Оценка состояния силовой подготовленности у детей в подготовительной группе ДОУ
Оценка состояния силовой
подготовленности у детей в подготовительной группе ДОУ
Болдырева Н. В.
В последнее время в нашем регионе,
как и, в целом, по стране отмечается снижение уровня физической
подготовленности выпускников детских образовательных учреждений. Многие из
детей при поступлении в первый класс имеют низкий уровень физической
подготовленности. Информации по нашему региону нет, но если судить о других
регионах, в частности по Уральскому, сила у детей, выпускающихся из ДОУ,
развита недостаточно [6, 7]. Развитие силы у дошкольников мало исследовано. Об
этом свидетельствует тот факт, что при анализе научной литературы не обнаружилось
достаточного количества разработок, посвящённых данной проблеме [2, 3]. Развитие
силы разных мышечных групп происходит с разной интенсивностью, чем интенсивнее
работают мышцы, тем раньше достигают физиологической зрелости внутренние органы
и организм в целом [1]. Отношение силы к весу тела зависит от возраста
человека. Нарастание силы различных групп мышц в пересчёте на 1 кг веса в возрастном периоде от 4,5 до 6-7 лет не отмечается [2]. В чистом виде собственно сила у
дошкольников не определяется. Можно отследить только уровень развития
скоростной силы и силовой выносливости [2].
Целью исследования, результаты
которого приводятся в статье, являлась оценка состояния силовой подготовленности
у детей, выпускающихся из ДОУ. Исследование проводилось с участием 150 детей (77
мальчиков, 73 девочки) подготовительных групп детских образовательных
учреждений города Сургута. В исследовании применялись тестовые методики для определения
уровня развития силы. Данные тестовые методики рекомендованы Федеральным агенством
по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации в контексте
постановления Правительства РФ от 29.12.2001 года «Об общероссийской системе
мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития
детей, подростков и молодёжи [4]. К этим методикам относятся: подтягивание из
виса на высокой перекладине (мальчики) – развитие силовой выносливости, поднимание
– опускание туловища из исходного положения лёжа на спине, руки за головой, в
течение 30 секунд (силовая выносливость) и прыжок в длину с места (мальчики и
девочки) – развитие скоростной силы.. Критериями оценки развития физических
качеств явились нормативные требования, установленные для детей семилетнего
возраста, поступающих в общеобразовательную школу и подведённые под
минимальные показатели среднего уровня развития
физических качеств [4]. Тестирование проводилось в конце 2009 – 2010 учебного
года.
Из рисунка видно, что в
нормативные требования по проявлению силы мышц брюшного пресса 23,7% девочек не
уложилось. Аналогично тестовое задание не выполнили 31 % мальчиков. Подтягивание
из виса на высокой перекладине не осилили 76,6 % мальчиков. С тестовым заданием
– прыжок в длину с места не справились 17,8 % девочек и 14,3 % мальчиков.
Следует отметить, что
различий у мальчиков и у девочек, участвовавших в исследовании, не выявлено: p > 0,5. С тестовым заданием по
проявлению силы мышц брюшного пресса не справились 24,1 % девочек из ДОУ № 7 и 18,2
% девочек из ДОУ № 81. С этим же заданием не справилось 27,3 % девочек из ДОУ №
90. Также не уложились в нормативные требования 26,9 % и 55,5 % мальчиков из ДОУ
№ 7 и ДОУ № 90, соответственно. 54,8 % воспитанников из ДОУ № 81 не выполнили
тестовое задание по проявлению силы мышц брюшного пресса. Отсюда следует, что треть
воспитанников, выпускающихся из ДОУ, не выполняют данный норматив. То же можно
сказать и о скоростной силе – 21 % девочек из ДОУ № 7, 13,6 % – из ДОУ № 81 и 18,2
% - ДОУ № 90 не уложились в обозначенные нормативные требования. У мальчиков
ситуация следующая: 15,4 % – из ДОУ № 7, 13,6 % – ДОУ № 81 и 13,8 % из – ДОУ № 90
не выполнили норматив по развитию скоростной силы. С тестовой методикой – подтягивание
на высокой перекладине не справились 84,6 % и 81,8 % мальчиков в ДОУ № 7 и ДОУ
№ 81, соответственно, и 74,5 % – из ДОУ № 90.
Рис. Число детей подготовительных
групп ДОУ с низким уровнем развития силовой подготовленности
Проанализировав существующие
программы, можно говорить о том, что в них предлагается небольшое количество
упражнений для развития силы мышц рук и, как правило, это общеразвивающие
упражнения [5]. В обыденной жизни дети, в основном, играют в игры с прыжками,
бегом и совсем не выполняют упражнения в подтягивании на перекладине, ходьбе на
руках и т.д. К тому же материально-техническое оснащение ДОУ, дворовых площадок
или полное их отсутствие не позволяют детям выполнять силовые упражнения для
рук.
Выводы
Резюмируя изложенное,
можно сделать вывод о том, что у детей, выпускающихся из дошкольных
образовательных учреждений города Сургута, развитие скоростной силы и силовой
выносливости находится на среднем уровне. Развитие собственно силы у мальчиков
находится на низком уровне, что отрицательно сказывается на их общем состоянии
физической подготовленности.
На основе полученных
результатов в этом учебном году проводилась коррекционная работа по развитию
физического качества – силы. В силу объективных причин не весь запланированный
объем работы был выполнен. Упражнения на развитие силовых качеств мы включили в
непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в
прогулку, что способствовало развитию мышечного корсета. Дети с интересом
использовали данные упражнения и в самостоятельной игровой деятельности. В
целом, это позволило улучшить скоростные качества, гибкость, координационные
способности и повысить уровень физической подготовленности детей 6-7 лет,
выпускающихся из ДОУ [7].
Литература
1.
Аршавский И.А. Физиологические механизмы и
закономерности индивидуального развития: основы неэнтропийной теории онтогенеза.
– М.: Наука, 1982. – с. 270.
2. Дворкина Н. И. Методика сопряжённого
развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе
подвижных игр [Текст] : учебно-методическое пособие / Москва.: «Советский спорт»,
2005. – с. 184.
3. Дворкина Н. И. Проблема физической
подготовки детей старшего дошкольного возраста. Тезисы 27-научной конференции
студентов и молодых учёных вузов Юга России (декабрь 1999 г. – март 2000г.) Краснодар: КГФАФК, 2000. – с. 30
4. Постановление Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития
детей, подростков, молодежи». «Российская газета» 11 января 2002 г.
5. Программа воспитания и обучения в
детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6
– е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 208 с.
6. Семёнов Л. А. Мониторинг кондиционной
физической подготовленности в образовательных учреждениях [Текст]: монография.
– М.: Советский спорт, 2007 – 168 с.: ил.
7. Семёнов Л. А. Характеристика
физического состояния детей, поступающих в первый класс общеобразовательной
школы // Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования
современного общества: Тр. Всероссийской науч. – практ. конф., 14 мая 2010 г. / с. 52 – 54.