Современное социально-экономическое положение Украины
Тема реферата:
"Современное социально-экономическое положение Украины"
Содержание
Введение
Современное
социально-экономическое положение Украины
Выводы
Использованные источники
Введение
Современное социально-экономическое положение Украины
характеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, существенной
структурной деформацией отечественного производства, усилением сырьевой
направленности экспорта с незначительной долей добавленной стоимости, большой
зависимостью экономики от внешних источников энергоносителей, существенным
уменьшением национального богатства с одновременным ускорением увеличения
долговой зависимости государства, усилением дифференциации
социально-экономического развития регионов. В стране отмечаются критически
низкая рождаемость и чрезмерно высокая смертность, повышение демографической
нагрузки на население трудоспособного возраста, низкие материальный уровень и
качество жизни граждан, рост бедности, значительное распространение практики
противоправной деятельности субъектов хозяйствования, связанное с крайне
высоким уровнем коррупции и злоупотреблений субъектов, наделенных властными
полномочиями при выполнении ими государственных функций. Останавливается работа
когда-то передовых мощных предприятий, приходят в упадок целые отрасли,
практически разрушена социальная сфера, с карты Украины исчезли уже сотни сел и
поселков, гибнут родословные корни Украины - село и крестьянство. Государство в
лице центральных органов власти оказалось не способным эффективно выполнять
свои конституционные функции, что приводит к нарастанию апатии, деструктивным
настроениям и социальной напряженности в обществе.
Современное социально-экономическое положение Украины
Большую обеспокоенность ученых вызывает современный мировой
финансовый кризис, беспрецедентный по масштабам и глубине. По мнению
специалистов, он продемонстрировал кризис идеологии "рыночного
фундаментализма" и либеральной идеи саморегулирования рынка, вызвал
необходимость коренного переосмысления механизмов и моделей государственного
воздействия на экономические и социальные процессы. Наиболее ощутимыми проявлениями
финансового кризиса в Украине уже стали: "паралич" платежно-расчетной
системы и кризис банковской ликвидности, уменьшение доходов бюджета и валютных
поступлений при значительном накоплении внешней и внутренней задолженности,
ускоренный спад производства, объемов ВВП и инвестиций, сокращение импорта и
экспорта, существенное снижение реальных доходов и уровня жизни населения. По
объемам производства ВВП за неполный год кризиса Украина опустилась на уровень
2002-2003 гг., а темп снижения этого обобщающего показателя экономического
состояния страны в текущем году является беспрецедентным в новейшей истории
Украины. На фоне такого резкого спада экономической активности поступления в
бюджет обеспечиваются в значительной мере узаконением повышенных ставок косвенных
налогов и сборов и за счет критического накопления государственного долга.
Привычным явлением стал неконтролируемый и безосновательный рост цен на
энергоносители, потребительские товары и услуги, в то время как государство
практически игнорирует выполнение властных полномочий в сфере регулирования цен
и антимонопольной политики.
Многие специалисты убеждены, что даже в этой сложной ситуации
Украина имеет потенциальные возможности преодолеть кризисные явления, выйти на
новый уровень развития. Новая экономика - это не только надлежащим образом
урегулированные и прогнозируемые рыночные отношения, а переплетение рынка,
государственного регулирования и социальной стабильности. В настоящее время
каждая развитая страна стремится построить новое информационное общество,
способное обеспечивать и использовать высокотехнологичные инновационные
достижения. Именно инновации сегодня являются средством построения
высокоразвитого конкурентоспособного постиндустриального государства, которым
должна стать Украина.
Однако, хотя
в Украине на законодательном уровне провозглашен курс на
инвестиционно-инновационное развитие, принято около 15 законов и несколько
десятков концептуальных подзаконных актов по вопросам развития образования,
научных исследований, финансово-организационной поддержки инноваций, а также
распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 г. № 680 одобрена
Концепция развития национальной инновационной системы, фактическое состояние
дел в этой сфере остается неудовлетворительным. В общем объеме реализованной
промышленной продукции только 5,9% имеют признаки инновационной, удельный вес
промышленных предприятий, внедрявших инновации, уменьшился с 14,8% в 2000 г. до
10,8% в 2008 г., доля выполненных научных и научно-технических работ ВВП
снизилась в 2008 г. до самого низкого уровня за все годы независимости Украины
и составила только 0,9%. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых
странах мира равняется не менее чем 2-3%, причем доля государства в
соответствующих расходах достигает в среднем 35-40%.
Низкая эффективность государственной инновационной политики
объясняется несовершенством и фрагментарностью существующего законодательства,
неудовлетворительным выполнением принятых соответствующих законов. Формирование
инновационной инфраструктуры происходит медленно, бессистемно, без надлежащего
обоснования; при этом отсутствуют четкие разграничения задач и полномочий в
сфере реализации инновационной политики между центральными и местными органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления. Не получает
надлежащей государственной поддержки деятельность изобретателей,
рационализаторов, ученых, которые имеют завершенные научно-технические
разработки, не создаются центры трансферов технологий. На низком уровне
реализуются образовательный и научный потенциалы, прежде всего высших учебных
заведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, а также
информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, в
частности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений.
Вопреки законодательству по мораторию на приватизацию научно-исследовательских
и отраслевых научных институтов, объемы противоправного отчуждения имущества в
этой сфере постоянно растут. Научные учреждения теряют собственные помещения,
разрушаются научные школы, уничтожается оборудование и интеллектуальная собственность,
процветает рейдерство. Многие ученые и специалисты вынуждены уезжать за пределы
Украины в поисках работы.
Инновационная система государства - это новое измерение экономических
и социальных отношений, базирующееся на приоритетном развитии знаний и
технологий их использования. Это переход к новому стандарту общественных
ценностей, когда знания действительно становятся материальной основой
существования человека, а технологии их применения создают качественно новые
критерии благосостояния общества. По мнению ученых, создание такой системы -
вызов времени и прерогатива государства, проявление политической воли ее
руководства и основа экономической политики, консолидированных действий всех
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В докладах и
выступлениях ученых подчеркивается, что гармоничное развитие Украины как
суверенного государства, которое продвигается к построению гражданского
общества и конкурентоспособной экономики на основе демократических ценностей,
невозможно без эффективного и стабильного развития каждого ее региона. Сегодня,
к сожалению, местная власть - как представительская, так и исполнительная -
имеет для этого весьма ограниченные возможности, в особенности финансовые.
Чрезмерная централизация распределения ресурсов страны, жесткое налоговое
давление, "ручное", часто непрофессиональное управление экономикой
сверху, направленное не на стратегическую перспективу, а на латание перманентных
дыр, тормозят инициативу местной власти. Существенное отрицательное влияние на
экономику регионов, как и на уровне центральных органов государственной власти,
имеет повсеместное распространение коррупции. К коррупционным действиям все
чаще оказываются причастны органы не только местной власти, но и правоохранные
и судебные, которые по своему статусу обязаны искоренять это социальное зло. В
далеко не правовом поле, часто с использованием силы судебного решения, ведется
борьба за земельные участки, недвижимость, право собственности на имущество. В
последнее время значительное распространение получило рейдерство,
осуществляемое по типовым схемам, построенным на недостатках действующего
законодательства, опасность которого до сих пор адекватно не воспринимается
соответствующими государственными органами, в том числе причастными к
регистрации имущественных и неимущественных прав и осуществлению надзора за
соблюдением законности.
Большое внимание уделяется предложениям по сглаживанию
дифференциации в уровнях развития отдельных регионов. Диспропорции в
социально-экономическом и культурном развитии, сложившиеся в процессе
централизованного, прежде всего отраслевого, управления экономикой, требуют
безотлагательных существенных изменений в региональной политике. Наличие таких
диспропорций усложняет проведение единой государственной политики
социально-экономических преобразований, увеличивает угрозу возникновения
кризисных явлений на уровне регионов, что будет непосредственно причинять вред
правам и интересам граждан. Отсутствие взвешенной государственной региональной
политики уже привело к значительному ослаблению, часто даже к фактическому
прекращению межрегиональных экономических связей и нарушению эффективного
взаимодействия по вертикали "центр - регионы". Поэтому первостепенной
задачей государства должен стать поиск рационального баланса между объемом
делегированных властных полномочий на уровне регионов и теми публичными
полномочиями и функциями, которые будут осуществляться исключительно
центральными органами власти.
По мнению ведущих ученых, главной целью государственной
региональной политики в современных условиях должно быть содействие
пропорциональному социально-экономическому развитию Украины и ее регионов,
которое обеспечивало бы максимальную реализацию их экономического потенциала
для улучшения условий хозяйствования и повышения уровня жизни населения до
показателей наиболее развитых регионов, соблюдение гарантированных государством
социальных стандартов для граждан независимо от места их проживания.
Понятно, что для решения этих проблем и обеспечения устойчивого
развития экономики страна нуждается в значительных по объемам прямых инвестициях,
в частности иностранных, в виде современного оборудования, наукоемких
технологий, а также прав интеллектуальной собственности. Доля иностранных
инвестиций в экономику Украины в 2008 г. составляла в общей сумме инвестиций
лишь 2,7%, что совершенно недостаточно. Неравномерность развития регионов и их
экономического потенциала углубляется и соответствующей структурой иностранного
инвестирования, при которой, например, в экономику Киева поступило 32% объема
прямых иностранных инвестиций в Украину за 2008 г., а остальная их часть
приходится на все другие регионы страны, где значительно преобладает
Днепропетровская область, причем доля многих регионов по этому показателю не
превышает 1 %. Эксперты ООН отнесли Украину к 20 наиболее привлекательным для
прямых инвестиций странам. Но для их привлечения необходимо создать благоприятный
инвестиционный климат, постоянно заботиться о формировании и поддержке
положительного делового и политического имиджа страны.
Для иностранного инвестора привлекательны выгодное географическое
положение Украины, разнообразные природные ресурсы, плодородные земли,
квалифицированные кадры и высокий научно-технический потенциал. Но наряду с
этими преимуществами имеются и недостатки, снижающие заинтересованность
инвесторов: нестабильность, а кое-где явно лоббистский характер
законодательства, отсутствие прозрачной, простой и стабильной налоговой
системы, низкий уровень жизни населения, бюрократические препятствия в
осуществлении предпринимательской деятельности и отведении земельных участков
для строительства, продолжительный глубокий политический кризис и
непредсказуемость государственной политики, произвол и коррупция в
деятельности, прежде всего, правоохранительных и судебных органов, а также
органов, выдающих лицензии и другие государственные документы разрешительного
характера, повсеместное и практически ненаказуемое рейдерство. Особенно
подчеркивают зарубежные эксперты высокий уровень коррупции, угрожающей
безопасности государства, которая приводит к нарушению принципов демократии и
верховенства права.
Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, местным
органам власти и органам местного самоуправления:
1. С целью обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемого
развития экономики Украины и ее регионов, прежде всего, необходимо кардинально
изменить роль государства в системе рыночных отношений на началах новейших
моделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста с
активным влиянием на оживление инвестиционной деятельности, формирование
инновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Незамедлительно перейти
к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития
страны на основе общегосударственной Программы стратегического
социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период
(15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии
с ее конституционными полномочиями.
В основу такой Программы необходимо положить новейшую идеологию
экономики знаний и инновационного делового мышления, что обеспечит мощный
потенциал реальных трансформаций всех сфер общественной жизни страны и ее
регионов, сориентированных на преодоление кризисных явлений и динамичный рост
экономики в условиях объективных процессов интеграции хозяйственной системы
страны в мировое экономическое пространство и ожидаемое значительное усиление
конкурентоспособной борьбы на международных рынках в связи с последующим циклом
стабилизации и роста экономической конъюнктуры в глобальном измерении. Эта
Программа должна стать методологической базой для разработки среднесрочных
пятилетних планов-прогнозов социально-экономического развития Украины,
отдельных ее регионов, целевых государственных отраслевых и региональных
программ. В свою очередь на основе таких пятилетних прогнозов
социально-экономического развития Украины должен формироваться ежегодный бюджет
страны и регионов.
2. Исходя из того, что основным признаком конкурентоспособности
страны является ее способность генерировать и быстро овладевать научными,
технологическими, промышленными, организационными инновациями, приобретают
актуальность разработка и реализация Доктрины экономики знаний, направленной на
построение национальной инновационной системы. При построении
такой системы должны максимально учитываться существующие и пока еще не
утраченные Украиной гуманитарные, геополитические, экономические,
научно-технические преимущества - выгодное географическое положение,
высококвалифицированные кадры, высокий уровень научно-технического потенциала и
др. Для этого необходимо:
- в соответствии с Концепцией развития национальной инновационной
системы безотлагательно разработать и утвердить в установленном порядке
долгосрочную Стратегическую программу инновационного развития страны на
ближайшее десятилетие и следующие 25 лет;
- разработать и принять специальные законы Украины о венчурной
деятельности в инновационной сфере, государственной поддержке развития высоких
технологий, о кластерной модели экономического развития, иннополисах,
инновационной инфраструктуре. Завершить создание законодательной базы в сфере
экономики знаний принятием Инновационного кодекса Украины;
- для
улучшения организации инновационной деятельности при Кабинете Министров Украины
и областных государственных администрациях создать экономические советы из
высококвалифицированных специалистов и научных работников. Ввести в состав
государственного и местных бюджетов "Бюджет инновационного развития",
за счет которого предусмотреть расходы для отдельных бюджетных программ, в
частности, на финансирование государственного заказа на инновационную
продукцию, финансовую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности и т.
д. Источниками формирования "Бюджета инновационного развития" должны
стать также средства, полученные от приватизации государственного имущества,
поступления налога на недвижимость, часть прибыли государственных и
коммунальных предприятий, не внедряющих инновации, и др.;
- создать Государственный венчурный банк с отделениями в областях,
что будет стимулировать кредитно-финансовую деятельность в инновационной сфере.
Содействовать организации частных инновационных банков и венчурных компаний,
ввести государственные гарантии и механизмы стимулирования привлечения
сбережений граждан в долгосрочные инвестиции;
- ускорить реформирование налоговой системы, создать такую систему
налогообложения, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. В
частности, следует предусмотреть снижение налога на прибыль в той части,
которая направляется на инновации, установить налоговые каникулы (льготы) для
компаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новых
компаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторе
потребительского рынка;
- в экономической политике государства предусмотреть существенное
расширение рынка "длинных денег", доступных отечественным
производителям, рост капиталов государственных банков. С этой целью
усовершенствовать механизм рефинансирования банков, кредитующих высокотехнологичные
секторы экономики, ввести предоставление гарантий государства под кредиты на
развитие нанотехнологий и приоритетных отраслей, разработать инструментарии для
недопущения чрезмерного вывоза капитала за границу;
- создать интегрированную многоуровневую государственную систему
информационно-консультативной поддержки инновационной деятельности на всех
этапах внедрения новаций (идея - исследование - разработка - внедрение). В
общегосударственную информационную сеть (банк данных) инноваций должны
вноситься сведения об участниках инновационной деятельности и объектах
инновационной инфраструктуры, направлениях новых фундаментальных и прикладных
разработок и возможностях их внедрения в производство;
- активизировать процесс интеграции вузовской науки с
исследовательским сектором академической и отраслевой науки путем создания
исследовательско-образовательных комплексов (центров) инновационной
направленности по примеру ведущих европейских и мировых университетов.
Для надлежащей реализации указанных предложений по формированию
государственной политики в сфере инноваций необходимо создать и обеспечить
функционирование:
- патентных подразделений на государственных предприятиях;
- подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной
деятельности и интеллектуальной собственности в центральных органах
исполнительной власти;
- сети региональных инновационных структур - инновационных
центров, бизнес-инкубаторов, научных парков на базе ведущих высших учебных
заведений, технополисов, центров трансфера технологий и др.;
- объектов инфраструктуры кадрового обеспечения осуществления
инновационной политики путем разработки и внедрения в учебных процессах
профильных вузов и институтов (центров) повышения квалификации пилотной
бизнес-образовательной программы в сфере инновационной деятельности,
специализированных курсов и семинаров повышения квалификации и т. д.
3. Главное условие реализации программы инновационного развития
страны и ее регионов - инвестиционное обеспечение. Для достижения
инвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом необходимо:
- разработать и осуществить комплекс мер по кардинальному
улучшению инвестиционного климата как в стране в целом, так и в каждом регионе,
всесторонне стимулировать инновационные вложения средств отечественных
предприятий в приоритетные проекты, сдерживая "бегство" капитала за
рубеж. Главным стимулом в этом направлении должно стать поэтапное освобождение
от налогообложения на прибыль расходов предприятий на инвестиции в основные
фонды;
- стабилизировать политическую ситуацию в стране, снизить уровень
коррупции, решительно прекратить рейдерские захваты предприятий,
либерализировать условия осуществления предпринимательства, способствовать
развитию фондового рынка, упорядочить и максимально упростить правила и
инструкции по лицензированию, разрешительному режиму, налогообложению и
репатриации прибыли и т. д.;
- предоставить правовую защиту таким финансовым операциям, как
кредитование инноваций и страхование коммерческих рисков, пересмотреть
налоговую систему в части предоставления налоговых и других фискальных льгот
субъектам хозяйствования, которые будут создаваться и действовать в
приоритетных, особенно наукоемких, отраслях экономики на начальных этапах их
деятельности;
- увеличить объемы государственного заказа на производство
космической, авиационной техники и судоходных средств, а также на строительство
дорог, транспортных развязок, стадионов, гостиниц, кемпингов, объектов туристической
инфраструктуры и т. д.;
- разработать программу освоения или расширения производства в
Украине на уровне мировых образцов компьютерной и высокотехнологичной бытовой
техники, которая сегодня, в основном, импортируется;
- предусмотреть в планах-прогнозах социально-экономического
развития страны и регионов меры по созданию объектов региональной инфраструктуры,
подготовке целевых инвестиционных проектов для решения неотложных проблем
регионального развития с целью привлечения инвестиций и повышения
инвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий внедрения
передовых инновационных технологий;
- в каждом регионе разработать программу оперативной
реструктуризации убыточных предприятий (их в стране свыше 40%) со специальным
участием государства и бизнеса, а также модернизации неконкурентоспособных
производств;
- разработать комплекс мер по восстановлению экономической базы
малых городов и поселков, внедрению механизма поддержки развития депрессивных
территорий; предусмотреть 50-процентную налоговую льготу для инвесторов,
осуществляющих инвестиции в объекты на таких территориях (по перечню,
утвержденному Верховной Радой Украины);
- на государственном и региональном уровнях формировать и
систематически обнародовать в средствах массовой информации и сети Интернет
информацию о приоритетных для инвестирования объектах и о потребностях в
инвестиционных ресурсах, определить перечень государственных
предприятий-банкротов для бесплатной передачи их частным лицам при условии
осуществления последними инвестиций для оздоровления этих предприятий;
- возобновить широкую пропаганду в средствах массовой информации,
на радио и телевидении лучших методов хозяйствования, обмен передовым опытом
управления и ведения бизнеса, особенно малого и среднего.
4. С целью ускорения инновационного развития страны и регионов,
повышения конкурентоспособности и достижения регионами самодостаточности
предлагается:
- разработать в каждой области, районе, городе программу ускорения
развития малого и среднего бизнеса как стратегического направления развития
территорий и
страны в целом. Главной задачей таких программ должно быть обеспечение стабильных
условий для дальнейшего функционирования малых и средних предприятий,
возрождения малых городов и поселков, привлечения широких слоев населения к
предпринимательской деятельности, увеличения количества новых рабочих мест. Для
ускорения развития малого бизнеса необходимо усилить финансовую поддержку этого
важного сектора региональной экономики, внедрить более эффективные системы
финансирования, кредитования и страхования и на этой основе обеспечить
увеличение поступлений средств в местные бюджеты, что положительно повлияет на
динамику экономического и социального развития регионов;
- ускорить
упорядочение и совершенствование законодательной и нормативной базы,
регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства. Повысить
мотивацию для местных органов власти по созданию благоприятного климата для
малого предпринимательства путем увеличения доли налоговых поступлений,
остающихся в местных бюджетах;
- обеспечить качественное обновление трудовых, в частности
интеллектуальных, ресурсов, разработать и внедрить систему
организационно-образовательных мероприятий, направленных на повышение
специального уровня, знаний и навыков участников предпринимательской
деятельности, а также на возобновление работы профессионально-технических
заведений на современной базе, распространение среди населения правовых и
экономических знаний;
- ускорить разработку Национальной программы кластеризации
экономики страны на период до 2025 г., предусмотреть в ней решение наиболее
существенных вопросов формирования инновационных производственных сетевых
структур, в частности, меры по:
анализу конкурентоспособности продукции, производимой
предприятиями региона, и на этой основе выявлению "точек роста"
экономики на долгосрочную перспективу, которые стали бы основой для развития
кластеров;
социальной экспертизе результатов кластеризации по итогам
мониторинга процессов формирования и деятельности кластеров;
созданию информационно-аналитической системы обслуживания
участников кластерных объединений, мониторинга процесса их развития и распространения
положительного опыта;
разработке критериев и показателей экономической и социальной
эффективности деятельности украинских кластерных объединений в государственной
статистической отчетности;
содействию формированию в каждом регионе мегакластеров, которые бы
обеспечивали устойчивое развитие региональной инновационной деловой
инфраструктуры;
созданию условий для формирования и развития межрегиональных
инновационных, а также трансграничных кластеров в рамках еврорегионов, в
которых принимает участие Украина;
развитию межрегионального и международного сотрудничества
кластеров и мегакластеров Украины с кластерными объединениями стран ЕС, ОЧЭС,
СНГ;
стимулированию создания мощных и конкурентоспособных
финансово-промышленных корпораций - национальных экономических лидеров:
горизонтально и вертикально интегрированных холдинговых компаний, способных
выполнять функцию локомотивов экономического развития страны, а также
организации и совершенствования деятельности институций, предоставляющих
финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные,
юридические образовательные услуги в обеспечении инновационной деятельности;
расширению интеграционных процессов путем трансграничного
сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения их
устойчивого развития на современной технологической основе и высокого уровня
производительности труда, а также занятости населения.
5. Для решения региональных проблем в значительной мере
способствовать проведению нового этапа административных реформ, связанного с
делегированием властных и управленческих функций центральных органов власти на
региональный уровень, и всестороннему развитию местного самоуправления. При
этом в регионе должны быть законодательно разграничены полномочия и
ответственность между отдельными органами власти.
Выводы
Надеемся, что
отраженное коллективное мнение ученых-экономистов и практиков будет учтено
центральными и местными органами исполнительной власти и представительскими
органами в практической работе и законотворческой деятельности.
Использованные
источники
1.
"Экономика
Украины" №3, 2010 , с. 42-48
2.
Хомяков
В.І. , Бакум І.В. Економіка сучасної України. Навчальний посібник – К., Кондор,
2010 – 428с.