Транспортные аварии и катастрофы
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
Саратовский государственный социально-экономический университет
Кафедра экологии
и безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа
на тему:
«Транспортные
аварии и катастрофы»
Выполнил: студент
3 курса 5 группы
Лихтин Ю.Ю.
Проверила: доц. каф
Федотова Е.В.
Саратов 2010 г.
Содержание
Введение.
Глава
1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1
Понятие аварии и катастрофы, их отличия.
1.2
Особенности транспортных аварий (катастроф)
Глава
2. Особенности транспортных аварий и катастроф
2.1
Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)
2.2
Аварии на железнодорожном транспорте.
2.3
Аварии на авиационном транспорте.
2.4
Аварии на водном транспорте.
Глава
3. Модернизация транспортной системы и её этапы.
3.1
Модернизация транспортной системы и её этапы.
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение
В Российской Федерации,
как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых
отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной
инфраструктуры.
Транспортные
коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее
территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они
связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой
обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную
экономическую систему.
Выгодное географическое
положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта
транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных
стран по своим коммуникациям.
О месте и значении
транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также
его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006
г. – 27,0%), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте
(в 2007 г. - 8%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.-
10,4%) и в численности занятых на них работников (в 2007 г. – 6,3%), а также в
потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей,
характеризующих экономику страны.
Целью данной работы
является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленной
цели можно выделить следующие задачи:
- выделить сущность
аварий и катастроф, критерии и отличия;
- рассмотреть виды
транспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;
В настоящее время любой
вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.
Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и
значительную степень угрозы.
Глава 1. Транспортные
аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1 Понятие аварии и
катастрофы, их отличия
Авария – это
повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная
авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса
производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые
приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или
гибели людей.
Катастрофа – это
крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма
трагическими последствиями.
Главный критерий в
различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии
человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются
пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые
здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают
загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей
и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия,
дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже
технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации
транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными
причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса
производства и правил ТБ.
1.2 Особенности
транспортных аварий (катастроф)
Днем и ночью в ж/д
поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут,
плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, на
курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, которые
не пользуются услугами различных видов транспорта.
Однако развитие
транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными
факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень
аварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство – источник
повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских
поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное
средство и в процессе его движения.
В целом
транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода
обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей
(машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств,
составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным
выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами
транспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем участники транспортного
потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные
дорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне
его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие
непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и
т.п.), пассажир транспортного средства, пешеход.
Не все опасные ситуации
разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными
авариями. Транспортная авария – это происшествие, повлекшее за собой гибель или
телесное повреждение людей либо повреждения транспортных средств сооружений и
грузов.
Лучший способ повысить
личную транспортно-дорожную безопасность – это не создавать аварийные ситуации,
а в случае их возникновения (не зависимо в следствие чего они возникли) успешно
им противодействовать.
Глава 2. Особенности
транспортных аварий и катастроф
2.1 Аварии на
автомобильном транспорте (ДТП)
Причины
дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде
всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность
автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц,
управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф
становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным
дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки
опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
Всем памятен случай,
который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз
врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя.
Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие
факелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не
повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.
Другой причиной
дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на
проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки
ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в
совокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве на
дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают
1000 - целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных
авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять
лет войны в Афганистане.
По сведениям Всемирной
организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в
Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200
тыс. получают серьезные травмы.
При автокатастрофе
главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно
быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.
Что делать? Каждый
шофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все
возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи,
особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники
ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы
ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после
оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.
Для ликвидации
последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные,
взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные
невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
2.2 Аварии на железнодорожном
транспорте
Основными причинами
аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств
сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность
машинистов.
Чаще всего происходит
сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на
переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы
железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных
грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и
радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.
Ликвидировать такие
аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В
июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной
взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены
вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26
м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июне
в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути.
Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.
В октябре 1988 г. на
станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел
взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека,
87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К сожалению, количество
аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3
тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.
2.3 Аварии на
авиационном транспорте
При авиационных авариях
происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются
человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в
результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.
К тяжелым последствиям
приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение
работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток
топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй,
наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются
пожар и взрыв.
Спасательные и
аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами
экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер,
как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж
подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой
посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как
только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на
безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно
оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир
корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех
пассажиров.
2.4 Аварии на водном
транспорте
К работе по ликвидации
последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены
экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам,
находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан,
как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за
живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению
судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера,
экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных,
судоподъемных и подъемно-технических работ.
Глава 3. Модернизация
транспортной системы и её этапы
авария
катастрофа транспортный
Модернизация
транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного
регулирования в Российской Федерации и должна в соответствии с Транспортной
стратегией Российской Федерации на период до 2020 года обеспечить благоприятные
условия для развития экономики и социальной сферы страны, снижение транспортных
издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное
производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Целью Программы
является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности
транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.
Для достижения
указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
совершенствование и
развитие опорной транспортной сети;
повышение эффективности
системы товародвижения;
повышение
конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации
транзитного потенциала страны;
обеспечение
гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих
субъектов;
повышение комплексной
безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для решения этих задач
предусматривается осуществить модернизацию производственной базы транспорта,
внедрить новые технологии и виды технических средств, обладающие повышенной
безопасностью и экономичностью.
При решении программных
задач должны учитываться требования по обеспечению экономической безопасности
страны в части, зависящей от сферы транспорта, предусматривающие:
транспортное
обеспечение жизненно важных потребностей экономики страны, Вооруженных Сил
Российской Федерации и населения в перевозках (как в обычных, так и в экстремальных
условиях);
сохранение
экономического единства Российской Федерации путем создания условий для
развития транспортно-экономических связей между ее регионами;
уменьшение зависимости
страны от использования транспортных средств и инфраструктуры других стран, а
также от поставок зарубежных технических средств для отечественного транспорта;
защиту интересов
российских перевозчиков и производителей транспортных средств, а также
внутреннего транспортного рынка.
Программу
предусматривается реализовать в два этапа.
На первом этапе (2002 -
2007 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на более
эффективное использование имеющихся мощностей, на втором этапе (2008 - 2010
годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы,
направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортного
обслуживания.
Указанные выше цель и
основные задачи Программы являются общими для всей транспортной системы России.
Задачи модернизации
отдельных видов транспорта
С учетом специфики
отдельных видов транспорта соответствующими подпрограммами предусматриваются:
а) на железнодорожном
транспорте:
поэтапное обновление и
модернизация основных производственных фондов, повышение безопасности движения
и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и
грузов;
внедрение
информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики,
телемеханики, связи и энергоснабжения;
расширение полигона
электрификации до 44,5 тыс. км;
увеличение среднего
веса и средней участковой скорости грузовых поездов соответственно до 4008 тонн
(брутто) и 43,8 км/час;
усиление
железнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам;
рационализация
взаимодействия с другими видами транспорта и развитие мультимодальных
перевозок;
б) в дорожном
хозяйстве:
обеспечение сохранности
существующей дорожной сети, приоритетное выполнение работ по ее содержанию и
ремонту;
увеличение
протяженности автомобильных дорог общего пользования (в действующей
классификации) до 605,1 тыс. км;
доведение протяженности
федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, до 18,7 тыс. км
и территориальных дорог - до 125,9 тыс. км;
в) в области
гражданской авиации:
повышение роли
воздушного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежного
воздушного сообщения между всеми ее регионами и стабильного функционирования
воздушных линий в районах, слабо обеспеченных другими видами транспорта,
увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения;
обеспечение
конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке воздушных
перевозок за счет повышения безопасности, качества и экономической
эффективности перевозок в результате модернизации и переоснащения парка
воздушных судов их современными типами, развитие на этой основе региональных
перевозок и авиации общего назначения;
формирование опорной
сети аэропортов федерального значения (крупных пересадочных узлов и
региональных аэропортов), модернизация объектов инфраструктуры воздушного
транспорта, внедрение современных технологий и новых типов наземной техники;
повышение безопасности
гражданской авиации;
повышение эффективности
методов государственного регулирования деятельности по обеспечению
функционирования и развития гражданской авиации;
г) на морском
транспорте:
улучшение материально-технической
базы отрасли, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся
российской экономики и внешней торговли, а также с мировыми стандартами за счет
обновления и пополнения морского торгового флота, атомного ледокольного флота,
реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей в морских
портах, развития систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и
безопасность судоходства, развития соответствующих учебных заведений;
увеличение объема
переработки грузов в российских морских портах до 542 млн. тонн в год и общего
тоннажа транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, до 16,8
млн. тонн;
повышение доли
отечественных морских портов в обеспечении переработки российских
внешнеторговых грузов до 90 процентов;
повышение уровня
безопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте,
надежности гидротехнических сооружений в морских портах;
снижение среднего
возраста судов под российским флагом с 20 до 14 лет;
д) на внутренних водных
путях:
повышение пропускной
способности внутренних водных путей на направлении международного транспортного
коридора "Север - Юг" и направлениях завоза грузов на Крайний Север;
обеспечение стабильного
и надежного функционирования внутренних водных путей и гидротехнических
сооружений;
обновление флота
государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства для
проведения путевых работ, обслуживания судоходной обстановки, обеспечения
экологических требований и др.;
развитие инфраструктуры
внутренних водных путей в интересах удовлетворения транспортных потребностей
населения, судоходства, энергетики, а также поддержания экологического
равновесия;
проведение
реконструкции системы технологической связи;
е) в области развития
экспорта транспортных услуг:
увеличение объема
транзитных перевозок через территорию России на 25-30 млн. тонн в год;
увеличение объема
перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах до 3 - 4 млн. пассажиров;
увеличение доли
российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок до 50 процентов;
увеличение объема
экспорта транспортных услуг до 13,1 млрд. долларов США в год.
Целевые и объемные
показатели Программы приведены в приложении № 1.
Заключение
Современный транспорт –
зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность
энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус,
троллейбус, трамвай, метрополитен.
За последнее время (по
сравнению с предыдущим годом) количество аварий техногенного характера
увеличилось на 28%. Растёт и количество техники, но количество аварий
увеличивается несравнимо с ростом количества техники. Это стремление по
сравнению с предыдущими годами увеличилось даже не на 28%, а гораздо больше.
Остается низкой
безопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и
воздушном видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно
погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этот
показатель составляет 9-10 человек.
Главные меры (усилия)
человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их
профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо
локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение
надежности технологического процесса.
Уместно отметить, что
транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для
населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним
перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических,
радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу
жизни и здоровью людей.
Список использованной
литературы
1. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А.
Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное
пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциация
строительных вузов, издательство, 1998 г. – 208 с.
2. Пантюхин В. В. Классификация
катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004
3. Горай В. Ф. Безопасность и защита
населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2001.
4. Транспортная стратегия Российской
Федерации на период до 2030 года.// Министерство транспорта Российской
Федерации. – М., 2008.
5. Н. Лямов. «Об итогах работы
Ространснадзора в 2008 году и задачах на 2009 год» // Доклад исполняющего
обязанности руководителя
6. Прогноз техногенных чрезвычайных
ситуаций в 2009 году. // Q-протектор, 27.12.2008. [оригинал статьи:
http://www.q-protektor.ru/blog/98/]
7. Сибиряков В. Г. , Системный подход к
анализу аварий и катастроф. http://www.trizland.ru/trizba.php?id=51
8. http://www.spasaisya.ru/CHS/chs2.html
9. http://www.mchs.gov.ru/
10. http://otipb.ucoz.ru/publ/8-3-2
Размещено
на