Современное состояние
мирового туризма
Согласно статистическим данным ВТО,
на протяжении последних десятилетий наблюдается по-стоянный рост объемов
международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3–4 %
в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные
кризисы. В 1999 г. число туристов, путешествовавших за границу, составило 657
млн человек.
В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX и начале XXI в. можно
признать устойчивым. И хотя в 1997, 1998 гг. наблюдался некоторый спад роста
туристского движения, объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших
в Азиатском регионе, тем не менее в среднем на 4 % в год количество
путешествующих туристов возрастает.
Анализируя развитие туризма в
указанный период, специалистами отмечены две тенденции, су-ществующие в туризме
и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических
факторов и быстрое вос-становление объемов туризма в неблагоприятной
обстановке.
В последний период наблюдаются опережающие темпы роста туризма в таких
регионах, как Аф-рика (9 %), Ближний Восток (17,5 %), Восточная Азия и
Тихоокеанский регион (8,5 %) при довольно низких темпах прироста в Европе (1 %
в 1999 г.). При этом в абсолютной величине Европа сохраняет за собой первенство
по количеству посетителей (385,9 млн человек в 1999 г.).
Такая тенденция создает объективные условия для все ярче проявляющейся в
последнее время межрегиональной конкуренции, когда появление новых курортов с
завышенными стандартами об-служивания заставляет старые туристские регионы
подтягивать свои стандарты, искать новые каче-ственные пути конкурентной борьбы
за приезд туриста в регион. Таким образом, стандарты обслу-живания постоянно
повышаются.
В целях привлечения дополнительных
потоков туристов каждый регион, курорт старается создать для них наилучшие
условия для отдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя как дома.
Немаловажную роль здесь играет понятная и доступная информация для туристов как
в каталогах, так и в местах отдыха и путешествий (стенды, указатели,
обозначения объектов и т. д.).
Всемирная туристская организация неоднократно подходила к проблеме унификации
туристской информации. В 1986 г. Советом Министров Европейского сообщества была
принята Система стан-дартизированной информации для гостиниц (Standar-
dized Information System). Она состоит из довольно большого количества
пиктограмм (стилизованных рисунков), используемых в европейских странах и в
некоторых странах других регионов, например знак P, обозначающий стоянку (парковку)
автомобилей.
Эта система удобна и имеет ряд
преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении и поддается
контролю посредством использования существующего законодательства по защите
ин-тересов потребителей, которое не допускает вводящих в заблуждение трактовок.
Эта система широко используется в европейских странах (в холлах гостиниц, в
фойе ресторанов, на улицах) для облегче-ния пребывания гостей. Система также
нашла свое применение в каталогах стран Европейского сою-за и некоторых других.
Однако данная система не единственная. Международной федерацией молодежных
турбаз разра-ботана и используется своя система условных знаков для упрощения и
доступности информации. Существуют и другие системы, например корпорационные
информационные графические системы.
Всемирной туристской организацией предпринимались попытки создания единой
мировой уни-фицированной графической информационной системы для туризма. Но до
настоящего времени такая система не создана, так как оказалось, что в разных
странах мира одни и те же объекты обозначаются разными условными знаками,
например сады и парки могут обозначаться
и «деревом», и «забором», красивые ландшафты – «восходящим солнцем» или
«фотоаппаратом» и т. д. Но все же в большинстве случаев пиктограммы многих информационных
систем понятны всем, тем более, что к ним даются краткие пояснения на двух–трех
языках.
Поэтому использование информационных систем в туризме – общепринятая практика.
Все систе-мы и пиктограммы помогают преодолевать языковые проблемы: гостю значительно
легче
с помощью этих систем найти требуемую информацию и понять ее вне зависимости от
того, какую из стран он посещает; туристскому предпринимателю системы помогают
найти общий язык со своими зарубежными партнерами. Главное – обратить внимание и
проинформировать туриста о наличии определенной системы знаков в той или иной
стране и пояснить их основное значение.
ВТО почти за четверть века плодотворной деятельности только подошла к вопросам
унификации некоторых основных вопросов в международном туризме. Также нет и
пока не может быть всемир-ной универсальной классификации гостиниц по звездам
или другим категориям.
Во многих странах, в том числе и в России, действуют национальные системы
классификации по звездам. А в Греции, например, существует буквенное
обозначение национальной классификации гостиниц (А, В, С), в Индии – балльная
система.
При этом широко используются в мире
корпорационные системы классификации, действующие в рамках одной гостиничной
корпорации (например, «Холидей Инн», «Мариотт» и др.). Многие из них звездные,
но имеют разные (хотя во многом и сходные) стандарты и требования по категориям
гостиниц.
Международная туристская общественность все больше заботится о развитии туризма
в правильном, социально-гуманитарном русле. В этих целях на 13-й сессии ВТО,
проходившей в Сантьяго в концесентября 1999 г., был принят новый международный
этический Кодекс туризма. Его цель – направить
в правильное русло развитие туристской отрасли в новом, XXI в. и способствовать
увеличению потоков туристов.
Кодекс имеет рекомендательный характер и состоит из 10 статей, касающихся
различных аспектов туристской деятельности. Он предназначен не только
специалистам туристского бизнеса, но и государственным структурам, средствам
массовой информа-ции, а также самим туристам.
Кодекс принят на базе ранее существовавшего (принятого за 15 лет до этого)
этического кодекса и представляет собой синтез различных ранее опубликованных
международных туристских документов и деклараций. В нем особенно подчеркнут
запрет на сексуальную эксплуатацию детей и несо-вершеннолетних.
В кодексе отмечено, что в первую очередь развитие туристской инфраструктуры
должно способствовать экономическому, социальному и культурному процветанию
местного населения. Развитие туристской отрасли и строительство туристских
объектов не должны негативно сказываться на со-стоянии окружающей среды.
Государственные структуры должны обеспечивать безопасность туристов и применять
суровые меры против всякой агрессии в адрес путешествующих.
«Туризм давно играет серьезную роль в развитии общества
в целом. В ближайшие годы его влияние может заметно усилиться», – заявил
президент ВТО Фран-ческо Франжиалли на
13-й сессии ВТО. Однако, как считают в ВТО, бурное развитие этой отрасли может
иметь одновре-менно и положительные,
и негативные последствия. Создание дополнительных рабочих мест и содействие
сбыту ремесленных товаров – настоящие достижения туристской отрасли. В то же
время бурное разви-
тие туристской инфраструктуры может негативно сказаться на состоянии окружающей
среды, а стремление принимающих стран добиться того, чтобы иностранные туристы
чувствова-
ли себя за границей «как дома», – привести к стандартизации культур.
Кодекс рекомендует не допускать
стандартизации ремесленной и сувенирной продукции, так как туристам всегда
должно быть интересно, ведь новые места – это новые открытия.
В международном туризме действует множество туристских предприятий (гостиницы,
туропера-торы, турагенты, транспортные компании и др.). Они представлены на
рынке множеством мелких и средних предприятий, а также в виде крупных
корпораций. Как и в любых других отраслях, на функ-ционирование международного
туризма, создание и распространение высоких стандартов обслужи-вания и
передовой технологии оказывают серьезное влияние крупные компании и корпорации.
Наряду с гостиничными цепями, распространившими свои филиалы и франчайзинговые
предпри-ятия по всему миру, рыночную политику делают и крупные туроператоры,
имеющие свои агентства во многих городах и странах. Значительное влияние на
развитие туристского рынка оказывают также независимые ассоциации туроператоров
и турагентов.
Характерной особенностью последнего периода стало активное проникновение
капитала отдель-ных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением
единого рынка Европы, предусмат-ривающего свободное движение капиталов, этот
процесс пойдет еще интенсивнее.
В зависимости от социально-экономических условий, а также от отношений
государства к разви-тию национального туристского рынка туризм в разных странах
развивается неоднородно. Наиболее посещаемые страны мира представлены в табл.
1.1.
Интересно, что десяток наиболее посещаемых стран отличается от рейтинга стран,
больше всего заработавших на туризме (табл. 1.2). США, которые по числу
посещений занимают лишь третье ме-сто, традиционно лидируют по объему доходов
от туризма. При этом Франция, постоянный лидер по числу посещений, занимает
третье место по объему доходов. Страны, которые не попали в число лидеров, но
зафиксировали хороший прирост числа посещений, – Египет (прирост +39,7 %),
Марокко (+21,8 %), Зимбабве (+17,3 %) и Аргентина (+22,8 %).
Таблица 1.1 Страны мира, наиболее
посещаемые туристами (данные 1999 г.)
Источник: Туринфо. 2000. № 4. 1–8
февраля.
Таблица 1.2 Страны – лидеры по
доходам от туризма (1999 г.)
* Данные приведены за 9 месяцев.
** Данные приведены за 6 месяцев.
Источник: Туринфо. 2000. № 4. 1–8 февраля.
1.3. Факторы, влияющие на
развитие туристской отрасли
Во многих странах сложилась и
стабильно развивается индустрия туризма, располагающая огром-ной материальной
базой, обеспечивающая занятость миллионов людей и взаимодействующая почти со
всеми отраслями хозяйства. Сегодня туризм
по валовому доходу занимает второе место в мире после нефти и первое место в
мире – по предос-тавлению рабочих мест.
Основные причины бурного развития туризма во второй половине XX в. и в
настоящий период:
Политические. На основной части
планеты присутствовали мирные взаимоотношения, а мир – необходимое условие
развития туризма.
Экономические. Рост доходов населения
в экономически развитых странах позволял им тратить деньги на путешествия.
Аналогичные процессы происходят сейчас и в развивающихся странах.
Социальные. Возрастает
психологическая нагрузка на работающих в связи с интенсификацией трудовых
процессов, а также на всех людей по причине урбанизации и технического
прогресса. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность отпускных
и каникулярных периодов, увеличивается средняя продолжительность жизни
человека. Все это вместе дает возможность удовле-творить возрастающие
потребности в отдыхе и путешествиях.
Распространение культуры и образования. Повышение культурного уровня всегда
порождает и повышает интерес к познанию своего края и отечества, а также других
народов
и цивилизаций.
Успехи в развитии транспорта. Увеличились возможности кратковременных поездок
на дальние расстояния. Совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на
транспорте, который стано-вится все более комфортным для пассажиров и туристов.
Развитие средств информации. В силу своих особенностей развитие туризма
серьезно зависит от возможностей информации туристов о местах отдыха и
путешествий. Развитие печатных средств массовой информации, радио, телевидения,
компьютерных систем значительно расширило возмож-ности предложения в туризме, а
также повысило оперативность решения вопросов организации пу-тешествий. Кроме
того, рекламные технологии, совершенствующиеся на основе маркетинга, также
оказывают положительное влияние на развитие туризма.
В настоящее время специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на
формирование ту-ристских потребностей, а значит, и на успешное функционирование
туристского центра и туристского предпринимательства:
1. Природные факторы – природные богатства, доступные для туристов
(географическое поло-жение места отдыха, климат, флора, фауна, близость к воде,
комфортные и привлекательные, краси-вые природные объекты и др.).
2. Социально-экономические факторы – развитие места
отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны).
3. Материальная база туристской индустрии – основные наземные постройки для
удовлетво-рения потребностей туристов
с точки зрения удобств и эстетического восприятия (гостиницы, предприятия
питания, досуга, спор-тивно-курортные сооружения и т. п.). Важными являются
уровень комфорта, архитектурное решение объекта материальной базы, его
соответствие культуре, окружающей архитектуре или природе, на-циональным особенностям,
а также виду туризма (отдыху, спорту, деловой поездке
и т. д.).
4. Инфраструктура места отдыха – наземные и подземные сооружения, необходимые
для удовлетворения потребностей туристской индустрии (коммуникации, подъездные
пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и пр.).
5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства) – культурное богатство
туристского цен-тра. Гостеприимству в туризме придается большое значение.
Успеху туризма способствуют: искусство, литература, музыка, театр, имеющиеся в
ту-
ристском центре. Ресурсами гостеприимства могут служить фольклорные праздники,
национальные галереи искусств, фестивали и многое другое, способное
заинтересовать, привлечь туриста, в том числе экскурсионное, познавательное,
спортивное, развлекательное, курортное, рекреационное пред-ложения.
Мировой туризм развивается довольно интенсивно. При этом в туризме складывается
высокая конкуренция. И поэтому факторы развития и успеха предпринимательства
волнуют все туристские предприятия. Специалисты вы-деляют семь факторов, влия-
ющих на конкурентоспособность туристского обслуживания:
1) качество;
2) надежность;
3) безопасность;
4) оправданность цены;
5) сегментация потребителей;
6) сезонная дифференциация цен;
7) дифференцированная система скидок.
Качество – один из основных факторов, без которого нет спроса
и клиентуры. Качество – доволь-но сложная величина
в туризме, имеющая комплексный характер. Что касается ту-
ристского продукта (тура), то как минимум в понятие качества входят:
потребительское качество каждой отдельной услуги, соответствие набора услуг
типу и виду путешествия, оптимальность про-граммы и технологии обслуживания,
соответствие всех услуг уровню обслуживания и т. д.
Надежность – соответствие реального обслуживания рекламе и информации.
Клиент должен быть уверен в том, что получит во время обслуживания именно то,
за что заплатил. При некоторых изменениях в программе предоставления услуг,
которые могут произойти по разным, в том числе и по объективным причинам, ему
должны быть гарантированы соблюдение стандартов обслуживания и, в крайнем
случае, соответствующие компенсации.
Безопасность – важный момент, оказывающий большое влияние на
выбор направления и вида отдыха, путешествия. Безопасность в туризме зависит от
многих факторов (политической обстановки, состояния окружающей среды и др.),
которые необходимо учи-тывать при планировании туристского обслуживания. В
систему мер по обеспечению безопасности туристов входят: предотвращение рисков
для туристов, связанных с природными и техногенными катастрофами в туристских
центрах; предупреждение эпидемиологических, бактериологических и других
медицинских рисков и соблюдение соответствующих формальностей; организация
безопас-ности туристов во время перевозки; страхование туристов в путешествии,
а также страхование ответ-ственности туристских организаций; создание
специальной туристской полиции и секьюрити. И не-маловажным при этом является
полное информирование туристов о возможных рисках, правилах их предупреждения,
а также о гарантиях их безопасности.
Оправданность цены. Цена должна соответствовать уровню услуг и
обслуживания. Ценообразо-вание является наиболее важным вопросом рыночной
политики предприятия. Ведь в туризме в боль-шей части именно по цене
определяется выбор товара. Ценовая конкуренция увеличивает внимание
потребителей к вопросам цен.
Сегментация потребителей. Туристское обслуживание и услуги
должны быть направлены на определенные целевые группы туристов (молодежь, людей
преклонного возраста, богатых или не очень богатых людей, родителей с детьми,
спортсменов и т. д.) и ориентироваться на потребности определенных групп.
Поскольку потребности различных групп потребителей значительно отличаются,
туристский продукт не может быть унифицированным. На-против, он должен быть
дифференцированным, разнообразным и адресно направленным (по составу
и уровню услуг) конкретной группе потребителей.
Сезонная дифференциация цен необходима в туризме, так как для
этой сферы деятельности ха-рактерны сезонные колебания спроса. В целях
привлечения потребителей в несезонный период и выравнивания туристских потоков
в различные периоды года необходимо дифференцировать цены в зависимости от
сезонного спроса. В так называемые пиковые (высокие) сезоны цены могут
повы-шаться, а в несезон (низкий сезон) – понижаться. Это служит дополнительным
привлекательным фактором для туристов.
Дифференцированная система скидок – очень привлекательный
фактор для приобретения туров, особенно распространенный в плане скидок для
семей, путешествующих с детьми. Кроме этого в туризме представлен целый ряд
разнообразных скидок, применяемых комбинированно или диффе-
ренцированно: на групповые туры, за предварительное бронирование, повторное
обращение, а также для постоянных клиентов и т. д.
Учет данных факторов при планировании своей деятельности позволяет туристскому
предпри-ятию устойчиво пользоваться спросом туристов и быть конкурентоспособным
1.4. Прогнозы и перспективы развития мирового туризма
Специалисты прогнозируют, что число
зарубежных туристских поездок к 2010 г. достигнет 964 млн человек в сравнении с
657 млн в 1999 г., но расти оно будет значительно меньшими темпами. К 2020 г.
количество между-народных туристских прибытий достигнет 1,6 млрд человек и в
три раза превысит показатели 1995 г.
ВТО прогнозирует бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами –
поставщиками туристов в 2020 г. будут: Германия (около 163 млн поездок), Япония
(141 млн), США (123 млн), Ки-тай (100 млн) и Великобритания (96 млн). Россия,
жители которой получили возможность массовых выездов за рубеж только в 1991 г.,
поставит на международный рынок путешествий к 2020 г. около 30 млн туристов.
Рост выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет замедляться,
тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной
Азии останутся довольно высокими, несмотря на экономические трудности в
регионе.
Самые популярные туристские
направления в 2020 г., по прогнозам ВТО, будут следующие (табл. 2.3).
В прогнозе развития туристских направлений, сделанном ВТО по результатам
исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления
и виды туризма XXI столе-тия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г.
станут: приключенческий, экологический, куль-турно-познава-
тельный, тематический и круизы.
ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых,
будет сокра-щаться. Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты
деньгами, но бедны време-нем». В результате они будут искать туристский
продукт, включающий в себя максимум удовольст-вий в минимальный отрезок времени.
Будут процветать тематические парки
и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за
короткий срок.
Таблица 2.3 Самые популярные
туристские направления мира в 2020 г., по прогнозу ВТО
В ближайшие десять лет туризм
останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских
странах и в ряде стран других регионов. Прогнозируется дальнейшая
дифференциация предложения турист-ского продукта, имеющая целью все более
широкий охват потребителей с разнообразными возмож-ностями и потребностями.
Например, есть немало людей, которым требуется отдых с полным отклю-чением от
каждодневных забот, поэтому возрастает популярность курортов, работающих по
системе «all-inclusive». Прогнозируется дальнейший процесс концентрации
капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций. Сохранится
тенденция интеграционных процессов в сфере туризма.