О современной семье и ее воспитательном потенциале
О современной семье и ее воспитательном потенциале
КУЧМАЕВА Оксана Викторовна - доктор экономических
наук, заведующая лабораторией проблем семейной политики Института семьи и
воспитания Российской академии образования (РАО)
МАРЫГАНОВА Елена Александровна - кандидат
экономических наук, доцент кафедры экономической теории и инвестирования
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
ПЕТРЯКОВА Ольга Леонидовна - кандидат экономических
наук, старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО
СИНЕЛЬНИКОВ Александр Борисович - кандидат экономических
наук, доцент кафедры социологии семьи МГУ
В
статье описаны подходы к изучению воспитательного потенциала современной
На
протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей,
в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера
растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер
личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью
эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала
семьи.
Под
"воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая
способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности
материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной
функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет
охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в
настоящее время, так и не используемые по какимлибо причинам.
В
качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный
потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на
семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного
(внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки,
мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможстр. 49ности
"социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим
условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются
содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к
ребенку.
Если
обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш
взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего..." в ходе
исследования "Московская семья - 2006" (МС-2006)1, то основная цель
воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности,
стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то
же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение
премудростям семейной жизни".
Совокупность
факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация
воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие
макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным
уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели
(состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также
социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная
инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ
жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет
времени.
Структура
семьи Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является
ее демографическая структура, ее принадлежность к тому или иному типу.
Современное состояние семьи как в России, так и в развитых странах Запада
многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного
выполнения семьей как социальным институтом своей репродуктивной функции [1].
Формирование
новых моделей демографического поведения связано с изменениями ценностных
ориентаций. Традиционные взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую
регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной
на автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате
увеличивается численность специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная
(материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат - параллельное
сожительство мужчины с женщиной при законной жене, либо женщины с мужчиной при
наличии брачного партнера).
Вместе
с тем по данным социологического опроса "Семья и общество в России:
эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения" (СиО-2006), проведенного
в 2006 г. Институтом семьи и воспитания РАО, положительно к "гражданскому
браку" относится около 35% опрошенных, категорически против 15% и в целом
не одобряют такой практики 47, 5% респондентов. Интересно, что к альтернативным
формам брака (гостевому, выходного дня и пр.) отношение почти однозначно
негативное: около 63% респондентов категорически против такой формы брака, еще
28% в целом ее не одобряют2. Однако в этом случае мы имеем срез мнения лиц, уже
состоящих в браке.
В
демографическом поведении наблюдается ориентация к снижению нормы брачности
(это подтверждают и данные переписи 2002 г.). В обществе складывается лояльное отношение к незарегистрированным бракам и девальвируется стастр. 50 1
Исследование проведено в 2006 г. по заказу Комитета по делам семьи и молодежи
Правительства г. Москвы.
Опрошено
842 родителя в полных и неполных семьях.
2
В ходе данного исследования опрошено 1300 респондентов, проживавших в составе
семей, из 13 регионов РФ. Научный доклад "Научные и практические проблемы
взаимодействия семьи и общества в современной России".
Рукопись.
Институт семьи и воспитания РАО, 2008. тус традиционной семьи как
зарегистрированного союза. При этом все большее одобрение получает мнение, что
для развития ребенка не обязательно наличие обоих родителей, а женщина, если
она этого желает, вполне может вырастить ребенка одна.
Наряду
с мнением о необязательности заключения брака для создания семьи все шире
распространяется оправдание разводов. Часто они воспринимаются как явление
нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Большинство участников
исследования "МС-2006" [2] как из полных, так и неполных семей
признали их допустимость. С положением, что сохранять брак с нелюбимым
человеком не стоит даже из-за детей, согласились 27, 2% жен и 22, 1% мужей.
Среди респондентов из неполных семей этот вариант ответа выбрали 38, 9%.
Процент разводов по отношению к бракам постоянно растет. Так, в 2008 г. в органах ЗАГС на 1000 человек населения официально зарегистрировано 8, 3 брака (в 2007 г. - 8.9‰, в 2006г. - 7.5‰), коэффициент разводимости в 2008 г. составил - 5‰, в 2007 г. - 4.8‰. В некоторых регионах уровень разводимости, по данным Росстата, достигает пика.
Так, в 2008 г. в Чукотском АО на 100 браков приходилось 84 развода, в
Магаданской области - 81.
Либерализация
брачной морали способствует дальнейшему росту внебрачной рождаемости. В 2007 г. внезарегистрированного брака родилось 28% детей от общего числа родившихся. Начиная с 1994 г. почти постоянно (исключение составил только 1999 г.) увеличивается абсолютное число таких
рождений.
Влияние
брачного статуса матерей (полная, неполная семья) на воспитательный процесс
отчетливо выявило исследование "СиО-2006". Негативные моменты, например,
недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических
способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из
неполных семей в отличие от полных отмечали почти в два раза чаще. Социальные
девиации в поведении детей более характерны для неполных семей. Судя по ответам
матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще вызывают в
школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25, 7% замужних.
Среди последних каждая третья (33, 4%) сталкивается с крайне неприятной
ситуацией: дети пьют, курят, употребляют наркотики. Однако в семьях незамужних
матерей эта проблема встречается еще чаще (43%).
О
влиянии "плохой компании" упомянули 5, 2% замужних и 14, 7%
незамужних матерей.
Соответственно,
риск попасть в плохую компанию и совершения различных правонарушений и даже
преступлений у детей из неполных семей в 2, 8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем
в семьях, где есть оба родителя. Это подтверждается и данными официальной
статистики: в 2007 г. среди состоящих на учете в органах внутренних дел
несовершеннолетних 47, 3% не имели одного или обоих родителей (по данным
переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия одного или обоих
родителей, проживало 23, 3% детей).
Современная
ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и
дедушками. По данным переписи 2002 г., доля таких семей составляла стр. 51 23, 6%.
Нередко расширенный состав связан с материальными проблемами и жилищными
трудностями.
В
ходе исследования "МС-2006" подтвердился тезис, что отношения со
старшим поколением в основном базируются на взаимопомощи, причем чаще ее
оказывают именно бабушки и дедушки. Так, регулярную материальную помощь со
стороны старшего поколения отметили более 20% опрошенных, помощь по дому - от
20 до 30% (в неполных семьях). Наиболее часто респонденты отмечали помощь в
уходе за детьми - более 44%. На отсутствие помощи и проблемы от контактов с
родителями указали 12 - 14%, причем чаще других (как и в случае с
взаимопомощью) - респондентки из неполных семей.
Число
детей в семье В кризисных социально-экономических условиях усиливается
ориентация родителей на одного ребенка - однодетная семья становится все более
типичной для России. По мнению исследователей, ребенок в ней становится центром
притяжения "всех и вся", исчезают особые свойства многодетной семьи, позволяющие
успешно выполнять функцию социализации [4]. Отвечая на вопрос "Сколько бы
Вам хотелось иметь детей, если бы Вы имели для этого все условия?"
("МС-2006"), более половины респондентов называют двоих. Тем не менее
в числе домохозяйств, имевших детей до 18 лет, повысилась доля однодетных, значительно
сократилось число семей с двумя, тремя и более детьми3. Если принять за 100%
все семьи с несовершеннолетними детьми (всего их 20, 7 млн), то среди них более
чем две трети (67, 7%) - однодетные. Двухдетные составляют лишь немногим более
четверти (26, 9%), а семей с тремя и более детьми лишь 5, 4%4.
Несмотря
на некоторый рост общего коэффициента рождаемости в 2008 г. - 12.1‰ против 10.4‰ в 2006 г. (минимум наблюдался в 2000 г. - 9‰), суммарный коэффициент рождаемости, более точно характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1, 5
ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (2008 г.).
По
результатам исследования в Новгородской области в 2003 г. [5], даже при наличии всех условий сегодняшнее поколение хотело бы иметь в среднем меньшее
число детей, чем имеют или хотят иметь представители поколения их родителей.
Родительская роль в современном обществе не имеет высокой ценности. Это
подтверждается, в частности, исследованиями, проведенными коллективом
ученых-демографов МГУ в 2004 - 2005 гг. в различных субъектах РФ [6].
Материальное
положение семьи Анализ социально-экономических причин и факторов, снижающих
воспитательный потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого
нежелательного явления, как социальная депривация, означающего лишение, ограничение
либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для
выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из
обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения
полноценного образования, лечения и отдыха. стр. 52 3 По данным Всероссийской
переписи населения 2002 г.
4
В России, как и во всем мире, в настоящее время ведется учет домохозяйств, а не
семей, причем только в ходе переписей населения. Последняя перепись населения
проходила в 2002 г. По данным переписи, мы можем получить информацию о частных
семейных домохозяйствах либо о семейных ячейках. Частные домохозяйства - это
домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных
квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах)
и других помещениях, приспособленных для жилья. Семейная ячейка - супружеская
пара с детьми или без детей, или один из родителей с детьми. Семейные домохозяйства
- это частные домохозяйства, в которых есть семейные ячейки.
Распределение
ответов респондентов на вопрос что, помимо материальных забот, больше всего
осложняет жизнь Вашей семьи?"
В
ходе исследования "СиО-2006" получены следующие субъективные характеристики
уровня жизни опрошенных: 62, 7% отметили, что их семья живет "более-менее
прилично", 28, 2% "едва сводили концы с концами" и лишь 9, 2%, что
их семьи не испытывают материальных трудностей. Наибольшие затруднения в
воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей
- более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать
"сложно" и "очень сложно", оценили свое материальное
положение на 3 балла и менее (по 10-балльной шкале).
Снижение
воспитательного потенциала семьи как следствие материальных трудностей
подтверждают и результаты исследования "МС-2006" [2]. При ответе на
вопрос "Какие проблемы в наибольшей степени осложняют жизнь Вашей
семьи?", лидируют или материальные проблемы (67% из неполных семей и более
35% из полных), либо сопряженные с ними - трудности в приобщении детей к спорту,
музыке (76% матерей из неполных семей и 25% из полных), проблемы с медицинским
обслуживанием (около 35% из полных и неполных семей), трудности в организации
быта (также примерно 35% из полных и неполных семей).
Материальное
положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени,
способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.
Исследование "СиО-2006" выявило, что 75, 1% родителей, которые
отметили, что их семьи "не испытывают материальных трудностей", проводят
свое свободное время в семейном кругу; вне семьи - 24, 9%. В семьях, которые
оценивают материальное положение как "более или менее приличное", 92,
6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7, 4% вне семьи. В том, что
подавляющее большинство респондентов проводят свободное время дома, есть немало
положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей.
Однако "свободное время" в таких случаях затрачивается чаще не на
отдых, а на решение бытовых проблем. Это косвенно подтверждается указанием
большинства опрошенных на нехватку свободного времени и переутомление.
Низкие
показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать
дополнительные источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к
переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. "Усталость и
переутомление" отметили в опросах 47, 5%, "недостаток свободного
времени" 10, 4% респондентов (см. рис.). стр. 53 При этом считают
достаточным время, которое они могут уделить семье и детям только половина
респондентов (50, 2%), а 49, 8% опрошенных думают, что "относительно
недостаточно", или "явно недостаточно" (15, 1%). Причем у отцов
ситуация более проблематичная, что вероятно, обусловлено, повышенной
профессиональной занятостью. Лишь 35, 2% мужчин полагают, что они уделяют
достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию
воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между
старшим и младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до
безнадзорности и беспризорности детей.
Постоянное
отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со
значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания
порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных
стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во
взрослую жизнь.
Внутрисемейные
отношения и воспитательный потенциал В процессе общения со взрослыми ребенок
приобретает навыки речи и мышления, предметных действии, осваивает социальный
опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.
В
значительной мере психологическая атмосфера семьи зависит от уверенности в
завтрашнем дне. При оценке респондентами позиции "уверенность в завтрашнем
дне" для своей семьи в ходе исследования средний балл составил лишь 4, 2
(по 10-балльной шкале). При этом респондент из каждой пятой семьи с детьми
совершенно не уверен в завтрашнем дне. В сплоченных, уверенных в будущем семьях
отношения с детьми оцениваются более высокими баллами. Респонденты, которые
оценили чувство уверенности в завтрашнем дне на 9 - 10 баллов, дали наиболее
высокие оценки (4 - 5 баллов по 5-балльной шкале) своим отношениям с детьми.
Выбор
респондентами "МС-2006" вариантов поведения для достижения
"успеха в жизни" позволяет понять, какие ценности продуцируют
современные семьи, на какие ценности они ориентируются в процессе воспитания.
Это, прежде всего, "умение много и добросовестно работать" - (48, 3%).
Пятая часть респондентов опиралась бы на связи и знакомства. Близки к ним еще
15%, которые надеются на высокое положение родителей или родных. Лишь 10%
выдвинули во главу угла талант и способности, совсем не пользуются популярностью
для достижения успеха такие качества как честность, порядочность, умение
приспосабливаться и способность к риску. Если "умение
приспосабливаться" и "способность к риску" выступают в
значительной степени спорными характеристиками, то низкий рейтинг честности и
порядочности является тревожным фактом.
Важнейшей
составляющей воспитательного потенциала семьи выступает наличие взаимопонимания
с детьми. Эта проблема может существовать на любом этапе жизненного цикла.
Однако существуют значительные различия между взглядами отцов и матерей на эту
проблему. Большинство отцов она начинает волновать лишь при достижении детьми
подросткового возраста. В то же время 60% матерей жалуются на отсутствие
взаимопонимания с детьми еще до достижения ими возраста 7 лет.
Значительно
реже родители используют "материальное (денежное) поощрение ребенка за
успехи в школе, спорте" (7, 1%). Крайне мало (однако в этом вопросе весьма
велик процент опрашиваемых, отказавшихся от ответа) респондентов, считающих, что
"лучший метод воспитания - это наказание". "Часто" его
применяют лишь 1, 2% родителей, "иногда" - 36, 2%, вовсе не применяют
- 27, 2%. Чуть больше доля тех, кто не обращает внимания на ребенка, предоставляя
ему право поступать так, как он хочет ("часто" 5, 8%, "иногда"
12, 8%). Значительна доля родителей, выбирающих более мягкую позицию:
"предоставляю возможность поступать, как ребенок считает нужным". 5, 8%
поступает так "всегда", еще 24, 5% - "часто". Однако, тут
весьма сложно отследить грань между инициативой ребенка и вседозволенностью, а
то и полным невниманием к его нуждам.
Устойчивые
тенденции к увеличению детей, рожденных внезарегистрированного брака, трансформация
традиционных гендерных и межпоколенных отношений определяют в настоящий момент
значимость таких факторов воспитательного потенциала семьи, как структура, брачный
статус матери и распределение ролей в семье. В определенной степени гарантией
стабильности и крепости семьи выступают доверительные, хорошие отношения. Семьи,
где родители высоко оценивают свои взаимоотношения с детьми, реже сталкиваются
с такой проблемой, как невозможность контролировать их поведение.
Список литературы
1.
Социология семьи. Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2005.
2.
Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Сабитова Г. В., Московская
семья 2006: информационно-аналитические материалы по результатам социологического
исследования. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007.
3.
Гурко Т. А. Родительство: социологический аспект. М., 2003.
4.
Дементьева И. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников
// Социол. исслед. 1995. N 6: Урланис Б. Семья и проблемы демографии // Молодая
семья. 1977. Вып. 18; Вельская Л. И. Влияние изменения структуры семьи на
воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. ин-та. Т. 102. Сознание
и нравственность. Вып. 3. Иваново, 1982. 5. Архангельский В. Н. Семейная жизнь
и тенденции воспроизводства населения в Великом Новгороде. М., 2002.
6.
Зверева Н. В. Система ценностных ориентаций человека и место в нем ребенка //
Тезисы докладов на конференции "Семья и дети в современной России".
М., 2006. стр. 55
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru