Благотворительность и милосердие
ГОУ
ВПО «Красноярский государственный медицинский Университет
им.
Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Минздравсоцразвития
Кафедра
хирургических болезней педиатрического факультета курса эндоскопии и
эндохирургии с ПО
РЕФЕРАТ
Тема:
Благотворительность и милосердие
Выполнено
студентом 1 курса
Стоматологического
факультета
Назарова
Саадат Улдуз кызы
Группа
№ 110
Проверила:
Крутикова Л. Ю.
Красноярск
2009
год
Содержание
Введение
Мудрость доброты
Милосердие внешнее и сердечное
Дела милосердия
Вывод
Сегодня человечество стоит перед
необходимостью отчитаться перед самим собой и дать оценку пути, пройденному им
до сих пор. XX век был самым жестоким временем в истории человечества.
Закон любви и отдачи в природе
обязывает его удачливых членов помогать отстающим, чтобы выстроить здоровое
общество. Это требует построения взаимоотношений на основе любви. И потому
милосердие не устарело. Правильное исполнение закона любви - это отдача без
личного расчета, подобно жизнедеятельности клеток в живом теле. Каждая клетка
заботится о существовании всего тела и получает от него только то, что
необходимо ей, чтобы продолжать действовать с полной отдачей организму в целом.
Мир вступил в XXI век. Человечество
за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека
«разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став
умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и
самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое
вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это?
Ведь, прожив 50, 60,... лет человек умирает. Помним ли мы об этом? «Да, я
грешный, но я молод, живу один раз, хочется насладиться всем и вся. Может быть
на пенсии займусь покаянием и добрыми делами». Но часто смерть застает людей
неготовыми, они умирают во грехах. Смерть - это ведь закономерность, неизвестно
когда, но происходящая. И всегда «помните, что она не за горами, а за плечами,
и всегда готовьтесь к ней и трудитесь для спасения своей души; а в сделки с
совестью не входите и помните, что Бога не обманешь. Рано или поздно Он взыщет
и за обман, и за ложь, и за небрежения».
Долго ли мы будем забывать, что Бог
«поругаем, не бывает», и «как ты относишься к людям, так и они к тебе». Возможно,
пройдя все «круги ада» - войны, смерти, болезни и т.п. - мы вернемся на круги
своя и вспомним, что цель нашей жизни - добро. Добро, а не равнодушие. И в
первую очередь - милосердие. Посмотрим, как и чему учили святые Отцы, и в чем в
действительности состоит смысл жизни и предназначение человека.
Мудрость доброты
«…Я бы по всем лесам и болотам
собирал траву лобку,- пишет В.А. Астафьев,- дни и ночи настаивал ее корешки, а
ковшом поил бы людей, только чтоб одумались они, преисполнились уважения друг к
другу, поняли бы, что любить и страдать любовью - и есть человеческое
назначение, или ведение божье, или еще там что такое…»
Добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются
в трудах, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если эти чувства не
замечены в детстве, их почти невозможно воспитать во взрослом, поскольку
эмоциональная культура утверждается в душе одновременно с познанием первых
важнейших истин, с переживанием и чувствованием оттенков родного слова.
Мудрая доброта. Оно не дана человеку
от природы, изначально; ей, как и милосердию, предстоит учиться, упорно и
настойчиво, в продолжение всей жизни.
По мнению русского педагога К.Д.
Ушинского, «личный пример воспитателя-это луч солнце молодой души, которого
ничем заменить невозможно»
«Любовь рождает любовь, красота
рождает красоту, а жесткость питает земные инстинкты», - писал И.С. Тургенев.
Недостаток ласки, внимания, доброты в раннем возрасте ведет к снижению
интеллекта, аномалиям социального поведения и повышенной уязвимости, нервному
напряжению, усилению агрессивности. По мнению исследователей, трех месяцев
«лишения любви» достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли
изменения, которые уже нельзя полностью устранить. Ребенка следует воспитывать
нежностью, любовью, красотой…
Милосердие внешнее и сердечное
Милосердие следует отличать от
внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия.
Добро (благо) творить могут
побуждать и самые низменные и греховные чувства, как то: тщеславие, гордость
(ради похвалы), брезгливость и отвращение (чтобы скорее избавиться от
просителя), самолюбование, жажда славы и прочее. Так что один факт
благотворительности еще ничего не говорит о пользе для души. Апостол Павел
поучает: «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том
никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). И преподобный Серафим Саровский говорил, что
для стяжания Духа Святого служат только те дела, которые совершаются человеком
ради Христа, ради исполнения Его воли и Его заповедей. Поэтому помощь ближним
должна основываться на исполнении заповедей Господних о милосердии и должна
непременно сопровождаться любовью.
Протоиерей Иоанн С. пишет: «Будьте
внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить
вас о ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием
и даже небрежением к нуждающемуся.
Преодолейте в себе эти
нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем
сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену
Христову, к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил вас. И о чем
попросит вас нуждающийся - по силе исполните его просьбу. «Просящему у тебя
дай, и от хотящего у тебя занять не отвращайся» (Мф. 5, 42).
Благотвори бедному доброхотно, без
мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного
благотворишь Самому Христу, по писанному: «Так как вы сделали это (Дали есть,
напоили, одели, приняли в дом свой, посетили больного и в темнице) одному из
сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Знай, что милостыня твоя всегда
ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Знай, что милостыня есть
земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно должна об руку
следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с
ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида...
Все жертвы и милостыни нищим не
заменят любви к ближним, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни
всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от
искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.
Самое слово - милостыня -
показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением
или сожалением о бедственном состоянии материально или морально нуждающегося.
Любви свойственно радоваться при оказании помощи ближнему, любимому.
Те, которые подают алчущим хлеб или
деньги с сожалением, с лукавым оком и черствым сердцем - все равно что кладут
яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд духовный, невидимый.
Некоторые говорят: «Не мог я
помочь... не мог иначе поступить...» Святитель Иоанн Златоуст говорит таким:
«Никто не может оправдаться (извиниться)
тем, что он будто бы хотел сделать доброе что-либо, но не мог; ибо, бесспорно,
не мог потому, что не хотел. Пусть же хотящий, но будто бы не могший сделать
добро, накажется, как и желавший зла, а хотящий действительно добра и
совершивший оное (да) получит воздаяние своему делу - награду в Царствии
Небесном (которое есть внутри нас самих: «Царствие Божие внутри вас есть», -
ответил Христос на вопрос: когда придет Царствие Божие)».
Чтобы легче было работать над собой,
чтобы мы добровольно, с радостью отдавали нуждающимся не только избытки
материальных благ, но научились благотворить даже от скудости своей, как
евангельская вдова, которая в церковную сокровищницу положила две лепты - все,
что имела, для этого надо всегда помнить, что материальное богатство - это не
истинное богатство. Такое богатство Христос называет неправедным и чужим.
Преподобный Варсонофий пишет: «Все,
что имеет христианин, есть Божие и общее всех христиан, и никто не имеет
собственного своего». Поэтому сильно согрешает тот человек, который имеет чем
поделиться с другими, но не делится, не утешает их.
Таким жестоким, нерадивым и
сребролюбивым Господь говорит: «Если вы в неправедном богатстве не были верны,
кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.
16, 11-12).
Наше истинное богатство - это
христианские добродетели; любовь к Богу и ближним, вера, надежда, смирение,
кротость, воздержание, мудрость, рассудительность, мир душевный и другие
добродетели. Такое богатство делает нас наследниками Царствия Небесного, оно
перейдет с нами в вечную жизнь.
Значит, истинное богатство посылает
нам Господь за дела милосердия, когда мы верно и правильно определяем
(распределяем, употребляем) наше неправедное (материальное) богатство. Это
относится к внешнему милосердию.
О сердечном милосердии преподобный
Исаак Сириянин пишет так: «Что есть сердце милующее? Это возгорение сердца у
человека о всем творении: о человеках, о птицах и о всякой твари. При
воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы. От
великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется
сердце его, и не может он вынести и слышать или видеть какого-либо вреда или
малой печали, претерпеваемой тварью».
И поэтому, когда милосердный
христианин видит согрешающего, тогда он проникается к нему жалостью, но не
презрением и равнодушием и всячески старается помочь ему исправиться,
избавиться от греха.
Самая высокая милостыня для ближнего
- это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего.
Наилучшие плоды приносят дела
сердечного милосердия в сочетании с делами внешнего милосердия. Кто мало
жертвует, тот мало и приобретает духовно. Если мы действуем по пословице:
«Охотно мы лишь то дарим, что нам не надобно самим», то как же мы можем надеяться
на великие дела милосердия Божия по у отношению к нам? Ведь недаром говорят:
«Что посеешь, то и пожнешь». В земной жизни мы сеем дела милосердия в ближних
своих, а плоды дел своих пожинаем в жизни вечной. А с тощего, неполного
зерна... какой урожай?
Когда мы проявляем немилосердие,
жестокость и беспощадность к людям, тогда мы сознательно ставим непроходимое
препятствие, как бы стену, между нами и Богом, а потом сами же удивляемся:
почему Господь не слышит нас? Почему не помогает нам? - Да потому что закон
жизни таков: «Как аукнется, так и откликнется». Если будем много добра делать
другим, то Господь нам дарует много даров и талантов, много добродетелей,
которые введут нас в Царство Небесное, а если мы свое добро оставим для себя,
затворив свое сердце от других, то Господь отвернется от нас и в Свое время
скажет: «Выбросьте этого немилосердного раба во тьму кромешную...» Каково будет
нам?.. Не лучше ли сейчас нам крепко задуматься над этим?
Каждое мгновение приближает нас к
вечности. Каждый день, в который мы не сделали доброго дела, потерян для нас в
вечности, ибо он не оправдает нас на Страшном Суде, но осудит за грехи малые и
большие, вольные и невольные. Вот почему великий праведник, доктор Феодор
Петрович Гааз, торопился много делать добра и всем говорил: «Торопитесь делать
добро, пока не поздно, пока еще живы».
Инок пишет в своем дневнике: «Какую
трогательную, бескорыстную любовь к ближнему показывает богатый во аде, когда
ходатайствует пред Авраамом за своих братьев, боясь, как бы и они не пришли
разделить его ужасной участи! И, однако, это бесспорно доброе движение его
сердца обречено на полную неудачу и бесполезность: ни ему не помогла его
усердная просьба, ни братьям: так делается понятным и подтверждается, что за
гробом уже невозможно никакое доброе дело и что всякий пожнет там то, что сам
посеял здесь...»
Христос повелевает нам быть
милосердными. Он говорит: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,
36). Блажен, кто исполняет повеление Его!
Дела милосердия
Преподобный Исаак Сириянин о
милосердии так пишет: «Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть
уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достиг, и при
воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие
есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется:
кто достоин зла, тому не воздает (злом) и кто достоин добра, того преисполняет
с избытком».
По учению св. Петра Могилы
существуют дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу - 7 дел
человеколюбия, другие к душе - 7 дел человеколюбия.
Дела милосердия, относящиеся к телу:
- дать алчущему пищу, как сказал
Христос: взалкахся бо, и даете Ми ясти (Мф. 25, 35), т.е. бедным и немощным,
которые не могут пропитать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно
уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и
праведным трудом, по словам Писания: Чти Господа от праведных твоих трудов и
начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3,9). Притом должно подавать милостыню
не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые
находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут
просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не
сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как
Христос говорит: Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже
лицемери творят в сон-мищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь
глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 2).
- одеть нагого. Сего блаженства
достигают те, которые, быв подвигнуты человеколюбивым расположением к ближнему
своему, помогают ему в нужде - одевая его наготу. За сие Иисус Христос воздаст
им награду в день суда и скажет: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте
уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Здесь разумеются не
только совершенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, которая не
может защитить их от стужи, или которые страждут от какого-нибудь несчастия и с
большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной одежды. Посему
милосердный человек должен также и им явить какое-нибудь дело человеколюбия,
подав им что-нибудь для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.
- посещать заключенных в темнице.
При сем мы не должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто
именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое
бы преступное дело ни ввер-жен был в узы, наш долг - для Христа Господа нашего,
- прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.
- навещать больных. Таковое дело
каждый должен исполнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему,
друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, а особливо который лежит в
больнице, или на торжище, хотя бы он был вовсе неизвестен, должен навещать сим
образом: во-первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его
несчастии; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо переносил таковое
свое несчастие, и чтобы принял сие посещение Божие без скорби сердца и без
ропота, а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию
волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему пошлет ему исцеление.
Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем,
исповедав грехи, которые как человек сделал, причастился Пречистым Тайнам и
принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поелику Таинства сии весьма много
содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Еще должен
непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви.
Даже когда больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою,
долг милосердного человека - призвать духовного Отца его для совершения над ним
надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в
суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковью, т.е. чтобы не
старался восстановить свое здоровье помощью волшебства и сообщения с диаволом,
чрез что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но чтобы все свое
упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те
только, кои составлены опытными врачами. Таковое посещение немощных делает
посетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же больной будет иметь
болезнь прилипчивую и даже заражен будет моровою язвою, в таком случае человек
благочестивый, чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен исполнять дела
милосердия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при
таковых болезнях без вреда себе.
- ввести странного в дом свой - что
нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно
принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения по
обещанию своему, останавливаются для отдыха в селениях: таковы суть все
Богомоль-цы и все бедные. Желающий наследовать сие блаженство должен по силам
своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гостеприимство тем,
которые лежат в изнеможении на торжищах и на распутиях, испрашивая себе
подаяния.
- погребать умерших. Сие дело должен
каждый исполнять с готовностью. Особливо же должен заботиться о тех, которые
умерли в крайней бедности - принося нужное для погребения их по обычаю
Христианскому, как делал Товия (Тов. 2, 1-7). Если же кто умрет из друзей или
сродников; в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения сей
обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы - с прошениями и
молениями к Господу о душе скончавшегося.
Дела милосердия, относящиеся к душе:
- отклонить грешника от греха и
привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: братие! А еще кто в
вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый
грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество
грехов (Иак. 5, 19-20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный,
побуждающий православного, к сожалению, о ближнем своем: поелику имеет, целю
блага не временные, а вечные. Но при исполнении сего долга должно остерегаться,
чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование
на милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более вреда, нежели
пользы. И так должно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен
выполнить сию обязанность - пусть изберет другого, который имеет гораздо более
опытности в сем деле. Подобным образом мы должны поступать и тогда, когда
случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками.
- наставить неученого и невежду; сие
дело надлежащим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно веровать в
единого Триипостасного Бога. Предполагается, что он способен научить. В
противном случае пусть найдет кого-нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не
сбылось сказанное, что слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф.
15, 14; Лк. 6, 39). Во-вторых, должен научить незнающего, как ему призывать
Бога, и в какой молитве открывать Богу прошения свои; также научить его
заповедям Божиим, показав и способ, как можно сохранить оные без труда.
Наконец, сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям
образования в науках и познаниях, дабы со временем и они соделались полезными
Церкви и обществу, и молились Богу за благодетелей своих. Если будем нерадеть о
сем, то необходимо должны страшиться того страшного приговора, который
произнесен на раба, получившего один талант, и возвратившего оный без всякой
прибыли (Мф. 25, 24-30).
- подать добрый совет имеющему нужду
в нем. Сей долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно,
благочестивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми советами обращает к
лучшему образу жизни. Также, когда люди подвергаются каким-нибудь прискорбным и
тесным обстоятельствам и не находят средства избавиться от них; тогда должно с
радостью нести к ним совет, как лекарство, дабы спасти жизнь или честь их. К
сему относится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой
находится или жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так, чтобы
между теми лицами не породить распрей, а отселе больших опасностей.
- молиться Богу за ближнего своего.
Сей долг человеколюбия первоначально падает на духовных Отцев и Пресвитеров
Церкви, а потом и на мирских людей. О сем довольно сказано в седьмой заповеди
Церковной.
- утешить печального. Сия
обязанность милосердия требует, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева
и жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по словам Апостола: Еще
возможно, еже от вас, со всеми человека мир имейте. Не себе отмщающей,
воз-любленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам,
глаголет Господь (Рим. 12, 18-19). Таковая обязанность особливо должна быть
исполняема тогда, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен, или
угнетен великою скорбью и несчастием: таковых людей должно утешать.
- переносить обиды с терпением. Мы
исполняем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; в таким случае
должны претерпевать с радостью: поелику Господь наш Иисус Христос претерпел за
нас несравненно большие обиды, как сказано: зане и Христос пострадал по нас...
да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Сверх того не должны желать зла тем,
кой обижают и притесняют нас, и не должны платить злом за зло, по словам
Апостола: не воздающие зла за зло (1 Пет. 3, 9) Напротив, когда мы терпим что
несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам
нашим.
- прощать погрешности, которые
сделали пред нами другие. Мы тогда исполняем сие дело милосердия, когда
оскорбления, нам причиненные, какого бы рода они ни были, прощаем врагам нашим,
и даже молимся о прощении оскорбителя нашего, как выше сказано; прощать же мы
должны не только однажды в день, но в каждый день семью семьдесят раз, как на
вопрос Петра ответствовал Спаситель наш: не глаголю тебе: до седмъ крат, но до седмъдесят
крат седмерицею (Мф. 18, 22)
Вывод
Любовь к делам есть милосердие.
Я считаю, что у каждого человека
должно быть, любовь, уважения, чувства, человечность…
Добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются
в трудах, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если эти чувства не
замечены в детстве, их почти невозможно воспитать во взрослом, поскольку
эмоциональная культура утверждается в душе одновременно с познанием первых важнейших
истин, с переживанием и чувствованием оттенков родного слова.
К сожалению, мы не часто
задумываемся о том, что где-то рядом живут люди с ограниченными возможностями,
люди малообеспеченные и старики, которые нуждаются в нашей помощи, а порой
просто в добром слове. Милосердие - это неотъемлемое свойство гуманной
личности, поэтому так важно заложить искру добра, любви, сострадания в сердце
каждого ребенка.