Трансформация отношений собственности
РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая теория»
по теме: «Трансформация
отношений собственности»
1 Трансформация отношений
собственности как условие перехода к рыночной экономике
Переход
командно-административной экономической системы к рыночной состоит в
преобразовании основных общественных институтов: экономических, политических и
социальных. В экономической сфере преобразования начались с трансформации
отношений собственности. Трансформацию собственности определяют как процесс
замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными
элементами другой системы.
В любой
экономической системе отношения собственности юридически оформлены в права
собственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства.
В России в 90-е гг. значительная часть объектов государственной собственности
на факторы производства была передана в частные руки на основании законов о
приватизации.
Термин
«приватизация» (от лат. privatus - частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности в
частные руки известен со времен Французской революции, в России — с правления
Петра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, ее
рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению
государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется
с разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти два
термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов
государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением — сокращение
экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов
рыночной экономики.
Следует
отметить, что эти два понятия неразрывно связаны: разгосударствление
подразумевает приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственности
происходит разделение собственности и власти: государство теряет экономическую
власть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним из
хозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения в
деятельности государственных предприятий, которые в рыночной экономике
функционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерческой деятельности.
Российская
приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек
экономической системы в мире. Ее началом послужили закон РСФСР «О приватизации
государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление
Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 «Государственная программа
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
на 1992 год».
При
проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:
формирование
широкого слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;
привлечение
реальных инвестиций в производство;
качественное
повышение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма страны;
обеспечение
социальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.
Законом были
определены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий по
конкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных
в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в России
политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому
гражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапе
приватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, в
качестве средства платежа раздали приватизационные чеки - ваучеры. Население
России получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:
для подписки
на акции своего предприятия (почти 26 млн чеков);
для участия в
чековом аукционе;
для покупки
акции чекового инвестиционного фонда (60 млн чеков);
для продажи
(приблизительно четверть всех ваучеров была продана).
Для выбора
метода приватизации всероссийские предприятия были разделены на мелкие (с
балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) и
крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные —
преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее — ОАО).
Интересы-государства при преобразовании предприятий представляло Правительство
РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им
было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной
собственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции»,
предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии
решений собранием акционеров).
Второй
вариант давал трудовым коллективам возможность приобрести по закрытой подписке
51 % от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акций
переходила в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукционах.
Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5 % акций от уставного
капитала. Данный вариант приватизации использовался на предприятиях с невысокой
капиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового
коллектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долю
акций, и руководства предприятий, получающего возможность фактически
контролировать предприятие.
По третьему
варианту предусматривалось создание инициативной группы, заключающей договор на
недопущение банкротства предприятия, по окончанию которого членам группы
предоставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.
Ваучерная
приватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992—1997
гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованного
имущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества на
аукционе и коммерческом конкурсе.
Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, по
отношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, а
также к компаниям с закрепленными в государственной собственности или
остаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий,
приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем в
период массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон о
приватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления в
государственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Все
государственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.
В результате
приватизации к 2004 г. доля государственных предприятий в общем числе
предприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся к
государственной собственности пакетов акций крайне скудна. Поданным Российского
фонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций,
из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 %
акций, 1/3 — пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55
компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственности
Российской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерных
обществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности
284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участие
Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»).г
Сразу по
окончании ваучерной приватизации, которая закончилась к 1994 г., в структуре российской собственности была высока доля инсайдеров (в данном случае —
работников предприятия), что объясняется существенными льготами, которые были
предоставлены трудовым коллективам программой приватизации. Но трудовые
коллективы не смогли объективно оценить происходящие процессы трансформации
собственности, организоваться и стать не номинальными, а реальными
собственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишь
смену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв на
стимулы предпринимательской или деловой активности. Первичное размещение акций
приватизированных предприятий было кратковременным этапом закрепления прав
собственности, за ним последовали вторичные операции купли-продажи ценных
бумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходе
ваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет после
ваучерной приватизации трудовые коллективы продали около 40% своих акций.
Особенно интенсивно шла продажа акций тех предприятий, где коллективы имели
контрольные пакеты. К 2005 г. под контролем инсайдеров осталось около 25%
промышленных предприятий, а остальные перешли под контроль аутсайдеров (внешних
собственников), в первую очередь естественных монополий и финансовых структур,
зачастую аффилированных с государственными органами.
Можно
утверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировался
номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
Приватизация
является очень важным, но лишь элементом в преобразовании экономической
системы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлинно
рыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частной
собственности на факторы производства.
2 Изменение экономических
функций государства при переходе к рынку
Начало
переходного периода характеризуется сменой государственного строя и глубокими
реформами всех социально-экономических институтов, т. е. институциональной
трансформацией. Институциональная трансформация состоит в создании рыночных
институтов, важнейшими из которых являются: правовая структура с
соответствующими законами, судами, кадрами юристов и системой мер,
обеспечивающей соблюдение законодательства; кодифицированные права
собственности, торговый, гражданский и налоговый кодексы; банковская система,
охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, бухгалтерские, финансовые,
страховые и рекламные фирмы и др.
Институциональная
трансформация подразделяется на два этапа:
формирование
рыночных отношений,
корректировка
несовершенства рыночных отношений. Наиболее простой формой институциональной
трансформации, направленной на формирование рыночных отношений, является
либерализация — отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной
деятельности. Либерализация означает уменьшение степени государственного
вмешательства в экономику и переход от преимущественно административных
способов государственного регулирования к экономическим. Но значение
государственного воздействия на экономику при этом не уменьшается, а
возрастает, так как проводимые преобразования сопровождаются негативными
явлениями в экономике, преодолеть которые возможно только при участии властных
структур.
Рыночные
преобразования в России начались с разрушения командно-административной системы
управления: были отменены плановые задания по выпуску и сбыту продукции,
предприятиям была предоставлена свобода в установлении цен (либерализация цен),
выборе поставщиков и покупателей, в выходе на внешний рынок и т. д.
Административное воздействие сохранилось в сфере установления тарифов на
продукцию естественных монополий и контроля цен на социально значимую
продукцию, регулирования внешнеэкономической деятельности (квотирование,
лицензирование и пр.).
Либерализация
внешнеэкономической деятельности основывается на Постановлении Совета Министров
СССР № 203 от 7 марта 1989 года, которым прежде всего было расширено число
участников внешнеэкономической деятельности. Право выхода на внешний рынок
получили «все предприятия, организации и объединения, независимо от форм собственности,
ведомственной и территориальной принадлежности», прошедшие соответствующую
процедуру регистрации и выполняющие принятые нормы и правила. Для всех экономических
субъектов были установлены единые и четкие «правила игры», которые позволили
сочетать необходимый госконтроль и регулирование со свободой действий
участников внешнеэкономических связей. Эти правила включали четыре условия,
выполнение которых давало предприятию право осуществления внешнеторговых или
иных внешнеэкономических сделок:
обязательную
регистрацию предприятия как участника внешнеэкономической деятельности с
выдачей ему специального удостоверения (в настоящее время отменено);
оформление
грузовой таможенной декларации на ввозимый или вывозимый товар и уплату
предусмотренных сборов и платежей;
лицензирование
экспортно-импортных операций;
систему «мер
оперативного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»,
в том числе систему санкций для недобросовестных участников ВЭД и возможность
для государства издавать соответствующие нормативные акты по отдельным
направлениям или вопросам регулирования ВЭД.
В результате
уже на 1 января 1990 года число субъектов внешнеэкономической деятельности
(вместе с совместными предприятиями, развитие которых шло параллельно также с
середины 1980-х) составило несколько тысяч, что резко контрастировало с
аналогичными дореформенными показателями. Либерализация внешнеэкономической
деятельности обеспечила реальную открытость экономики, ее интеграцию в
мирохозяйственные связи и согласование динамики роста с общим циклом мирового
экономического развития. Под открытостью экономики понимается полноценное
участие субъектов национальной экономики в мирохозяйственных связях,
обеспечиваемое соответствующей экономической средой.
В ходе
либерализации были преобразованы институты государственного регулирования:
ликвидированы отраслевые министерства и ведомства и ограничены их функции.
Образованы новые структуры: ведомства по приватизации и антимонопольному
регулированию, комиссия по неплатежам, Федеральная служба по несостоятельности
и финансовому оздоровлению, фонд государственного имущества, комиссия по ценным
бумагам, налоговая служба и налоговая полиция, таможенный комитет, фондовые и
товарные биржи. Правительство России теперь имеет не отраслевую, как в СССР, а
функциональную структуру, его члены отвечают за отдельные направления экономических
реформ: экономика, реформа социального сектора, жилищная и строительная
политика, правоохранительная деятельность и т. д.
Цели
экономической политики государства — долгосрочные, среднесрочные и
краткосрочные — определяются экономическим положением страны на каждый момент
времени и стоящими перед ней перспективами. На первом этапе реформ они
определялись необходимостью отказа от директивного планирования производства и
распределения продукции, возрождения в полном объеме товарно-денежных
отношений, насыщения потребительского рынка.
Стратегическими
целями экономической, политики на следующих этапах являются: достижение устойчивого
экономического роста, развитие и поощрение конкуренции, увеличение темпов роста
инвестиций, осуществление дальнейших институциональных преобразований, повышение
эффективности производства и конкурентоспособности продукции, рост доходов и
потребления населения.
Дальнейшая
тактика реформ предусматривает решение задач, соответствующих указанным целям:
удержание темпов инфляции на уровне 5—8% в год, устранение дефицита госбюджета,
структурную реформу и реформу предприятий, реформу социальной сферы,
привлечение инвестиций, прекращение долларизации экономики и утечки капитала,
укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ и т. п.
Спустя пять
лет после целенаправленной и быстро проведенной ваучерной приватизации в России
появились первые признаки изменения институциональной структуры в результате
упрочения негосударственного сектора экономики. По данным Госкомитета по
приватизации, указанные изменения проявились в следующем:
сформировался
корпоративный сектор экономики, в котором на 01.01.95 г. насчитывалось более 25
тыс. зарегистрированных АО;
началось
формирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
возникли
такие институты рыночной инфраструктуры, как инвестиционные компании и фонды,
чековые и пенсионные фонды, страховые компании и коммерческие банки;
появился
новый социальный слой — частные собственники, акционеры и пайщики;
более 10 %
акций в приватизированных предприятиях принадлежали иностранным инвесторам.
Произошедшие
изменения привели к макроэкономической нестабильности и потребовали второго
этапа институциональной трансформации — корректировки несовершенства рыночных
отношений, наиболее отчетливо проявившихся в высоких темпах инфляции. В
переходной экономике традиционные методы борьбы с инфляцией, устраняющие ее
причины, не эффективны из-за воздействия факторов немонетарного долгосрочного
характера, в первую очередь отраслевой диспропорциональности экономики,
затрудняющей эластичность предложения и сохраняющей неравновесие между спросом
и предложением. В мировой экономической практике пропорции отраслевой структуры
складываются под воздействием двух сил; стихийной (изменения нормы прибыли,
вызываемые динамикой потребностей и технологической базы производства) и
целенаправленной структурной политикой государства. В России в рамках
структурной политики Правительства Российской Федерации предусмотрен процесс
реструктуризации, при котором происходит свертывание и перепрофилирование
устаревших или недееспособных отраслей, оживление и развитие перспективных
видов деятельности.
Отраслевая
структура промышленности в России сложилась в период функционирования
централизованной экономической системы и характеризовалась преобладанием
отраслей подразделения общественного воспроизводства. Так, в промышленности
Ростовской области доля производства средств производства достигала в 1993 г. 73%. Такой характер отраслевой и воспроизводственной структур обусловили глубину
трансформационного спада в экономике, наступившего в начальный период рыночных
преобразований. Были утеряны устойчивые рынки сбыта продукции
машиностроительных отраслей, резко сократился госзаказ на предприятиях оборонно-промышленного
комплекса. Предприятия легкой промышленности, использовавшие устаревшие
технологии, оказались неконкурентоспособными в условиях насыщения рынка
импортными товарами. В Ростовской области падение производства в промышленности
достигло максимального уровня в 1997 г. — 72 % по сравнению с 1990 г., тогда как в промышленности РФ в целом около 50%. При этом наибольшая глубина падения отмечена
в химической и нефтехимической промышленности — на 89,2 %, в легкой
промышленности — на 88,7%, в машиностроении и металлообработке — на 81,4%. На
3/4 оказалось сокращено производство на предприятиях лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на 2/з в
промышленности строительных материалов, почти па 70 % в черной и цветной
металлургии и пищевой промышленности, почти наполовину — втопливной
промышленности. Наименьшее падение производства зафиксировано в
электроэнергетике — на 16,1 %.
Спад
производства вызывал необходимость структурной перестройки, направленной на
повышение эффективности производства за счет оптимизации производственного
потенциала наиболее работоспособных и ликвидации высокозатратных и
неперспективных звеньев. Реструктуризация экономической единицы любого уровня
представляет собой целостный комплекс мер рыночной организации
производственно-коммерческой деятельности предприятия. Это маневр финансами,
производственной номенклатурой, менеджментом, основными средствами, акционерным
капиталом, долговыми обязательствами, направленность на освобождение от лишних
затрат и проч.
В условиях
рынка экономика представляет собой сложную структуру, совокупность пропорций и
отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами разного уровня,
причем динамика рыночной структуры означает процесс постоянной смены одних
экономических субъектов другими: одни фирмы приходят на рынок, другие уходят с
него. Такая сменяемость экономических единиц — неотъемлемая черта рыночной
экономики. Поэтому трансформация российской экономики в рыночную неизбежно
влечет за собой невозможность для многих экономических субъектов заниматься тем
же видом деятельности, что и в плановой экономике; отказ от одних видов
деятельности в пользу других. Так как каждый экономический субъект втянут в
плотную систему контрактов, его неэффективное функционирование и тем более уход
из рынка отражается на всей структуре экономики. Причем чем большую значимость
имел экономический субъект (по размеру прибыли, уровню рентабельности,
налоговым платежам), тем в большей степени уход с рынка повлияет на дальнейшее
состояние экономики, поэтому важное место в процессе реструктуризации отводится
институту банкротства.
Институциональная
трансформация обеспечила создание правовой базы и организационных институтов,
адекватных рыночной экономической системе.
Список использованной
литературы
1.
Акопова
Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И.
Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
2.
Ломакин
В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
3.
Мировая
экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
4.
Нухович
Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21
веков. – М.: Финансовая академия, 2005.