Остров Бали
Реферат
"Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных
славян"
Содержание
1. Зарождение классового общества. Рабовладельческие государства
в Северном Причерноморье и Крыму
1.1 Государственные объединения племен киммерийцев и тавров
1.2 Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия
1.3 Греческие рабовладельческие города-государства и колонии
2. Жизнь древних восточных славян
2.1 Расселение и занятия славянских племен на территории Украины
2.2 Культура, быт, обычаи и верования славян
Список
литературы
В начале I тысячелетия до н.э. население
Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху - железный век. Научившись
добывать железо, изготовлять и применять железные" орудия труда, более
крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного
повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вождей племен
стали накапливаться богатства. Воцарились имущественные неравенство и
несправедливость. Появились богатые и бедные, эксплуатация одних людей другими.
Первобытнообщинный строй начал приходить в упадок, отступал в прошлое и давал
дорогу классовому обществу. "Рабовладельцы и рабы, - писал В.И. Ленин,
- первое крупное деление на классы".
Именно в это время в степях Северного Причерноморья и на
Крымском полуострове жили племена киммерийцев и тавров, быт,
обычаи и общественное устройство которых описали древнегреческие писатели и
ученые. В поэме Гомера "Одиссея" говорится: "Зашло солнце, и
покрылись темнотой все пути, а судно наше достигло границ океана. Там народ и
город людей киммерийских, окутаны мглою и тучами..."
Киммерия занимала огромнейшую территорию от Днестра
до Дона, Таманский и Керченский полуострова. На Керченском полуострове в Крыму
был город Киммерик. Киммерийские племена издавна занимались скотоводством и
земледелием, орудия труда и оружие изготавливали из бронзы и железа
Киммерийские цари собирали военные отряды и совершал! походы против соседних
стран - Урарту, Лидии, Фригии и др. захватывали и превращали в рабов пленных. Власть
в Киммерии принадлежала царям и рабовладельческой знати, а государство
киммерийцев, созданное из племенных объединений, было рабовладельческим. В
VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более
могучего и многочисленного объединения скифских племен, которые вытеснили
киммерийцев из Причерноморья. Часть их ассимилировалась (смешалась) со скифами.
Почти одновременно с киммерийцами на юге Крыма проживало
коренное население - тавры (от греческого слова "таброс" - тур).
От тавров происходит и название Крымского полуострова - Таврида, принятое
царским правительством после присоединения Крыма к России в 1783 г. Древнегреческий
историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных
плато занимались скотоводством, в долинах рек - земледелием, а на черноморском
побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были искусными
гончарами, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а
также металлы. Со второй половины I тысячелетия до н.э.
первобытнообщинный строй у тавров начал приходить в упадок; появилось
имущественное неравенство, стала формироваться родовая аристократия. Их
государство - Таврика, также развивалось как рабовладельческое. Вокруг
своих поселений тавры сооружали укрепления. Сообща с соседями - скифами они
воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал
земли Таврики. Судьба Таврики, как и Киммерии, была трагической: вначале во II в. до н.э. ее покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в.
до н.э. захватили римские войска. В средние века тавры были истреблены или
ассимилированы татарами, завоевавшими Крым после распада в XV
в. н.э. монголо-татарского феодального государства Золотой Орды. Самобытная
культура тавров была утрачена.
В те далекие времена передвижение целых народов на тысячи верст
с востока на запад было обычным явлением. В VII в. до н.э.
из центральной Азии в Северное Причерноморье вторглись многочисленные племена скифов
и господствовали там 400 лет. Древнегреческий ученый Гиппократ
свидетельствовал: "Так называемая "Скифская пустыня" представляет
собой равнину, богатую травой, но лишенную деревьев Гидрия - скифский сосуд и
умеренно орошенную; по ней текут для воды. Бронза. V в.
большие реки, уносящие воду из степей, до н.э. Там и живут скифы: называются
они кочевниками, так как у них нет жилищ, а живут они в кибитках... В таких
кибитках находятся женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними идут их
стада овец и коров, табуны лошадей". Значительная часть скифов была
земледельцами-пахарями и проживала севернее степей Причерноморья.
В скифском обществе формировалось рабовладельчество: рабами
становились покоренные племена или пленные из далеких стран. Большинство же
населения Скифии составляли общинники-скотоводы и земледельцы,
находившиеся в зависимости от богатой знати, платили им и царям дань, служили в
войске. Скифское государство занимало огромнейшую территорию Северного
Причерноморья и часть Крыма, где скифы построили и свою столицу Неаполь (теперь
городище на окраине Симферополя). Территория делилась на округа (номы),
которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.
Скифы славились как искусные воины. Вооруженные луками и
короткими копьями, они были неутомимыми в походах и стойкими в битвах. Когда в
512 г. до н.э. на Скифию двинулось огромнейшее войско персидского царя Дария I, скифы применили тактику изматывания вражеских сил: вначале
беспрерывно отступали, а затем нанесли внезапные удары с флангов и тыла. В
крупные сражения, как правило, не вступали. Войско Дария I
понесло непоправимые потери и оставило страну. В небольших, но ожесточенных
стычках разгромили скифы и 30-тысячное войско греческого царя Александра
Македонского, который в 331 г. до н.э. напал на их страну.
Скифы обожествляли солнце, луну, явления природы - дождь,
гром и молнию, устраивали праздники в честь животворной земли и скота. На
высоких курганах устанавливали каменные статуи ("бабы") - символы
культа предков.
Обострение внутренних противоречий, постоянные изнурительные
войны привели к ослаблению скифского царства. В результате под ударами соседних
сарматских племен Скифия распалась (III в. до н. э). Многочисленные
племена сарматов или савроматов (от иранского слова "саоромант"
- опоясанный мечом) господствовали там 600 лет (III в. до
н.э. - III в. н. э). Их язык, как и скифский, относился
к иранским языкам. Быт и обычаи обоих народов были также близкими. Поэтому-то
скифы и сарматы уживались в одном государстве в Причерноморье.
Чем занимались сарматы? В степях Северного Причерноморья они
нашли благоприятные условия для скотоводства и кочевого способа жизни: разводили
стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей, занимались охотой на
степных зверей и птиц, ловили рыбу в реках и озерах. Жили в кибитках,
устроенных на телегах. Небольшая часть сарматов жила оседло и занималась
земледелием на равнинах и в долинах рек Дона, Днепра, Дуная и др. Кроме того,
сарматы занимались различными ремеслами: кузнечным, бронзолитейным, обработкой
кожи, деревообделочным, ткацким, изготовлением керамики, войлочных изделий,
одежды, обуви, украшений, оружия. Сарматские женщины занимали видное положение
в общественной жизни, отличались смелостью и воинственностью.
Сарматы вели значительную торговлю с соседними странами. Важным
торговым и политическим центром Сарматии был город Танайс в устье
Дона.
С распадом первобытнообщинного строя и разделением общества
на классы, появлением в нем богатых и бедных у сарматов создается государство -
Сарматия, носящее, как и скифское, рабовладельческий характер. Оно имело
значительное влияние в международных отношениях того времени. Сарматские цари
вели захватнические войны и держали в повиновении ряд племен. С Сарматией
граничили земли славян, которые отстаивали свою независимость. Сарматские цари и
знать во время войн захватывали большое количество рабов, широко
использовавшихся в хозяйстве.
В истории Северного Причерноморья и Крыма видное место
занимала греческая колонизация, которая привела к образованию там
рабовладельческих городов-государств. "В древних государствах, в Греции и
Риме, - писал К. Маркс, - вынужденная эмиграция, принимавшая форму
периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного
строя" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.8. - С.567). На территории
современной Украины в VII в. до н.э. - V в. н.э. существовали греческие города-государства: Борисфенйда
(на о. Березань), Тира (в устье Днестра), бльвия (на правом
берегу Бугского лимана), Херсонёс (в пределах современного Севастополя),
Боспор (на берегах Керченского пролива), Феодосия (в восточном
Крыму) и др.
В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные
формы правления: монархии, аристократические или даже демократические
республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же - богатства и
власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В
народных собраниях все вопросы решали аристократы.
Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике
играли ремесленное производство и торговля, второстепенную - земледелие,
скотоводство, рыболовство. В этой рабовладельческой республике власть
принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались
только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках
рабовладельческой знати. В Ольвии развивались ремесла - кузнечное,
плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.
Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам
и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная
монета. На территории города-государства были сооружены здания государственных
учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные
жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов,
находившихся в собственности аристократии. Ольвия славилась своими богатствами
и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.
Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось
Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих
колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было
земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов - выходцев
из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля. Жестокая
эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под
предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали
города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели
городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора.
Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих
городов-государств и понтийского царя.
В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и
Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей
владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях,
обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности
произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.)" театральные
представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из
причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там
развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти
виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян.
В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.
Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска
соседних племен к V в. н.э. греческие
города-государства прекратили свое существование.
Таким образом, рабовладельческие государства Киммерия,
Таврика, Скифия и Сарматия, а также греческие города-государства оставили
заметный след в истории нашей страны, способствовали культурному обогащению
соседних племен и среди них славянских.
Название родственных народов "славяне" впервые
появилось в произведениях византийского историка Прокопия Кессарийского "Война
с готами" и императора Маврикия Стратега "Тактика и стратегия" (VI в). Славянские племена, составлявшие три ветви - западную,
южную и восточную, с древнейших времен жили в Европе (о западных и южных
славянах говорится в истории средних веков). Восточная ветвь славян - коренное
население, проживавшее с незапамятных времен на значительной территории,
включавшей границы современных Украины, Белоруссии и европейской части России.
Расселение славян в древности на территории современной
Украины подтвердили археологические раскопки в бассейне Днепра. Найдено
огромное количество поселений и могильников племен, живших в конце старой, а
также при новой эрах по Днепру и его многочисленным притокам. В римских
письменных источниках славяне упоминаются под названием венеды, в
византийских и готских - склавины (славяне) и анты, в греческих
они завуалированы в собирательных названиях - скифы, сарматы и гунны. Древнерусские
летописи сообщают, что в V - VIII
вв. славяне объединялись в племенные союзы (см. карту-вклейку): полян (среднее
течение Днепра), северян (бассейны Десны, Сулы и Ворсклы), древлян (днепровское
Полесье), тиверцев (между Днестром и Прутом), уличей (между южным
Бугом и Днестром, вплоть до Дуная и Черного моря), волынян и дулебов
(бассейн Железные орудия труда Западного Буга и правых притоков славян
второй половины верхней Припяти), хорватов (Карпаты).
Таким образом, вся территория нынешней Украины была заселена
славянами, племена которых объединяла близость языка, хозяйства и культуры.
А чем занимались славяне в древности? На этот вопрос опять
же дают ответ археологические раскопки и письменные зарубежные источники. Славяне
вели оседлый образ жизни, и это способствовало развитию у них пашенного
земледелия как основной отрасли хозяйства. Землю они обрабатывали
усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами.
Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне
использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только
в V - VI вв. славяне изобрели
плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и
выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу,
лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по
сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно
металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде,
зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали
в печах-каменках.
Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства,
как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.
В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота,
рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали
природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки,
озера, болота с зарослями камыша.
Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел:
железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному,
ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на
Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили
железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже
тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий
труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и
портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах
общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные
ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных
нужд, так и для торгового обмена.
Развитие хозяйства у славянских племен способствовало их
политическому объединению, создавало условия для формирования народности,
подъему их материальной и духовной культуры.
Зарождение классов и возникновение государственных союзов
славянских племен.
Развитие хозяйства послужило основой для существенных
изменений в общественных отношениях славян. В результате распада
первобытнообщинного строя родовые общины теряли свою прежнюю замкнутость и
начали объединять не только родственников, но и соседей. Образовывались по
существу новые объединения - территориальные или соседские общины, которые
состояли из индивидуальных хозяйств отдельных семей. Пахотная земля и угодья
общин часто распределялись между семьями, а произведенные продукты становились их
частной собственностью.
"... Находившиеся до того в общем владении пашни и
луга, - писал Ф. Енгельс, - стали подвергаться разделу по уже известному способу
между возникавшими теперь отдельными домашними
хозяйствами, сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и
воды оставались общими".
Некоторые семьи накапливали значительные богатства, что
усугубляло имущественное неравенство в общинах.
В древнем обществе славян происходили глубокие экономические
и социальные изменения: первобытнообщинный строй разлагался, и в его недрах
зарождались классовые феодальные отношения.
Старейшины родовых общин и их соратники постепенно
сосредоточивали в своих руках власть и богатства, эксплуатировали свободных
общинников. Кроме того, захваченных пленных они превращали в рабов и заставляли
работать на себя. Однако рабовладельчество у славян не стало господствующим
строем и носило патриархальный характер. Пленные-рабы часто считались членами
семей общинников и становились свободными тружениками или возвращались на
родину. В славянском мире не возникли условия для рабовладельчества.
В период формирования классов у славян рабовладельческий
строй античного мира изжил себя. А уровень развития хозяйства у славян был уже
таким, что эксплуатировать феодальнозависимых крестьян было более выгодно, чем
рабов. Еще со времен первобытнообщинного строя для решения важных вопросов
славяне созывали народные собрания - вече. Теперь они уже не играли
главной роли. Государственные союзы племен, сформировавшиеся с
появлением непримиримых между собой классов и в связи с необходимостью
защиты от нашествий, возглавляли полновластные правители - князья, опиравшиеся
на богатую знать и не считавшиеся с решением веча. Примером может служить
государственный союз племен полян на среднем Поднепровье. На гористой южной
окраине современного Киева (теперь там расположен Ботанический сад Академии
наук УССР) находилась и столица полян - Бусов город, разрушенный
завоевателями-персами Дария I (за 1000 лет до основания
Киева в другом месте). На северо-западе образовался дулибоволынянский союз
племен. Эти и другие союзы племен превращались в государственные образования - феодальные
княжества.
На славянские земли часто нападали восточные кочевые племена:
киммерийцы, скифы, сарматы, а позднее авары, хозары, печенеги, половцы и др. Поэтому
славяне сооружали оборонительные земляные валы между реками, озерами и
болотами, ставшие значительными препятствиями для вражеских нашествий. Эти валы
получили название "змеевых". По народной легенде, славянские
богатыри, победив в поединке своего лютого врага - Змея, запрягали его в
огромнейший плуг и вспахивали такие большие борозды - валы. "Змеевые валы"
в разрушенном состоянии сохранились до нашего времени на Киевщине, Черкащине,
Полтавщине. Подобные сооружения под названием "Трояновые валы" существовали
на Поднестровье. Их строительство потребовало огромнейших усилий.
Отважные и мужественные воины-славяне вели длительные и
изнуряющие войны против нашествия восточных кочевников-завоевателей, а также
армий рабовладельческих государств - Византии и Западной Римской империи,
стремившихся захватить восточнославянские земли. "Выступая на войну, - писал
византийский историк того времени Прокопий (VI в), - многие
из них идут на врага пешком, держа в руках небольшой щит и дротик; панцирей они
не носят..." Со временем вооружение славянских воинов изменялось: у них
уже были железные мечи, копья, ножи, деревянные луки и их многочисленное войско
наносило немало поражений врагам. Благодаря этому ослаблялся натиск вражеских
сил с востока и запада на славянские земли, обеспечивалась их независимость.
Первые государственные образования - союзы славянских племен
были предшественниками могущественной Киевской Руси. Именно такие объединения
племен славян предшествовали образованию государства и народности, которые
складывались в переходный к классовому обществу период.
Развитие духовной культуры и верований древних восточных
славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их
хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян
занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению
весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала),
сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные
торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.
Верования славян называли язычеством. Наши предки
обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных
богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце,
Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они
поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при
помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".
Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем
свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны
устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят
много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки
продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти
метров, затем устраивали
там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят
лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.
В наиболее изученном археологами прикладном искусстве
прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей,
домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание
орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда,
оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в
частности их труд и борьбу с врагами.
У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский
историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен
византийцами троих славянских гусляров.
В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности
славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык",
"не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти
люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем
белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у
всех..." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах".
По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.
Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной
Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием,
скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного
строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная
собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались
государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых
сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.
Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи
восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что
способствовало их объединению в государственные союзы на значительных
территориях.
2.
Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса"
- К., 1987
3.
Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002
4.
Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987
5.
Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999