по представлению последнего и комиссии ЦИК СССР по районированию были утверждены Президиумом ЦИК СССР. В последующем были внесены некоторые изменения в административную границу в соответствии с ходатайствами той и другой стороны. Эти изменения были утверждены постановлением ВЦИК РФ от 9 ноября 1925 года, постановлением ЦИК СССР от 1926 г., постановлением ЦИК СССР от 1927 г. На основании этих документов было составлено описание границы и графически оформлено ее начертание на 10-верстной карте Военно-топографического отдела штаба Туркестанского округа.

Следует отметить, что границы были установлены весьма упрощенно, без учета многих факторов, включая этнологические на основе неполноценных картографических материалов.

Это, безусловно, вызывало многочисленные земельные споры, которые имели место с момента размежевания до 60-х гг. XX в. и которые требовали своего разрешения. Для этой цели в 1955 году между президиумами Верховных Советов Киргизской ССР и Узбекской ССР была достигнута договоренность о рассмотрении всех спорных вопросов по межреспубликанской границе. В том же году Совет Министров Киргизской ССР и Совет Министров Узбекской ССР своими распоряжениями утвердили состав паритетной комиссии по установлению границы между двумя республиками.

Образованная паритетная комиссия изучила весь картографический материал, провела экспликацию на местах, пришла к согласованному мнению по всем спорным вопросам. Материалы паритетной комиссии были рассмотрены и утверждены Советами Министров двух республик (постановление Совета Министров Киргизской ССР № 497 от 22.10.1955 г. и постановление Совета Министров Узбекской ССР № 534 от 3.08.1955 г.). Правительства обеих республик представили весь материал паритетной комиссии Верховным Советам республик для окончательного их утверждения. Президиум Верховного Совета Киргизской ССР своим Указом от 30.03.1961 г. утвердил границу в соответствии с протоколом паритетной комиссии. Президиум Верховного Совета Узбекской ССР, изучив представленные материалы, подтвердил правильность отображения границы между Узбекской ССР и Киргизской ССР, кроме участка в районе Северного Соха. К сожалению, Президиум Верховного Совета СССР данный Указ не утвердил, что, безусловно, отразилось в наши дни в качестве проблемы высокой сложности.

Таким образом, киргизская сторона на переговорах берет за основу результаты паритетной комиссии по межреспубликанским границам от 1955 г. и последующих изменений, имеющих юридическую силу. Узбекистан же настаивает на оформлении границ, исходя из материалов по национально-территориальному размежеванию 1924-29 гг. Это создает определённые трудности в переговорном процессе, но, тем не менее, работа ведется и обе стороны все же стремятся найти взаимоприемлемое решение по спорным вопросам.

Фактически протоколами межправительственной комиссии от 18 февраля и от 13 апреля 2000 года не утверждался перечень документов, изданных в 1924-1928 годах. Эти документы были, определены для изучения на предмет использования в качестве правовых основ делимитации границ. Кроме этих документов, изучались и многие другие, касающиеся границ, согласованные на различных уровнях между Киргизской ССР и Узбекской ССР, включая, как говорит автор, и материалы паритетной комиссии 1955 года.

На продолжающихся двусторонних переговорах стороны не смогли прийти к общему пониманию правовых основ делимитации границ. Хотя при рассмотрении участков границы, где у сторон нет совпадения мнений по линии ее прохождения, можно обратиться к нормам международного права. Это один из способов цивилизованного решения спорных вопросов. При рассмотрении границ в соответствии с нормами международного права будут учитываться вопросы правопреемства и положения договоров между Киргизстаном и Узбекистаном. На то есть основания: во-первых, Договор о дружбе и сотрудничестве между Киргизской ССР и Узбекской ССР от 14.03.91 г., в котором в статье 3 сказано: "Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность КирССР и УзССР, сложившиеся в рамках СССР государственные границы между ними и обязуются строго соблюдать их неприкосновенность". Этот международный договор был заключен между двумя суверенными государствами субъектами международного права. Этим договором Узбекистан признал границы между республиками, сложившиеся на момент заключения договора.

Во-вторых, в статье 1 Договора о вечной дружбе между Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан от 24.12.1996 года сказано, что Стороны будут развивать отношения на основе уважения территориальной целостности и нерушимости границ обоих государств, тем самым, подтверждая нерушимость признанных договором от 1991 года сложившихся границ.

В-третьих, в статье 11 Соглашения о создании СНГ от 08.12.91 г., к которому протоколом от 21.12.91 г. присоединились Киргизстан и Узбекистан, говорится: "С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР".

На основании вышеуказанной статьи 11 можно говорить, что все решения, принятые от имени СССР, без согласия Киргизской Республики и Республики Узбекистан не могут применяться на их территориях. Значит, все решения ЦИК СССР, ВЦИК РСФСР, Среднеазиатского ликвидкома (все документы 1924-27 гг.) тоже не могут применяться. Тем более к ним не приложено описание границы, а имеются только весьма неполноценные картографические материалы. Все эти решения постоянно вызывали многочисленные земельные споры между республиками, что, безусловно, требовало их разрешения и привело к созданию в 1955 году паритетной комиссии для решения спорных вопросов госграницы и установления границ между республиками.

Поэтому единственное, к чему можно апеллировать и что может быть принято во внимание, - это договоренности между Узбекистаном и Киргизстаном, принятые на уровне Верховных Советов и Советов Министров с момента образования Киргизской ССР (5 декабря 1936 г.), когда Киргизстан и Узбекистан как равные республики Союза ССР уточняли межреспубликанскую границу.

Киргизстан и Узбекистан ведут переговорный процесс, исходя из чрезвычайно сложной причудливости границ и густонаселенной местности, что требует больших совместный усилий, конструктивного диалога и соблюдения норм международного права. Искусственная политизация пограничных вопросов приведёт не только к охлаждению межгосударственных двусторонних отношений, но и может нанести серьёзный ущерб внутренней стабильности и безопасности двух государств.

2.2 Киргизстан в геополитических манёврах стран мира

С учётом относительно малого веса Киргизии неизбежно, что зачастую его роль в мировой политике будет пассивной, а значит, самая большая часть данного исследования (текущий раздел) должна содержать описание Киргизстана как участника глобальных геополитических процессов.

Транзит наркотиков, оружия и экстремизма из Афганистана дестабилизирует обстановку в регионе. Пока не будет решена проблема внутриафганского мира, соседи по региону не смогут нормально развиваться.

Неравномерность развития стран ближнего зарубежья Киргизстана в сочетании с взаимозависимостью создавали и создают условия для многовекторности внешней политики нашей страны. Перед нами стоят проблемы интеграции: экономической — с Китаем, ЕС и Индией; политико-экономической — с Россией и соседями по региону; и в будущем, не исключено, государственной — с Казахстаном, Россией (и Белоруссией).

В Москве 18-21 декабря 2001 года в Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств-участниц СНГ прошли сборы представителей Генеральных (главных) штабов стран Содружества, отвечающих за осуществление миротворческой деятельности. В них приняли участие офицеры генеральных и главных штабов вооруженных сил Армении, Грузии, Киргизии, России, Таджикистана и Украины.

В числе главных целей мероприятия определены: выработка и координация позиций и основных принципов осуществления миротворчества на пространстве СНГ, обмен опытом деятельности в этой сфере, а также повышение общего уровня подготовки военных специалистов стран СНГ, отвечающих за вопросы миротворчества. В рамках сбора прошли практические занятия, военно-деловые игры и другие мероприятия, направленные на отработку профессиональных качеств и навыков у офицеров-миротворцев.

Сборы проводятся в соответствии с решением Совета министров обороны стран СНГ, под общим руководством начальника ШКВС генерала армии Владимира Яковлева.

2001 год был годом серьёзных изменений в мировой политике после терактов в Нью-Йорке и умелой американской игры на первичном шоке всего мира. 20 декабря 2001 года в аэропорт Бишкека «Манас» (единственный в республике, способный принимать тяжелые военно-транспортные самолеты) прибыла первая группа военнослужащих ВВС США. В «Манасе» планировалось неопределенно долгое время  базировать часть американской военной техники, задействованной в антитеррористической операции в Афганистане. Всего же более 40 американских военных самолетов разместилось в пригороде Бишкека, а их обслуживанием занялись 4000 американских военнослужащих. (После «тюльпановой революции» возникли разговоры о возможном выводе американских баз.)

К руководству Киргизии с просьбой о размещении в республике своих военно-технических подразделений обратились и правительства некоторых других стран НАТО - Канады, Франции, Италии, Австралии, Южной Кореи.

27-28 декабря 2001 года президенты Казахстана Н.Назарбаев, Киргизии А. Акаев, Узбекистана И.Каримов и Таджикистана Э.Рахмонов приняли участие в ташкентском саммите глав государств Центральной Азии. 27 декабря, состоялась неформальная встреча глав четырех государств в узком кругу, в ходе которой состоялся обмен мнениями по развитию многостороннего сотрудничества и вопросам обеспечения региональной стабильности и безопасности. Основными целями саммита являются поиск путей дальнейшего расширения двусторонних и многосторонних отношений, а также анализ изменений в мире после 11 сентября и их влияния на центральноазиатский регион и принятие соответствующих выводов и взаимовыгодных решений. 28 декабря президенты продолжили переговоры в расширенном составе. В тот же день в Ташкенте руководители Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана подписали совместное заявление, в котором главным достижением минувших 10-ти лет президенты Акаев, Каримов, Назарбаев и Рахмонов назвали мир и стабильность в своих странах.

Главы государств подтвердили, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях, а также тесное взаимодействие на международной арене отвечает национальным интересам всех стран региона и играет важную роль в поддержании мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях. В принятом заявлении главы четырех государств отметили, что взаимодействие по созданию общей инфраструктуры, в первую очередь объединенных транспортной и энергетической систем в целях выхода на внешние рынки, является одним из приоритетных направлений многостороннего сотрудничества. Отсутствие России среди подписантов не означает игнорирования РФ со стороны азиатских республик, это значит, что масштаб и характер намеченного сотрудничества не требует непременной помощи от России.

Сегодня на военных аэродромах Узбекистана, Киргизии и Таджикистана базируется, по официальным данным, около пяти тысяч солдат и офицеров стран-членов НАТО и свыше 400 "единиц" натовских ВВС. А по информации киргизского Минобороны, в ближайшее время в Киргизию будут прибывать по три железнодорожных состава (по 40-50 вагонов) в неделю с американским военно-техническим снаряжением.

В Киргизстане американцы создали военно-воздушную базу. Международный аэропорт «Манас» в Бишкеке в ходе указанных транспортировок фактически был передан в руки Пентагона. Под устройство и оснащение по современным стандартам американцы, естественно, выделяют собственные денежные средства и в дальнейшем - в ходе эксплуатации аэропорта ВВС США и других союзников Вашингтона, у Бишкека появилась возможность дополнительных доходов. С момента объявления киргизскими официальными лицами о готовности предоставить свой аэропорт для пользования Пентагоном и союзниками США в дозаправке и полетах на Афганистан, прошло немного времени. Но процесс протекал весьма активно. В вопросе с созданием в международном аэропорту «Манас» военно-воздушной базы США президент Аскар Акаев сумел очень быстро убедить членов киргизского парламента. Абстрагируясь от финансовых дивидендов (кстати, для киргизской экономики - немаленьких), можно с позитивной для Киргизстана стороны отметить шаг Бишкека ближе в объятия Вашингтона. Не жертвуя своими солдатами и не расходуя своих бюджетных средств, из просто «островка демократии» стать одним из самых надежных партнеров в Центральной Азии - это политическая победа. При этом нисколько не испорчены отношения со старым ведущим партнером - Россией и другими государствами СНГ. Если вспомнить недавние Баткенские события, то киргизское руководство давно предлагает создать в Бишкеке штаб-квартиру антитеррористического центра стран «Шанхайского форума» или сил ДКБ (Договор о коллективной безопасности). Такая позиция киргизского руководства была вполне оправданной, если вспомнить вторжения международных террористов из организации ИДУ (Ислмаское движение Узбекистана) в Баткенскую область. Тогда боевая обстановка показала, что техническая и материальная база киргизской армии оставляют желать лучшего. Поэтому присутствие иностранных военных сил - это лишний гарант для стабильности и спокойствия.

На следующей встрече по проблеме терроризма в Афганистане присутствовали президенты всех среднеазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана), а также российский премьер Виктор Черномырдин. Не было только Сапармурата Ниязова, который заявил, что всё, что происходит в Афганистане, является внутренним делом афганского народа. «Мы не испытываем угрозы со стороны «Талибана»», - сказал тогда президент Туркменистана[7]. Киргизстан, разумеется, в лице своих руководителей не мог делать таких диссонансных Соединённым Штатам заявлений.

На 2005 год в Киргизии был запланирован перевод армии на одногодичный срок призыва[8]. Министр обороны И.Исаков в дполнение к этому также заявил, что переход вооруженных сил на контрактную основу в ближайшем будущем неизбежен, но этот процесс должен идти постепенно. Очевидно, что Киргизстан пытается копировать американскую модель армии, что, возможно, будет уникальным успешным прецедентом для центральноазиатских стран.

Новой угрозой всему миру в XXI веке стал международный терроризм, главное гнездо которого оказалось по соседству с Киргизией - в Афганистане. Былые заботы, связанные с ядерным противостоянием великих держав, которые ранее будоражили сознание людей во всем мире, отошли как бы на второй план.

Киргизстан, Россия, их партнеры и союзники по региону оказались в особом положении. Киргизия и Таджикистан – на южных рубежах, а Россия – в Чечне уже не первый год вели борьбу с бандформированиями международных террористов. Их обращения к мировому сообществу, предупреждения о новой угрозе, которая способна приобрести глобальный характер, в полной мере тогда не были услышаны. Ещё в марте 2001 года, за полгода до трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне, в своей статье «Взорвётся ли Центральная Азия?»[9] А.Акаев писал о том, что для эффективной борьбы с международным терроризмом необходимо выстраивать единый антитеррористический фронт. Жизнь это подтвердила.

Понимая характер угрозы, в тот период члены СНГ осуществили свои надлежащие меры. По линии Договора о коллективной безопасности, СНГ и Шанхайской организации сотрудничества ещё до сентябрьских событий – в целях организации коллективного отпора международному терроризму – были приняты решения о создании антитеррористических центров, а по линии ДКБ – Коллективных сил быстрого развертывания. Постсоветские государства в тот период волей судьбы оказались форпостом в борьбе с международным терроризмом. Однако сентябрьская действительность превзошла самые худшие опасения.

Призыв Дж. Буша о создании антитеррористической коалиции, практические действия США получили поддержку Киргизии. В координации и по согласованию с партнерами и союзниками Акаев дал согласие на размещение на киргизской территории военного контингента коалиции, внося тем самым весомый вклад в общие усилия. Это отвечало как национальным интересам, так и интересам партнеров и союзников Киргизстана. Акаев считает, что власти Киргизии нее могли поступить иначе: «Опасность была не за тридевять земель, а нависала над порогом нашего собственного дома»[10].

Как известно, у любого, даже самого разумного решения находятся оппоненты и критики. Они высказывали опасения, не приведет ли размещение американского и иных западных контингентов на территории Киргизстана к ущемлению российских стратегических интересов. Во время февральских встреч в Москве Акаева с Путиным, а затем в ходе мартовской встречи с ним в Алма-Ате президенты «сверили часы» и еще раз подтвердили согласованность своих позиций. Аскар Акаев заверил российского лидера, что Киргизстан был, есть и будет надежным стратегическим партнером и союзником России, твёрдо приверженным Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве.

Новый поворот в международных делах после 11 сентября привел к активизации киргизских отношений с Соединенными Штатами Америки. США, как известно, всегда проводили глобальную внешнюю политику. Однако после 11 сентября она получила новые черты и другое измерение. За последние десятилетия мировое сообщество не раз показывало способность объединяться во имя общих целей. Создано немало международных организаций для поисков совместных решений в сфере безопасности, экономики, науки, культуры, образования, борьбы с опасными болезнями и т.д. Но то, что произошло после 11 сентября, носило качественно иной характер. Произошло не только объединение, а объединение сил, для борьбы с общей угрозой.

О высокой оценке мировым сообществом киргизской позиции убедительно свидетельствует принятое «Парижским клубом» решение о реструктуризации киргизских государственных долгов на самых выгодных для Киргизстана условиях[11]. Акаев в свою с признательностью оценил полученную в Парижском клубе поддержку со стороны США, России, Германии и Японии.

Когда Акаев размышлял над внешнеполитической доктриной «Великий шелковый путь», он не ждал, что Киргизстан станет так популярен благодаря терактам в Нью-Йорке, но сумел использовать ситуацию.

Антитеррористическая операция в Афганистане развивается достаточно успешно, хотя отдельные очаги сопротивления международных террористов все еще там сохраняются.

Внеся значительный вклад в борьбу с международным терроризмом, Киргизстан не мог оставаться в стороне от участия в мирных преобразованиях в Афганистане. В Афганистане побывала ответственная делегация во главе с вице-премьер-министром А.Сулайманкуловым. В её состав было включено 35 бизнесменов, т.е. в Кабуле был высажен крупный киргизский «деловой десант». Руководство делегации встретилось с главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем и рядом министров. А изнесмены завязали там широкие контакты по своей линии. Таким образом, было положено начало новым отношениям с новым руководством и деловыми кругами этой страны. Правительство планировало всемерно развить достигнутый успех, конкретно определиться в торгово-экономических отношениях, детально изучить возможности поставки туда наших товаров и оборудования, использования имеющейся у нас инфраструктуры, опыта экономических реформ и демократических преобразований.

Акаев лавировал между двумя векторами киргизской внешней политики – российским и американским, которые в новых условиях обрели дополнительное звучание. Наряду с он не забывал про ещё одно направление внешней политики Киргизстана – китайское.

Китай с каждым годом становится все более мощным фактором укрепления безопасности и стабильности не только в Азии, но и во всем мире. Это ярко проявилось и в последний период. Содействуя успеху антитеррористической операции в Афганистане, Китай и на этапе послевоенного урегулирования в этой стране, сыграл роль.

Происходящее в настоящее время соединение в нашей международной политике российского, китайского и американского векторов позволило создать для киргизского руководства мощный внешнеполитический фундамент, укрепить ее положение в изменившемся мире, чем оно пользовалось и после ухода Акаева и избрания Бакиева.

В последнее время Киргизстан в своей внешней политике вышел на новые рубежи, заняв в изменившемся мире, в рамках антитеррористической коалиции, заметное и достойное место. Переговоры киргизских руководителей с руководителями различных зарубежных государств далеко выходили за традиционные рамки двусторонних отношений, сосредотачиваясь на ключевых проблемах международной политики. Собеседников интересовали киргизские оценки и видение по проблемам антитеррористической борьбы, укрепления мира и безопасности в региональном и глобальном масштабах.

Проводимая Акаевым политическая линия была признана адекватно отвечающей задачам, стоящим ныне перед антитеррористической коалицией и международным сообществом в целом. Понимая киргизские трудности, лидеры указанных стран признали необходимость увеличить выделяемую Киргизстану помощь. Этого Акаев добился на встречах с президентом Турции А. Сезером, президентом ФРГ Й. Рау и федеральным канцлером Г. Шредером, премьер-министром Швеции Г. Перссоном. Помимо этого состоялось множество его встреч и бесед с министрами и представителями деловых и парламентских кругов, выступлений перед общественностью и научными кругами.

Место Киргизстана в изменившемся мире, неразрывно связано с возросшей ролью, которую играет в современном мире регион Центральной Азии. Руководители соседних с Киргизией государств президенты Нурсултан Назарбаев, Ислам Каримов и Эмомали Рахмонов проявили единство в поддержке целей и задач антитеррористической коалиции. В последние годы наметилась линия на укрепление внутрирегионального сотрудничества в целях решения общих проблем. Свидетельством тому стало преобразование Центральноазиатского экономического сообщества. На его месте возникла новая организация – Центральноазиатское сотрудничество в составе Киргизстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Эта организация включает в рамки своей деятельности не только экономические проблемы, но и вопросы политического взаимодействия входящих в него стран. Это качественно новый этап в развитии внутрирегионального сотрудничества, который способен дать импульс центростремительным тенденциям и принципиально изменить ситуацию в регионе.

В перспективном направлении развиваются дела в Евразийском экономическом сообществе, в частности в связи с намерением Украины и Молдовы войти в состав ЕврАзЭС, что косвенно оказывается в пользу Киргизии, и что последняя будет приветствовать. Расширение зоны свободной торговли как главной цели ЕврАзЭС благодаря указанным странам придаёт этой организации новое качественное измерение.

Последние встречи глав государств, входящих в Содружество Независимых Государств, показывают, что большой и пока еще не востребованный потенциал имеется и в СНГ.

Выход внешней политики Киргизстана на новые рубежи означает еще большую ответственность за действия данной страны в международных делах. Речь идет о сохранении стабильности в политике и о предсказуемости в наших практических действиях. Оперативные взвешенные шаги позволили Киргизии укрепить отношения с Россией, Китаем, США и другими партнерами, усилить свои позиции в мире.

Сила внешней политики зиждется не только на благородстве ее целей и активности в их практической реализации, но и на устойчивости внутренней ситуации, гражданском мире и согласии. События последнего времени в Кербене, связанные с массовыми беспорядками и человеческими жертвами, были очень серьёзным ударом по имиджу Акаева.

Стабильность во внешней политике, верность союзническим и партнерским обязательствам – это самые главные признаки надежности государства. Прослыть ненадежным означает потерять доверие.

Киргизских избирателей, приходивших на выборы президента, вдохновляла надежда на перемены. Однако каждого киргизского гражданина в той или иной степени интересовала и внешнеполитиеская ориентация кандидатов, т.е., голосование на последних президентских выборах придавало свой импульс геополитике Киргизстана.

Кумар Бекбалотов – сотрудник бишкекского Института войны и мира – согласен с желательностью этого, но считает, что местная борьба за власть и за политические приоритеты может  замедлить осуществление необходимых перемен. Как утверждает Бекбалотов, необходимо произвести революционные перемены основных аспектов жизни в стране и в первую очередь – внешних отношений Киргизстана, чтобы нынешние киргизские события, действительно, были революционными. Но он считает это маловероятным: «Необходимо решительно отойти от прежнего политического курса, но, по-моему, новое правительство не может себе этого позволить, то есть – оно не может отказаться от прежних союзников Киргизстана. Оно не может уйти от близости своих непосредственных соседей, среди которых – Россия, Узбекистан и Казахстан и, конечно же, Шанхайская организация сотрудничества. И, в свете этого, я считаю, что никаких значительных, далеко идущих перемен ожидать не следует»[12].

Соперничать и сотрудничать на равных могут не отдельные страны, а геополитические коалиции. Региональная интеграция необходима потому, что мировой рынок давно поделен и контролируется ведущими державами, а задача стран Центрального евразийского региона - занять в нем достойное место. Решение такой задачи предполагает преобразование довольно аморфного их сотрудничества в интеграционное взаимодействие. Экономическое единство региона даст ему сильные позиции на переговорах, что обеспечит выгоду всем участникам.

В условиях «железного занавеса» и жесткого централизма экономические отношения республик СССР представляли собой в значительной мере искусственную конструкцию. Внешнеэкономические отношения, которые основывались больше на планово волюнтаристских методах, нежели на принципах максимальной эффективности, часто сдерживали естественные направления развития субъектов отношений. В условиях ориентированной на внешнеторговые связи экономической модели страны ЦЕА оказались в худшем положении, чем это было до распада СССР: только Казахстан и Туркменистан имеют положительное сальдо внешней торговли.

Вследствие интеграции развитого мира развивающиеся страны активно задвигаются на задворки мировой экономики. Они имеют больше экономических связей с развитыми странами, чем между собой. Это оказывает негативное влияние на их способность независимо решать свои экономические проблемы. В интеграционных моделях развивающихся стран отсутствует такой основополагающий фактор, как взаимозависимость и взаимозаменяемость национальных экономик. Основная их цель состоит в преодолении низкого уровня развития и в противостоянии проникновению в эти страны иностранных товаров. Здесь интеграция является не итогом интернационализации, а средством ее усиления.

Развитая в середине XIX века немецким экономистом Фридрихом Листом теория «автаркии больших пространств» утверждает, что полноценное экономическое развитие государства возможно только в том случае, если оно обладает достаточным геополитическим масштабом и большими территориальными возможностями. Это означает, что полноценное экономическое развитие стран Центральной Азии возможно только в случае их объединения в «большое пространство»[13]. Лист настаивал на невозможности осуществить эти теории в государствах с недостаточным экономическим объемом, так как автаркия в этом случае будет просто фикцией. Такая теория предвосхищала геоэкономическую интеграцию, переход к которой стал возможен после геополитической самоликвидации СССР.

Интеграция возможна только как следствие индустриального развития. Пока нет рынка, интегрироваться нечему. И пока нет стабильности, интеграция невозможна. Но даже при хорошем стечении обстоятельств будет трудно выработать единую политику. Уже сейчас очевидна разница между странами региона.

Курс на экономическую независимость (положительный фактор) привел к отсутствию экономической взаимозависимости — обособлению (отрицательный фактор). Зависимость от Центра сменилась независимостью и от Центра, и друг от друга (равнодушием). Необходимо взять курс на осмысленную взаимозависимость. Развитие сотрудничества — это эволюция от конкуренции на выживание — к партнерству для совыживания и соразвития. Региону предстоит пройти диалектическую эволюцию: зависимость от Центра (тезис) — независимость от Центра и друг от друга (антитезис) — взаимозависимость друг от друга, интеграция (синтез).

Политико-экономические процессы развития мирового сообщества характеризуются двумя направлениями — глобализации и регионализации. Глобализации предшествует или же, напротив, противостоит регионализм. Он тоже означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, однако, ограничивает сферу их действия региональными рамками. Европейские страны движутся в направлении интеграции, а страны СНГ и Центральной Евразии (ЦЕА) последние 13 лет, если посмотреть скептически, больше дезинтегрируются, чем интегрируются.

В странах Западной Европы уровень производственных издержек примерно одинаков, и они объединяются в союз. Чем больше рынок, тем лучше для его участников – как в отношении приобретения, так и сбыта товаров. Общий рынок приводит к военно-политическому союзу. Ну а для внутриконтинентальных стран насущной была изоляция, что находило и свое политическое выражение. Ведь существование межгосударственных границ (таможенных барьеров) обусловлено изначально именно различием в уровнях производительных сил в соседних областях.

Киргизстан является членом многих международных организаций (порядка 70). Членство в этих организациях обязывает страну выплачивать членские взносы и нести постоянные расходы на содержание представителей, рабочих групп, исполкомов и т.д., на проведение различных конференций и встреч.

1) Организация экономического сотрудничества (ЭКО) — ноябрь 1992 года;

2) Содружество Независимых Государств (СНГ) — сентябрь 1993 г.;

3) Организация «Исламская Конференция» (ОИК) — декабрь1992 г.;

4) Организация Центральноазиатского Сотрудничества (ОЦАС) (февраль 2002 г.) — правопреемник Центральноазиатского союза (ЦАС) и Центральноазиатского экономического сообщества (ЦАЭС) (апрель 1994 г.);

5) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — июнь 2001 г. (правопреемник Таможенного Союза (ТС) — март 1996 г.);

6) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — июнь 2001 г.

1. Организация экономического сотрудничества (Economic cooperation organisation – ECO/ЭКО). ЭКО, первоначально созданная Ираном, Пакистаном и Турцией, получила новое развитие с присоединением к ней 28.11.92 Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также Азербайджана и Афганистана.

Долгосрочная цель организации – достижение регионом высокого уровня экономического развития. Основные задачи – ускорение регионального сотрудничества в области экономики, науки и техники, развитие коммуникационной инфраструктуры как между странами-членами ЭКО, так и с внешним миром.

ЭКО уделяет недостаточно внимания активизации торгово-экономических отношений в силу бедности стран-участников, а также нерешенности ряда транспортных проблем. Товарооборот Киргизстана со странами ЭКО составляет около 70% от общего товарооборота республики. В сложившейся ситуации встает задача развития торговли с Ираном, Пакистаном, Турцией, товарооборот с которыми составляет в среднем чуть более 13%.

Организация ЭКО представляет собой «разношерстный» состав стран с разноуровневым и разноскоростным развитием. Наряду с такими светскими государствами, как Турция, страны СНГ, в ней состоят и исламские страны фундаменталистского толка — Иран, Пакистан, Афганистан. Это обстоятельство осложняет механизм принятия и реализации решений.

Следует особо подчеркнуть, что основная цель деятельности ЭКО, как межправительственной региональной организации, заключается в выявлении общих интересов стран-членов в различных областях экономического сотрудничества, их всестороннем согласовании, принятии решений и доведении их до механизма исполнения.

2. СНГ оказалось в весьма противоречивой ситуации, а по многим, более пессимистичным и резким оценкам – даже близко к кризису. К настоящему времени страны-участницы Содружества находятся дальше друг от друга, и прежде всего от России, чем в год распада СССР. Резко сократился и товарооборот России с партнерами по СНГ. СНГ в качестве экономического союза не является субъектом международного права. Это положение зафиксировано в Минском договоре СНГ 1994 г.

В то же время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран – членов Содружества – на рынки дальнего зарубежья. Сохраняется тенденция сокращения торговых отношений с СНГ, о чем свидетельствует падение объема товарооборота с ними с 86,1% в 1991 г. до 45,8-47,1% — в 2002–2003 гг.

Еще резче проявляется тенденция усиления роли третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая во многом предопределяет перспективу расстановки экономических сил на постсоветском пространстве.

Ускоренному формированию региональных интеграционных группировок «внутри СНГ» способствовали серьезные ошибки, допущенные при создании и развитии СНГ в целом, недостаточный учет специфики отдельных стран.

Сотрудничество в рамках СНГ позволяет выживать Киргизским экспортерам, а Договор коллективной безопасности остается важным фактором в обеспечении национальной безопасности. Этих факторов пока достаточно для страны с ограниченными природными ресурсами и системой безопасности. Большинство стран СНГ имеют сырьевую экономику и поэтому пока не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. СНГ — это сообщество, необходимое в настоящий момент, но имеющее туманные перспективы.

3. Организация «Исламская Конференция» (ОИК) создана в 1969 г. в целях: а) содействия мусульманам мира в их борьбе против угнетения и несправедливости, посредством оказания им финансовой, экономической, информационной и иных видов помощи; б) преодоления духовной деградации мусульманских общин в немусульманских государствах, обусловленной их длительным существованием в условиях насильственной атеизации и пренебрежения со стороны правительств этих государств; в) содействия распространению ислама. В 1974 г. при ОИК был создан Исламский банк развития (ИБР), ставший важным инструментом реализации идеи мусульманской солидарности. Киргизстан вступил в ОИК в 1992 году. ИБР закончил разработку программы инвестирования ряда крупных проектов в Центральной Евразии. Основным направлением деятельности организации после дезинтеграции СССР стало: 1) разрешение проблемы возможного усиления вовлеченности «Запада» в события и проблемы мусульманского мира с последующим доминированием его в регионах распространения ислама; 2) разрешение экономических проблем мусульманских государств. Одним из путей защиты ею своих экономических интересов стала разработка ОИК программы по созданию исламского общего рынка по типу Европейского экономического союза; 3) борьба с международным терроризмом.

ОИК имеет не только достаточно размытые цели, но и представляет собой достаточно рыхлое образование: включает в себя 52 государства Азии (в т. ч. ЦЕА и Азербайджан), государства Африки, европейскую Албанию и Организацию освобождения Палестины. И потому вряд ли может рассматриваться как региональное интеграционное объединение.

Исламские страны в большинстве своем малоразвиты, их экономика развивается однобоко. Влияние ислама объективно не может способствовать развитию таких стран, как Киргизстан.

4. Организация Центральноазиатского Сотрудничества (ЦАЭС/ОЦАС) начала формироваться в 1994 году в результате неудовлетворительного функционирования СНГ. 28.02.02 года главы государств Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана подписали Договор об учреждении Организации Центральноазиатского Сотрудничества (ОЦАС), которая заменила Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС).

Задачами новой организации являются: дальнейшее продвижение политического диалога, совершенствование форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубление взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработка совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе.

Однако различия в направленности экономических реформ, значительные расхождения в национальных законодательствах, особенно в области валютно-финансового, налогового, внешнеторгового и таможенного регулирования, не позволили странам ни сформировать общерегиональный рынок и единую таможенную территорию, ни обеспечить свободную и взаимную конвертируемость национальных валют.

Страны ОЦАС имеют суммарный внутренний рынок, всего охватывающий 51 млн. человек. Для сравнения: Иран и Турция имеют по 67 млн. человек каждый.

Недостатками ОЦАС является отсутствие в ней сильных участников, способных отстаивать интересы организации на мировой арене, борьба за лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, отсутствие внутрирегиональных мер по достижению доверия в военных, пограничных и трансграничных вопросах.

Кроме того, на эффективность интеграции в регионе оказывают влияние: отсутствие режима свободной торговли между всеми участниками; различие экономических интересов в решении проблем использования общих природных ресурсов; проявление национального эгоизма при установлении тарифов и цен на пользование линиями электропередач, транзитного прохождения транспортных средств; сохранение многих административных ограничений в расчетно-платежных отношениях.

5. Евразийское экономическое сообщество (Таможенный союз / ЕврАзЭС), в которое вошли Беларусь, Россия, Киргизстан, Казахстан и Таджикистан, создано в июне 2001 г. Первоначально, в 1995 году, Россия, Беларусь и Казахстан подписали трехстороннее соглашение о Таможенном союзе, к которому затем присоединились Киргизстан и Таджикистан.

Каждая страна получила квоту в исполнительном органе сообщества — Интеграционном комитете: Россия — 40%, Беларусь и Казахстан — по 20%, Киргизстан и Таджикистан — по 10%. Для принятия решения требуется 2/3 голосов. Такой расклад справедлив, учитывая потенциал каждой страны в отдельности.

Страны ЕврАзЭС заключили соглашение относительно установления зоны свободной торговли. Ее главным условием будет взимание косвенных налогов по принципу страны назначения. Проще говоря, товары, ввозимые из этих стран, будут стоить дешевле. Надо ли говорить, что и уровень товарооборота должен возрасти.

Основные задачи ЕврАзЭС в области внешнеторговой и таможенной политики следующие: совершенствование режима свободной торговли; формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; введение согласованной системы преференций; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими структурами; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание эффективного платежно-расчетного механизма; обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества, их укрепление и обустройство, борьба с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.

В области экономической политики предусмотрены согласованная структурная перестройка, разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития, общая платежная система и обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем. Кроме того, предусмотрено: создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, для доступа на рынки иностранных инвестиций; формирование общего рынка транспортных услуг, единой системы и общего энергетического рынка; совместные исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники; разработка унифицированной системы правового регулирования, формирования и деятельности финансово-промышленных групп на многосторонней и двусторонней основе.

ЕврАзЭС имеет одно преимущество перед ЕС — единый язык (русский).

6. Шанхайская организация сотрудничества (Шанхай-5 / ШОС) ШОС сформировалась на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанных, соответственно, в Шанхае и Москве. Сегодня сотрудничество в рамках этой организации уже охватывает политическую, торгово-экономическую, культурную, научно-техническую и иные сферы. Трансформация «Шанхайской пятерки» в отдельную организацию произошла 14–15 июня 2001 года. Расширение организации произошло за счет вхождения в нее Узбекистана.

Задачами ШОС являются: укрепление между государствами-участниками организации взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

Но, по мнению других политологов, Киргизстан сможет сыграть роль катализатора в политических переменах по всей Центральной Азии. Хотя некоторые из них и сомневаются в готовности центрально-азиатского региона к переменам.

Заключение

Выводы по итогам курсовой работы таковы:

1)Киргизстан находится в крайне сложной геополитической ситуации между несколькими нестабильными странами, более того – между несколькими цивилизациями.

2)Геополитика Киргизстана определяется больше соперничеством больших государств, нежели внутренней киргизской политической волей.

Смена политического режима в 2005 году повлекла определённые изменения во внешней политике Киргизстана: оживились и получили реальное наполнение контакты Киргизстана с соседними странами. Ожидаемое возрождение экономики несомненно усилит авторитет Киргизии и станет примером для соседних стран, что, возможно, приблизит падение существующих в них авторитарных режимов. Очевидно, президент Бакиев не изменит традиционной осторожности своего предшественника и избежит конфликтов с соседями, возможно, сумеет окончательно исчерпать существующие. Взаимоотношения с Российской Федерацией останутся главными в киргизской геополитике на ближайшее будущее.

Библиография

1. CIA, Центральное разведывательное управление, т. «Страны мира», Екатеринбург, 2001

2. Акаев А. Кыргызстан в изменившемся мире.

#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] CIA, 243

[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Борисова О., На Бишкек! Караван, 2002, №21 #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] там же

[11] там же

[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] http://pr.kg/articles/n0202/08-geo.htm

Похожие работы на - Геополитика Киргизии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!