Валютная система и валютный рынок

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,67 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютная система и валютный рынок

Российский государственный университет                                                     нефти и газа им. И. М. Губкина




Кафедра финансового менеджмента



Курсовая работа




на тему: «Валютная система и валютный рынок в России»



                                 


                                                                                                            


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Составные элементы валютной системы…………………………………4

1.1 Валютная система Российской Федерации……………………………..8


2. Валютный рынок в России………………………………………………..13

2.1 Организация  валютного рынка в России……………………………….13

2.2 Состояние валютного рынка РФ…………………………………………14

2.3 Валютный контроль……………………………………………………….17

3. Россия на международном валютном рынке………………………………22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованных источников………………………………………...25




















Введение

             Постоянные изменения, которые происходят в современной мировой экономике, делают необходимым совершенствование механизмов участия России в международных интеграционных процессах. Это в первую очередь касается такой стратегически важной сферы, как валютно-финансовая, с которой связана вся экономика.

           Рост значения валютной системы заставляет совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно – монополистического регулирования валютной сферы на национальном и наднациональном уровнях.

          Валютный рынок представляет собой инструмент интеграции одной хозяйственной единицы в мировую экономику независимо от уровня социально-экономического развития и политической ориентации. Международные экономические отношения, в частности миро­вая торговля товарами, услугами, движение капиталов, порождают необходимость в постоянном валютном обеспечении этих связей, в купле-продаже национальных валют. Это является одной из предпосылок возникновения валютного рынка. В России развитие валютного рынка набирает оборот с переходом к рыночной системе экономики. Это выступает своего рода необходимостью для поддержания стабилизации страны в целом и закрепления статуса России, как конкурентоспособного государства. Вливание валютного рынка России в международный  валютный рынок – устоявшийся процесс для нашей страны, но в данное время лежит задача глобализации национального валютного рынка с достижением  эффективного использования международного капитала. Размывание границ национального рынка России имеет достаточно устойчивую почву для развития торгового оборота и формирования перспективной денежно-кредитной политики страны.

1.  Составные элементы валютной системы

       В Первом разделе Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" рассматриваются следующие          Понятия, используемые в настоящем Законе и означающие следующее:

          1. "Валюта Российской Федерации":

          а) находящиеся  в обращении,  а также изъятые или изымаемые из обращения,  но подлежащие обмену рубли в виде  банковских  билетов       (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

          б) средства в рублях на  счетах  в  банках  и  иных  кредитных      учреждениях в Российской Федерации;

          в) средства в рублях на  счетах  в  банках  и  иных  кредитных       учреждениях   за   пределами  Российской  Федерации  на  основании       соглашения,  заключаемого Правительством  Российской  Федерации  и       Центральным   банком   Российской   Федерации  с  соответствующими       органами иностранного государства об использовании  на  территории       данного   государства   валюты  Российской  Федерации  в  качестве       законного платежного средства.

          2. "Ценные  бумаги  в валюте Российской Федерации" - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции,  облигации) и другие долговые обязательства,  выраженные в рублях.

          3. "Иностранная валюта":

          а) денежные  знаки  в  виде  банкнот,  казначейских   билетов,       монеты,  находящиеся  в  обращении и являющиеся законным платежным       средством в соответствующем  иностранном  государстве  или  группе       государств,  а  также  изъятые  или  изымаемые  из  обращения,  но       подлежащие обмену денежные знаки;

          б) средства   на   счетах   в  денежных  единицах  иностранных       государств и международных денежных или расчетных единицах.

          4. "Валютные ценности":

          а) иностранная валюта;

          б) ценные  бумаги  в  иностранной валюте - платежные документы (чеки,  векселя,  аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации)   и   другие   долговые   обязательства,  выраженные  в       иностранной валюте;

          в) драгоценные  металлы - золото,  серебро,  платина и металлы       платиновой группы (палладий,  иридий,  родий,  рутений и осмий)  в       любом виде и состоянии,  за исключением ювелирных и других бытовых       изделий, а также лома таких изделий;

          г) природные  драгоценные  камни - алмазы,  рубины,  изумруды, сапфиры и александриты  в  сыром  и  обработанном  виде,  а  также жемчуг,  за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

                 5. "Резиденты":

          а) физические  лица,  имеющие  постоянное  местожительство   в       Российской   Федерации,   в  том  числе  временно  находящиеся  за       пределами Российской Федерации;

          б) юридические    лица,    созданные    в    соответствии    с       законодательством  Российской  Федерации,  с  местонахождением   в       Российской Федерации;

          в) предприятия  и  организации,  не  являющиеся   юридическими лицами,  созданные  в  соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

          г) дипломатические   и   иные   официальные  представительства       Российской  Федерации,   находящиеся   за   пределами   Российской       Федерации;

          д) находящиеся за пределами  Российской  Федерации  филиалы  и представительства  резидентов,  указанных  в  подпунктах "б" и "в"       настоящего пункта.

          6. "Нерезиденты":

          а) физические  лица,  имеющие  постоянное  местожительство  за       пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в       Российской Федерации;

          б) юридические    лица,    созданные    в    соответствии    с       законодательством иностранных государств,  с  местонахождением  за       пределами Российской Федерации;

          в) предприятия  и  организации,  не  являющиеся   юридическими лицами,  созданные  в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

          г) находящиеся     в    Российской    Федерации    иностранные       дипломатические и  иные  официальные  представительства,  а  также       международные организации, их филиалы и представительства;

          д) находящиеся    в    Российской    Федерации    филиалы    и       представительства  нерезидентов,  указанных в подпунктах "б" и "в"       настоящего пункта.

          7. "Валютные операции":

          а) операции,  связанные с переходом права собственности и иных прав  на  валютные  ценности,  в  том числе операции,  связанные с       использованием в качестве средства платежа  иностранной  валюты  и       платежных документов в иностранной валюте;

          б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию,  а также  вывоз  и       пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

          в) осуществление международных денежных переводов;

          г)   расчеты   между   резидентами   и нерезидентами  в валюте       Российской Федерации.

          8. Операции   с  иностранной  валютой  и  ценными  бумагами  в       иностранной валюте подразделяются на текущие валютные  операции  и       валютные операции, связанные с движением капитала.

          9. "Текущие валютные операции":

          а)  переводы в Российскую Федерацию и из Российской  Федерации  иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по  экспорту  и  импорту  товаров   (работ,   услуг,   результатов       интеллектуальной деятельности),    а   также   для   осуществления       расчетов, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций       на срок не более 90 дней;

          б) получение и предоставление финансовых кредитов на  срок  не более 180 дней;

          в) переводы в Российскую Федерацию и из  Российской  Федерации процентов,  дивидендов  и  иных  доходов по вкладам,  инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

          г) переводы  неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации,  включая  переводы  сумм  заработной  платы,       пенсии,   алиментов,   наследства,   а  также  другие  аналогичные       операции.

          10. "Валютные операции, связанные с движением капитала":

          а) прямые инвестиции,  то есть  вложения  в  уставный  капитал       предприятия  с целью извлечения дохода и получения прав на участие       в управлении предприятием;

          б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

          в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и   иное  имущество,  включая  землю  и  ее  недра,  относимое  по законодательству  страны   его   местонахождения   к   недвижимому       имуществу, а также иных прав на недвижимость;

          г) предоставление  и  получение отсрочки платежа на срок более       90 дней по экспорту и импорту товаров (работ,  услуг,  результатов       интеллектуальной деятельности);

          д) предоставление и  получение  финансовых  кредитов  на  срок       более 180 дней;

          е) все  иные  валютные  операции,   не   являющиеся   текущими       валютными операциями.

          11. "Уполномоченные  банки"   -   банки   и   иные   кредитные       учреждения,  получившие  лицензии  Центрального  банка  Российской       Федерации на проведение валютных операций.

           Все вышеперечисленные понятия и термины, являются основными элементами валютной системы России.  

1.1. Валютная система Российской Федерации


Национальная валютная система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы , поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в июне 1992 года в МВФ. Вот некоторые элементы современной валютной системы России:

 Фактически рубль является частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса при сохранении валютных ограничений по ряду операций. Россия, являясь членом МВФ, ставит целью принятие обязательств по Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса.

 Курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже ( ММВБ ). Официальный курс доллара США и курс евро к рублю устанавливается Центральным Банком России по результатам торгов на ММВБ.

Следующий элемент валютной системы- режим валютного рынка. Валютное законодательство России установило, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России. Их роль на валютном рынке России возрастает. Но ведущее место занимают ММВБ и пять других валютных бирж, которые объединены в Ассоциацию валютных бирж России.

 Рынка золота в России практически нет. Скупка золотых изделий и золотого лома у населения производится через сеть специальных скупочных пунктов по государственной цене.

Валютные операции охватывают операции, связанные с: переходом права собственности на валютные ценности; использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности; вывозом и пересылкой из нее за границу валютных ценностей, а также международными денежными переводами.

Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.

Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка.

Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.

Уполномоченные банки осуществляют валютные операции в соответствии с лицензией и контроль за соблюдением клиентами валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях.

          Валютное регулирование включает порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Валютные ценности на территории Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности на территории Российской Федерации гарантируется и защищается государством наряду с другими объектами собственности. Валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение. Источниками их являются: валютная выручка от внешнеэкономической деятельности; взносы в уставный капитал; валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений и других иностранных юридических лиц; валюта приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки; благотворительные фонды.

Валютные средства предприятий и организаций хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно. Предприятия и организации в праве объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач.

Российские и иностранные граждане могут иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Российскую Федерацию из-за границы, полученные или приобретенные на территории Российской Федерации в законном порядке, хранить на счетах или вкладах в уполномоченных банках и использовать для целей, не запрещенных законом.

Юридические лица-резиденты могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы на цели не противоречащие действующему законодательству. Расчеты между резидентами и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц- резидентов от внешнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках. Условия такого хранения устанавливаются Центральным банком России.

Порядок осуществления валютных операций гражданами-резидентами следующий: ввоз, перевод, пересылка из-за границы в Россию иностранной валюты и иных валютных ценностей гражданами-резидентами с соблюдением таможенных правил не ограничиваются; средства граждан-резидентов в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках; средства в иностранной валюте, включая находящиеся на счетах граждан-резидентов в уполномоченных банках, могут быть проданы ими за рубли уполномоченному банку, переведены, а также перевезены или переведены из России с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу; допускается на период пребывания граждан-резидентов за границей открытие ими валютных счетов и вкладов в иностранной валюте за границей.

Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории Российской Федерации запрещены, за исключением случаев: купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки; передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валютных супругу и близким родственникам; завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования; приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством. Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.

Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем. Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании.

Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки за границу. Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе по куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки.

Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.

2. Валютный рынок в России

2.1 Организация  валютного рынка в России

        Основными составляющими валютного рынка в России выступают:

- рынок наличной валюты;

- рынок безналичной валюты.

Рынок наличной валюты представлен валютно-обменными операциями физических лиц через коммерческие банки и банкнотными сделками, совершаемыми коммерческими банками в целях пополнения валютно-кассовой наличности.

Рынок безналичной валюты состоит из рынка наличных сделок (спот-рынок) и срочный рынок. В свою очередь срочный рынок делится на биржевой рынок, на котором совершаются фьючерсные сделки, и внебиржевой – совершаются форвардные сделки. Также необходимо отметить о совершении опционных сделок на срочных рынках.

Основным законодательным актом в области валютных отно­шений Российской Федерации является Закон РФ от 18.06.2004 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты.

Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускаются.

2.2 Состояние валютного рынка РФ

          Валютный рынок в России представлен, прежде всего, валютными биржами  в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Состояние валютного рынка РФ зависит от смены международных валютных курсов, важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

 Главенствующее значение на рынке имеет рубль, как национальная валюта. Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся государ­ства можно только в небольших количествах. Рубль не является валютой международных расчетов. Он не может служить валю­той цены и валютой платежа во внешнеторговых контрактах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в сво­их странах.

Перед правительством и Банком России поставлена задача добиться в достаточно жесткие  сроки полной конвертируемости рубля. Этого требуют и насущные проблемы восстановления экономической интеграции постсоветских республик. Межгосударственные расчеты в рамках СНГ, проводимые через другие конвертируемые валюты (обычно через доллар), затрудняются отсутствием единого конвертируемого платежного средства. Разумеется, появление рубля в корзине свободно конвертируемых валют не только показатель политического и экономического престижа, но и фактор повышения инвестиционной привлекательности «рублевой зоны», расширения возможностей для операций российского бизнеса на зарубежных рынках.

Достижение конвертируемости рубля может обеспечить России достаточно серьезные экономические и политические преимущества. Поэтому данная проблема представляется актуальной и требует тщательного анализа.

В России фактически уже имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотруд­ничества со странами СНГ.

В настоящее вре­мя в России действует режим плавающего валютного курса, кото­рый зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

В данное время непродолжительная стабильность российского валютного рынка сменилась снижением курса доллара США.

Укрепление обменного курса российского рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении по отношению к доминирующей на мировом и внутреннем рынках валюте – доллару США – стало новой реальностью. Оно чревато возможным негативным воздействием на конкурентоспособность российской экономики, что может угрожать перспективам ее экономического роста.

Ликвидность евро на внутреннем валютном рынке растет, но пока остается в пять раз меньше, чем доллар США.

Увеличение роли евро на российском финансовом рынке не только открывает новые горизонты по управлению инвестициями и привлечению средств, но и ставит новые задачи перед практически всеми субъектами РФ.

В секторе евро/рубль на ММВБ курс на ЕТС после роста накануне немного скорректировался вниз - до 37,6743 руб./EUR.

Можно ожидать, что значительное укрепление рубля за последние годы окажет депрессивное воздействие на экономический рост и основные показатели платежного баланса Российской Федерации. В открытых экономиках на рынках с жесткой ценовой конкуренцией и низким уровнем рентабельности продукции удорожание национальной валюты ведет к потере позиций, и колебания национальной валюты оказывает существенное влияние на макроэкономические показатели страны. В общем случае динамика национальной валюты является индикатором состояния экономики. Его укрепление свидетельствует о благополучном положении в экономике.

Обесценение национальной валюты часто раньше других изменений указывает на возникновение неблагоприятных макроэкономических тенденций, являясь производным от них. В формирующейся рыночной экономике взаимодействия показателей нарушены и до преодоления чрезмерных искажений каждый из них может иметь независимую динамику.

Высокочувствительным к изменениям динамики обменного курса национальной валюты является движение капитала. Повышение обменного курса национальной валюты является для капитала главной позитивной характеристикой инвестиционного климата в стране.

На сегодняшний день в России действует жесткая система валютных ограничений. К основным из них относятся:

 1. запрещение вывоза, ввоза, провоза российской валюты и других валютных ценностей, выраженных в российской валюте, включая облигации государственных займов, акции и облигации российских предприятий и организаций;

2. все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки;

         3. все предприятия и организации в соответствии с законом обязаны продавать по официальному курсу 25% их валютной выручки, которая должна реализовываться на валютной бирже;

4. вложения средств в экономику развитых  и развивающихся  стран российскими юридическими и физическими лица­ми могут осуществляться только по решению ЦБ в каж­дом отдельном случае.

Для укрепления валютного положения России необходимы:

1.преодоление снизившейся, но все еще остающейся относительно высокой инфляции. Фактическая приоритетность поддержания сложившегося курса валюты ориентирует экономику на расширение экспорта, а не на решение внутренних проблем. Снижение инфляции – основное условие восстановления экономического потенциала страны. Содействуя экономической стабильности, низкая инфляция уменьшает склонность к потреблению и способствует повышению инвестиционного спроса.;

2.обеспечение экономического роста на основе увеличения инвестиций в производственную сферу;

2.3 Валютный контроль

      Целью валютного контроля  является  обеспечение  соблюдения       валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

          а) определение   соответствия   проводимых  валютных  операций действующему  законодательству  и  наличия  необходимых  для   них лицензий и разрешений;

          б) проверка выполнения резидентами обязательств в  иностранной валюте   перед  государством,  а  также  обязательств  по  продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

          в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

          г) проверка полноты и  объективности  учета  и  отчетности  по       валютным  операциям,  а  также  по операциям нерезидентов в валюте       Российской Федерации.

Валютный контроль  в  Российской  Федерации  осуществляется       органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются       Центральный  банк  Российской  Федерации,  а  также  Правительство       Российской  Федерации  в  соответствии   с   законами   Российской       Федерации.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в       соответствии  с законодательными актами Российской Федерации могут       осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля       подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного  контроля,       подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы  валютного  контроля  в  пределах  своей компетенции       издают  нормативные  акты,   обязательные   к   исполнению   всеми       резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного  контроля  в  пределах   своей       компетенции:

          а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации       резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству,  условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

          б) проводят   проверки   валютных   операций   резидентов    и       нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета,       отчетности  и  документации  по  валютным  операциям  резидентов и       нерезидентов.

Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие   в   Российской       Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие       операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в       валюте Российской Федерации, имеют право:

          а) знакомиться  с  актами  проверок,  проведенных  органами  и       агентами валютного контроля;

          б) обжаловать    действия    агентов    валютного     контроля       соответствующим  органам  валютного  контроля,  а  также  действия       органов    валютного    контроля    в    порядке,    установленном       законодательством Российской Федерации;

          в) на другие права,  установленные настоящим Законом  и  иными законодательными актами Российской Федерации.

    Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие   в   Российской       Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие       операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в       валюте Российской Федерации, обязаны:

          а) представлять  органам  и  агентам  валютного  контроля  все       запрашиваемые  документы  и  информацию  об осуществлении валютных       операций;

          б) представлять   органам   и   агентам   валютного   контроля       объяснения  в  ходе  проведения  ими  проверок,  а  также  по   их       результатам;

          г) вести  учет  и  составлять  отчетность  по  проводимым  ими       валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

          д) выполнять   требования   (предписания)   органов  валютного       контроля об устранении выявленных нарушений;

          е) выполнять       другие      обязанности,      установленные       законодательством Российской Федерации.

   Резиденты,  включая  уполномоченные  банки,  и нерезиденты,       нарушившие  положения  статей  2  -  8  настоящего  Закона,  несут       ответственность в виде:

          а) взыскания  в  доход  государства   всего   полученного   по       недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

          б) взыскания в доход государства необоснованно  приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

         Резиденты,  включая уполномоченные банки,  и нерезиденты за отсутствие   учета   валютных  операций,  ведение  учета  валютных       операций с нарушением установленного порядка,  непредставление или       несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля       документов и информации в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  13       настоящего  Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах       суммы,  которая не была учтена,  была учтена ненадлежащим  образом       или  по  которой  документация и информация не были представлены в       установленном порядке.  Порядок привлечения  к  ответственности  в       случаях,   предусмотренных   настоящим   пунктом,  устанавливается       Центральным банком Российской Федерации в соответствии с  законами       Российской Федерации.

           При  повторном  нарушении  указанных  в  настоящей   статье       положений,  а  также  за  невыполнение или ненадлежащее выполнение       предписаний  органов   валютного   контроля   резиденты,   включая       уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

          а) взыскания в доход государства сумм,  указанных в  пункте  1       настоящей статьи,  а также штрафов в пределах пятикратного размера       этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации       в соответствии с законами Российской Федерации;

          б) приостановления действия или  лишения  резидентов,  включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

          в) других санкций,  установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных       санкций производится органами валютного контроля,  в том числе  по       представлению  агентов  валютного контроля,  с юридических лиц - в       бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе       уполномоченных банков,  и юридических лиц - нерезидентов,  а также       физические лица,  виновные в нарушении валютного законодательства,       несут   уголовную,   административную   и  гражданско   - правовую       ответственность   в  соответствии  с законодательством  Российской       Федерации.

   Должностные лица органов и  агентов  валютного  контроля  в       пределах компетенции этих органов имеют право:

          а) проверять все документы,  связанные  с  осуществлением  ими       функций   валютного  контроля,  получать  необходимые  объяснения,       справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также       изымать   документы,   свидетельствующие   о  нарушениях  в  сфере       валютного законодательства;

          б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье  документов и информации;

          в) приостанавливать действие или  лишать  резидентов,  включая       уполномоченные  банки,  а также нерезидентов лицензий и разрешений       на право осуществления валютных операций;

          г) на    другие   права,   предусмотренные   законодательством       Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного контроля и их должностные лица       обязаны сохранять ставшую  им  известной  при  выполнении  функций       валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Органы валютного контроля и их должностные  лица  в  случае       ненадлежащего  осуществления возложенных на них обязанностей могут       привлекаться  к   ответственности   в   порядке,   предусмотренном       законодательством Российской Федерации.

3. Россия на международном валютном рынке

 Интеграция России в мировые валютные  рынки дает возмож­ность участия в международном рынке прямых и портфельных ин­вестиций, а также ссудного капитала. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающая Международный банк реконструкции и раз­вития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию раз­вития и Международное агентство по гарантиям инвестиций.

Набирает темпы сотрудничество Россия с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Ази­атском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправ­ным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму.

        Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи междуна­родных финансовых организаций России их роль и значение в раз­витии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены. Россия активно занимается реструктуризацией и выплатой по внешнему долгу. Примером может служить выплата по внешнему долгу за 2003 год 17 млрд.дол.

Существуют предпосылки сохранения позитивных тенденций на валютном рынке. К ним относятся стабилизация высокого уровня цен на нефть на мировых рынках, позволяющая и в дальнейшем активно наращивать золотовалютные резервы государства.

Заключение

            От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государства и  международных валютно-финансовых организаций в деятельности валютных, денежных и золотых рынков во многом зависят экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия.

            Валютный рынок в России перешел на стабилизационное положение, и набирает обороты по улучшению структурной организации, приближающейся к европейским стандартам. Благоприятно отражается на деятельность валютных рынков в России увеличение выплат по внешним долгам, что обеспечивает улучшение соотношения между внешним долгом и ВВП. В свою очередь удорожание рубля автоматически должно сделать российские товары более дорогими по отношению к импортным. Это должно привести к падению спроса и объема продаж отечественных товаров, а следовательно и к падению объемов промышленного производства. Если этот сценарий реализуется, можно будет говорить о неустойчивости экономического роста.

Обменный курс остается важнейшим управляющим параметром в российской экономике, хотя его роль изменилась. В условиях избытка денежных ресурсов и положительной динамики многих макроэкономических показателей наблюдающееся значительное укрепление обменного курса российской национальной валюты является чуть ли не единственным фактором, вынуждающим повышать эффективность производства, уменьшать зависимость от внешней коньюктуры, развивать внутренний рынок и стремиться улучшить качество роста российской экономики.

Поэтому необходимо, прежде всего, проводить мероприятия по стабилизации денежно-валютной политики. Состояние экономики полностью отражает состояние рубля и тем самым определяет состояние валютного рынка в России.


Список литературы:

1.   Закон РФ от 18.06.2004 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

2.   Зайцева Т.Л., Мусатова Е.Е., Рязанова Н.И. «Финансы.Денежное обращение. Кредит» - М.: "РГУ нефти и газа" ,2003

3.   Андианов В.Д. “Россия в мировой экономике”. – М.: «Владос», 2002

4.   «Об оптимальной валютной политике», Экономист №8, 2004

5.   «Валютная либерализация и национальная экономика», Деньги и кредит №6, 2003

6.   «Конвертируемость рубля: опыт и перспективы», Деньги и кредит №1, 2004

7.   «Золотовалютные резервы России», Общество и экономика №9, 2003

8.   «Укрепление национальной валюты и рост российской экономики», Вопросы экономики №6, 2004


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!