Наименование
|
2003 год
отчет
|
2004 год отчет
|
2005 год оценка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
|
2,0
|
2,1
|
Расходы по функциональной группе «Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность» предусматривали
расходы предусматривать на уровне 2,0 % к ВВП в 2006 году, 2,2 % – в 2007 году
и 2,1 % – в 2008 году.
Таблица 2 - Прогноз расходов государственного бюджета направленных на
общественный порядок на 2006 –2008 годы
Наименование
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
Расходы
|
24,1
|
100,0
|
23,9
|
100,0
|
23,7
|
100,0
|
Общественный порядок, безопасность,
правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
|
8,4
|
2,2
|
9,1
|
2,1
|
8,8
|
Все эти стало возможным благодаря реализации норм Конституции РК,
гарантирующей права и свободы граждан общества. Благодаря этому, в стране
произошли большие изменения в плане либерализации уголовного законодательства и
гуманизации системы наказания. В ряд действующих законов были внесены
изменения, направленные на снижение сроков наказания для лиц, впервые
совершивших преступления небольшой и средней тяжести, значительно сокращено
количество составов преступлений, карающихся смертной казнью, заметно улучшены
материально-техническое состояние мест лишения свободы и условия содержания
заключенных.
Представители зарубежных общественных организаций, в частности
"Международная тюремная реформа", отмечают несомненное лидерство в вопросах
реформирования финансово – экономического обеспечения тюремных учреждений Республики
Казахстан среди стран региона.
Таким образом, можно отметить, что многие зарубежные эксперты и
представители общественных организаций констатируют свое сильное впечатление от
происходящих в Казахстане позитивных процессов, связанных с реализацией новой
государственной правовой политики и проведения в стране реформы
правоохранительных органов, открытостью и либерализацией нашей тюремной
системы. Важным шагом в реформах пенитенциарной систем является тот факт, что
учреждения республики из ведомства МВД перешли в подчинение Министерства юстиции
РК, как это сделано в отдельных странах ЕС.
Активное внимание к вопросам финансово –
экономического обеспечения актуализируется в связи со стратегической задачей
вхождения Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира. Базовые рейтинги
республики в целом близки к достижению стратегической задачи вхождения в число
50-ти конкурентоспособных стран (совокупный рейтинг — 51), тем не менее такого
показателя РК смогла достигнуть только из-за высокого макроэкономического
рейтинга (10-е место), а рейтинг других показателей невысокий, к примеру,
рейтинг государственно - правовой инфраструктуры находится на 75-м месте.
Что же повлияло на низкий показатель развития государственных и
общественных институтов в стране (75-е место)? Рейтинг доверия населения и
уровень реализуемой политики уголовно- исполнительных структур в РК находится
на 75-м месте, а рейтинг борьбы с организованной преступностью находится на 76-м
месте.
В этой связи стоит сделать вывод о том, что многие государства мира,
проходя период активного роста экономики, (пример Российской империи в период
1912-1913 г.г., приведенный выше), сталкивались на проблемой несоответствия
уровня развития экономики и уголовно-исполнительной, тюремной систем. Проблемы
данного характера стоит решать при помощи тщательных исследований причин низкой
эффективности денежных вложений в развитие тюремной системы. И, бросая взгляд
на историческое прошлое, можно сделать вывод о том, что в 19-20 веках в
Российской Империи, ученые также задавились этим вопросом. Н.М. Ядринцев,
публицист и этнограф замечает, что в научных разработках ученых имеет место
узкоориентированное направление разработки проблемы тюремной системы. Н.М.
Ядринцев, в своих трудах предвидел последствия расширения тюрем на территории современного
Казахстана. Среди последствий отрицательного влияния тюрем на уровень социально
– экономического развития и сегодня, не смотря на значительные изменения в их
финансово – экономическом обеспечении, можно обозначить следующие: высокий уровень
заболеваемости, низкий уровень социальной защищенности граждан, освободившихся
из мест лишения свободы, безработица, дискриминация со стороны социальных служб
и работодателей.
Также, в рамках данной статьи можно отметить, что вопросы тюремного заключения
оказывали существенное влияние на развитие социально-экономической обстановки в
стране, примером тому является Казахстан, имеющий на своей территории множество
УИК, как наследие имперской и тоталитарной политики.
Таким образом, историческое прошлое нашей страны в период ее нахождения в
составе России и в составе СССР легло тяжелым бременем на современную
пенитенциарную систему Казахстана.
Во – первых, это связано с тем, что одном из путей освоения сибирских
регионов царское правительство видело сначала в ссылке осужденных в Сибирь и
Казахстан, а затем и создание здесь целого ряда тюремных учреждений, которые
составляли по численности большую часть российских тюрем XIX – начала веков.
Во – вторых, результатом развития системы тюрем на территории Казахстана
и Сибири стало дальнейшее развитие системы учреждений для отбывания наказаний
уже в период сталинских репрессий 30-50 годов 20 века. Проявлением
социалистической системы уголовно – исполнительного производства стала система
лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий.
В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались
репрессированные со всех регионов СССР, позднее был сформирован лагерь «АЛЖИР».
На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей.
Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.
В – третьих, огромное скопление системы тюремных учреждений на территории
Казахстана, не могло не отразиться на здоровье и образе жизни современного местного
населения и самих заключенных. Еще в конце 19 века Н.М. Ядринцевым в его книге
«Русская колония» в тюрьме и ссылке отмечалось, что, так как система отбывания
наказаний на поселениях близ населенных пунктов предполагала частый контакт
местного населения с заключенными, страдающими различными хроническими
заболеваниями, то, очевидно, что местное население страдало аналогичными
заболеваниями. Среди них, по данным Н.М. Ядринцева имели место такие опаснейшие
даже на сегодняшний день инфекции как туберкулез, известный в тот период как
чахотка и другие.
В заключении данной статьи также стоит предположить, что одной из причин
низкой эффективности вкладываемых средств в тюремные учреждения, наряду с
коррупцией в органах УИС, устаревшими методами распределения средств, является
отсутствие внимания среди ученых и практиков к вопросам управления тюремными
системами. Создав нормально функционирующий аппарат работы тюрем, в купе с
соответствующими финансовыми вложениями, наше государство может получить более
эффективное и рентабельное расходование бюджетных денег и средств, получаемых от
международных организаций.
Объединяя в одном месте людей разных по возрасту, криминальному опыту,
тяжести содеянного мы получаем обратный вопреки ожидаемому эффект - растущее
число потенциальных преступников. Поэтому, в рамках развития и оптимизации
системы тюрем чаще должны подниматься вопросы более детальной классификации
осужденных в зависимости от характера их преступлений, психотипа, уровня
социальной культуры и пр.
Управлять тюрьмами с высоким уровнем дифференциации осужденных по
указанным признакам позволит эффективнее расходовать денежные средства.
Другим фактором улучшения системы более эффективного расходования средств
в УИС может быть названо создание многорежимных учреждений. В одном учреждении
можно вводить несколько режимов, чтобы заключенные знали, что если они будут
неукоснительно соблюдать правила, то можно находится и в более благоприятном
режиме в этой же колонии.
Таким образом, создание нормальных условия труда и быта осужденных, отход
от тюрьмы образца царской России или советского лагеря станет новым шагом на
пути к соответствию мировым стандартам отбывания наказания. Соответствие этим
стандартам, станет одним из важных шагов признания Казахстана в ряде наиболее
развитых стран мира и позволит увеличить эффективность вложений финансовых
средств из различных источников финансирования.
Список
использованных источников:
1.
Ядринцев
Н.М. Сочинения. Т 2. Сибирские инородцы: - Тюмень, 2000. - С. 233.)
2.
Ядринцев
Н. М. Сибирь как колония. СПб., 1982. с. 16.
3.
Рощевская Л.П.
Западносибирская политическая ссылка в период реакции 80-х годов XIX века.
Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири. - Новосибирск, 1978. 250 с.
4.
Боголепов М. Финансовые отношения Сибири и России.
- С.-Петербург, Типография Альтшулера, журнал “Сибирскiе Вопросы”, № 2. 1906 -
с. 10.
5.
Симатов А.А.
Тюремная реформа в России (1860-90-е гг.). Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата исторических наук. - Иркутск, 1998.
6.
Пенитенциарная
реформа и проблемы борьбы с незаконными методами ведения дознания и следствия в
Казахстане. Сборник материалов научно-практического семинара. - Алматы:
Казахстанское Международное Бюро по правам человека и соблюдению законности,
фонд “ХХ-век”, 1999. - (права человека) - с.118.
7.
Нои И.С. Сущность
и функции уголовного наказания в Советском государстве . Саратов 1973 г.
8.
Тер-Акопов А.А.
Форма исполнения наказания и дифференциация ответственности Москва 1998.
9.
Интервью
с Председателем Комитета УИС Министерства юстиции РК Н. Смагуловым//16.07.2006 msk
10.
Онгарбаев
С. О. Принцип законности и проблемы его реализации в режиме отбывания наказания
в исправительных учреждениях. //Казахский