Эффективность хозяйственной деятельности предприятия
1.
Производственная мощность: сущность, порядок расчета, показатели и пути улучшения
использования
От уровня материально-технической
базы предприятия, степени использования его производственного потенциала
зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска
продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое
состояние и многое другое.
Если
производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это
приводит к увеличению доли постоянных издержек в их общей сумме, росту
себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.
Под
производственной мощностью предприятия принято подразумевать максимально
возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов
и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может
выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в
натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не
может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники,
технологии и организации производства и стратегии предприятия.
Степень использования
производственных мощностей характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициент использования
производственной мощности К исп. мощ.. Он определяется как отношение
фактического (планового) годового объема производства продукции к среднегодовой
производственной мощности предприятия.
2. Коэффициент интенсивности
использования производственной среднесуточной мощности Ки.з.. Он находится
как отношение среднесуточного выпуска продукции к среднесуточной производственной
мощности.
3. Коэффициент эффективности
использования производственной мощности К э.з.. Он находится как
отношение фактического (планового) фонда рабочего времени к расчетному фонду
рабочего времени, принятого при определении производственной мощности.
Для
характеристики пассивно части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на
1 м2 производственной площади, который в некоторой
степени дополняет характеристику использования производственных мощностей
предприятия, повышение уровня данного способствует увеличению производства
продукции и снижения ее себестоимости.
Кроме того, для
оценки производственной мощности предприятия, целесообразно проанализировать
использование технологического оборудования. Данный анализ базируется на
системе показателей, характеризующих использование его численности, времени
работы и мощности.
Для
характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают
следующие показатели:
1. Коэффициент использования
парка наличного оборудования.
КН
= Количество используемого оборудования
Количество
наличного оборудования
2.
Коэффициент использования парка установленного оборудования.
Для
характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени
его работы. Он включает:
- календарный
фонд времени – максимально возможное время работы оборудования (количество
календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 часа и на количество единиц
установленного оборудования);
- режимный
фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на
количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной
работы с учетом коэффициента сменности);
- плановый
фонд – время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахождения
оборудования в плановом ремонте и на модернизации;
-фактический
фонд рабочего времени.
Для
характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие
показатели:
-Коэффициент использования
календарного фонда времени:
Кк.ф.
= Тф / Тк
-Коэффициент
использования режимного фонда времени:
Кр.ф. =
Тф / Тр
-Коэффициент
использования планового фонда времени:
Кп..ф. =
Тф / Тп
-Удельный вес
простоев в календарном фонде:
Уд= ПР/ Тк
где Тф, Тп,
Тр, Тк - соответственно фактический, плановый,
режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования;
ПР – простои.
Также
необходимо рассчитать общие показатели. К таким относятся следующие:
1. Показатель
фондоотдачи. Он определяется по формуле:
ФО= С/Ф
где С –
годовой объем продукции (работ, услуг) тыс. руб.
Ф- среднегодовая
стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Так как на
выпуск продукции в основном влияет активная часть основных производственных фондов,
то необходимо также определить фондоотдачу активной части основных
производственных фондов по формуле:
ФО А =
С СМР / ФАП
где ФО А
- фондоотдача активной части ОПФ;
ФАП –
среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов, тыс.
руб.
Показателем,
обратным фондоотдаче, является фондоемкость, показывающая, какая часть стоимости
основных производственных фондов приходится на один рубль выполненного объема
работ.
ФЕ = Ф/С
В заключение анализа
использования производственных мощностей предприятия подсчитывают резервы увеличения
выпуска продукции и фондоотдачи.
Основными
направлениями улучшения использования производственной мощности предприятия
являются:
1.
Направления экстенсивного характера: повышение коэффициента сменности работы оборудования,
сокращение сроков установки освоения оборудования, уменьшение простоев в
ожидании ремонта, в ремонте, из-за отсутствия материалов, энергоносителей,
рабочей силы и других внеплановых простоев.
2.
Направления интенсивного характера: совершенствование конструкций машин,
оборудования, транспортных средств, улучшение качества их изготовления; применения
прогрессивной технологии; комплексная механизация и автоматизация производства;
модернизация производства; совершенствование текущего технического обслуживания
оборудования; повышение квалификации рабочих.
2 Цена: ее
сущность, виды и структура. Роль государства и предприятия в ценообразовании
Цена является
важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара – это стоимость,
выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд
важнейших функций.
Учетная
функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию
продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.
Распределительная
функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов
между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и
социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда
налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты
разных уровней.
Стимулирующая
функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса,
повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от
технического уровня и качества последней.
Цена
выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их колебания.
Функция цены
как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те
секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.
Цена зависит от
способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:
- предприятие
- оптовая торговля;
оптовая
торговля – розничная торговля;
розничная
торговля - потребитель.
Соответственно,
выделяют три основных вида цен:
-оптовая цена
предприятия;
оптовая цена промышленности;
розничная
цена.
Структуру
цены можно представить в виде таблицы.
Таблица 1-
Структура цены
Себестоимость продукции
|
Прибыль производителя
продукции
|
Снабженческо-сбытовые
организации (посредники)
|
Торговые организации
(розничная торговля)
|
Оптовая цена
предприятия
|
Издержки
|
Прибыль
|
Прибыль
|
Оптовая цена
промышленности
|
Розничная цена
|
|
|
|
|
|
|
Оптовая цена
предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при
реализации продукции производственного назначения, т.е. когда поставки от
предприятия – производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при
поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной
торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной
ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные
торговые точки.
Необходимо
также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется
налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога – это
оптово-отпускная цена.
Далее
остановимся на ценообразовании. Ценообразование – это процесс установления цены
на конкретный товар состоящий из следующих этапов:
-выявление внешних
по отношению к производству факторов, влияющих на цены;
постановка
целей ценообразования;
выбор метода
ценообразования;
разработка
основной стратегии;
рыночная
корректировка цены (ценовая тактика);
страхование
цен.
Ценовая
политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов,
обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных
условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического
характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с
использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры
рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно
складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния
на ценовую политику, на ценообразование.
К внешним
факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных
сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень
необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.
Внутренние
факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде
его производственной и организационной структуры, организации снабжения
необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.
Влияние
государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на
конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли продавца
или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со стороны
государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении надбавок
и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается в
установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует
отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными
органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной
величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий
для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.
3.
Производственная структура предприятия. Факторы, определяющие структуру
предприятия
В первую
очередь необходимо сказать, что же представляет из себя производственное
предприятие. Итак, производственное предприятие – это обособленная
специализированная единица, основанием которой является профессионально
организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении
средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять
работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Далее
необходимо остановиться на понятии структуры. Структура – это совокупность составляющих
систему элементов и устойчивых связей между ними.
Структура
предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов,
лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.
Пример структуры предприятия представлен на рисунке 1.
Факторами,
определяющими структуру предприятия являются: характер продукции и технология
ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и
кооперирования его с другими предприятиями, а также степень специализации производства
внутри предприятия.
Рисунок 1-
Структура предприятия
Какого-либо
устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного
предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической
конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально – экономических
процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные
предприятия имеют идентичные функции, главные из которых – изготовление и сбыт
продукции.
Состав производственных
звеньев, а также организаций по обслуживанию работников, их количество,
величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников
и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия.
В отличие от
общей структуры предприятия производственная структура представляет собой форму
организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах
предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их
планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных
участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленяем
процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и
производственные операции.
Производственная
структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их
кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические
показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию
оперативного и бухгалтерского учета.
Главными
элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места,
участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства
является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении
звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими,
предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей
операции, оснащенное соответствующим оборудованием и
организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один
или группа рабочих.
Участок –
производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных
по определенным признакам, осуществляющего часть общего производственного
процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
Цех –
наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую
входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных
органов.
Обычно
различают следующие виды цехов и производственных участков: основные
вспомогательные, обслуживающие и побочные.
Вопрос о
выборе и улучшении производственной структуры предприятия решается при
строительстве новых предприятий, реконструкции действующих и изменении профиля их
производства в ходе перемещения, перепланировки оборудования, а также при
переоборудовании тех или иных участков производства.
Важнейшими факторами,
связанными с определением производственной структуры предприятия и оказывающими
большое влияние на его экономику, являются:
- выбор типа
предприятия и принципа построения его цехов и производственных участков;
-соотношение между
основными производственными цехами, с одной стороны, и вспомогательными и
обслуживающими с другой;
обеспечение пропорциональности
между всеми частями предприятия.
Производственная
структура предприятия в значительной мере зависит от его специализации, т.е. от
характера продукции, изготовляемой на предприятии, и разделении труда с другими
предприятиями по изготовлению выпускаемой данным предприятием продукции. Кроме
того, выбор целесообразной производственной структуры предприятия тесно связан с
определением типа предприятия. Под типом предприятия понимается степень охвата
им всех стадий производства продукции, повторяемость ее изготовления. Практика
работы промышленности выявила три типа производственной структуры промышленных
предприятий: технологический, предметный (предметно-замкнутый) и смешанный
(предметно-технологический). На основе выбора типа предприятия и состава его
цехов или производственных участков, а также запланированных номенклатуры продукции
и объема производства определяются размеры предприятия. При этом исходят из
необходимости повышения концентрации производства.
1. Стоимость основных производственных
фондов цеха на начало года 25350 тыс. руб. В июне вводятся фонды на сумму 4150
тыс. руб., в сентябре выводятся фонды на сумму 2810 тыс. руб. Объем производства
продукции по плану 14100 тыс. руб., фактически – 15450 тыс. руб. Определить
степень интенсивности использования основных производственных фондов цеха и
изменение фактической фондоотдачи в сравнении с плановой
Решение.
В первую
очередь необходимо определить наличие основных фондов на начало и на конец
отчетного периода, для этого воспользуемся таблицей.
Таблица 2
– Динамика основных фондов предприятия
Показатель
|
Наличие ОПФ на начало
периода, тыс. руб.
|
Поступило ОПФ, тыс.
руб.
|
Выбыло ОПФ, тыс. руб.
|
Наличие ОПФ на конец
периода, тыс. руб.
|
Основные
производственные фонды
|
23350,0
|
4150,0
|
2810,0
|
24690,0
|
В первую
очередь рассчитаем коэффициент интенсивного использования ОПФ, воспользовавшись
для этого формулой:
Кинт
= ТП ф / ТП пл
где ТП ф
-фактический выпуск товарной продукции, тыс. руб.;
ТП пл -
плановый выпуск товарной продукции, тыс. руб.
Кинт
= 15450/14100 = 1,095
Далее
рассчитаем обобщающие показатели использования ОПФ:
1.
Фондоотдача, т.е. выпуск товарной или валовой продукции на 1 рубль ОПФ.
Фо
= ТП/ ОФ ср.год
Как видно из
данной формулы, необходимо определить среднегодовую стоимость ОПФ. Для этого
воспользуемся формулой:
ОПФ ср.год = ОПФ
н.г. + ((S ОФ ввод(12- м ввода i)) /12 – ((S ОФ вывод (12-м вывода j))
/12
где м ввода i
- порядковый номер месяца i - го ввода ОПФ;
м вывода j - порядковый номер месяца j - го вывода ОПФ
ОПФ ср.год =
25350 +((4150 х (12-6)(/12) – ((2810 х (12-9))/ 12 = 26722,5 тыс. руб.
Зная
среднегодовую стоимсоть ОПФ определим фондоотдачу ОФП сравнивая при этом фактическую
и плановую фондоотдачу.
ФО плановая
= 14100/26722,5 = 0,53 ФО фактическая = 15450/ 26722,5= 0,58
ФЕ =
ОПФ ср. год / ТП
Рассчитаем
данный показатель также для плановых и фактических величин.
ФЕ плановое
= 26722,5 /14100 =1,9 ФЕ фактическое = 26722,5 /15450 = 1,7
Поместим
полученные результаты в таблицу и проанализируем их.
Таблица 3
- Показатели использования ОПФ
Наименование
показателей
|
Плановое
|
Фактическое
|
Отклонение
|
Коэффициент
интенсивного использования ОПФ
|
-
|
1,095
|
-
|
Фондоотдача ОПФ
|
0,53
|
0,58
|
+0,05
|
Фондоемкость ОПФ
|
1,9
|
1,7
|
-0,2
|
Как видно из
данной таблицы, фактическая фондоотдача ОПФ выше, чем плановая, т.е. можно
сказать, что на 1 рубль ОПФ выпущено товарной продукции на 5 копеек больше, чем
предполагалась планом.
Что касается
фондоемкости, то следует отметить, что здесь на 1 рубль товарной продукции
затрачено на 20 копеек меньше, чем предполагалось планом.
Проведенные
расчеты позволяют сделать вывод о том, что предприятия достаточно эффективно
использует свои ОФП.
2. Выпуск изделий за год
1400 шт. Норма расхода материала на изделие 52 кг., при цене – 2900 за 1 кг.
Интервал поставки материала – 70 дн., страховой запас 50 % по отношению к текущему
запасу, подготовительный запас – 5 дней. Определить норму запаса материала в
натуральном и стоимостном выражении.
Решение.
Как известно,
текущие производственные запасы обусловлены каждодневным потреблением предметов
труда и периодической поставкой их элементов. Величину текущих запасов можно
определить по формуле.
Т тек.
= Т пост. / 2
В нашем
случае данная величина задана условием задачи и равняется 70 дням.
Далее
определим величину страхового запаса
Т стр. =
70 х 50 % =35 дней
Величина подготовительного
запаса также определена условиями задачи и равняется 5 дням.
Для
определения нормы запаса материалов воспользуемся формулой.
П ПЗ =
S
Рi/ДПЛ(Т тек + Тстр + Т под
+Т тр)i
где Рi
– расход i –го элемента ПЗ конкретного вида в плановом периоде
Д пл
– длительность планового периода (год – 360 дней; квартал -90 дней; месяц -30
дней).
Предварительно
определим расход i – го элемента в стоимостном и натуральном выражении в
плановом периоде.
Р нат. = 1400
х 520 = 728000 кг
Р стоим. =
728000 х 2900= 211200,0 тыс. руб.
Длительность
планового периода примем равной год, т.е. 360 дней.
Определим
норму запаса материала:
1. В натуральном
выражении:
П ПЗ =
728000/360 (70+35+5) = 222442 кг.
2. В
стоимостном выражении:
222442 х 2900
= 65081,8 тыс. руб.
Таким
образом, норма запаса в натуральном выражении составляет 22442 кг, а в
стоимостном 65081,8 тыс. руб.
3. Выработка на одного
работающего по отчету за год - 1895 руб., численность работающих 1295 чел. По
плану производство продукции за год составляет 3100 тыс. руб., численность работающих
– 1340 чел. Определить плановый рост производительности труда и прирост продукции,
полученной за счет роста производительности труда
Решение.
Производительность
труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в сфере материального
производства и представляет собой способность человека производить определенное
количество материальных благ в течение промежутка времени. Она измеряется количеством
продукции, производимой в единицу времени, или затратами труда на производство единицы
продукции. При анализе производительности труда ПТ различают ее уровень и темпы
роста. В нашем задании требуется определить темпы роста производительности
труда. Но для того чтобы определить темпы роста производительности труда как
плановые, так и фактические, вначале необходимо определить производительность
труда плановую и фактическую. В нашем задании требуется анализировать
производительность труда среднегодовую. Для этого воспользуемся формулой.
П ср год
= ТП / Ч ппп,
где ТП –
товарная продукция, руб.
Ч ппп -
среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.
Определим
производительность труда:
1. Плановую П
ср год = 3100 /1340 = 2,31 тыс. руб.
2.
Фактическая П ср год = 2454,03 /1295 = 1,895 тыс. руб.
Далее
определим рост производительности труда, воспользовавшись для этого формулой.
∆ПТ =
[(Упт отч – Упт баз) / Упт баз] х 100, где
Упт баз
– уровень производительности труда базисного периода (плановый уровень)
Упт отч -
уровень производительности труда отчетного периода (фактический уровень)
∆ПТ =
[(1,895 – 2,31) / 2,31] х 100 = -17,96%
Из расчетов
видно, что фактический уровень роста производительности труда ниже планового на
17,96 %.
Кроме того,
целесообразно рассчитать индекс изменения Упт, который показывает, во сколько
раз изменился соответствующий уровень ПТ, в нашем случае фактический, по
сравнению с плановым.
Упт = ПТ отч
/ П баз
Упт =
2,31/1,895 = 1,22 раза
Эффективность
использования трудовых ресурсов характеризуется долей прироста товарной
продукции, полученной за счет роста производительности труда (∆ ТП ПТ):
∆ ТП ПТ
= ПТ х Ч
где Ч
–численность работников, чел.;
∆ ТП ПТ
- производительность труда, тыс. руб.
ТП план.
= 2,31 х 1340 = 3095,4 тыс. руб.
∆ ТП ПТ
= 3095,4-2539,4= -556,1
Как известно,
по доле прироста продукции, получаемой за счет роста ПТ, можно сделать вывод о
том, по какому пути развивается предприятие. Если эта доля менее 50 % -
преобладает экстенсивное, а если более 50 % - интенсивное развитие. Так как
полученный результат более 50 % (93,03 %) то можно сделать вывод о том, что у
данного предприятия интенсивное развитие.
1. Гражданский кодекс
Российской федерации. – М.: 2000
2. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая (в ред.
Федеральных законов от 30.03.1999, № 51-ФЗ и 09.07.1999 № 154 ФЗ
3. Андреева О.б.
Экономика предприятия (Базовый конспект лекций) / Учебное пособие. – Кострома:
Изд-во КГТУ, 2001
4.Балабанов И.Т. Финансовый
анализ и планирование хозяйственного субъекта – 2-е изд. – М.: Финансы и
статистика, 2001. –208 с
5. Бригхем Ю., Гапенски А. Финансовый менеджмент / пер. с англ. под
ред. Ковалева В.В.. – СПб.: Экономическая школа, 1998, т.2. – 669 с.
6. Верещака В.В. Привлечение оборотных средств // Главбух № 21,
1998. – с. 19 – 20.
7. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния
предприятия // Финансы № 7, 2001. – с. 64 – 67.
8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Годовая и квартальная бухгалтерская
отчетность. Учебно-методическое пособие по составлению. – М.: Дело и сервис,
1998. – 144 с.
9
Ефимова О.В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет №
19, 2000. – с. 72 – 78.
10. Основы предпринимаьтельской деятельности / Под ред. В.М.
Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. -496 стр.
11. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: ООО «Новое знание»,
2000.
12. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИД ФБК
–ПРЕСС, 2001
13. Экономика предприятия: Учебник / В.и. Титов. – М.: Эксмо,
2007. - 417 с.