Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический
университет
Кафедра менеджмента на автомобильном
транспорте
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика дорожного
движения
Выполнил: студент гр. ОБД-06-1
Прокопьева А.Г.
Проверил: Фадеев Д.С.
Иркутск – 2010
Содержание
Введение
1. Характеристика объекта инвестиций
2. Инвестиционная
характеристика проектных мероприятий
3. Ресурсообеспечение и финансовые результаты проекта
4. Социально-экологическая оценка инвестиций
5. Оценка общественной эффективности организации дорожного
движения
Заключение
Введение
Расчеты
экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических
основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной
эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации
мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.
Экономическая
оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере
безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность
объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной
аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые
необходимо и целесообразно направлять на ее решение.
Основными
видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода,
препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание
автомобиля.
Примером
расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был
выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со
Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но
в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки
ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в
том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается
установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит
безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного
пересечения.
2.
1.
Характеристика
объекта инвестиций
В
разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в
проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:
сформулировать
мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению
существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;
описать
все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный
светофор инвестиционный
показать,
какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические
средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за
базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый
вариант;
на
основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить
в виде таблицы технико-экономические показатели
объекта
инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.
В
качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.
Таблица
1
Технико-экономические
показатели организации дорожного движения
|
Показатели
|
Базовый вариант
|
Проектируемый
вариант
|
|
1.Годовой фонд
времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч
|
|
8760
|
|
2.Установленная
мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р)
|
|
0,2
|
|
3.Стоимость 1
кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл)
|
|
0,7
|
|
4.Численность
персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного
движения, чел (Чп)
|
|
1
|
|
5.Среднемесячная
заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп)
|
|
12880
|
|
6.Задержка
легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та)
|
9
|
6
|
|
7.Задержка
грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр)
|
3
|
1,5
|
|
8. Задержка
автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт)
|
6
|
4
|
|
9.Число легковых
автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка)
|
300000
|
200000
|
|
10. Число грузовых
автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр)
|
30000
|
20000
|
|
11. Число
автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт)
|
100000
|
90000
|
|
12.Стоимость 1
авт-ч, руб.:
легкового
автомобиля
грузового
автомобиля
автобуса
|
100
150
190
|
100
150
190
|
|
13.Стоимость
одного пеш-ч, руб
|
22
|
22
|
|
14.Средняя
задержка одного пешехода, с
|
20
|
15
|
|
15.Средняя
вместимость автобуса, чел (q)
|
50
|
50
|
|
16.Коэффициент
наполнения автобуса, (f)
|
0,7
|
0,7
|
|
17.Стоимость 1
пасс-ч, руб
|
22
|
22
|
|
18.Число
дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за
год, ед (Nдтп)
|
22
|
1
|
|
19.Стоимостная
оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог)
|
10
|
10
|
|
20.Удельный выброс
вредных веществ:
легковые/грузовые
автомобили, кг/ч (Уог)
|
0,3/0,8
|
0,3/0,8
|
|
21.Стоимость
установки одного дорожного знака на стойке, руб
|
|
6300
|
|
22. Стоимость
установки одного дорожного знака на растяжке, руб
|
|
8700
|
|
23.Удельные
капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м
|
|
4000
|
|
24. Удельные
капитальные вложения на нанесение дорожной разметки
сплошная
/пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м
|
|
98/240/240
|
|
25.Затраты на
установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб
|
|
11000
|
|
26.Инвестиции в
мероприятия по совершенствованию организации движения, руб
|
|
|

|
проезд от Старокузьмихинской
|
|
Рис. 1.
Базовый вариант перекрестка
Таблица
2. Проектирование перекрестка
|
Название
оборудования
|
Цена, руб
|
Количество
|
|
|
1.Транспортный
светодиодный светофор Т.1.1.
|
12950
|
6
|
77700
|
|
2.Пешеходный
светодиодный светофор П.1.1.
|
7500
|
6
|
45000
|
|
3.Локальный
дорожный контроллер ДК Л6
|
42030
|
1
|
42030
|
|
4.Пульт инженерный
(ИП)
|
6200
|
1
|
6200
|
|
5.Стенд
технологического прогона ДК
|
27880
|
1
|
27880
|
|
6.Счетчик учета
потребления энергии
|
2500
|
1
|
2500
|
|
7.Адаптер АСУД
|
6640
|
1
|
6640
|
|
8.Монтаж
транспортного светофора
|
12000
|
6
|
72000
|
|
9.Монтаж
пешеходного светофора
|
7000
|
6
|
42000
|
|
Итого:
|
321950
|
Рис. 2.
Проектируемый вариант перекрестка
3.
Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
В
разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо
выполнить следующее:
определить
продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение
денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после
внедрения проекта);
определить
сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и
условия их финансирования;
рассчитать
прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый
год расчетного периода;
Капитальные
вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации
движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:
где
– удельные капитальные вложения в улучшение
параметров проезжей части, руб/кв.м;
S – площадь
строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;
k1 – коэффициент,
учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;
– удельные капитальные вложения в
строительство светофорного объекта, руб.;
n – количество
светофоров, ед;
k2 – коэффициент
увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1; –
стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;
m, р – количество знаков
на растяжке и стойке, ед;
– затраты на установку режимов светофорного
регулирования, руб;
– удельные капитальные вложения на нанесение
дорожной разметки, руб/кв.м;
– общая площадь разметки, кв.м.
I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 +
7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+
84*240+11000=2678710
I = 2678710
4.
Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению
безопасности дорожного движения
·
производит расчёт
потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих
систем дорожного движения;
·
делает полный и
подробный расчет всех эксплуатационных расходов;
·
определяет
финансовые результаты проекта.
Мероприятия
по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные
изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия
движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети,
требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных
расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как
правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от
того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо
рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с
использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо
как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений.
Следует иметь в виду,
что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД
выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков
автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать
затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной
сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств
регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
где Сзп – заработная плата
обслуживающего персонала, руб;
Ссвф
– страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;
Стр– затраты
на текущий и профилактический ремонты, руб;
Сэл – затраты
на электроэнергию, руб;
Сад– затраты
на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;
Спост –
постоянные расходы, руб.
где Чi – численность персонала i-ой
категории;
Зi – средняя заработная плата одного
работника i-ой категории, руб.
Данные отчисления
составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:
Величину затрат на
текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного
движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:
Где
– балансовая стоимость оборудования
руб.;
– норма отчислений на техническое
обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств
регулирования дорожного движения).
Затраты на электроэнергию
определяются по следующей формуле:
Где
– стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии
руб.;
– установленная мощность
токоприемника технического средства кВт/ч;
- число установленных светофоров,
ед;
– количество часов работы
оборудования в год, ч;
Затраты на эксплуатацию
автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты
расширяемых участков дороги и определяются по формуле:
,
Постоянные затраты
составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по
формуле:
Текущие эксплуатационные
(производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования
дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
Результаты произведенных
расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на
диаграмме.
Таблица 3.Текущие
эксплуатационные затраты проектируемого варианта
|
Статьи затрат
|
Сумма затрат руб.
|
|
1. Фонд оплаты труда работников,
обслуживающих оборудование
|
154560
|
|
2.Страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды
|
41499
|
|
3.Затраты на техническое
обслуживание и ремонт технических средств регулирования
|
|
|
4.Затраты на электроэнергию
|
|
|
5.Затраты на эксплуатацию и
содержание дорог
|
|
|
6.Постоянные расходы
|
|
|
Общая сумма текущих расходов
|
|
Рис. 3 Текущие
эксплуатационные затраты
5.
Социально-экономическая оценка реализации мероприятий
В
разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются
следующие задачи:
описываются
квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;
оценивается
социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий
(определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).
Косвенный
экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и
ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется
по формуле:
где
– эффект от сокращения потерь времени
транспортными средствами, руб.;
– эффект от сокращения потерь времени
пассажирами, руб;
– эффект от сокращения потерь времени
пешеходов, руб;
– эффект от сокращения ущерба от ДТП,
руб;
– эффект от снижения ущерба от
загрязнения воздуха, руб;
– эффект от улучшения
психофизиологических условий работы водителей, руб.
Эффект от сокращения
потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:
где
– годовые потери времени транспортными
средствами i-го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах,
ч;
– стоимость одного автомобиля - часа
определенного вида транспортного средства, руб.
Эффект от сокращения
потерь времени пассажиров определяется по формуле:
где
– годовые потери времени пассажиров
соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пассажира – часа,
руб.
Эффект от сокращения
потерь времени пешеходов:
где
– годовые потери времени пешеходов в
базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пешехода-часа,
руб.
Эффект от сокращения
числа ДТП определяется по формуле:
где
– годовое число ДТП в проектируемом и
базовом вариантах соответственно;
– стоимостная оценка потерь от одного
ДТП, руб.
Ущерб от ДТП,
совершенного в t–м году, рассчитывается по формуле:
руб.
Число
дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в
результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения,
можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель
уменьшения этого числа ДТП:
Эффект от снижения ущерба
от загрязнения воздуха:
Где
– годовые выбросы вредных веществ
транспортными средствами i-го вида, кг;
– стоимостная оценка ущерба от
загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.
Годовые выбросы вредных
веществ транспортными средствами i-го вида:
Эффект от улучшения
психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от
сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и
рассчитывается по формуле:
Результаты произведенных
расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на
диаграмме.
Таблица 4
Косвенный экономический эффект
от реализации мероприятий
|
Наименование показателя
|
Результат, руб.
|
Структура эффекта, %
|
|
1.Эффект от сокращения потерь
времени транспортными средствами ( )
|
|
3,9
|
|
2. Эффект от сокращения потерь
времени пассажиров ( )
|
|
0,5
|
|
3. Эффект от сокращения потерь
времени пешеходов ( )
|

|
|
4. Эффект от сокращения ущерба от
ДТП ()
|
|
82,5
|
|
5.Эффект от снижения ущерба
загрязнения воздуха ( )
|
|
0,2
|
|
6.Эффект от улучшения
психофизиологических условий работы водителей ( )
|
|
8,2
|
|
Косвенный экономический эффект ( )
|
|
100
|
Рис. 4 Косвенный
экономический эффект
6.
Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
В
разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения»
необходимо выполнить следующее:
1. осуществить
выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент
дисконтирования в каждый год расчетного периода;
2.
рассчитать
показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного
движения
3.
провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об
экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и
характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического,
технологического, социально-экологического и иного характера);
4. в
конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного
движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной
эффективности проекта (таблица 12);
5.
сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и
целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения.
Коэффициент
дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле:
где бt – коэффициент
дисконтирования;
r – ставка дисконта; 10
t – годы расчетного периода. 5лет
|
t
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
0,9
|
0,8
|
0,75
|
0,68
|
0,62
|
Таблица 5.
Ожидаемые денежные потоки
от реализации мероприятий
|
Показатели
|
Проектируемый вариант (годы
инвестиционного периода)
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Инвестиционная деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Выручка от продажи активов, руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
2. Инвестиции в основной капитал (Io),
руб.
|
2678710
|
|
|
|
|
|
|
3. Сальдо денежного потока от
инвестиционной деятельности (It), руб.
|
-2678710
|
|
|
|
|
|
|
Текущая деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Доходы от целевого использования
новшества, руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
5. Текущие эксплуатационные
затраты, руб.
|
0
|
568560
|
568560
|
568560
|
568560
|
568560
|
|
6. Косвенный экономический эффект,
руб.
|
0
|
|
|
|
|
|
|
7. Сальдо денежного потока от
текущей деятельности (Рt), руб.
|
0
|
22675120
|
22675120
|
22675120
|
22675120
|
22675120
|
|
8. Чистый денежный поток (NPt),
руб.
|
-2678710
|
14883915
|
31572151
|
47217372
|
61402373
|
74700906
|
Интегральный
экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость)
определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь
расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект
предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула
имеет вид:
где
– Сальдо денежных потоков от текущей
деятельности в году t;
– коэффициент дисконтирования;
Io – инвестиции в основной капитал.
.
Правило NPV:
Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV больше
нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у
которого NPV максимальна.
Индекс рентабельности
инвестиций (Profitability index – PI) показывает уровень доходов на единицу
капитальных вложений. Рассчитывается по формуле:
Правило PI: К внедрению
рекомендуются проекты, у которых PI > 1.
Срок окупаемости
инвестиций (Discounted Payback Period – DPP) – это количество лет, в
течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и
налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени,
при котором:
Срок окупаемости проекта
с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11.
Таблица 11.
|
Годы расчетного периода
|
Дисконтированный чистый денежный
поток, руб
|
Накопленный дисконтированный
денежный поток,руб
|
|
0
|
-2678710
|
-2678710
|
|
1
|
20407608
|
17728898
|
|
2
|
18140096
|
35868994
|
|
3
|
17006340
|
52875334
|
|
4
|
15419082
|
68294416
|
|
5
|
14058574
|
|
Коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of
Return – ARR). Коэффициент
показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом:
Инвестиционный проект
предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый)
на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта
используют следующую формулу:
Таблица 5.
Показатели общественной
эффективности проекта
|
Наименование
|
Результаты инвестиционного проекта
|
|
1.Ставка дисконта (r)
2.Расчетный период ( )
3.Инвестиции (I)
4.Косвенный экономический эффект ( )
5.Интегральный экономический эффект
( )
6.Индекс рентабельности ( )
7.Срок окупаемости инвестиций (DPP)
8.Коэффициент эффективности
инвестиций ( )
9.Годовой экономический эффект ( )
|
10
5
2678710
2
16
|
Таблица 6.
Внешние показатели
общественной эффективности инвестиционных проектов
|
Показатели
|
Значение, руб.
|
|
1.Бюджетный эффект от реализации
мероприятий
2.Экологический эффект от
сокращения числа ДТП
3.Эффект от сокращения потерь
времени в зоне ДТП
4.Сокращение морального вреда,
причиненного в результате ДТП
|
11046
133
6030000
|
Рис.5 Экологический
эффект от сокращения числа ДТП
Рис. 6 Эффект от
сокращения потерь времени в зоне ДТП
Рис. 7 Сокращение
морального вреда, причиненного в результате ДТП
Заключение
Данный проект
по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически
эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за
2 месяца.
Положительные
показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта
свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым.
После того как данный
перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно
уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после
проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке,
и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении.