Методологические основы анализа хозяйственной деятельности
Контрольная работа
Вариант I
Раздел 1.
Методологические основы АХД
1. Предмет, объект,
цель, содержание и задачи АХД в современных условиях
АХД как наука представляет собой систему
специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного
развития, научным обоснованием плана, управленческих решений, контроля за их
выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и
обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности
производства и разработка рекомендаций по их использованию.
Предметом АХД является причинно-следственные связи
экономических явлений и процессов.
Объекты АХД – экономические результаты
хозяйственной деятельности.
АХД занимает важное место
в системе управления предприятием. При этом систему управления можно
представить в виде следующей последовательности взаимосвязанных функций:
1.
планирование;
2.
учёт;
3.
анализ;
4.
принятие
управленческих решений.
Содержание АХД вытекает
из тех функций, которые он выполняет в системе экономических наук (задачи):
1.
изучение
характера действия экономических законов, установление закономерностей и
тенденций экономических явлений и процессов;
2.
научное
обоснование текущих и перспективных планов;
3.
контроль за
выполнением планов управленческих решений, а также за экономным использованием
ресурсов;
4.
изучение влияния
факторов на результаты хозяйственной деятельности;
5.
поиск резервов повышения
эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижений
науки;
6.
оценка
результатов деятельности предприятия по выполнению планов по достигнутому
уровню развития и использованию имеющихся возможностей;
7.
разработка
рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной
деятельности.
1.2 Виды
экономического анализа
Классификация АХД имеет
важное значение для правильного понимания его содержания и задач. АХД
классифицируется по различным признакам:
·
По отраслевому
признаку:
1)
отраслевой,
методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики;
2)
межотраслевой –
является эффективной основой АХД и применяется во всех отраслях;
·
По признаку
времени:
1)
предварительный:
проводится до осуществления хозяйственных операций;
2)
последующий:
проводится после завершения хозяйственных операций;
3)
итоговый:
проводится за какой-либо отчётный период;
·
По
пространственному признаку:
1)
внутрифирменный:
изучается деятельность одного предприятия;
2)
межфирменный:
сравнивается деятельность двух или более предприятий;
·
По
функциональному признаку:
1)
финансовый;
2)
управленческий;
3)
маркетинговый;
4)
инвестиционный;
5)
социально-экономический;
6)
функционально-стоимостной и др.
·
По методике
изучения объекта:
1)
количественный;
2)
качественный;
3)
экспресс;
4)
экономико-математический;
·
По субъектам
анализа:
1)
внутренний:
осуществляется на предприятии для собственных нужд;
2)
внешний:
проводится на основании отчётности банками, инвесторами, акционерами и др. заинтересованными
лицами;
·
По степени охвата
изучаемых объектов:
1)
сплошной: выводы
делают после изучения всех объектов;
2)
выборочный:
выводы делают по результатам обследования части объекта;
·
По содержанию
программы:
1)
комплексный, при
котором деятельность изучается полностью;
2)
тематический, при
котором изучается только отдельные стороны деятельности предприятий.
Раздел 2. Построение
структурно-логических и математических моделей факторных систем
Задание: установить соподчиненность факторов
(Х1, Х2, Х3 и т.д.), влияющих на анализируемый
показатель (У), представить её в виде блок схемы и записать математическую
модель построения факторной системы. (Не все приведённые в условии факторы
обязательно включать в факторную систему). Дать краткую качественную
характеристику каждого фактора.
Задача 1
Результативный
показатель: У – прибыль отчётного периода;
Факторы: Х1 –
прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Х2 –
операционные доходы;
Х3 –
операционные расходы;
Х4 –
внереализационные доходы;
Х5 – внереализационные
расходы;
Х6 – объём
выпущенной продукции.
Решение:
Прибыль отчетного периода
(У) рассчитывается как сумма прибыли от реализации (Х1), прибыли от
прочей реализации и прибыли по внереализационным операциям.
В свою очередь прибыль от
прочей реализации рассчитывается как разница между операционными доходами (Х2)
и операционными расходами (Х3), а прибыль по внереализационным
операциям как разница между внереализационными доходами (Х5) и
внереализационными расходами (Х6).
Таким образом, Прибыль отчётного
периода = прибыль от реализации (Х1) + (операционные доходы (Х2)
- операционные расходы (Х3)) + (внереализационные доходы (Х4)
- внереализационные расходы (Х5)).
Математическая модель:
У = Х1 + (Х2
- Х3) + (Х4 - Х5)
На размер прибыли
отчётного периода оказывают влияние следующие факторы:
2)
операционные
доходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости,
зависит от деятельности предприятия;
3)
операционные
расходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой
зависимости, зависит от деятельности предприятия;
4)
внереализационные
доходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от
деятельности предприятия;
5)
внереализационные
расходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от
деятельности предприятия;
6)
объём выпущенной
продукции – данный фактор является экстенсивным, зависит от деятельности
предприятия.
Задача 2
Результативный
показатель: У – объём выпущенной продукции;
Факторы: Х1 –
среднегодовая численность рабочих;
Х2
–среднегодовая выработка продукции одним рабочим;
Х3 – прибыль
от реализации продукции;
Х4 –
среднечасовая выработка продукции одним рабочим;
Х5 –
количество часов отработанных одним рабочим за год;
Х6 –
количество дней отработанных одним рабочим за год;
Х7 –
продолжительность рабочего дня;
Х8 – удельный
вес рабочих в общей численности работающих.
Решение:
Объём выпущенной
продукции (У) равен произведению среднегодовой численности рабочих (Х1)
и среднегодовой выработки на одного работающего (Х2). В свою очередь
среднегодовая выработка на одного рабочего (Х2) рассчитывается как
произведение количества дней отработанных одним рабочим за год (Х6),
продолжительности рабочего дня (Х7) и среднечасовой выработки
продукции одним рабочим (Х4).
Таким образом, объём
выпущенной продукции (У) = среднегодовая численность рабочих (Х1) *
(количество дней отработанных одним рабочим за год (Х6) *
продолжительность рабочего дня (Х7) * среднечасовую выработку
продукции одним рабочим (Х4)).
У = Х1 * Х2.
Х2 = Х6
* Х7 * Х4.
У = Х1 * Х6
* Х7 * Х4.
На объём выпущенной
продукции оказывают влияние следующие факторы:
1)
среднегодовая
численность рабочих - данный фактор является экстенсивным, долгосрочным,
зависит от деятельности предприятия, носит характер прямой зависимости;
2)
среднегодовая
выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным,
зависит от деятельности предприятия;
3)
прибыль от
реализации продукции – данный фактор является интенсивным, носит характер
прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;
4)
среднечасовая
выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным,
краткосрочным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности
предприятия;
5)
количество часов
отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным,
краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;
6)
количество дней
отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, не
зависит от деятельности предприятия;
7)
продолжительность
рабочего дня - данный фактор является экстенсивным, носит характер прямой
зависимости, не зависит от деятельности предприятия;
8)
удельный вес
рабочих в общей численности работающих – данный фактор является интенсивным,
зависит от деятельности предприятия.
Раздел 3. Задачи по
количественному измерению уровня влияния факторов с использованием экономико-логических
методов
Задача 1
Построить факторную
модель прибыли и исчислить влияние факторов на изменение её суммы всеми
возможными способами. Сделать выводы.
Показатели
|
План
|
Факт
|
Объём реализованной продукции, шт.
(V)
|
500
|
450
|
Цена изделия, млн. руб. (Ц)
|
10
|
12
|
Себестоимость изделия, млн. руб.
(С/С)
|
7
|
8
|
Прибыль от реализации изделия, млн.
руб. (П)
|
1500
|
1800
|
Решение:
1) Произведём
решение приёмом цепных подстановок:
Составим факторную
модель: П = V * (Ц – С/С)
Определим отклонение от
плана суммы прибыли от реализации изделия:
∆П = Прибыль от
реализации изделия факт – Прибыль от реализации план =
1800 – 1500 = 300 млн. руб.
По сравнению с планом
прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3
фактора:
1.
изменение объёма реализованной
продукции;
2.
изменение цены
изделия;
3.
изменение
себестоимости изделия.
Определим условные
показатели:
Пу1 = Объём
реализованной продукции факт * (Цена изделия план –
Себестоимость изделия план) = 450 * (10 -7) = 1350 млн. руб.
Пу2 = Объём реализованной
продукции факт * (Цена изделия факт – Себестоимость
изделия план) = 450 * (12 – 7) = 2250 млн. руб.
Определим влияние
факторов:
1.
за счёт изменения
объёма реализованной продукции:
∆ПV = Условная прибыль1 (Пу1)
– Прибыль план = 1350 – 1500 = - 150 млн. руб.
2.
за счёт изменения
цены изделия:
∆ПЦ =
Условная прибыль2 (Пу2) – Условная прибыль1
(Пу1) = 2250 – 1350 = 900 млн. руб.
3.
за счёт изменения
себестоимости изделия:
∆П C/ С = Прибыль факт - Условная
прибыль2 (Пу2) = 1800 – 2250 = - 450 млн. руб.
Проведём проверку
балансовым методом:
∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн.
руб.
2)Произведём
решение приёмом абсолютной разницы:
Определим отклонение от
плана суммы прибыли от реализации изделия:
∆П = Прибыль от
реализации изделия факт – Прибыль от реализации план =
1800 – 1500 = 300 млн. руб.
По сравнению с планом
прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3
фактора:
1. изменение объёма
реализованной продукции;
2. изменение цены
изделия;
3. изменение
себестоимости изделия.
Определим абсолютные
отклонения каждого фактора:
∆V = Объём реализованной продукции факт
- Объём реализованной продукции план = 450 – 500 =-50 шт.
∆ Ц = Цена изделия факт
- Цена изделия план = 12 – 10 = 2 млн. руб.
∆ С/С =
Себестоимость изделия факт – Себестоимость изделия план = 8 – 7 = 1 млн. руб.
Определим влияние
факторов:
1. за счёт изменения
объёма реализованной продукции:
∆ПV =Изменение объёма реализованной
продукции (∆V) * (Цена изделия
план - Себестоимость изделия план) = (- 50) * (10 – 7) =
- 150 млн. руб.
2.
за счёт изменения
цены изделия:
∆ПЦ =
Объём реализованной продукции факт * Изменение цены изделия (∆
Ц) = 450 * 2 = 900 млн. руб.
3.
за счёт изменения
себестоимости изделия:
∆П C/ С = Объём реализованной продукции факт
* (-Изменение себестоимости изделия)) = 450 * (– 1) = -450 млн. руб.
∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн.
руб.
Решение приёмом
относительной разницы, долевого участия, интегральным и логарифмирования при
данной модели невозможно.
Вывод: таким образом, прибыль от реализации
по сравнению с планом увеличилась на 300 млн. руб., а именно:
1.
за счёт
уменьшения реализованной продукции на 50 шт. прибыль от реализации уменьшилась
на 150 млн. руб.;
2.
за счёт
увеличения цены изделия на 2 млн. руб. прибыль увеличилась на 900 млн. руб.; за
счёт увеличения себестоимости изделия на 1 млн. руб. прибыль уменьшилась на 450
млн. руб.
Задача 2
Рассчитайте уровень
влияния факторов изменения результативного показателя способом долевого
участия. Сделать выводы.
Показатели
|
Уровень показателей
|
Общая величина изменения
рентабельности продукции за счёт изменения прибыли, %
|
+ 2
|
Общая сумма изменения прибыли
Всего:
|
+ 400
|
В том числе за счёт изменения:
|
+ 120
|
Объёма реализованной продукции
|
Себестоимости реализованной
продукции
|
+ 200
|
Цен на реализованную продукцию
|
+ 80
|
Решение:
Произведём решение
приёмом долевого участия:
Общий прирост
результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт
изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение
прибыли, а именно:
1)
за счёт изменения
объёма реализованной продукции;
2)
за счёт изменения
себестоимости реализованной продукции;
3)
за счёт изменения
цен на реализованную продукцию.
Рассчитаем влияние
факторов:
1)
за счёт объёма
реализованной продукции:
∆Ррп =
(Изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции /
(изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение
прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение
прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина
изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (120 / (120 +
200 + 80)) * 0,02 = 0,006
2)
за счёт изменения
себестоимости реализованной продукции:
∆РC/C = (Изменение прибыли за счёт изменения себестоимости
реализованной продукции / изменение прибыли за счёт изменения объёма
реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости
реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на
реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции
за счёт изменения прибыли = (200 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,01
3)
за счёт изменения
цен на реализованную продукцию:
∆РЦ =
(Изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию / изменение
прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за
счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за
счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения
рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (80 / (120 + 200 + 80)) *
0,02 = 0,004
Произведём проверку
балансовым методом:
∆Р = ∆Ррп
+ ∆Р C/C + ∆РЦ
= 0,006 + 0,01 + 0,004 = 0,02
Вывод
Общий прирост
результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт
изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение
прибыли, а именно:
1)за счёт изменения объёма
реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,006, что
составляет 0,6%;
2)за счёт изменения себестоимости
реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,01, что
составляет 1%;
3)за счёт изменения цен
на реализованную продукцию рентабельность продукции увеличилась на 0,004, что
составляет 0,4%.