наименование
|
Количество человек
|
|
2003г
|
2004г
|
1
|
2
|
3
|
Всего:
|
17990
|
Пром. -производ. персонал
|
17298
|
17225
|
Рабочие
|
14695
|
14573
|
Служащие, из них:
|
2720
|
2725
|
Руководители
|
1179
|
1180
|
Специалисты
|
1473
|
1473
|
Служащие
|
71
|
71
|
Как видно из таблицы, большую часть
работающих составляет промышленно-производственный персонал.Коэффициент
текучести за 2004г. на предприятии составил 19,5%.Среди рабочих среднее и
неполное среднее образование имеют 61,8%, среднее специальное 17,0% и высшее
21,2%.Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 55,7%
работающих, среднее специальное 30,7%.В настоящее время на предприятии имеются
вакансии оператора станков с программным управлением, токаря, фрезеровщика,
шлифовщика, наладчиков оборудования 4-6 разрядов.
2. Организация сервисного обслуживания техники
Производственное объединение
«Гомсельмаш» осуществляет сервисное обслуживание техники через сеть дилерских и
технических центров.
Технические центры организуются на базе
организаций, имеющих соответствующее техническое оснащение и специалистов.
Представители завода обучают специалистов технических центров устройству,
правилам эксплуатации и обслуживания техники ПО "Гомсельмаш".
Техника отгружается с завода на
дилерские (технические) центры, где проходит предпродажную подготовку
(расконсервацию, досборку, дозаправку, агрегатирование и обкатку). Обязательным
условием при передаче техники потребителю является наличие обученного
механизатора.
В обязанности дилерского (технического)
центра входит:
- гарантийное обслуживание всей техники
ПО "Гомсельмаш", находящейся в эксплуатации в закрепленном регионе;
- выполнение на новой технике всего
комплекса работ по обеспечению ее эффективной эксплуатации;
- организация оперативного выполнения
регламентных работ по обслуживанию техники и устранению отказов;
- рассмотрение претензий потребителей и
решение всех возникающих при этом вопросов;
- контроль за выполнением правил эксплуатации
техники, обучение механизаторов;
- послеуборочное обследование, контроль
за соблюдением правил консервации и хранения, восстановление гарантийной
техники;
- по договору с потребителем устранение
отказов, вызванных нарушением правил эксплуатации, реализация запчастей, ремонт
не гарантийной техники.
В 1997году, когда начиналась
реорганизация сервисной системы ПО «Гомсельмаш», существовала сеть опорных
пунктов, на каждом из которых работал представитель объединения. Эта система к
тому времени уже исчерпала свои возможности и не обеспечивала современного
уровня сервиса. Были заключены договора с предприятиями Минсельхозпрода, на
базе которых были созданы технические центры ПО «Гомсельмаш». В 1997 году их
было 7, а сейчас в Беларуси - уже 12, каждый из которых обслуживает
определенный регион.
У ПО «Гомсельмаш» имеется:
- 12 технических центров в Республике
Беларусь:
а) в Гродненской области -- ДП ТЦ «Щучинский рементный завод»;
б) в Брестской области -- ОАО «Жабинковская сельхозтехника», ОАО "Ивацевиагротехсервис», ОАО «Пинский мехтранс»;
в) в Витебской области -- ОАО «Оршанский агропромснаб», ОАО "Западно-двинский МРС»;
г) в Гомельской области -- ЧУП «Мозырьсельмашсервис», ОАО «Гомельоблагросервис»;
д) в Могилевской области -- ОАО «Заднепровский межрайагросервис»;
- 36 предприятий технического сервиса в
России на базе предприятий «Росагроснаба»;
- 1 предприятие технического сервиса в
Украине.
Во всех технических центрах создан и
постоянно пополняется запас частей и агрегатов.
Снабжение запасными частями предприятий
технического сервиса происходит по следующей схеме:
Центральный
склад ----- промежуточный склад -----склад у дилеров.
Техцентры являются дилерами объединения.
Они продают технику и запчасти, производят гарантийный и послегарантийный
ремонт, предпродажную подготовку и запуск машин в работу, обследуют после
уборочного сезона и дают рекомендации, как их эффективно использовать. На базе
центров специалисты объединения обучают механизаторов.
Оперативную помощь техцентрам в период
уборочных работ оказывают мобильные выездные бригады. В этом году на
«Гомсельмаше» действуют уже 20 таких бригад. Они оснащены всем необходимым для
диагностики и ремонта сельхозтехники. Для их обеспечения созданы склады масла,
фильтров и других расходных материалов.
Вывод: производственное объединение
«Гомсельмаш» осуществляет сервисное обслуживание техники через сеть дилерских и
технических центров.Технические центры организуются на базе организаций,
имеющих соответствующее техническое оснащение и специалистов. Представители
завода обучают специалистов технических центров устройству, правилам
эксплуатации и обслуживания техники ПО "Гомсельмаш". Заключены договоры с предприятиями
Минсельхозпрода, на базе которых были созданы технические центры ПО
"Гомсельмаш". В центрах создан и постоянно пополняется запас частей и
агрегатов, работники прошли обучение на "Гомсельмаше". Оперативную помощь техцентрам в период уборочных работ оказывают
мобильные выездные бригады.
3. Основные направления повышения эффективности службы сервисного
обслуживания
Основными тенденциями в развитии
сервисного обслуживания являются:
1. Современные потребители прекрасно
ориентируются в вопросах сервисного обслуживания и требуют индивидуального
подхода.
2. Потребители чаще отказываются иметь
дело с продавцами услуг, обслуживающими технику разных производителей.
3. В настоящее время организация
снабжения запасными частями осуществляется в рамках выбора между задачей
сокращения сроков ремонта оборудования и задачей уменьшения издержек, связанных
с иммобилизацией средств в виде запасов материальных ценностей.
Основными направлениями повышения
эффективности сервисного обслуживания являются: снижение производственного
брака продукции, снижение сроков на устранение отказа техники, создание
большего количества мобильных бригад, оптимальная ценовая политика,
адекватность сервиса производству и т.д.
Рассмотрим, как эти направления можно
реализовать на ПО «Гомсельмаше».
В основу работы сервисной службы
предприятия положены 3 принципа: оперативность, компетентность, эффективность.
Оперативную помощь техцентрам в период
уборочных работ оказывают мобильные выездные бригады, число которых надо
увеличивать и дальшедля быстроты операций по поддержанию техники в рабочем
состоянии. Для более совершенной работы техники необходимо проводить не только
экстренные ремонты техники, но и ремонт техники в межсезонный период, которые
многие пользователи сельскохозяйственной техники не проводят по различным
причинам, в том числе и финансовым. Для этого завод «Гомсельмаш» предоставляет
свои сервисные услуги в кредит, что способствует лучшему установлению
партнерских отношений между заводом и клиентами.
ПО «Гомсельмаш» особое значение придает
обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной
сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в
предстоящем сезоне. Для обучения сельских механизаторов в учебном центре ПО
«Гомсельмаш», на дилерских и технических центрах, а также в областных учебных
центрах облсельхозпродов Республики Беларусь привлекаются лучшие специалисты
объединения.
Что касается адекватности сервиса
производству, то в текущем году предприятие
планирует в 2 раза нарастить объемы выпуска комплектующих и запасных частей.
Эта продукция является наиболее востребованной.
Предусматривается, что в 2005 году ПО
«Гомсельмаш»расширит количество дилерских центров, которые выполняют сервисное
обслуживание техники, выпускаемой данным предприятием, в регионах Российской
Федерации с 64 до 70, активизирует работу дилерских центров в странах Балтии и
откроет собственные представительства в Украине и Китае.
Вывод: для того, чтобы сервис был
эффективен, на «Гомсельмаше» уделяется самое большое внимание предоставлению
услуг в области технического обслуживания новой техники, быстрота и гибкость
операций по поддержанию техники в рабочем состоянии, создание значительной сети
и средств срочного ремонта, особое значение придается обучению механизаторских
кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике,
более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Для
конструкторов «Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима
для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с
запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены -
технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь
будет быстрой и эффективной.
Заключение
Предприятие ПО «Гомсельмаш» существует
более 60 лет. Оно является республиканским унитарным предприятием. На
предприятии работают около 18 тысяч человек. В 2001 г. «Гомсельмаш» первым из
предприятий сельскохозяйственного машиностроения Беларуси стал лауреатом премии
Правительства РБ «За достижения в области качества».
Для того, чтобы сервис был эффективен,
на «Гомсельмаше» уделяется самое большое внимание предоставлению услуг в
области технического обслуживания новой техники, быстрота и гибкость операций
по поддержанию техники в рабочем состоянии, создание значительной сети и
средств срочного ремонта, особое значение придается обучению механизаторских
кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике,
более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Уже
сегодня можно сказать, что создана реально действующая система сопровождения
каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации. Для конструкторов
«Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима для
совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с
запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены -
технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь
будет быстрой и эффективной.