Экономическая оценка проектируемых машин
Федеральное
агентство по образованию
Пермский
государственный технический университет
Курсовая
работа
Экономическая
оценка проектируемых машин
Содержание
1. Исходные данные
2. Расчет годовой производительности
для БТ и НТ
2.1 Годовая эксплуатационная
производительность
2.2 Техническая производительность
2.3 Годовой режим эксплуатации
машины
3. Расчет годовых эксплуатационных
затрат для БТ и НТ
3.1 Затраты на амортизационные
отчисления
3.2 Затраты на выполнение
диагностирования, ТО и ТР
3.3 Затраты на замену быстроизнашивающихся
частей
3.4 Расчет затрат на заработную
плату рабочих
3.5 Затраты на энергоносители
3.6 Затраты на смазочные материалы
3.7 Затраты на гидравлическую
и охлаждающую жидкость
3.8 Затраты на перебазировку
машин
4. Расчет размера капитальных
вложений для БТ и НТ
5. Расчет приведенных затрат
для БТ и НТ
6. Расчет экономического эффекта
применения НТ
7. Расчет срока окупаемости
капитальных вложений в НТ
7.1 Срок окупаемости капитальных вложений
7.2 Коэффициент эффективности капитальных вложений
Вывод о целесообразности применения
НТ
Список используемой литературы
1.
Исходные
данные
№ п/п
|
Показатели
|
Ед. измерения
|
БТ
|
НТ
|
1.
|
Марка машины
|
-
|
ЭО-4321Б
|
ЭО-4124А
|
2.
|
Емкость ковша
|
м3
|
1
|
2
|
3.
|
Ходовое устройство
|
-
|
Пнев/кол.
|
Гусен.
|
4.
|
Тип экскаватора
|
-
|
Гидрав.
|
Гидрав.
|
5.
|
Лопата
|
-
|
Обратная
|
Обратная
|
6.
|
Грунт
|
-
|
IV
|
IV
|
7.
|
Местность
|
-
|
Север
|
Север
|
8.
|
Зона
|
VI
|
VI
|
9.
|
Режим
|
-
|
С
|
С
|
10.
|
Прод. рабочего цикла
|
с
|
16
|
16
|
11.
|
Срок полезного использования
|
год
|
7
|
7
|
12.
|
Ставка рабочего
|
руб./чел.ч
|
100
|
100
|
13.
|
Расход дизтоплива
|
кг/маш.-ч
|
12
|
12
|
14.
|
Время перебазирования машины
|
Сутки
|
12
|
33
|
15.
|
Сметная расценка на эксплуатацию
тягача
|
руб./маш.-ч.
|
|
1200
|
16.
|
Сметная расценка на эксплуатацию
машины сопровождения
|
руб./маш.-ч.
|
|
750
|
17.
|
Сметная расценка на эксплуатацию
прицепа
|
руб./маш.-ч.
|
|
225
|
18.
|
Кол-во перебазировок машин
|
год
|
12
|
12
|
2.
Расчет
годовой производительности для БТ и НТ
2.1 Годовая
эксплуатационная производительность
Определяю годовую
эксплуатационную производительность машины Пг.э, (ед.прод./год):
где ПТ
– часовая техническая производительность, ед.прод./ч;
ТГ
– годовой режим эксплуатации машины, маш.ч./год; (см. пункт 2.3)
КВ –
коэффициент использования внутрисменного времени, учитывает потери по метеорологическим
и организационным причинам. КВ=0,7
БТ: Пг.э= 228,5*1725*0,7
= 275913 (ед.прод./год)
НТ: Пг.э= 457*1725*0,7
= 551827(ед.прод./год)
2.2 Техническая
производительность
Определяю техническую
производительность Пт:
где q – вместимость ковша, м3;
Кн – коэффициент наполнения ковша (отношение объема разрыхленного грунта
в ковше перед разгрузкой к емкости коша); tц - продолжительность рабочего
цикла, устанавливаемая при хронометраже и учитывающая также квалификацию машиниста,
с; Кр – коэффициент разрыхления грунта (отношение объема разрыхленного
грунта к объему в естественном залегании).
Кн.
= 1,24; Кр = 1,2.
БТ: Пт = 3600*1*1,32/(16*1,3)=
228,5 м3/ч;
НТ: Пт = 3600*2*1,32/(16*1,3)=
457 м3/ч.
2.3 Годовой
режим эксплуатации машины
Определяю годовой
режим эксплуатации машины Тг (маш.-ч./год):
где 365 – количество
дней в году; 52 – количество недель в году; 2 – количество не рабочих дней в недели
Пд
– количество праздничных дней в году, устанавливаемых на каждый календарный год
органами исполнительной власти с учетом особенностей субъектов РФ;
Рд
– количество целодневных перерывов в работе машины в течение года, связанных с ремонтом,
техническим обслуживанием, включая перевозку машины до ремонтной базы и обратно;
Пд.п.
– количество целодневных перерывов в работе машины в течение года, связанных с ее
перебазировкой с одной строительной площадки на другую;
Кр.с
– нормативная продолжительность рабочей смены, маш.ч/смена;
Кс
– коэффициент сменности работы машины в течение года, смена/день.
В расчетной работе
Т можно определить по основной номенклатуре машин и поправочным коэффициентам к
ним, в зависимости от температурной зоны.
Тг =
Т = 2300*0,75 = 1725 маш.-ч./год
3.
Расчет
годовых эксплуатационных затрат для БТ и НТ
Рассчитываю годовые
эксплуатационные затраты S (руб./год) для БТ и НТ:
где Смаш – сметная расценка на
эксплуатацию машин, руб./маш.-ч.
где А – затраты
на амортизационные отчисления;
Р – затраты на
выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание;
Б – затраты на
замену быстроизнашивающихся частей;
З – оплата труда
рабочих, управляющих машиной;
Э – затраты на
энергоносители;
С – затраты на
смазочные материалы;
Г – затраты на
гидравлическую и охлаждающую жидкость;
П – затраты на
перебазировку машины с одной строительной площадки на другую, включая монтаж машин
с выполнением пусконаладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно –
разгрузочными операциями.
БТ: 53,72
+ 1,25 + 141,12 + 177,8 + 207 + 30,84 + 29,64 + 127,5 = 768,87 руб./маш.-ч.
S = 1725*768,87 = 1326300,75
руб./год
НТ: 52,06
+ 1,21 + 136,75 + 177,8 + 207 + 30,84 + 23,31 + 540,12 = 1169,09 руб./маш.-ч.
S = 1725*1169,09 =2016680,25
руб./год
3.1 Затраты
на амортизационные отчисления
Определяю амортизационные
отчисления на полное восстановление для строительных машин Ас.м (руб./маш.-ч):
где Вс
– восстановительная стоимость машины, руб.
где Ц – цена машины,
определяемая на основе рыночных цен или балансовой стоимости;
Кз.д
– коэффициент затрат на первоначальную доставку, который определяется по фактически
сложившемуся уровню затрат, характерному для данного региона. 1,07 для БТ и 1,15
для НТ;
На
– норма амортизационных отчислений, процент/год;
Гпи
– срок полезного использования объектов основных средств, год;
Ка
– коэффициент к норме амортизационных отчислений. Ка = 1.
БТ: Ц=610000 руб.
=
610000*1,07 = 652700 руб.
=
(1/7)*100% = 14,2 %/год
=
(652700*14,2*1)/(1725*100)=53,72 руб./маш.-ч.
НТ: =
550000*1,15 = 632500 руб.
=
(1/7)*100% = 14,2 %/год
=
(632500*14,2*1)/(1725*100)=
52,06 руб./маш.-ч.
3.2 Затраты
на выполнение диагностирования, ТО и ТР
Определяю затраты
на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин
(руб./маш.-ч):
где Нр
– норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановленной
стоимости машин.
сумма среднегодовых затрат на ремонт Р и
техническое обслуживание ТО машин, руб./год.
сумма показателей восстановительной стоимости
машин в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание, руб.
БТ: Р = (652700*33%)/172500
= 1,25 руб./маш.-ч.
НТ: Р = (632500*33%)/172500
= 1,21 руб./маш.-ч.
3.3 Затраты
на замену быстроизнашивающихся частей
Определяю затраты
на замену быстроизнашивающихся частей (руб./маш.-ч):
где Цб.ч
– цена быстроизнашивающейся части, руб./ед.;
Кб.ч
– количество быстроизнашивающихся частей, одновременно заменяемых на машине, ед.;
Кд.б.ч
– коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей и оплату
труда ремонтных рабочих с учетом накладных расходов и прибыли. Кд.б.ч
принимаем равным для БТ 1,07 для НТ 1,15.
Тр
– срок службы быстроизнашивающейся части, маш.-ч.
БТ: Цб.ч = Ц*5% = 610000*5%
= 30500 руб/ед.
Кб.ч
= 4
Тр =
(700 + 500 + 1800 + 700)/4 = 925 маш.-ч
Б = (30500*1,07*4)/925
= 141,12 (руб./маш.-ч)
НТ: Кб.ч = 4
Цб.ч =
Ц*5% = 550000*5% = 27500 руб/ед.
Тр =
(700 + 500 + 1800 + 700)/4 = 925 маш.-ч
Б = (27500*1,15*4)/925
= 136,75 (руб./маш.-ч)
3.4
Расчет
затрат на заработную плату рабочих
Определяю затраты
на заработную плату (руб./маш.-ч):
где Кд.з
– коэффициент перехода от тарифного к общему фонду заработной платы, который равен
1,4;
КЕСН
– коэффициент, учитывающий затраты предприятия на ЕСН и страхование от несчастных
случаев, КЕСН = 1,27;
m = 1 – число рабочих в бригаде;
БТ: З = 1,4*1,27*100 = 177,8
руб./маш.-ч
НТ: З = 1,4*1,27*100 = 177,8
руб./маш.-ч
3.5
Затраты
на энергоносители
Определяю затраты
на дизельное топливо Эд:
где Нд =
12 кг/маш.-ч – норма расхода дизтоплива при работе машины в технологическом режиме
в летнее время;
Кп
– коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя, устанавливается
на основе рекомендаций завода изготовителя или по фактическим затратам. Кп
=1;
Цд =
15 руб/кг – цена приобретения дизельного топлива, руб./кг;
Зд.д
– затраты на доставку дизельного топлива до заправляемой машины, руб./кг, принимаем
равным 0,15·Цд
БТ: =
12*1*(15+2,25) = 207 кг/руб
НТ: =
12*1*(15+2,25) = 207 кг/руб
3.6
Затраты
на смазочные материалы
Определяю затраты
на смазочные материалы (руб./маш.-ч) Сд:
где 0,044; 0,004;
0,015 – коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цм.м,
Цп.с, Цт.м – рыночные цены соответственно на моторные масла,
пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой
машины, руб./кг, которые равны 0,15 от рыночной цены.
Цм.м=
36,8 +36,8*015 =42,32 руб/кг
Цп.с=
34,5 + 34,5*0,15 = 39,67 руб/кг
Цт.м=
32 + 32*0,15 = 36,8 руб/кг
БТ: =
(0,044*42,32 + 0,004*39,67 + 0,015*36,8)*12*1 = 30,84 руб./маш.-ч
НТ: =
30,84 руб./маш.-ч
3.7 Затраты
на гидравлическую и жидкость
Определяю затраты
на гидравлическую жидкость Г (руб./маш.-ч):
где О – средневзвешенный
показатель вместимости гидравлической системы машин, л;
Дг
– плотность гидравлической жидкости, Дг = 0,87 кг/л;
Кд
– коэффициент доливок гидравлической жидкости, Кд = 1,5;
Пг
– периодичность полной замены гидравлической жидкости для машин, раз/год, Пг
= 2;
Цг
– цена приобретения гидравлической жидкости, руб./кг;
Зд.г
– затраты на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, руб./кг.
Принимаем равный 0,15·Цг.
БТ: О =320 литров
Цг
= 50 руб/кг,
Зд.г
= 0,15·Цг= 50*0,15 = 7,5 руб/кг
= 320*0,87*1,5*2*(50 + 7,5)/1725 = 27,84
руб./маш.-ч
НТ: : О =250 литров
= 250*0,87*1,5*2*(50 + 7,5)/1725 = 21,75
руб./маш.-ч
3.8
Затраты
на перебазировку машин
Затраты на перебазировку
П (руб./маш.-ч) определяются по следующим схемам: своим ходом, на буксире, на прицепе
без демонтажа, на прицепе с демонтажем и последующим монтажем.
Затраты на перебазировку
на буксире Пб определяю по формуле:
где Рт
– сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рм.с
– сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Тп
– время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
где Кпер
– количество перебазировок машин в год.
Определяю затраты
на перебазировку машины на прицепе Пт:
где Рт
– сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рм.с
– сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр
– сметная расценка на эксплуатацию прицепа, руб./маш.-ч;
Тп
– время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
БТ:
Рт
= 750 руб./маш.-ч, Рм.с = 600 руб./маш.-ч, (данные взяты из интернета)
= 1725/12 = 143,75 маш.-ч
= 12*(750+ 600 + 177,8)/143,75 = 127,5 руб./маш.-ч
НТ:
= 1725/12 = 143,75 маш.-ч
= 33*(1200+750+225+177,8)/143,75 = 540,12
руб./маш.-ч
4. Расчет размера капитальных
вложений для БТ и НТ
Капитальные вложения
К в машину принимаем равным восстановительной стоимости Вс, т.е. или К= Ц* Кз.д.
Определяем удельные
капитальные вложения hуд:
БТ: Кз.д. = 1,07 Пг.э.
= 275913
К= 610000*1,07
= 652700 руб
= 652700/275913 = 2,36
НТ: Кз.д. = 1,15 Пг.э.
= 551827
К= 550000*1,15
= 632500 руб
= 632500/551827 = 1,14
Критерием экономической
целесообразности внедрения НТ является минимум приведенных затрат при эксплуатации
по БТ и НТ соответственно.
Определяем приведенные
затраты по БТ и НТ:
где З – приведенные
затраты единицы продукции, руб./м3;
Ен
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений,
Определяем себестоимость
единицы продукции Спр:
Снижение себестоимости
ΔС составит %:
где С1,
С2 – себестоимость единицы продукции, вырабатываемой БТ и НТ.
БТ: =
(1326300,75/275913) + 0,142*652700/275913 = 4,8 + 0,33 = 5,13 руб./м3
= 1/7 = 0,142
= 1326300,75/275913 = 4,8 руб./м3
НТ: =
(2016680,25/551827) + 0,142*632500/551827 = 3,65 + 0,16 = 3,81 руб./м3
= 1/7 = 0,142
= 2016680,25/551827 = 3,65 руб./м3
= (4,8-3,65)*100%/4,8 = 0,239 = 0,24%
6.
Расчет
экономического эффекта применения НТ
Определяем годовой
экономический эффект от внедрения НТ:
где Эг
– годовой экономический эффект, руб.;
З1
и З2 – приведенные затраты единицы продукции, производимой с помощью
БТ и НТ, руб./ед.;
Пг.э.нт
– годовая эксплуатационная производительность или годовой объем продукции, произведенной
с помощью НТ, натур.ед.
= (5,13-3,81)*551827 = 728411,64 руб.
7.
Расчет
срока окупаемости капитальных вложений в НТ
7.1
Срок
окупаемости капитальных вложений
Определяем срок
окупаемости капитальных вложений, планируемых на внедрение
НТ:
где К1,
К2 – капитальные вложения в БТ и НТ, руб.;
Пр2
– планируемая чистая прибыль от эксплуатации НТ, руб., принимая равной 16…20% от
годовых S2, уменьшенная на налог на прибыль 15%,
Срок окупаемости
при модернизации машины:
где ΔК –
дополнительные капитальные вложения, руб.;
ΔП – прибыль
от снижения себестоимости продукции за счет модернизации, руб.
Срок окупаемости
с учетом коэффициента дисконтирования :
где Ен.д
– норма дисконта, принимается равной Ен;
t – номер шага расчета, t = 1,2,3…,Т, где Т – горизонт
расчета, год.
Расчетный срок
окупаемости определяем по формуле:
= 632500/317122,9 = 1,994 года
= 0,185*2016680,25*0,85 = 317122,9 руб
=1/(1+0,142) 2 = 0,766
= 1,994/0,766 = 2,6 года
7.2
Коэффициент
эффективности капитальных вложений
Определяем расчетный
коэффициент эффективности капитальных вложений Е:
= 1/2,6= 0,384
Вывод о целесообразности
применения НТ
№ П/П
|
Показатели
|
Ед. измерения
|
Значение показателей
|
БТ
|
НТ
|
1.
|
Базовая машина
|
марка
|
ЭО-4321Б
|
ЭО-4124А
|
2.
|
Масса машины
|
т
|
17
|
21
|
3.
|
Мощность двигателя
|
115
|
130
|
4.
|
Ход.устр.
|
|
Пнев/кол.
|
Гусен.
|
5.
|
Численность персонала
|
чел.
|
1
|
1
|
6.
|
Техническая производительность
|
ед.прод./ч
|
228,5
|
457
|
7.
|
Годовая производительность
|
ед.прод./год
|
275913
|
551827
|
8.
|
Годовой режим работы машины
|
маш.-ч
|
1725
|
1725
|
9.
|
Сметная расценка
|
руб./маш.-ч
|
768,87
|
1169,09
|
10.
|
Годовые затраты
|
руб./год
|
1326300,75
|
2016680,25
|
11.
|
Капитальные вложения
|
руб.
|
652700
|
632500
|
12.
|
Себестоимость
|
руб./ед.прод.
|
4,8
|
3,65
|
13.
|
Годовой экономический эффект
|
руб.
|
-
|
728411,64
|
14.
|
Чистая прибыль
|
руб.
|
-
|
317122,9
|
15.
|
Срок окупаемости
|
год
|
-
|
2,6
|
16.
|
Коэффициент эффективности
нормативный
|
-
|
-
|
0,142
|
17.
|
Коэффициент эффективности
расчетный
|
-
|
-
|
18.
|
|
|
|
|
ВЫВОД по работе:
на основе
анализа экономических показателей можно сделать заключение об экономической эффективности
применения новой техники ЭО-4124А, так как капитальные вложения в НТ используются
эффективно (Е > Ен ; 0,384 > 0,142).
Список используемой
литературы
1. Белоногов Л.Б. Машины и
оборудование для разработки мерзлых грунтов: учеб. пособие/ Л.Б. Белоногов, Л.В.
Янковский. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – Пермь: Изд-во Перм. гос. Техн. ун-та, 2007.-114с.