Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,23 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе































План

Введение

Глава I. Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи

1.1. Ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи

1.2. Понятие "семейное воспитание", его сущность      

1.3. Формы и методы воспитательной работы школы и семьи   

Выводы по главе I

Глава II. Особенности совместной воспитательной работы школы и семьи на современном этапе

2.1. Курс совместной воспитательной работы школы и семьи

2.2. Формирование ЗОЖ – важная часть школьного и семейного физического воспитания

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список









Введение

    

Всё начинается с семьи. Это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок  приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.

Поступление  в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в лицо знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Но это не означает, что воспитание и участие в нём родителей закончено. Напротив, теперь воспитательный процесс осуществляется с двух сторон: школы и семьи. Сейчас главным становится единство, взаимодействие семьи и школы.

Подробно вопрос о совместной  работе семьи и школы разрабатывал С.Т.Шацкий. Семейное воспитание,  его роль и значение было приоритетным в работах Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского; Я. А.Коменского; А.С.Макаренко и др.

Необходимость существенного преобразования всей системы образования стала реально ощутимой лет десять назад.

Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей - богатства, насилия, мистики, - сопутствующих всякому социальному кризису, поставили школу перед проблемой воспитания человека, способного не только осваивать ценности культуры и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Это требует иного, более глубокого понимания воспитания.

Сегодня в родительских сердцах живёт страх - страх за своих детей, связанный с материальной стороной жизни. Поэтому на второй план отодвинулся страх за их души. Статистика пугает ростом детской преступности, пресса - поражающими примерами детской жестокости. Но именно сегодня всем взрослым причастным к воспитанию детей, нужно глубоко осознать: духовный мир ребёнка особенно нуждается  в развитии, будущее планеты зависит от нравственного состояния каждого её обитателя.

По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье, поэтому педагогам нужно поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования "Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе".

Цель исследования: изучить на теоретическом уровне совместную воспитательную работу школы и семьи и разработать курс занятий по данной теме.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: совместная воспитательная работа семьи и школы.

Исходя из цели исследования, нами определены следующие задачи:

 1) дать ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 2) изучить понятие «семейное воспитание», его сущность;

 3) описать формы и методы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 4) рассмотреть особенности совместной воспитательной работы школы и семьи на современном этапе;

 5) разработать курс совместной воспитательной работы школы и семьи.

В структуру ВКР входят введение, две главы с выводами, заключение и библиографический список.





















Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и  семьи

1.1. Ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи

Большое место в наследии Я.А.Коменского отводилось проблеме семейного воспитания. Для раскрытия этого вопроса необходимо обратиться к принципу природосообразности. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни"[28,91].

Он считал, что при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые  могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом.

Поэтому давно уже практикуется порядок, при которой дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниям и серьёзностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями [28,92].

Здесь следует подчеркнуть, что Ян Амос Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть основную роль в воспитании детей играют именно родители.

Основными добродетелями Я.А.Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость, а главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством [18,243].

Подчёркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Я.А.Коменский в "Великой дидактике" создаёт образ материнской школы. Цель этой школы он видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. Далее он (Коменский) приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе.

Я.А.Коменский говорит, что всё всего легче образуется в нежном возрасте. То есть в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации он считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

К.Д. Ушинский считал, что, отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, чего они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой, - от своих детей [17,152]. 

А.С. Макаренко определял истинную сущность воспитательной работы в семье вовсе не в разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации семьи, личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка[25,349].

Одна из важных задач реформы школы - внедрение системы педагогического всеобуча родителей. Являясь ведущим институтом воспитания подрастающего поколения, школа призвана оказывать отцам и матерям педагогическую помощью. И.В. Гребенников раскрывает существенность и методику работы школы по педагогическому всеобучу родителей. При этом основное место он отводит методическим материалам для проведения занятий с ними.

В.А.Сухомлинский подчёркивал, что главная мысль - детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье...

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье [35,337-338].

Таким образом, анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Многие родители не имеют возможности найти литературу по возникшей проблеме воспитания. Лишь специалисты, занимающиеся этими вопросами, могут дать квалифицированную помощь родителям, повысить уровень их педагогической культуры.

Поэтому нам сегодня нужно заботиться о том, чтобы родители стремились идти в школу за советом, а не ограничивались просмотром дневников их детей.

О том, как это лучше организовать, в какой форме, используя какие методы, будет рассказано в следующих параграфах.

1.2 Понятие "семейное воспитание", его сущность

 

Перед трактовкой основного понятия нашей темы хотелось бы определить, что понимается под воспитанием в традиционной педагогике.

В подходах к определению понятия "воспитание" можно чётко выявить два направления, одно из которых характерно для традиционной педагогики. Оно основано на взгляде на ребёнка как объект педагогического процесса. В этом случае важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Им соответствуют следующие определения:

Воспитание - это целеустремлённое, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалёва) [3,3].

Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский) [там же].

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А.В. Петровский) [там же].

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом.

Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов убеждений (А.В. Мудрик) [там же].

При таком подходе цель воспитания - гармонично и всесторонне развитая личность в соответствии с внешне заданными нормативами.

Как уже говорилось выше, гармонично и всесторонне развитой личности не получится, если воспитание в семье не было успешным и правильным. Что же такое семейное воспитание?

Семейное воспитание - воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими, - родственниками, опекунами; общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [29,199].

Теория семейного воспитания - органичная часть нашей педагогики. В неё входят вопросы о цели, содержании и методах воспитания детей в семье, которые рассматриваются в их историческом развитии и зависимости от социально-экономических и культурных условий жизни общества.

В докапиталистических формациях подавляющее большинство детей получало воспитание в условиях семьи и повседневной трудовой жизни, так как школ и других воспитательных учреждений было крайне мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из господствующих классов. Семья в  процессе воспитания детей передавала подрастающему поколению накопленный опыт, знания, обычаи.

Ценный вклад в теорию и практику семейного воспитания внесла Н.К. Крупская. Она связала проблему семейного воспитания с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины как естественной воспитательницы детей. Она остро ставила вопрос о создании правильных взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, рассматривая семью как дружный коллектив, в котором сочетается личная жизнь с общественной, воспитываются новые члены общества.

По сравнению с воспитанием, осуществляемым в педагогических учреждениях, семейное воспитание имеет свои особенности: члены семейного коллектива спаяны естественными узами родства и заботами друг о друге, дети участвуют в домашнем труде вместе с взрослыми под их руководством, воспитание проникнуто родительской любовью к детям.

 Исключительное значение для успешности семейного воспитания имеет создание трудовой атмосферы в семье, дружеских, тёплых взаимоотношений между её членами, наличие положительного примера и авторитета родителей.

Семейное воспитание младшего школьника осуществляется главным образом в связи с ученьем. Родители приучают школьника к порядку, организованности и самостоятельности при выполнении домашних заданий, контролируют его и оказывают ему помощь при затруднениях. Семья содействует расширению кругозора детей, развитию их мышления и речи, используя для этого, в частности, домашнее чтение.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

·   креативности – свободного развития способностей детей

·   гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности

·   демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми

·   гражданственности, основанной на осознании места своего «я» в общественно-государственной системе

·   ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики

·   приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей [29,237].

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию.

Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды [14,6-7].

Из выше написанного можно сделать вывод о том, что семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.

Можно сказать, что семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития. Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействием среды и гарантией адекватного воспитания детей.

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается её структура, изменяется система и подчиняется. Но, согласно опросу, большинство молодых людей понимает, что семья в настоящее время продолжает играть ту же роль, которую призвана исполнить в любом обществе: продолжение рода, психологическое убежище, благожелательное окружение представителей старших поколений, забота о младших и престарелых членах семьи [14,12].

1.3. Формы и методы совместной воспитательной работы

 

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание - это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.

Взаимодействие с родителями нужно строить не на поучении, а на умении договариваться о совместных действиях, размышлять вместе с ними, советоваться. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания [29,60]. Формы взаимодействия учителя и родителей разнообразны: это и общие классные собрания, и коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, оформление различных выставок работ учащихся, походы.

Одной из важных и традиционных форм работы с родителями являются классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителей, помогают найти оптимальные пути в воспитании ребёнка. Первая встреча с родителями может многое предопределить, поэтому её нужно тщательно готовить, продумывать все её этапы, заранее проигрывать отдельные ситуации. Даже расположение родителей в классе не обычно, а по кругу - и собрание по форме является ситуативным. Начинать его можно с предложения родителям рассказать о своих детях самое интересное, необычное, даже странное, можно в рисунках, зарисовках, стихах. По окончании собрания строится план работы учителя, основанный на ответах родителей [8,38].

Классные родительские собрания могут быть построены по-разному, это зависит от цели, которую ставят перед собой и учитель, и родители.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не менее двух раз в год. На этих собраниях выступают директор или его заместители с анализом результатов учебно-воспитательной работы всей школы, вскрываются причины неуспеваемости и недостатков в воспитании школьников, отчитывается родительский комитет, даются общие рекомендации родителям. Эти собрания помогают сплотить родителей учащихся всей школы в единый коллектив, распространяют положительный опыт воспитания и обучения детей в семьях [32,82].

Также в работе учителей начальных классов используются семинары, на которых решаются педагогические задачи и вырабатывается общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Они проводятся при активной помощи родителей, под руководством учителя, классного руководителя или организатора по воспитательной работе.

Тематика конференций обсуждается на родительском комитете, согласуется с руководством школы. Для составления плана конференции проводятся анкетирования детей и родителей. Анализ анкет позволит построить ход конференции в нужном русле. Родители выступают с докладами, соответствующими тематике. Конференции позволяют  предостеречь родителей от ошибок, помогают им осмыслить свой опыт, повышают уровень педагогической культуры родителей [33,80-81].

Большое значение для воспитания имеет систематическое общение ребят с природой, поэтому время от времени нужно устраивать при активном содействии с родителями походы в «Царство Берендея». Поход в лес можно провести в виде игры "Найди клад", чтобы вырабатывать в детях  пытливость, самостоятельность, способность действовать сообща [8,40].

К индивидуальным формам работы школы с семьёй относятся посещение семей учеников, консультации родителей в школе, беседы.

Посещение семей учеников позволяет детально разобраться в индивидуальных особенностях и возможностях своих учеников, иметь уверенность в правильности требований к каждому из них. Всесторонне изучение ученика в школе и семье поможет учителю узнать положительные и отрицательные черты личности ребёнка, предупредить двойственный характер поведения, обеспечить единую линию воздействия на ребёнка со стороны семьи и школы.

За последнее время в практике работы школ сложилась и ещё одна индивидуальная форма работы учителя с семьёй - консультации родителей в школе.

Вместе с родительским комитетом руководство школы объявляет день и час для всех родителей, когда они могут встретиться и поговорить не только с учителем, но и с завучем, директором школы. Эти встречи - консультации оправдывают себя, родители привыкают к тому, что в определённый день и час можно поговорить об успеваемости своих детей, готовят вопросы к этому дню.

Беседы с родителями в школе могут быть и в другие дни. Надо, чтобы такие встречи не разрушали сложившихся добрых отношений между учителем и семьёй. Учителю следует внимательно выслушать родителей, постараться спокойно ответить на его вопросы [8,73].

Форм совместной работы очень много: праздники, диспуты, "круглые столы", открытые уроки, выставки, но немаловажную роль в достижение успеха играют правильный выбор методов воспитания.

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) – это путь достижения заданной цели воспитания, способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [29,94]. Методы воспитания не сводятся, лишь к педагогическому воздействию учителя и родителей. Воспитание - двусторонний процесс, где и воспитуемый является активным действующим лицом. Поэтому важно научить родителей видеть ответную реакцию ребёнка на их воздействие, видеть, как он его принимает, как рекомендации родителей становятся внутренней движущей силой самого ребёнка в борьбе за правильное поведение.

В качестве методов выступают методы убеждения, упражнения, стимулирования и метод самовоспитания. Наиболее распространёнными являются методы формирования познания. К ним относятся рассказ и беседа, разъяснение предъявляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр ТV, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.

Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания детей, с помощью которого детям разъясняются нормы поведения, поступки, взаимоотношения с людьми, отношение к обязанностям и др.

С целью разъяснения можно использовать также рассказ, беседу. Рассказ, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех морально - этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом дети усваивают и начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое: осмысливают то, к чему они стремятся.

Беседа с детьми на морально-этическую тему предполагает опору на жизненный опыт ребёнка, его конкретные знания. Родители и педагог должны помочь ребёнку осмыслить, например, своё плохое поведение, но не давать готовых ответов. Важно подвести ребёнка к самостоятельному пониманию ошибочности своего поведения.

Но не стоит увлекаться чрезмерным словесным воспитанием, следует понимать предупреждение А.С. Макаренко не злоупотреблять разъяснениями и беседами.

Накоплению жизненного опыта, выработке собственных убеждений способствует чтение детей. Чтение является важнейшим средством умственного, нравственного и эстетического развития. Родители должны уметь привить детям любовь к чтению, книге [8,51-52].

Действенным методом воспитания является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребёнок в своём стремлении стать скорее взрослым берёт в качестве образца для подражания пример взрослых, уважаемых им людей. Этим нужно умело пользоваться.

Велико воздействие на детей средств массовой информации. Чтобы это воздействие было полезным нужно соблюдать ряд правил:

- разрешать детям смотреть кино-видеофильмы, передачи, доступные их возрасту;

- обязательно беседовать после просмотра, чтобы узнать, правильно ли идёт формирование у ребёнка культуры чувств;

- желательно всю информацию просматривать, прослушивать вместе с детьми [8,53].

Особенно серьёзное внимание при воспитании ребёнка младшего школьного возраста надо обратить на воспитание у него эмоциональной культуры, проявление творческих способностей, умение сопереживать и делиться своими переживаниями. В этом неоценимую помощь может оказать искусство музыки, живописи и художественного слова - литературы.

Таким образом, методы убеждения способствуют формированию у ребёнка идеала, к которому он должен стремиться [3,135].

Методы упражнения применяются тогда, когда надо выработать у детей умения, навыки и привычки правильного поведения. В качестве этих методов выступают режим дня, постоянные трудовые поручения детям, игра, упражнения.

Режим дня способствует нормальному жизненному ритму ребёнка и  его организма, воспитывает организованность, дисциплинированность.

В игре дети учатся общению со сверстниками; усваиваются нормы взаимоотношений между людьми, развиваются волевые качества личности: смелость и целеустремлённость. Также развивается коллективизм, чувство долга, ответственности перед товарищами.

Упражнение - практический метод воспитания, сущность которого состоит в  многократном выполнении требуемых действий. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.

Поручения дают для того, чтобы развить необходимые качества [23,     150].

С целью усиления воздействия на ребёнка тех или иных факторов и средств воспитания применяется стимулирование, т.е. побуждение к действию. В качестве стимула выступает требование, характер которого зависит от особенностей каждого ребёнка.

Активизирует деятельность ребёнка постановка перспективы, которая создаёт настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил ребёнка для выполнения поставленной задачи.

Большое место среди методов занимает соревнование, а наиболее распространёнными являются поощрения и наказания.

Метод поощрений и наказаний способствует воспитанию у детей общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои поступки и слова. Применение этих методов требует особой осторожности, методической зрелости педагога.

Самовоспитание - сознательная систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодоление недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Этим методом нужно обязательно руководить, чтобы ребёнок не ошибся в содержании самовоспитания и его форме [8,62].

Таким образом, педагог и родители должны помнить о том, что правильного, верного выбора методов и форм воспитания напрямую зависит результат проделанной воспитательной работы.

Но ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс, советуясь с родителями, и отбирает систему методов, их комбинации с учётом целого комплекса факторов и условий (возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зону ближайшего развития, способности, потребности, интересы, самооценку ребёнка и т.д.). Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств [3,9].

Содержание всех форм работы школы с семьёй заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при  затруднениях в воспитании [8,65].

















Выводы по главе I

Семья и школа неразделимы во все времена. Очень много зависит от успешности семейного воспитания, а она достигается педагогической грамотностью родителей. Именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Семейное воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т. д.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

·   креативности – свободного развития способностей детей

·   гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности

·   демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми

·   гражданственности, основанной на осознании места своего «я» в общественно-государственной системе

·   ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики

·   приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития.

Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействием среды и гарантией адекватного воспитания детей.

Педагог и родители должны помнить о том, что от правильного выбора методов и форм воспитания напрямую зависит результат проделанной воспитательной работы.

Но ни один метод не используется изолировано. Педагог строит воспитательный процесс, советуясь с родителями, и отбирает систему методов, их комбинации с учётом целого комплекса факторов и условий (возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зону ближайшего развития, способности, потребности, интересы, самооценку ребёнка и т. д.). Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств.

Содержание всех работы школы с семьёй заключается в организации их активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.




















Глава II Основные направления совместной воспитательной работы школы и семьи на современном этапе

2.1 Курс совместной воспитательной работы школы и семьи

 

Реалии сегодняшнего дня таковы, что родители мало интересуются школьной жизнью ребенка, не идут на контакт с учителем. Для того, чтобы привлечь их в школу нами был разработан курс совместной воспитательной работы.

 Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своём ребёнке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач совместно со школой [29,213].

Составными компонентами совместного воспитания школы и семьи являются известные направления - физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экологическим, патриотическим, экономическим, правовым воспитаниями подрастающих поколений [29,211].

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основными задачами этого вида воспитания являются:

          1.формирование нравственного сознания;

          2.воспитание и развитие нравственных чувств;

          3.выработка умений и привычек нравственного поведения.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности : жизнь, отношение к детям, свободу и т. д.[29,164].

При организации воспитательных дел нравственного характера нужно идти не от формы, не от метода, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенности конкретной ситуации. При работе с родителями  необходимо учитывать то, что нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга [29,212].

Сегодня мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности[15,25]. Ожегов С. определил патриотизм как преданность и любовь к своей родине, Отчизне. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является  краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным  запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Академик Д.С. Лихачёв отмечал, что если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране[12,19].

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь- поиск «лёгкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо [29,212]. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага, в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому школьное трудовое воспитание направляется на формирование психологической и практической готовности школьников к труду. Внеклассная и внеурочная воспитательная деятельность становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы школы проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально - экономическими процессами [29,176].

  Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается – приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, питания, занятия спортом, закаливание организма и т. д. Задача учителя совместными воспитательными  делами поддерживать начатое родителями, активно помогать, направлять, советовать [29,212].

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление обо всём прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию [там же].

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Оно неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитаниями [29,168].

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна [29,174].

Экологическое воспитание тесно связано  с другими направлениями. Например, с патриотическим – воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе [12,19]. Если ребёнок поймёт, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и берёзке, он встанет в ряды защитников и друзей природы [29,174].

Немалое место стало занимать и правовое воспитание. Знание своих прав, обязанностей, законов, соблюдение правил поведения в школе и других местах, формирование чувства ответственности за свои поступки – основные задачи правового воспитания. В начальной школе более глубоко должны изучаться  правила дорожного движения, что обусловлено высоким травматизмом детей на дорогах.

Для реализации принципа единства воспитательных воздействий школы и семьи требуется создание единой системы воспитания, как на занятиях, так и во внеучебное время [29,57].

Исходя из описанных выше направлений воспитания, мы определили их особенности на современном этапе:

·  современное развитие общества требует формирования таких нравственных качеств как уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальная активность, милосердие;

·  направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее, развитие самосознания, воспитание ключевого понятия «Родина», что обусловливает отношение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей;

·  переосмысление назначения и характер школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы;

·  современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите Родины, что является приоритетным для физического воспитания;

· включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе;

· достижение цели формирования экологической культуры школьников возможно при условии целенаправленной систематической работы школы и семьи по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране;

· правовое воспитание – выдвинутый жизнью аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.  



Курс совместной воспитательной работы школы и семьи

Объяснительная записка

Цель: организация и координация совместной воспитательной работы   школы и семьи 

Задачи: 1.направлять деятельность школы и семьи на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, чувства патриотизма, эстетического и экологического восприятия окружающего мира и т. д.;

 

 2.содействовать сплочению классного коллектива, семей

             посредством совместных праздников;

  3.наладить работу с родителями с целью выработки доверия,  

            положительного отношения к школе, к учителю;

4.способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Курс рассчитан на учебный год, исходя из 2 -3 совместных мероприятий в месяц. Предполагается вариативность и творческое использование курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический сводный план

Направления воспитания, темы

Сроки проведения

Форма проведения

Нравственное

“Давайте учиться дружить”                   

“Поощрение  и наказание, их роль в воспитании детей”                               

“Мы все похожие и разные. Я познаю других”

“Ты на свете всех милее”

Эстетическое

“Малый Эрмитаж”

“Музыкальный калейдоскоп”

Патриотическое

“Осенины. Праздник урожая”

“Мы – защитники Отечества”

“Масленица. Проводы зимы”

“Мой родной город”

“Мама, папа, я – спорт. cемья”

“Зимняя спортивная Олимпиада”

“Физкульт – ура”

“Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим”

Трудовое

“Всё делай сам”

“Город мастеров”

“Бюро добрых услуг”

Экологическое

“Мои друзья пернатые”

 “Это всё моё – родное”

“В царство Берендея”

              Правовое

“Я – гражданин “

“Пешеходная азбука города”    

 

 

  Сентябрь

   Декабрь 

    Январь

     Март

   Ноябрь

  Февраль

   Октябрь

   Февраль

    Март

   Апрель

  Сентябрь

  Декабрь

  Апрель

    Май

   Ноябрь

   Январь

     Март

   Ноябрь

   Апрель

      Май

  Сентябрь

  Октябрь


Круглый стол

Родительское собрание

Урок психолог. Развития

Праздничный концерт

Выставка сем. рисунков

Игровая программа

Праздник

Конкурсная программа

Народное гуляние

Экскурсия

Соревнование – эстафета

Поход – соревнование

Праздник

Открытый урок

Праздник

Выставка сем. творчества

Трудовой “десант”

Экскурсия

Экологическая тропа

Поход

Открытый урок

Встреча с работником ГИБДД, спектакль







Нравственное воспитание

 

“Давайте учиться дружить”

Проводиться в форме круглого стола в начале учебного года. Активную роль играют дети, являясь полноправными участниками. Выясняется заранее, кого можно назвать другом, готовятся пословицы, поговорки, высказывания известных людей о дружбе. Ставится проблемный вопрос: нужно учиться дружить. С целью сплочения класса проводятся игровые тренинги “Импульс”, “Волшебный стул” и т. д. Совместно с родителями выясняется, какими качествами должен обладать друг. Заканчивается коллективным конкурсом – перепевкой  песен о дружбе.

“Поощрение и наказание…”

Проводится в форме родительского собрания в конце календарного   года. Предварительно делается запись ответов детей на вопросы: наказывают ли вас дома, как часто, за что, нравится ли это вам, что вам нужно для счастья. По ходу собрания решаются педагогические ситуации, проводятся анкетирование и тестирование среди родителей. В конце прослушиваются ответы детей, обсуждаются, высказываются мнения, подводится итог, рекомендуется литература.

“Мы все похожие и разные…”

 Урок психологического развития. На уроке дети учатся сострадать, видеть настроение каждого, узнают значение слова – МИЛОСЕРДИЕ. Проводятся психологические этюды, в которых активное участие принимают родители, работая в группах, в парах с детьми.

“Ты на свете всех милее”

                    

Эстетическое воспитание

“Малый Эрмитаж”

Предварительно знакомятся с местом нахождения музея, репродукциями, картинами из Эрмитажа. Предлагается создать свой, Малый Эрмитаж. Организуется выставка семейных рисунков.

“Музыкальный калейдоскоп”

Проводится в форме игровой программы. Дети и родители объединяются в группы, представляющие разные музыкальные направления. Группы представляют свою визитку и участвуют в различных конкурсах: “Угадай мелодию”, кольцовка песен, “Беззвучный клип” и т.д. По окончании вручаются скрипичные ключи, чтобы сердце всегда было открыто для музыки.

 

Патриотическое воспитание

“Осенины. Праздник урожая”

Народный праздник. Проводится смотр – конкурс на лучшие заготовки из овощей, фруктов, поделки из них. Весёлыми песнями и плясками благодарят Осень за дары.

“Мы – защитники Отечества”

Конкурсная программа для пап и мальчиков перекликается с концертными номерами от мам и девочек. За победу в конкурсах вручаются шоколадные медали мальчикам и звёзды на погоны папам.

“Масленица. Проводы зимы”

Знакомятся с традициями нашего народа через народное гуляние. Сжигается чучело, угощают блинами, поются весенние заклички, проводятся народные игры.

“Мой родной город”

Проводится экскурсия по достопримечательностям города, музею, для того, чтобы знать историю своего города.

 

Физическое воспитание

“Мама, папа, я – спортивная семья”

Проводится в виде эстафеты – соревнования в начале учебного года с целью сплочения коллектива, получения заряда бодрости для работы целый учебный год.

“Зимняя спортивная Олимпиада”

Проводится на природе перед празднованием Нового года. Главный приз – новогодние подарки и ёлка. Соблюдаются все традиции настоящей Олимпиады: гимн, огонь, соревнования. После – горячий чай и хоровод с Дедом Морозом вокруг живой украшенной ёлки.

“Физкульт - Ура”

Проводится в спортзале в форме праздника. Родители участвуют отдельной командой. Спортивные соревнования перемежаются с развлекательными номерами детей.

“Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим”

Открытый урок для родителей с целью демонстрации важности и необходимости соблюдения режима дня.

Трудовое воспитание

“Всё делай сам”

Проводится осенью в форме праздника, где дети читают стихи о труде, разыгрывают ситуации, которые решают вместе с родителями; повторяют материалы для труда, инструменты. Совместно с родителями изготовляют кормушки для птиц.

“Город мастеров”

Организуется выставка семейного творчества. Приветствуются поделки из любых материалов, созданные совместно. Присваиваются звания “Мастер…”.

“Бюро добрых услуг”

Весь март месяц оказывается любая помощь бабушкам, мамам, девочкам силами мальчиков и пап.

Экологическое воспитание

“Мои друзья пернатые”

Экскурсия в парк с целью развешивания кормушек, изготовленных своими руками на празднике. Рассказывается о птицах, зимующих в городе, и о необходимости  помощи им.

Это всё моё - родное

Экологическая тропа, в ходе которой очищается часть парка или аллея перед школой, создаётся клумба для цветов. Показывается, какой вред наносит человек природе, засоряя её мусором. Проводится операция “Первоцвет” – находят первые цветы, узнают их названия.

“В царство Берендея

Проводится в конце учебного года в лесу в форме похода. Дети ищут по заранее приготовленному плану клад, проходя много всяческих препятствий. Помогает им Лесовичок, а мешают Поганки и Леший, роли которых исполняют родители. Детьми усваивают правила поведения в весеннем лесу, учатся ориентироваться на местности. Клад – это лагерь, где их ждут родители.

Правовое воспитание

“Я – гражданин”

Открытый урок, на котором дети знакомятся с государственной символикой, символикой своего города. На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, для этого, прежде всего, нужно любить свой край. Беседа о родном городе сопровождается показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, что даёт возможность вызвать чувство гордости за свой родной край. Родители вместе с детьми готовят материал из опыта семейной жизни (пословицы, поговорки, песенки, обычаи). Детьми уясняется, что их главная задача – учиться, они обязаны бережно относиться к своей школе и к своему классу.

                 

“Пешеходная азбука города”

Проводится перед каникулами, организуется встреча с работником ГИБДД, который рассказывает о необходимости соблюдений правил дорожного движения. Инсценируется спектакль “Нафаня и Кузя в стране дорожных знаков”. Даются советы врача о том, что нужно и чего нельзя делать на каникулах.

Эффективность работы будет зависеть от её систематичности и целенаправленности. Следовательно, учитывая в совместной деятельности известные направления воспитания, школа и семья формируют физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Именно это является генеральной целью демократического общества [29,211].

                                                          

2.2. Формирование ЗОЖ - важная часть физического воспитания

 

   Совместная воспитательная работа школы и семьи осуществляется по всем направлениям: нравственному, трудовому, экологическому, правовому, экономическому и др.

    Особое внимание хотелось бы уделить такому направлению совместной работы школы и семьи как физическое воспитание.

Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Очевидно, что если обучить ребёнка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учёте двух особенностей.

Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника такой же отвлечённой, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе.

 Вторая: здоровье своего ребёнка – важнейший фактор для любого родителя (в отличие от познаний этого ребёнка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна [31,101].

 В настоящее время это направление очень актуально, потому что здоровыми среди учащихся первых классов являются не более 12% детей. А к окончанию школы, по данным медиков, 90% учащихся имеют отклонения в здоровье.

  Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение  здоровья школьников является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества.

   Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность родителей, школы, отдельного учителя, всего педагогического коллектива и самого ребенка. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его  обязанность перед самим собой, близкими обществом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учится.

   Педагоги и родители должны помочь им справится с этими трудностями.

   Что же такое физическое воспитание, и какие задачи оно решает?

  Физическое воспитание - целенаправленная  работа по укреплению здоровья учащихся, развитию двигательных умений и навыков и физических качеств личности (ловкости, быстроты, выносливости).

   В процессе физического воспитания должны решаться следующие задачи:

   1) содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся;

   2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

  3) содействие развитию двигательных качеств;

  4) воспитание морально- волевых качеств;

  5) формирование гигиенических знаний, умений, навыков;

  6) пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).

Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми. А "секретом" этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего существования в этом непростом мире. Поэтому известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух» может служить эпиграфом к формированию ЗОЖ.

      Понятию здорового образа жизни можно дать следующее определение:

   Особая чувствительность и эмоциональность ребенка создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, своему здоровью. Поэтому главной задачей пропаганды ЗОЖ в начальной школе является воспитание у детей осознанной потребности быть здоровым. Еще Н.И.Пирогов, гениальный врач и педагог, утверждал, что воспитанию следует придавать большее жизненное значение, чем образованию. Обращает на себя внимание, то обстоятельство, что в современной школе образовательное поле расширено в ущерб воспитанию и здоровью учащихся [там же].

  Залогом успеха в охране здоровья детей является глубоко продуманная организация учебно-воспитательного процесса, творческий подход учителя и его взаимосвязь с родителями учащихся.

       В программу школы включены предметы, отдельные занятия, уроки здоровья, но это не уменьшает роли и значения внеклассной и внешкольной работы: проведение бесед, экскурсий, олимпиад, викторин, кружковой работы, использование средств печати, комплектование уголков здоровья.

   Важным внешним фактором, который влияет на уровень и динамику работоспособности, является режим дня школьника.

      Удивительно, но, когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника, и родители, и учителя считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. В тоже время специальные исследования, ведущие  на протяжении  десятилетий, показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье.

        Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делают только 42% детей, у  76% продолжительность ночного сна сокращена на 1,5 -2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 1 до 2 часов ежедневно, 20%  детей вообще не гуляют после школы.

       Конечно, следить за правильной организацией режима дня  школьника должны сами родители, и только единство гигиенических требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты в гигиеническом воспитании.

Правильное питание - один из  краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Основными причинами роста заболеваемости детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания. Снижение доходов родителей,  естественно, отражается на рационе питания ребенка.

       С помощью анкетирования (см. приложение 1) детей 3 класса выяснилось, что учащиеся читают себя строителями своего здоровья, поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не  иметь  вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.

       Большое значение имеют положительные примеры в поведении матери и отца как образца для подражания, их родительское слово как метод педагогического воздействия в формировании ЗОЖ.

      Поэтому   педагогу важно продумать перечень тем лекций и бесед (см.приложение 2) совместные спортивные праздники, где в равной степени задействованы были бы и дети, и родители (см. приложения 3,4,5). Учителем и родителями создается "Азбука здоровья", где помещаются исследования ученых и их рекомендации по вопросу охраны здоровья детей, родительские собрания и т.д. (см. приложение 6).

       Также  при формировании знаний о здоровом образе жизни необходимо использовать активные методы обучения, позволяющие добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений. К  АМО относится:  словесные, наглядные и практические методы, элементы проблемного обучения, решение ситуативных задач, эвристическая  беседа, игра АМО способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса,  устранению  перегрузок, формируют поисковую активность.

      Здоровье - основа формирования личности, ещё В.А.Сухомлинский подчёркивал, что примерно у 15% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние  здоровья, какое нибудь недомогание или заболевание [29,15].

Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться  сделать все возможное и невозможное для укрепления и охраны  здоровья детей.

      Таким образом, формирование  положительных мотивов к  ЗОЖ у младших школьников - это не стихийный процесс, а целенаправленное педагогическое воздействие, требующие определенной  подготовки, как учителя, так и родителей, роль которых в настоящее время весьма незначительна.







Выводы по главе II

Составными компонентами совместного воспитания  школы и семьи  являются известные направления – физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экологическим, патриотическим, правовым и экономическим воспитанием подрастающих поколений.

Исходя из описанных выше направлений воспитания, мы определили их особенности на современном этапе:

·   современное развитие общества требует формирования таких нравственных качеств как уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальная активность, милосердие;

·   направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее, развитие самосознания, воспитание ключевого понятия «Родина», что обусловливает отношение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей;

·   переосмысление назначения и характер школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы;

·   современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите Родины, что является приоритетным для физического воспитания;

·   включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе;

·   достижение цели формирования экологической культуры школьников возможно при условии целенаправленной систематической работы школы и семьи по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране;

·   правовое воспитание – выдвинутый жизнью аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.  

Для реализации принципа единства воспитательных воздействий школы и семьи  требуется создание единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Реалии сегодняшнего дня таковы, что родители мало интересуются школьной жизнью ребенка, не идут на контакт с учителем. Для того, чтобы привлечь их в школу нами был разработан курс совместной воспитательной работы.

Целью курса совместной воспитательной работы школы и семьи является организация и координация работы с родителями. Эффективность будет зависеть от её систематичности и целенаправленности.

Учитывая в совместной деятельности известные направления воспитания, школа и семья формируют физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Именно это является генеральной целью демократического общества.

Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми. А “секретом” этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего существования в этом непростом мире.

Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться сделать всё возможное и невозможное для укрепления и охраны здоровья детей.

 




Заключение

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Итак, семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.

 Семья и школа - общественно-педагогическая проблема согласованных действий родителей и педагогов в области воспитания подрастающих поколений. Связь семейного воспитания и школы - один из  принципов образования. Организационная роль в ней принадлежит школе как государственному учреждению.

Анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Многие родители не имеют возможности найти литературу по возникшей проблеме воспитания. Лишь специалисты, занимающиеся этими вопросами, могут дать квалифицированную помощь родителям, повысить уровень их педагогической культуры.

Поэтому нам сегодня нужно заботиться о том, чтобы родители стремились идти в школу за советом, а не ограничивались просмотром дневников их детей.

Совместно семья и школа составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и  внутри этого ядра концентрируется все  другие  воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

  Многообразие форм и методов, которые учитель использует в работе с родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса. В перечень связующих звеньев в  работе учителя с семьей входят:

·   включение родителей в процесс общения с ребенком в контексте изучаемых в школе универсалей

·    привлечение родителей к участию в занятиях с детьми в школе

·   ознакомление их с  эффективными средствами воспитания детей в  семье на родительских собраниях

·    подключение родителей к организации и осуществлению коллективных творческих дел с детьми - вот.

 Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.

Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

Закончить хотелось бы фразой из выступления представителя детского парламента, обращенного к взрослым: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас…." (Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982).




Библиография

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2.Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике// Кл. рук.-1999. - №2.- стр.3,9

3. Баль Л.В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.

4. Баранников А.В. Метод. рекомендации по проведению «Урока гражданина в первом классе» // Нач. школа. – 2002. – №8 – с.3,4.

5. Безрузких М.М. Разговор о правильном питании. Метод. пособие. – М.: Нестие, 2000.

6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах - М.: Просвещение, 1986.

7. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М., 2000.

8. Воликова Т.В. Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1980.

9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002.

10. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учит.; М.: Просвещение, 1985.

11. Доронова Т.Н. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.

12. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Нач. школа. – 2004.-  №5. – с. 19,22.

13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Регуляция психики. СПб.: Детство – пресс, 2000.

14. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений // Нач. шк.-2004.- №3. с.6-7,12.

15. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Нач. школа.-1998.-№11/12. - с.25,28,32.

16. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.

17. Кассиль Л.А. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. М.,1985.

18.Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедиз, 1955. -с.243-245.

19. Кривенко В.Л. Витагенный подход к эколог. образованию и воспитанию мл. школьников // Нач. школа. – 2002. - №7. – с. 72.

20. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания родителей учащихся общеобр. школы. // Нач. шк. плюс До и после. -2002 - №10.- с.3-9.

22. Ларина С.А. Всё начинается с любви// Нач. школа.-2002.-№8.-с.66-69.

23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт 1999.

24. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации.- М., 1994.

25. Макаренко А.С. Сочинения, т.4. с.349. М., 1951

26. Нечаева А.М. Родитель и учитель как участники образ. процесса//Нач. школа. – 1998. - №10. – с. 104.

27. Педагогический словарь. Изд-во Академии пед. наук в 2-х т.,-т.2-М.,1960.

28. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1981.-с.91.

29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2.

30. Руднянская Е.И., Орлова Е.И., Макарова Т.Р. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни // Нач. шк. плюс До и После. -2002.- №10. - с. 14-16

31. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., АРКТИ, 2003.

32. Скворцова Т.В. Совместная деятельность кл. руководителя и родителей по формированию детского коллектива // Нач. шк. плюс До и После.-2002. - №10 - с.38-40.

33. Спицын Н.П. Профилактика детской беспризорности// Нач. Школа. – 2003. -  №4. – с. 75.

34.Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Мудр. родит. любви. М.,-1988. с. 37-61.  

35. Умом и сердцем. Мысли о воспитании.- Изд-во полит. лит-ры., 1986.

36. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1986.

37. Формирование ЗОЖ российских подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

38. Фридман Л.М., К.Н.Волков. Психологическая наука учителю.-М.: Просвещение, 1985.

39. Школа и психическое здоровье учащихся/ под ред. С.М. Громбаха. – М.,1988.

40. Шуркова И.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. -М.,1999.

41. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М., 1986.

42.. Эвелин М. Мы вместе, а не друг против друга// Перв. сент.- 2002 -26 февр.-с.2

Похожие работы на - Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!