Эта шкала спроса показывает,
сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой
шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса. Любая цена,
назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость
между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представляется
кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на
рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут
взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена
находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже
спрос. Появляется закон спроса:
Чем выше цена товара, тем меньше
спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена,
тем больше спрос.
Обратную зависимость между ценой
продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного
графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на
вертикальной оси.
Каждая точка графика
представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта,
которое потребитель решил купить по данной цене.
График отражает все возможные
варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса
находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
График позволяет четко
представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными
ее комбинациями.
Цена служит самой важной
детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие
факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда
они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также
называют факторами изменения спроса. Например, такие:
Изменение одной из детерминант
изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и
способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных
цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение
спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или
более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных
цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Перемены в спросе могут
произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме
изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не
изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из
начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации
меняется QDх, но все факторы, влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются
неизменными (а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте),
спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение
величины QDх при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение
вдоль той же кривой спроса.
На рынке обычно возникает
возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным
ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
Например, на каком-то местном
рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для
продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.
Цена 1 кг яблок (руб)
|
Продавцы готовы продать (тонн)
|
200
|
25
|
150
|
15
|
130
|
100
|
6
|
80
|
4
|
50
|
2
|
Шкала предложения показывает,
сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры
раскрывают взаимозависимость цены и предложения. Данные этой таблицы отражают
важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных
условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х,
предлагаемого фирмами к продаже.
Это является законом предложения.
На основе этого закона можно построить кривую предложения, которая будет иметь
«восходящий» характер.
Изменение предложения. Сдвиги
кривой предложения. Если под воздействием изменений какого-либо фактора
величины QSх меняются при каждой цене и смещается вся кривая предложения, то
происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S
смещается вправо; а в случае сужения предложения - кривая предложения сместится
влево. Увеличению предложения способствуют:
рост числа производителей;
снижение цен на ресурсы; повышение
уровня технологии;
субсидий товаропроизводителям.
Сокращение предложения
вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.
Равновесная цена:
Каким образом под воздействием
спроса и предложения устанавливается цена товара Х на рынке? Рассмотрим рынок
товара Х и формирование его цены. Для этого сравним QDx и QSx при различных
значениях Рх и совместим два графика.
Точка Р на графике - равновесная
цена, свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать),
совпадает с ценой покупателей (которая их устраивает), то есть это цена, при
которой выполняется равенство: QDX = QSX
Если спроецировать равновесную
точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное количество (Кр),
характеризующее количественное совпадение спроса и предложения. Равновесная
цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
Товаров представлено на рынке не
больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на
производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть,
достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности
сложившейся рыночной ситуации.
В точке равновесия выражен и
наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает
предельное (для его дохода) количество полезностей.
На рынке не обнаруживается ни
избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме
доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
Способность спроса и предложения
адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Эластичность спроса - это
изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных
факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если
процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным,
если степень снижения цен выше прироста спроса.
В общем случае под эластичностью
понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению
аргумента.
Эластичность спроса по цене:
Эластичность спроса по цене
вычисляется по формуле:
Экономисты используют концепцию
ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению
цены продукции.
Если небольшие изменения в цене
приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой
спрос называют эластичным.
Ed >
1, поэтому спрос на товар Х является эластичным по цене.
Если существенное изменение в
цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос
относительно неэластичный или просто неэластичный.
Если Еd < 1
Когда процентное изменение цены
и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то
такой случай называют единичной эластичностью.
Еd = 1.
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой
продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.
Если Еd = 0
Если самое малое снижение цены
побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих
возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
Еd = бесконечности∞
Если спрос на товар Х эластичен,
то фирмы могут увеличить свою выручку (ТR) путем
снижения цены и повышения уровня продаж. Соответственно, при неэластичном
спросе на товар Х, понижение цены товара Х приведет к падению выручки фирм. При
единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку
неизменной.
То есть на выручку оказывает
влияние эластичность. А эластичность спроса по цене, в свою очередь, зависит:
а) от степени необходимости (чем
она больше, тем ниже эластичность);
б) количества
товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену
подорожавшему товару, т.е. выше эластичность;
предметы первой необходимости
имеют обычно невысокую эластичность, поскольку не располагают близкими
заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой
эластичностью)
в) факторов времени (чем его
больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше
эластичность).
Кроме эластичности спроса по
цене товара существуют, другие виды эластичности спроса, то есть зависимость
его от других факторов (условий). К ним, прежде всего, относится эластичность
спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного
потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или
совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по
доходу выглядит так:
Для большинства товаров этот
коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение
коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное
значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре
низшей категории (при EУ < 0)
Практическое значение
коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования
того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в
будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная
эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический
рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный
или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства
в отрасли.
Основным фактором, определяющим
Еy, является важность данного товара в потреблении: чем более необходим
продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу. Кроме того, среди нормальных
товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < Eу < 1), второй
необходимости (Eу= 1), и предметы роскоши (Eу > 1).
Перекрестная эластичность спроса:
Концепция перекрестной
эластичности спроса позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский
спрос на один продукт (скажем, Х) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем,
У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой
эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного
изменения объема потребления продукта Х к процентному изменению цены продукта У:
процентное изменение количества
спрашиваемого
продукта Х
Еху =
процентное
изменение цены продукта У
Эта концепция позволяет понять
явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент
перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть
количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения
цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами (например,
разные прохладительные напитки).
Чем больше положительный
коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если
коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х
и Y являются взаимодополняемыми товарами (автомобиль и бензин и т.п.). Чем
больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость
двух данных товаров.
Нулевой или почти нулевой
коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то
есть являются независимыми товарами (например, хлеб и цемент).
Эластичность предложения
показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее
определяют по формуле:
Еs = процентное изменение QSx
разделить на процентное изменение Рх.
Эластичность предложения, как и
эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же
самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать
разным наклоном линии предложения.
Вертикальная линия соответствует
абсолютно неэластичному предложению (Еs=0, QSx никак не
реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным); горизонтальная, наоборот,
- абсолютно эластичному (Еs=∞: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы
QSx резко возросло). Другие положения линии предложения будут характеризовать
либо эластичное (при ES > 1), либо неэластичное (при ES
< 1) предложение.
Помимо цены на эластичность
предложения влияют и другие факторы:
1. Фактор времени (чем
длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители
товара Х для перестройки производства в связи с ростом или падением цены товара
Х, и тем выше будет эластичность предложения).
3. Способность товаров к
длительному хранению и стоимость их хранения;
4. Цены других товаров (в том
числе и ресурсов).
Несмотря на повышение роли
неценовых факторов в процессе современного маркетинга, эластичность, спрос и
предложение остаются важными показателями, особенно на рынках монополистической
и олигополистической конкуренции. Ведь только исследовав их, можно правильно
установить цену на какой - либо товар, не упустив коммерческой выгоды, ведь установление
цены - процесс, состоящий из шести этапов.
1. Фирма тщательно определяет
цель или цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости,
максимизация прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или
качества.
2. Фирма выводит для себя кривую
спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удаётся продать
на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем
неэластичнее спрос, тем выше может быть её цена, назначенная фирмой.
3. Фирма рассчитывает, как
меняется сумма её издержек при различных уровнях производства.
4. Фирма изучает цены
конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании
собственного товара.
5. Фирма выбирает для себя один
из следующих методов ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ
безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе
ощущаемой ценности товара; установление цены на основе закрытых торгов.
6. Фирма устанавливает
окончательную цену на товар с учётом её наиболее полного психологического
восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам
практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята
дистрибьюторами и дилерами, собственным персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками
и государственными органами.
1. Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА:
Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.
2. Горяинова Л.В. МИКРОЭКОНОМИКА
Практикум по курсу. / Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики. - М., 2004. - 56 с.
3. Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников
С.Я. ОСНОВЫ БИЗНЕСА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ.
2008. 447 с.
4. Обществознание: справ. материалы/С.В.
Борисов и др. под общ. ред.Л.Д. Ибрагимовой. - 2-е изд. - Челябинск: Взгляд,
2007. - 204с.
5. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые
экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.
6. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство
АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
7. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. /
Краткий словарь делового человека. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 128с.
8. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение
потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.
9. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л.
Брю. Экономика: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика»,
1993 год
10. Ресурсы Интернета.
1. Фирма может предложить
дополнительно 800 пар лыж; в конце зимы их сбыт будет невозможен. Хранение
продукции также неприемлемо. По оценке маркетингового отдела фирмы, ни одна
пара лыж не может быть реализована по цене выше 60 руб., если же все лыжи отдать
бесплатно, то можно сбыть 1200 пар лыж. Построить кривые спроса и предложения,
полагая, что они носят линейный характер, и определить равновесные значения
цены и объемов реализации.
2. В таблице приведены данные об
объемах индивидуального спроса на рыбу потребителей Иванова, Петрова и Сидорова.
Построить графики индивидуальных и рыночного спросов на данный товар.
Р (руб., кг)
|
QD Иванова
(кг/мес)
|
QD Петрова
(кг/мес)
|
QD Сидорова (кг/мес)
|
0
1
2
3
4
|
6
5
4
3
0
|
6
4
3
2
0
|
5
4
2
1
0
|
3. Таблица отражает величину
спроса на товар при различных ценах:
Р, руб
|
400
|
350
|
300
|
250
|
200
|
150
|
Q, шт.
|
3
|
6
|
9
|
12
|
15
|
18
|
а) Определить вид функции
спроса, записать ее формулу и построить график.
б) При какой максимальной цене
потребители откажутся от покупок данного товара?
в) Какова будет величина спроса,
если товар будет распределяться бесплатно?
4. Функция спроса на товар: QD = 502 - 2P,
функция предложения товара: QS = 340 + 4Р. Определить
равновесную цену и равновесный объем продаж.
5. Даны функции спроса и
предложения на товар: QDx =
12 - Р; QSx = - 3
+ Р. Правительство ввело дотацию в размере 3 руб. за изделие, получаемую
продавцом. Найти равновесные цены покупателя и продавца с учетом дотации.
6. Определите эластичность
спроса по цене и общие расходы населения на покупку билетов на концерт
известного певца, а также зависимость между эластичностью спроса по цене и
общей суммой выручки от продажи билетов, используя данные таблицы.
P, долл.
тыс. шт.
|
Эластичность спроса по цене
|
Общая сумма выручки
Тыс. дол.
|
22,5
20,0
15,0
12,5
10
5,0
2,5
1,0
0,0
|
10
20
40
50
60
80
90
96
100
|
|
|
7. В результате повышения цены
товара с 4 до 5 долл. величина спроса сократилась с 10 до 7 млн. штук в год. Общий
уровень цен не изменился. Определить коэффициент прямой эластичности спроса по
цене.
8. Доход потребителя вырос с 2
до 4 тыс. руб. Спрос на маргарин упал с 3 до 1 кг. Спрос на масло возрос с 6 кг
до 8 кг. Определить эластичность спроса по доходу и характер товаров.
9. Цена на чай возросла с 10 до
20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до
1,5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков. Определить перекрестную
эластичность и тип товаров по цене чая.
10. Функция кривой спроса для
товара x задана уравнением:
QDx = 34 - 0,8 × x +0,3 × Py +0,04 × I.
Px = 10 руб., Py = 20 руб., I = 5000 руб.
а) Определить эластичность
спроса x по цене.
б) Определить перекрестную
эластичность спроса x по отношению к цене y. Являются ли x и y заместителями
или дополнителями?
в) Определить эластичность
спроса x по доходу. Является ли нормальным или низкокачественным товаром?
11. Эластичность спроса
населения на данный товар по цене равна 0,2; по доходу равна 0,6. На сколько
изменится величина спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 5%,
доходы населения возрастут на 10% при условии, что общий уровень цен не изменится?