Состав и структура цены. Система цен. Признаки классификации цен. Виды цен.
Содержание
1.
Состав и
структура цены. Система цен
2.
Признаки
классификации цен. Виды цен
1.
Состав и
структура цены. Система цен
Цена на любой товар
состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от
вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или
процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).
В соответствии с рис. 1
каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Определение структуры
цены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляют
себестоимость, прибыль, налоги.
Например, при наличии
нескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появится
соответствующее количество однотипных элементов:
·
покупная цена
оптового посредника;
·
продажная цена
оптового посредника.
В результате доля
снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится. На
основе информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервах
и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е.
разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальную
долю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежные
издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то
подобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижению
конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие
в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая доля
себестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и может
в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Доля
себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это
связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг
делятся:
·
на
условно-переменные, доля которых в составе себестоимости
может быть разной;
·
условно-постоянные.
Если предприятие намечает
снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный
анализ в этой области.
Действующие в экономике
цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис.
2).
СИСТЕМА ЦЕН
Рис. 2. Система цен
Система цен состоит из
ряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристика
основных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.
2.
Признаки
классификации цен. Виды цен
В ценообразовании обычно
выделяют следующие признаки цены:
·
принадлежность к
типу рынка или каналу реализации;
·
степень
вмешательства государства в ценообразование;
·
объект сделки
купли-продажи;
·
происхождение
товара или услуги, вид деятельности по их созданию;
·
характер
торговля;
·
экономическое
пространство.
Первый признак цены ~ принадлежность
к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между
одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными
субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.
Данный тип устойчивой
связи сочетается с дополнительными признаками:
·
характером
торговли;
·
объектом
торговли;
·
степенью
вмешательства государства и т. д.
Главное в процессе
образования обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между
хозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например,
оптовый рынок - это торговые операции между предпринимателями. Товар продается
здесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд или
для дальнейшего продвижения товара к потребителю.
Степень вмешательства
государства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могут
быть:
·
фиксированными;
·
регулируемыми;
·
свободными.
Монопольно устанавливаемые
цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.
По объекту сделки
выделяются цены:
·
на товары;
·
услуги.
Виды цен на товары
производственно-технического назначения:
·
на сырье;
• на металл и
металлоизделия;
• на топливо;
• на строительные
материалы и т. д.
Цены на потребительские
товары включают цены:
·
на товары:
·
продовольственные
(без алкогольных напитков);
·
непродовольственные;
·
на алкогольные
напитки.
Такая классификация цен
на товары принята сегодня в системе статистики России.
По признаку назначения
объекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:
• производственные;
• потребительские.
Производственные рыночные
услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы,
информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями и
организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными
предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы
услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги
оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и
организациями нефинансового сектора.
Особо следует выделить тарифы
на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, а
товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида
материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для
анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор,
чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и
газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование,
поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов
личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.
Потребительские рыночные
услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или
коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские
услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т.
к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.
Перечень потребительских
услуг включает услуги:
·
бытовые;
·
жилищно-коммунальные;
·
учреждений:
·
культуры;
·
туризма;
·
здравоохранения;
·
образования и т.
д.
Услуги торговли не имеют
тарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров. Важные
признаки цены - происхождение товара или услуга, вид деятельности по их
созданию.
ü на промышленные товары;
·
продукцию:
ü сельского хозяйства;
ü строительства;
ü услуги:
ü транспорта и связи;
ü бытовые и коммунальные и т. д.
Именно этот принцип
классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при
централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в
классификации цен как дополнительный, а не как основной.
Признак "характер
торговли" формулируется следующим образом: продается ли товар партиями —
оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.
Существование
оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной
ценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске
его в розницу.
Услуги по своей природе
не могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность,
единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только
ценам на товары.
Избирательный признак
цены состоит в том, что цены могут рассматриваться либо как цены реализации
(продаж), либо как цены приобретений.
Цены продаж группируются
по субъектам токовой деятельности:
ü производственным предприятиям;
ü торгующим организациям;
ü организациям сферы услуг.
Цены приобретения
группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего
производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.
К субъектам
потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население),
государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие
организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату,
возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).
Признак
"экономическое пространство" состоит в том, что одни цены формируются
на внутреннем рынке, другие — во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые
цены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных
уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров
экспорта и импорта различна.
Россия вывозит, главным
образом:
ü углеводороды (нефть и газ);
ü иное минеральное сырье;
ü лесоматериалы;
ü металлы.
Объектами ввоза, как
правило, являются:
ü автомобили;
ü промышленное оборудование;
ü продовольственные товары;
ü Продукция химической промышленности.
Отечественные и импортные
товары конкурируют на внутреннем рынке.
Цены экспорта оказывают
влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также
являются существенным фактором изменения курса национальной валюты.
Признак структуры цены
состоит в том, что цены включают издержки доставки:
ü до пункта отправления по железной
дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);
ü станции назначения (цена
франко-станция назначения).
Этот признак цены
особенно важен во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на цены
импортных товаров во внутренней торговле.
Несмотря на множество
цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести
изменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях других
цен.
Изменения уровня одной
цены имеют отклик в уровнях других цен по следующим причинам:
ü существует единый процесс
формирования затрат на производство;
ü все субъекты рынка взаимосвязаны
между собой;
ü имеет место тесная взаимозависимость
всех элементов рыночного
хозяйственного механизма.
В зависимости от того,
какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можно
разделить на различные группы:
ü по характеру обслуживаемого оборота;
ü по способам:
• установления;
• фиксации;
• получения информации об
уровне цены;
ü в зависимости:
• от степени
государственного воздействия, регулирования;
• степени конкуренции;
• вида рынка;
• с учетом факторов
времени;
• внутрифирменные;
ü по условиям поставки и продажи;
• мировые (обслуживающие
внешнеторговый оборот);
• используемые в учете и
статистике.