Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,57 Mb
  • Опубликовано:
    2010-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг

Министерство образования РФ

Кафедра статистики

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

на тему «Статистическое изучение затрат на производство

и реализацию продукции и услуг»

Вариант-14

Исполнитель: Специальность: Менеджмент организации

(2 ВО, 3 курс)

№ личного дела:

Руководитель:









Краснодар, 2009 г.

Оглавление

Введение

Теоретическая часть

Сущность и классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции и услуг

Себестоимость как основа определения цен, необходимость её статистического исследования

Динамика изменения себестоимости

Анализ динамики затрат на производство продукции

Расчетная часть

Аналитическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Важнейший показатель экономической деятельности любого предприятия – прибыль, она зависит, в основном, от цены продукции и затрат на ее производство.

Данная тема является актуальной, поскольку все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции, а себестоимость служит важнейший показателем эффективного использования производственных ресурсов.

Цель курсовой работы: статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг.

Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия.

Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию.

Задачи расчетной части работы заключаются в освоении методики и технологии проведения статистических расчетов; изучить динамику изменения затрат на производство и реализацию продукции по определенным данным; сделать выводы по приведенным расчетам.

Задачей для аналитической части работы является исследование динамики выпуска продукции на предприятии на несколько лет; выявление закономерности возрастания и спада показателей; определение выводов на основании соответствующих расчетов.

Данная работа выполнена с помощью программных средств: Microsoft Word, Microsoft Excel.

Теоретическая часть

 

Сущность и классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции и услуг

Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

По экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производится как непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности (см. Приложение).

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:

- прямые - связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);

- косвенные – связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).

Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:

- условно-постоянные расходы – это расходы величина которых существенно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.);

- условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, основную заработную плату производственному персоналу и др.).

По степени однородности затраты подразделяются на:

- элементарные;

- комплексные.

Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от их назначения. Цель группировки по элементам – выявить затраты на производство продукции по их видам (материальные затраты, амортизационные отчисления и т.д.). Соотношение между отдельными элемента-ми затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции.

Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в настоящее время определяется постановлением правительства.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Исходя из общепринятых правил единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства является следующая группировка: затраты предприятия на производство продукции складываются из элементов:

·   материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов),

·   затраты на оплату труда;

·   отчисления на социальные нужды;

·   амортизация основных фондов;

·   прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

1. Материальные затраты включают в себя: стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.

2. Затраты на оплату труда включают в себя: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.

В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда в виде премий выплачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления; материальная помощь; беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплата дополнительных отпусков женщинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям; подписки и приобретения товаров для личных нужд работников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий, путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

3. Отчисления на социальные нужды включают отчисления в: фонд обязательного социального страхования; Пенсионный фонд; Государственной фонд занятости населения (в настоящее время упразднен); Фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.

5. Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Структура затрат не остается постоянной, она динамична. В период проводимых в России реформ структура затрат существенно изменилась: снизился удельный вес материальных затрат (на 8-11 пунктов), несколько выросла оплата труда (в пределах одного пункта; в промышленности — снижение) и отчисления на социальные нужды (в промышленности — около 3 пунктов), снизился удельный вес, амортизации, особенно в промышленности, и резко выросли прочие затраты (примерно на 10 пунктов). Изменения в структуре затрат происходят под влиянием неравномерного спада производства по отраслям экономики и промышленности, структурных сдвигов в их развитии, периодических переоценок основных средств, разноуровневой инфляции на материальные ресурсы и товары. В условиях стабильно развивающейся экономики показатели структуры затрат на макроуровне более инерционны.

Для изучения сущности затрат и последующего применения аналитических данных (например, с целью выявления влияния затрат на себестоимость продукции) регулярно проводится исследование затрат указанных выше групп. Так например, в I полугодии 2008 года Территориальным органом федеральной службы государственной статистики Краснодарского края подведены итоги выборочного обследования о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) базовых предприятий и организаций по отдельным видам экономической деятельности (см. рис. 1.1, 1.2.).

Рис. 1.1. Структура формирования затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в I полугодии 2008 года (в % к итогу) (в сельском хозяйстве)

Рис. 1.2. Структура формирования затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в I полугодии 2008 года (в % к итогу) (в промышленности)

При этом в составе прочих затрат 27,4% приходится на арендную плату; 17,9% - на налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции; 21,3% - на расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций

Таким образом, затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.

Себестоимость – как основа определения цен, необходимость её статистического исследования

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).

Для выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

· в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

· в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

· в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

· в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

· в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Уровень себестоимости сам по себе еще не дает возможности судить об уровне эффективности производства. Такую характеристику может дать индекс себестоимости.

Статистика изучает выполнение плана по себестоимости, структуру затрат на производство, влияние отдельных факторов на уровень себестоимости, определяет резервы ее дальнейшего снижения.

Основной целью статистического изучения затрат предприятия является выявление резервов снижения себестоимости. Статистика себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

Анализируя данные бухгалтерского учета и отчетности, статистика решает следующие задачи: изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости:

· дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;

· исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости, и выявляет возможности ее снижения.

Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Метод средних и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов.

Необходимость изучения структуры себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия (фирмы) на производство продукции различны по своей экономической природе и величине, а следовательно, и по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в качественно однородные совокупности (см. рис. 2).

Рис. 2. Группировка затрат на производство продукции.

 

Динамика изменения себестоимости

В анализе себестоимости единицы продукции применяются показатели:

- себестоимость единицы продукции за предыдущий год ();

- планируемая себестоимость единицы продукции на предстоящий год (),

- фактическая себестоимость единицы продукции ().

Динамика себестоимости единицы продукции изучается индексным методом.

- индекс планового задания по себестоимости ;

- индекс динамики себестоимости ;

- выполнение плана по себестоимости ;

Между этими индексами существует взаимосвязь.

При изучении изменения уровня себестоимости одного вида изделий, выпускаемого несколькими предприятиями, может быть построен индекс переменного состава:

где C1, С0 – себестоимость единицы продукции в базисном и отчётном периоде; q1, q0 – выпуск продукции в натуральном выражении.

На величину этого показателя влияют как изменение уровня себестоимости изучаемой продукции на отдельных предприятиях, так и структурные сдвиги в выпуске продукции с различным уровнем себестоимости.

Агрегатный индекс фиксированного состава не подвержен влиянию структурных сдвигов и показывает среднее изменение себестоимости продукции:


Этот индекс может быть использован и при изучении разнородной продукции. Разность числителя и знаменателя отразит изменение суммы затрат на производство в связи с изменением себестоимости продукции.

Влияние структурного фактора на уровень себестоимости продукции можно определить с помощью индекса структурных сдвигов:

 

Этот же результат получим, если индекс переменного состава разделим на индекс фиксированного состава.

Построение рассмотренных индексов себестоимости правомерно только для сравнимой продукции, т. е. той, которая выпускалась в сравниваемых периодах.

Методика расчета себестоимости единицы продукции видна из следующего соотношения: , где  - средние затраты на единицу продукции (себестоимость единицы продукции); - затраты i-го вида ресурса; - количество единиц продукции.

Анализ динамики затрат на производство продукции

Для анализа динамики затрат можно использовать двухфакторные или трехфакторные мультипликативные модели.

1. Затраты на производство продукции по совокупности единиц зависят от изменения объема продукции и от изменения себестоимости единицы продукции по каждой единице совокупности:

.

Тогда имеем систему взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста затрат на производство продукции на два фактора:

.

2. В случае выпуска однородной продукции на различных предприятиях (различных подразделениях предприятия) можно использовать трехфакторную модель зависимости общих затрат от общего объема произведенной продукции, от структуры производства и от себестоимости единицы продукции по каждому предприятию (подразделению):

.

Тогда система взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста общих затрат следующие:

,

где  - абсолютное изменение затрат за счет изменения объема выпуска продукции;

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения структуры выпуска продукции (изменения доли производства более дорогой и более дешевой продукции);

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях.

Расчетная часть

 

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20% механическая):

№ предприятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производство продукции, млн руб.

№ предприятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производство продукции, млн руб.

1

160

18,240

16

148

17,612

2

140

17,080

17

110

13,970

3

105

13,440

18

146

17,666

4

150

17,850

19

155

17,980

5

158

18,170

20

169

19,266

6

170

19,210

21

156

17,940

7

152

17,936

22

135

16,335

8

178

19,580

23

122

15,250

9

180

19,440

24

130

15,860

10

164

18,860

25

200

21,000

11

151

17,818

26

125

15,250

12

142

17,040

27

152

17,784

13

120

15,000

28

173

19,030

14

100

13,000

29

115

14,490

15

176

19,360

30

190

19,950

 

Задание 1


1. По исходным данным постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку: выпуск продукции, образовав 5 групп с равными интервалами.

2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Решение:

Для построения статистического ряда распределения, сначала образуем 5 групп с равными интервалами по следующей формуле:

i =  =  = 20 тыс.ед.

1 гр. 100-120; 2 гр. 120-140; 3 гр. 140-160; 4 гр. 160-180; 5 гр. 180-200

Таблица 1. Группировочная таблица

Группы предприятий

Число предприятий

Центр интервала

xifi

xi-

(xi-)2

(xi-)2fi


fi

xi





100-120

4

110

440

-40

1600

6400

120-140

5

130

650

-20

400

2000

140-160

11

150

1650

0

0

0

160-180

7

170

1190

20

400

2800

180-200

3

190

570

40

1600

4800

Итого

30


4500



16000


Расчет средней арифметической взвешенной: =  150 тыс.ед.

Расчет дисперсии по формуле: == =533,3 тыс.ед.

Среднее квадратическое отклонение:  23,1 тыс.ед.

Расчет коэффициента вариации: Kv =

Мода и медиана.

Для нахождения моды и медианы необходимо построить таблицу, в которой будут отображены накопленные частоты.

Таблица 2. Ряд распределения предприятий по выпуску продукции

Группы предприятий по выпуску продукции

Число предприятий

Накопленные частоты

Абсолютное

В % к итогу

100-120

4

13,3

4

120-140

5

16,7

9

140-160

11

36,7

20

160-180

7

23,3

27

180-200

3

10

30

Итого

30

100



Наибольшее число регионов – 11, имеют затраты в интервале 140 - 160, который и является модальным.

 

=

Для рассматриваемой совокупности наиболее распространенный объем выпуска продукции 152 тыс.ед. Ряд распределения является симметричным.

 








Рис. 1. Диаграмма распределения предприятий по выпуску продукции

Мe = Xме + iме = 140+20 × =150,9 тыс.ед.

В рассматриваемой совокупности предприятий половина имеют объем выпуска продукции не более 150,9 тыс.ед., а другая половина не менее 150,9 тыс.ед.

Медиана определяется граффически по кумуляте, для её определения из точек по шкале накопленных частот соответствующим 50%, проводится прямая параллельная оси абсцисс до пересечения с кумулятой. Из точки пересечения указанной прямой опускают перпендикуляр на ось абсцисс. Абсциссой точки пересечения является медианой.

Рис. 2. Кумулята распределения предприятий по выпуску продукции

Вывод: Анализ полученных значений говорит о том, что средний объем выпуска продукции составляет 150 тыс.ед., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 23,1 тыс.ед.

Коэффициент вариации 15,4%, следовательно, вариация выпуска продукции незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна.

Расхождения между модой, медианой и средним значением незначительны, что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий.

Найденное среднее значение 150 тыс.ед., является типичной надежной характеристикой, исследуемой совокупностью предприятий.

 

Задание 2


По исходным данным

1. Установите наличие и характер связи между признаками: выпуск продукции и затраты на производство продукции методом аналитической группировки, образовав 5 групп с равными интервалами по факторному признаку.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение:

Таблица 3. Рабочая таблица.

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс.ед.

№ предпр.

Выпуск продукции, тыс.ед.

Затраты на производство продукции,

млн. руб.

1

2

3

4

14

100

13,000

3

105

13,440

17

110

13,970

29

115

14,490

Итого:

4

430

54,900

2. 120-140

13

120

15,000

22

135

16,335

23

122

15,250

24

130

15,860

26

125

15,250

Итого:

5

632

77,695

1

2

3

4

3. 140-160

2

140

17,080

4

150

17,850

5

158

18,170

7

152

17,936

11

151

17,818

12

142

17,040

16

148

17,612

18

146

17,666

19

155

17,980

21

156

17,940

27

152

17,784

Итого:

11

1650

194,876

4. 160-180

1

160

18,240

6

170

19,210

8

178

19,580

10

164

18,860

15

176

19,360

20

169

19,266

28

173

19,030

Итого:

7

1190

133,546

5. 180-200

9

180

19,440

25

200

21,000

30

190

19,950

Итого:

3

570

60,390

Всего:

30

4472

521,407


Таблица 4. Зависимость затрат на производство продукции от выпуска продукции.

Группы предприятий по выпуску продукции

Число предпр.

Выпуск продукции, тыс.ед.

Затраты на произв-во продукции, млн.руб.

Всего

в среднем на 1 предпр.

Всего

в среднем на 1 предпр.

1. 100-120

4

430

107,5

54,900

13,725

2. 120-140

5

632

126,4

77,695

15,539

3. 140-160

11

1650

150

194,876

17,716

4. 160-180

7

1190

170

133,546

19,078

5. 180-200

3

570

190

60,390

20,130

Итого:

30

4472

149,1

521,407

17,380


Вывод: Анализ данных таблицы 4 показывает, что с увеличением выпуска продукции от группы к группе возрастают затраты на производство продукции, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

Таблица 5. Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии.

Группы предпр. по выпуску прод-ции, тыс.ед.

Число предпр.

Затраты на произв-во в среднем на 1 предпр.

(

(fi

1

2

3

4

5

6

1. 100-120

4

13,725

-3,655

13,359

53,436

2. 120-140

5

15,539

-1,841

3,389

16,945

3. 140-160

11

17,716

0,336

0,113

1,243

4. 160-180

7

19,078

1,698

2,883

20,181

5. 180-200

3

20,130

2,75

7,563

22,689

Всего:

30

17,380



114,494


Межгрупповая дисперсия определяется по формуле:

= = 3,816 млн. руб.

Для нахождения  построим следующую таблицу.

Таблица 6. Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии.

№ п/п

y

y2

№ п/п

y

y2


1

2


1

2

1

18,240

332,698

16

17,612

310,183

2

17,080

291,726

17

13,970

195,161

3

13,440

180,634

18

17,666

312,088

4

17,850

318,623

19

17,980

323,280

5

18,170

330,149

20

19,266

371,179

6

19,210

369,024

21

17,940

321,844

7

17,936

321,700

22

16,335

266,832

8

19,580

383,376

23

15,250

232,563

9

19,440

377,914

24

15,860

251,540

10

18,860

355,700

25

21,000

441,000


1

2


1

2

11

17,818

317,481

26

15,250

232,563

12

17,040

290,362

27

17,784

316,271

13

15,000

225,000

28

19,030

362,141

14

13,000

169,000

29

14,490

209,960

15

19,360

374,810

30

19,950

398,003

Итог:

521,407

9182,800


Общая дисперсия вычисляется по следующей формуле:

 =  = 4,023 млн.руб.

Эмпирический коэффициент детерминации: = =

Эмпирическое корреляционное отношение:

Вывод: Вариация затрат на производство на 97,4% обусловлена вариацией выпуска продукции. Между этими признаками существует весьма тесная связь.

 

Задание 3


По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки среднего выпуска продукции и границы, в которых будет находиться средний выпуск продукции в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли предприятий с выпуском продукции 160 тыс.ед. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение:

1. По условию задачи Р = 0,954, следовательно t = 2.

Оценим величину ошибки выборки для среднего значения признака. Предельная ошибка выборки для среднего значения:

 ; 2= 7,54 тыс.ед.

, где = 150,

следовательно 150 – 7,54150 + 7,54, т.е. 142,46157,54

Вывод: С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний выпуск продукции на 1 предприятие в генеральной совокупности можно ожидать в пределах от 142,46 до 157,54 тыс.ед. Эти пределы распространяются на 954 единицы из 1000.

2. Доля предприятий с выпуском продукции свыше 160 тыс.ед. в выборочной совокупности составляет w – выборочную долю =  или 33,3%. Предельная ошибка выборки для доли признака вычисляется следующим образом:

; 2= 0,154 или

15,4%. 30 – 15,430+15,4, т.е. 14,645,4

Вывод: С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля предприятий с выпуском продукции 160 тыс.ед. и выше ожидается в пределах от 14,6% до 45,4%.

Это утверждение распространяется на 954 единицы из 1000.

Задание 4


Имеются следующие данные о выпуске и себестоимости продукции по организации:

Вид продукции

Произведено продукции, тыс.ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

А

50

60

300

280

Б

20

21

400

420


Определите:

1. Затраты на производство каждого вида и в целом двух видов продукции в отчетном и базисном периодах.

2. Абсолютное и относительное изменения затрат на производство продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным вследствие изменения производства продукции, себестоимости единицы продукции и двух факторов вместе: по каждому виду продукции; по двум видам продукции вместе. Результаты расчетов представьте в таблице. Сделайте выводы.

Решение:

Таблица 7. Данные о выпуске и себестоимости продукции

Вид продукции

Произведено продукции, тыс. ед.,

Себестоимость единицы продукции, руб.

Затраты на производство

Базисный период, q0

Отчетный период, q1

Базисный период, z0

Отчетный период, z1

Базисный период, q0 z0

Отчетный период, q1 z1

А

50

60

300

280

15000

16800

Б

20

21

400

420

8000

8820

Итого





23000

25620


2. Определим абсолютное и относительное изменение затрат на производство.

Таблица 8. Рабочая таблица

Вид продукции

Затраты на производство, руб. в базисном периоде, Z0

Затраты на производство, руб. в отчетном периоде Z1

Абсолютное отклонение, руб.

Относительное отклонение, %.

А

15000

16800

1800

112,0

Б

8000

8820

820

110,2

Итого

23000

25620

2620

111,4


По двум видам продукции наблюдается увеличение затрат на производство. По продукции А увеличение составило 1800 руб. или 12 % а по продукции Б – 10,2 % или 820 руб.

В целом по предприятию увеличение затрат составило 11,4 % или 2620 руб. на весь выпуск.

Индекс затрат на производство определяется по формуле:

IZ = åz1q1 / åz0q0

Он отражает изменение физического объема продукции (q) и себестоимости единицы продукции (z) и равен произведению этих индексов:

IZ = Iz · Iq. где Iz = ∑q1z0 / ∑ q0z0; Iq = ∑q1z1 / ∑ q1z0

Определим относительное изменение затрат на производство продукции А:

IZ = z1q1 / z0q0 = 1,12

Iz = q1z0 / q0z0 = 60·300 / 50·300 = 1,2

Iq = q1z1 / q1z0 = 60·280 / 60·300 = 0,933

IZ = 1,2·0,933 = 1,12

Определим абсолютное изменение затрат на производство продукции А:

ΔZ = 16800-15000 = 1800 руб.

ΔZz = q1z0 - q0z0 = 60·300 – 50·300 = 3000 руб.

ΔZq = q1z1 - q1z0 = 60·280 – 60·300 = -1200 руб.

ΔZ = ΔZz + ΔZq =3000 – 1200 = 1800 руб.

Таким образом, на увеличение затрат на выпуск продукции А (1800 руб.) повлияло увеличение себестоимости единицы продукции (3000 руб.), а изменение объема произведенной продукции повлияло в сторону уменьшения затрат на производство (-1200 руб.).

Аналогично определим изменение для продукции Б:

IZ = z1q1 / z0q0 = 1,1025

Iz = q1z0 / q0z0 = 21·400 / 20·400 = 1,05

Iq = q1z1 / q1z0 = 21·420 / 21·400 = 1,05

IZ = 1,05*1,05 = 1,1025

Определим абсолютное изменение затрат на производство продукции Б:

ΔZ = 8820-8000 = 820 руб.

ΔZz = q1z0 - q0z0 = 21·400 – 20·400 = 400 руб.

ΔZq = q1z1 - q1z0 = 21·420 – 21·400 = 420 руб.

ΔZ = ΔZz + ΔZq = 400 + 420=820 руб.

Таким образом, на увеличение затрат на выпуск продукции Б (820 руб.) повлияло увеличение себестоимости единицы продукции (400 руб.) и изменение объема выпущенной продукции (420 руб.).

Определим изменение затрат на производство всего выпуска продукции:

IZ = åz1q1 / åz0q0 = 1,1139

Iz = ∑q1z0 / ∑ q0z0 = (60·300+21·400)/(50·300+20·400) = 1,148

Iq = ∑q1z1 / ∑ q1z0 = (60·280+420·21)/(60·300+21·400) = 0,9705

IZ = Iz ·Iq = 1,148·0,9705 = 1,1139

Определим абсолютное изменение затрат на производство продукции:

ΔZ = 25620-23000 = 2620 руб.

ΔZz = ∑q1z0 – ∑ q0z0 = (60·300 + 21·400) – (50·300 + 20·400) = 3400 руб.

ΔZq = ∑q1z1 – ∑ q1z0 = (60·280 + 420·21) – (60·300 + 21·400) = -780 руб.

ΔZ = ΔZz + ΔZq = 3400 – 780 = 2620 руб.

Следовательно, на увеличение затрат выпуска продукции (2620 руб.) повлияло увеличение себестоимости единицы продукции (3400 руб.), изменение объема продукции (-780 руб.) привело к снижению общей величины затрат.

Таблица 3. Итоговая таблица

Вид продукции

Затраты в базисном периоде

Затраты в отчетном периоде

Изменение затрат на производство за счет

Изменения объема выпуска

Изменения себестоимости единицы

Изменение всего

А

15000

16800

-1200

3000

-1800

Б

8000

8820

420

400

820

Итого

23000

25620

-780

3400

2620


Аналитическая часть


Постановка задачи

C целью анализа динамики изменения затрат предприятия были взяты данные о затратах Открытого Акционерного Общества «Заволжский моторный завод».

ОАО «Заволжский моторный завод»[1] входит в компанию ОАО «СОЛЛЕРС». Дата образования ЗМЗ – 17 апреля 1958 года. Основное назначение завода: производство двигателей внутреннего сгорания рабочим объемом от 2, 2 л до 4,67 л. Предприятие выпускает свыше 80 модификаций двигателей для автомобилей и автобусов трех автомобильных компаний России – ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «Павловский автобус». 28 апреля 2004 г. со сборочного конвейера ЗМЗ сошел 13 000 000–й двигатель. ЗМЗ имеет собственную конструкторскую и экспериментальную базу, производит запасные части к выпускаемым двигателям.

По нижеприведенным исходным данным проанализируем динамику изменения затрат на производство продукции на предприятии за 5 лет:

Год

Затраты на выпуск продукции,

млн. руб.

2004

26,6

2005

54,01

2006

158,06

2007

211,2

2008

266,0


Методика решения задачи

Расчет показателей анализа ряда динамики выполняем по формулам, представленным в табл. 1.

Таблица 1. Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

1.    

2.    

3.    

4.    

Абсолютный прирост

 (1)

 (2)

(3)

1.    

2.    

3.    

4.    

Темп роста

 (4)

 (5)

(6)

Темп прироста

 (7)

 (8)

 (9)


Средний уровень в интервальном ряду определяется по формуле:

(10)

Абсолютное значение 1 % прироста определяется по формуле:

A%i = (11)

Числовые обозначения y1 – уровень первого периода; yi – уровень сравниваемого периода; yi-1 – уровень предыдущего периода; yn – уровень последнего периода; n – число уровней ряда динамики.

Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты показателей анализа ряда динамики затрат предприятия выполнены с помощью пакета прикладных программ MS Excel.

Результаты расчетов и ввод формул представлены соответственно на рис. 1, 2, а также в приложениях №1 и №2.

Рис. 1 Алгоритм ввода формул для расчета показателей ряда динамики изменения затрат на производство продукции на предприятии за 5 лет

Рис. 2 Результаты расчетов показателей ряда динамики изменения затрат на производство продукции на предприятии за 5 лет

Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы. В течение пяти лет затраты на производство продукции увеличились на 239,4 млн. руб.

В течение всего анализируемого периода наблюдается положительная динамика увеличения затрат на производство продукции, что наглядно демонстрирует график (рис. 3).

Выполненные расчеты позволяют сделать следующие выводы.

В период 2005, 2007, 2008 гг. динамика носит планомерный характер. Однако в период 2006 г. затраты носят скачкообразный характер. Об этом говорят цепные абсолютные приросты (в этот год показатель цепного абсолютного прироста составил 104,04 млн. руб., в то время как в иные периоды – от 27,4 до 54,8 млн. руб.). Рост затрат на производство в 2006 году связан с расширением самого предприятия, с увеличением объема производства, а также с началом выпуска новой продукции.[2]


1

2

3

4

5

2004

2005

2006

2007

2008

26,6

54,0

158,1

211,2

266,0

Рис. 3. График расчета показателей ряда динамики изменения затрат на производство продукции на предприятии за 5 лет.

В течение анализируемого периода деятельности предприятия средний размер затрат на производство продукции составил 143,174 млн. руб., в среднем за год затраты увеличились на 59,85 млн. руб.

Увеличение затрат на производство продукции на предприятии можно увидеть и по увеличивающемуся абсолютному значению 1% прироста.

Заключение

Итак, изучив все поставленные перед автором работы вопросы можно сделать следующие выводы. Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.

Под себестоимостью понимают сумму выраженных в денежной форме затрат, связанных с выпуском определённого объема и состава продукции. Себестоимость – обобщающий качественный показатель работы предприятия. Ее уровень служит основой для определения цен на отдельные виды продукции.

Статистика изучает выполнение плана по себестоимости, структуру затрат на производство, влияние отдельных факторов на уровень себестоимости, определяет резервы ее дальнейшего снижения.

Основной целью статистического изучения затрат предприятия является выявление резервов снижения себестоимости.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

 

Список используемой литературы:


1. Елисеева И. И. Юзбашев М. М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Керимов В.Э Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях. – М.: Эксмо – Пресс, 2005.

3. Минашкин В.Г. Статистика: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2006.

4. Переяслова И. Г. Колбачев Е. Б. Основы статистики. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2001.

5. Попова Л.В., Головина Т.А. Основные концепции анализа затрат на промышленном предприятии/ Журнал «Управленческий учет» №1, 2005.

6. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУИТМО, 2005.

7. Стражев В.И Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – М.: Высшая школа, 2005.

8. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

Приложение

 



Затраты предметов труда


Затраты средств труда


Заработная плата и начисления


Прочие денежные средства

Затраты не включенные в себестоимость (произведенные за счет фонда развития предприятия и др.) труда


Изменение (+, - ) остатка по счету «Расходы будущих периодов»


Затраты на производство


Изменение (+, - ) остатка незавершенного производства, полуфабрикатов собственной выработки, не включаемых в валовую продукцию


Изменение (+, - ) остатка предстоящих расходов


Изменение (+,-) заделов незавершенного производства и полуфабрикатов, включаемых в валовую продукцию


Себестоимость валовой продукции


Изменение (+,-) остатков инструментов и приспособлений собственной выработки, включаемых в валовую продукцию


 

Производственная себестоимость товарной продукции


Примерные статьи калькуляции


сырье и материалы(возвратные отходы вычитаются);топливо и энергия на технологические цели; основная заработная плата производственных рабочих; дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное, медицинское страхование и проч.; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; коммерческие расходы.

Полная себестоимость товарной продукции


Изменение(+,-) затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке



Полная себестоимость реализованной продукции




[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Согласно годовому отчету за 2006 г. ОАО «ЗМЗ» от 16.03.2007 г.

Похожие работы на - Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!