Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
Содержание
Введение
1.
Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
1.2
Задачи информационных систем ЖКХ
2. Единые
расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
3.
Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
Заключение
Список
литературы и источников
Введение
Одним из основных факторов влияния научно-технического
прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование
новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в
которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает
сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные
изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм
специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из
основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны
жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса -
важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития
национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее
граждан.
Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном
состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной
системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и
коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую
эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на
практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.
Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения
управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и
переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения
жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность
информации, которая создается, используется и распространяется в
жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде
и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем
состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых
информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создать
качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного
взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе
должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между
уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а
также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения
и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных
преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив
информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и,
что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над
деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом
(ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации,
получаемой из различных источников.
Целью этой работы является исследование таких вопросов, как
информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же
деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.
Задачи – изучение информационных
технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а
так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.
1. Информационные
технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1
Понятие
ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование
инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий
удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем
предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой
сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав
входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее
благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:
·
Водопровод — устранение протечек водопроводных
труб, система очистки воды
·
Канализация — отведение сточных вод
·
Капитальный ремонт зданий
·
Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных
коммуникаций и систем (здания)
·
Теплоснабжение — обеспечение поставки жителям
горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать
топливно-энергетический кризис.
·
Сбор, вывоз и
утилизация мусора
·
Содержание
придомовых территорий (благоустройство)
·
Электроснабжение[1].
Эта отрасль, без которой практически невозможна
жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования
эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с
органами местного самоуправления и населением с целью реформирования
жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую
базу[2].
1.2 Задачи информационных систем ЖКХ
Задачи, на решение которых направлено использование
информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.
Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ
ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности
поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с
целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилого
фонда территории - это
учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров
отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции,
работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача
информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов,
принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и
напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и
внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ
можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные
услуги включает:
·
ведение учета
зданий, квартир;
·
управление
лицевыми счетами;
·
ведение
поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;
·
начисление
субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой
счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;
·
группировка
зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа
квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;
·
ведение учета
доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;
·
расчет суммы
льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для
каждого жильца;
·
ведение истории
начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими
тогда нормативами).
Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при
получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения
трудозатрат на выполнение операций и численности персонала[3].
2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в
направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное
назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты
коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между
производителями услуг ЖКХ.
Основными целями создания ЕРКЦ являются:
·
формирование
бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета
имеющихся ресурсов;
·
учет потоков
платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
·
контроль
собираемости платежей;
·
создание базы
данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного
фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.
Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:
·
оперативное
централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;
·
подготовка и
доставка населению платежных документов;
·
предоставление
льгот и субсидий;
·
внесение
корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
·
учет граждан,
имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
·
централизованная
информационно-аналитическая поддержка административных округов.
Централизация абонентского обслуживания населения на
базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:
·
улучшение
контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение
разночтений документов и ошибок их толкования;
·
использование на
территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;
·
повышение оперативности
обновления информационной базы;
·
повышение
качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой
данных службы социальной защиты населения;
·
повышение
качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей
линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг[4].
3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года
N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами
исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства
Москвы, префектурами административных округов, управами районов города
совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в
короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые
информационно-расчетные центры.
За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный
объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с
обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило
объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных
услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном
документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор
большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные
счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя
посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки
для обслуживания населения по принципу "одного окна".
В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех
участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров,
созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по
начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги,
об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации
консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.
Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых
информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного,
Восточного, Южного и некоторых других административных округов города.
Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ
и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе
Зеленограде.
В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово,
Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан,
Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное,
благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно
работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую
материально-техническую базу и квалифицированный персонал.
Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее
функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции
финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета
денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой
информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые
информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные
средства массовой информации.
В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих
жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не
превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил
более 95%.
Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров
требует дальнейшей доработки.
В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории
плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической
модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные
услуги.
Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и
функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации
процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного
пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой
городской программы Электронная Москва.
Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда
ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников
центров всех уровней[5].
Заключение
Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления
жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных
центров в Москве.
Жилищно-коммунальное
хозяйство - это сложный, многоотраслевой
производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное
производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее
благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.
Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую
систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с
исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть
информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже
относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а
также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения
и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:
- повышение оперативности диспетчеризации;
- обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
- дистанционное управление объектами ЖКХ;
- моделирование ситуаций;
- бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
- повышение качества работы с населением;
- информационное обслуживание органов муниципального управления;
- обмен информацией между органами муниципального управления;
- экономия бюджетных средств.
Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной
сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые
информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.
На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого
платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и
прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем
- адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям
получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих
услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых
населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета
документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в
целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.
Список литературы и источников
1. Постановление
правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ)
и мерах по совершенствованию их деятельности
2. Жадько П.
А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в
структуре ЖКХ региона. - Диссертации на соискание ученой степени кандидата
экономических наук. – Москва, 2009.
3. Саак А.Э.,
Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для
вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")
[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Саак А.Э., Пахомов Е.В.,
Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")
[4] Саак А.Э., Пахомов Е.В.,
Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")
[5] Постановление
правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию
их деятельности