Специфика проблем регулирования безработицы и занятости в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,06 kb
  • Опубликовано:
    2011-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика проблем регулирования безработицы и занятости в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Обследование населения по проблемам занятости

1.2 Показатели занятости и безработицы

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Безработица

2.2 Занятость населения в Амурской области

2.3 Анализ безработицы и занятости с помощью показателей динамики, и расчета средних величин

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВВЕДЕНИЕ

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.

Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.

Объектом изучения курсовой работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации.

Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе.

1. СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Обследование населения по проблемам занятости

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

q   выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

q   временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;

выполняли работу без оплаты на семейном предприятии

Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда. Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно выбранная форма организации труда.

Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

Действующая система статистических показателей в России, характеризующих наличие, состав и использование трудового потенциала страны, в государственной статистике формируется на основе следующих источников информации:

· государственных статистических наблюдений, осуществляемых органами государственной статистики;

· выборочных обследований населения по проблемам занятости;

· обследований организации;

· периодических переписей и микропереписей населения;

· обобщающих статистических расчетов;

· государственных статистических наблюдений, осуществляемых другими министерствами и ведомствами, данные административной статистики (налоговых органов и др.).

1.2 Показатели занятости и безработицы

В мировой практике применяются два основных метода измерения безработицы: на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных и на основе общенациональных выборочных обследований домохозяйств.

 В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) статистика труда в основном перешла на международные статистические нормы, применяя в анализе классификацию населения по статусу занятости, классификацию занятий, классификацию затрат на рабочую силу и др. Статистика рассматривает численность занятых и безработных как две составные части экономически активного населения, т.е. рабочей силы. Её измерение позволяет проводить макроэкономические мониторинги и разрабатывать стратегию занятости экономически активного населения — ту часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Общая безработица определяется по методике МОТ и предполагает, что безработными считаются экономически активные граждане ( в возрасте от 15 до 72 лет), которые в рассматриваемый период соответствовали одновременно следующим критериям:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы — обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Безработица — это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

В зависимости от причин, вызывающих безработицу, выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица — это временное отсутствие занятости при переходе работника с одного предприятия на другое. Эта безработица связана с текучестью рабочей силы и обусловлена инициативой самих работников, поиском лучшего места работы.

Структурная безработица — это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре спроса на конкретные виды труда.

Отличие фрикционных безработных от структурных в том, что знания, опыт, навыки первых остаются востребованными, а трудоустройство вторых возможно лишь после соответствующей переподготовки.

Циклическая безработица связана с отсутствием достаточного спроса на труд вообще и обусловлена наступлением фазы спада экономического производства.

Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным, да и ненужным. Фрикционная и структурная безработицы в рыночной экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из их величин определяется естественная норма безработицы.

Естественная норма безработицыэто такой ее уровень, который удерживает неизменным уровень реальной заработной платы и цен при нулевом росте производительности труда. На практике она исчисляется суммированием уровней фрикционной и структурной безработиц.

В зарубежной экономической литературе распространена точка зрения о том, что полная и эффективная занятость достигается при наличии естественной нормы безработицы, которая сегодня в развитых странах определяется уровнем 5—6% экономически активного на селения. Ряд экономистов предлагают считать норму естественной безработицы по ее уровню в условиях неускоряющейся инфляции, Однако в России использование нормы безработицы (как, впрочем, и сам ее расчет) для оценки полной и эффективной занятости весьма проблематично, поскольку не завершена структурная перестройка, нестабильна инфляция, велика скрытая безработица.

Скрытая безработица — синоним неполной занятости, т. е. это использование рабочей силы неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, с меньшей интенсивностью и т. д. В экономической литературе иногда подобную неполную занятость трактуют как потенциальную безработицу.

Статистический анализ безработицы предполагает определение численности безработных, уровня безработицы, а также оценку их динамики.

Безработными считаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы по направлению служб занятости, учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, которые занимались поиском работы и были готовы к ней приступить.

Описанные выше критерии отнесения к безработным соответствуют методологии определения численности безработных, предложенной Международной организацией труда. Подсчет безработных по методу МОТ может быть осуществлен лишь на базе периодических выборочных обследований (опросов населения) по проблемам занятости, организуемых Госкомстатом. По данным обследования, на конец ноября 2000 г. общая численность безработных в России составляла 7 млн. человек.

Министерство труда и социального развития ведет учет безработных через государственные службы занятости. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы, ищущие работу, готовые к ней приступить и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Так определяют численность официальных безработных.

Наряду с абсолютной численностью общей и официальной безработицы принято определять их уровень, т. е. долю в экономически активном населении (ЭАН) по состоянию на определенную дату. Соответствующие отношения называются коэффициентом безработицы (по МОТ) и коэффициентом официальной безработицы.


Между коэффициентом безработицы (по МОТ) и коэффициентом занятости существует взаимосвязь:

Кбез (поМОТ)+ Кбез оф =100 (3)

 Ситуация на рынке труда характеризуется увеличением числа лиц, продолжительное время не имеющих работы, и их доли в общей численности безработных. Под продолжительностью безработицы понимается длительность периода, в течение которого безработный ищет работу. Различают продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода (момента опроса), и продолжительность законченной безработицы - время с начала поиска работы до момента трудоустройства. К длительной безработице относят безработицу в течение 12 месяцев и более. Удельный вес длительно безработных постоянно растет.

Наряду с информацией о безработных службы занятости собирают информацию о потребности предприятий и организаций в рабочей силе. В частности, определяется заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках — число вакансий (вакантных мест). На основе этих данных рассчитывают величину спроса на рабочую силуобщее число рабочих мест, равное сумме фактической численности работающих и числа вакантных мест.

Сбалансированным рынок труда является в том случае, если в нем количество вакантных мест приблизительно совпадает с количеством безработных. Подобное состояние еще не означает достижения профессионально-квалификационного соответствия, а лишь свидетельствует о количественном совпадении спроса и предложения, для оценки которого рассчитывают коэффициент напряженности на рынке труда отношение числа безработных к численности заявленных вакансий.

Увеличение спроса на рабочую силу привело к тому, что численность ищущих работу сегодня меньше числа вакантных мест, заявленных работодателями. Несоответствие спроса и предложения носит структурный характер. Особенно эта проблема характерна для моно-промышленных регионов и городов, где сформировалась специфическая профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

Для количественной характеристики занятости используют систему различных показателей и распределений: общая численность занятых, уровень занятости, распределения занятого населения по формам собственности, отраслям и сектором и секторам экономики, уровню образования, профессиям и квалификации и др.. Уровень занятости чаще всего оценивают через коэффициент занятости (К зан.), который определяется как отношение численности занятого населения (З) к общей численности экономически активного населения (ЭАН)

Для аналитических целей рассчитываются также доля занятого населения в общей численности населения (уровень занятости населения профессиональным трудом) и доля занятого населения в общей численности трудовых ресурсов (уровень занятости трудоспособного населения). Динамика первого показателя в концентрированном виде отражает влияние на занятость демографических процессов (в первую очередь изменение рождаемости и смертности). Уровень занятости трудоспособного населения выражает несоответствие потребности общества в работниках, с одной стороны, и потребности населения рабочих местах – с другой. Для изучения состава занятого населения используются различные группировки (распределения).

Распределение работающих по отраслям экономики – одна из важнейших характеристик уровня экономического развития общества. Каждой стадии экономического развития соответствуют вполне определенные пропорции трудового потенциала.

2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Безработица в Амурской области

Одним из факторов, способным дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в амурской области является безработица, возникающая в результате дисбаланса рынка труда, когда в силу различных причин предложение рабочей силы не соответствует по количественным и качественным параметрам потребности в ней.

Отсутствие возможности осуществления трудовой деятельности негативно влияет на жизнь самих безработных граждан, как в материальном, так и в психологическом аспекте.

Уровень безработицы — это отношение численности безработных к численности экономически активного населения, рассчитанное в процентах.

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) — это промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы.

Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешанная величина для рассматриваемого состава безработных.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории области, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Численность трудоустроенных граждан — общая численность лиц, получивших в рассматриваемый период работу при содействии органов государственной службы занятости.

Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках - число вакансий, сообщенных предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости.

Таблица 1 Динамика общей численности безработных Амурской области по полу и поселениям

Год

Численность безработных

Из них

В том числе

мужчины

женщины

город

село

Человек

2004

48320

20171

28149

34031

14289

2005

43837

2368

20219

31952

11885

2006

36303

18312

17991

24600

11703

2007

28180

17629

10551

21919

6261

2008

22439

13294

9145

12961

9478

2009

39992

18528

21464

27841

12151

Процентов

2004

100,0

41,7

58,3

70,4

29,6

2005

100,0

53,9

46,1

72,9

21,1

2006

100,0

50,4

49,6

67,8

32,2

2007

100,0

62,6

37,4

77,8

22,2

2008

100,0

59,2

40,8

57,8

42,2

2009

100,0

46,3

53,7

69,6

30,4


Общая численность безработных в Амурской области (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) в течение периода с 1992 года по 1999 год постоянно увеличивалась, достигнув мксимального значения в 1999 году (78,4 тыс. человек, или 16,5% экономически активного населения), после чего отмечается её снижение.

В 2009 году численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 39 992 человек или 8,7% экономически активного населения Амурской области. Из общего числа безработных 18528 человек (46,3%) – мужчины и 21464 человек (53,7%) – женщины.

Общая численность безработных снизилась по сравнению с 2008 годом – увеличилась на 17553 человека (1,8 раза).

Таблица 2 Динамика уровня общей безработицы по Российской Федерации и субъектам Дальневосточного федерального округа в %


2004

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

7,8

7,2

6,8

6,1

6,3

8,4

Дальневосточный федеральный округ

8,8

7,9

7,5

6,7

7,9

9,4

Республика Саха (Якутия)

8,8

8,9

9,5

7,6

9

8,7

Камчатский край

11

9,5

9,1

9,8

8,9

7,7

Приморский край

9,6

8

8

7

7,5

9,8

Хабаровский край

6,6

5,7

6

5,9

8,7

10,5

Амурская область

11,2

10,3

8,2

6,4

5,1

8,7

Магаданская область

7,9

7

5,4

5,7

7,3

6,6

Сахалинская область

7,5

7,6

4,6

4,7

8,1

10

Еврейская автономная область

8,3

7,9

9,8

9,7

10,1

8,5

Чукотский автономный округ

3,5

4,4

3,7

3,6

4,7

4,4


Согласно таблице 2 можно сделать следующие выводы: Уровень общей безработицы в Амурской области увеличился за год на 3,6 процентного пункта и составил в 2009 году 8,7% что на 0,3 процентного пункта выше, чем по Российской Федерации и на 0,7 процентного пункта ниже, чем по Дальневосточном3 федеральному округу. Самый высокий уровень безработицы в 2009 году среди субъектов Дальневосточного федерального округа отмечен в Хабаровском крае и сахалинской области – 10,5% и 10,0% самый низкий уровень безработицы - в Чукотском автономном округе – 4,4%.

Следует отметить, что безработные в Амурской области имеют более молодой возрастной состав по сравнению с занятым населением (средний возраст соответственно 32,5 и 40,4 года). Самые большие группы в составе безработных – это молодые люди в возрасте до 25 лет и 25-34 года, на долю которых в 2009 году приходилось 40,6% (16,3 тыс. человек) и 24,5% (9,8 тыс. человек) общей численности безработных.(см. Таблица А3, Таблица Б4)

Безработица, каким бы уровнем не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, её последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи.

Холосты (незамужние) безработные составляют около половины всех безработных (46,8% или 18,7 тыс. человек). Причем их удельный вес по сравнению с 2004 годом врос на 16,5 процентного пункта, с 2008 годом – уменьшился на 6,3 процентного пункта.

Таблица 5 Распределение общей численности безработных по семейному положению


Всего тыс. человек

в том числе

Всего, %

В том числе

Состоит в браке

Холосты, не замужем

Вдовцы, вдовы

разведённые

Состоит в браке

Холосты, не замужем

Вдовцы, вдовы

разведённые

2004

48,3

24,7

14,6

2,8

6,2

100,0

51,1

30,3

5,7

12,9

2005

43,8

18,3

19,0

0,8

5,7

100,0

41,8

43,3

1,7

13,2

2006

36,3

14,8

16,4

0,4

4,7

100,0

40,7

45,3

1,1

12,9

2007

28,2

8,4

14,3

1,7

3,8

100,0

29,9

50,8

6,0

13,3

2008

22,4

7,5

11,9

0,3

2,7

100,0

33,5

53,1

1,3

12,1

2009

40,0

16,5

18,7

1,1

3,7

100,0

41,2

46,8

2,7

9,3


В Амурской области наблюдается снижение доли безработных, имеющих опыт работы (с 77,6 в 2004г. До 62,9% в 2009г.), с одновременным увеличением доли безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности (с 22,4% в 2004г. до 37,1% в 2009г.)

Таблица 6 Распределение общей численности безработных по обстоятельствам незанятости


Безработные, всего

В том числе

Ранее имели работу

Из них оставили прежнее место работы в связи с:

Ранее не имели работы

Высвобождением по причине сокращения штатов, ликвидации организации, собственного дела

Увольнением по собственному желанию

2004

100,0

77,6

14,7

28,2

22,4

2005

66,6

25,0

14,0

33,4

2006

100,0

62,7

19,2

14,4

37,3

2007

100,0

62,4

17,9

13,1

37,6

2008

100,0

62,8

9,2

20,7

37,2

2009

100,0

62,9

24,7

16,6

37,1


Численность безработных, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением по причине сокращения штатов, ликвидации организаций, собственного дела увеличилась за год на 8,1 тыс. человек (в 5,5 раза) и насчитывала в 2009 году 9,9 тыс. человек, из них 3,9 тыс. человек (39,4%) – мужчины и 6,0 тыс. человек (60,6%) – женщины.

Таблица 7 Распределение численности безработных по наличию опыта работы, причинам незанятости и полу в 2009 году


Всего, тыс.человек

В том числе

Всего, %

В том числе

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1

2

3

4

5

6

7

Общая численность безработных - всего

40,0

18,5

21,5

100,0

100,0

100,0

В том числе:







Имеют опыт работы

25,1

12,7

12,4

62,9

68,9

57,7

Их них оставили прежнее место работы в связи с:







Высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела

9,9

3,9

6,0

24,7

20,8

28,1

Увольнением по собственному желанию

6,6

3,7

2,9

16,6

20,3

13,3

Окончанием срока действия срочного трудового договора

2,0

0,9

1,1

8,5

12,2

5,2

Не имеют опыта работы

14,9

5,8

9,1

37,1

31,1

42,3

2.2 Занятость населения в Амурской области

Информация данного раздела подготовлена на основе сведений, полученных статистическими органами от предприятий и организаций, материалов баланса трудовых ресурсов и обследований населения по проблемам занятости, данных Федеральной миграционной службы.

Участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми, называется занятостью. Практически в полном соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) статья I Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гласит: "Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход".

Понятие занятость имеет много значений, при этом занятость непрерывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и духовных благ и услуг. В любом обществе существует объективная связь между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве.

К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, самостоятельно или с одним, или с несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наёмных работников. В число занятых включаются лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодных отпусков или выходных дней, обучения, учебных отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, забастовок, других подобных причин.

Занятые в экономике классифицируются по своему статусу на работающих по найму и работающих не по найму. К работающим по найму относятся лица, заключившие письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную по найму оплату деньгами или натурой. Работающие не по найму — это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. К ним относятся работодатели, управляющие самостоятельно или с одним, или с несколькими деловыми партнерами собственным предприятием или собственным делом и постоянно использующие труд наёмных работников, лица, работающие на индивидуальной основе, неоплачиваемые семейные работники.

Таблица 8 Динамика численности занятого населения Амурской области


Занятое население, всего, человек

Из них

мужчины

женщины

город

село

2004

382021

198612

183409

260820

121201

2005

380339

187389

192950

261717

118622

2006

404414

205344

199070

282723

121691

2007

414922

209022

205900

278922

136000

2008

417940

218032

199908

295574

122366

2009

417329

208486

208843

273403

143926


Таблица 9 Распределение численности занятого населения по полу и виду поселения в 2009 году


Всего, тыс. человек

Из них

Мужчины

Женщины

город

село

Российская Федерация

69285

35059

34226

52405

16880

Дальневосточный федеральный округ

3222

1656

1566

2471

751

Республика Саха (Якутия)

457

228

229

318

139

Камчатский край

190

103

87

153

38

Приморский край

992

517

4745

787

205

Хабаровский край

690

354

336

561

129

Амурская область

417

208

209

273

144

Магагданска область

97

50

47

93

4

Сахалинская область

266

137

129

210

56

Еврейская автономная область

82

43

39

54

28

Чукотский автономный округ

31

16

14

22

9


Таблица 10 Динамика численности занятого населения по видам экономической деятельности


2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего занято в экономике, тыс.человек

382,0

380,4

404,4

414,9

418,0

417,3

в том числе:







Сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство

38,0

50,0

44,5

50,5

29,5

56,3

Добыча полезных ископаемых

6,9

5,1

7,1

8,6

11,8

7,8

Обрабатывающие производства

22,8

21,0

14,6

25,5

13,8

19,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12,6

9,6

5,6

16,8

22,1

17,6

строительство

26,3

27,8

29,4

30,8

39,2

24,5

Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны

73,6

105,3

95,2

100,5

117,0

96,3

Транспорт и связь

74,3

49,9

82,9

54,4

75,2

67,8

Финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

21,1

19,0

25,1

13,6

11,9

14,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности: обязательное социальное обеспечение

33,2

22,9

16,9

15,2

13,3

14,2

образование

36,7

35,5

33,3

43,7

38,8

39,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

25,5

21,9

33,3

40,3

33,8

41,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: другие виды экономической

11,0

12,4

16,5

15,0

11,6

18,8

Численность занятого всеми видами экономической деятельности населения Амурской области (по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости) насчитывала в 2009 году 417,3 тыс. человек, или 91,3% экономически активного населения области, или более 48% населения, постоянно проживающего в Амурской области.

2.3 Анализ безработицы и занятости с помощью показателей динамики, расчета средних величин и показателей вариации

Развитие общественных явлений, в том числе занятости и безработицы, называется динамикой. Показатели, характеризующие это развитие, называется рядами динамики.

Относительные показатели динамики:

1. Темп роста (изменения) Т - относительный показатель

Темп роста (Тр) – отношение уровней ряда динамики, которое выражается в коэффициентах и проентах.

Цепной темп роста исчисляют отношением последующего уровня к предыдущему:

Тр.ц. = Yi/Yi-1 (4)

Базисный темп роста – отношение каждого последующего уровня к одному уровню, принятому за базу сравнения:

Тр.б. = Yi/Y0 (5)

Между цепными и базисными темпами роста имеется взаимосвязь: произведение соответствующих цепных темпов роста равно базисному. Зная базисные темпы, можно исчислить цепные – делением каждого последующего базисного темпа роста на каждый предыдущий.

Выраженные в коэффициентах темпы роста показывают, во сколько раз уровеньданного периода больше уровня базы сравнения или какую часть его составляет. При процентном выражении темп роста показывает, сколько процентов составляет уровень данного периода от уровня базы сравнения.

2.   Темп прироста Тпр определяется как отношение абсолютного прироста данного уровня к предыдущему или базисному:

а) как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню (цепной темп прироста)

Тпр=∆ Yi/Yi-1 (6)

Или к базисному уровню (базисный темп прироста)

Тпр=∆ Yi/Y0 (7)

Б) как разность между темпами роста и единицей, если темпы роста выражены в коэффициентах:

Тпр=Тр-1 (8)

3.   Также для анализа рассчитывается абсолютное значение 1% прироста. Абсолютное значение 1 % прироста (А1%) равно отношению абсолютного прироста цепному, или может быть исчисленной иначе – как одна сотая часть предыдущего уровня.

Определим вышеперечисленные показатели относительно занятости и безработицы в Амурской области.

Таблица 9 Динамика численности безработных

год

Занятое население, всего чел.

Абсолютный прирост, чел.

Темп роста в %

Темп прироста, в %

Абсолютное значение 1%прироста

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2004

48320




100,00




2005

43837

-4483

90,72

90,72

-9,28

-9,28

483,08

2006

36303

-7534

-12017

82,81

75,13

-17,19

-24,87

438,28

2007

28180

-8123

-20140

77,62

58,32

-22,38

-41,68

362,96

2008

22439

-5741

-25881

79,63

46,44

-20,37

-53,56

281,84

2009

39992

17553

-8328

178,23

82,76

78,23

-17,24

224,38


Таблица 10 Динамика численности занятых

год

Занятое население, всего чел.

Абсолютный прирост, чел.

Темп роста в %

Темп прироста, в %

Абсолютное значение 1%прироста

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2004

382021

-

-

-

100,00

-

-

-

2005

380339

-1682

-1682

99,56

99,56

-0,44

-0,44

3822,73

2006

404414

24075

22393

106,33

105,86

6,33

5,86

3803,32

2007

414922

10508

32901

102,60

108,61

2,60

8,61

4041,54

2008

417940

3018

35919

100,73

109,40

0,73

9,40

4134,25

2009

417329

-611

35308

99,85

109,24

-0,15

9,24

4073,33


Средний темп роста занятости за 6 лет определим по формуле средней геометрической:

 (9)

Т.е. среднегодовой темп роста занятости в Амурской области составляет приблизительно 102,23%.,а безработицы 97,66%.

Средние показатели - это наиболее распространенный показатель, который представляет обобщенную характеристику признаков в статистической совокупности. Это наиболее универсальная форма выражения статистических показателей.

Среднеарифметическая применяется, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.

Найдем среднее число безработных и занятых в Амурской области за период 2004-2009 годы. Для этого воспользуемся таблицей 9 и 10.

Средняя безработица в Амурской области:

 (10)


Т. о. средняя безработица в Амурской области за 6 лет составила 36345 человека, а среднее количество занятых 402827 человека.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

За Российским рынком труда "следят" представители четырёх государственных структур. Росстат получает уведомления от предприятий о предстоящих увольнениях (за 2 месяца). ФСГС 4 раза в год проводит и обобщает итоги обследований населения по проблемам занятости по широкому кругу показателей.

Минздравсоцразвития, отвечающее за выработку политики на рынке труда, аккумулирует оперативную информацию служб занятости о регистрируемой безработицы и обосновывает размеры выделяемых правительством средств для выплаты пособий официально зарегистрированным безработным в следующем году.

Минэкономразвития готовит инерционный прогноз о предполагаемых масштабах безработицы.

Очевидно, что сложившийся порядок сбора, обработки, анализа данных и информирования правительства о ситуации на рынке труда — процесс достаточно трудоемкий, растянутый во времени и неоперативный. Во всяком случае, такие тревожные факты, как рост общего числа безработных (начиная с 2007 г.) и сохранение существенной дифференциации регионов по уровню безработицы, не привлекли серьезного внимания.

Первые месяцы 2009г., ознаменовавшиеся резким всплеском безработицы, продемонстрировали отсутствие у Минздравсоцразвития обоснованного прогноза возможного развития ситуации на рынке труда в условиях кризиса (даже на ближайшую перспективу), чем и объясняется запаздывание с принятием мер по государственной поддерке безработных и авральный характер их проведения.

Этого, видимо, можно было избежать, если бы во внимание принималась вся информация о состоянии занятости и рынка труда, которой располагают различные государственные и общественные структуры.

Нужна национальная система прогнозирования изменений на рынке труда.

В 2009 г. правительство при разработке антикризисных мер в области занятости, по существу, руководствовалось теми же приоритетами, что и в 90-е годы, тем самым как бы заранее определив "правила игры" для субъектов трудовых отношений.

Из-за отсутствия национальной системы прогнозирования состояния рынка труда правительству приходилось (начиная с осени 2008г. и весь 2009 г.) корректировать принимаемые решения сообразно развитию кризисных явлений в экономике. Для этого организовывались встречи с представителями работодателей и работников, администраций наиболее сложных регионов. Учитывался опыт развитых стран в области антикризисного регулирования и предупреждения социальных угроз; анализировались практики российских регионов в проведении активной политики на рынке труда.

Подобная модель крайне трудоемка, но недостаточно эффективна, нерациональна методическая ориентация на использование преимущественно прогнозов госструктур и недооценка иных источников. "Цена" использования такого подхода — авральный характер принятия правительством Программы антикризисных мер (19 марта 2009г.).

Только в январе 2009г. Был запущен информационный портал ГФСЗ "Работа в России". Наконец-то возникла единая система сетевого поиска работы, подключенная к общероссийскому банку вакансий, содержащая информацию 85 региональных служб и 2450 муниципальных центров занятости. Такой ресурс следовало бы создать в докризисный период. Так же, как и систему опережающего переобучения работников. Авральный подход к разработке соответствующих региональных программ может существенно снизить их эффективность. В пожарном порядке берут на обучение уволенных работников или находящихся под риском увольнения. Причем обычно гарантии предоставления рабочего места не обеспечиваются. Вряд ли удастся развернуть переподготовку по новым перспективным профессиям. Ведь большинство предприятий, находясь в тяжелейшем состоянии "выживания", не вполне готовы в такой ситуации спокойно и правильно оценить, какие профессии понадобятся в дальнейшем.

То же самое касается авральной практики создания временных рабочих мест. Эта мера также в большинстве случаев рассчитана лишь на оттягивание сроков увольнения работников с предприятия, сдерживание их выхода на внешний рынок труда.

Трудно ожидать высокой отдачи и от содействия в организации переезда безработных в другие регионы. Учитывая неоправданно высокие цены на жилье и услуги транспорта, непомерные тарифы коммунальных платежей, резкие различия в качестве социальной инфраструктуры в местах проживания и предлагаемого переезда, трудно рассчитывать, что люди, лишившиеся работы, рискнут оставить то, что пока ещё имеют.

В таких условиях, по-видимому, требуются изменения в методических подходах к решению проблем занятости и безработицы.

Более полный и ранний учет влияния факторов макро-, мезо- и микроуровней на процессы занятости мог бы помочь правительству уйти от устаревшего алгоритма действий: преимущественно материальной поддержки безработных в рамках официально регистрируемой безработицы.

В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 гг. Был сделан первый шаг в этом направлении. Среди приоритетов среднесрочной политики названы: проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала, последовательная политика формирования и реализации эффективной политики занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, теперь с уверенностью можно говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наёмными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Хочется отметить, что до недавнего времени, основным показателем, используемым, для характеристики рынка труда в отечественной статистике был, показатель трудовых ресурсов. В настоящее время для оценки рынка труда, в соответствии с международными стандартами, являются экономически активное население, занятые и безработные.

В статистике занятости и безработицы преобладают статистические таблицы, которые позволяют нам делать выводы о том, как изменялся уровень безработицы и занятости в течение нескольких лет.

По большинству показателей Амурская область занимает средние места по степени напряженности на рынке труда среди регионов Дальнего Востока. В числе субъектов Российской Федерации область занимает также промежуточное положение на рынке труда между неблагоприятными и наиболее благоприятными территориями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богат А.В. Статистика: учебное пособие/ под. ред. А.В. Богат, М.М. Конкина, В.М. Симчера.- М.: Финансы и статистика, 2008. -368с.: ил.

2. Самек В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник -М.: Юристь, 2002. - 461 с.

3. Назарова М.Г. Курс социально экономической статистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Статистика"/ под ред. М.Г. Назарова. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2007. -984с.:ил.,табл. (Высшее экономическое образование)

4. Мазик А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономика труда" /А.Л. Мазик -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 623с.

5. Салин В.Н. Социально-экономическая статистика Практикум:учебное пособие/ под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 192 с.

6. Елисеева И.И. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие/ И.И. Елисеева, Н.А. Флуд, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2008. -512с.; ил.

7. Елисеева И.И. Статистика: Учебник/ И.И. Елисеева, И.И. Егорова, и др.; Под ред. Проф. И.И. Елисеевой. –М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448с.

8. Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 328с.

9. Журнал "Человек и труд" №6 2010г. С. 29-38

10. Журнал "Человек и труд" №8 2009г. С. 51

11. Журнал "Человек и труд" №11 2006г. С. 29-35

12. Журнал "Человек и труд" №7 2006г. С. 29-33

13. Журнал "Человек и труд" №11 2005г. С. 62-67

14. Журнал "Народонаселение" №4 2008г. С.60-69

15. Журнал "Социс" №2 2008г. С.127-134

16. Вестник Московского университета Социология и политология №2 2010г. С.91-99

17. Амурский статистический ежегодник 2009: Статистический сборник/Амурстат.-Б.; 2009. - 620 с.

18. "Труд и занятость в Амурской области в 2009 году" Статистический сборник по каталогу №2.10. Благовещенск 2010г.

 ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица 3 Распределение численности безработных Амурской области по возрастным группам


Общая численность безработных всего, %

В том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

До

20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего













2004

100,0

10,3

18,8

19,3

12,8

6,3

11,7

9,5

7,2

3,1

0,9

33,2

2005

100,0

11,3

24,8

17,6

13

5,1

15,2

5,7

3,7

0,9

2,7

31,3

2006

100,0

10,6

20,8

17,1

16,4

14,7

4,9

6,6

4,7

3,1

1,0

31,5

2007

100,0

3,9

27,8

13,3

30,2

9,9

3,5

3,4

6,3

1,3

0,4

30,7

2008

100,0

4,1

25,1

25,3

11,9

7,8

4,8

7,0

7,4

4,1

2,5

32,3

2009

100,0

2,9

37,7

14,0

10,5

6,2

7,2

5,2

11,0

3,0

2,3

32,5

Мужчины

2004

100,0

7,5

15,7

24,4

15,5

8,6

7,0

9,2

9,8

0,7

1,7

33,2

2005

100,0

8,3

27,7

17,4

12,0

3,6

16,6

7,2

2,1

1,7

3,4

31,9

2006

100,0

14,4

10,0

22,9

16,6

17,6

4,1

6,0

4,8

3,4

0,0

31,7

2007

100,0

5,1

29,4

17,6

33,3

5,2

2,1

2,6

4,0

0,7

0,0

29,2

2008

100,0

7,0

24,8

19,9

11,7

9,8

4,8

4,8

10,0

4,4

2,8

33,2

2009

100,0

4,3

32,7

13,9

16,1

5,3

6,7

4,4

10,2

4,1

2,3

32,8

Женщины

2004

100,0

12,2

21,1

15,7

10,8

4,6

15,1

9,7

5,4

4,9

0,4

32,9

2005

100,0

21,4

17,9

14,2

6,9

13,5

4,0

5,7

0,0

1,7

30,8

2006

100,0

6,8

31,7

11,1

16,2

11,7

5,7

7,3

4,6

2,9

2,0

31,8

2007

100,0

1,9

25,1

6,1

25,0

17,7

5,7

4,7

10,1

2,4

1,3

34,1

2008

100,0

-

25,4

33,1

12,1

5,0

4,8

10,2

3,6

3,8

2,0

32,5

2009

100,0

1,8

42,1

14,1

5,6

7,0

7,6

5,8

11,8

1,9

2,3

32,1


ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица 4 Структура занятого населения области по полу и возрасту


Общая численность безработных всего, %

В том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

До

20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего













2004

100,0

2,4

10,6

12,7

13,2

11,6

14,2

14,8

11,8

4,8

4,0

39,1

2005

100,0

3,0

8,8

12,7

13,3

11,5

13,4

15,6

12,9

6,0

2,7

39,3

2006

100,0

2,2

8,3

14,0

13,8

11,2

14,2

14,8

12,8

6,4

2,2

39,2

2007

100,0

2,7

10,0

14,0

11,8

12,3

12,1

14,5

13,2

6,8

2,6

39,0

2008

100,0

0,6

9,6

11,6

14,7

12,8

12,3

14,9

13,2

8,0

2,3

39,8

2009

100,0

1,4

9,8

12,7

12,6

12,1

11,2

14,1

12,2

8,7

5,2

40,4

Мужчины













2004

100,0

2,5

12,1

13,8

13,5

10,5

14,0

12,9

11,3

5,0

4,2

38,6

2005

100,0

3,7

9,3

13,3

13,4

12,3

12,5

14,9

12,0

6,4

2,1

38,6

2006

100,0

2,4

9,7

14,6

13,9

10,7

13,2

13,6

12,4

7,0

2,5

38,8

2007

100,0

3,1

11,6

15,2

10,4

12,4

12,1

13,9

12,4

7,2

1,7

38,3

2008

100,0

0,5

10,3

13,2

14,3

13,6

11,7

13,8

11,7

9,0

1,9

39,3

2009

100,0

1,2

9,9

14,5

12,6

12,7

11,0

13,5

11,2

9,0

4,4

40,0

Женщины













2004

100,0

2,2

9,0

11,5

12,9

12,7

14,4

16,8

12,3

4,6

3,6

39,7

2005

100,0

2,4

8,3

12,2

13,1

10,7

14,2

16,4

13,8

5,5

3,4

39,9

2006

100,0

2,0

6,9

13,3

13,6

11,8

15,3

16,0

13,3

5,8

2,0

39,7

2007

100,0

2,3

8,3

12,8

13,2

12,3

12,0

15,1

14,0

6,4

3,6

39,6

2008

100,0

0,6

9,0

9,8

15,1

11,9

12,9

16,2

14,9

6,8

2,8

40,4

2009

100,0

1,6

9,8

10,8

12,7

11,5

11,4

14,7

13,2

8,4

5,9

40,8

 

Похожие работы на - Специфика проблем регулирования безработицы и занятости в Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!