Особенности экономической информации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,47 kb
  • Опубликовано:
    2010-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности экономической информации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие информации

2. Особенности экономической информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. [2,46]

Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

В результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует и труд, и капитал. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

Сегодня знаменитое выражение Френсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

1. Понятие информации

Термин «информация» — один из самых популярных в нашем лексиконе. Очевидно, что любая деятельность человека основывается на информации.

Информация – это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому - мало или ничего. То есть «информировать» в терминах теории информации означает сообщать ранее неизвестное. Так как информацию можно хранить, преобразовывать и передавать, должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта среда объединяет источники информации и ее получателей в информационную систему. Активными участниками информационного обмена необязательно должны быть люди: обмен информацией происходит также в животном и растительном мире, но когда речь идет о человеке как об участнике информационного процесса, то имеется в виду смысловая или семантическая информация.[3, 66]

Когда говорят об информации, то упоминают ряд ее свойств, от которых непосредственно зависит эффективность принимаемых решений.

Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Информация адекватна, если с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается их образ определенного уровня соответствия. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация выражена кратко и четко, если она не содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.

Кроме этих свойств информации можно оценить ее ценность — меру расширения совокупности сведений, которыми располагает потребитель информации при ее получении и интерпретации, степень снижения состояния неопределенности.

2. Особенности экономической информации

Для бизнеса роль информации и в качестве товара, и в качестве ресурса становится все более важной. Прогресс в коммуникационной сфере увеличивает объем доступной информации и в то же время существенно усложняет процесс управления этой информацией.

О том, что «информация является критическим ресурсом, который, если хорошо им распорядиться, может принести большое конкурентное преимущество», каждый из нас неоднократно слышал или читал. Более того, информация стала стратегическим ресурсом, сегодня ее ставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания - веществом и энергией.

Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. В соответствии с источником возникновения информации по отношению к организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая в целом информационные ресурсы этой организации.

Рассмотрим более подробно, что может представлять собой внешняя информация по целевому назначению.

1. Рыночная информация.

Обширнейшая составляющая внешней информации, объединяющая очень разнообразные сведения, от очень «узкоспециализированных» (примером могут служить аналитические сведения о структуре магазинов в узком сегменте розничного рынка) до весьма общих, касающихся, например, мнений аналитиков о мировых рыночных тенденциях какого-либо товара. Рыночная информация влияет на маркетинговую деятельность фирм и разработку новых товаров и услуг. Следует отметить, что рыночная информация является товаром для огромного количества экономических субъектов – специализирующихся на рыночных исследованиях компаний, рекламных агентств, банков и т.д.

2. Информация о конкурентах.

Представляет собой одну из составляющих рыночной информации, но настолько важную, что обычно рассматривается особо. Эта информация может касаться используемых конкурентами производственных технологий, маркетинговой политики, специалистов, поставщиков сырья и т.п. [1,102]

3. Макроэкономическая и геополитическая информация (эта информация может требоваться фирмам для долгосрочного стратегического планирования).

4. Информация о поставщиках: издержки, надежность, качество и время доставки.

5. Внешняя финансовая информация: валютные курсы, динамика курсов акций, движение на рынке капитала и т.д.

6. Информация из государственных органов и органов управления: законы, постановления, сообщения налоговых органов и пр. (такая информация необходима предприятиям для того, чтобы соблюдать правовые нормы, а также определять эффективные с точки зрения минимизации налоговых выплат способы ведения бизнеса).

Внутренняя деловая среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия с работающими там людьми, а также технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информацию.

В отличие от внешней информации информация внутренней среды, как правило, точная и достаточно полно отражает финансово-хозяйственное состояние предприятия. Обработка внутренней информации обычно осуществляется с помощью стандартных формализованных процедур. Эта информация передается и используется в рамках следующих систем:

- транзакционных, предназначенных для операционной работы;

- внутрифирменного электронного документооборота;

- электронных хранилищ информации и документов;

- бумажного документооборота и документов на бумажных носителях.

По целевому назначению внутренняя информация может быть разделена на следующие категории.

1. Информация о производстве и сбыте: издержки, производительность труда, качество продукции, отходы производства, поставки, методы и каналы сбыта и т.д.

2. Информация о трудовых ресурсах: уровень квалификации и обучение персонала, расходы на кадровое обеспечение, моральное состояние сотрудников.

3. Внутренняя финансовая информация: финансовые показатели работы фирмы по данным бухгалтерских балансов и другой отчетности.

Бизнес-информация может быть получена через официальные (при помощи специализированных поставщиков информации) и неофициальные информационные каналы; характер способа получения бизнес-информации может быть как активным (в этом случае речь идет о поиске источников информации), так и пассивным (здесь подразумевается анализ информации из уже известных источников). Для практических целей обычно используют различные комбинации источников и способов получения информации (см. табл. 1).

Таблица 1.

Источники бизнес-информации в зависимости от канала и характера способа ее получения


Количество внешних источников информации растет невероятными темпами. Развитие информационных технологий увеличивает как число, так и качество баз данных на CD-ROM и в режиме он-лайн. Всемирная компьютерная сеть – Интернет, - предлагает астрономическое количество информационных сайтов и средств обмена информацией по всему миру. В процессе информационного поиска все больше фирм ориентируются на использование средств поиска в режиме он-лайн, таких, как поисковые системы в Интернете.

В качестве примеров источников получения внешней информации приведем ряд Интернет-источников.

1. Через сервер Ресурсного центра малого предпринимательства - самостоятельной некоммерческой организации, занимающейся проведением исследований и сбором информации в области малого предпринимательства, – доступны следующие базы данных и материалы:

-   контактная информация и функции структур поддержки малого предпринимательства в России, а также описание их информационных ресурсов;

-   статистические показатели по малому предпринимательству, по всем экономическим районам и регионам;

-   федеральное и региональное законодательство в сфере малого предпринимательства;

-   федеральные и региональные источники информации по малому предпринимательству (базы данных, информация в Internet, пресса, программы обучения);

-   результаты проведенных исследований по вопросам малого предпринимательства.

2. SIORA – сервисная бизнес-сеть, предлагающая широкий спектр услуг для поддержки предпринимательства, организации и развития малого и среднего бизнеса, среди которых:

-   информация;

-   электронный аккредитив;

-   стратегический консалтинг;

-   коммерческий арбитраж;

-   бизнес-планирование;

-   страхование малого бизнеса;

-   маркетинговые исследования;

-   бизнес-образование;

-   система менеджмента качества по ISO 9001:2000;

-   рекрутинг кадров;

-   юридические услуги;

-   Интернет-услуги;

-   кредитование малого бизнеса;

-   каталог бизнес-ресурсов;

3. Информационно-сервисный портал "Оборудование для малого и среднего бизнеса", предоставляющий информацию об оборудовании, производимом и поставляемом в России (торговом, холодильном, медицинском, полиграфическом, деревообрабатывающем, сварочном, упаковочном, пищевом, складском, строительном, выставочном оборудование и оборудовании для автосервиса). Здесь также можно найти информацию о выставках, организовать тендер. Проект разработан Агентством развития бизнеса в рамках проекта СИОРА.

4. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, являющееся в настоящее время координатором сети региональных агентств, которая по существу представляет собой единую территориально распределенную консалтинговую структуру, призванную служить каналом получения и распространения деловой информации для малых и средних предприятий.

5. Официальный сайт Общероссийского объединения Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

6. Официальный портал поддержки малого предпринимательства Москвы «Малый бизнес Москвы», объединяющий ресурсы Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы и в полной мере соответствующий информационным потребностям предпринимателей города. Целевое назначение данного портала – предоставить предпринимателям по возможности исчерпывающую информацию об организации и ведении собственного бизнеса в Москве, начиная от общих законодательных норм и заканчивая конкретными рекомендациями и советами, касающимися повседневной предпринимательской практики.

7. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства.

Подводя итоги сказанному выше, еще раз подчеркнем, что информация является одним из основных ресурсов экономического роста предприятия, поскольку именно она позволяет:

-   определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;

-   осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них;

-   принимать обоснованные и своевременные управленческие решения;

-   координировать деятельность как отдельных сотрудников, так и подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:

-   выявление проблем и определение информационных потребностей;

-   отбор источников информации;

-   сбор информации;

-   обработка информации и оценка ее полноты и значимости;

-   анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;

-   разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;

-   оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Поэтому все более значимым становится информационный рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационно-коммуникативных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, "черный" рынок незаконных информационных услуг).

Информационные ресурсы - непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.

Развитие современных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства.

На мировом рынке средств информатизации, как и на любом другом, сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   А.В.Костров "Основы информационного менеджмента" – М., "Финансы и статистика", 2006

2. "Информатика" / Под ред. Макаровой Н.В. – М., "Финансы и  статистика", 2005

1. С.И.Майоров "Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг" – М., "Финансы и статистика", 2004

2. В.Н. Костюк "Информация как социальный и экономический ресурс" – М., "Финансы и статистика", 2006

3. Алешин, зам. Минсвязи, Пленарный доклад. Конференция Будущее электронных коммуникаций", М.: 2003

4. Родионов И.И.Мировой рынок информационных услуг: электронная деловая коммерческая информация. Серия "Технология электронных коммуникаций", т.13,М.,2005

5. Бусыгин А.Я. Предпринимательство: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!