Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,90 kb
  • Опубликовано:
    2011-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

Содержание

Введение

1. Формирование рыночных отношений

1.1 Развитие рыночных отношений

2.Суть рыночных отношений

2.1 Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

2.2 Развитие переходной экономике

2.3 Особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России

Заключение

Список источников и литературы



Введение

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четкое противоречия и закономерности развития общества.

В этой курсовой работе, в первой главе, я расскажу о формировании рыночных отношений, в нее входит развитие и суть рыночных отношений. И во второй – особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России. Как ни страшно осознавать, что нам приходится быть подневольными участниками этого глобального эксперимента, но это наша жизнь. Именно поэтому я сочла данную тему достойной рассмотрения.

Для взаимоотношения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудии труда для собственного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновение классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. Сохранение этих традиций всегда и во всех странах сопровождалось экономическим противостояниям между общины, с частным земельным наделом позволяло бывшему общиннику создать обособленное хозяйство, развитие которого было бы немыслимо без обмена производимыми в нем продуктами. Такое обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов.


1. Формирование рыночных отношений

1.1 Развитие рыночных отношений

Рынок как экономичный механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

Первое условие – общественное развитие труда и специализация.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего ограничения производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

Третье условие – разрешение проблемы транзакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Он появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Первоначальный рынок имел примитивные формы. Так, по наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии рыночные отношения осуществлялись следующим образом: продавцы, положив свои продукты для обмена, уходили, чтобы дать возможность покупателям свободно осмотреть товары; если покупатель решился приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия забирали оставленные покупателем предметы, взамен оставив свои. Здесь, можно сказать, зародыш бартера – одной из простейших форм обмена. Конечно, этому рынку еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения разрешаются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, потому что формируется новая структура общественного производства – сфера общения. Эта сфера характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в экономической литературе. «Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения». Такой же позиции придерживаются авторы учебника “Экономика”.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл). Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие “рынок” расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются определения рынка как совокупности “экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме” или как сферы реализации “части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления, материальных благ” (А.В.Орлов, Ф.А.Крутиков).

В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.

Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором – на отношения, выражающие сущность категории “рынок”.

Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производства – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи. Академик В.С.Немчинов писал, что “если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой... вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте... такая... система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана”.

Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйственная, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, оказались в середине 80-х годов в глубоком кризисе, и реформируется в новую систему хозяйствования. В.В.Герасименко пишет, что обмен товаров через рынок становится формой системы экономических отношений рыночной экономики и организация системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы – все это приобретает имя рынка.

Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни.

Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание истории позволяет увереннее строить планы и программы предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. В истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные и экономические структуры. Одни из них отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие – страдали жесткостью и поэтому, в конце концов, превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили и деформировали его. Нечто подобное имело место и в истории развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании.

Я не буду разбирать ошибки способов и методов разработки пятилетних планов, напомню лишь, что ни один из них не был выполнен так, как он намечался. Кроме того, при централизованном планировании объемы будущего спроса при фиксированных ценах определялись в общей совокупности, а не в зависимости от доходов конкретных групп людей. Значит, сложный нелинейный характер этой зависимости заменялся на элементарные агрегированные линейные показатели, а это не могло пройти “даром”.

Но главная ошибка, на мой взгляд, заключалось в том, что использовалась посылка о том, что социалистический потребитель потребляет товар на рациональном уровне вне зависимости от уровня благосостояния этого потребителя. Действительно, в бывшем СССР часто оперировали среднедушевыми показателями там, где они были совершенно непригодными.

Но особенно ярко в экономической сфере данные структуры проявились в отношениях собственности. Если впервые годы Советской власти в стране имели место самые различные формы собственности и основанные на них формы хозяйствования, то уже к середине 30-х годов практически все формы хозяйствования были обобществлены, т.е. переведены в государственную или колхозно-кооперативную собственность, что фактически также являлось государственной собственностью. Что же касается личной собственности граждан, то хотя она и имела формальное право на существование, реально она в общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затем как признак потребительства и конформизма. В 50-х годах процесс дискриминации всех других форм собственности и соответственно их субъектов был доведен до своего логического завершения.

В Уголовном кодексе РСФСР, вступившем в силу с 1 января 1964 года, ответственность за покушения на государственную и общественную собственность стала, как правило, в два раза выше, чем за покушения на собственность личную.

В результате практически все, сложившееся прежде, до революции, в нашей стране, и позже в передовых капиталистических странах было либо разрушено, либо отброшено как ненужное, вредное, несоциалистическое, мешающее строить светлое будущее общество. Итогом этого стала потеря человека как главного субъекта и объекта не только производства, но и жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических и социальных требований сделали человека “винтиком” какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей механизма. Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных отношений.

Однако с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов.

Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.).

Рынок – это конкурентная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающаяся экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что, они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

 

 

2.Суть рыночных отношений

2.1 Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.

Когда рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер этим характеризуется неразвитый рынок. Здесь рынок играет определенную роль, способствует дифферентации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров:

1)   Неограниченно число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2)   Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3)   Полная мобильность факторов производства и неограниченная свобода передвижения капитала.

4)   Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.) Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов невозможно без информации; и др. Всем этим характеризуется свободный рынок, т.е. классический.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход, обречен на нищенское существование.

Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этому требованию.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

1)   Обеспечение свободы хозяйственной деятельности;

2)   Формирование механизма свободного ценообразования;

3)   Свободное маневрирование ресурсами;

4)   Полнота и доступ к информации;

5)   Наличие рыночной инфраструктуры;

6)   Сохранение нерыночного сектора экономики;

7)   Последовательная интеграция;

8)   Обеспечение социальных гарантий гражданам.

К сожалению, эти условия накануне третьего тысячелетия в России не созданы. Развитие рынка в переходной экономике России осуществляется по трем направлениям:

1)   В рамках корпоративно-монополистических форм крупных хозяйственных систем. Важнейшая задача продвижения к рыночной экономике состоит в сломе этой корпоративно-монополистической власти и развитии реальной самостоятельности для всех хозяйственных организаций и мелких предпринимательских структур, различных форм свободного ассоциирования;

3)   Формирование новых рынков, которые характеризуют новое направление эволюции – возникновение рыночных отношений труда и капитала, становление рынков рабочей силы и капиталов, генезис которых является специфической чертой переходной экономики.

Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:

1)   Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.

2)   Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.

3)   Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.

4)   Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

5)   Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.

6)   Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.

Основной задачей для перехода к рыночным отношениям является либерализация экономики, которая включает в себя:

1)   внутриэкономическую либерализацию;

2)   либерализацию внешнеэкономических отношений;

3)   становление рыночной инфраструктуры.

Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной. Внутриэкономическая либерализация связана с проведением следующих шагов:

1)   высвобождением процесса формирования цен от централизованного регулирования;

2)   введением свободы торговли для физических и юридических лиц;

3)   подчинением деятельности производителей требованиям рынка.

Указанные преобразования оказывают серьезное влияние на существующую до сих пор систему хозяйствования, образ жизни и мышления людей, порождает серьезные проблемы.

Значительные противоречия возникают в производственной сфере:

1)   многие предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными, особенно с иностранными товаропроизводителями;

2)   в наиболее тяжелое положение попадают производители, получавшие ранее дотации от государства или работавшие на государственный заказ (на предприятиях ВПК, в сельском хозяйстве);

3)   трудное положение товаропроизводителей усугубляется сокращением спроса населения.

Либерализация внешнеэкономических отношений.

Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при условии его тесной взаимосвязи с мировым рынком. Основными формами такой либерализации являются: расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либерализация экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты.

Политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, обеспечивая развитие рыночных отношений в стране и их включение в мировое хозяйство, а также поддерживая развитие отечественного производства.

2.2 Развитие переходной экономике

Переходная экономика – в основном, это понятие определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от «справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму. Именно экономику 90-х годов можно называть “переходной экономикой”.

В России в конце XX в. осуществлялся переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике. Переход от одной системы хозяйствования к другой может осуществляться двумя путями:

1)   эволюционным;

2)   шоковым.

Различием между этими путями заключаются в строках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и другими. Россия пошла по второму пути.

Выбор шокового варианта обычно вынужденная мера. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшего в наследство от централизованной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного, накопившимися структурными диспропорциями.

Переходная экономика в России началась со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики – это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% – в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали. В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов.

Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесие экономики – и все это с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно, переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.

Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и

социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам.

Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

2.3 Особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.



Заключение

Работая над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.

Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Рыночное отношение – это многосложная сфера взаимоотношений покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемых через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

Рыночное отношения и сегодня далеки от совершенства, связаны, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Переходная экономика – экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системе; взаимодействие элементов старой и новой систем приводит к вытеснению первых и утверждению последних в качестве господствующих.

Успешное развитие экономики зависит от совместных действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для выхода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим детям.

Я бы хотела отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

рынок внешнеэкономический конкурентный


Список источников и литературы

2.   Булатов А.С. Экономика. Издательство БЕК. Москва. 1995.

3.   Под общ. ред. акад. В.И.Виденяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. Экономическая теория. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

4.   Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

5.   Носова С.С. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС. 1999.

6.   Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука. 1994.

7.   Шарыпкина М.А. Краткий курс по экономической теории. (для неэкономистов). М.: Изд. «Окей-книга», 2009.

Размещено на

Похожие работы на - Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!