Расчет производственно-технической инфраструктуры СТО
Оглавление
1. Исходные данные
2. Расчет годовых объемов работ
3. Распределение годовых объемов работ по видам и месту
выполнения
4. Расчет численности рабочих
5. Расчет числа постов
6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест
проектируемой СТО
8. Определение состава и площадей помещений
9. Расчет площади территории
10. Определение потребности в технологическом оборудовании
Исходными
данными для технологического; расчета являются:
-
годовое
количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – NСТО;
-
количество
автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год – d;
-
годовое
количество продаваемых автомобилей – Nп;
-
среднегодовой
пробег автомобиля – Lг;
-
число
рабочих дней в году станции – Драб г;
-
продолжительность
смены – Тсм;
-
число
смен – С.
В
качестве примера ниже рассматривается технологический расчет станции
обслуживания автомобилей семейства ВАЗ, для которой приняты исходные данные,
приведенные в табл. 1.
Таблица 1. Исходные
данные (пример заполнения)
Марка авто
|
Nсто
|
d
|
Nп
|
Lг
|
Драб. г
|
Тсм
|
С
|
Форд
|
900
|
1
|
980
|
12000
|
280
|
8
|
1.6
|
2. Расчет годовых объемов работ
Годовой
объем работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные
работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной
обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
Годовой
объем работ по ТО и ТР (в чел.-ч.):
,
(1)
где NСТО
– годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей данной марки; Lг
– среднегодовой пробег автомобиля, км; ТТО-ТР =2,3 – удельная
трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч. / 1000 км.
Годовой
объем работ ТО и ТР проектируемой СТО:
чел.-ч.
Годовой
объем уборочно-моечных работ (в чел.-ч.):
,
(2)
где Nз.умр
– число заездов в год на УМР; tумр – средняя трудоемкость УМР, чел.-ч.
[2, 6].
Уборочно-моечные
работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный
вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу
заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.:
.
(3)
Если на
СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР
согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на Lз = 800…1000
км пробега.
Таким
образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг:
.
(4)
Для
нашего примера
заездов;
заездов.
Годовой
объем работ УМР (в чел.-ч.):
,
(5)
где tEО
– средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15..0,25) и
ручной мойке (0,50), чел.-ч. [2, 6].
Для
нашего примера
чел.-ч.
Годовой
объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.-ч.):
,
(6)
где tпв
– разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей,
чел.-ч. [2, 6].
Для
рассматриваемого примера
чел.-ч.
Годовой
объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч.):
,
(7)
где Nз
пк – число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку
кузова; tпк – разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной
защите кузова, чел.-ч. [2, 6].
Частота
проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 5 лет, т е
0,2…0,3 заезда в год:
. (8)
В нашем
случае принимаем:
заездов;
чел.-ч.
Годовой
объем работ по предпродажной подготовке (в. чел.-ч.):
,
(9)
где Nп
– количество продаваемых автомобилей в год; tпп – трудоемкость
предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0…3,5 чел.-ч.).
Для
нашего примера
.
Результаты
расчета годовых объемов работ в табл. 2.
Таблица 2. Годовые
объемы работ, чел.-ч.
Марка авто
|
Виды воздействий
|
Т
|
Тто-тр
|
Тумр
|
Тпв
|
Тпк
|
Тпп
|
Форд
|
24840
|
2340
|
180
|
810
|
2940
|
31110
|
Кроме
работ, приведенных в табл. 3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в
состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического
оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию
инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного
оборудования и др. Объем этих работ составляет 10-15 % от общего объема работ
СТО.
Для
нашего примера объем вспомогательных работ составит:
чел.-ч.
3. Распределение годовых объемов работ по видам и месту
выполнения
В
настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса
производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном
работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные
(отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно
предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и
противокоррозионных работ.
Выполнение
таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с
автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка
колес, ремонт камер и т п, предусматривается как в зоне рабочих постов,
оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных
(отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно –
гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом
работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и
организацией работ.
На СТО,
особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по
ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др), выполнению обойных работ
и т п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается
программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных
рабочих.
Для
выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих
постов можно определить из следующего выражения:
,
(10)
где Т –
общий годовой объем работ СТО, чел.-ч.; j – коэффициент
неравномерности поступления автомобилей на СТО (j = 1,15); Кп
– доля постовых работ в общем объеме (0,75..0,85); Драб г – число
рабочих дней в году; Тсм – продолжительность смены; С – число смен; Рп
– среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рп = 0,9..
1,1); hп – коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,9).
Для
нашего примера
рабочих постов.
Используя
данные, производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой
СТО по видам и месту выполнения (табл. 3).
Таблица 3. Распределение
годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Виды работ
|
Распределение
объема работ ТО и ТР по видам
|
Распределение
объема работ ТО и ТР по месту выполнения
|
На рабочих местах
|
На произв.
участках
|
%
|
чел.-ч.
|
%
|
чел.-ч.
|
%
|
чел.-ч.
|
Диагностические
|
5
|
1556
|
100
|
1556
|
|
|
ТО, смазочные
|
29
|
9022
|
100
|
9022
|
|
|
Регулир-е по установке углов упр. колес
|
5
|
1556
|
100
|
1556
|
|
|
ремонт и регулировка тормозов
|
5
|
1556
|
100
|
1556
|
|
|
По приборам системы питания
|
5
|
1556
|
70
|
1089
|
30
|
467
|
Электротехнические
|
5
|
1556
|
80
|
1244
|
20
|
311
|
Кузовные и арматурные
|
10
|
3111
|
75
|
2333
|
25
|
778
|
аккумуляторные
|
2
|
622
|
10
|
62
|
90
|
560
|
Шиномонтажные
|
5
|
1556
|
30
|
467
|
70
|
1089
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
10
|
3111
|
50
|
1556
|
50
|
1556
|
Окрасочные
|
10
|
3111
|
100
|
3111
|
0
|
|
Обойные
|
1
|
311
|
50
|
156
|
50
|
156
|
Слесарно-механические
|
8
|
2489
|
|
|
100
|
2489
|
Итого
|
100
|
31110
|
|
23706
|
|
7404
|
4. Расчет численности рабочих
Технологически
необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш:
(11)
где Т –
годовой объем работ, чел.-ч.
.
(12)
Фт
и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически
необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для
специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт =
1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня
отпуска) Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш
= 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для
нашего примера результаты расчета общей численности, производственных рабочих
СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка
кузовов и предпродажная подготовка) приведены в табл. 4.
Таблица 4. Результаты
расчета общей численности производственных рабочих СТО
Виды работ
|
Объем работ,
чел.-ч.
|
Рт
|
Рш
|
расчет
|
прин
|
расчет
|
прин
|
ТО-ТР
|
24840
|
12,3
|
13,0
|
12,3
|
13,0
|
УМР
|
2340
|
1,2
|
2,0
|
1,2
|
2,0
|
Приемка и выдача
|
180
|
0,1
|
0,1
|
Противокоррозионная обработка
|
810
|
0,4
|
0,4
|
Предпродажная подготовка
|
2940
|
1,5
|
2,0
|
1,5
|
2,0
|
Итого
|
31110
|
15,4
|
16,0
|
15,4
|
16,0
|
Численность
вспомогательных рабочих:
чел;
чел.
Результаты
расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту
выполнения приведены в табл. 5.
Таблица 5. Результаты
расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту
выполнения
Виды работ
|
Объем работ ТО и
ТР
|
Объем работ ТО и
ТР выполняемый
|
На
производственных участках
|
На раб. постах
|
На раб. постах
|
чел.-ч.
|
чел.-ч.
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
Диагностические
|
1556
|
|
0,8
|
1
|
0,9
|
1
|
|
|
|
|
ТО, смазочные
|
9022
|
|
4,5
|
5
|
5,1
|
5
|
|
|
|
|
Регулир. по установке углов управляемых
колес
|
1556
|
|
0,8
|
1
|
0,9
|
1
|
|
|
|
|
Ремонт и регулир. тормозов
|
1556
|
|
0,8
|
1
|
0,9
|
1
|
|
|
|
|
По приборам системы питания
|
1089
|
467
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
Электротехнические
|
1244
|
311
|
0,6
|
1
|
0,6
|
1
|
0,2
|
1
|
0,3
|
1
|
Кузовные и арматурные
|
2333
|
778
|
1,2
|
0,7
|
0,2
|
0,2
|
аккумуляторные
|
62
|
560
|
0,0
|
1
|
1,3
|
1
|
0,4
|
0,4
|
Шиномонтажные
|
467
|
1089
|
0,2
|
|
0,0
|
|
0,3
|
1
|
0,3
|
1
|
Ремонт узлов, с-м и агрегатов
|
1556
|
1556
|
0,8
|
1
|
0,3
|
1
|
0,5
|
0,6
|
Окрасочные
|
3111
|
|
1,5
|
0,9
|
0,8
|
0,9
|
1
|
Обойные
|
156
|
156
|
0,1
|
1
|
1,8
|
2
|
|
|
|
|
Слесарно-механические
|
|
2489
|
|
|
0,1
|
|
0,1
|
|
0,1
|
|
Итого
|
23706
|
7404
|
11,7
|
|
|
|
1,2
|
1
|
1,4
|
1
|
Принятая
итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного
значения до целого числа.
Посты по
своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие
посты – это автомобиле-места оснащенные соответствующим технологическим
оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль,
поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего
вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и
противокоррозионных работ).
Число
рабочих постов:
,
(13)
где Тп
– годовой объем постовых работ, чел.-ч.; j – коэффициент
неравномерности загрузки постов (1,15); Драб г – число рабочих дней
в году; Тсм – продолжительность смены, ч; С – число смен; Рп
– среднее число рабочих на посту (0,9…1,1 чел); hп – коэффициент
использования рабочего времени поста (0,85…0,90).
Для
расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем j = 1,15 и Рп
= 1,0 чел.
Результаты
расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 6.
Таблица 6. Результаты
расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ
|
Годовой объем
работ
|
Число рабочих
постов
|
расчет
|
прин
|
Диагностические
|
1556
|
0,6
|
1
|
ТО, смазочные
|
9022
|
3,2
|
3
|
Регулировочные по установке углов
управляемых колес
|
1556
|
0,6
|
1
|
ремонт и регулировка тормозов
|
1556
|
0,6
|
По приборам системы питания
|
1089
|
0,4
|
1
|
Электротехнические
|
1244
|
0,4
|
Кузовные и арматурные
|
2333
|
0,8
|
1
|
аккумуляторные
|
62
|
0,0
|
|
Шиномонтажные
|
467
|
0,2
|
1
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
1556
|
0,6
|
Окрасочные
|
3111
|
1,1
|
1
|
Обойные
|
156
|
0,1
|
|
В
результате анализа данных табл. 5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и
численность производственных рабочих недостаточны для организации отдельных
участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы
питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих
постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и
агрегатов.
Диагностические
работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки
управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.
Обойные
работы предусматривается выполнять в кузовном участке.
В
окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО
и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в
табл. 7.
Таким
образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов
работ
-
кузовных,
арматурных и обойных,
-
окрасочных,
-
слесарно-механических
и по ремонту узлов, систем и агрегатов,
-
противокоррозионных.
Таблица 7. Принятый
вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет
численности производственных рабочих и рабочих постов
Виды работ
|
ТО и ТР по видам
|
ТО и ТР по месту
выполнения
|
Численность произв.
рабочих
|
Число раб. постов
|
на раб. постах
|
на произв.
участках
|
На раб. местах
|
На произв.
участках
|
Рт
|
Рш
|
Рт
|
Рш
|
расч
|
прин
|
%
|
чел.-ч.
|
%
|
чел.-ч.
|
%
|
чел.-ч.
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
ТО, смазочные
|
29
|
9022
|
100
|
9022
|
|
|
4,5
|
5
|
5,1
|
5
|
|
|
|
|
3,2
|
3
|
Регулир. по уст. углов управл. колес,
|
8
|
2489
|
100
|
2489
|
|
|
1,2
|
1
|
1,3
|
1
|
|
|
|
|
0,9
|
1
|
Ремонт и регулир. тормозов, диагност.
|
7
|
2178
|
100
|
2178
|
|
|
1,2
|
1
|
1,4
|
1
|
|
|
|
|
0,9
|
1
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов,
|
27
|
8400
|
75
|
6300
|
25
|
2100
|
2,9
|
3
|
3,6
|
4
|
1,0
|
1
|
1,2
|
1
|
1,6
|
2
|
Кузовные, арматур. и обойные
|
11
|
3422
|
85
|
2909
|
15
|
513
|
1,3
|
1
|
1,6
|
2
|
0,3
|
1
|
0,3
|
1
|
0,8
|
1
|
Окрасочные
|
10
|
3111
|
100
|
3111
|
|
|
1,5
|
2
|
1,8
|
2
|
|
|
|
|
1,1
|
1
|
Слес.-механические
|
8
|
2489
|
|
|
100
|
2489
|
|
|
|
|
1,2
|
1
|
1,4
|
1
|
|
|
Итого
|
100
|
31110
|
|
26008
|
|
5102
|
12,6
|
13
|
14,8
|
15
|
2,5
|
3
|
2,9
|
3
|
8,5
|
9
|
В расчете
принято, что 75 % объема работ выполняется на постах и 25 % на участке. То же
85 % на постах и 15 % на участке.
Число
рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной
установки:
,
(14)
где Nс
– суточное число заездов (Nc = Nз / Дpaб г); jм – коэффициент
неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до
10 рабочих постов – 1,3.. 1,5; от 11 до 30 постов – 1,2.. 1,3); Тоб
– суточная продолжительность работы участка, ч; Ny –
производительность моечной установки, авт. / ч; hп – коэффициент
использования рабочего времени поста (0,85.0,90).
Для
нашего примера число постов УМР (перед ТО и ТР):
поста.
Число
механизированных постов мойки:
пост.
Для
проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки, автомобилей перед ТО и ТР и
для коммерческой мойки).
Число
постов по противокоррозионной обработке кузовов:
пост.
Результаты
расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 8.
Таблица 8. Распределение
рабочих постов по видам воздействий
Общ. число раб.
постов
|
Число постов по
видам воздействий
|
УМР
|
ТО, смазочные,
диагностические
|
Ремонт узлов,
систем и агрегатов
|
Кузовные,
арматурные, обойные
|
Окрасоч.
|
Противокорроз.
обработка кузова
|
11
|
1
|
5
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Вспомогательные
посты – это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на
которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и
выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т. п).
В нашем
примере число постов приемки и выдачи:
поста.
В данном
случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих
рабочих постах или автомобиле-местах.
Число
вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.)
принимается из расчета 2. 4 вспомогательных поста на один пост окраски, те. Хвсп
= (2..4) Хокр, поста.
Общее
число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25…
0,50.
6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
В
зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места
ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых
площадках.
Автомобиле-места
ожидания – это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на
посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле-места ожидания могут использоваться
для выполнения определенных видов работ ТО и ТР.
Поэтому
расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями, между автомобилями и
элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов.
Предпродажную
подготовку автомобилей для нашего примера предусматриваем на автомобиле-местах
ожидания.
Количество
автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из
расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост [2, 6].
В нашем
случае
Хож
= 11 * 0,5 = 6 автомобиле-мест.
Предусматриваем,
что 3 автомобиле-места размещаются в помещении рабочих постов и 3 на открытой
стоянке.
Автомобиле-места
хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей; продаваемых
автомобилей на открытой стоянке магазина и для демонстрации различных моделей.
Число автомобиле-мест
для готовых к выдаче автомобилей:
,
(15)
где Nc
– суточное число заездов (Nc = NCTО * d / Дрaб г);
Тпр – среднее время пребывания автомобиля на СТО после его
обслуживания до выдачи владельцу (= 4 ч); Тв – продолжительность
работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Для
нашего примера
заезда,
где 270
– число заездов в год на работы по противокоррозионной защите кузова.
Следовательно:
автомобиле-места.
Принимаем,
что 2 автомобиле-места в помещении.
Число автомобиле-мест
на открытой стоянке магазина:
,
(16)
где Nп
– число продаваемых автомобилей в год; Дз – число дней запаса, Драб
м – число рабочих дней магазина в год.
Для
нашего примера
автомобиле-мест.
Для
демонстрации новых автомобилей в помещении станции предусматриваем 2 автомобиле-места.
7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест
проектируемой СТО
Общее
количество постов – 13 и автомобиле-мест – 61 (5 в помещении СТО и 56 на
открытой стоянке), в том числе
-
рабочие
посты – 11,
-
вспомогательные
посты на участке окраски автомобилей – 2,
-
автомобиле-места
ожидания постановки автомобилей на посты – 6 (из них 3 располагаются в
помещении рабочих постов и 3 на открытой стоянке),
-
автомобиле-места
хранения
-
готовых
к выдаче автомобилей – 2 (располагаются в помещении СТО),
-
продаваемых
автомобилей на открытой стоянке – 53,
-
для
демонстрации новых автомобилей в помещении станции – 2.
8. Определение состава и площадей помещений
Состав и
площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами
выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по
укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов
планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.
Площади
СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
-
производственные
(зоны постовых работ, производственные участки),
-
складские,
-
технические
помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел,
тепловой пункт, насосная и др.),
-
административно
– бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т п),
-
помещения
для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи
запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.,
-
помещения
для продажи автомобилей (салон – выставка продаваемых автомобилей, зоны
хранения и др.).
Производственная
площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами
ожидания и * ранения определяется следующим образом:
,
(17)
где fa
– площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
X – число постов; Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент
Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями,
проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в
плане.
Значение
Кп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем
расположении постов Кп = 6…7, при двухсторонней расстановке постов Кп
= 4…5.
Ориентировочно
площадь производственных участков можно определить по количеству работающих [2]:
,
(18)
где f1
– площадь на первого работающего, м2; f2 – то же на
каждого последующего работающего, м2; Рт – число
технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Исходя
из имеющегося опыта проектирования СТО площадь технических помещений может быть
принята из расчета 5…10 %, а складских 7…10 % от площади производственных
помещений.
Площадь
административно – бытовых помещений на одного работающего зависит от размера
станции и примерно составляет для, офисных помещений 6…8 м2, для бытовых – 2…4
м2.
Площадь
помещений для обслуживания клиентов (клиентской продажи автомобилей, запасных
частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально, исходя из
размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).
При
прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от количества
одновременно находящихся в них клиентов.
Площадь
клиентской ориентировочно может быть принята 1,0 … 3,0 м2 на один
рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей –
30 % от площади клиентской.
Рассмотрим
определение площадей для нашего примера.
Из
семейства автомобилей ВАЗ выбираем для расчета модель Ford Focus 3, имеющую
наибольшие размеры (длина 4,34м и ширина 1,84 м). Площадь в плане автомобиля Ford
Focus 3.
fa
= 4,34 * 1,84 = 8,0 м2.
Общее
число постов и автомобиле-мест, располагаемых в помещении, согласно
приведенному выше расчету, составляет 20 в том числе
·
рабочие
посты – 11,
·
вспомогательные
посты – 2,
·
автомобиле-места
ожидания – 3;
·
автомобиле-места
хранения – 2;
·
автомобиле-места
для демонстрации автомобилей – 2.
Площадь,
занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем одностороннюю
расстановку постов):
8,0 * 11
* 6 = 528 м2.
Площадь
участка по ремонту узлов, систем и агрегатов (при f1 = 18, f2
= 12 и Рт = 2):
18 + 12
(2 – 1) = 30 м2.
Общая
производственная площадь (рабочих постов и участков):
528 + 30
= 558 м2.
Площадь,
занимаемая вспомогательными постами и автомобиле-местами ожидания и хранения
(принимаем двухстороннюю расстановку):
8,0 * 9
* 6 = 432 м2.
Площадь
технических помещений принимаем из расчета 7 % от производственной площади:
558 *
0,07 = 39 м2.
Складские
помещения принимаем из расчета 8 % от производственной площади:
558 *
0,08 = 45 м2.
Административные
помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве
15 % от общей численности производственных рабочих (см. табл. 6) и площади 7 м2
на одного работающего:
18 *
0,15 * 7 = 19 м2.
Бытовые
помещения определяем исходя из общей численности работающих на СТО
(производственные, вспомогательные рабочие и служащие) и площади 4 м2
на одного работающего:
(18 + 2
+ 4) * 4 = 96 м2.
Площадь
клиентской определяем из расчета 2,5 м2 на один рабочий пост:
11 * 2,5
= 27,5 м2.
Площадь
помещений для продажи мелкие западных частей и автопринадлежностей определяем
из расчёта 30 % от площади клиентской:
27,5 *
0,3 = 8,25 м2.
Общая
расчётная площадь помещений СТО:
558 + 432
+ 39 + 45 + 19 + 96 + 27,5 + 8,25 = 1214,75 м2.
На
стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах,
согласно [6], потребная площадь участка (в гектарах):
,
(19)
где Fз
пс, Fз aб, Fоп – площадь соответственно производственно-складских
помещений, административно-бытовых помещений и открытых площадок для хранения
автомобилей, м2; Кз – плотность застройки территории, %
[6].
Для
нашего примера расчетная площадь помещений станции – 1214,75 м2; площадь
открытых площадок 2264 м2, в том числе автомобиле-места.
Площадь
ожидания постановки автомобилей на посты ТО и ТР:
8,0 * 3
* 6 = 144 м2;
на
открытой стоянке магазина:
8,0 * 53
* 5 = 2120 м2.
Площадь
участка:
гектара.
10. Определение потребности в технологическом оборудовании
Определение
потребности СТО в оборудовании заключается в выборе необходимого технологического
оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т. д.) и установлении его
количества.
Перечень
технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией
видов услуг (работ) с учетом соблюдения сертификационных требований.
-
специализацию
и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и ТР (кузовные, окрасочные,
диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки
управляемых колес, смазочные, универсальные ТО и ТР и т д.);
-
техническую
характеристику и область применения данного вида оборудования,
-
приспособленность
его для автомобилей, заезжающих на СТО;
-
организацию
и технологию ТО и ТР на СТО;
-
экономические
показатели ТО и ТР и оборудования (стоимость работ, оборудования, эффективность
его использования, затраты на приобретение).
При
подборе оборудования используются различные справочники, каталоги выпускаемого
(продаваемого) оборудования, табели технологического оборудования и др.
В курсовом
проекте производится
-
подбор
основного технологического оборудования (подъемники, диагностические стенды,
окрасочно-сушильные камеры, стапели для правки кузовов и т. п.). Результаты
подбора приводятся в данном разделе в ведомости «Основное технологическое
оборудование» по форме (рис. 7);
-
подбор
основного технологического оборудования и оргоснастки для разрабатываемого поста
(участка).