Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам
Отношение
школьников-старшеклассников к социальным проблемам
А. В. ПАШКЕВИЧ
ПАШКЕВИЧ
Анна Валерьевна - преподаватель Государственного университета - Высшей школы
экономики, аспирант факультета социологии (E-mail: pashkevich.anna@gmail.com).
Определена
типология групп учащихся, различающихся активностью / пассивностью,
толерантностью / интолерантностью жизненных ориентаций.
Ключевые
слова: школьники-старшеклассники * социальные проблемы * ценности * установки *
ориентации * толерантность * нетерпимость
Современное
российское общество находится в динамичном трансформационном состоянии. Оно
интенсивно развивается и усложняется по своей структуре на фоне возрастающего
многообразия культур и форм взаимодействия между людьми, экономической
дифференциации, национальных и конфессиональных различий и т.д. Это порождает
социальные проблемы, социальное напряжение, разные виды конфронтаций
[см. 1, 2].
Важно знать мнение населения об этих проблемах и явлениях, влияющих на
ценностные ориентиры и взгляды людей, их социальное самочувствие.
Особенно
большой интерес представляет изучение отношения учащейся молодежи, в частности,
старшеклассников
школ, к решению социальных проблем и социальным изменениям, к которым эти
решения ведут [см. 3, 4]. Им предстоит жить в будущем обществе, реализуя
жизненные позиции, верования и ценности в конкретных действиях - активных или
пассивных, толерантных или жестких.
Возраст
респондентов-школьников для нас очень важен: в школьные годы закладываются
ценностные основы взаимодействия, диалога молодых людей с окружающим миром,
закрепляются основы образа жизни, формируется поле для жизненных приоритетов,
преференций, гражданской позиции [см. 5, 6]. Этот период отмечен интенсивной
способностью человека к рефлексии, осознанию своего внутреннего мира.
На этом
отрезке жизни очерчивается и созревает представление о собственном
"я" - "я думаю, что ...", "я считаю, что ...",
"я верю, что ...", которое становится олицетворением осознанных
жизненных позиций личности.
Эмпирическим
материалом для анализа выступили первичные данные социологического опроса
всероссийского масштаба школьников-старшеклассников (404 анкеты), проведенного
в 2005 г. центром
"Мемориал"
в ряде городов и в сельской местности среди учащихся 9, 10 и 11 классов. Мнения
школьников изучались нами только на той части их выборочной совокупности
областей РФ, анкеты по которым удалось найти в архиве: Московская (Москва),
Ленинградская (Санкт-Петербург), Калужская (Калуга, Бебель),
Ростовская
(Новочеркасск, Зерноград), Псковская (пос. Плюса, пос. Ореховка), Республика
Карелия (Петрозаводск), Калининградская (Калининград), Рязанская (Рязань).
Осуществлен
лексический и семантический анализ ответов школьников, что позволило
охарактеризовать их установки: какими они видят социальные проблемы, какие способы
преодоления социального напряжения рассматривают как приоритетные и
эффективные.
Ретроспективный
подход в изучении ценностей нынешнего молодого поколения представляется нам
продуктивным, поскольку дает возможность посмотреть на его поведение сквозь призму
тех идеалов, которые оно выбрало в качестве жизненных ориентиров в школьную
пору и воспроизводит сегодня в своей деятельности. С существенной долей
уверенности можно утверждать, что сформированные тогда ценности сказываются на
поведении и в годы последующей жизни. Поэтому результаты данного исследования
могут в какой-то мере экстраполироваться на характеристики и более старших
возрастных групп молодежи.
Рассмотрим
некоторые итоги нашего анализа. В результате осевого кодирования ответов на
открытый вопрос "Если бы Вы были руководителем в своем городе/регионе, что
бы Вы сделали в первую очередь для решения социальных проблем?", мы смогли
выявить и охарактеризовать ценностные установки учащихся на шкале их отношения
к социальным изменениям, к способам решения социальных проблем современного
общества. Удалось также оценить меру толерантности выявленных установок: ответы
школьников позволили определить их гражданские позиции относительно терпимости
к разным социальным группам, тем или иным образом причастным к возникновению
проблем и социального напряжения. Важно отметить, что семантический анализ
спонтанных ответов позволил определить центральные общественные проблемы в
мироощущении, восприятии старшеклассников. Ниже приводится классификация
установок школьников, в основе которой лежат ключевые убеждения и
представления учащихся о способах решения социальных проблем, преодоления
социальной напряженности, инструментах реализации социальных изменений. На базе
установок была определена типология групп школьников (см. табл.). Рассмотрим их
характеристики подробнее.
"СТРАУСЫ"
(21%). Их позицию можно охарактеризовать как отстраненную, пассивную,
инертную, безынициативную, отражающую "смиренно-бездействующее",
приспособительное, апатичное отношение юного поколения к существующим проблемам
социума. Метафора "страус" олицетворяет принцип невмешательства,
слабую рефлексию, способ "спрятать голову в песок", уйти от проблем,
обособиться, убежать от реальности, пожать плечами либо опустить руки. Ответы
выражают пассивное отношение респондентов к современным проблемам и векторам
собственных действий. Приведем несколько типичных суждений, отражающих эти
ориентации: "Предпринимать что-либо бессмысленно", "Всё
бесполезно и напрасно; мы не в силах что-либо изменить", "Я никогда
не буду руководителем", "Не знаю", "Не задумывался",
"Затрудняюсь ответить".
"ТАНКИ"
(10%). Метафора "танк" характеризует ценностно-поведенческую позицию
школьников как агрессивную, враждебную. Их высказывания свидетельствуют о
страхах и драматических переживаниях за свою безопасность, благополучие своей
семьи, города, страны.
Классификация
установок учащихся на решение социальных проблем и типология групп школьников
Ничего
изменить нельзя.
Бездействия,
смирение, отстранение Инертнопассивная "Страусы"
Выгнать всех
"чужих", "инаковых".
Не пускать.
Ограничить пребывание.
Конфронтация,
конфликт, противостояние "мы" и "они"
Социальновраждебная
"Танки"
Жестко
контролировать исполнение закона, наказывать все опасные виды преступности.
Соблюдение
законов, бескомпромиссная система наказаний за содеянное Защитно-силовая
"Прокуроры"
Обеспечить
достойные условия жизни, базовые материальные блага для удовлетворения основных
потребностей людей, по их заслугам.
Рабочие
места, объекты социальной инфраструктуры, базовые материальные блага
Социальноматериальная "Радетели благ"
Быть чутким
к чужим бедам, оказывать социальную помощь нуждающимся (нищим, больным,
отчаянным, потерянным).
Культивировать
нравственность, терпимость, уважение, взаимную ответственность, взаимовыручку.
Дотации,
трансферты, благотворительность, материально-духовная, психологическая помощь.
Образование,
воспитание, просвещение, пропаганда гуманных, общечеловеческих ценностей.
Социальноэтическая
"Гуманисты"
Дело не в
реформах, не в правителях, а в самих людях.
Только они
сами могут что-то изменить.
Внутренний
локус контроля человека, зрелое мировоззрение, осознание личной ответственности.
Рефлексивнофилософская
"Философы"
Необходимо и
возможно решить все социальные проблемы Радикальные меры. Кардинальные реформы
и преобразования. Не исключены революционные действия.
Подозрительность
и неприязнь, которую в явной мере демонстрируют школьники в своих ответах,
являются отражением их неготовности принять современность с её множественными
различиями в том виде, в каком они существуют сейчас. Часто в их репликах
звучат утверждения о крайне неудовлетворительном поведении "чужих",
которые якобы не стремятся принять ценности того общества, куда они приехали.
Подростков, разделяющих такую позицию, раздражает поведение "чужих":
они находят в нём хамство, наглость, вызов, конкуренцию за ресурсы (например,
на рынке труда). Склонность разделять радикальную позицию "свои" и
"чужие", "мы" и "они" характеризует ориентации
данной группы учащихся как воинственные и конфронтационные. Среди их ответов
можно отметить следующую семантику высказываний: "Ограничить въезд и проживание
в России людей из "проблемных " стран/ "гостей "",
"Жестко контролировать миграцию", "Выгнать из страны/города/села
чужих (по национальности, вероисповеданию...)". "ПРОКУРОРЫ"
(26%). Они придерживаются убеждений об урегулировании социальных проблем через
правовые, жесткие, радикальные (а в ряде случаев - репрессивные) меры,
направленные на силовую борьбу с возникающими катаклизмами социального
характера, нарушениями законов, общественными беспорядками. Метафора
"прокурор" олицетворяет верховенство закона, правосудия,
бескомпромиссную систему наказаний за нарушение социальной гармонии и порядка и
в существенной степени отражает здоровое мироощущение, связанное с
законопослушностью. Приведем несколько характерных для этой группы позиций:
"Применять жесткие меры наказания стр. 128 преступников, пересмотрев
законы и уголовный кодекс", "Посадить их всех за решетку! Их место -
в тюрьме!", "Очистить общество от бандитов!". В сознании данного
типа респондентов отчетливо выражено неприязненное отношение к преступникам,
требование жестко наказывать их. "Ужесточить наказание за аморальное
поведение и нарушение нравственных норм общественного порядка" (среди
групп, демонстрирующих аморальное поведение, старшеклассниками названы:
проститутки, пьяницы, наркоманы и пр.). В виде наказаний "прокуроры"
предлагают ввести исправительные работы, жесткую систему штрафов. "Усилить
милицейский патруль и профилактические меры укрепления правопорядка".
Особую роль старшеклассники отводят предупреждающим девиантное поведение мерам
обеспечения безопасности, справедливо полагая: легче предупредить социальную
болезнь, нежели бороться с её последствиями. "Наказать бесчестных
чиновников, представителей государственной власти", "Навести порядки,
провести чистки в ведомственных организациях, включая кадровые ряды МВД,
госаппарата". Такого рода высказывания свидетельствуют о крайне низком
кредите доверия (лояльности) к официальной власти, властвующей элите, о
неудовлетворении работой государственных служащих. Доминирующий тезис: установить
эффективную порядочную власть, провести соответствующую реформу.
"Ликвидировать националистически настроенные движения, разжигающие
национальную пропаганду, рознь и пр.", "Запретить секты,
группировки". Как видим, часть учащихся - сторонники жесткого пресечения
социальных движений, действующих нелегально и нелегитимно и провоцирующих очаги
потенциально опасных столкновений.
"РАДЕТЕЛИ
БЛАГ" (12%). Представители этой группы в ответах подчеркивали, что решение
социальных проблем лежит в первую очередь в плоскости достойного
жизнеобеспечения людей, преодоления бедности, бытовой,
материально-экономической незащищенности, что в дальнейшем открывает
возможности более высоких мотиваций в иерархии социальных ценностей:
"Обеспечить достойный уровень жизни", "Провести
социально-экономические реформы, наладить социальную инфраструктуру",
"Повысить благосостояние / заработную плату за труд, чтобы люди могли
обеспечивать свои базовые потребности (в том числе милиции, врачам, учителям и
пр.)". "ГУМАНИСТЫ" (23%). Метафора "гуманисты"
отражает ценности, которые сопряжены с гуманистическими методами преодоления
социальных проблем через диалоги в обществе. Школьники этой группы положительно
принимают разнообразие окружающего мира (наличие в нём плюрализма этносов, религий,
стилей жизни и т.д.), тяготеют к социально-политическому восприятию отношений
между людьми. Красной нитью в их высказываниях проходят слова о социальной
взаимовыручке и принятии "своих" и "чужих", о необходимости
оказать помощь потерянным, отчаявшимся, деморализованным. В качестве наиболее
привлекательных и результативных способов достижения целей им видится
образование, нравственное просвещение, в ряде случаев - пропаганда. Данный
подход демонстрирует наличие зрелой гражданственности и высокого морального самосознания.
Среди типичных ответов, выражающих позицию "гуманистов", можно
выделить два. Первый олицетворяет, так сказать, снисходительно-жалостливую
установку: "Оказать социальную помощь нуждающимся (бедным, больным,
потерянным...)". Второй свидетельствует о нравственно-просветительской
установке респондентов: "Просвещать, поднимать уровень морально-духовного
самосознания, образовывать, культивируя гражданское самосознание, терпимость,
взаимную поддержку друг другу". "ФИЛОСОФЫ" (1%). Это весьма
малочисленная группа (в некотором смысле - подгруппа "гуманистов").
Но мы выделили её в качестве отдельной, поскольку принадлежащих к ней скорее
можно назвать созерцателями жизни, вольными мыслителями, "мудрецами".
Это подростки с ярко выраженным зрелым внутренним локусом контроля - они
говорят о приоритете персональной ответственности каждого человека, о том, что
никакие внешние факторы в виде реформ, законов, устрашений наказанием, по сути
своей, не в силах менять внутреннюю природу человека; каждый должен начать с себя.
В основе их суждений лежит следующий тезис: "Многое зависит не от
руководителей, а от самих людей". стр. 129 "МАКСИМАЛИСТЫ" (7%).
Суждения представителей этой группы характеризуют их позицию как
метатеоретическую, идеалистическую, в некотором смысле революционную (словно
они готовы броситься на баррикады, защищая правду). Приведем примеры их
высказываний: "Если бы я был руководителем, я бы искоренил все
проблемы!", "Решу все проблемы!", "Я везде наведу
порядки!". Такая позиция свидетельствует о положительном оптимистичном
мироощущении, которое не замкнуто какими-либо ограничениями, барьерами, не
обременено социальными стереотипами о возможном и невозможном, досягаемом и
недосягаемом. Можно полагать, школьники, в чьих ответах были фразы типа
"Все проблемы я искореню!", выражали вполне здоровое для данного
возраста максималистское идеализирование, ощущение полноты собственных сил,
чтобы полностью справиться с социальными проблемами. Результаты исследования
позволяют выделить два яруса жизненных позиций школьников-старшеклассников.
Во-первых, подавляющее большинство учащихся демонстрируют активную позицию по
затронутым вопросам социальной проблематики (число активно настроенных
составляет 79%, к ним можно отнести все типы, кроме группы "Страус").
Большинство респондентов открыто заявляют о своем личном мнении, декларируют
собственные представления о способах преодоления социальной напряженности, об
инструментах реализации социальных изменений, которые видятся им наиболее
уместными, действенными, предпочтительными. Вместе с тем доля тех, кто
совершенно не определился относительно своей гражданской идентичности по
обсуждаемой проблематике, значительна: представляется, что показатель 21%,
свидетельствующий о пассивной (приспособительной) гражданской позиции ("Страус"),
может быть расценен как весьма существенный. Во-вторых, имея в виду способы
решения социальных проблем, социальных изменений, можно выделить следующие их
типы (в какой-то мере условно, ибо в "чистом виде" они не
встречаются): 1. Мягкие (гуманные, толерантные) методы (36%). Они присущи
группам: "радетели благ", "гуманисты",
"философы". 2. Жесткие (радикальные, резкие) методы (43%). Они
характерны для таких групп, как: "танки", "прокуроры",
"максималисты". Таким образом, соотношение между мягкими и жесткими
способами преодоления сложных социальных ситуаций, социального напряжения
характеризуется пропорцией 4:5 соответственно. ("Страусы" могут быть
отнесены к отдельной группе.) Полученные нами сведения, как представляется,
могут конкретизировать отношение современного молодого поколения россиян к
решению социальных проблем и социальным изменениям в обществе. Отметим, что
изучение проблематики проводилось в период стабилизации российского социума.
Для выявления тенденций, вызванных кризисом, необходимы дальнейшие
исследования.
Список литературы
1. Козырева
П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном
российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.
2. Галкин А.
А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социол.
исслед. 2003. N 8. С. 64 - 74.
3. Собкин В.
С. Национальная политика России глазами старшеклассника // Этнос. Идентичность.
Образование. Тезисы по социологии образования. Т. 4. Вып. 6 / Под ред. В. С.
Собкина. М., 1998. С. 174 - 205.
4. Шапиро В.
Д., Герасимова М. Г., Епихина Ю. Б., Сьянова Н. Б. Подростки и юношество в
многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических
отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007. Электронная версия публикации
размещена по ссылке: http://ww/isras/ru/INAB_2007 - 3html
5. Гамезо М.
В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное
пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.:
Педагогическое общество России, 2003. С. 171 - 185.
6. Мухина В.
С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб.
заведений. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр
"Академия", 2007. С. 464 - 490. стр. 130
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>