Влияние информационных технологий на экономику

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,77 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние информационных технологий на экономику

Влияние информационных технологий на мировую экономику

ПЛАН

Введение

1. Понятие информационных технологий

Общество, информация и информационные технологии

Современные информационные технологии

2. Влияние информационных технологий на мировую экономику

Торгово-промышленная сфера и информационные технологии

Финансовый и фондовый рынки и информационные технологии

Рынок труда и информационные технологии

3. Основные направления использования информационных технологий для мировой экономики

Проблемы в мировой экономике, связанные с использованием информационных технологий

Тенденции развития мировой экономики и информационные технологии

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Рубеж XX—XIX вв. отмечен глобализацией мировой экономики.  Влияние  на  мировую  экономику  этого неравномерно протекающего процесса, постоянно меняющего свои формы, связано с распространением информационных технологий, непрерывным внедрением инноваций в мировом масштабе. Настоящий виток развития глобализации основан на компьютеризации почти всех сфер деятельности человека, что позволяет сегодня говорить о феномене так называемой "новой" экономики.

Можно с полным правом сказать, что Интернет как наиболее яркое проявление новых информационных тех­нологий стал сегодня символом нового мира, новых политических и экономических решений, символом современного человека.

Глобализация мировой экономики, а также позитивные и негатив­ные моменты, связанные с этим явлением, представляют собой, навер­ное, одно из самых популярных и дискуссионных направлений в со­временной гуманитарной научной мысли. По словам американского социолога Э. Гидденса, «глобализация — это не просто привлекатель­ное или элегантное слово. Ни один человек, стремящийся понять, что ждет нас в будущем, не может игнорировать это понятие»[1]. Следует отметить, что качествен­ной отличительной особенностью современной глобализации является ее всеохватывающий характер, втягивание всего мирового сообщества в открытую систему общественно-политических, финансово-экономи­ческих и социально-культурных связей на основе новейших коммуни­кационных и информационных технологий. Происходит не просто ус­корение коммуникативных процессов в мире, а осуществление комму­никаций в режиме реального времени. Именно этот аспект подчеркивает, отмечая особенности процесса глобализации, М. Кастельс: «Глобальная экономика ... это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей пла­неты»[2]. Аналогичное определение мы находим и в других источниках, например: «Глобализация — это универсальный процесс, охватываю­щий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рын­ке по укреплению связей денежного капитала с инновациями»[3].

По мнению И.А. Стрелец, глобализацию можно определить как процесс во­влечения всех стран в формирование единого экономического, социаль­ного и культурного пространства с возможностью интерактивного общения в реальном времени на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий[4]. В связи с этим глобализацию можно считать информационной; информационные технологии при этом превращаются в основу глобализации жизни современного мирового сообщества.

Автор хотел бы остановиться на такой специфической и неотъем­лемой составляющей процесса глобализации, как информационная среда и информационные технологии.

В данной работе рассматривается влияние информационных технологий на мировую экономику. Первая глава посвящена общей характеристике информационных технологий. Также рассматриваются основные подходы к новой мировой экономике и информационному обществу.

Во второй главе раскрывается влияние информационных технологий на отдельные отрасли мировой экономики: промышленность и торговлю, финансы и фондовый рынок, рынок труда.

В третьей главе работы показано, какие проблемы вызывает в современном обществе применение информационных технологий, выявляются основные тенденции развития новой экономики.


1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

1.1 Общество, информация и информационные технологии

По мере развития информационных технологий и усиления влия­ния информационных процессов на экономику и общество в целом происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данные события.

Идеи нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д. Рисмен, Д. Белл) постепенно модифицировались в концепции информа­ционного общества.

Характеризуя теоретические подходы к анализу современного обще­ства, прежде всего необходимо подчеркнуть различие между понятиями «информация» и «знание». Дж. Ходжсон объясняет это различие сле­дующим образом: «Информация — совокупность данных, которые уже интерпретированы, которым удалось придать некий смысл. А знания — продукт использования информации. Знание есть нечто такое, что нахо­дится «где-то поблизости», и надо просто «сделать его доступным» или «открыть». Многие познавательные процессы являются неявными»[5].

Американский социолог Р. Кроуфорд, различая понятия «знание» и «информация», он пишет: «Знание — это способность при­менить информацию к конкретному роду деятельности»[6].

Российский экономист В. Иноземцев в отношении современной хо­зяйственной системы использует термин «экономика знаний» (knowledge economy), подчеркивая тем самым «...что важнейшим про­изводственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания»[7].

Формирующееся новое общество называют разными именами: мегаобщество (В. Кувалдин), общество информа­тики и связи (И. Ниинилуто), технообщество (Б. Гейтс), электронно-цифровое общество (Д. Тапскотт) и т. п. Общее во всех этих трактов­ках — указание на глобальность протекающих процессов и на опреде­ляющее значение информационных технологий. Это означает, что возрастает взаимозависимость стран на уровне общества, предприятие нового типа в своей работе гораздо в меньшей степени ограничено пространствен­ными рамками, а глобальная корпоративная сеть становится основной системой доставки и обеспечивает связь в режиме реального времени.

Постепенно формируется теория информационного общества, в рамках которой научное знание и технологический прогресс подчеркиваются в еще более явно выраженной форме. Термин «информацион­ное общество» вводится в науку в начале 1960-х годов независимо друг от друга Ф. Махлупом в США и Т. Умесао в Японии[8].

И. Масу­да определяет информационное общество как такое общество, в кото­ром точкой опоры являются информационные ценности в большей степени, чем материальные ценности, и экономика которого оценивает капитал, воплощенный в знания (knowledge capital), выше, чем капитал в материальной форме {material capital)[9] .

Американский экономист В. Мартин приводит пять критериев информационного общества[10]:

1.   экономический: информационный сектор рассматривается В. Мартиным, во-первых, как движение к информационному обществу, а во-вторых, как составная часть современной экономической жизни;

2.   технологический: данный критерий показывает, насколько тех­нологии проникают во все сферы деятельности индивидов;

3.   социальный: меняется социальное поведение индивидов под влиянием информационных технологий;

4.   политический: формируется своего рода глобальный форум, в ко­тором рядовые граждане могут непосредственным образом участвовать в управлении;

5.   культурный: происходит взаимодействие и взаимопроникновение культур в глобальном масштабе.

Таким образом, формирование теории информационного общест­ва, т.е. такого общества, в котором производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных цен­ностей, становится вполне закономерным.

В информационном обществе снижа­ется значение бюрократического управления, и работники при выпол­нении своих основных функций становятся более самостоятельными, а каждая организационная единица представляет собой отдельный мо­дуль, направленный на решение конкретной задачи или задач. Меняет­ся система ценностей, когда общественность требует от компаний ре­шения не только экономических, но и социальных проблем: возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие орга­низации, причем их деятельность становится все более разносторон­ней, учитывающей интересы самых различных потребителей. Наконец, возрастает взаимопереплетение и взаимодействие экономических про­цессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднацио­нального регулирования и наднациональных институтов. Все меньше производимых благ обладает четкой национальной принадлежностью. Блага могут производиться в разных странах и регионах, а затем фор­мироваться в виде некоего конечного блага с последующей реализаци­ей в различных точках земного шара. ТНК модифицируются в столь глобальные структуры, что зачастую сложно бывает определить их на­циональную принадлежность как с точки зрения финансовых источни­ков, так и с точки зрения производственного процесса. Точно так же в интернациональном направлении меняется и состав акционеров, кото­рые превращаются в некую неопределенную интернациональную мас­су. Таковы последствия современных информационных процессов, по­зволяющие говорить о принципиально новом этапе развития по сравнению с индустриальным обществом.

Форми­руется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделение производственного процес­са по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие воз­можности для использования сравнительных преимуществ географиче­ского и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому.

1.2 Современные информационные технологии


Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы[11]. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Содержание понятия информационной технологии включает как архитектурную составляющую, определяющую концепцию решения, так и собственно технологическую составляющую, определяющую технику воплощения архитектурного решения.

Перечислим основные информационные технологии современности:

Интернет. С технической точки зрения, Интернет - объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам и оптоволокну, через спутники и радиомодемы. Подавляющее большинство компьютеров в Интернет связано по протоколам TCP/IP, и именно это, вкупе с требованием наличия подключения к глобальной сети, является критерием присутствия в Интернет. Интернет замечателен тем, что сеть и ее сервисы стали широко распространены в жизни общества, что они оказались достаточно хороши, чтобы река информации потекла руслом Интернет. Интернет не решил проблему хранения и упорядочения информации, но решил проблему ее передачи — дал возможность получить любую информацию где угодно, когда угодно. Распространение информации по Интернету в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Передача документа в 42 страницы из Оттавы в Токио занимает 31 минуту и стоит 24,49 долл., а по Интернету - 2 минуты и 11 центов.

Во всем мире стремительно растет потребность в беспроводных соединениях, особенно в сфере бизнеса. Пользователи с беспроводным доступом к информации - всегда и везде - могут работать гораздо более производительно и эффективно, чем их коллеги, привязанные к проводным телефонным и компьютерным сетям. В использовании беспроводных сетей заинтересованы самые разные отрасли и участники рынка. С их помощью компании делают работу своих мобильных сотрудников более продуктивной; обеспечивают новым сотрудникам максимально быстрый доступ к корпоративной информации; получают возможность постоянной высокоскоростной связи между сотрудниками; «информатизируют» области, которые трудно обеспечить проводной связью; легко интегрируют новые беспроводные сети в свою структуру; обеспечивают своим сотрудникам и клиентам удобный и незаметный переход от проводных к беспроводным сетям.

Также применяются широкополосные технологии доступа на базе сетей гибридной волоконно-коаксиальной технологии (НРС). Это позволяет предоставить пользователю широкий спектр услуг в рамках единой транспортной сети: широковещательное видео, платное видео, цифровое видео DVD-качества, частные видео каналы, коммутируемая телефония, IP-телефония, Интернет, сети передачи данных (корпоративные, частные), справочные базы данных, Интернет магазины, система учета коммунальных услуг и т.д.

Электронная почта. Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Здесь имеет место только однонаправленная связь. Для обеспечения двухсторонней связи придется многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте или воспользоваться другим способом коммуникации.

Электронная почта может предоставлять пользователю различные возможности в зависимости от используемого программного обеспечения.

Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется в сети. Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то, что она проще - при ее использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.

Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему. Количество участников компьютерной конференции может быть во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций.

В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Телеконференция включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную.

Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.

Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.

Интерактивное цифровое телевидение. Массовая многоцелевая интерактивность привлекательна как для пользователей, так и для вещателей и операторов связи. Удовлетворяется социальный заказ на ряд новых услуг, включая дистанционное образование, телемедицину, участие в массовых телереферендумах и телеиграх, дистанционный заказ и оформление покупок и многое другое.

Интерактивность является одним из основных компонентов средств мультимедиа. Она приобретает доминирующее значение во всех видах телекоммуникаций, системах спутникового и наземного вещания и других средствах информационного обслуживания.

В интерактивных ТВ системах предусматриваются прямые информационные каналы для передачи различной дополнительной информации, содержащейся в составе сигналов ТВ программ, например, телетекста, циркулярной связи и т.п. и обратные каналы передачи сообщений от телезрителей к источникам программ.

Таким образом, информационные технологии до самого последнего времени фактически только обслуживали экономику. Развитие  Интернет-технологий, по-видимому, позволит компьютерному миру впервые выйти на первые роли и не столько обслуживать мировую  экономику, сколько создавать ее.

Имеется множество преимуществ использования информационных технологий, вот лишь некоторые из них:

·   значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;

·   значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;

·   значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

·   использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;

·   позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;

·   позволяет создавать альтернативные каналы продаж.

2. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

 

2.1 Торгово-промышленная сфера и информационные технологии


Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как "экономика в режиме реального времени" (the on-line economy) и "электронная коммерция" (electronic commerce).

Электронная коммерция - новое направление экономики, появившееся в 90-х годах, которое может в корне изменить мировую экономику, политику и повседневную жизнь людей.

Электронная коммерция (e-commerce) - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.

В США сначала происходило становление популярных сайтов, за­тем стали возникать порталы, далее постепенно распространялись электронные сделки в области розничной торговли, наконец, в Сети начался процесс развития межкорпоративной торговли. Становление и развитие электронной коммерции в России происходило иначе, чем в развитых странах. Достаточно оригинальным явилось начало развер­тывания сделок в сфере электронной коммерции. Если обычно разви­тие розничной торговли предшествует развитию межкорпорационной торговли в Сети, то в России, напротив, межкорпорационная сетевая торговля предшествовала розничной.

Почти половина крупных международных компаний активно рабо­тают сегодня на рынке электронного бизнеса, при этом цена их акций не имеет первостепенного значения, поскольку инвесторов больше ин­тересуют новые модели ведения бизнеса через Интернет и возмож­ность его использования для выхода на новые рынки и их освоения. Лидирующее положение в области электронной коммерции, как и в области распространения информационных технологий в целом, зани­мают США. Европейские страны следуют в этом смысле за США.

При этом небольшие европейские государства, например Нидер­ланды, Финляндия и Исландия, находятся среди самых динамично развивающихся на рынке электронной коммерции; в Нидерландах 33% работающих в Сети совершают электронные покупки, в то время как в США эта цифра составляет только 22%[12].

Электронная коммерция в США менее экспортоориентирована по сравнению с другими странами. Так, в США доля экспортных продаж в общем объеме электронной коммерции составляет только 10%, в то время как в Канаде - 83%, в Латинской Америке - 79%, в Азии и стра­нах Тихоокеанского региона - 38 %[13].

Термин "электронная коммерция" объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды - BBS, VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

Развитие Интернет-технологий поднимает ситуацию на качественно иной уровень. В частности, развитие, например, электронной коммерции позволяет практически полностью избавиться от сбытовой инфраструктуры. Таким образом, изменяется уже не только организационная структура компании, но и целые направления ее экономической деятельности.

Кроме электронной коммерции, развитие технологий Интернет в явном виде способствует процессам слияния и укрупнения производств.

Таким образом, применение современных Интернет-технологий в бизнесе не ограничивается созданием Web-сайта или электронного каталога с возможностью заказа, а подразумевает использование технологии и накопленного опыта для глубинной перестройки способов ведения деловых операций при помощи Интернет и сопутствующих сетевых компьютерных технологий.

Основное направление использование сети Интернет в области торговли - создание виртуальных магазинов. Их преимущество перед реальными:

·   доступность в организации бизнеса

·   глобальный масштаб

·   экономия времени

·   доступ к товарам высшего качества

·   неограниченный рост прибыли

В мировой экономике сложилась практика выделения двух основных классов систем электронной коммерции:

·   Бизнес для Бизнеса (Business-to-Business - B2B);

·   Бизнес для Потребителя (Business-to-Customer - B2C).

Сегмент В2В явно доминирует в электронной коммерции: уже на сегодняшний день по стоимости совершенных сделок этот сегмент приблизительно в 6 раз превосходит В2С, по прогнозам, эта цифра может еще удвоиться, т. е. В2В может в 12 раз превосходить по стоимо­сти сегмент В2С[14].                                             

Основными секторами распространения В2В-торговли являются сталь, транспортные средства, химические продукты, промышленное и высокотехнологичное оборудование. Весьма широко в сегменте В2В представлены взаимоотношения между компьютерными компаниями, такими, как, например, Tochiba, что позволяет им ускорять доставку компьютеров, изготавливаемых по заказу. Постепенно на электронные формы общения с крупным, средним и малым бизнесом переходят страховые компании.

В сегменте В2В использование Интернета зависит главным обра­зом от двух причин: от величины фирмы и от отрасли, в которой она действует. Как и следовало ожидать, крупные фирмы интенсивнее используют возможности Интернета. Что касается отраслевой на­правленности работы фирмы, то более быстрыми темпами в зону электронной торговли вступают фирмы, действующие в сфере произ­водства стандартного, однородного продукта, продукта, который мо­жет транспортироваться в электронном виде, а также в области фи­нансов и услуг.

Отдельно следует отметить возможности снижения издержек в сег­менте В2В: издержек разработки производства и доставки товаров, из­держек организации сетевого менеджмента.

Однако на пути развития сегмента В2В есть масса препятствий, причем подчас неожиданного свойства. Конкурентами электронной торговли в сегменте В2В являются традиционные формы ведения биз­неса в большей степени, чем это предполагалось изначально. Прове­ренные временем традиционные формы ведения бизнеса очень часто представляются клиентам не только более надежными, но и более удобными, а возможность снизить на несколько процентов цену при покупке в онлайновом режиме не окупает неопределенности, которую клиенты связывают с электронными формами сделок. Потребители не могут пока привыкнуть к новым схемам ценообразования в электрон­ном пространстве и предпочитают оффлайновую систему цен.

Достаточно динамично развивается электронный рынок в сегменте В2С. Розничная Интернет-торговля дает совершенно новое качество по­требления: она существенно экономит время на осуществление сделки, доступна круглосуточно, дает возможность сравнения товаров и цен, на­конец, она более склонна к индивидуальному обслуживанию клиентов, так как электронная система управления магазином более оперативно мо­жет обрабатывать огромное количество индивидуальных заказов и заявок.

В отдельных отраслях электронная коммерция достигла вы­сокого уровня продаж. По разным оценкам, на В2С-коммерцию при­ходится в США и Европе от 6 до 15% продаж брокерских услуг, от 4 до 10% продаж программного обеспечения, 2-4% от общего объема про­даж книг. Интернет-торговля В2С получила также распространение в области продажи билетов, аудио- и видеопродукции, игрушек, тури­стических услуг, продуктов питания.

Доход, образование и возраст остаются основными факторами, оп­ределяющими Интернет-пользователей и покупателей по линии В2С. Так, в США количество пользователей Интернета среди выпускников университетов почти в три раза выше количества пользователей, не имеющих университетского образования, а 50% пользователей состав­ляют люди с годовым доходом 50 тыс. долл. и выше. Кроме того, среди факторов, повлиявших на активный рост В2С в США, можно указать развитость онлайновой культуры, распространенность кредитных карт, существовавшую к этому моменту столетнюю традицию заказов по ка­талогам. То же самое справедливо и для других развитых стран, и если мы исследуем перспективы распространения сегмента В2С в какой-либо стране, необходимо учитывать весь комплекс предпосылок этого.

Для различных отраслей и экономических сфер существуют не­сколько разные перспективы применения Интернета. Естественно, в промышленности эти перспективы очень велики. Розничная тор­говля, хотя и отстает в этом смысле по темпам роста, тем не менее не может обойтись сегодня без Интернета и онлайновых продаж. Быст­рыми темпами развивается влияние Интернета в области пищевой промышленности и здравоохранения. Одной из лидирующих отраслей по степени использования Интернета станет, видимо, электроэнергети­ка. Уже сейчас образуются электронные оптовые рынки, которые дают возможность реализовывать излишки электроэнергии и наиболее ра­циональным образом использовать имеющиеся мощности. Гораздо в меньшей степени эти изменения касаются строительства, однако и в этой традиционно низкотехнологичной отрасли создаются электрон­ные торговые площадки, торгующие стройматериалами, проектами и т.п., что дает возможность существенно снижать посреднические из­держки, издержки поставок и экономить время.

При анализе электронной коммерции особый интерес вызывает формирование нового типа рынков — электронных торговых площа­док (ЭТП), объединяющих предприятия различных отраслей. Цель ЭТП — сведение покупателей и продавцов. Их создатели могут зара­ботать на рекламе, комиссионных за трансакции, абонентской плате, но главный источник доходов — это доходы от размещения акций на пер­вичном рынке ценных бумаг. Продавцы и покупатели получают воз­можность снижать трансакционные издержки заключения сделок и расширять рынки сбыта или потребления. По данным компании IBS — основного российского интегратора, экономия может достигать 15% в сфере закупок и 22% в сфере сбыта[15]. Как правило, с инициативой соз­дания площадки выступает та сторона, для которой ожидаемый пози­тивный эффект будет выше. Таким образом, формируются площадки продавца (металлургия, где площадки помогут выходить на покупателя без участия трейдеров), покупателя (автомобильная отрасль, стремя­щаяся активизировать конкуренцию между поставщиками материалов и запчастей) и независимые площадки, где нет доминирования продав­ца или покупателя (рынок аграрной продукции в западных странах). Иногда только такие площадки, без доминирования продавца или по­купателя, создаваемые третьей стороной, и называют ЭТП, поскольку именно они представляют собой электронные рынки в чистом виде, в то время как площадки продавца или покупателя — это способ осуще­ствления электронной дистрибуции. На некоторых площадках присут­ствует идея объединения всей отрасли в экосистему, т. е. не в единую цепь поставки, а в единую Сеть.

По способу организации ЭТП делятся на онлайновые каталоги, аук­ционы, биржи и сообщества.

Онлайновый каталог (Ariba, СоттегсеОпе) дает огромный объем информации по ценам, гарантиям, датам поставки, послепродажному обслуживанию и т.д.

Аукцион (FreeMarkets, TradeOut, AsseTrade) отличается от онлайнового каталога тем, что цена не фиксирована. Источники доходов онлайновых каталогов и аукционов — комиссия за трансакции и реклама. Это достаточно перспективная сфера электронной коммерции. Многие компании используют онлайновые аукционы в качестве инструмента маркетинговой оценки, позволяющего определить первоначальный спрос и рыночную цену в отношении нового продукта. Самый большой в мире онлайновый аукцион  -американский аукцион еВау, на котором продаются самые разнообразные товары — от самолетов и подводных лодок до автографов кинозвезд. В настоящее время это один из немно­гих крупных прибыльных порталов, который планирует активно уча­ствовать и на рынках других стран: в Германии, Канаде, Японии, Авст­ралии и Великобритании. Российские аукционы на сегодняшний день в основном убыточны, а их главное отличие от зарубежных аукционов заключается в том, что они пока не приносят дохода и бизнес-схемы еще только начинают внедряться на российском рынке. Крупнейший онлайновый аукцион в России — Molotok.Ru. В связи с перспективно­стью аукционной деятельности в Интернете сейчас особой популярно­стью пользуются различные теории аукционов, которые становятся од­ним из наиболее модных разделов экономической науки.

Биржа — торговая площадка, где цена подвержена сильным измене­ниям из-за колебаний спроса и предложения. Altra, Enermetrix приме­ры таких площадок в энергетической промышленности. Источники до­ходов — комиссионные за трансакции и членские взносы участников.

Наконец, сообщество отличается тем, что такая электронная пло­щадка объединяет продавцов и покупателей на основе общего профес­сионального интереса. Сообщества дают информацию о конъюнктуре рынка в наиболее полном объеме. Доходы складываются при этом из рекламы, членских взносов участников и спонсорства. Типичный при­мер такой площадки — VerticalNet.

Примером крупной российской ЭТП может быть межрегиональная торговая система «Зерно» (создатели: инвестиционная группа «Русские фонды» и администрация Орловской области).

Помимо положительных моментов, связанных с деятельностью ЭТП, можно выделить целый ряд проблем, с которыми они сталкива­ются в своей деятельности. Прежде всего, это разнообразные риски, которые несут продавцы и покупатели, участвуя в работе ЭТП. Поку­патели действуют, осуществляют покупки, не видя конкретного товара, следовательно, их деятельность во многом основывается на чистом до­верии к продавцу. Продавцы, выступая на ЭТП, в определенной степе­ни теряют контроль над механизмом ценообразования и сознательно идут на увеличение конкуренции со стороны других производителей и продавцов аналогичных товаров. Но те преимущества, которые дают такие новые рынки, оказываются заманчивыми настолько, что процесс развития ЭТП продолжается.

Кроме электронных торговых площадок существуют электронные торговые ряды, т. е. совокупность Интернет-магазинов, где любая компания может арендовать готовый Интернет-магазин.

Одним из наиболее интересных свойств магазина является его интеграция с платежной системой, позволяющая осуществлять покупки по кредитным карточкам.

Денежные расчеты по крупным сделкам с успехом можно проводить через платежные системы, проверенные временем с усовершенствованными степенями защиты. Все это делает возможным массовый перевод мировой экономики на рельсы электронной коммерции.

Таким образом, глобальная электронная коммерция и информационные технологии революционизируют экономическую географию, предоставляя возможность неограниченного доступа к товарам и услугам в мировом масштабе.

2.2 Финансовый и фондовый рынки и информационные технологии

Информационные технологии стали важнейшим условием развития рыночной инфраструктуры мирового хозяйства. Формируется глобальный рынок капитала, когда глобальные финансовые сети становятся экономическими центрами информационного общества. Капитал теряет свою национальную принадлежность, становясь все более мобильным и все быстрее перемещаясь в международном эконо­мическом пространстве. Для более полного представления о механизмах развертывания этого процесса требуется рассмотреть динамическую составляющую проникновения электронного бизнеса на рынок.

Интернет-банкинг становится одной из наиболее перспективных форм банковской деятельности. его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. себестоимость банковских услуг в интернет снижается по сравнению с традиционным обслуживанием в 8—10 раз. это побудило большинство банков войти в сеть, а некоторых из них начать сетевое обслуживание клиентов. Например, самый крупный и консервативный банк Германии Deutsche Bank расстается с традиционным банковским бизнесом и делает ставку на развитие интернет-банкинга. он освобождается от большей части своей филиальной сети и переносит значительную часть операций в интернет. инвестиционные планы банка в сети оцениваются в 1 млрд. евро в год. фактически, Deutsche Bank меняет свои реальные филиалы на виртуальные системы.

Все большее распространение получают системы электронных платежей, которые упоминались в предыдущем параграфе. системы платежей можно разделить на кредитовые, дебетовые и системы, работающие с цифровыми наличными[16].

Кредитные системы – это аналог обычных систем с платежами осуществляемыми с помощью кредитных карточек, только с использованием Internet для передачи данных и с рядом услуг для обеспечения безопасности – цифровая подпись, шифрование данных и т.д. К числу подобных систем относятся CyberCash, Open Market, First Virtual, все системы, использующие протокол SET. Основными недостатками кредитовых систем являются:

·   необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки, повышающая издержки на проведение транзакции и делающая системы неприспособленными для микроплатежей, являющимися целевым рынком платежных систем Internet;

·   отсутствие анонимности и, как следствие, навязчивый сервис со стороны торговых структур;

·   ограниченное количество магазинов, принимающих кредитные карточки;

·   для покупателей (особенно это актуально для России) – необходимость открытия кредитного счета и комплекс “передачи данных карточки по сети”.

Сейчас практически во всех крупных платежных системах Internet предлагаются услуги с использованием протокола SET. SET позволяет проводить авторизацию, используя цифровые подписи, и одновременно защищает покупателей, обеспечивая механизм передачи номера карты для проверки непосредственно эмитенту, минуя промежуточные звенья.

Дебетовые системы – существуют в виде электронных эквивалентов бумажных чеков. Например, NetCheque, NetChex. В системе NetCheque при открытии счета выпускается электронный документ, в котором содержится имя плательщика, название финансовой структуры, номер счета плательщика, название (имя) получателя платежа и сумма чека. Основная часть информации не кодируется. Как и бумажный чек, NetCheque имеет электронный вариант подписи (цифровую группировку), подтверждающий, что чек исходит действительно от владельца счета. Прежде чем чек будет оплачен, он должен быть подтвержден электронной подписью получателя платежа.

Цифровые наличные, по своей сути, относящиеся тоже к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных – хранящиеся на смарт-картах (Mondex) и хранящиеся на жестком диске компьютера (в качестве примеров можно привести: Digicash, Netcash, CyberCoin) По мнению некоторых экспертов существует большая вероятность того, что со временем эти типы сольются в один.

Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. У провайдера системы, в которой будут осуществляться платежи, предварительно покупаются электронные аналоги наличных купюр Цикл жизни электронных денег, к примеру, разработанных компанией Digicash, содержит следующие этапы: сначала клиент создает на своем компьютере электронные купюры, определяя их номинал и серийный номер и заверяя их собственной цифровой подписью. Затем он посылает их в банк, который, при поступлении реальных денег на счет, подписывает эти купюры, зная только их номинал и отправляет их обратно клиенту. При покупке клиент посылает купюры продавцу (причем продавец не получает никаких сведений о покупателе, но покупатель всегда может доказать, что покупку совершил он, так как только он знает серийные номера своих купюр), который предъявляет их банку, проверяющему подлинность и производит зачисления на счет продавца.

В качестве основных преимуществ подобных систем можно выделить следующее: 

·   системы подходят для микро платежей;

·   может быть обеспечена анонимность.

К негативным сторонам может быть отнесено:

·   необходимость предварительной покупки купюр;

·   отсутствие возможности предоставления кредита.

Наиболее часто обсуждаемой темой относительно покупок через Интернет является проблема распределения рисков. Однако специалисты считают, что человек, применяющий кредитную карточку для покупок в его Интернет-магизине, рискует ничуть не больше, чем тот, кто использует ее в обычном магазине.

В целом при работе через Интернет риск для торговой организации сопоставим с риском при обычном использовании кредитных карточек. Многие российские виртуальные магазины работают с процессинговым центром “Мультикарта”, который и решает все задачи, связанные с авторизацией кредитных карточек.

За последние 2 -3 года наблюдается значительный рост индивидуальных инвесторов, работающих на фондовом рынке с использованием Интернет-технологий.

Этому процессу способствует:

·   стремительное развитие телекоммуникационных сетей;

·   резкое удешевление оборудования, включая персональные компьютеры;

·   появление электронных торговых систем, для работы с которыми не требуется специальных знаний;

·   снижение ценовой планки входа на рынок;

·   растущая доступность информационных услуг.

За счет роста числа участников рынка увеличилась скорость оборота капитала и повысилась ликвидности рынка. Ликвидность же привлекает все новых инвесторов.

В результате на наших глазах вырос новый гигантский сектор рынка услуг по онлайн-трейдингу - осуществлению торговых операций по формированию и управлению инвестиционным портфелем через Интернет.

Интернет-технологии упростили прием ордеров и обеспечили доступ к информационным ресурсам, которые раньше были доступны лишь избранным. Более того, через Интернет можно предложить концептуально новый набор интерактивных услуг, причем круглосуточно:

·   поток котировок в реальном времени;

·   средства визуализации и технического анализа данных;

·   отслеживание состояния инвестиционного портфеля;

·   рекомендации аналитиков на покупку и продажу;

·   исследования рынка в целом и отдельных его сегментов;

·   дискуссионный клуб с другими инвесторами;

·   совершение учебных транзакций на тренировочном счете;

·   и т.д.

Индивидуальные инвесторы по информационному обеспечению и техническому оснащению приближаются к профессионалам.

Если раньше индивидуальные инвесторы работали в основном с акциями, а более сложные производные инструменты были уделом профессионалов, то сейчас картина изменилась.

Появился и стремительно растет новый класс “дневных трейдеров” (day trader), которые большую часть времени совершают сделки и управляют личным капиталом не выходя из своей квартиры или офиса, т.е. становятся профессионалами.

Недавние технологические достижения дают возможность прямого доступа на торговые площадки, увеличивают скорость и вероятность исполнения различных типов заказов, на порядок повышая эффективность работы трейдера по сравнению с практикой работы через традиционных и онлайн-брокеров.

Работа на фондовом рынке через Интернет имеет свои достоинства и недостатки. Представляется, что достоинств все-таки больше, иначе бы эта отрасль не развивалась столь бурными темпами. Это:

·   самостоятельное управление собственными активами;

·   возможность увеличить свои активы;

·   удобство и круглосуточный доступ к рынку;

·   низкая начальная стоимость деятельности;

·   низкие комиссионные онлайн-брокеров;

·   простота осуществления транзакций;

·   широкие возможности самостоятельного исследования.

Итак, мы являемся свидетелями эволюции и переориентации инфраструктуры фондового рынка на индивидуальных инвесторов, что стало возможным с приходом новых Интернет-технологий.

В настоящее время уже пятая часть сделок с акциями NASDAQ совершается через Интернет и эта доля неуклонно растет.

Можно утверждать, что именно деньги индивидуальных инвесторов способствовали небывалому подъему рынка в последние годы, поддержанию высочайшей ликвидности и расцвету инвестиционной эйфории.

За последние годы среда и условия функционирования мировых рынков капитала кардинально изменились.

Новые информационные технологии торговли на фондовом рынке позволили преодолеть ограничения, связанные с расположением и размером торговой площадки, числом участников, забыть о географических и временных границах.

Они привели к пересмотру концепций и моделей функционирования как рынка в целом, так и отдельных видов бизнеса, связанных с торговлей ценными бумагами, включая поставку информации, брокерско-дилерские услуги, клиринговые, платежные, депозитарные системы и т.д.

Среди множества факторов, влияющих на происходящие процессы, можно выделить ряд основных.

Так, стремительное развитие Интернет-технологий позволило осуществить доступ к фондовым рынкам из любой точки мира при наличии минимальных аппаратных и программных ресурсов. Финансовые рынки перемещаются в Интернет, а биржи становятся электронными.

Развитие технологий опередило имеющиеся концепции развития фондового рынка, что приводит к их пересмотру и трансформации.

Технологии электронной торговли в десятки раз дешевле, чем стандартная биржа, как для создателей электронных торговых систем, так и для их пользователей.

Инфраструктура фондового рынка переориентируется на индивидуальных инвесторов.

Рост числа потенциальных инвесторов привел к росту эмиссий вновь организуемых компаний. На рынок вышло огромное количество фирм, работающих в сфере высоких технологий.

Изменение структуры инвесторов привело к изменению характера и динамики самих рынков. За счет применения современных информационных технологий уменьшилось время принятия решений и реакции участников на рыночную ситуацию, а также возросло количество сделок и увеличилась скорость оборота капитала.

Классические биржи видоизменяются. Согласно новой, более гибкой концепции развития американского фондового рынка, предложенной SEC, биржа может быть коммерческой организацией и ставить своей целью получение прибыли.

Появилась возможность реализовать концепцию “распределенной сети бирж в сети Интернет”, которая к тому же является более гибкой, не заражена бюрократизмом, развивается гораздо быстрее и сохраняет техническую и юридическую независимость торговых площадок.

Практическая реализация новых концепций и технологий нашла свое отражение в Альтернативных Торговых Системах (ATS) - новых торговых площадках, являющихся конкурентами классических бирж. Среди них наибольшей популярностью пользуются Электронные Коммуникационные Сети (ECN).

Ставку на ATS и ECN делают ведущие брокерские компании. Так, например, компании Merrill Lynch, Morgan Stanley Dean Witter и J.P. Morgan & Co. инвестировали десятки миллионов долларов каждый в новые направления.

Уже сейчас большинство из традиционных бирж проводят подавляющую часть транзакций в электронном виде, как исполняя рыночные ордера, так и имея базу лимит-ордеров.

Например, доступ к торговой системе SuperDot на NYSE, позволяющей следить за ходом торгов, вводить и исполнять ордера, возможен с любого персонального компьютера.

Крупнейшей внебиржевой торговой системой США является NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation) - автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров (NASD).

Эта общенациональная компьютерная сеть была введена в действие в 1971 г. и позволила брокерско-дилерским фирмам и абонентам непрерывно и оперативно получать информацию о состоянии рынка акций, котировки на которые вводят маркет-мейкеры через свои компьютеры.

Дальнейшая автоматизация торговли связана c SOES (Small Orders Execution System) - системой исполнения малых заказов, которая была введена в действие в 1984 г. в рамках NASDAQ.

За время существования системы, правила торговли через нее претерпели много изменений, которые характеризуют борьбу маркет-мейкеров и брокеров против преимуществ SOES для частных инвесторов.

В 1997 г. была принята резолюция конгресса США о защите прав инвесторов от действий брокеров и маркет-мейкеров на рынке.

Это явилось революционным шагом для частных трейдеров и инвесторов, которые получили доступ к торгам с удаленного терминала биржи на равных условиях с маркет-мейкерами.

Следующим этапом в развитии электронных средств торговли явились ATS (Alternative Trading Systems) - альтернативные торговые системы и ECN (Electronic Communication Network) - электронные коммуникационные сети, являющиеся подмножеством ATS.

Эти новейшие возможности дают прямой электронный доступ на американские фондовые биржи и в систему NASDAQ с любого компьютера, подключенного к Интернет и имеющего специальное программное обеспечение. Главное преимущество состоит в том, что теперь между инвестором и рынком нет посредника.

Расширяются временные рамки торговли ценными бумагами. Спрос со стороны массовых инвесторов неумолимо приводит к необходимости увеличить продолжительность торговой сессии, вплоть до организации круглосуточных торгов.

Сделать это гораздо проще в рамках электронной торговли, а продлить время работы классической биржи стоит несоизмеримо дороже, так как надо содержать большую инфраструктуру и персонал.

Как следствие, конкуренция между онлайн-брокерами, поставщиками финансовой информации и торговыми площадками перемещается в область качества и создания новых интегрированных продуктов.

Быстрыми темпами идут процессы интеграции технологий и бизнеса. Многие брокеры стали партнерами, либо собственниками ECN, развивают свои собственные АТС. Ведущие поставщики финансовой информации стремятся включить исполнение ордеров в число своих услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1.   С внедрением новых информационных технологий повысилась не только скорость доступа к фондовому рынку, но и скорость обращения капитала. Рынки стали более динамичными, структурированными и в целом более ликвидными.

2.   Изменение структуры инвесторов приводит к новым моделям развития бизнеса и рынка в целом. Институциональные и индивидуальные инвесторы поставлены примерно в равные условия. Котировки, отчеты и исследования доступны всем, снижена ценовая планка доступа на рынок, коммуникации стали массовыми.

3.   С точки зрения технологий, перевод финансовых рынков в Интернет - неизбежен. Это дает толчок развитию рынка телекоммуникаций и программного обеспечения, что в свою очередь ускоряет развитие новых технологий на фондовом рынке.

4.   Интернет позволяет предоставить в одной точке доступа неограниченный набор интерактивных сервисов - инвестиционных, расчетных, страховых, информационных и т.д. Поэтому резко ускорилось создание альянсов между поставщиками финансовой информации, онлайн-брокерами, электронными банками и т.д.

5.   Новые принципы организации торгов требуют разработки новых финансовых инструментов и правил их обращения. Ускорился процесс создания новых торговых площадок, альтернативных торговых систем, включая ECN, возросла конкуренция между ними. Создается новая, более гибкая законодательная регулятивная среда.

6.   Однако, несмотря на очевидные преимущества - дешевизну, простоту, прозрачность и быстрое исполнение, переход на новые технологии потребует преодолеть консерватизм крупных профессиональных участников рынка. Ключевым аргументом продвижения новых технологий на фондовый рынок является фактор конкурентоспособности.

7.   Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей, уже становится технологической реальностью. Уже сейчас видно, что информационные технологии привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития фондовых рынков, что будет иметь далеко идущие последствия.

Таким образом, развитие информационных технологий позволяет преодолеть ограничения, связанные с расположением и размером торговой площадки, числом участников, забыть о географических и временных границах.

2.3 Рынок труда и информационные технологии


Информационные технологии оказывают воздействие на рынок труда в долгосрочном плане, структурно изменяя состав рабочей силы, на кото­рый предъявляется повышенный спрос. По прогнозам, к 2006 г. около половины рабочей силы США будет занято в отраслях, либо производя­щих, либо интенсивно применяющих информационные технологии. По мнению Р. Кроуфорда, эта тенденция будет нарастать. В целом же он выделяет три основные тенденции развития рынка труда под влиянием информационных технологий[17]:

1.   рост количества «занятых в информационной сфере» (information workers);

2.   рост инвестиций в трудовые ресурсы;

3.   рост требований к образовательному уровню занятых.

Рассмотрим подробнее, что означает развитие этих трех тенденций для рынка труда. Появляются такие относительно новые виды профессиональ­ной деятельности, как компьютерный дизайн, необходимый при осуще­ствлении электронной коммерции. Количество рабочих мест, связанных с организацией и поддержанием сайтов в Интернете, растет в США бо­лее чем на 30% в год, особенно быстро появляются новые рабочие места в инфраструктуре Сети. Снижается спрос на профессиональных посредников в традици­онном понимании, но растет спрос на посредников, задача которых — помочь покупателю сориентироваться в огромном потоке информации и найти необходимый ему товар с наименьшими издержками. С увеличе­нием сложности выполняемых операций изменяются и требования к наемным работникам: необходима высокая адаптируемость к происхо­дящим изменениям, гибкость, а значит, нужно более интенсивное обу­чение, призванное облегчить работнику переключение на разные виды деятельности в меняющемся социально-экономическом пространстве, растет потребность в работниках с разносторонними навыками. Начина­ется процесс дестандартизации рабочих мест, под которым понимается увеличение разнообразных профессий в структуре рабочей силы, что, в свою очередь, определяется отказом от однотипного производства, тре­бующего одинаковых навыков от занятых.

В таких условиях государства столкнутся с необходимостью про­ведения более гибкой политики на рынке труда, облегчения перелива ресурсов и стимулирования переквалификации кадров. Таким образом, формируются разнообразные типы информационного общества, предполагающие варианты диверсифика­ции рынка труда.

Происходит выравнивание доходов работающих мужчин и женщин под влиянием новых информационных процессов. Это связано с тем, что мужчины всегда занимали доминирующее положение в традици­онных видах производства, в то время как в областях, связанных с ин­формацией, работали в основном женщины, что объяснялось более низкими доходами в информационных сферах. В результате сокраще­ния рабочих мест в традиционных отраслях производства женщины начинают оказываться в менее дискриминированном положении по от­ношению к мужчинам. Постепенно разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами сокращается.

Складывается тенденция роста взаимозависимости рынка труда в мировом масштабе. Информационные технологии связывают различ­ные сегменты рынка труда в глобальном масштабе в первую очередь через занятость в многонациональных компаниях. Соответственно информационные процессы вызывают необходимость выработки новых методов регулирования рынка труда. Требуются как люди, которые ра­ботают по гибкому графику, так и новые трудовые институты, которые позволили бы децентрализовать и индивидуализировать труд.

Говоря об этом, нельзя не упомянуть о телеработе. Слово «теле» - происходит от греческого слова, которое означает удаленный.

Таким образом, телеработа подразумевает “удаленную работу”, то есть работу, не требующую от работника физического перемещения в офис.

Телеработа позволяет создавать настоящие виртуальные компании с подбором высококлассных специалистов из разных частей страны, и даже мира. Такие компании имеют ряд преимуществ в сравнении с обычными компаниями: уменьшение затрат на создание офисов, возможность нанимать телеработников, которые находятся далеко от их основного места ведения бизнеса и другие.

Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей.

С технической стороны телеработа становится возможной благодаря, во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 70-х годов). В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. В Европе одним из главных популяризаторов телеработы с 1989 г. является Комиссия Европейского Сообщества. Ее интерес к телеработе был связан с необходимостью реформ в области общей сельскохозяйственной политики и стимулирование роста не-сельскохозяйственных видов занятости в сельских районах. В 1993 был выпущен документ "Рост, конкурентоспособность, занятость - проблемы и пути в 21 век", в котором Комиссия среди приоритетных направлений развития в Европе Информационного Общества упоминает и телеработу.

Компании, входящие в список 500 наибольших компаний мира, такие как AT&T, IBM, Merrill-Lynch, American Express, Arthur Anderson, Ford Motor, Coca-Cola, United Airlines и многие другие уже внедрили у себя так называемые “программы по телеработе” (“telework programs”)[18].

Причина, почему этот вид работы распространяется настолько быстро, состоит в том, что телеработа выгодна всем ее участникам: нанимателям, их клиентам, телерабочим и сообществам, в которых они все живут. Все возрастающая мировая конкуренция совместно с ростом Интернет и телекоммуникационных технологий создает понимание того, что многочисленные формы работы не зависят от места расположения, как работника, так и нанимателя.

На данный момент в телеработе себя нашли такие специалисты: компьютерные программисты, персонал ввода данных, персонал обработки информации и текстов, журналисты, переводчики, специалисты по компьютерной графике, администраторы, бухгалтера, инженеры, аналитики, деловые и технические исследователи и т.д.

Таким образом, сетевая экономика становится все более заметной, поскольку получают широкое применение Интернет-технологии, люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.

При этом можно констатировать две противоположные тенденции в характере занятости, организации и стимулировании труда. С одной стороны, в условиях "жесткого" рынка труда повышается спрос на специалистов (особенно в наукоемких отраслях), их зарплата, а также все более широко используются другие формы мотивации - владение собственностью, право на опционы и т. п. С другой - под влиянием глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращения издержек, переводя часть работающих на нетрадиционные графики труда, тем более что современные технологии все чаще позволяют это сделать.

3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


3.1 Проблемы в мировой экономике, связанные с использованием информационных технологий

Глобализация - то есть разнообразные перемены в мировой экономике и политике благодаря невиданному развитию информационных технологий - создает столько же проблем, сколько решает. И прежде всего проблема в том, что от глобализации явно выигрывают только развитые государства, которые и без того неизмеримо богаче, чем все остальные вместе взятые. Отставание развивающихся стран в индустриальную эпоху уже выглядело непоправимым, а в информационную эру кажется полностью безнадежным.

Как это ни парадоксально, ИТ-революция делает экономическую политику все более запутанной и неопределенной. Уже на первых этапах ИТ-революции оценка ее экономических выгод и влияния на возможности роста становится слишком сложной задачей. Традиционные мерки для состояния финансового рынка теряют свою значимость, что усложняет оценку риска и принятия решений о сроках окупаемости проектов.

Более того, разница в степени освоения странами новых технологий может привести к мощным потокам капитала и еще больше увеличить экономическую пропасть между странами, создавая еще большие трудности для поддержания стабильных и сбалансированных макроэкономических условий.

ИТ могут существенно осложнить жизнь и центральным банкам. В долгосрочном плане ИТ-революция может повлиять на денежные агрегаты и их роль в проведении монетарной политики, а также на стабильность финансовой системы, так как финансовые транзакции и цифровые деньги становятся важными элементами национальных экономик.

Благодаря своей высокой эффективности и широчайшему охвату аудитории современные информационные технологии, в частности Интернет, быстро меняют "лицо" международного бизнеса. Традиционные отрасли и привычные бизнес-процессы испытывают всевозрастающее давление с его стороны, в то время как гибко и оперативно действующие конкуренты быстро добиваются экономии и эффективности за счет масштабов производства. Но, несмотря на все преимущества Интернета, новая экономика столкнулась и со следующими проблемами: сложность охраны тайны личной жизни (в том числе сюда можно отнести спам – массовые рассылки рекламного характера без согласия получателя), безопасность финансовых сделок, трудности при защите прав интеллектуальной собственности, сложность удержания клиентов, необходимость борьбы с электронным мошенничеством.

Также развитие информационных технологий порождает информационный терроризм: «… В современных условиях обеспечить безопасность одной лишь силой оружия не представляется возможным. В мире стремительно распространяются новые, в том числе информационные технологии. И, к сожалению, они могут служить не только прогрессу, но и распространению международного терроризма, наркоторговли, транснациональной преступности»[19]. Мировые тенденции таковы, что рано или поздно этот вид терроризма будет нацелен на мировую экономику. Методы информационного терроризма заключаются в широкомасштабном нарушении работы финансовых и коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической инфраструктуры и навязывание властным структурам своей воли.

Таким образом, глобальные информационные системы и сети, в том числе и Интернет, являются важнейшим фактором ускорения мирового прогресса, технологической основой международного информационного обмена. Более того, на них ложится колоссальная экономическая нагрузка, которая возрастает на наших глазах буквально в геометрической прогрессии. В этих условиях информационные ресурсы представляют собой огромную материальную ценность, а несанкционированный доступ к этим ресурсам, если они недостаточно защищены, может привести к катастрофам или, в условиях конкуренции корпораций, фирм и целых государств, может радикально изменить ситуацию в пользу получившего такой доступ.

3.2 Тенденции развития мировой экономики и информационные технологии


Как было заявлено на июльском саммите “Большой восьмерки” на Окинаве и принятой там “Окинавской хартии о глобальном информационном обществе”, магистральным направлением развития в XXI в. будут новые информационные технологии, оказывающее решающее воздействие на процессы, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, институтах общественного управления. В сочетании с рыночными силами, существующей инфраструктурой и стратегией управления они породили ряд “информационных тенденций”, таких как:

·   глобализация информационных процессов;

·   стремление к их взаимодействию;

·   взаимная конвергенция технологий (например, телематика в ЕС понимается как телекоммуникация+информатика);

·   мультимедийный информационный продукт.

Эти тенденции приводят к расширению международной кооперации в развитии телекоммуникаций. Соответственно преобразуется и глобальный телекоммуникационный бизнес. Возникли альтернативы обычной телефонии – спутниковая, беспроводная и мобильная связь, Интернет, что сказывается на построении национальной информационной инфраструктуры. Усиливается стремление к гармонизации юридических правовых норм, обеспечивающей способность к взаимодействию. Значительным событием в гармонизации национальных законодательств в области телекоммуникаций стал Пакт о либерализации телекоммуникационных рынков, который в 1997 г. одобрили 68 стран в рамках Всемирной торговой организации.

В последние годы стремительными темпами развивается цифровизация – общее направление представления информации. Сегодня голос, текст, данные, изображения и видео представляются в одном формате, что дает предпосылки создания единых систем передачи. Развитие цифровых технологий дает импульс для роста Интернета и корпоративных сетей, передачи качественной информации по проводной и беспроводной связи. Традиционная связь и вещание также претерпевают существенные изменения. Размывание технологических различий приводит к необходимости пересмотра норм регулирования различных секторов информационной сферы.

Различные модели глобального сообщества исходят из того, что мир состоит из отдельных национальных государств, которые в процессе общения вырабатывают транснациональную систему отношений. Одну из наи­более известных моделей глобального сообщества предложил Э. Гидденс, определяющий глобализацию как комплексное явление. включающее политические, технологические, культурные и экономи­ческие процессы[20]. Данные процессы способствуют трансформации «современности», переходящей в «постсовременность».

Таким образом, применение информационных технологий делает мир более прозрачным, стирает границы между государствами, вследствие чего мировая экономика приобретает глобальный масштаб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики, они также дают возможности частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.

Форми­руется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделение производственного процес­са по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие воз­можности для использования сравнительных преимуществ географиче­ского и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому.

Информационные технологии до самого последнего времени фактически только обслуживали экономику. Развитие  Интернет-технологий, по-видимому, позволит компьютерному миру впервые выйти на первые роли и не столько обслуживать мировую  экономику, сколько создавать ее.

Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как "экономика в режиме реального времени" (the on-line economy) и "электронная коммерция" (electronic commerce).По мере своего развития и продвижения на рынке электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельные сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение.

В мировой экономике сложилась практика выделения двух основных классов систем электронной коммерции:

·   Бизнес для Бизнеса (Business-to-Business - B2B);

·   Бизнес для Потребителя (Business-to-Customer - B2C).

Глобальная электронная коммерция и информационные технологии революционизируют экономическую географию, предоставляя возможность неограниченного доступа к товарам и услугам в мировом масштабе.

Новые информационные технологии торговли на фондовом рынке позволили преодолеть ограничения, связанные с расположением и размером торговой площадки, числом участников, забыть о географических и временных границах.

С точки зрения технологий, перевод финансовых рынков в Интернет - неизбежен. Это дает толчок развитию рынка телекоммуникаций и программного обеспечения, что в свою очередь ускоряет развитие новых технологий на фондовом рынке.

Информационные технологии оказывают воздействие на рынок труда в долгосрочном плане, структурно изменяя состав рабочей силы, на кото­рый предъявляется повышенный спрос. Начина­ется процесс дестандартизации рабочих мест, под которым понимается увеличение разнообразных профессий в структуре рабочей силы, что, в свою очередь, определяется отказом от однотипного производства, тре­бующего одинаковых навыков от занятых. Соответственно информационные процессы вызывают необходимость выработки новых методов регулирования рынка труда. Требуются как люди, которые ра­ботают по гибкому графику, так и новые трудовые институты, которые позволили бы децентрализовать и индивидуализировать труд.

Однако глобализация - то есть перемены в мировой экономике и политике благодаря невиданному развитию информационных технологий - создает столько же проблем, сколько решает.

Глобальные информационные системы и сети, в том числе и Интернет, являются важнейшим фактором ускорения мирового прогресса, технологической основой международного информационного обмена. В этих условиях информационные ресурсы представляют собой огромную материальную ценность, а несанкционированный доступ к этим ресурсам, если они недостаточно защищены, может привести к катастрофам или, в условиях конкуренции корпораций, фирм и целых государств, может радикально изменить ситуацию в пользу получившего такой доступ.

В заключение отмечу, что мировая экономика – единственная законченная система. Информационные технологии позволяют создать взаимопроникновение экономик различных стран, вследствие чего мировая экономика приобретает глобальный масштаб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.   Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб.: Питер, 2001.

2.   Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 1999.

3.   Гейтс Б. Дорога в будущее. – М.: Русская Редакция, 1996.

4.   Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производи­тельность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №3.

5.   Иформационные системы в экономике: Учебник / Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и торговля, 2000.

6.   Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

7.   Мамчиц Р. Электронная коммерция в ближнем и дальнем зарубежье // Politekonom. 2001. №3.

8.   Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Экзамен, 2003.

9.   Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарас­тания сложности // Вопросы экономики. 2001. №8.

10.  Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. New York: Harper Business, 1991.

11.  Giddens A. Runaway World: How Globalisation is Reshaping our Lives. London: Prolile, 1999.

12.  Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Prince-ton, 1962.

13.  Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000.

14.  Martin W.J. The Global Information Society. Aldershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt.. USA: Gower, 1995.

15.  Masuda Y. Computopia // The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell.

16.  UNESCO. Nhe Wirld Communication and Information Report 1999 – 2000 // UNESCO. 1999.


[1] Giddens A. Runaway World: How Globalisation is Reshaping our Lives. London: Prolile, 1999. P. 7.

[2] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 105.

[3] Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб: Питер. 2001. С. 293.

[4] Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Экзамен, 2002. С. 42.

[5] Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарас­тания сложности // Вопросы экономики. 2001. №8. С.34.

[6] Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. New York: Harper Business, 1991. P. 4.

[7] Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производи­тельность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №3. С.3.

[8] Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Prince-ton, 1962.

[9] Masuda Y. Computopia // The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell. P. 623.

[10] Martin W.J. The Global Information Society. Aldershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt.. USA: Gower, 1995. P. 10.

[11] UNESCO. Nhe Wirld Communication and Information Report 1999 – 2000 // UNESCO. 1999.

[12] Мамчиц Р. Электронная коммерция в ближнем и дальнем зарубежье // Politekonom. 2001. №3. С. 74.

[13] Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. - P. 16.

[14] Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. — P. 23.

[15] IBS. 2001.

[16] См. об электронных платежных системах: Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб.: Питер, 2001.

[17] Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors.

[19]Из выступления Президента Российской Федерации Владимира Путина на  торжественном вечере, посвящённом десятилетию Совета Безопасности Российской Федерации, 5 июня 2002 г.

[20] Giddens A. Runaway World: How Globalisation is Reshaping our I.ivcs. London: Profile, 1999. P. 10-12.

Похожие работы на - Влияние информационных технологий на экономику

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!