Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

ПиМНО

Наименование кафедры




Курсовая работа

на тему: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте.

по дисциплине психологии


Исполнитель:

студент группы __________

­­­­­­­­­­­­­­­­

_____________

дата

 

________________

подпись

 

И.О. Фамилия

Руководитель:

(ученая степень, должность)           

­­­­­­­­­­­­­­­­

_____________

дата

 

________________

подпись

 

И.О. Фамилия





Благовещенск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...................3
1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ…....................6
1.1. Сущность понятия агрессии……………………………………………........6
1.2. Структура агрессии…………………………………………………………..9
1.3. Особенности проявления детской агрессии……………………………….10

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………13
2.1. Роль семьи в возникновении детской агрессии……………………...……13
2.2. Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками….………...16 
2.3 Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….………..19

3. КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………...….31

 

ВВЕДЕНИЕ

     Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым и небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.

      Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели.

В чем причина? Откуда столько зла в наших детях? Как дети, к примеру, уже в первом классе узнают, что одного из них можно систематически мучить, а в четвертом классе устраивают уже настоящую охоту за жертвой?

Итак, несколько слов о понятии агрессивности. Оно имеет широкое значение и не сводится только лишь к акту физического насилия, а означает атакующую направленность нашей энергии против чего-либо.

Большая часть жизни человека проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Что же такое детская агрессия?

Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, разряжающейся «нецивилизованно», «асоциально», то есть в дикой форме, для достижения каких-то сиюминутных целей. Что-то надо отнять, вынудить отдать, хочется похвастаться тем, что противник побежден, испытать гордость за удачно осуществленную месть. Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребенка.

Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.

Агрессия как одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии.

В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Изучению же динамики агрессивного поведения на протяжении длительных периодов времени внимания практически не уделялось. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными.

Изучение проявления агрессивности на протяжении младшего школьного возраста важно для разработки психологических стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает выбор темы исследования: «Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте и пути ее преодоления».

Объект исследования – агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования - проявление агрессивности в младшем школьном возрасте.

Цель исследования – выявить особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и проанализировать пути её преодоления.

      Задачи исследования:

1)   выявить сущностные характеристики понятия «агрессивность»;

2)   проанализировать структуру агрессивности;

3)изучить особенности проявления агрессивности у учащихся младшего школьного возраста;

4) определить основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивности у младших школьников;

5) рассмотреть теоретические подходы к проблеме возникновения агрессии.

Гипотеза исследования: коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте будет эффективной при соблюдении следующих условий:

Ø знания учителем особенностей проявления агрессивности у учащихся младшего школьного возраста;

Ø дифференцированный   подход   в   воспитании   агрессивных детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

Ø теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования и обобщение полученных данных;

Ø Изучение практического опыта педагогов-психологов.

Ø Тестирование.

База исследования – МОУ СОШ № 22 г. Благовещенска.

1. Проблема агрессивности в детском возрасте

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

       Младшие школьники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой деструктивный опыт для решения конфликтной ситуации.  Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения.

1.1. Сущность понятия агрессии

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким: под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

Ø врожденным побуждениям и задаткам;

Ø  познавательным и эмоциональным процессам;

Ø актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Таблица 1.

Теория социального научения А. Бандуры.

Агрессия, приобретаемая посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными  убеждениями)

Агрессия регулируется:

Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

Ø способов усвоения подобных действий;

Ø факторов, провоцирующих их появление;

Ø  условий, при которых они закрепляются.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

ü Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

ü В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

ü Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

ü Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

ü Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

ü Психологический словарь предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

1.2. Структура агрессии

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах  И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский:

Таблица 2.

Структура агрессивного проявления

По направленности:

Агрессия, направленная вовне;

Аутоагрессия - направленная на себя.

По цели:

Интеллектуальная агрессия;

Враждебная агрессия;

По методу выражения:

Физическая агрессия;

Вербальная агрессия.

По степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

По наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная агрессия.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

 В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.

Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

1.3. Особенности проявления детской агрессии
Агрессию в действиях и поведении ребенка, можно наблюдать уже с раннего детства. Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремлением к деспотизму.

·   Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

·   Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.

·   Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.

·   Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.

·   Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.

·   Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”,- писал Л.С.Выготский.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
      - стремление привлечь к себе внимание сверстников;
      - стремление получить желанный результат;
      - стремление быть главным;
      - защита и месть;
      - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

 Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
        - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
        - сниженный уровень саморегуляции;
        - неразвитость игровой деятельности;
        - сниженную самооценку;
        - нарушения в отношениях со сверстниками.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.  Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

2. Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

2.1. Роль семьи в возникновении детской агрессии

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.

Вот данные анкетирования, которое было проведено среди школьников 2 – 4 классов.

На вопрос: «Кто тебя больше ругает из родителей?» Были даны ответы:

папа

другие

не руга  ют

2 класс

61%

28%

10%

1%

3 класс

47%

32%

21%

-

4 класс

60%

18%

22%

-

На вопрос: «Кто больше наказывает?» Ответы:

мама

папа

другие

не наказывают

2 класс

31

43%

26%


3 класс

52%

27%

21%


4 класс

46%

21%

33%


Вот анкетные данные детей 2 – 4 классов:

  • родители – ругают, кричат, орут – у 30% опрошенных, а это 76 семей из 255,
  • ставят в угол, запирают в комнату – 24% родителей, а это 61 семья,
  • бьют (ремнём, скалкой, вешалкой, скакалкой) – 23,5% родителей, а это 60 семей,
  • запрещают общаться с друзьями, смотреть телевизор – 5% родителей, 13 семей,
  • беседуют с детьми (скорее всего не на повышенных тонах) – 1% родителей, это всего 3 семьи,
  • никак не наказывают всего 17,5% детей родители, а это всего из общего числа 45 семей.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

По анкетным данным на вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» Дети отвечали:

  • Оскорблю, обзову также – 43%, в 4-х класса – 50%,
  • Побью (дам в лицо и т. д.) – 38%, во 2-х классах – 66%,
  • Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть – 54%, во 2-х классах – 13%, в 4-х классах – 32%.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности – расположение и неприятие:

1. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, тёплому общению, доброе слово, ласковый взгляд.

2. Неприятие наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 и 11 лет.

В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, весьма несущественные детали. Главное это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

По данным анкеты: попросят совета и поддержки у мамы:

Ø 1 класс - 71% опрошенных;

Ø 2 класс – 68%,

Ø 3 класс – 66%,

Ø 4 класс – 76%,

у папы:

Ø 14% опрошенных:

Ø 2 класс- 14%,

Ø 3 класс – 17%,

Ø 4 класс – 11%,

у других людей (сестры, бабушки, тёти Лёли и т. д.) – 15% опрошенных:

  • 2 класс – 18%,
  • 3 класс – 17%,
  • 4 класс – 13%.

Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.

      Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо. Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.

Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.

     Разработано родительское собрание на тему: «Детская агрессия» (см. приложение 1) и «Детская агрессивность и ее причины» (см. приложение2).

2.2. Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства младших школьников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1. высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2. преобладание прямой физической агрессии – если у большинства школьников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3. наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных школьников) а на физическую боль или страдание сверстников. 

       В соответствии с этими признаками можно выделить группу младших школьников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей. 
     Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных школьников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры.

     Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

Ø в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;

Ø в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

Ø в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

     В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. 


2.3. Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста

     В свободное от школьных занятий время школьники  реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.

     Являясь доминирующим досуговым компонентом, телевидение заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации школьниками. Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупления.

    Действительно, функции телевидения далеко неоднозначны. Чем же оно является для современных школьников – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?

Высказываются опа­сения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия — прекрасный способ добиться цели.

     Сегодня с экранов телевизоров на нас обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств, чем трид­цать лет назад. Может ли насилие, показанное на кино- или телеэкранах, дей­ствительно провоцировать агрессию?

   Факты говорят о том, что преступления-имитации не относятся к разряду крайне редких. Они случаются с определенной регулярно­стью, хотя нельзя говорить и об их неизбежности.

   То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может уси­лить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало пси­хологов сомневаются в существовании такого влияния.

Мы же, в свою очередь, присоединяемся к тем, кто полагает, что значительная часть экспери­ментальных исследований со всей очевидностью доказывает: фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность аг­рессивного поведения зрителей.

   Наказуема ли увиденная агрессия? Даже считая наблюдаемое собы­тие агрессивным, зрители тем не менее могут не получить посыла к агрессии, если им четко дали понять, что агрессия наказуема. Допу­стим, мы видим, как некто избил человека, а потом видим, как драчун расплачивается за свой поступок. маловероятно, чтобы в этом случае мы стали подражать поведению преступника, и едва ли у нас возникнут мыс­ли, одобряющие агрессию.

     Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия явля­ется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения младших школьников.

Таким образом, средства массовой коммуникации «по­могают сформировать и закрепить в сознании младших школьников уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не мо­жет не увеличивать числа тех детей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожеств­ляют его.  

Вот данные анкетирования (анкета см. Приложение 3), которое было проведено среди младших школьников и их родителей: в период проведения исследования было опрошено 42 школьника возрастом 7-11 лет и 34 взрослых людей возрастом от 25 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения итогового вывода исследования половые различия школьников и взрослых людей не учитывались):

среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью программа «Криминальная Россия», почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты. Дети смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до  00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования, как детских анкет, так и взрослых, была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00. Сразу же напрашивается дискуссионный вопрос: кого же именно нужно винить в распространении агрессии среди школьников СМИ или же самих родителей? Ясного ответа мы, конечно же, не получим, и вообще нужен ли он, ведь каждый решает для себя, что и когда ему смотреть.

Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами, детям всегда нравились, и будут нравиться супергерои, спасающих от смерти слабых и беззащитных. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. Мы пока еще не можем определить причину такой популярности, но уверены что и эта проблема разрешиться в скором будущем.

Затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию младшего школьника как личности. Группа взрослых испытуемых разделилась:  30% - отрицательное влияние, 70% - положительное. Остается только задуматься, или взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулирует их сознанием, или не хотят этого понимать.

В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем вышестоящие инстанции на СМИ. Наше хоть и небольшое, но достаточно показательное исследование явилось этому доказательством. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.


















3. Коррекция детской агрессии младших школьников

Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.

Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию (спортивные секции, кружки...).

Вторым источником детской агрессии являются подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее.
Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся.
Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться.
В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.

Есть и третий источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность.

Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:

Ø внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;

Ø искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;

Ø совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;

Ø уход за домашними животными;

Ø занятия в спортивных секциях.

Практические рекомендации для педагога

Агрессивность у детей проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы можете опираться на знание об этих составляющих.

Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.

Четвероклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние.

Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно  ребенку можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в прыжках, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.

Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.

У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению, либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.

В силу возрастной слабости нервных процессов у детей иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры.

Задача педагога в работе с родителями — быть наставником и советчиком для них. Однако при этой ситуации педагог должен иметь высокую компетентность и авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку.

В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятий в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе. Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное — поддерживать с родителями постоянный контакт.

 Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.

Мы разработали несколько положений рекомендательного характера в виде памяток:

Памятка №1 для родителей и учителей: «Девять «Если…» воспитания»

1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, то он становится агрессивным.

3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.

4. Если ребенок живет в упреках, то он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок живет в терпимости, то он учится понимать других.

6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.

7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.

8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.

Памятка №2 для родителей  и учителей

Ø Будьте внимательны к ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.

Ø  Учитесь слушать и слышать ребенка.

Ø Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.

Ø Умейте принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Ø Предъявляйте к ребенку разумные требования.

Ø Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.

Ø Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.

Ø Поощряйте ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.

Ø Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Внутривидовая агрессия связывается с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще любому объекту.
Сегодня существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первого - теории влечения - является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен в работах К.Лоренца, который считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Агрессивное поведение уже в школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Проявления агрессивности у младшего школьника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низкий социальный статус ребенка в группе;
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
4) неудовлетворенность потребности в признании.
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.
Таким образом, формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние:

Ø особенности взаимоотношений в семье,

Ø стили семейного воспитания,

Ø  возрастные особенности,

Ø социально-культурный статус семьи, индивидуальные особенности человека,

Ø примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.

            В процессе экспериментального исследования на первом его этапе, в ходе изучения уровня агрессивности у детей мы выявили, что дети в классе не отличаются высоким уровнем агрессивности, как по оценкам родителей и педагогов, так и по результатам анализа проективной выполнения методики.

          В то же время, в младшем школьном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Мы полагаем, что приведённые выше данные дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы школьного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка. 

Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей. 

Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

1. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка./Р. Кэмпбелл. - СПб.: Питер, 1997.

2. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). /К. Лоренц. - М.: Просвещение, 1994.

3. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг). / Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276.

4. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина.  - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.

5. Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет./М. Мельникова. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003. - 126 с.

6.  Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61.

7.  Паренс, Г. Агрессия наших детей./Г. Паренс. - М.: Форум, 1997. - 160 с.

8.  Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастны / В. Рахматшаева. // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.

9.  Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х книгах./ Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246.

10. Смирнова, Е.О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности./ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева.  // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.

11. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.

12. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность./ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.  - Ярославль: Академия развития, 2001.

13. Кокшарова, О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия»./О.Н. Кокшарова // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 29-32.

14. Яценко, И.Ф. Родительские собрания: 4 класс. / И. Ф. Яценко.-М.:ВАКО,2008.

15. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П. Елисеев. – СПб., 2003. С. 310 – 327

16. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию./ А.М. Кухарчук,  В.В. Лях, С.Г.  Макарова.  – Минск: Современная школа2008.

17. Амфилова, М. Агрессия - обратная сторона неуверенности. / М.Амфилова.// Первое сент. 1997. 13 февр.

18. Бутовская, М.Л. Агрессия и примирение у школьников младшего школьного возраста./ М.Л. Бутовская, А.Г. Козинцев.  // Этнографическое обозрение. 1998. №4

19. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. / Ю.В. Василькова,  Т.А.Василькова.  М., 1999

20.Волкова, Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями./Е. Волкова. // Дошкольное воспитание 2000. №3

21. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002

22. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте./ Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. 2000. №1

23. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина.  Ярославль, 1996

24. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете  "Первое сентября". 2000. Март (№12)

25. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. / Л.Н. Кузнецова. // Начальная школа. 1999. №3

26. Лалаяну, И. Энергия агрессии. / И. Лалаяну. // Семья и школа. 1995. №6

27. Лебедева, Л.Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии. / Л.Ю. Лебедева, Н.А. Акимова.  // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Окт. /№37.

28. Мастюкова, Е.М. Трудные дети. / Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина.  // Педагогика здоровья. М., 2000

29. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М., 2007

30. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика./ Р.С. Немов. - М., 1998

31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М., 1998

32. Ольшанская, Е. Агрессивный ребенок: что делать? / Е. Ольшанская. // Здоровье детей: приложение к газете "Первое сентября". 1999. Июнь (№23-24)

33. Ольшанская, Е. Агрессия под контролем. / Е. Ольшанская. // Семья и школа. 1999. №7/8

34. Панфилова, Н. Долой агрессию. / Н. Панфилова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. Июль /№26/

35. Паренс, Г. Агрессия наших детей. / Г. Паренс. - М., 1997

36. Подлесова, Н. Гнев в узде. / Н. Подлесова, Л. Руденко. // Семья и школа. 1997. №5

37. Практическая психология образования: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998

38. Раттер, М. Помощь трудным семьям. / М. Раттер. - М., 1999

39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х тт. Т. 1. / Е.И. Рогов. - М., 2000

40. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт./ А.С. Спиваковская. - М., 2000

41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1999

42. Фигдор, И.А. Детская агрессивность. / И.А. Фигдор. // Начальная школа. 1998. №11-12

43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм. - Минск, 1999

44. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. / И.А. Фурманов. - Минск, 1996

45. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000

46. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. / Л. Берковиц. – СПб.:  Прайм-Еврознак, 2001. – 510с.

47. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. / С.А. Завражин. // Вопросы психологии. – 1993. - №5. – с.43.

48. http://www/maminasamara.ru

 

Похожие работы на - Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!