Синергетика - двигатель модернизации детерминизма
Синергетика
– двигатель модернизации детерминизма
Теория
кольцевого детерминизма предоставляет науке четко формализованный причинный и
онтологический фундамент для полноценной работы с феноменами автономии
природных тел, возникновения системных свойств, синергетики, самосохранения,
саморегуляции, самоорганизации, аутопоэза, субъективности. Дополнение традиционного
детерминизма кольцевым дает толчок развитию особой философии – синтезирующему
реализму, позволяющему примирить и соединить методологии объективизма и
субъективизма в едином философском синтезе. Синтезирующий реализм вооружает
философию и науку эффективным инструментарием (принципы многогранного монизма и
материального основания, теория контакта, концепция когнитивно значимого
следообразования) для успешного решения многих традиционных проблем.
К настоящему
времени, следует признать, синергетика уже утвердила себя в качестве особой
научной дисциплины с самодостаточными областью исследований и методологией. Выявив
черты общей закономерности в сложных системах из самых разных сфер бытия, она
стоит теперь перед необходимостью глубокого мировоззренческого осмысления и
упорядочения накопленного разнообразного знания.
Известный подвижник
синергетики в отечественной науке С. Курдюмов по этому поводу писал: «Из
синергетики рождается новая философия: философия осознает, что изучать нужно
нелинейный мир…» [1]
Академик В.
Степин, конкретизируя эту мысль, подчеркивает, что «синергетика сегодня стоит
не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая
выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой
включения этих принципов в научную картину мира. Она претендует на то, чтобы
стать ядром общенаучной картины мира». [2].
Констатируя
бурный «рост вширь» исследований синергетической направленности, В. Буданов
вместе с тем сетует на досадный факт: «сейчас такой общенаучной
(междисциплинарной) единой картины мира (в смысле самосогласованной
целостности), строго говоря, нет». В связи с этим он акцентирует стоящую перед
синергетикой задачу: «создать единое поле междисциплинарной коммуникации,
сформировать принципы новой картины мира». [3].
Между тем, не
является секретом, что синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно
даже сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой.
Об этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны
традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим
утверждением академика Степина: «Развитие современной научной картины мира под
влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее
философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с
экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий
причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности,
необходимости и т.п.» [4].
Общеизвестно
критическое отношение одного из основоположников синергетики И. Пригожина
к общепринятой на сегодняшний день линейной теории детерминизма. Все чаще в
исследованиях последнего времени у разных авторов употребляется термин
«кольцевая причинность» (См., например, [3], [4]). И это вполне симптоматично.
В воздухе буквально витает идея модернизации детерминизма в соответствии с
требованиями синергетики.
Следует
напомнить, что традиционный линейный детерминизм в свое время цинично
отстранился от решения телеологической проблемы, так до сих пор и не смог
решить проблему свободной воли, что нашло отражение в антиномиях Канта. Остались
непрояснены особый причинный и онтологический статус автономных предметов
природы, причинная подоплека активности и самоорганизации живых организмов,
базис особой частной онтологии человека, ключевой принцип основных приводных
механизмов его физиологии, психики и сознания. Все эти проблемы с новой силой сегодня
акцентируются синергетикой, что делает все более острой необходимость
подвергнуть детерминизм существенной доработке.
Приятной для
многих неожиданностью в такой ситуации наверняка окажется новость о том, что ряд
существенных шагов на этом пути уже сделан. Более того, эта новость могла
порадовать общественность еще и раньше, если бы не досадная разобщенность и
плохая организованность процесса обмена идеями в отечественной философской среде
в течение последних двух десятилетий. Определенная консолидация философских
интеллектуальных и оргресурсов начинает наблюдаться только в последние годы.
Это вселяет надежду на плодотворность грядущей эпохи и скорое успешное решение обозначенной
проблемы.
Хотелось бы
донести, наконец, до общественного сознания информацию о собственных серьезных наработках
на этом поприще. Специально разработанная автором этих строк в 1993 году для
решения указанной проблемы теория кольцевого (вихревого) детерминизма [5] призвана
актуально дополнить традиционную теорию прямолинейного детерминизма, подтянуть
ее до соответствующего современной синергетической проблематике уровня, вооружить
ее действенным инструментарием более адекватной интерпретации множества
наблюдаемых феноменов, величин и понятий.
Суть теории
состоит в предположении наличия в недрах каждого отдельного устойчивого
природного образования, состоящего из согласованно функционирующих звеньев и
элементов, особого детерминирующего начала, своего рода вихря, воздействие
которого на само природное образование осуществляется циклически-возобновляемо
вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим вариантом замкнутого
контура является кольцо, поэтому именно кольцо было избрано в качестве самой
общей модели маршрута движения данного детерминирующего начала. Отсюда – и
название для нового типа детерминизма.
Это локальное
детерминирующее начало, непрерывно циркулирующее по замкнутому контуру в недрах
своего природного носителя, и обеспечивает его локальную устойчивость, определяемость,
независимость, гомеостазис, а в более сложных случаях – и его активность. Сам
носитель вследствие наличия этого начала перестает быть пассивной игрушкой в
руках линейного природного детерминизма, слепым следствием воздействия внешних
сил, ибо внутри него появляется собственный локальный источник причинного
действия.
Последний
позволяет носителю демонстрировать автономию, противопоставлять себя в
определенных отношениях внешней природе. Это одновременно и источник специфической
причинной замкнутости, консолидированности в поведении и функционировании элементов
самоорганизующихся систем, причинной отделенности и обособленности систем от
окружающего мира. Другими словами, это как раз то принципиальное, что
объединяет все без исключения простые и сложные системы, акцентируемые
синергетикой. Это именно та искомая в свое время Г. Хакеном общая черта,
которая в самом общем виде характеризует их специфику. Именно она является основанием
для «кольцевой причинности», для возникновения ансамбля контуров прямой и
обратной связи, для гомеостатических, аутопоэзных и прочих проявлений
самоорганизации.
Следует
подчеркнуть, что кольцевой детерминизм, детерминизм нового типа, вовсе не
отрицает прежний прямолинейный, он его актуально дополняет. В связи с этим
неизбежно возникает проблема соотношения этих двух составляющих в обновленном
расширенном варианте детерминизма. Прежде всего, следует констатировать их онтологическое
равноправие. Тогда, очевидно, в каждом конкретном случае соотношение их сил и
влияний будет определяться принципом суперпозиции. Более тонкую регуляцию их
взаимоотношений призваны задать специально сформулированные автором законы
детерминизма [6].
Дополнение
традиционного детерминизма кольцевым детерминизмом, как оказалось, содержит
настолько значительный потенциал мировоззренческой модернизации, что позволило
создать особую философию, которая получила название – синтезирующий реализм [7,
8]. Поскольку обновленная теория детерминизма позволяет исследовать все
природные явления и образования (включая биологические, антропологические,
социальные, когнитивные и пр.) не только с позиции внешних сил, но и с позиции
локального внутреннего начала, получила, наконец, разрешение давняя
телеологическая проблема, обнаружились вполне материальные основания под
разнообразными феноменами субъективного плана, впервые появилась оправданная возможность
преодолеть доселе непримиримое противостояние субъективизма и объективизма и
даже соединить их методологии в едином философском синтезе [9].
В хорошем
согласии с актуализировавшейся активистами синергетики современной задачей
расширения области исследований на сферы антропологии, социологии и теории
познания, синтезирующий реализм предлагает специально нацеленный на это
инструментарий: принцип многогранного монизма, принцип материального основания,
теорию контакта, концепцию когнитивно значимого следообразования. Уже есть
примеры конструктивного использования этого инструментария [10,11,12,13,14].
Таким
образом, практически все готово для масштабного оформления давно ожидаемой, выстраданной
синергетикой единой общенаучной картины мира.