№№ п/п
|
Структурные
подразделения
|
Численность
(без персонала по охране и обслуживанию здания)
|
1.1
|
Руководитель
|
1
|
1.2
|
Заместители
руководителя
|
3
|
1/3
|
Заместитель
руководителя – начальник отдела информационных технологий
|
1
|
2. Отделы
|
2.1.
|
Отдел
общего обеспечения
|
5
|
2,2
|
Отдел
финансового обеспечения
|
5
|
2.3
|
Отдел
выездных налоговых проверок №1
|
10
|
2.4.
|
Отдел
выездных налоговых проверок №2
|
8
|
2.5
|
Юридический
отдел
|
5
|
2.6
|
Отдел
регистрации и учета налогоплательщиков
|
7
|
2.7
|
Отдел
работы с налогоплательщиками
|
7
|
2.8
|
Отдел
информационных технологий
|
4
|
2.9
|
Отдел ввода
и обработки данных
|
7
|
2.10
|
Отдел
учета, отчетности и анализа
|
5
|
2.11
|
Отдел
урегулирования задолженности
|
6
|
2.12
|
Отдел
камеральных проверок №1
|
8
|
2.13
|
Отдел
камеральных проверок №2
|
6
|
2.14
|
Отдел
камеральных проверок №3
|
12
|
2.15
|
Отдел
оперативного контроля
|
7
|
2.16
|
Отдел
налогового аудита
|
5
|
|
Итого:
|
112
|
Инспекция в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и
личные неимущественные права в рамках представленных ей полномочий, выступает
истцом и ответчиком в суде.
Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемую
Управлением.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за
счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и
сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца,
а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Инспекцию
возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Министром финансов
РФ по представлению руководителя ФНС РФ. Руководитель Инспекции организует и
осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль над
деятельностью Инспекции. Он несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Инспекцию задач и функций.
Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС РФ по представлению
руководителя Управления.
Руководитель Инспекции:
·
организует
и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за
деятельностью Инспекции;
·
распределяет
обязанности между своими заместителями;
·
представляет
на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на
ее содержание;
·
издает
приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции,
обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;
·
назначает
на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников
Инспекции;
·
представляет
в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной
работе за соответствующий отчетный период;
·
решает
в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в
Инспекции;
·
привлекает
в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной
ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе,
если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная
ответственность.
Основными задачами юридического отдела инспекции ФНС России
по Советскому району г. Махачкалы являются:
1.
Обеспечение
правовыми средствами реализации Инспекцией законодательства о налогах и сборах,
норм и положений Кодекса об административных правонарушениях, законодательства
о государственной регистрации юридических лиц, о применении ККМ, о
государственном регулировании производства и оборота алкогольной и табачной
продукции, а также нормативных правовых актов ФНС России и Управления;
2.
Представление
и защита законных прав и интересов Инспекции в судебных, право охранительных и
иных органах;
3.
Подготовка
проектов решений по результатам налоговых проверок.
К задачам отдела общего обеспечения инспекции ФНС России по
Советскому району г. Махачкалы относится:
1.
Организация
и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в инспекции,
включая единый порядок учета и регистрации входящих и исходящих документов,
внедрение системы электронного документооборота;
2.
Обеспечение
автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением
документов в установленные сроки в соответствии с требованиями
делопроизводства; систематический анализ исполнительской дисциплины и состояния
делопроизводства, в структурных подразделениях инспекции и подготовка
предложений по их улучшению;
3.
Организационно-техническое
и информационно-аналитическое обслуживание деятельности руководителя инспекции
и его заместителей, координация и оперативное взаимодействие структурных
подразделений по обеспечению деятельности руководства инспекции;
4.
Организация
работы архива инспекции, включая подготовку номенклатуры дел; контроль за
правильностью оформления дел, подлежащих передаче в архив; их хранение и
оперативное использование служебной информации;
5.
Организация
работы с обращениями, жалобами, заявлениями и предложениями граждан,
обеспечение деятельности приемных руководителя инспекции и его заместителей.
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков осуществляет в пределах
компетенции Инспекции:
1.
Осуществление
в пределах компетенции Инспекции действий по государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2.
Ведение
в пределах компетенции Инспекции в установленном порядке учета
налогоплательщиков;
3.
Проведение
контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также органами, на
которые законодательно возложены обязанности представлять сведения в налоговые
органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей и о налогах и сборах (в части учета
налогоплательщиков).
Основными
задачами отдела информационных технологий являются:
1.
внедрение
в системе ИФНС РФ по Советскому району г. Махачкалы элементов ЭОД
автоматизированных рабочих мест;
2.
техническое
обслуживание и ремонт вычислительной техники и средств телекоммуникаций;
3.
обеспечение
функционирования локальной сети в Инспекции;
4.
поддержание
в актуальном рабочем состоянии полного объема информации по налогообложению, а
также защита информации от несанкционированного доступа.
Задачами отдела налогового аудита инспекции являются:
1.
Подготовка
по запросу Управления заключений по жалобам;
2.
Рассмотрение
возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков
сборов) по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных
Инспекцией.
Отдел
урегулирования задолженности осуществляет:
1.
урегулирование
задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему РФ,
посредством применения комплекса мер принудительного взыскания и отношении
налогов и сборов списанным с расчетных счетов налогоплательщиков, но не
зачисленным на счета по учету доходов бюджетов;
2.
выявление
излишне уплаченных или взысканных сумм и проводит их зачет или возврат;
3.
занимается
организацией работы по инициированию процедуры банкротства должников, списание
безнадежной к взысканию задолженности.
Отделы
камеральных проверок Инспекции осуществляют контроль за:
1. соблюдением
налогоплательщиками плательщиками сборов и налоговыми агентами, стоящими на
учете в Инспекции законодательства о налогах и сборах;
2. проводит
камеральную налоговую проверку налогоплательщиков;
3. осуществляет
отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
Отдел
камеральных проверок №3 является структурным подразделением по налогам и сборам по
району, городу без районного деления и межрайонного уровня.
Отдел финансового обеспечения осуществляет:
1.
Осуществление
полномочий получателя бюджетных средств, определенных Бюджетным Кодексом Российской
Федерации, и финансово-экономическое обеспечение условий функционирования
Инспекции.
2.
Разработка
и реализация мер по эффективному использованию средств Федерального бюджета, и
средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности,
направляемых в соответствии с действующим законодательством на содержание и
материально – техническое развитие Инспекции.
3.
Обеспечение
бухгалтерского учета финансовых и материальных ресурсов, хозяйственных
операций, представление в установленном порядке бухгалтерской и статистической
отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении
Инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности.
4.
Организация
коммунально-эксплуатационного, технического, транспортного, социально – бытового
и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения согласно
утвержденным нормативам.
К задачам отделов выездных проверок инспекции ФНС России по
Советскому району г. Махачкалы относится:
1.
Контроль
за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами,
состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и
государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных
платежей;
2.
Планирование
выездных налоговых проверок;
3.
Организация
и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению, законодательства о
налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных
налоговых проверок;
4.
Осуществление
взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету
деятельности Отдела.
Основными задачами отдела учета, отчетности и анализа ИФНС
России по Советскому району г. Махачкалы являются:
1.
Организация
и совершенствование сбора, обработки оперативной информации и данных
статистической налоговой отчетности, обеспечение достоверных данных о
поступлении и задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской
Федерации платежей, основным отраслям экономики;
2.
Подготовка
аналитической информации о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним
в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды,
а также о выполнении установленного задания по мобилизации налогов и сборов,
контролируемых МНС России;
3.
Мониторинг
и прогнозирование поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджетную
систему Российской Федерации всего и в том числе по основным налогоплательщикам;
4.
Анализ
начислений и поступлений налогов и сборов, обобщение и выработка предложений по
повышению собираемости налогов и сборов.
Отдел
оперативного контроля осуществляет:
1.
контроль
за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно – кассовых техник и
регистрацию данной техники в налоговом органе;
2.
Государственный
контроль за соблюдением организациями условий лицензируемой деятельности по
производству и обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и
табачной продукции;
3.
контроль
за своевременностью и полнотой поступления акцизов от реализации алкогольной и табачной
продукции;
4.
контроль
за соблюдением кредитными организациями законодательства РФ о налогах и сборах
при перечислении налоговых платежей в бюджет и обеспечивает контроль за
производством, оборотом нефтепродуктов.
2. Порядок работы инспекции с налогоплательщиками
2.1 Учет налогоплательщиков
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат
постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения
организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства
физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 23.12.2003 №185-ФЗ).
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять
особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (абзац введен
Федеральным законом от 09.07.1999 №154-ФЗ, в ред. Федерального закона от
29.06.2004 №58-ФЗ).
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя
в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется
на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном
реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(п. 3 в ред. Федерального Закона от 23.12.2003 №185-ФЗ). Постановка на
учет организации.
Особенности учета иностранных организаций устанавливаются
Министерством финансов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом
от 09.07.1999 №154-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения,
расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в
налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения
(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ).
При осуществлении деятельности в Российской Федерации через
обособленное подразделение, заявление о постановке на учет организации по месту
нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после
создания обособленного подразделения (п. 4 введен Федеральным законом от
09.07.1999 №154-ФЗ). -1 – Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 23.12.2003
№185-ФЗ.
Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по
месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве
собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в ред.
Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ).
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается-
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место
(порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых
– место нахождения (жительства) собственника имущества (пп. 1 в ред.
Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ);
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего
пункта, – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место
нахождения (жительства) собственника имущества (пп. 2 в ред. Федерального
закона от 29.06.2004 №58-ФЗ);
3) для иного недвижимого имущества – место фактического нахождения
имущества (в ред. Федерального закона от 09.07.1999№154-ФЗ);
Снятие с учета юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3824;
2003, №52 (часть I), ст. 5037) Заявление о снятии с учета юридического лица в
налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории
Российской Федерации (далее – Заявление) подается в налоговый орган в случае
принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое
обособленное подразделение.
Заявление является учетным документом, на основании которого
осуществляется снятие с учета организации в налоговом органе по месту
нахождения обособленного подразделения.
Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и
представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения:
1. Заявление заполняется шариковой ручкой или чернилами синего или
черного цвета. Все записи словами, цифрами или знаками необходимо делать
аккуратно, четко, в строго отведенных зонах или на соответствующих линиях,
предназначенных для заполнения данного пункта. При заполнении Заявления
исправления не допускаются;
2. В адресной части Заявления указывается наименование налогового
органа, в который организация представляет Заявление и другие документы,
необходимые для снятия с учета, а также дата представления Заявления в
налоговый орган;
3. Наименование организации заполняется в соответствии с
наименованием, указанным в учредительных документах организации. При наличии в
наименовании латинской транскрипции таковая указывается.
В графе «ОГРН» указывается основной государственный
регистрационный номер, присвоенный при государственной регистрации юридического
лица.
В графе «в налоговом органе по месту нахождения обособленного
подразделения» указывается адрес места нахождения обособленного подразделения в
следующей последовательности: почтовый индекс, наименование субъекта Российской
Федерации, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.),
номер дома (владение) корпус (строение), квартира (офис).
Далее указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),
присвоенный организации при постановке на учет в налоговом органе по месту
нахождения организации, а также код причины постановки на учет (КПП),
присвоенный в данном налоговом органе.
Постановка на учет физических лиц.
Постановка на учет физического лица – индивидуального
предпринимателя (частного нотариуса, частного детектива, частного охранника) в
налоговом органе по месту его жительства производится на основании анализа
информации из представленного им заявления о постановке на учет установленной
формы, копии Свидетельства о государственной регистрации (копии документа о
государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, копии
лицензии на право занятия частной практикой или иного правоустанавливающего
документа) в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Средствами системы ЭОД в раздел информационных ресурсов по
постановке / снятию с налогового учета заносится информация о факте
постановки на учет с указанием причины постановки на учет в соответствии со
Справочником причин постановки на учет физических лиц и учета сведений о
физических лицах в налоговых органах.
Снятие с учета физического лица
Снятие с учета производится на основании Заявления от физического
лица о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства с указанием
причины снятия с учета (по установленным законодательством основаниям), а также
при поступлении от органов регистрации актов гражданского состояния сведений о
смерти физического лица или при поступлении от органов учета и (или)
регистрации имущества сведений об утрате имущества – в налоговом органе по
месту нахождения имущества.
Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя
по причине прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
(частного нотариуса, частного детектива, частного охранника), а также в связи
изменением места жительства производится на основании Заявления физического
лица о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства.
2.2 Организация работы по приему и обработке налоговых деклараций
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление
налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках
доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные,
связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиков по
каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту
учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе и в
электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в
налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового
отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам
связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации
и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой
декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой
декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан
передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления
считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче
налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее
представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой
декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской
Федерации (вред. Федеральных законов от 28.12.2001 №180-ФЗ, от 29.06.2004 N3 58-ФЗ).
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам
идентификационного номера налогоплательщика. Налоговые органы не вправе
требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не
связанных с исчислением и уплатой налогов. Формы налоговых деклараций и порядок
их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 7
вред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой
декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок,
приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан
внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности
и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и
других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
осуществляются в соответствии с Регламентом принятия и ввода в
автоматизированную информационную систему налоговых органов данных,
представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности,
утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 №БГ-3–06/76 (далее Регламент
ввода).
3. Организация налогового контроля
В соответствии с положением «О Федеральной
Налоговой Службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября
2004 г. №506, основными функциями налоговых органов выступают контроль и
надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Эта работа
проводится непосредственно отделами камеральных и выездных налоговых проверок.
Однако начиная с 2007 года, порядок проведения
камеральных и выездных налоговых проверок несколько изменился. Основные
изменения были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ (Закон).
3.1
Камеральные налоговые проверки
Целью камеральной налоговой проверки (далее КНП)
является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах
и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, а также
подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора
налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная
налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе
налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о
деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
КНП проводится должностными лицами, без
специального решения руководителя налогового органа в течении трех месяцев со
дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов,
служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Законом внесена обязанность налогового органа
составления акта камеральной проверки в случае выявления какого-либо налогового
правонарушения. Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки. В
настоящее время ИФНС РФ перешли к автоматизации свей работы, что касается
проведения камеральной налоговой проверки, то она проводится в «Системе ЭОД».
По налоговой декларации подлежащей проверке,
устанавливается, имеется ли в «Системе ЭОД» протокол ошибок, связанных с
взаимоувязкой показателей строк и граф, предусмотренный установленной формой налоговой
декларации, сформированной средствами «Системы ЭОД» в отделе ввода и обработки
данных. При наличии данного протокола ошибок его анализируют и используют при
проведении проверки.
Проверка правильности исчисления налоговой базы
проводится на основании:
·
сопоставимости
отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными
показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
·
сопоставления
показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговой
декларации по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
·
оценки
достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся
в налоговом органе информации о финансово – хозяйственной деятельности
налогоплательщика, полученной как из внутренних, так и из внешних источников.
В случае если камеральной проверкой выявлены
ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися
в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику не позднее
трех рабочих дней с момента выявления ошибок.
Средствами «ЭОД» формируется письменное сообщение
налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в
установленный налоговыми органами срок – не более 5 рабочих дней.
3.2 Выездные налоговые проверки
Целью ВНП является осуществление контроля за
соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а также
документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявления налоговых
правонарушений и отражение их в акте ВНП.
Выездная налоговая проверка проводится на
территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа и может проводиться по одному или
нескольким налогам. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность
предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная
налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1
статьи 89 НК).
После прибытия на объект проверки проверяющие обязаны
предъявить удостоверения и решение руководителя о проведении ВНП. Факт
предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации или
индивидуального предпринимателя на экземпляре данного решения. В случае отказа
от подписи, проверяющим делается на экземпляре решения запись: «Решение
предъявлено налогоплательщику (Ф.И.О.), от подписи отказался» и подписывается.
В случае воспрепятствования доступу должностных
лиц на территорию или в помещения налогоплательщика руководителем проверяющей
группы составляется акт, в котором фиксируется факт воспрепятствования доступу.
Этот акт подписывается руководителем проверяющей группы и налогоплательщиком.
В ходе проверки исследуются документы, имеющие
значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и
своевременности уплаты и перечисления налогоплательщиком в соответствующие
бюджеты установленных налогов и сборов, а также принятия правильного решения по
результатам проверки.
Объектами проверки являются: устав организации и
учредительные документы, свидетельство о постановке на учет, налоговые
декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры
(контракты), банковские и кассовые документы, и другие документы, необходимые
для исчисления и уплаты налогов.
В случае выявления проверкой фактов налоговых правонарушений,
проверяющими должны быть приняты необходимые меры по формированию
доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального
подтверждения, по их исчислению сумм неуплаченных налогов и пени, а также по
подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за
соответствующие налоговые правонарушения.
При выездной налоговой проверке проводящие её
должностные лица налоговых органов вправе требовать представления необходимых
документов, а в случае отказа налогоплательщика – производить выемку документов
принудительно согласно положениям ст. 94 НК РФ.
Под выемкой документов понимаются принудительное
обеспечение доступа должностных лиц налогового органа к документации
налогоплательщика и изъятие копий необходимых документов.
Выемка документов и предметов производится в
присутствии понятых лиц, у которых производится выемка. Не допускается
производство выемки документов и предметов в ночное время.
О производстве выемки, изъятия документов
составляется соответствующий протокол, который подписывается составившим его
должностным лицом налогового органа, всеми участвующими и присутствовавшими
лицами. Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого произведена
выемка документов.
К проведению выездной налоговой проверки могут быть
привлечены эксперты и специалисты. Привлекаемые к проверке эксперты и
специалисты должны быть не заинтересованными в исходе дела.
По окончании выездной налоговой проверки
проверяющий составляет справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки
её проведения. Затем не позднее 2 месяцев после составления справки о
проведённой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов
должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки.
После составления акта ВНП и составления проекта
решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или об
отказе в привлечении к ответственности, материалы проверки со всеми
приложениями, с сопроводительным письмом, с подписью соответствующего отдела,
должностное лицо проводившее проверку направляется в юридический отдел.
После поступления в юридический отдел, проект
решения визируется юристом в трехдневный срок, а также проводится экспертиза
соответствующих документов. В случае выявления ошибок, данный материал
возвращается в тот же отдел с указанием на выявленные ошибки и недочеты для
устранения.
После вынесения решения о привлечении
налогоплательщика к ответственности, налоговый орган обращается в суд с исковым
заявлением о взыскании с лица привлекаемого к ответственности за совершение
налогового правонарушения налоговой санкции. До обращения в суд
налогоплательщику должно быть предложено, добровольно уплатить сумму налоговой
санкции. В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму
налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый
орган обращается в суд о взыскании с данного лица налоговой санкции за
совершение данного налогового правонарушения.
Исковое заявление о взыскании санкции с
организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с
физических лиц – в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются
решения налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе
налоговой проверки.
4. Претензионно-исковая работа юридического отдела
Претензионно-исковая работа налоговых органов проводится во
внесудебном порядке и в судебном порядке, а именно в отношении судебного
порядка есть заявление и иски, предъявляемые к налоговым органам
налогоплательщиками и заявления налоговых органов к налогоплательщикам.
Так как за 2005 г. не было жалоб налогоплательщиков,
рассмотренные во внесудебном порядке, будет рассмотрен только судебный порядок.
Заявления и иски, предъявленные к налоговым органам
Иски
|
Юридические
лица
|
Предъявлено
|
Сумма, т.р.
|
Удовлетворено
|
Об отзыве
инкассового поручения
|
1
|
10,0
|
Х
|
1
|
-
|
Х
|
О признании
недействительным постановление
|
1
|
988,3
|
988,3
|
О признании
недействительным решение налоговых органов о привлечении к налоговой
ответственности
|
1
|
41,1
|
Х
|
О признании
недействительным решение налоговых органов
|
1
|
81,6
|
Х
|
Всего
|
5
|
1120,0
|
988,3
|
Таким образом, как мы видим из таблицы 1 можно сказать, что в 2005 г.
налогоплательщиками предъявлено налоговому органу всего 5 исков и оспариваемая
сумма составляет 1120.10 тыс. руб.
Из рассмотренных исков предъявленных налоговому органу
налогоплательщиком по разным основаниям, судом удовлетворен полностью один иск
о признании недействительным Постановление налогового органа на сумму 988,3 тыс.
руб. По остальным искам суд в удовлетворении отказал.
Заявления налоговых органов
Иски
|
Юридические
лица
|
Количество
исков
|
Сумма, т.р.
|
Предъявлено
заявлений
|
119
|
-
|
Рассмотрено
по спорам о ликвидации
|
107
|
360,0
|
Удовлетворено
Полностью
Частично
|
127
126
1
|
338,0
|
Предъявлены
иски о взыскании штрафов
|
24
|
407,1
|
Удовлетворено
Полностью
Частично
|
20
18
2
|
338,0
274,9
63,9
|
Таким образом, в 2005 г. ИФНС РФ по Советскому району подано
в Арбитражный суд РД и суды общей юрисдикции всего 119 исков, в том числе:
– о ликвидации юридических лиц, из них судом рассмотрены и
ликвидированы 95, а также судом рассмотрены и удовлетворены 12 исков перешедшие
с прошлого года, то есть с 2004 г.
Всего в 2005 г. судом рассмотрено и удовлетворено 107 исков о
ликвидации.
– о взыскании штрафа – 24 иска – на сумму 407,1 тыс. руб., из
них рассмотрены и удовлетворены полностью 18 исков, сумма по рассмотренным и
удовлетворенным искам составляет 274,9 тыс. руб.
Также рассмотрены 2 иска перешедшие с прошлого года (2004 года) с
суммой исковых требований в размере 63,9 тыс. руб.
Из 24 поданных исковых заявлений до рассмотрения судом и принятия
решения по четырем искам подан отказ от иска в связи с добровольной оплатой
штрафов.
Также, в 2005 году удовлетворено заявлений по всем основаниям по
127 искам на сумму 338,0 тыс. руб.
Заключение
Исследовав организацию и деятельность ИФНС России по Советскому
району г. Махачкалы можно сделать следующие выводы и предложения:
1.
Эффективность работы налоговой службы определяется как качеством действующего
налогового законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органов
налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем
знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения
различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы
налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.
2. Изучив
организационную характеристику ИФНС России по Советскому району г. Махачкала,
следует отметить, что она в целом соответствует требованиям и нормам
организации налоговых служб по всей России. Она выполняет функции, возложенные
на нее Федеральным Законом РФ «О государственной налоговой службе РФ» и права и
обязанности, вытекающие из этих функций, но руководству ИФНС, безусловно, нужно
вести постоянную работу по улучшению работы в этом направлении.
Мерами по
улучшению работы в этом направлении могут быть: повышение ответственности
работников за результаты своего труда, стимулирование работников к труду,
повышение квалификации персонала, улучшение организации работы с
налогоплательщиками, обмен опытом с другими ИФНС, повышение мер ответственности
за коррупцию в налоговых органах, вплоть до уголовно, принятие мер по жалобам
налогоплательщиков к сотрудникам налоговой инспекции и т.д.
3. Необходимо отметить, что ст. 107 НК РФ устанавливает, что
ответственность за налоговые правонарушения несут организации и физические
лица. Однако из п. 4 ст. 108 НК РФ следует, что привлечение
организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не
освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от
административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами
Российской Федерации. Собираемость налогов и сборов в полной мере не
осуществляется, не только из – за недобросовестности налогоплательщиков, но и
из – за, имеющей место среди работников налоговых органов, судей и работников
иных правоохранительных структур, коррупции. В наше время, в прочем, как и
всегда, эти структуры тесно взаимосвязаны и не только между собой, но и с
налогоплательщиками. Речь идет о так называемых «неформальных отношениях» как
между структурами, так и структур с налогоплательщиками. Такая тесная связь
зависит от ряда причин: во-первых, недостаточно оплачиваемая работа, в связи с
этим появляется желание «подзаработать на стороне», путем некой договоренности;
во-вторых, вытекающая из первого, если можно так выразится, безнаказанность, т.е.
одна сторона в результате договоренности, якобы не нарушала или нарушила, но
незначительно, а другая сторона на этом подзарабатывает, – получается
своеобразная круговая порука.
Бороться с этим можно следующими действиями:
ввести в учебно-образовательную программу школьников, курс лекций
о важности налогообложения;
увеличить заработную плату;
максимально ужесточить ответственность;
исполнение законов должно быть воплощено в жизнь в полной мере, а
не оставаться на бумаге и это, наверное, самое главное.
В массовом
сознании уклонение от выполнения налоговых обязанностей рассматривается если не
как доблесть, то, во всяком случае, как проявление разумного поведения
человека. Необходима кропотливая работа по совершенствованию юридических
конструкций норм налогового законодательства, особенно в части ответственности
за налоговые правонарушения. Параллельно должна вестись работа и по усилению
норм о налоговых преступлениях в УК РФ, которые должны быть отнесены к
преступлениям против государственной власти и экономической безопасности
государства. Также одной из основных задач должно быть целенаправленное
воспитание у населения налоговой культуры, формирование общественного мнения на
изменение менталитета налогоплательщика.
Список литературы
1. Конституция
РФ;
2. Налоговый кодекс РФ;
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, частей 1-й и 2-й. Под ред. Ю.Ф. Кваши,
М.: ЮРАЙТ, 2006;
3. Уголовный
кодекс РФ;
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
5. Положение «Об ИФНС РФ по Советскому району г. Махачкала»;
6. Положение о юридическом отделе;
7. Регламент камеральных
налоговых проверок Отчетность, форма №6 – НСП юридического отдела ИФНС РФ по
Советскому району г. Махачкала РД;
9. Приказ МНС от 10
апреля 2000 г. N АП-3–16/138 «Об утверждении инструкции министерства РФ по
налогам и сборам от 10.04.2000 №60 «О порядке составления акта выездной
налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о
налогах и сборах»;
10. ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
11. Бахрах Д.Н.
Административное право. – М.: БЕК, 1993. 6. Алехин А.П., Пепеляев С.Г. Ответственность
за нарушения налогового законодательства. – М: Контакт, 1992;
12. Большой
энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1984; Большой
энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и
перераб. – М., 1997;
13. Кролис Л.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства /
Автореферат кан. диссертации. – Екатеринбург, 1996