Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ-5410
Содержание
Введение
Исходные
данные
Краткая
техническая характеристика автомобиля КамАЗ 5410
Дополнительные
исходные данные
Корректирование
нормативов
Расчет
годовой производственной программы по количеству технических воздействий
Расчет
трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
Расчет
площади складов и отделений
Технологическое
проектирование зон и участков
Расчет
площади производственного корпуса
Список
использованной литературы
Введение
Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу
транспорта — осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида
перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые),
смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи,
коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут
быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия
осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение,
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому
предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том
числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних
предприятий и организаций, а также индивидуальных
предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие.
В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают
предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.).
При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать
вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы
организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации
погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в
организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.
В большинстве своем предприятия, выполняющие транспортные
услуги (перевозки грузов и пассажиров), осуществляют одновременно работы по
технической эксплуатации подвижного состава, т. е. его техническое обслуживание
и ремонт. Кроме того, они могут по договорам с клиентами (грузоотправителями и
грузополучателями) выполнять работы по экспедированию грузов. Таким образом,
это комплексные предприятия, эффективность которых подтверждается огромным
опытом их функционирования в бывшем СССР и в России.
Транспорт является материальной основой процесса обращения,
осуществляя связи между производителями и потребителями продукции. Длительность
процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного
продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени
производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность
транспортирования товаров, тем меньше время обращения и общее время
воспроизводства, а, следовательно, тем больше в единицу времени можно
произвести общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное
воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше
эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина
транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.
Исходные данные
Автомобиль – КамАЗ 5410
Среднесписочное число автомобилей в АТП: Асс = 100
автомобилей
Среднесуточный пробег автомобилей: Lcc = 200 км
Категория условий эксплуатации: 2-я категория (межгородские
перевозки)
Краткая характеристика автомобиля КамАЗ 5410
Двигатель: КамАЗ 740, 4 – тактный, V – образный, 8 – цилиндровый, дизельный, макс. мощность 210
л.с., макс. Крутящий момент 637,4 H·м.
Расход топлива автопоездом при скорости 60 км/ч: 35 л/100 км
Собственная масса: 6800 кг
Допустимая масса полуприцепа: 19100 кг
Максимальная скорость автопоезда: 100 км/ч
Тормозной путь автопоезда со скорости 40 км/ч: 18,4 м
Дополнительные исходные данные
Пробег до КР Lкр = 300 тыс.км
Трудоемкость
ЕО, tнео = 0,5 чел.-ч
ТО - 1, tн1 = 3,5 чел.-ч
ТО - 2, tн2 = 14,5 чел.-ч
ТР, tнтр = 8,5 чел.-ч / тыс. км
Нормы простоя
в ТО и ТР dн
= 0,55 дней / тыс.
км
в КР Dнкр = 22 дня
Нормативная периодичность
ТО – 1 Lн1 = 4000 км
ТО – 2 Lн2 = 12000 км
Классификация категорий условий эксплуатации
Тип дорожного покрытия Д1 – цементобетон,
асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 – битумоминеральные смеси
Коэффициенты корректирования
Условия корректирования нормативов
|
Значения корректирующих коэффициентов
|
Пробег до КР
|
Периодичность ТО
|
Трудоемкость ТО
|
Трудоемкость ТР
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Коэффициент К1
|
II категория
|
0,9
|
0,9
|
-
|
1,1
|
Коэффициент К2
|
Седельный тягач
|
0.95
|
-
|
1.1
|
1.1
|
Коэффициент К3
|
Климат. район: умеренный
|
1.0
|
1.0
|
-
|
1.0
|
Коэффициент К4
|
Грузовой авт. от 1 до 1,25
|
-
|
-
|
-
|
1.3
|
Коэффициент К5
|
Число авто. В АТП: 100
|
-
|
-
|
1.15
|
1.15
|
Корректирование нормативов
- периодичности ТО – 1 и ТО – 2, км
-
пробега до КР, км
- простоя автомобилей в ТО – 2 и ТР, дни / тыс. км
- трудоемкости ТО, чел.-ч
- трудоемкости ТР, чел.-ч / тыс. км
Расчет годовой производственной программы по количеству
технических воздействий
Дкр = 22 дня
Дтранс = 3 дня
Др = 22 + 3 = 25 дней
Коэффициент технической готовности
Коэффициент использования парка
Общепарковый годовой пробег
Годовая программа ТО – 2
Годовая программа ТО – 1
Годовая программа по сезонному обслуживанию
Годовая программа уборочно-моечных воздействий
Расчет трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
Трудоемкость уборочно-моечных работ (УМР)
Трудоемкость ТО – 1 и ТО – 2
Трудоемкость сезонного обслуживания
Трудоемкость текущего ремонта
Трудоемкость вспомогательных работ по АТП
Итоговая трудоемкость по АТП
Расчет численности ремонтно-обслуживающих рабочих
|
Штатная численность рабочих Pш
= T / Фшт
|
Явочная численность рабочих Pя
= T / Фшт
|
Мойщики
|
Pш = 114540,95 / 1860 =
61,6
|
Pя = 114540,95 / 2070 =
55,33
|
Слесари
|
Pш = 114540,95 / 1840 =
62,25
|
Pя = 114540,95 / 2070 =
55,33
|
Слесари (аккумул., кузн., и др.)
|
Pш = 114540,95 / 1820 =
63
|
Pя = 114540,95 / 2070 =
55,33
|
Маляры
|
Pш = 114540,95 / 1610 =
71,4
|
Pя = 114540,95 / 1830 =
62,6
|
Распределение трудоемкости ТР по видам работ
Распределение трудоемкости ТР
|
Число рабочих в отделении
|
Постовые работы
|
чел.-ч
|
%
|
Pя
|
Pш
|
Диагностические
|
1571
|
2
|
1
|
1
|
Регулировочные
|
785,41
|
1
|
1
|
Разборочно-сборочные
|
25132,8
|
32
|
12
|
14
|
Сварочно-жестяницкие
|
785,41
|
1
|
-
|
1
|
Малярные
|
3141,64
|
4
|
2
|
2
|
Итого
|
31416,4
|
40
|
15
|
19
|
Участковые работы
|
|
|
|
|
Агрегатные
|
15708,2
|
20
|
7
|
9
|
Слесарно-механические
|
9424 ,92
|
12
|
4
|
5
|
Электротехнические
|
5497,87
|
7
|
2
|
3
|
Аккумуляторные
|
1178,12
|
1,5
|
1
|
1
|
Ремонт приборов системы питания
|
3141,64
|
4
|
2
|
2
|
Шиномонтажные
|
1178,12
|
1,5
|
1
|
1
|
Вулканизационные
|
785,41
|
1
|
1
|
Кузнечно-рессорные
|
2356,23
|
3
|
1
|
1
|
Медницкие
|
1571
|
2
|
1
|
1
|
Сварочные
|
785,41
|
1
|
1
|
1
|
Жестяницкие
|
785,41
|
1
|
1
|
1
|
Арматурные
|
785,41
|
1
|
1
|
Деревообрабатывающие
|
2356,23
|
3
|
1
|
1
|
Обойные
|
1571
|
2
|
1
|
1
|
Итого
|
47124,6
|
60
|
23
|
29
|
Расчет площади складов и отделений
Примерная площадь производственных участков
Участок
|
Площадь м2
|
Агрегатный
|
108
|
Слесарно-механический
|
63
|
Электротехнический
|
18
|
Аккумуляторный
|
36
|
Ремонт приборов системы питания
|
52
|
Шиномонтажный
|
27
|
Вулканизационный
|
18
|
Кузнечно-рессорный
|
27
|
Медницкий
|
18
|
Сварочный
|
33
|
Жестяницкий
|
18
|
Арматурный
|
14
|
Деревообрабатывающий
|
27
|
Обойный
|
27
|
Малярный
|
43
|
Примерная площадь складов
Склад
|
Площадь, м2
|
запасных частей
|
35
|
ТСМ
|
20
|
материалов
|
30
|
инструментов
|
1
|
шин
|
15
|
стройматериалов
|
40
|
кладовая мастера
|
5
|
утиля
|
10
|
Итого
|
56
|
Технологическое проектирование зон и участков
Технологическое проектирование зоны ТО – 1. Назначение
– проведение операций технического обслуживания, для снижения интенсивности
изнашивания и предупреждения отказов элементов, обеспечивающих безопасность
дорожного движения.
Режим 1 смена
Pя = T1
/ Фя =
4968 / 2070 = 2 чел.
Расчет числа постов и линий
где Pn = 1 – число работающих на посту
- такт поста
n1 – число постов зоны ТО – 1
Ритм зоны
где Тсм – продолжительность рабочей смены
с – число смен, с = 1
Nc1 = N1 / Дрз =1419,5 / 315 =
4,65 – суточная программа ТО – 1
Расчет площади зоны ТО – 1
Технологическое оборудование зоны ТО – 1
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Модель
|
Количество, (шт.)
|
Площадь, м2
|
1.
|
Подъемник
|
П – 113
|
2
|
-
|
2.
|
Гайковерт для гаек колес
|
И – 303 М
|
2
|
-
|
3.
|
Верстак слесарный
|
ОРТ – 14,68
|
2
|
4.
|
Воздухораздаточная колонка
|
С- 401
|
1
|
0,2
|
5.
|
Смазочно – заправочная колонка
|
С - 1013141
|
1
|
2,4
|
6.
|
Солидолонагнетатель
|
М. 1127
|
1
|
0,7
|
7.
|
Шкаф для инструментов
|
Собственного изготовления
|
2
|
0,8
|
8.
|
Гайковерт стремянок
|
И - 313
|
1
|
0,25
|
9.
|
Прибор для проверки фар
|
Н - 310
|
1
|
0,1
|
10.
|
Пожарный щит
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,1
|
11.
|
Итого
|
|
12
|
6,95
|
Fто-1 = (fавт · n + fоб) · Кп ,
где fавт – площадь горизонтальной проекции
автомобиля автомобиля,
fавт = 15,45 м2
n1 – число постов зоны ТО - 1
Кп – коэффициент плотности расстановки
fоб – площадь горизонтальной проекции оборудования
Fто-1 = (15,45 · 2 + 6,95) · 4,5 = 170 м2
Технологическое проектирование зоны ТО – 2
Назначение – проведение операций технического обслуживания, с
возможной частичной разборкой агрегатов, для снижения интенсивности изнашивания
и предупреждения отказов элементов, обеспечивающих безопасность дорожного
движения.
Режим - 1 смена
Pя = T2
/ Фя =
5918,5 / 2070 = 3 чел.
Nc2 = N2 · с / Дрз =473,15 · 1 /
315 = 1,55 ≈ 2 - суточная программа ТО – 2,
Где N2 – число воздействий ТО – 2
с – число смен, с = 1
Площадь зоны ТО – 2 определим аналитическим методом
Fто-2 = (fавт · n2 + fоб) · Кп ,
где fавт – площадь горизонтальной проекции
автомобиля автомобиля
n2 – число постов зоны ТО - 2
Кп – коэффициент плотности расстановки
fоб – площадь горизонтальной проекции оборудования
Расчет площади зоны ТО – 2
Технологическое оборудование зоны ТО – 2
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Модель
|
Количество, (шт.)
|
Площадь, м2
|
1.
|
Подъемник
|
П – 113
|
2
|
-
|
2.
|
Передвижной пост смазчика
|
С – 101
|
1
|
2,3
|
3.
|
Солидолонагнетатель
|
С – 111
|
1
|
0,1
|
4.
|
Воздухораздаточная колонка
|
С – 401
|
1
|
0,2
|
5.
|
Передвижной гайковерт
|
ЭТ – 141
|
1
|
0,2
|
6.
|
Тележка для транспортировки колес
|
1115 М
|
1
|
0,8
|
7.
|
Тележка для транспортировки АКБ
|
ОРГ - 14
|
1
|
0,6
|
8.
|
Верстак слесарный
|
ОРТ 2 - 1468
|
3
|
2,7
|
9.
|
Шкаф для инструментов
|
Собственного изготовления
|
3
|
1,8
|
10.
|
Пожарный щит
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,1
|
11.
|
Итого
|
|
15
|
8,8
|
Fто-2 = (15,45 · 2 + 8,8) · 4,5 = 180 м2
Технологическое проектирование зоны ТР
Назначение – проведение операций по устранению отказов и
неисправностей путем снятия неисправных агрегатов и установки
отремонтированных.
Режим – 2смены
Pя = Tтр
/ Фя =
78540,7 / 2070 = 37,94 ≈ 35 чел.
Число постов ТР
,
где - трудоемкость постовых работ
ТР чел.-ч
- коэффициент неритмичности подачи автомобилей в зону
(=1,2 – 1,5)
с – число смен, с = 2
Pn = 2 – число работающих на посту
η – коэффициент использования рабочего времени поста (η = 0,95)
Фз – годовой фонд времени рабочего места (2070 ч.)
Расчет площади зоны ТР
Технологическое оборудование зоны ТР
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Модель
|
Количество, (шт.)
|
Площадь, м2
|
1.
|
Подъемники для грузовых автомобилей
|
|
4
|
-
|
2.
|
Смотровые канавы для грузовых автомобилей
|
|
4
|
-
|
3.
|
Посты напольные
|
|
2
|
-
|
4.
|
Электрогайковерт для гаек колес
|
ОР - 4038
|
2
|
0,8
|
5.
|
Электрогайковерт для гаек рессор
|
2466
|
2
|
2
|
6.
|
Комплект захватов для транспортировки КПП и задних мостов
|
Собственного изготовления
|
2
|
0,6
|
7.
|
Подставка для работ у автомобиля
|
Ф – 21 СБ
|
4
|
0,6
|
8.
|
Тележка для перевозки агрегатов
|
ОПТ - 7353
|
4
|
2
|
9.
|
Шкаф для инструментов
|
2318 ГАРО
|
2
|
4,8
|
10.
|
Верстак слесарный
|
ПИ - 013
|
5
|
3,67
|
11.
|
Баки для сбора масла
|
Собственного изготовления
|
2
|
1,0
|
12.
|
Пожарный щит
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,1
|
13.
|
Итого
|
|
34
|
15,57
|
Fто-2 = (fавт · nтр + fоб) · Кп,
Fтр = (15,45 · 10 + 15,57) · 4,5 = 765 м2
Технологическое проектирование зоны УМР
Назначение – выполнение уборочно-моечных операций, а также
заправочно-очистных работ
Дтранс = 3 дня
Pя = Tм
/ Фя =
1705 / 1830 = 0,93 ≈ 1 чел.
Ритм зоны УМР
Такт поста
Число постов зоны УМР
Расчет площади зоны УМР
Технологическое оборудование зоны УМР
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Модель
|
Количество, (шт.)
|
Площадь, м2
|
1.
|
Пылесос
|
ПМ – 4М
|
1
|
0,12
|
2.
|
Барабан с
самонаматывающимся шлангом
|
УКБ – 351 М
|
1
|
0,5
|
3.
|
Ворота – мех. занавес
|
|
3
|
-
|
4.
|
Автоустановка
|
М - 1114
|
1
|
-
|
5.
|
Эл. тельфер
|
ЭТ - 112
|
1
|
-
|
6.
|
Контейнер для мусора
|
Собственного изготовления
|
1
|
-
|
7.
|
Ларь для обтирочного
материала
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,4
|
8.
|
Мойка передвижная
|
KARCHER HD 10/25
– 43
|
1
|
0,28
|
9.
|
Ящик для песка
|
ОРГ – 1468 – 03 - 320
|
1
|
0,2
|
10.
|
Огнетушитель углекислотный
|
ОУ 10
|
1
|
-
|
11.
|
Итого
|
|
12
|
1,5
|
Fм = (fавт · nумр + fоб) · Кп ,
где fавт – площадь горизонтальной проекции
автомобиля автомобиля,
nумр – число постов зоны
Кп – коэффициент плотности расстановки
fоб – площадь горизонтальной проекции оборудования
Fм = (15,45 · 1 + 1,5) · 4,5 = 76,28 м2
Углубленная разработка шиномонтажного участка
Назначение – предназначен для монтажа и демонтажа колес,
отбора покрышек для ремонта, правки дисков и замочных колец, очистки ободов и
колец от ржавчины и краски
Режим – 2 смены Площадь шиномонтажного участка
Технологическое оборудование шиномонтажного участка
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Модель
|
Количество, (шт.)
|
Площадь, м2
|
1.
|
Установка для мойки колес
|
1151
|
1
|
2,16
|
2.
|
Сушильная камера
|
6008
|
1
|
2,25
|
3.
|
Ванна для проверки камер
|
Ш - 902
|
1
|
1,54
|
4.
|
Пылесос
|
-
|
1
|
0,25
|
5.
|
Настенная вешалка для камер
|
Ш - 503
|
1
|
0,75
|
6.
|
Клеть для накачки шин
|
КС - 115
|
1
|
1,04
|
7.
|
Воздухораздаточная колонка
|
С - 401
|
1
|
0,15
|
8.
|
Шиномонтажный станок
|
BEISSBARTH MS 70
|
1
|
0,74
|
9.
|
Одноярусный стеллаж с покрышками
|
1193 - П
|
1
|
2,36
|
10.
|
Эл. тельфер
|
-
|
1
|
-
|
11.
|
Верстак слесарный
|
Ш - 303
|
1
|
0,93
|
12.
|
Тиски
|
Ш - 371
|
1
|
-
|
13.
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,18
|
14.
|
Приспособление для правки замочных колец
|
ЦКБ - И - 902
|
1
|
0,12
|
15.
|
Пожарный щит
|
Собственного изготовления
|
1
|
0,1
|
16.
|
Итого
|
|
15
|
12,57
|
Fшм = fоб · Кп = 12,57 · 4,5 =
56,57 м2
Расчет площади производственного корпуса
F = Fто-1 + Fто-2 + Fтр + Fотд + Fскл
Fто-1 = 170 м2
Fто-2 = 180 м2
Fтр = = 765 м2
Fскл = 35 + 20 + 30 + 1 + 15 + 40 + 5 + 10 = 156 м2
Fотд = 56 + 108 + 63 + 18 + 36 + 52 + 18 + 27 + 18 + 33 + 18 + 14
+ 27 + 27 + 43 = 556 м2
F = 170 + 180 + 765 + 156 + 556 = 1827 м2
Принимаем габаритные размеры производственного корпуса 36м x 54м
Список использованной литературы
1.
“Техническое
обслуживание автомобилей”, методические указания, Гребенников А.С., Гребенников
С.А., 25стр., СГТУ, 2005г.
2.
“Краткий
автомобильный справочник”, 10-е изд., перераб. и доп., 220стр., Транспорт,
1985г.
3.
“Технологическое
проектирование АТП и СТО”, учебник, Г. М. Напольский, 228стр., Транспорт,
1985г.