Понятие философии как науки
Введение
1 Предмет философии
2 Метод философии
3 Функции философии
4 Роль философии в культуре
Заключение
Список литературы
Пожалуй, ни
об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь
разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия –
«любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в
VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор
не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее
соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
Для
греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем.
Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь
любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в
удивлении, а предмет ее - в исследовании «первых начал и причин». Одновременно
философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради
пользы, «эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой
себя»[1].
Фактически
первое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как с
мировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем,
что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких как
ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный
алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин[2].
Цель работы –
рассмотреть понятие философии.
Задачи работы
- определить предмет философии, обозначить метод философии, рассмотреть
основные функции философии, определить ее роль в философии.
В общих
чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира,
которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В
отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие
отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому
предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.
Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они
реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.
Между
предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи.
Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального
единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его
конкретное богатство и бесконечное многообразие.
Предмет
философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама
философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в
предмете философии:
Онтологические
отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое
и всемирное бытие.
Гносеологические
отношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Структура
философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой
является сам человек и его деятельность, то философия получает
антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и
результатов деятельности.
В общей
структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины.
Гносеология
как учение об общих законах и формах познания;
Логика как
учение о нормах и законах мышления;
Эстетика как
учение о красоте и гармонии мира;
Этика как учение
о нравственном отношении человека к миру.
На стыке
философии с другими формами общественного сознания возникают такие
синтетические области, как философия права, философия религии, философия
искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой
из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в
философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики,
философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы
математики и др.
В общей
структуре философии выделяются следующие элементы:
1)
философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие,
сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и
действительность и др.;
2)
философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития,
идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские
принципы, теории, идеалы;
3)
философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального
единства мира; принцип детерминизма (причинности);
4)
философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы
добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так
и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание
человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его
жизни.
5)
философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития,
теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму
умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских
учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое
концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому
философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования
различных философских учений.
2
Метод философии
Каждая наука
имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей
методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что
философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее
общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также
способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы
других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке
является отражением логики и закономерностей развития объективной
действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая
опирается на науку.
Философский
метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с
факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в
соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и
используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций
соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем - это
теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и
законах.
Переходя к
более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует прежде
всего указать на материализм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В
данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как
наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания
с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя
или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические
предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как
отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание
сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный
идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).
Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.
Следующий
аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика. Под
диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях
развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.
Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления
диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как
стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды
первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они
рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что
уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так,
материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и
изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего
на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период
идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог
с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике
понятий», о субъективной диалектике.
Таким
образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с
идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во
втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем
идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является
Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А
классиками материалистической диалектики (равно как и диалектического
материализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и
научный характер.
Диалектика
возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом
мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной,
статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному
рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод
характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:
либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В
социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с
нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению
многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение
высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового
времени было характерно сведение различных форм движения материи к
механической. Поэтому он и получил название механистического материализма,
который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Понятие
«метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно -
философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.
Необходимо
отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление»,
«упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на
существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне
научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается
движение, за статикой - динамика, а за деревьями - лес, то такой элемент
метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент
диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот
момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования
вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в
абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних
теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание,
идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется
материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При
этом забывается, что. в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе
материального.
Релятивизм
(от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, заключающийся в
абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего
подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной
устойчивости.
Помимо
указанных методов философия включает в себя и другие.
Отметим
некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм
(от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу
познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности
органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс,
Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
Рационализм
(от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия
людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм
- философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль
разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам
постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и
др.).
Бурное
развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению
методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются
внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются
критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика
и рост научного знания, структура научных революций и другие.
Все названные
философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и
образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая
методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как
уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы
исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой.
Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов
выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два
качества философии не следует смешивать.
Предмет и
специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая
вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего
- это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,
понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней
мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, - это указать на
двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их
тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Философия
характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций,
которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного
потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии
можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из
которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и
задач.
Многообразие
функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в
человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная мировоззренческая
система, но и конкретно-практический способ человеческого существования в мире
и отношения к миру. Философия проявляется как особым образом организованный
строй и уклад самой человеческой жизни, с широким спектром исторически
открывающихся возможностей, от примитивных форм наивно-натуралистического
образа жизни (Диоген в бочке, современный хиппи, бомж), до интеллектуального,
творческого вживания в виртуально-информационную кибер-реальность.
Философия
функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и
созидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философской
действительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстве
друг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень активности
разных функций философии в истории человечества. Одни функции чрезмерно
возрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функции
философии. Это вело к искажениям и перекосам в сути самой философии. Так,
господство теологической функции в средневековой философии, вело к превращению
самой же философии в служанку религии, а господство идеологической функции
превратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, в
наукообразное и идеологизированное мировоззрение.
По своему
назначению все функции философии можно свести в две большие группы -
мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на
созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа -
мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего,
системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на
определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди
мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая,
информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная,
воспитательная, художественно-эстетическая и др.
Гуманистическая
функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала
по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности
исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Информационно-отражательная
функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в
котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную
сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир
символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
Идеологическая
функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным
группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные
на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком
направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.
Социально-нравственная
функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни
сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
Художественно-эстетическая
функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием
идеалов гармоничного единства и красоты.
Вторая группа
- методологические функции, которые предназначены для организации наиболее
общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это
особая форма знания о способах организации средств деятельности по
целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод
всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть
поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на
какой-то метод.
Какие же
методологические основания философия открывает для деятельности человека. В
широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее
мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности
тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение
составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего
здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие
методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы,
применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах
движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия),
релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу
присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди
методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую,
эвристическую, селективную, интеграционную и др.
Эвристическая
функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний
о них в разных сферах бытия.
Селективная
функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора
необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.
Интеграционная
функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их
одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного
результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что
классическая философия исходила из непосредственного соответствия между
предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен
познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов
применяться не может. Постклассическая же философия разработала
методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне
познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут
познаваться одним универсальным методом.
Методологическая
функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия
выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов
познания и освоения действительности человеком.
Следует
выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез
об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом
степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия
опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы
теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории
философии.
Критическая
функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на
саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности
проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности
критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к
существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую
роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение
имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а
не абстрактный нигилизм.
С критической
функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios -
ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого
объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в
переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути
движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых
ценностей.
Социальная
функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и
охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить
двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его
материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в
общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую
ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно
предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в
разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого
общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и
направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При
этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько
каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий
характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
С социальной
функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной.
Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую
роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким
образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая
особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры
и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет;
когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани
бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Думается, что
именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны
В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos - смысл, и therapeia -
лечение) - теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в
том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими
проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[3].
Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит
логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это
больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Следует
подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из
них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать,
например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и
гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем
только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского
знания[4].
Философия
играет огромную роль в развитии культуры.
Философия
зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует
ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития
его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества
является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать
самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая
направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки,
информационной жизни общества.
Культура -
не объективация, не вещь, поступившая в обработку сознания, а состояния
сознания, продуцирующего феномены. в том числе и собственные вещные аналоги.
Поэтому метафизика не имеет своего места в культуре, никогда не является
видимой. Наоборот, фиксация состояний сознания однажды порождает некоторую
последовательность, считываемую уже не умозрительно, а res extensa.
Утопический проект авторского «ноу хау» относительного смыслового горизонта
однажды реализуется как актуальная тотальность того, что потребляется всеми с
готовым вложенным образом целостности. А уже после этого кажется, что нет ничего
естественнее, чем культура.
Итак,
первое - описательность, связанная с вопросом, и следовательно с
парадоксом. Парадокс - пустая ячейка смысла. которая непрерывно
заполняется, и тогда происходит движение смыслообразования в культуре.
Заполнение происходит в единственном месте - месте непрозрачности
авторского замысла о мире. Парадокс в том, что существование стабильных
(культурных) объектов возможно, когда сознание, непрерывно порождающее аналоги
своих состояний, сводит их в картину, элементы которой образуют некоторое
единство относительно общего основания, то есть соотносимы через ключевой
признак, который как раз очевиден. Оказывает, что объект есть тогда, когда в
вещи вложено различие, а не единство. Умная задача различения родов сущего уже
выполнена, и перед нами таблицы спецификации «объектов» или «красивых» вещей.
Но тогда мы никогда не узнаем, какова генеральная задача инстанции или машины,
непрерывно порождающей культурные миры (они ведь, застывая. предстают как
замкнутые и соотнесенные друг с другом относительно временной оси). Об этой
задаче мы можем узнать только параллельно с данной инстанцией (или машиной),
порождая вещи в единицу экзистенциального времени. Но всякую сборку (монтаж)
объекта культуры предваряет разъятие, поскольку акт творения уникален. Сознание
всегда действует «со шва» и предполагает бесконечные умножения того, что есть в
условиях отсутствия прямого целеполагания (иначе вещи культуры давно бы
закончились).
Творение в
этих условиях - выведение к очевидности (зримости) путем фиксации неочевидного,
работа с эквиваленциями. Здесь не может быть первообраза, так как
первоочередность давно утрачена в подобиях. Оригинал угадывается… или
конструируется (монтируется). Вместо процедуры вложения первообраза, подведения
онтологической модели под то, что есть в культуре, мы совершаем операцию
сканирования и отслеживания шумов сущего. Инстанция смысла фальсифицируется
через множество серий вещных аналогов творящего слова. Все серии замыкаются на
первое лицо, держателя культурных значений. Вопрос о том, что такое культура,
неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого лица, усилия
отталкивания которого от тотальности вещей и тотальности знаков рождают
культурную стратагему. Санкционированная мною объективация - это
феноменологическое единство жизни, разнесенное по таблицам подобий, после чего
оно снова запускается в оборот как единство культуры.
Итак,
культура - это растождествленное сознание, разнесенное по множеству
позиций в глубине сущего и непрерывно их объединяющее. Считать непосредственно
матрицу сущего, то есть объективировать истину, невозможно и не нужно —
таков замысел о человеке. Модель прямой трансляции разума к миру культуры
неприложима: мы всегда имеем дело с побочными продуктами работы мироустройства[5].
Подведем
краткие итоги проделанной работе.
Освещая
собственно проблему происхождения и сущности философии, дадим краткую
характеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания:
сциестической (от латинского «сциенциа» - наука) и культурологической. В рамках
сциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия
– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого
мышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как часть
культуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных оснований
культуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.).
Методологически
с этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогенная
и мифогенная.
Остальные
философские функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируют
философию от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия,
политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная,
информационная, оценочная и др.
В заключении
следует подчеркнуть нашу точку зрения. По нашему мнению, философия должна
рассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом ее
рассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, как
общественного, так и индивидуального.
1. Ахиезер А.С. Об
особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12.
2.
Лавриненко
В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3.
Огарков
А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003.
4. Философия:
Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ,
2004.
5.
Франкл
В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990.
[1] Ахиезер А.С. Об особенностях современного
философствования. //Вопросы философии. 1995. №12. С. 23.
[2]
Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой.
Новосибирск: НГАУ, 2004. С. 7.
[3] Франкл В. Человек в
поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990. С. 160.
[4]Лавриненко
В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 88.
[5]
Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2,
2003. С. 51-52.