К здоровью без лекарств
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»
городского округа Тольятти
Статья
К здоровью без лекарств
Донькина
Н.М.
2010 г.
ЗДОРОВЬЕ
РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетние
наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что
работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных
операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой
зависимости от состояния здоровья.
Здоровье
— это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье —
более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического,
душевного (психического) и социального благополучия (такое определение
выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым
можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к
полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно
к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в
детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление
разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и
психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье»,
предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утрату
ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность
находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При
этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает
развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в
повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не
чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка
требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает
проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и
других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим
названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут
наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к
нарушению нормального роста и развития ребенка.
В
Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной
работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первым
направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является
комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
•
Осмотр
детей специалистами детской поликлиники;
•
Регулярный
осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
•
Осмотр
детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения
опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
•
Диагностика
речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
•
Выявление
нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями
и непосредственно на занятиях в детском саду;
•Диагностирование
общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второе
направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной
деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
•
Преобладание
циклических упражнений;
•
Ежедневные
циклы физкультурных занятий:
• традиционные;
• тренировочные;
• занятия-соревнования;
• самостоятельные;
• интегрированные
с другими видами деятельности;
• праздники
и развлечения;
•
Занятия
с использованием мини-тренажеров;
•
Ритмическая
гимнастика;
•
Гимнастика
после сна;
•
Ежедневный
режим прогулок - 3-4 часа;
•
Обеспечение
двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
•
Создание
необходимой развивающей среды;
•
Строгое
соблюдение двигательного режима и режима дня;
•
Проведение
утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной
деятельности;
•
Музыкальные
занятия;
•Занятия
по формированию здорового образа жизни.
Третье
направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих
до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.
При этом используется комплекс процедур:
•
Босохождение;
•
Обширное
умывание;
•
Ходьба
босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы
рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
•
Обмывание
стоп ног;
•
Душ;
•
Полоскание
рта водой комнатной температуры;
•
Воздушные
ванны в облегченной одежде;
•
Гимнастика
на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое
направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его
рамках проводятся следующие мероприятия:
•
Постоянный
контроль осанки;
•
Контроль
дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
•
Контроль
за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном
учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
•
Подбор
мебели в соответствии с ростом детей;
•
Профилактический
прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
•
Сбалансированное
питание;
•
Вакцинация
против гриппа;
•
Потребление
фитонцидов (чеснока и лука);
•
Употребление
соков и фруктов (второй завтрак);
•
Установка
комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;
•
Использование
люстр Чижевского;
•
Использование
очистителей воздуха;
•
Физиотерапия;
•
Ингаляции;
•
Кварцевание
групп;
•
Прием
поливитаминов;
•
Аэрофитотерапия;
•
Аэрозольтерапия;
•
Лечебная
физкультура;
•
Массаж.
•
Элементы
точечного массажа (Ци-гун);
•
Пальчиковая
и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
•
Дыхательная
и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
•
Психогимнастика
по методике М. Чистяковой;
•
Хождение
по «дорожкам здоровья»;
•
Использование
различных массажеров;
•
Звуковая
гимнастика Лобанова;
•
Элементы
упражнения хатха-йога;
•
Аромотерапия
Г. Лавреневой;
•
Вибрационно-вокальные
упражнения М. Лазарева;
•
Звуковая
и вибрационная гимнастика Востокова;
•
Лечебные
игры А. Галанова;
•
Театр
физического развития и оздоровления Ефименко;
•
Игровой
массаж А. Уманской и К. Динейки;
•
Антистрессовый
и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
•
Восточная
гимнастика с элементами у-шу.
Шестым
направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
•
Психодиагностика;
•
Элементы
аутотренинга и релаксации;
•
Элементы
музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в
соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка -
Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);
•Индивидуальные
и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на
коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
•Обеспечение
благоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмым
направлением является реабилитация и коррекционная работа:
•
Реабилитация
детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим,
расчет физических нагрузок);
•
Коррекционная
работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
•
Коррекционная
работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо
сформированной стопой;
•
Индивидуальная
работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
•
Коррекция
психоэмоциональной сферы;
•
Упражнения
и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
•
Индивидуальная
работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической
культуре;
•
Индивидуальная
работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмым
направлением является консультативно-информационная работа:
•
Оказание
консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям
воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий
для дошкольников;
•
Открытые
просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
•
Активное
участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям
годового плана;
•
Оформление
папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
•
Организация
вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных
специалистов;
•
Проведение
занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные,
реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны
осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями,
инструктором по физ. воспитанию.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
I.
Лечебно-профилактическая работа
Врач-педиатр.
старшая медсестра.
1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».
2.Массаж: общий, лечебный.
3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки,
плоскостопие.
4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция,
отвары, настои из трав.
5.Витаминотерапия: аскорбиновая
кислота, ревит.
6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол,
элеутерококк
II. Физкультурно-оздоровительная
работа
Врач-педиатр,
инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.
1.Дополнительные физкультурные
занятия специализированного воздействия.
2.Подвижные игры и физические
дыхательные упражнения на свежем воздухе.
3.Утренняя зарядка с обязательным
бегом и дыхательными упражнениями.
4.Дыхательные гимнастики во время
режимных моментов в течение всего дня.
5.Дыхательная и звуковая гимнастика
после сна.
6.Релаксационные техники.
7.Спортивные игры и соревнования.
8.Босохождение в теплый период года.
9.Элементы точечного массажа и
пальчиковые упражнения
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
1. Четкая
организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно
графика).
2. Следить
за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в
облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и
характеру погоды).
3. Ежедневно
проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и
упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
4. Строго
выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи,
дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом
воздухе.
5.Ежедневное пребывание детей на
свежем воздухе.
6.Строго учитывать характер погоды
при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми
игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные
игры.
7.Уделять особое внимание беговым упражнениям
для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного
оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и
затухающими формами туберкулеза.
8.Исключить шумные игры за 30 минут
до возвращения детей с прогулки.
9.Обеспечить условия для преобладания
положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном
распорядке дня ребенка.
10.Обеспечить спокойную обстановку в
подготовке детей ко сну.
12.Специальные меры закаливания:
воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища,
рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
13.Полоскание рта кипяченной водой
комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать
около 1/3 стакана воды.
14.В летний период:
• хождение
босиком по траве, земле, асфальту;
• игры
детей с водой;
• все
виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
• использовать
босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
15.Проводить
контрольное обследование детей в группах сада.
ЛИТЕРАТУРА
1.
В.И.
Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
2.
Е.Ю.
Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
3.
А.П.
Лаптев «Как закалять детей».