Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    252,98 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике

Введение

1. Теоретические основы определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике

1.1 Цели и функции фирмы в рыночной экономике

1.2 Сущность и виды эффективности деятельности фирмы

1.3 Максимизация прибыли фирмы в условиях различных структур рынка

2. Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины

2.1 Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины

2.2 Основные принципы и направления повышения эффективности работы предприятий банковской сферы

3. Перспективы повышения эффективности работы предприятий банковской сферы максимизация прибыль фирма затрата банковский

3.1 Перспективы развития банков Украины

3.2 Пути повышения эффективности работы предприятий банковской сферы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Фирма основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Она определяет деловую активность национального хозяйства.

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Предметом данной работы является определение эффективности деятельности фирмы, а также анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных принципов и путей повышения эффективности деятельности фирмы.

Первая глава посвящена теоретическим основам определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.

Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы.

Третья глава раскрывает перспективы повышения эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.

1. Теоретические основы определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике

1.1 Цели и функции фирмы в рыночной экономике

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке.

Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс.

Создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными).

На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности.

Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

Процветающее предприятие - это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности.

Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.

Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере.

Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1.1)

Рис 1.1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия.

        

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объем продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.

Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более, низкой цене, чем их конкуренты (конкурентно-способные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта); либо, придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация).

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий, ведут к падению эффективности.

После того как конкурентная рыночная стратегия определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т. е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

Первый этап планирования - анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования - оценка возможностей фирмы действовать в этой среде (прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап - выбор вариантов развития предприятия. Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

1.2 Сущность и виды эффективности деятельности фирмы

Процесс производства в любом предприятии осуществляется принадлежащем взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя наличные средства производства, персонал предприятия производит общественно полезную продукцию или оказывает производственные и бытовые услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого и общественного труда, а с другой — те либо иные результаты производства (деятельности). Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня их использования.

Эффективность производства (деятельности фирмы) — это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы (работников) за определенный промежуток времени.

В зарубежной практике для выражения результативности хозяйствования обычно применяется термин "производительность системы производства и обслуживания", под которым понимают эффективное использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, информации) при производстве разнообразных товаров и оказании услуг.

Таким образом, эффективность производства и производительность системы — это, в сущности, термины - синонимы, характеризующие одни и те же результаты деятельности. При этом следует добавить, что общая производительность системы является понятием более широким, чем производительность труда и прибыльность производства.

Родовым признаком эффективности (производительности) служит достижение цели производственной или иной деятельности предприятия при наименьших затратах общественного труда и времени. В конечном итоге сущностное толкование эффективности деятельности как экономической категории определяется объективно действующим законом экономии рабочего времени, являющимся созидательной субстанцией богатства и мерой затрат, необходимых для его накопления и использования обществом. Именно поэтому повышение эффективности производства нужно признать конкретной формой проявления этого закона.

Математически (в формализованном выражении) закон экономии рабочего времени, отражающий механизм снижения затрат на производство продукции или оказания услуг, имеет следующий вид:

Зс = min (1)

где Зс — совокупные затраты на производство продукции (оказание услуг) за перед жизненного цикла товара;

ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство и потребление товара;

ЖТ — затраты живого труда, то есть заработная плата всех работников, приходящая на данный товар на той или иной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (необходимый и прибавочный труд);

БТ — затраты будущего труда;

Эс.п — суммарный (за нормативный срок службы) полезный эффект или отдача товара у потребителя.

Процесс формирования результатов и эффективности производства (производительности системы) показан на рис. 1.2.

Сущностная характеристика эффективности производства (производительности системы) находит отражение в общей методологии ее определения, формализованная форма которой имеет вид:

Результативность производства как важнейший компонент его эффективности не стоит трактовать однозначно. Необходимо различать:

Рис.1.2 Схема формирования результатов и эффективности производства (производительности производственно-экономической системы)

· конечный результат процесса производства;

· конечный народнохозяйственный результат работы предприятия или другой интеграционной структуры как первичного автономного звена экономики.

Первый отражает материализованный результат процесса производства, измеряемый объемом продукции в натуральной и стоимостной формах, а второй включает не только количество изготовленной продукции, но и ее потребительную стоимость (качество). Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период является вновь созданная стоимость (чистая продукция), а финансовым результатом коммерческой деятельности — прибыль.

Соответствующие виды эффективности производства выделяются преимущественно по разнообразию получаемых эффектов (результатов) хозяйственной деятельности предприятия или другой интеграционной предпринимательской структуры. В связи с этим возникает необходимость привести сущностно-содержательную характеристику отдельных видов эффективности производства.

Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии или в другой интеграционной производственной структуре. К таким показателям относятся: объем товарной, чистой или реализованной продукции; величина полученной прибыли; рентабельность производства (изделий); экономия тех или иных видов ресурсов (материальных, трудовых) или общая экономия от снижения себестоимости продукции; производительность труда и т. п.

Социальная эффективность состоит в сокращении продолжительности рабочей недели и смены, увеличении количества новых рабочих мест и уровня занятости людей, улучшения условий труда и быта, состояния окружающей природной среды, безопасности жизни и т.п. Социальные последствия производства могут быть не только положительными, но и отрицательными (безработица, усиление инфляции, ухудшение экологизации производства или деятельности).

Локальная коммерческая эффективность определяет конкретный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, вследствие которой оно имеет определенный доход (прибыль).

Народнохозяйственная эффективность возникает тогда, когда производство продукции на данном предприятии требует дополнительного расхода ресурсов, но ее потребление (использование) связано с меньшими эксплуатационными затратами, иначе говоря, тогда, когда говорят о обеспечивается совокупным положительным эффект в сферах производства и потребления соответствующих изделий (услуг).

Абсолютная эффективность характеризует общую или удельную (в расчете на единицу затрат или ресурсов) эффективность деятельности предприятия (организации) за определенный промежуток времени.

Сравнительная эффективность отражает результаты сравнения возможных вариантов хозяйствования и выбора лучшего из них; уровень сравнения эффективности характеризует экономические и социальные преимущества выбранного варианта осуществления хозяйственных решений (направления деятельности) по сравнению с другими возможными вариантами.

Абсолютная и сравнительная эффективность дополняют одна другую. Определение экономически наиболее выгодного варианта хозяйствования всегда базируется на сопоставлении показателей абсолютной эффективности, а ее аналитическая оценка осуществляется сравнением запланированных, нормативных и фактически достигнутых показателей, их динамики за определенный период.

Первичная эффективность — это начальный одноразовый эффект, полученный вследствие осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации), внедрения прибыльных технических, организационных или экономических мероприятий.

Мультипликационный эффект имеет место вследствие того, что первичная (начальная) эффективность почти всегда повторяется и умножается благодаря многоразовому использованию соответствующих мероприятий инновационного характера не только на данном, но и на других предприятиях. Мультипликационный эффект обычно проявляется в нескольких специфических формах (видах) — диффузионном и резонансном эффектах, а также эффектах "стартового взрыва", сопровождаемых возможностей и акселерации.

Диффузионный эффект реализуется в тех случаях, когда нововведения того или иного характера проникают в другие отрасли (сферы деятельности), вследствие чего происходит их мультипликация (увеличение, умножение). Например, появившийся сначала на предприятия цветной металлургии метод непрерывной разливки жидкого метала стали, затем широко применять в черной металлургии.

Резонансный эффект возникает тогда, когда нововведение стимулирует развитие новых явлений в производственной сфере (в частности, появление синтетических волокон привело к производству новых видов тканей, а это в свою очередь стимулировало пошив новых видов одежды).

"Эффект стартового взрыва" — это специфическая цепная реакция в перспективе. Он возможен при условии, что определенный стартовый взрыв становится началом последующего лавинообразного увеличения эффекта в той же самой или другой отрасли производства или деятельности. Ярким примером такого эффекта может служить применение экономико-математических методов и моделей в управлении, науке, производстве.

В процессе создания материальных ценностей нередко появляются сопровождающие возможности с определенным эффектом. Последний обычно проявляется в виде побочных результатов, использования производственных и бытовых отходов и т. п.

В любой деятельности имеет место также эффект акселерации ( от лат. accelero — ускоряю), который означает положительное влияние не только самого по себе конкретного результата, но и ускорения темпов его распространения и применения.

Границы между отдельными формами мультипликационной эффективности (видами мультипликационного эффекта) являются достаточно условными, подвижными и относительными. Диалектическая взаимосвязь этих форм (видов) состоит в том, что все они вместе обеспечивают общий интегральный эффект от практической реализации или того иного управленческого решения.

Синергическая эффективность (от греч. syneqros — вместе действующий) выражает комбинированное воздействие совокупности тех или иных инноваций на финансово-экономическое состояние субъекта хозяйствования, когда общий (сумма) эффект превышает сумму результатов воздействия на производство (деятельность) каждой инновации в отдельности. Иначе говоря, каждая взятая в отдельности инновация усиливает влияние всех других.

1.3 Максимизация прибыли фирмы в условиях различных структур рынка

Прибыль является ключевым критерием эффективного размещения ресурсов, показателем деятельности фирмы. Прибыль можно определить как разницу между доходами и издержками. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Выпуск товаров и услуг имеет два ограничения - спрос и рыночные цены. Производители заинтересованы в производстве такого количества товара, который обеспечивает максимум прибыли. В этом проявляется критерий эффективности производителей, целью которых является получить максимум экономических выгод. Максимизация прибыли может быть достигнута при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Предельные издержки- издержки, которые дополнительно требуются для производства одной дополнительной, сверх определенного объема, единицы продукции. Предельный доход характеризует окупаемость каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.

Фирмы стремятся к максимизации прибыли, так как:

1.   Прибыль выступает основным показателем результативности и эффективности бизнеса

2.   стремление к максимизации производства позволяет объяснять и прогнозировать эффективное поведение действующих на рынке фирм-конкурентов (динамику цен, объем производства).

3.   в существующей конкурентной борьбе выжить в состоянии только те фирмы, которые являются конкурентоспособными, получают максимум прибыли при эффективном использовании ресурсов.

Цель максимизации прибыли ориентирует рынок на достижение определенного равновесия между спросом и предложением при оптимальном сочетании объема реализации и цены на продукцию. Стремление к максимизации производства способствует экономическому росту, научно- техническому прогрессу. Максимизация производства становится важнейшим побудительным мотивом совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска продукции, минимизации издержек.

Для характеристики цели максимизации прибыли и способов ее получения используют понятие экономическая функция производства. Формула взаимосвязи прибыли с факторами производства: P= F (K, L), где Р- прибыль, К- основной капитал, L- труд. Фирма увеличивает прибыль, если она наращивает валовой доход и сокращает валовые издержки. Поэтому величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости - от средних валовых издержек. Производитель должен выйти на такой объем выпуска продукции, при котором складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовывалась бы максимальная прибыль.

Максимальная прибыль достигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода фирмы после реализации продукции) факторов деятельности. Главное требование максимизации прибыли - окупаемость каждой единицы продукции. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. До тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, общая прибыль растет, критерий максимизации прибыли еще, не достигнут, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным.

Таким образом, прибыль достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Поэтому фирма расширяет свое производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются.

2. Анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы

2.1 Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины

Наиболее существенное влияние на банки в 2009 году оказывали:

ухудшение макроэкономических показателей в стране и ухудшение ситуации в ряде отраслей экономики, что привело к значительному ухудшению качества рабочих активов банков;

нестабильная ситуация на валютном рынке и усиление административного давления на финансовые институты;

сохранение низкого доверия внутренних и внешних инвесторов к банковской системе, и нерегулируемость вопросов государственной поддержки финансовых учреждений.

Первый квартал – лишь промежуточный период на пути трансформации банковской системы страны, но основной тренд развития банков на последующие несколько лет уже заложен.

Рассмотрим анализ денежно-кредитного и валютного рынка: по состоянию на 01.04.09 г. монетарная база составила 174,8 млрд. грн. (снижение с начала года составило 6,4%; денежная масса – 463,7 млрд. грн.). Одновременно со снижением средств на банковских счетах, в I квартале 2009 года произошло также снижение объема гривневой наличности вне банков (как следствие конвертации сбережений в иностранную валюту). Тем не менее, уровень монетизации экономики страны существенно не изменился, так как сокращение денежной массы произошло одновременно со снижением деловой активности.

Действия Национального банка в анализируемом периоде были направлены в основном на стабилизацию валютного рынка. Помимо монетарных методов (введение целевых валютных аукционов для заемщиков, сокращение объемов рефинансирования банков, валютные интервенции), наиболее существенное давление на валютный рынок оказали методы административного воздействия на основных игроков: своими постановлениями регулятор ограничил активность банков в данном сегменте, что в некоторой мере было достигнуто в ущерб их ликвидности. Действия регулятора на денежно-кредитном рынке направлены на сдерживание инфляции за счет изъятия свободных ресурсов банков путем размещения депозитных сертификатов (за 3 месяца 2009 года было иммобилизировано 10,56 млрд. грн.), а также сокращения возможностей краткосрочного рефинансирования. Последнее будет стимулировать банки поддерживать максимально возможный объем гривневой ликвидности ввиду ограниченных возможностей ее замещения.

Балансовые показатели банковской системы на начало ІІ квартала 2009 года балансовый капитал банковской системы составил 117 млрд. грн. (по состоянию на 01.01.09 г. – 119 млрд. грн.), при этом у 3-х финансовых учреждений он был отрицательным. Наиболее существенно на структуру и динамику капитала банков повлияли: увеличение уставных фондов отдельными банками, в том числе вследствие проведенного НБУ стресс-тестирования банков;

убытки банковской системы (7,02 млрд. грн. в І квартале 2009 года), в том числе из-за ухудшения качества активов (в I квартале 2009 года убыточной была деятельность 41 банка; убыток банков первой группы составил 6,3 млрд. грн.).

Наращивание уставных фондов банковской системы происходило умеренными темпами (в I квартале 2009 года составило 7%, или 5,79 млрд. грн.), и в целом по системе не смогло компенсировать уменьшение балансового капитала из-за убыточной деятельности отдельных банков и уценки отдельных активов. Адекватность капитала в анализируемом периоде несколько увеличилась (с 15,14% до 16,49% за квартал), хотя такое увеличение было, в первую очередь, достигнуто за счет перегруппирования в структуре активов. Потребность банковской системы страны в капитале остается достаточно значительной для покрытия потенциальных и текущих убытков. Так как возможности (и желание акционеров) по наращиванию капитала банков существенно ограничены, не исключено увеличения количества банков с отрицательным собственным капиталом уже на протяжении текущего года, что в дальнейшем может способствовать либо ликвидации таких банков, либо присоединения к другим игрокам финансового рынка. В настоящий момент неурегулированными остаются вопросы увеличения уставных фондов отдельных банков за счет государства (кроме Ощадбанка и Укрэксимбанка), а также выполнения банками (в том числе дочками иностранных финансовых групп) рекомендаций по наращиванию капитала по результатам стресс-тестирования.

Существенное снижение доверия к банковской системе страны спровоцировало резкое ухудшение качества привлеченных ресурсов ввиду повышения нестабильности основных источников. Типичный разрыв ликвидности банковская система оказалась не в состоянии покрыть без поддержки регулятора (как ресурсной, так и нормативно-правовой) из-за значительного снижения уровня удержания клиентов (уровня перекладывания депозитов) и ограниченных возможностей реструктуризации задолженности перед кредиторами. Средства населения в банках с начала года уменьшились на 24,4 млрд. грн. (на 11,2%). При этом уменьшение вкладов физических лиц произошло как в национальной валюте (на 11,8 млрд. грн), так и в иностранной. На начало II квартала 2009 года удельный вес валютных депозитов составил 49%.

С целью удержания ресурсной базы, банки откорректировали клиентские политики, тем самим существенно увеличив процентные ставки по депозитам в начале года. По состоянию на начало апреля 2009 года средняя процентная ставка по депозитам населения в национальной валюте составила 20%, по депозитам в иностранной валюте – 11,6%. Учитывая положительную динамику ресурсной базы в мае 2009 года, Национальный банк Украины во II квартале 2009 года своим Постановлением №282 от 12.05.2009 г. исключил пункт [2] Постановления №413 от 04.12.2008 г., который ранее Банки использовали как инструмент удержания клиентов. Учитывая динамику клиентстких ресурсов в мае (прирост составил около 1 млрд. грн.), рейтинговое агентство предполагает, что значительного оттока ресурсов физических лиц ввиду изменения регуляторных требований не произойдет. Средства нефинансовых корпораций (предприятий) в анализируемом периоде уменьшились на 18,2 млрд. грн., из которых средства компаний до востребования уменьшились на 6,1 млрд. грн. Удельный вес валютных депозитов остается незначительным, и почти не изменился с начала года (37% по состоянию на 01.04.09 р.).

По отдельным банковским учреждениям отток ресурсов был более существенным, что привело к снижению ликвидности таких банков, для восстановления платежеспособности которых были либо введены временные администрации НБУ, либо получен значительный объем стабилизационных кредитов от регулятора. В целом по банковской системе объем ресурсов резидентов (кроме банков) с начала года уменьшился незначительно (на 11,9%), что прежде всего было достигнуто за счет комбинации административных методов удержания клиентов и повышения доходности банковских депозитов.

На начало II квартала 2009 года клиентские средства покрывали валовые кредиты на 43% (на начало года – на 48%), что связано с использованием других инструментов, в том числе кредитования за счет средств международных кредиторов, Национального банка Украины и транзитного кредитования, с помощью других банков.

В структуре задолженности перед внешними кредиторами (почти 40 млрд. долл. США на начало года) основную часть* составляют непубличные обязательства банков перед родственными и материнскими компаниями, которые вероятно будут пролонгированы и/или реструктуризированы. Проблемы со своевременным возвратом публичных обязательств могут возникнуть лишь у отдельных финансовых учреждений.

Объем балансовой задолженности банков по собственным долговым ценным бумагам на конец I квартала 2009 года составил 17,7 млрд. грн, или 2,3% в общих обязательствах банковской системы. Около половины от общего объема задолженности по долговым ценным бумагам составляет задолженность отдельных системных банков (в т.ч. дочек иностранных финансовых групп) в иностранной валюте. Большинство эмитированных ранее долговых ценных бумаг были выкуплены банковскими учреждениями в предыдущих анализируемых периодах.

Средства других банков на начало апреля 2009 года составили 280 млрд. грн., или около 37% чистых обязательств банковской системы, а в их структуре значительной оставалась задолженность перед регулятором (почти 90 млрд. грн., согласно балансовому отчету НБУ).

Следует отметить, что в I квартале текущего года Национальный банк Украины предоставил банкам стабилизационные кредиты на сумму почти 20 млрд. грн. Значительный объем межбанковских ресурсов был привлечен от иностранных кредиторов (в том числе от материнских банков) в рамках открытых кредитных линий поддержки, а также от других банков с целью хеджирования валютного риска (двусторонние операции на условиях SWAP).

Рабочие активы банковской системы представлены кредитной задолженностью клиентов, портфелем ценных банках и межбанковскими кредитами. Демонстрируя высокие темпы роста в предыдущих периодах, значительная часть банков вела достаточно агрессивную кредитную политику, перекладывая основную часть валютных рисков на заемщиков. В результате, на финансовом рынке сложилась ситуация, когда из-за девальвации гривны существенная часть заемщиков оказалась не в состоянии выплачивать кредиты, а ухудшение ситуации в отдельных секторах экономики привело к снижению доходов компаний и обесцениванию залогов. Следствием этого было формирование банками значительного объема резервов, что в результате привело к убыточной деятельности многих финансовых учреждений. Для минимизации потерь банки в I квартале 2009 года почти полностью приостановили программы кредитования населения и реального сектора экономики, а также существенно повысили процентные ставки по кредитам. Вместе с тем, уменьшение кредитных портфелей банковской системы было несущественным, что может свидетельствовать о пролонгации (или рассрочке) значительного объема ранее выданных кредитов. Несмотря на то, что большинство банков в I квартале 2009 года работали на погашение кредитных портфелей, задолженность физических лиц по банковской системе уменьшилась незначительно (на 5,3%, или на 14,2 млрд. грн). Удельный вес кредитов населения в кредитных портфелях банковской системы практически не изменился, и по состоянию на 01.04.09 г. составляет 34,5%. Вместе с тем, основная масса кредитов населения – в иностранной валюте (более 70%), что усиливает зависимость их качества от валютно-курсовой политики государства. Более 65% кредитов населению были предоставлены банками на срок, который превышает 5 лет, а более 70% ипотечных кредитов – на срок более 10 лет. Закон, запрещающий отчуждение залогового имущества по ипотечным кредитам (в случае его подписания), может негативно отразиться на уровне проблемной задолженности в сегменте ипотечного кредитования (52,8% от общих кредитов физ.лиц составляют ипотечные кредиты), а также сдерживать ипотечное кредитование населения в дальнейшем.

На относительно стабильном уровне оставались кредитные портфели предприятий, что может быть обусловлено реструктуризацией ранее выданных кредитов, в том числе изменением валюты кредитования (о чем свидетельствует уменьшение удельного веса кредитов в иностранной валюте). По состоянию на 01.04.09 г. кредиты предприятиям составили 437,5 млрд. грн., и на 51,7% состоят из задолженности компаний в национальной валюте. Около 40% кредитов компаний – краткосрочные (на срок до 1 года), и лишь 12% были предоставлены на срок более 5 лет.

Качество активов банковских учреждений в анализируемом периоде значительно ухудшилось из-за увеличения удельного веса нерабочих кредитов (с 3,88% на начало 2009 года до 6,13% по состоянию на 01.04.2009 г.). Уровень резервирования кредитных операций составил 8,4%, хотя у некоторых банков он превышает 20%, что может свидетельствовать о наличии на балансах банков потенциально проблемной задолженности. Наиболее проблемными отраслями остаются сельское хозяйство, торговля, перерабатывающая промышленность и строительство, а также транспорт. При этом наиболее существенный темп роста просроченной задолженности в I квартале наблюдался в сегменте операций с недвижимостью (118%), который существенно превысил темп увеличения проблемных кредитов по предприятиям в целом (71%). Динамика кредитных портфелей юридических лиц приведена в таблице ниже. Просроченная задолженность в кредитах населения в анализируемом периоде увеличилась на треть, и на начало второго квартала ее уровень составил почти 4%.

Ликвидность банковской системы оставалась на достаточно низком уровне. Несмотря на то, что удельный вес высоколиквидных активов в совокупных активах банковской системы практически не изменился (9,45% по состоянию на 01.04.09 г.), уровень обеспечения ими краткосрочных обязательств (30,95% по состоянию на 01.04.09 г.) продолжает снижаться. В условиях усложнения возможностей рефинансирования привлеченных ранее займов и либерализации законодательства в части досрочного возврата депозитов, это может негативно отразиться на платежеспособности отдельных банков. Ужесточение требований к банкам в части рефинансирования может существенно снизить перечень претендентов на поддержку от Национального банка Украины, и тем самым еще более ограничить платежеспособность отдельных финансовых институтов. Рейтинговое агентство не исключает усугубления проблем со своевременным выполнением обязательств рядом банков, что может привести к инициированию процедуры ликвидации отдельных финансовых учреждений кредиторами.

Несмотря на некоторую либерализацию резервных требований (в прошлом году) и меры по оптимизации расходов от неосновной деятельности, в текущем квартале деятельность банковской системы в целом была убыточной. Отрицательный финансовый результат продемонстрировали 43 банка. У некоторых банков убыток привел к значительному уменьшению капитала.

Основными причинами убыточной деятельности системы было увеличение стоимости ресурсов и значительное ухудшение качества активов, что привело к формированию затрат на отчисление в резервы по активным операциям. Рейтинговое агентство не исключает, что при сохранении негативных тенденций в экономике убыточная деятельность может быть причиной ликвидации отельных финансовых институтов уже в текущем году.

2.2 Основные принципы и направления повышения эффективности работы предприятий банковской сферы

Несмотря на различие проблем, с которыми сталкиваются компании как финансового, так и реального сектора, ответ на этот вопрос сводится к одному решению — повышать эффективность бизнеса. Одним из важных элементов этого процесса является программа сокращения затрат, которая особенно востребована после периода бурного роста, когда эффективностью часто жертвуют ради двузначных показателей роста, а заработанная прибыль покрывает издержки, связанные с не всегда правильными управленческими решениями и неэффективной деятельностью персонала.

В настоящее время мы подошли к точке, когда банки из "мотора", который "гоняет кровь" по всей экономике и зарабатывает значительную прибыль (например, В США последние пять лет финансовый сектор зарабатывал до 40% всей "корпоративной" прибыли), превращаются на ближайшие три–пять лет в классический "центр затрат". Таким образом, главной оценкой работы банков на период до 2012 года будет исключительно их эффективность, способность работать и развиваться при минимальных издержках. Но первое, что надо сделать уже сейчас и как можно быстрее, — это разобраться с "наследством бурного роста".

Обычным явлением для западных банков стали программы по сокращению затрат, рассчитанные на один-два года, цель которых — повысить доходность операций на стабильном, но слабо растущем банковском рынке Европы. Например, банки Германии в благополучном и спокойном 2001 году сократили около 10% персонала. До наступления кризисных явлений на финансовых рынках основными факторами, оказывающими давление на прибыль западных банков, и, как следствие, основными причинами проведения программ по сокращению затрат являлись:

· повышение уровня конкуренции на рынке финансовых услуг;

· развитие е-коммерции и Интернета как канала продаж банковских продуктов, характеризующегося практически "нулевой" себестоимостью;

· восприятие потребителями банковской услуги как "стандартного" продукта, который может быть получен в любом отделении банка без "значительных" отклонений в качестве и цене.

         Эти долгосрочные тренды приводили к сокращению маржи банков по предоставляемым услугам и делали мероприятия по повышению операционной эффективности необходимым условием наращивания акционерной стоимости банка.

Традиционно первым направлением снижения затрат становилась статья, связанная с расходами на персонал. И это понятно, ведь ее доля в операционных расходах, как правило, составляет 50–55%. Наступает момент задуматься над вопросом эффективности работы, как персонала, так и используемых технологий и процессов.

Таблица 2.1 Показатель cost/income по регионам, % [2]

Азия

Латинская Америка

Гонконг

40,76

Мексика

52,31

Малайзия

Чили

53,70

Сингапур

49,02

Бразилия

61,15

Китай

49,93

Перу

63,91

Южная Корея

53,34

Аргентина

66,07

Таиланд

53,82

Ближний Восток

Австралия

56,35

Кувейт

25,46

Филиппины

63,82

ОАЭ

27,99

Тайвань

64,54

Саудовская Аравия

31,18

Япония

71,43

Бахрейн

37,84

Центральная и Восточная Европа

Иран

57,40

Россия

47,81

Израиль

62,04

Словения

48,93

 

Венгрия

54,34

 

Польша

70,85

 

Западная Европа

 

Норвегия

53,22

 

Великобритания

53,74

 

Испания

55,70

 

Нидерланды

55,89

 

Дания

55,95

 

Швейцария

56,29

 

Португалия

59,59

 

Австрия

60,60

 

Германия

63,00

 

Италия

63,11

 

Швеция

64,52

 

Франция

 

Бельгия

67,80

 


Как видно из таблицы (табл.2.1), лучшие значения данного показателя (25–37%) имеют банки, работающие на Ближнем Востоке, что можно объяснить небольшим их количеством в указанных странах и притоком в эти страны "нефтедолларов". Наименее эффективными в мировом банковским сообществе остаются японские банки со значением показателя 71,43%, несмотря на значительное его снижение за последние годы (более чем на 10% по сравнению с 2004 годом). Также одним из наихудших показателей характеризуются банки из Польши (70,85%), хотя значение этого показателя улучшилось более чем на 6% за последние годы. В то же время банки Бельгии демонстрируют противоположную тенденцию, ухудшив CIR с 62,42 до 67,8%. Несмотря на неоспоримость тезиса о необходимости проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бизнеса банков, проведение подобных программ таит в себе много опасностей и ограничений. Например, известно, что одной из самых популярных мер по оптимизации неоперационных расходов является сокращение персонала. Однако нередки случаи, когда финансовые институты сокращали сотрудников, но через несколько месяцев были вынуждены их нанимать снова для поддержания своей текущей деятельности. Западные банки уже поняли, что сокращение персонала и повышение производительности труда не находятся в прямой связи, и тем более не являются соседними звеньями в причинно-следственной цепочке. Для того чтобы при разработке и реализации программы сокращения издержек избежать возможных ошибок, можно использовать следующие основные принципы. Принцип 1. Первым этапом при разработке программы должен стать шаг, который на первый взгляд не имеет никакого отношения к затратам. Этот шаг заключается в подтверждении акционерами, с учетом произошедших изменений, основных целей и направлений развития банка на ближайшие два-три года. Например, если акционеры банка видят перспективу развития корпоративного бизнеса, то запущенный несколько лет назад розничный проект или готовящийся к запуску проект "малый и средний бизнес" станут первыми пострадавшими при реализации программы сокращения затрат. В то же время если все-таки будущее банка лежит в области предоставления банковских услуг физическим лицам, то целевая территория и акценты для оптимизации смещаются на другие направления бизнеса банка.

Итак, первый принцип предусматривает жесткую увязку программы с поставленными акционерами целями.

Принцип 2. Несмотря на значительную долю затрат на персонал в операционных расходах, не стоит фокусироваться только на данной статье. Стоит оценить эффективность использования площадей офисов банка. Здесь может помочь показатель, который активно используется сетевыми ритейлерами, а именно "выручка на квадратный метр". В приложении к финансовым институтам данный показатель может выглядеть как "операционный доход на единицу площади точки присутствия банка" или "активы/пассивы точки присутствия на единицу площади". Не стоит оставлять без внимания и расходы, связанные с рекламой, IT и закупкой офисных расходных материалов. Не исключено, что анализ расходов и меры по их сокращению могут привести к пересмотру и значительным изменениям в операционной модели бизнеса банка, и топ-менеджеры банка должны быть готовы к тому.

Принцип 3. Успех реализации программы по сокращению затрат во многом зависит от решительности топ-менеджмента и его готовности принять изменения. Поэтому для ее успешного внедрения необходимо ответственное лицо из руководства банка, которое будет нести персональную ответственность за достижение результата. В идеальном случае возможно назначение двух-трех менеджеров, каждый из которых будет играть свою роль в реализации изменений: один выступает в роли "дипломата", стараясь довести до всех заинтересованных лиц информацию о необходимости проведения изменений; второй должен быть хорошо знаком с деталями функционирования данного банка и выступать в роли "эксперта", подтверждая, что предлагаемые изменения возможны и реализуемы; третий выступает в роли "проводника" данных изменений, осуществляя постоянный контроль за исполнением поставленных задач. Совмещение всех этих ролей в одной должности возможно, но случается довольно редко.

Итак, третий принцип говорит о необходимости создания команды топ-менеджеров, несущих персональную ответственность за осуществление утвержденной программы. Подходы к разработке программы по сокращению издержек. При постановке целей можно руководствоваться двумя подходами.

Первый подход предусматривает постановку целей исходя из показателей, которые демонстрируют наиболее успешные банки, использующие аналогичную бизнес-модель. Второй подход строится на внутреннем анализе банка и поиске возможностей по сокращению затрат на основе собственного понимания ситуации, без привлечения "мудрости рынка" и конкурентов. (Рис. 2.1)

Рис.2.1. Разработка комплекса мер по снижению издержек

Основные направления работы, мероприятий и возможный эффект от их внедрения приведены в таблице. (Табл.2.2)

Таблица 2.2 Основные направления работы по снижению затрат

Категория

Примеры

Комментарии

Персонал

(потенциал снижения затрат-

5-10%)

Проведения аттестации сотрудников на предмет соответствия занимаемой позиции и должностному окладу.

Повышения контроля исполнительской дисциплиной персонала.

Установления более тесной связи между результатами работы и вознаграждением

Наиболее затратная статья, часто занимающая около 50% всех операционных расходов.

Снижение затрат на персонал более чем на 15-20%

Потребует "организационной перестройки банка".

Возможно значительное снижение той части затрат, которая связана с "администратированием" персонала (до 25%)

Расходы на аренду (потенциал снижения затрат- 5-20%)

Пересмотр условий аренды.

Сокращение арендованных площадей.

Могут возникнуть сложности уж с заключенными договорами аренды.

При агрессивном следовании курсу сокращения издержек на аренду недвижимости, возможно, их снижение до 20%

Командировочные и представительские расходы (потенциал снижения затрат- 5-10%)

Пересмотр политик и процедур, связанных данной группой расходов.

Усиление контроля и требований к отчетным документам.

Возможно краткосрочное сокращение издержек до 30%, однако это снижение не носит устойчивого характера.

Согласно ряду исследований, около 25% сотрудников часто подходят "творчески" к составлению отчетов по данной группе расходов

Расходы на маркетинг и рекламу (потенциал снижения затрат- 5-10%)

Пересмотр политик и процедур, связанных данной группой расходов.

Повышение эффективности использования и контроля отдачи от маркетинговых рекламных мероприятий.

Данная статья может составлять 2-5% операционных расходов банка.

Несмотря на возможное существенное снижение затрат в кратчайшие сроки (60-90 дней), в долгосрочной перспективе сжатие маркетингового бюджета может негативно сказаться на бизнесе.

Банки, продолжающие маркетинговую активность даже в кризисной ситуации, имеют более высокие шансы увеличить долю на рынке

Хозяйственные расходы (потенциал снижения затрат-15-25%)

Повышение прозрачности в процессах выбора поставщиков и заключения контрактов.

Усиление контроля за рыночностью цен по приобретаемым товарам и услугам, централизация поставок.

Создание единых стандартов и норм расходов.

Пересмотр условий договоров и напряженные переговоры с поставщиками могут уменьшить сумму хозяйственных расходов до 7%.

Повышение прозрачности процесса выбора поставщика может дать до 3% экономии.

Ревизия условий текущих контрактов и проверка их соответствия реалиям может принести до 4% экономии.

Внедрение нормативов расходов и контроль над их исполнением может принести до 5% экономии.

Аутсорсинг (потенциал снижения затрат-до 10%)

Аутсорсинг бизнес-процессов.передача выполнения определенных функций третьей стороне, для которой данная деятельность является основной и осуществляется при меньших издержках(например, поиск и тренинг персонала, инкассация, уборка помещений, автоуслуги).

Заключение стратегического партнерства с поставщиками услуг

У банка возникает возможность получения дополнительного дохода от стратегического партнерства с поставщиками.

Важно отметить, что аутсорсинг не является лекарством от неэффективных операций. В связи с этим перед тем, как передавать выполнение операций на аутсорсинг, необходимо оптимизировать передаваемые процессы.

Автоматизация (потенциал снижения затрат-15-20%)

Автоматизация процесса учета командировочных и представительских расходов.

Автоматизация процесса выпуска счетов, их оплаты при авторизации и отслеживания сроков дебиторской задолженности

Мероприятия в данном направлении наиболее дорогостоящие и требуют значительных усилий. В то же время затраты на процесс, так же как и количество ошибок персонала, становится минимальными.

Устранение неавтоматизированных процессов позволит сократить численность персонала. Например, при автоматизации процесса учета командировочных и представительских расходов экономия может составить от 10 до 80%

Автоматическое отслеживание сроков дебиторской задолженности приводит к сокращению сроков ее сбора.

Изменение/ Оптимизация бизнес-процессов (потенциал снижения затрат-25-30%)

Оценка и устранение узких мест при выполнении рабочих процессов

На первом этапе работ в данном направлении выделяется несколько ключевых процессов, важных для банка, и проводится их анализ на оптимальность.

При оценке существующих процессов необходимо ответить на ключевой вопрос: как бы этот процесс выглядил если бы его создовали сегодня с нуля?

Оптимизация бизнес-процессов может привести к существенному сокращению численности персонала.

В результате оптимизации процессов не должен быть превышен приемлемый уровень операционного риска.


В зависимости от определенных обстоятельств банк может достичь показателей как выше, так и ниже расчетных.

Важно также понимать, что программа сокращения затрат может быть эффективно разработана лишь при адекватном учете и отнесении затрат на подразделения банка. Без этого элемента принятие каких-либо управленческих решений в данном направлении и сравнение показателей конкретного банка с рынком просто невозможны.

3. Перспективы повышения эффективности работы предприятий банковской сферы

3.1 Перспективы развития банков Украины

Сложная ситуация сложилась с развитием малых форм предпринимательства, для которых государство не только не создает условий существования, но и всячески усугубляет существующие. Что касается ситуации именно в банковском секторе, То на достижение высокого уровня его развития направлен Указ Президента от 14 июля 2000 года "О мерах по укреплению банковской системы Украины и повышению ее роли в процессах экономических преобразований" и положения Комплексной программы развития банковской системы Украины на 2001 - 2003 гг. В этих документах развития конкуренции на рынке банковских услуг уделено значительное внимание. Приоритетными направлениями последнего документа было определено: Банкротство неплатежеспособных банков, усовершенствования реорганизации коммерческих банков, создания условий для увеличения объемов кредитования ими производственной сферы, реорганизация системы надзора за деятельностью банков в Украине, а также органа по вопросам реструктуризации долговых обязательств по соглашениям, Заключенными коммерческими банками, которые были признаны неплатежеспособными. Программа также предусматривает меры по стимулированию притока иностранного капитала в банковской сферы, развития специализированных коммерческих банков и конкуренции на рынке банковских услуг, урегулирование процедур банкротства банков. Завершение процесса согласования норм бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков с международными стандартами.

Финансовая деятельность коммерческих банков постоянно контролируется и регулируется Национальным банком Украины, что способствует повышению их финансового состояния, а следовательно, и конкурентоспособности. В ежедневном режиме НБУ осуществляет мониторинг финансовых показателей всех банков и баланс системы в целом, что позволяет применить меры на денежном рынке. Введена система жесткого контроля за ликвидностью банков и выполнением ими нормативов, что дает возможность своевременно выявлять нарушения и недостатки в деятельности банков. Уже в 2000 г. деятельность правительства активизировалась, стала более взвешенной и продуманной, прекратилась практика использования административных рычагов воздействия для заимствования средств у НБУ и коммерческих банков, предоставление преференций отдельным отраслям и отдельным предприятиям. Такие меры повлекли повышение доверия к власти и банковского сектора и рост вкладов населения в 2000 г. (более чем на 50%), особенно заметно возросли вклады в национальной валюте.

Для решения проблемы недоверия населения к коммерческим банкам и гарантирования вкладов физических лиц был создан в сентябре 1998 года Фонд гарантирования вкладов населения. Уставный капитал его формировался за счет взносов государства т коммерческих банков в размере 1% от уставного фонда. Но, к сожалению, он пока неэффективно решает вопросы, накопившиеся в данной сфере, в том числе и основной вопрос - возможность осуществления выплат в случае банкротства. Ведь важно, чтобы люди были уверены, что при любой ситуации соответствующие выплаты будут им совершены. Однако, хотя за три года своего функционирования создан Фонд уже аккумулировал некоторые средства, их будет явно недостаточно для решения "пиковых" ситуаций (взять хотя бы тот факт, что максимальный размер гарантированного возмещения составляет 500 гривен).

В процессе находится и решение кадровой проблемы - многие банки устраивают курсы повышения квалификации для своих работников. Хотя таких действий, по сути, недостаточно.

В 1990 г. была создана Ассоциация коммерческих банков Украины для защиты коммерческих банков страны, содействие экономическому росту банковской системы Украины, представительств интересов своих членов в органах государственной власти и управления, обеспечения связей с общественностью.

Вообще же, деятельность банковского сектора Украины регулируется многочисленными законами, нормативными актами, указаниями и приказами Национального банка Украины. Это Законы Украины "О банках и банковской деятельности", "О Национальном банке Украины", "О залоге" и многие другие. Кстати, в новой редакции Закона "О банках и банковской деятельности" решается в лучшую сторону и вопрос универсализованости коммерческих банков - банковские лицензии здесь разделены на полные, ограниченные, лицензии на выполнение отдельных операций. Мелкие коммерческие банки могут перейти в разряд кооперативных, требования к которым будут мягче. Уже сейчас банки должны разрабатывать стратегию в связи с предстоящими изменениями нормативной базы и своего статуса.

Таким образом, в банковском секторе сегодня наблюдается тенденция к улучшению многих показателей его деятельности и решения многочисленных проблем, которые этой деятельностью вызваны. Эффективность же, успешность тех или иных изменений зависит от наличия соответствующих условий, в которых эти изменения происходят.

3.2 Пути повышения эффективности работы предприятий банковской сферы

Существует различные методы повышения эффективности работы предприятий банковской сферы. Например, такие как:

· Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPIs);

· Методология PCA (Profit Center Accounting)

· Методология фондирования и др.

В практике западных компаний применение ключевых показателей эффективности (KPI — key performance indicators) давно стало привычной реальностью. KPI — это показатели, по которым оцениваются результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической и другой деятельности. Большинство компаний, которые хотят изменить эффективность своей работы, используют для этих целей систему разнообразных измерителей и показателей. Это позволяет оценивать темпы роста бизнеса и выявлять возможные отклонения от плана.

Зарубежный и отечественный опыт работы с различными системами измерений показывает, что есть три основные трудности для их жизнеспособности:

· объем работы, требующийся для регулярного и своевременного сбора данных;

· представление данных в удобной и легкопонимаемой форме;

· поддержание заинтересованности менеджмента этой системой.

Таким образом, применив компьютерные программы и используя своеобразную "панель инструментов" предприятия, можно регулярно делать "моментальные снимки" и своевременно отслеживать ведущие ключевые показатели эффективности компании. Топ-менеджмент обращает мало внимания на все, что плохо отобрано и неясно изложено. Система ключевых показателей показывает менеджерам то, что действительно важно для бизнеса, а не засыпает их данными.

В какой же момент, и какой банк приходит к тому, что необходимо разработать KPI?

Понимание, что необходимо разработать KPI, связано с уровнем банковского менеджмента в целом, а также с необходимостью переходить от интуитивной оценки деятельности к более точным процессам, к показателям, которые были бы понятны всем менеджерам.

Чаще всего начинают с измерения некоторых показателей, которые дает финансовая служба (прибыль, объем продаж по продуктам, расходы). Но если число операций растет, сложность процессов возрастает, количество контролируемых параметров увеличивается, вся эта "лавина" показателей "вываливается" на менеджмент. Каждый отдел, каждое управление в банке готовят свои отчеты с большим количеством дробных показателей, которые им представляются очень важными. Все это вызывает раздражение, недовольство топ-менеджера.

Такое большое количество показателей в стабильное время, возможно, и неплохо — есть основания для размышлений, проведения анализа корреляций и взаимозависимостей. Но в ситуации, когда необходимо мгновенно реагировать на события, рынок, топ-менеджмент не успевает все это осмыслить и пытается ориентироваться как-то по-другому, не на основе цифр, а интуитивно.

Интуитивный подход при оценке деятельности подразделений свойственен также и небольшим банкам. Поскольку количество персонала невелико и все сотрудники на виду, руководители предпочитают осуществлять оценку и мотивировать специалистов субъективно, "по собственным понятиям". Подсчитывать баллы и тратить время сотрудников на заполнение всяких форм считается нецелесообразным. Хотя давно известно, что управление по результатам и ключевым показателям дает эффект при любом объеме бизнеса.

История вопроса ключевых показателей эффективности берет свое начало в Гарварде. В 1992 году профессор Гарвардской школы бизнеса Р. Каплан и директор научного подразделения аудиторской фирмы KPMG Д. Нортон предложили "ось" балансировки показателей для согласования краткосрочных целей деятельности компании с ее стратегией на долгосрочную перспективу. Для этого они использовали четыре главные составляющие, или четыре "перспективы":

· финансовую;

· клиентскую — отношения с потребителем;

· внутреннюю — организация бизнес-процессов;

· перспективу обучения и развития.

Многие компании пытались улучшить эффективность своей работы, снижая издержки, занимаясь качеством, сокращая сроки выполнения заказов, но не выделяли при этом подлинно стратегические ключевые процессы и соответственно ключевые показатели.

Разработанная система KPI помогает менеджерам в решении ряда проблем.

· Делегирование ответственности и осуществление контроля по ключевым параметрам, при этом существенно разгружая руководителей самостоятельных подразделений от текучки и заставляя их фокусироваться на главном.

· Эффективное бюджетирование: гораздо легче составить бюджет под достижение конкретных измеримых задач, а главное — легче его обосновать на бюджетном комитете.

· Улучшение качества персонала, так как система выявляет объективно сильных и слабых, активизирует творчество и инициативу, желание развиваться, чтобы быть не хуже коллег.

· Поддержание и повышение собственного статуса и статуса своего подразделения. Особенно это касается обслуживающего и вспомогательного блоков, так как их деятельность всегда была количественно трудноизмерима, а качественные результаты, к сожалению, не всегда показательны.

· Переход от реагирования на проблемы ("пока гром не грянет…") к планомерному прогнозированию и установке целевых ориентиров.

· Расстановка приоритетов в собственной деятельности и деятельности своих подчиненных.

Польза системы KPI для руководства банка очевидна. Система ключевых показателей эффективности позволяет устанавливать приоритетные задачи, транслируя их по всей вертикали управления — от топ-менеджеров до рядовых сотрудников. Дает возможность мотивировать работников на решение поставленных задач. А также помогает своевременно диагностировать "узкие места" в работе банка.

Методология PCA (Profit Center Accounting) подразумевает выделение в структуре банка центров дохода (profit centers) и центров расходов (cost centers). В свою очередь, центры расходов классифицируются в соответствии с тем, каким образом их затраты переносятся на центры дохода. Например, внутренние кост-центры профит-центра относят все свои затраты только на подразделения этого профит-центра, в соответствии с некоторой базой распределения (например, пропорционально численности сотрудников), а затраты кост-центров поддержки подлежат отнесению на все профит центры в соответствии с используемой методологией. Целью является определение прибыли каждого профит центра, а также областей деятельности (как суммы профитов по направлениям - corporate banking, financial markets, retail banking) путем расчета: "процентые доходы - процентные расходы + непроцентные доходы - непроцентные расходы - свои операционные расходы - распределенные операционные расходы".

Методология фондирования подразумевает выделение в структуре процентных доходов и расходов банка той части, которая связана со стоимостью денег для банка (фондирования) и той части, которую подразделение получает сверх стоимости фондирования (маржа подразделения). Для аккумулирования всех доходов/расходов, связанных с фондированием, выделяется специальное "виртуальное" подразделение - внутренний банк, которое является источником средств для операций, которые производят все остальные подразделения банка.

В соответствии с вышеизложенными методологиями финансовый результат банка складывается из следующих компонентов:

· сумма маржинальных доходов/расходов по процентным операциям профит-центров;

· сумма непроцентных доходов/расходов по непроцентным операциям профит-центров;

· финансовый результат внутреннего банка (нетто-результат фондирования);

· сумма операционных расходов профит-центров;

· сумма операционных расходов кост-центров, распределенная на профит-центры.

Сочетание этих методологий позволят достаточно детально оценить и повысить эффективность деятельности банка и его подразделений.

Заключение

Благополучное финансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовые операции, движение денежных потоков и т.п.) для выявления глубинных причин изменения финансового положения. Применение многостороннего комплексного анализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки для управления отдельными показателями, и соответственно и для усиления их воздействия на улучшение финансового климата.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит, прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

Список использованной литературы

1.   meget.kiev.ua/zakon/zakon-ukraini-o-bankah/

2.   www.bank.gov.ua

3.   А.С.Родионов, холдинг ЛАНИТ. Доклад на конференции Совета Экспертов компании ОТР (январь 2004);

4.   Александр Пятков : Банковское обозрение

5.   Аналитический журнал "Управление в кредитной организации";

6.   Аналіз банківської діяльності: сучасні концепції, методи та моделі Монографія. — К.: КНЕУ, 2002. — 316 с.

7.   Аржевитин С. Проблемы банковской системы Украины в ХХІ столетии // Мир денег. – 2000. - №6. – С. 22-23.

8.   Виктор Шулик "Анализ деятельности БСУ по результатам І кв. 2009 года"

9.   Грудзевич У. Проблеми розвитку комерційних банків на регіональному рівні // Регіональна економіка. – 2001. - №2. – С. 59-66.

10. Закон Украины от 07.12.2000 г. "О банках и банковской деятельности".

11. Косов Н.С Основы микроэкономического анализа (Учеб. пособие),2006

12. Кротюк В. Стратегія і тактика розвитку банківської системи // Вісник НБУ. – 2000. - №10.

13. Макконнелл Р., Брю Л. Экономикс, Таллинн 1993

14. Солтис Я. Сучасний стан і основні чинники стабільності банківської системи України // Економічний часопис. – 2001. - №3. – С. 10-11.

15. Телицька Т. Чи мають банки майбутнє? // Вісник НБУ. К.2000

16. Шаров О. Проблеми залучення іноземного капіталу до банківського сектора України // Економічний часопис. – 2001. - №3. – С. 25-27.

17. Экономика предприятия Учебник / Под общ. ред. С. Ф. Покропивного. — Пер. с укр. 2-го перераб. и доп. изд. — К.: КНЭУ, 2002.

 

Похожие работы на - Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!