Вода. Растворы. Основания. Галогены
Лабораторная
работа
Эксперимент
по теме: "Вода. Растворы. Основания"
Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой.
Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой,
пробирки, воронка, натрий, дистиллированная вода, скальпель, пинцет, фильтры,
фенолфталеин, лучинка.
Ход работы: Пробирку с водой закрепляют вертикально в
лапке штатива. В воду бросают очищенный при помощи фильтровальной бумаги и
скальпеля кусочек металлического натрия величиной с полгорошины и накрывают
пробирку воронкой. Выжидают некоторое время с целью заполнения водородом
пробирки и воронки. Затем газ поджигают у конца воронки пламенем горящей
лучинки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду капают раствор
фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи (малиновая окраска). Пробирку
заполняют водой так, чтобы остался свободный объем примерно на 1-2 см от края
пробирки. Наблюдать и объяснить происходящие эффекты. Записать уравнение
реакции.
Техника безопасности: Не трогать руками
металлический натрий. Остатки натрия вместе с фильтровальной бумагой погрузить
в кристаллизатор с водой.
Утилизация: Содержимое пробирки слить в
емкость-нейтрализатор, т.е. в емкость со щелочным раствором.
Опыт 2. Взаимодействие натрия с водой в
кристаллизаторе
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор,
фильтровальная бумага, металлический натрий, пластинка (крышка для
кристаллизатора), зеркало, вода, скальпель, пинцет, фенолфталеин.
Ход работы: В кристаллизатор с водой и фенолфталеином
помещают фильтровальную бумагу. На влажную фильтровальную бумагу бросают
кусочек натрия размером 1/2 горошины. Накрывают кристаллизатор стеклянной
пластиной. Подставляют зеркало и наблюдают происходящие явления (дети сидят за
партой). Разъяснить происходящие явления.
Техника безопасности: Фильтровальную бумагу,
на которой резали натрий, нельзя выбрасывать в мусорный ящик во избежание
возникновения пожара. Нужно положить ее в кристаллизатор с водой, чтобы остатки
натрия прореагировали с водой. Не брать руками металлический натрий. Пластина
служит для предохранения от разбрызгивания жидкости в кристаллизаторе.
Установку после демонстрации ставят под вытяжку.
Утилизация: см. опыт 1.
Опыт 3. Взаимодействие магния с водой
Оборудование и реактивы: Пробирка, штатив с
лапкой, спиртовка, спички, порошок магния, речной песок, стеклянная палочка,
стеклянная трубочка, мерная пипетка на 2 мл, противень с песком,
дистиллированная вода.
Ход работы: В пробирку при помощи пипетки наливают
около 1 мл воды так, чтобы не замочить водой внутренние стенки пробирки. Затем
насыпают такое количество речного песка, чтобы поглотилась вся вода. В этом
случае пробирку можно держать горизонтально. При помощи стеклянной трубочки в
пробирку вносят немного порошка магния, располагая его у края отверстия
пробирки. Пробирку закрепляют в лапке штатива дном немного выше отверстия.
Сильно прогревают магний до воспламенения. Как только вспыхнет магний,
нагревают влажный песок. Пары воды проходят над магнием. Магний эффектно
взаимодействует с водой. Выделяющийся водород загорается, пламя выходит из
отверстия пробирки. После прекращения реакции между магнием и водой пробирку
охлаждают и разбирают. Написать уравнения реакций, объяснить наблюдаемые
явления.
Техника безопасности: Под прибор подставляем
противень во избежание возгорания магния на столе при растрескивании пробирки.
Не держать спиртовку руками при нагревании магния и песка.
Утилизация. В результате опыта, образуется белый
оксид магния: 2Мg+O2 =2MgO. Оксид собрать в склянку
и использовать для демонстрации свойств основных оксидов: а) MgO+2HCI=MgCI2+H2O;
б) MgO+H2O=Mg(OH)2 - при
нагревании в присутствии фенолфталеина появляется малиновая окраска (тема
«Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы», IX класс).
В опыте с соляной кислотой - кислоту брать в небольшом
избытке. Полученная смесь HCI и MgCI2 используется
для демонстрации опытов: а) кислота + металл: 2HCI(MgCI2) + Mg =
MgCI2+H2;
б) основание + кислота: Mg(OH)2+2HCI(MgCI2)
= MgCI2+2H2O;
в) соль + кислота: MgCO3+2HCI(MgCI2) = MgCI2+CO2+H2O.
Далее растворы MgCI2 отфильтровать и
использовать в качестве реактива; магний, Mg(OH)2 и
MgCO3 высушить и поместить в соответствующие склянки.
Опыт 4. Приготовление растворов с заданной
молярной концентрацией
Оборудование и реактивы: Весы с разновесом,
мерная колба на 200 мл, воронка сульфат натрия кристаллический,
дистиллированная вода.
Ход работы: Приготовить раствор сульфата натрия
объемом 200 мл молярной концентрацией 0,5 моль/л.
Дано:
Сm = 0,5 моль/л
Vр-ра = 0,2 л
Найти: m (Na2SO4) - ?
Решение: Mr (Na2SO4) =
142
М (Na2SO4) =142 г./моль
Сm = v (Na2SO4)
/ Vр-ра (л)
v = m / M
Cm = m (Na2SO4)
/ M. 1 /Vр-ра (л)
m = Cm. Vр-ра. M = 0,5 моль/л.
0,2 л. 142 г./моль=14,2 г
Сульфат натрия массой 14,2 г переносят в колбу на 200 мл с
помощью воронки и растворяют в небольшой порции воды. При постоянном
перемешивании раствора в колбе постепенно объем воды доводят до метки 200 мл.
Опыт 5. Приготовление растворов с заданной
массовой долей растворенного вещества
Оборудование и реактивы: Весы с разновесом,
химический стакан, стеклянная палочка, шпатель, хлорид натрия, мерный цилиндр.
Ход работы: Приготовить раствор хлорида натрия массой
150 г. массовой долей 5%.
Дано: Решение:
m (р-ра) = 150 г. w%(NaCl) = m
(NaCl).100% / m (р-ра)
w%(NaCl) = 5%
m(NaCl) = w%(NaCl). m (р-ра) / 100%
Найти: m(NaCl) = 7,5 г
m(NaCl) - ? m(H2O) = 150 - 7,5 = 142,5
г
m(H2О) - ? V (H2О) =142,5
г / 1г/мл = 142,5 мл
Хлорид натрия массой 7,5 г помещают в химический стакан.
Отмерить 142,5 мл воды. Добавить в стакан с хлоридом натрия массой 7,5 г воды
объемом 142,5 мл. Размешать стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Утилизация. Готовят необходимые для лаборатории
растворы.
Опыт 6. Очистка воды перегонкой
Оборудование и реактивы: Круглодонная колба,
газоотводная трубка, стакан, электрическая плитка, вода, загрязненная почвой,
ткань.
Ход работы: Собрать прибор как показано на рис. 19.
На трубку повесить ткань, периодически смачивать ее холодной водой. Избыток
воды стекает в кристаллизатор. Чтобы вода не стекала по трубке, на нее надевают
пробку. Круглодонную колбу с загрязненной водой нагревают на плитке. Чистая
(дистиллированная) вода собирается в химический стакан.
Техника безопасности: Перед включением плитки
проверить целостность шнура и вилки.
Опыт 7. Взаимодействие кальция с водой
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, цилиндр,
кальций, фильтры, пинцет, скальпель, стеклянная пластинка, спиртовка, спички,
лучина, фенолфталеин.
Ход работы: В кристаллизатор с водой ставят вверх
дном цилиндр, заполненный водой. Кусочек кальция, очищенный от продуктов
окисления, немного прополаскивают в воде пинцетом и подводят его в цилиндр с
водой. В кристаллизатор капают фенолфталеин. Кальций взаимодействует с водой, в
цилиндре накапливается водород. После полного заполнения цилиндра водородом,
его закрывают под водой стеклянной пластинкой, переворачивают и ставят на стол.
На вытянутой руке подносят к краю открытого цилиндра горящую лучину. Наблюдают
загорание водорода. Объяснить наблюдаемые эффекты взаимодействия кальция с
водой. Записать уравнение реакции.
Техника безопасности: 1. Не брать руками
металлический кальций.
2. Фильтровальную бумагу с очистками и кусочками
металлического кальция после работы поместить в кристаллизатор.
Утилизация: Раствор гидроксида кальция слить в
емкость-нейтрализатор.
Опыт 8. Взаимодействие углекислого газа с твердым
едким натром
Оборудование и реактивы: Круглодонная колба,
стеклянная трубка, зажим, твердый гидроксид натрия, вода, фенолфталеин, аппарат
Киппа, заряженный для получения углекислого газа, фарфоровая ступка с пестиком,
весы с разновесом, шпатель.
Ход работы: Колбу заполняют углекислым газом, закрывают
пробкой со стеклянной и резиновой трубкой с зажимом. В колбу высыпают 2-3 г.
измельченного в ступке под вытяжкой едкого натра. Закрывают колбу пробкой и
несколько раз энергично встряхивают. Колба начинает разогреваться, стенки
отпотевают - углекислый газ прореагировал с едким натром. Для доказательства
этого конец газоотводной трубки опускают в сосуд с водой и фенолфталеином,
открывают под водой зажим, вода энергично входит в колбу (эффект фонтана).
Объяснить наблюдаемые явления, записать уравнение реакции, определить тип
реакции.
Техника безопасности: Колбу с твердым
гидроксидом натрия и углекислым газом лучше завернуть в плотную ткань, т. к.
при встряхивании колба может разбиться. Размельчать твердый едкий натр в ступке
под вытяжкой.
Утилизация: 1. Щелочной раствор едкого натра и
карбоната натрия в колбе слить в емкость - нейтрализатор. 2. Отработанную
соляную кислоту из аппарата Киппа или лабораторного прибора для получения
газов, где содержится HCI и продукт взаимодействия СаСl2,
можно утилизировать, добавив кусочки мрамора до прекращения выделения
углекислого газа. Далее раствор фильтруют, выпаривают, кристаллы
кристаллогидрата хлорида кальция используют в лаборатории. Смесь соляной
кислоты с хлоридом кальция можно использовать и как кислоту в реакциях
(добавлять небольшой избыток реактивов):
2 HCl(CaCl2) + Сa(OH)2 =СаСl2
+ 2H2О
2HCl(CaCl2) + CaO =CaCl2 + H2О
2HCl(CaCl2) + СaCO3 = СаСl2 + CО2 + H2О
Осадки Са(OH)2, СаО, CaCO3
после фильтрования использовать для нейтрализации кислых смесей. Для этого
поместить осадки в двух - или трехлитровую банку с надписью: «Нейтрализатор
кислых смесей». Сюда в дальнейшем сливать все щелочные смеси, образующиеся в
ходе экспериментов, а также трудно перерабатываемые смеси солей тяжелых
металлов, например, смесь Рb(NO3)2, СuSO4. В
щелочной среде катионы солей образуют нерастворимые осадки:
CuSO4+ Ca(OH)2=Сu(OH)2+CaSO4
В
названной емкости необходимо постоянно поддерживать щелочную среду (добавлять CaO,
Ca(OH)2, другие щелочные смеси), контролируя состав
фенолфталеином.
Лабораторная работа №2
Химический эксперимент по
теме: "Галогены"
Опыт 1. Получение хлорной воды. Обесцвечивание
хлором красящих веществ
Оборудование и реактивы: Штатив с двумя лапками,
пробирка Вюрца с пробкой и газоотводной трубкой, хлоркальциевая трубка, зажим,
U-образная трубка, резиновые трубки, кристаллы перманганата калия, соляная
кислота (конц.), синий лакмус, вата, активированный уголь, шпатель, ложечка для
сжигания.
Ход работы: В U-образную трубку наливают
дистиллированной воды (1/5 объема) и опускают полоску синей лакмусовой бумаги.
Правое колено U-образной трубки закрывают пробкой с хлоркальциевой трубкой, в
которой находится активированный уголь (снизу и сверху комочек ваты).
U-образную трубку закрепляют в лапке штатива. Пробирку Вюрца с перманганатом
калия закрепляют во второй лапке штатива, и соединяют с U-образной трубкой. К
перманганату калия (1-2 ложечки для сжигания) добавляют концентрированной
соляной кислоты (2-2,5 мл), быстро закрывают пробкой. Выделяющийся хлор
(зеленоватая окраска на белом фоне) проходит в U-образную трубку, вытесняет
воздух, пробулькивает через воду, уровень воды в правом колене повышается. Хлор
частично растворяется в воде, образуя хлорную воду (смесь хлорноватистой и хлороводородной
кислот). Лакмус вначале краснеет, а затем обесцвечивается. Остатки хлора
проходят в хлоркальциевую трубку, где адсорбируются на поверхности
активированного угля. Объяснить наблюдаемые явления, выразить все процессы
уравнениями реакций.
Техника безопасности: Установку после опыта
переносят под вытяжку, разбирают, заливают известковой водой, затем моют. При
отсутствии вытяжного шкафа указанные действия выполняют на улице.
Утилизация: В пробирке - реакторе идет процесс:
2KMnO4+16HCl = 5Cl2+2KCl+8H2O+2МnCI2
Аналогичные
процессы идут также в опытах: вытеснение хлора, брома и йода из растворов их
солей, взаимодействие хлора с железом и сурьмой.
В описываемом опыте в U-образной трубке получилась хлорная
вода, которую следует слить в темную склянку и использовать для опытов в
качестве растворенного в воде хлора:
а) 2KI+Cl2 = I2 +2KCl б) 2KBr + Cl2
= Br2 +2KCl в) Cl2+Na2S = S
+2NaCl
В пробирке (а) образуется йодная вода - использовать в
органической химии для обнаружения непредельных углеводородов. В пробирке (б)
образуется бромная вода - также использовать для обнаружения непредельных
углеводородов. Содержимое пробирки (в) слить в нейтрализатор.
Оставшаяся после реакции с избытком кислоты в
пробирке-реакторе жидкая смесь MnCI2, KCl, HCl разбавляется небольшим
количеством воды, затем нейтрализуется до образования осадка вначале
известковым молоком, а затем известковой водой с фенолфталеином до слабого
малинового окрашивания: 2HCl+Ca(OH)2 = CaCl2+2H2O
и MnCl2+Ca(OH)2 = Mn(OH)2¯+CaCl2. Хлор также поглощается
гидроксидом кальция:
2CI2 + 2Ca(OH)2 = CaCI2 + Ca(CIO)2 + 2H2O.
Дать осадку отстояться, надосадочную жидкость слить в
нейтрализатор, осадок 2-3 раза промыть декантацией, промывные воды слить в
раковину. Затем осадок отделить фильтрованием. Оставить влажный Mn(OH)2
на воздухе, он постепенно буреет вследствие окисления, протекающего по схеме: 2Mn(OH)2 + O2 +2H2O =2Mn(OH)4.
Гидроксид марганца (IV) вновь можно использовать для
получения хлора при нагревании с концентрированной соляной кислотой:
Mn(OH)4 +4HCl = MnCl2 +Cl2+4H2O.
Опыт 2. Получение хлора. Демонстрация окраски
Оборудование и реактивы: Пробирка
демонстрационная, хлоркальциевая трубка с активированным углем, шпатель,
перманганат калия кристаллический, концентрированная соляная кислота.
Ход работы. Хлор получают взаимодействием
перманганата калия с соляной кислотой в демонстрационной пробирке. Помещают 0,5
ложечки для сжигания KMnO4 в пробирку и заливают соль соляной
концентрированной кислотой. Быстро закрывают пробирку пробкой с трубкой и
активированным углем. Наблюдают на белом фоне зеленоватую окраску хлора.
Техника безопасности: Установку мыть под
вытяжкой или на улице, вылив содержимое в кристаллизатор с известковой водой.
Утилизация:
см. опыт №1
Примечание. В подобной установке можно демонстрировать
окрашенные токсичные продукты реакции, например, окраску оксида азота (IV), а также проводить
любые эксперименты с выделением токсичных газов и паров. Следует использовать
эту установку и для выполнения лабораторных опытов учащимися с токсичными
веществами.
Опыт 3. Получение хлороводорода реакцией обмена и
растворение его в воде
Оборудование и реактивы: Пробирки, пробка с
газоотводной трубкой, U-образная трубка, пробка со стеклянной трубкой и
активированным углем, спиртовка, спички, кристаллический хлорид натрия, вода
дистиллированная, раствор серной кислоты (3:2), синяя лакмусовая бумага, штатив
с лапками, резиновые прокладки, шпатель, ложечка для сжигания.
Ход работы: Помещают в пробирку-реактор хлорид натрия
(2-3 ложечки для сжигания) и смачивают раствором серной кислоты с небольшим
количеством ее над солью. Хлороводород при этом не выделяется. Спокойно
закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой, которую соединяют с U-образной трубкой, где
налита вода (1/5 ее объема) и находится лакмусовая бумага. Другое колено U-образной трубки
закрывают пробкой со стеклянной трубкой и активированным углем.
Пробирку-реактор прогревают и сильно нагревают верхнюю часть реакционной смеси.
Уровень воды в правом колене вначале несколько повышается, наблюдается пробулькивание
пузырьков воздуха. По мере увеличения содержания хлороводорода в газовой смеси
пробулькивание газов замедляется, затем может прекратиться совсем даже при
нагревании пробирки-реактора. При несильном нагревании можно наблюдать
втягивание жидкости из левого колена в правое колено U-образной трубки. Эти
явления можно объяснить интенсивным растворением хлороводорода в воде.
Лакмусовая бумага краснеет. Реакционную массу нагревают до слабого кипения в
течение 1-1,5 мин. За это время в U-образной трубке образуется соляная кислота
достаточной концентрации для проведения опытов с цинком, оксидом магния,
карбонатом натрия и т.д. Избыток хлороводорода полностью поглощается
адсорбентом, воздух в кабинете химии остается чистым. Написать уравнение
реакции, объяснить условия течения реакции.
Техника безопасности: 1. При нагревании смеси
не держать спиртовку руками под пробиркой-реактором. 2. По окончании получения
хлороводорода нагревание прекращают. Пробку с адсорбентом снимают с U-образной трубки и
закрывают ею пробирку-реактор для поглощения остаточного хлороводорода. 3.
Установку мыть под вытяжкой после полного остывания системы, залив детали
прибора известковой водой.
Утилизация: Соляную кислоту слить в склянку и
использовать в лаборатории. В реакционной пробирке остается смесь сульфата и
хлорида натрия, а также серная кислота. Эту смесь после растворения в воде
можно использовать для обнаружения сульфат-ионов, демонстрации кислой среды с
разными индикаторами. Смесь можно также использовать для демонстрации свойств
серной кислоты: H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2; H2SO4 + MgO = MgSO4 + H2O; H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O
После проведения названных демонстраций, содержимое переносят
в емкость-нейтрализатор. Аналогично поступают после проведения качественной
реакции на сульфат-ион: H2SO4 + BaCI2 = 2HCI + BaSO4. Содержащиеся в
реакционной смеси другие ионы не мешают проведению указанных процессов.
В случае накопления больших количеств отработанной смеси, ее
нейтрализуют известковым молоком и затем известковой водой до нейтральной среды
с фенолфталеином. Все сливают в раковину, так как в смеси отсутствуют токсичные
вещества.
Опыт 4. Взаимодействие хлора с железом и сурьмой
Оборудование и реактивы: Штатив с двумя лапками,
резиновые прокладки, две пробирки Вюрца, три пробки, одна из которых с двумя
отверстиями, резиновые трубки, хлоркальциевая трубка, стеклянные трубки,
спиртовка, спички, перманганат калия, соляная кислота концентрированная, железо
восстановленное, порошок сурьмы, сухой речной песок, уголь активированный,
шпатель.
Ход работы: Собирают установку согласно рис. 25. В
хлоркальциевую трубку помещают активированный уголь. В пробирку (1) насыпают
порошок сурьмы, смешанный с сухим чистым песком. Пробирку закрывают пробкой со
стеклянной трубкой и соединяют ее с пробиркой Вюрца (2), где будет
накапливаться хлор и происходить взаимодействие сурьмы с хлором. Эта пробирка
Вюрца закрывается пробкой с двумя отверстиями: одна для отростка хлоркальциевой
трубки с активированным углем, другая для соединительной стеклянной трубки. В другой
пробирке Вюрца (3) получают хлор из перманганата калия (1-2 ложечки для
сжигания) и концентрированной соляной кислоты (1,5-2 мл). Обе пробирки Вюрца
соединены резиновыми трубками и стеклянной трубкой, куда помещают порошок
железа.
После добавления соляной кислоты к перманганату калия, быстро
закрывают пробку. Хлор «омывает железо», реакции с железом без нагревания не
происходит, далее хлор поступает в пробирку Вюрца (2) и накапливается там
некоторое время. Приподнимают пробирку (1) и ссыпают сурьму в приемник хлора.
Наблюдают интенсивное взаимодействие хлора с сурьмой (искры, белый дым).
Нагревают железный порошок в стеклянной трубке с хлором, наблюдают образование
бурого цвета хлорида железа (III). Написать уравнения реакций взаимодействия
сурьмы и железа с хлором.
Техника безопасности: 1. Прибор должен быть
герметичным. 2. Стеклянную трубку с железом нагревают осторожно, вначале
прогревают ее по всей длине.
Утилизация: Установку разбирают под вытяжкой.
Содержимое пробирки со смесью перманганата калия, соляной кислоты и продуктов
их взаимодействия переносят в кристаллизатор с известковым молоком. Все другие
емкости заполняют также известковым молоком и выливают в емкость-нейтрализатор.
Утилизация этой смеси описана в опыте №1.
Опыт 5. Вытеснение хлором иода и брома из
растворов их солей
Оборудование и реактивы: Пробирка Вюрца с
пробкой, две U-образные
трубки, хлоркальциевая трубка с активированным углем, штатив, спиртовка,
спички, соляная кислота (конц.), KMnO4 (кристал.), ложечка для
сжигания, растворы KI и KBr массовой долей 5%.
Ход работы: Собирают прибор согласно рис. 26.
Установка должна быть герметичной. В пробирку Вюрца (4) помещают одну - две
ложечки для сжигания кристаллического KMnO4 и соляную кислоту
(конц.), немного превышающую уровень соли. Пробирку быстро закрывают пробкой.
Выделяющийся хлор проходит сквозь толщу раствора KI в первой U-образной трубке.
Наблюдают появление коричневой окраски и образование темно - фиолетовых
кристаллов иода. Далее хлор проходит через раствор KBr во второй U-образной трубке,
вытесняет бром из соли. Раствор приобретает красновато-бурый цвет. Излишки
хлора поглощаются активированным углем в хлоркальциевой трубке (3). Закончив
опыт, установку переносят в вытяжной шкаф или на улицу, заливают слабым
щелочным раствором для нейтрализации хлора и кислоты. Затем разбирают и моют
детали установки.
Техника безопасности: Концентрированную
соляную кислоту необходимого объема наливают в емкость в вытяжном шкафу и
переносят на демонстрационный стол.
Утилизация: В первой по ходу хлора U-образной трубке получают
иод:
2KI + Cl2 ® I2 + 2KCl.
Кристаллы йода оседают через некоторое время на дно трубки, а
над осадком получается раствор йода в солевом растворе. Раствор йода слить в
склянку и использовать для обнаружения непредельных углеводородов. Кристаллы
йода промыть холодной водой, а затем растворить в спирте. Получим спиртовую
настойку йода. Если необходим кристаллический йод, то йод высушивают на
воздухе, затем переносят в склянку с плотно притертой пробкой. Во второй U-образной трубке получают
бром:
2KBr + Cl2 ® Br2 + 2KCl.
Бром находится в растворе образовавшейся соли. Слить
содержимое трубки в склянку. Использовать эту смесь для обнаружения
непредельных углеводородов, предварительно разбавив ее водой. Полученную
бромную воду можно использовать для демонстрации следующих
окислительно-восстановительных реакций:
2NH3 + 3Br2 ® N2 + 6HBr;
H2S + Br2 ® S¯ + 2HBr;
Na2S + Br2 ® S¯ + 2NaBr.
После опытов слить растворы NaBr и HBr с осадка серы,
использовать раствор вновь для получения брома: 2NaBr + Cl2 ® 2NaCl + Br2..Утилизация смеси КMnO4 и HCI: см. опыт №1.
Опыт 6. Взаимодействие иода с алюминием и цинком.
Оборудование и реактивы: Фарфоровая ступка с
пестиком, пипетка медицинская, шпатель, пробирка демонстрационная, порошок
цинка и алюминия, пробка с двумя отверстиями, кристаллический иод, вода
дистиллированная, стеклянная трубка с активированным углем, штатив с лапкой,
резиновые прокладки.
Ход работы: Готовят смесь цинка (1 м.ч.) с иодом (4
м.ч.). В фарфоровой чашке смесь перетирается до порошкообразного состояния и
переносится в пробирку-реактор. Пробирка-реактор закрывается пробкой со
вставленной в нее пипеткой, в которую набрана вода. В другое отверстие
вставлена трубка с адсорбентом. Пипеткой капают несколько капель воды на смесь
в пробирке. Идет бурная реакция с выделением теплоты и возгонкой части иода в
виде фиолетовых паров. Аналогично проводится опыт взаимодействия иода с
алюминиевым порошком. Подсчитайте, согласно уравнения, массы иода и алюминия
для проведения реакции. Напишите уравнения взаимодействия иода с цинком и
алюминием.
Техника безопасности: Избегайте контакта кожи
рук с иодом. Иод брать шпателем. Перемешивание смеси производить в вытяжном
шкафу.
Утилизация: Пробирки после опыта залить известковой
водой и перенести в емкость-нейтрализатор.