Мордовский государственный университет им Н.П.Огарёва.
Экономический факультет.
Макроанализ
на тему:
Инвестиционный климат Республики Мордовия в
2004-2007гг.
Выполнили: студентки 202 группы
экономического
факультета
специальности
«ЭУАПК»
Сидорова
Ю.В и Артюшкина Л.П.
Проверил:
Окунев Д.В.
Оценка:
Саранск 2008 г
Содержание:
Введение
1. Определение
инвестиций. Основные принципы инвестиционной политики
2. Инвестиционный
климат Мордовии.
2.1
Характеристика инвестиционной деятельности республики.
3. Внешнеэкономическая
деятельность республики.
4. Приоритеты
инвестиционной политики в 2006-2007 гг.
5.1 Основные инвестиционные
проекты, реализуемые в 2007 г. Заключение.
Список используемых
источников.
Введение
Трансформационные преобразования,
происходившие в стране на протяжении
90- х гг. XX века
и в начале ХХI века, изменили инвестиционную модель развития
российской экономики. Изменились цели и мотивы инвестирования, отраслевая
структура, источники и механизмы финансирования капиталовложений, появились
новые субъекты инвестиционной деятельности, активно привлекается в страну
иностранный капитал. С 1999г начался и продолжается до сих пор период
восстановительного роста инвестиций по отношению к докризисному уровню.
Особое значение в
современный период на федеральном и региональном уровне имеет инвестиционная
политика, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата,
стимулирование ускоренного развития «точек роста» в экономике, создание
институциональных условий инвестиционного процесса и переход к экономике
инноваций.
На протяжении
90-х гг 20 века основные усилия государства были направлены на минимальное
поддержание жизнеспособности отраслей и сфер народного хозяйства, остановку
набиравшей все большую силу тенденции спада производства и капиталовложений,
снижение высокой инфляции, преодоление острых политических и социальных проблем
в обществе.
В посткризисный
период развития экономики появляются новые акценты инвестиционной политики
государства. Её роль не сводится только к удержанию инвестиционного процесса от
«провала», появляются ряд новых задач, связанных с ускоренным восстановлением
базовых отраслей и развитием новых секторов экономики.
Одним из основных
показателей результативности инвестиционной политики является достигнутый
уровень активности или интенсивность привлечения инвестиций в регион.
Инвестиционная активность в Республике Мордовия оценивалась по показателям
объёма и темпам изменения абсолютного объёма инвестиций в основной капитал.
2
Определение
инвестиций. Основные принципы инвестиционной политики.
Инвестиции
(капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных
ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех
отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей
экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось
понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все
затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные
инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные
вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть
вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с
титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных
вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть
портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей
материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых
инвестиций в производство.
В журнале
"экономист" определены основные направления инвестиционной политики.
Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование
благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности
негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка
важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и
ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается
осуществлять на основе следующих принципов: - последовательная децентрализация
инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности,
повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования
их инвестиционных проектов; - государственная поддержка предприятий за счет
централизованных инвестиций; - размещение ограниченных централизованных
капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов
производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми
программами и исключительно на конкурентной основе; - усиление государственного
контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; -
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов.
3
Инвестиционный климат Мордовии
Повышение экономического потенциала республики,
увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост
благосостояния населения – основные задачи инвестиционной деятельности
Республики Мордовия. Продуманная социально-экономическая политика и эффективная
работа с инвесторами позволили создать в республике благоприятный
инвестиционный климат.
По данным рейтингового Агентства «Эксперт РА» Мордовия
занимает 7 место по оценке интегрального инвестиционного риска, а по степени
внутриполитической стабильности является лидером среди регионов России.
В результате конкретных усилий по созданию
благоприятных условий для привлечения капитала республика занимает устойчивое
положение среди российских регионов по темпам роста капитальных вложений. Так,
за период 2001-2005 годы инвестиции в основной капитал увеличилось более чем в
2 раза, в экономику было вложено около 50 млрд. рублей. В 2005 году их объем
составил 13,0 млрд. руб., что больше уровня предыдущего года на 19,7
процентов.
4
Значительно увеличился приток иностранных
инвестиций, объем которых в 2005 году составил 43,4 млн.долл.США с ростом к
предыдущему году на 25%, при этом большая часть этих средств, почти
80 процентов, поступили как прямые иностранные инвестиции.
По величине прямых иностранных инвестиций, в расчете на душу населения
в Приволжском федеральном округе республика по итогам 2005 года заняла 1
место.
Приоритетными направлениями экономического развития
были и остаются инновации, модернизация и создание высокоэффективных производств,
экономическая инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная, финансовая),
малый бизнес и социальная сфера. Наиболее привлекательными для инвестиций
являются машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
Всего на отрасли производящие промышленные и потребительские товары приходится
более 30 % всех капитальных вложений.
Положительная динамика инвестиций в основной капитал
обеспечивается мобилизацией всех источников финансирования, где наиболее важные
- собственные средства предприятий и организаций, бюджетные фонды, ресурсы
коммерческих банков.
Рост инвестиций в основной капитал в целом подкреплен
увеличением собственных вложений организаций в дальнейшее развитие
производства.
5
За прошедший год за счет внутренних источников освоено
около 40 % общего объема капиталовложений.
За
счет банковских кредитов осуществляется 11 % инвестиций в основной
капитал. Показательно то, что доля этих источников имеет тенденцию к росту.
Перспективным направлением инвестиционной политики
становится вхождение в динамично развивающийся рынок ценных бумаг, который
позволит в дальнейшем обеспечить привлечение сбережений населения как
дополнительный источник финансирования и сейчас формируется действенный
механизм, который позволит использовать частные накопления в качестве
финансовой базы для обновления производственных фондов, внедрения новых
технологий, дальнейшего развития социально-экономической инфраструктуры.
Активная государственная поддержка организациям,
реализующим инвестиционные проекты, положительно сказывается на результатах
всей экономики республики. Использование механизма выделения субсидий на
частичное возмещение уплаченных процентов по кредитам позволяет дополнительно
вовлечь в инвестиционный процесс ресурсы банковской системы, что очень важно
для экономики Мордовии, существенно увеличив при этом объемы долгосрочного
кредитования в наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли реального сектора
экономики.
За последние годы сложилась эффективная, прочная
система деловых взаимоотношений Мордовии со стратегическими инвесторами.
6
Сотрудничество республики с транснациональной
компанией «Сан Интербрю» позволило саранскому филиалу ОАО «Объединенные
пивоваренные заводы» усовершенствовать технологию производства, значительно
увеличить объемы производства пива.
С участием компании на предприятии реализован
инвестиционный проект по розливу пива в ПЭТ- бутылку, построен крупнейший в
России солодовенный завод мощностью до 130 тысяч тонн солода в год, что в свою
очередь послужило мощным стимулом для выращивания пивоваренного ячменя
сельхозпроизводителям, обеспечило им гарантированный долгосрочный рынок сбыта.
В ближайшей перспективе начнется реализация проекта по розливу пива в
металлическую банку.
При участии крупного санкт-петербургского
холдинга «Веда» в республике открылся современнейший завод по производству
слабоалкогольных напитков. Инвестиции в этот проект составили порядка 200 млн.
рублей, оснастив его одним из самых совершенных на сегодняшний день видов
оборудования. Еще около 10 млн.долл. планируется вложить в расширение
мощностей. На предприятии уже создано свыше 200 рабочих мест. Установленная
линия сможет ежегодно перечислять в бюджет Мордовии десятки миллионов рублей,
причем только в виде акцизов. Совместно с этим инвестором начата подготовка
производства стеклянных бутылок на свободных площадях ранее простаивавшего
завода. Ежегодный выпуск составит около 2 млрд. рублей в год или 553 млн.
бутылок. Для этого в производство инвестировано 60 млн. долларов США.
Развитие вагоностроительного производства в
республике возродило к жизни ранее простаивающие площади трех крупнейших
предприятий, которые ныне не останавливаются ни на минуту. В прошлом году
численность персонала занятого в данном производстве возросла в пять раз, при
этом рабочие имеют неплохую зарплату, выпуск железнодорожных цистерн увеличился
в 3,4 раза. Уже в ближайшей перспективе будет значительно расширен ассортимент
вагоностроительной продукции. Помимо вагонов-цистерн будут выпускаться
вагоны-хопперы, полувагоны, железнодорожные платформы различного назначения,
тележки для грузовых вагонов и другие виды продукции. В результате реализации
проекта прирост объемов производства только за 2004-2008 гг. составит свыше 38
млрд. руб.
Кроме того, в республике реализованы проекты по
вводу в действие новых и модернизации действующих производств, в числе которых:
организация производства с качественно новыми характеристиками силовых кабелей
(ОАО «Завод "Сарансккабель"), организация производства серии
преобразователей собственных нужд на IGBT – транзисторах для электровозов (ОАО
«Электровыпрямитель»), организация производства алюминиевой катанки (ЗАО
"Цветлит"), производство фанеры (ЗАО "Плайтерра"),
организация качественной сушки лесоматериалов и установка линии по изготовлению
оконных блоков ("ЗАО "Ельниковская ДСПМК»),
7
реконструкция технологических линий по розливу
ликероводочных изделий (ОАО «Мордовспирт»), развитие производства свинины (ЗАО
"Мордовский бекон"), модернизация производств в акционерных обществах
«Ардатовский светотехнический завод», «Кадошкинский электротехнический завод»,
«Ламзурь», «Сырокомбинат «Ичалковский», в сельском хозяйстве начата организация
производства молока на основе новейших технологий содержания и выращивания КРС
и другие.
Принимаемые меры по созданию благоприятных
условий и поддержке предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию,
позволили сохранить позитивные тенденции и высокие темпы роста в базовых
отраслях экономики, увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджетов всех
уровней, направить дополнительные денежные средства на решение социальных
проблем.
В республике сформирована благоприятная
нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности.
Действуют законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности
в Республике Мордовия", "Об условиях эффективного
использования социально-экономического потенциала Республики Мордовия",
"О снижении ставок налога на прибыль организаций", "О налоге на
имущество организаций» и другие. В результате Мордовия может предложить
инвестору максимально возможные, в соответствии с российским законодательством,
налоговые льготы для реализации значимых для региона проектов.
8
Характеристика внешнеэкономической деятельности
республики.
Развитие
внешнеэкономической деятельности в последние годы происходило под влиянием
устойчивого роста объемов промышленного производства и расширения спроса на
инвестиции.
Внешнеторговый оборот Республики Мордовия
за 2006г. составил 184,7 млн дол. США, что в 3,5 раза выше 2000г., в том числе
по экспорту - 77,5 млн.дол. США, по импорту - 107,2 млн. дол. США.
Внешнеторговую деятельность осуществляли свыше 120 предприятий и организаций
различных форм собственности, торговые партнеры которых находятся в 55 странах
дальнего и ближнего зарубежья. В
макроотраслевой структуре экспорта преобладала продукция машиностроительного
комплекса (68% в стоимостном выражении), а также химическая и
химико-фармацевтическая отрасли промышленности. Главная
особенность структуры экспорта республики - значительная доля стран СНГ – 77%,
в т.ч. в Казахстан - 42,2%. Крупнейшие экспортеры Республики Мордовия – ОАО
«Рузхиммаш», его удельный вес 19%. Другие участники экспортных операций – ОАО
«Сарансккабель» (14,6%), ОАО "Ламзурь" (5,7%), ОАО «Саранский завод
Резинотехника» и ОАО "Электровыпрямитель"
(5,3%). Значительная доля внешнеторгового оборота со
странами дальнего зарубежья - это импорт новой техники и инновационных
технологий. Структура импорта отражает устойчивую тенденцию роста импорта
товаров из стран дальнего зарубежья. Основными импортерами товаров выступают
Германия (47,6% всего импорта), Нидерланды (6,5%), Испания (4,9%), Китай (4,5%)
и США (4,2%).
9
Среди импортеров –
стран СНГ наиболее активно отношения развиваются с Республикой Беларусь и
Украиной.
Главной задачей в области внешнеэкономической деятельности остается повышение
экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции республиканских
предприятий, ускоренный рост высокотехнологичной и наукоемкой продукции в
общем объеме экспорта. Улучшение
динамики внешней торговли будет обеспечиваться за счет: реализации системы
мер государственной поддержки отечественных экспортеров, направленной на
ускоренную модернизацию существующих в республике мощностей, развитие
экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; развития
перспективных форм и методов стимулирования экспортной активности предприятий
республики и оказание им необходимой помощи, повышения уровня
конкурентоспособности продукции региона на внешнем рынке, налаживания
устойчивых связей с зарубежными контрагентами, использования человеческого
капитала, информационных ресурсов, ускорения внедрения современных наукоёмких,
энерго- и ресурсосберегающих технологий и методов управления.
За
период 2007 – 2010 гг. прогнозируется рост внешнеторгового оборота в 1,2 раза,
в том числе экспорта и импорта на 30 и 8% соответственно.
10
Основные приоритеты инвестиционной политики Мордовии в
2006-2007гг
В Мордовии созданы
максимально благоприятные условия для организации и ведения бизнеса.
Инвестиционные возможности республики ведущие российские эксперты оценивают как
одни из лучших в Приволжском федеральном округе. Для этого в последние 2-3 года
существенно доработали инвестиционное законодательство, предоставив инвесторам
все возможные льготы. При этом, что очень важно, обеспечивается их
стабильность. Другими словами, инвестор может быть уверен в том, что в течение
срока окупаемости проекта принципы взаимодействия с республиканскими органами
власти будут неизменны. В целях дальнейшего повышения
инвестиционной привлекательности республики в 2007 году разработана специальная
программа. Большое
значение имеет удобное географическое положение республики в центре европейской
части России на пересечении важнейших транспортных магистралей. В
непосредственной близости от нас расположены наиболее крупные города Поволжья,
что с точки зрения организации логистики, создания крупных распределительных
центров создает дополнительные возможности. Относительная близость
Мордовии к Москве также является нашим конкурентным преимуществом. И значение
этого фактора будет только возрастать. Дело в том, что Москва и граничащие с
ней регионы избалованы вниманием инвесторов и с точки зрения инвестиционных
возможностей «перегреты». Очевидно, инвестиционный бум будет распространяться от
Москвы и Подмосковья в другие российские регионы. Из которых Мордовия является
одной из самых близких. Безусловно,
значимой составляющей нашей инвестиционной привлекательности является наличие
квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы. Немаловажно и то, что
республика демонстрирует устойчивый экономический рост на протяжении последних
10 лет. Это наглядно подтверждает, что у нас есть необходимый опыт реализации
крупных инвестиционных проектов, а также значительный научно-инновационный и
производственный потенциа. Как показывает опыт
общения с крупными зарубежными и отечественными инвесторами при принятии
решения об организации бизнеса во внимание принимается буквально все: начиная
от возможности подключения к электрическим и газовым сетям на приемлемых
условиях и качества автомобильных дорог до уровня медицинского обслуживания в
регионе, качества образования, возможностей организации досуга.
На сегодня высокий уровень развития инфраструктуры ведения бизнеса:
качественные дороги и связь, наличие крупного железнодорожного узла, аэропорта,
практически стопроцентная газификация республики, широкая сеть финансовых
институтов и страховых компаний, развитая социальная инфраструктура (театры,
парки отдыха, развлекательные центры и мн. другое), большое количество
спортивных сооружений самого разного профиля и самого высокого уровня (только
за последние 3 года построено 20 таких объектов,
11
до конца 2007 года планируется
ввод еще 17) сам облик столичного города – нашебезусловное конкурентное
преимущество. Это следствие большой работы, которая проделана в республике для
комплексного развития территории. Все это создает
комфортные условия для жизни и делает Мордовию еще более привлекательной для
инвестора. Мы
видим, что такой подход приносит хорошие результаты. Серьезные деловые
партнеры, которые пришли в Мордовию 10 лет назад и успели успешно завершить
реализацию первых проектов, продолжают развивать свой бизнес в республике,
инициировать новые инвестиционные проекты. Среди них – компания «ИнБев»,
холдинг «Веда», АФК «Система», «Сибур» и др. Создана группа компаний «ВКМ»,
которая, начав практически с «нуля», сегодня является одним из лидеров в
производстве цистерн и грузовых вагонов в России. Продукция компании пользуется
спросом и за рубежом. Все это результат налаживания взаимовыгодных отношений
между республикой и бизнес-сообществом, которыми мы весьма дорожим.
В июле 2007 года в г.Саранске прошел первый в истории финно-угорских народов
Международный фестиваль национальных культур и саммит лидеров стран,
представляющих финно-угорский мир. В эти дни репортажи с главных фестивальных
площадок транслировали ведущие телеканалы нашей страны и крупнейшие зарубежные
телекомпании, работу фестиваля освещали более 200 российских и иностранных
журналистов. Фестиваль стал ярким, запоминающимся событием не только для его
участников, но и для жителей многих других стран и регионов. Значение фестиваля
трудно переоценить. Он по-новому открыл Мордовию для мирового сообщества,
наглядно продемонстрировал наши возможности в организации и проведении
масштабных мероприятий международного значения, готовность республики и наличие
инфраструктурных объектов для обеспечения качественного приема и условий жизни
для гостей любого, в том числе и самого высокого, уровня. Мы считаем, что еще
одним результатом проведения фестиваля станет не только развитие туризма, но и
повышение инвестиционной активности в Мордовии и рост инвестиций, в том числе
из-за рубежа.
7 место Республики Мордовия среди 88 субъектов РФ – действительно высокий
результат. Мордовия впервые вошла в первую десятку регионов России с
наименьшими инвестиционными рисками, демонстрируя устойчивую тенденцию к их
снижению с 1996 года. Для сравнения тогда Мордовия была лишь 66. Мордовия
обошла в рейтинге такие экономически развитые регионы, как Республику Татарстан
(9 место), Краснодарский край (10), г. Москву (11), Нижегородскую (15) и
Самарскую (22) области. Среди регионов ПФО мы уступаем лишь Башкортостану.
За предыдущий год республика поднялась в рейтинге на 4
позиции. Среди основных слагаемых этого роста есть ряд критериев, или иначе
рангов, в которых республика традиционно сильна. Политический
ранг является отражением политической стабильности в регионе. Это, прежде
всего, степень консолидации общества, предсказуемость и однородность его
реакции на изменения.
12
В Мордовии этот
показатель традиционно высок, о чем свидетельствуют результаты выборов
последних 10 лет, когда все население республики продемонстрировало высокую
явку избирателей, понимание и консолидированную поддержку
социально-экономической политики, которая проводится в республике и в стране.
Как результат – 1-е место в рейтинге 2006 года. Эта
составляющая безусловно важна, поскольку инвесторы очень хорошо чувствуют
политическое «настроение» населения и особо ценят стабильность и
предсказуемость завтрашнего дня.
Управленческий ранг – новый показатель, который впервые оценивался в 2006 г., отражает степень профессионализма управленческой команды региона, способность решать
актуальные задачи социально-экономического развития региона. 11 место
республики – результат успешной реализации крупных инвестиционных проектов,
высоких темпов экономического роста, увеличения притока инвестиций, которые
демонстрирует республика все последние годы. Все это сказалось также и на
существенном улучшении нашего экономического ранга. Особенно следует отметить
высокое 8 место, которая республика заняла по результатам оценки криминального
риска. Это объясняется продолжающимся сокращением общего числа преступлений
(только в 2006 г. на 7%), прежде всего за счет за счет уменьшения числа особо
тяжких и тяжких преступлений (на 15,5%), высоким уровнем раскрываемости (одним
из лучших в России), который демонстрируют правоохранительные органы Мордовии в
последние годы.. Высокое место Мордовии по социальному рангу – дань развитию
социальной инфраструктуры в регионе, о чем уже говорилось выше. Большое
значение сыграло и то, что на протяжении 3-х последних лет Саранск является
одним из победителей конкурса на звание «Самый благоустроенный город России».
Одно из главных богатств Мордовии – высококвалифицированные и относительно
недорогие трудовые ресурсы. На каждые 10 тысяч населения приходится 16 докторов
и кандидатов наук, около 500 студентов. Это очень высокие показатели, одни из
лучших в России. Этим объясняются наши достаточно хорошие позиции в ранге
трудового потенциала. Если
говорить о потенциале Республики Мордовия в целом, то по объективным причинам
он не может быть оценен как очень высокий: на нашей территории нет разведанных
месторождений стратегических природных ресурсов, с точки зрения развития
производительных сил Мордовия также всегда была среди отстающих регионов России.
В
целом, итоги рейтинга за 2006 г. – адекватная оценка достижений республики в
плане консолидации усилий общества, социально-экономического развития, создания
благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций. Наша
республика уверенно идет по пути инновационного развития. К нам пришли крупные
инвесторы, получили развитие наукоемкие производства. В целом, в республике
созданы все необходимые предпосылки, чтобы уже в ближайшей перспективе
реализовать накопленный инновационный потенциал.
13
Основные инвестиционные
проекты, реализуемые в 2007г.
Самым масштабным и
динамично развивающимся производством в республике сегодня является
вагоностроение. В настоящее время на основе концентрации технологически
связанных промышленных предприятий уже созданы комплектные мощности для
изготовления 9000 грузовых вагонов в год. Наличие платежеспособного спроса на
эту продукцию определяет необходимость дальнейшего развития производства:
необходимо создание нового поколения вагонов, транспортно-логистического
центра, освоение выпуска стального литья, что потребуют немалых средств. Хорошие перспективы есть для развития и у
кабельной промышленности. Несмотря на то, что за последние 10 лет объем
производства вырос практически в 10 раз, мы считаем, что потенциал ОАО
«Сарансккабель» и его управленческой команды далеко не исчерпан. Об этом
свидетельствуют и новые проекты, которые разрабатываются в настоящее время.
Скорейший вывод отечественной
светотехники из затянувшегося кризиса особенно актуален в свете вступления
России в ВТО и роста конкуренции со стороны иностранных производителей. Перед
ОАО «Лисма» стоит задача обновления производственных мощностей, скорейшего
освоения современных технологий и видов продукции, повышения эффективности
производства, снижения его энерго- и материалоемкости. Еще одним из востребованных направлений
инвестиций является развитие лесоперерабатывающей промышленности. Так как в
республике в последние годы используется менее 1/3 расчетной лесосеки,
потенциал лесозаготовок очень высок. Финской фирмой «Якко Поюрю» по заказу
Правительства Республики Мордовия проведена работа по разработке стратегии
создания в республике современных конкурентоспособных деревоперерабатывающих
производств. Анализ показал, что исходя из особенностей лесосеки наиболее
целесообразным и рентабельным является организация производства плит ДСП
мощностью 450 тыс.м3. В результате роста доходов и повышения
качества жизни населения постоянно увеличивается спрос на потребительские товары.
Крайне необходимым и актуальным для Мордовии является создание современных
логистических центров и оптовых торговых комплексов, прежде всего в сфере
строительных материалов и продуктов питания. К сожалению, имеющаяся торговая и
складская инфраструктура также не способствует развитию оптовой торговли.
Отдельно следует выделить реализацию приоритетных национальных
проектов.
Для нас очень важно
развитие села, поскольку там проживает 40 % населения Мордовии, а доходы на
селе традиционно низки. Уникальный шанс для обеспечения перспективного развития
сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и повышения уровня и
качества жизни на селе, дает нам активное участие в реализации приоритетного
национального проекта «Развитие АПК».
14
Привлеченные в 2006 г. инвестиционные ресурсы в размере 2,7 млрд рублей уже обеспечили прирост производства скота и
птицы в общественном секторе на 14 % к 2005 году (до 53,0 тыс. тонн), молока –
на 8,9 % (до 221,8 тыс. тонн). Только за 9 месяцев 2007 г. привлечено более 3 млрд рублей новых инвестиционных кредитов. По итогам года мы ожидаем
прирост производства мяса скота и птицы еще на 17 % (до 62 тыс. т), молока – на
7,3 % (до 238 тыс. тонн). Однако
помимо производства сельскохозяйственной продукции важно организовать ее
качественную и глубокую переработку, довести ее до уровня конечного продукта. И
именно это направление – еще один приоритет инвестиционной деятельности.
Другим приоритетом является реализация национального проекта «Доступное и
комфортное жилье гражданам России». Помимо инвестиций в собственно жилищное
строительство большой задачей является укрепление материально-технической базы
строительных организаций, ускоренное развитие производства высококачественных
строительных материалов, расширение их ассортимента, освоение современных
технологий строительства.
Улучшение ситуации в жилищной сфере должно идти в ногу с одновременным
реформированием жилищно-коммунального комплекса. Большую проблему представляет
на сегодня высокий износ коммунальной инфраструктуры. Привлечь инвесторов в эту
отрасль еще одна важная задача. Мы вышли на практически 100-процентную оплату
жилищно-коммунальных услуг – это первый шаг к повышению инвестиционной
привлекательности отрасли. Планируется привлечение частных инвесторов к
модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, расширение
государственно-частного партнерства. Отдельное и очень
перспективное направление инвестиций –создание и развитие совместно с
федеральными органами власти республиканского технопарка в сфере высоких
технологий. Эта работа уже начата в текущем году. Проект предполагает
строительство технопарка на площади 40 га в черте города Саранска, в том числе более 50 тыс. кв.м офисных, производственных и учебных помещений, более 100
тыс. кв.м жилья и социальной инфраструктуры. В рамках технопарка планируется
создание 5000 рабочих мест в 30 компаниях-резидентах. В результате создания
технопарка в республике получат дальнейшее развитие и будут созданы новые научные
направления в области электроники, приборостроения, светотехники и источников
света, информационных, оптических технологий, биотехнологий, создания новых
материалов и пр. Высокие технологии, сконцентрированные в технопарке, позволят
вывести многие важнейшие отрасли на принципиально новый качественный уровень. К
тому же это поможет развивать собственные ноу-хау, обеспечить непрерывность и
преемственность исследований.
Также необходимо
выполнить следующие проекты:
-техническое
перевооружение сталелитейного производства «ВКМ-Сталь»;
15
-производство
современной высоковольтной аппаратуры и оборудования в ОАО «Орбита»;
-организация
производства новейшего счетчика расхода нефтепродуктов на «Саранском
приборостроительном заводе»; модернизация, совместно с концерном «РТИ Системы»,
мощностей Саранского телевизионного завода;
-в акционерном
обществе «Мордовцемент» предстоит ввести мощности по выпуску цемента
«полусухим» способом, приступить к реализации проекта по модернизации процесса
добычи и доставки сырья, приступить к строительству новой линии по производству
цемента «сухим» способом;
- освоение
мощностей по производству фиброцементных плит, запуск технологической линии по
нанесению на них декоративного покрытия в акционерном обществе «Лато;
- модернизация
оборудования и установка новой линии «ТетраПак» для увеличения выпуска молока
длительного хранения на Саранском молочном комбинате; -
строительство комбикормового завода на Октябрьской птицефабрике;
- создание
современного перерабатывающего комплекса европейского уровня для производства
замороженных продуктов на консервном заводе «Саранский»;
- достройка нового
комплекса на Саранском элеваторе для полного обеспечения качественным
пивоваренным ячменем солодовенного завода компании «СанИнтербрю»;
16
Заключение
17
Список используемых источников
1.
Маколов В.И Инвестиционная
политика региона в посткризисный период.-
М: Финансы и статистика, 2006 г – 520 с
2. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации
за 2004-2005 годы / Министерство экономического развития и торговли
РФ. – Февраль 2003.
3. Игонина
Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А Слепова. – М.: Юритс, 2002 -420 с
4.Финансовые руководители об итогах
2005 года и планах на 2006 год // Чужие деньги. - 2006. -
№4 (37).
5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф.
Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: Питер, 2001. –
327с.
6.
Глазьев С. Пути преодоления
инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. – 2000. - №11. С.19-22.
7. Бажилина Э. Инвестициям -
новые цели // Экономика и жизнь. - 2002. - № 13. С.13-14.
18
18