Всемирная таможенная организация: структура, содержание деятельности, основные цели и задачи

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    990,26 kb
  • Опубликовано:
    2010-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Всемирная таможенная организация: структура, содержание деятельности, основные цели и задачи

НОУ МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Представительство в г. Ижевске

Специальность «Таможенное дело»

 

 

 

 

 


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

«Всемирная таможенная организация (ВТО): Структура, содержание деятельности (ВТО). Основные цели и задачи»

 


Студентка гр.№2

Фарахова Ольга Петровна

 

 

 



 

 

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ        

1.1 История создания Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможенной организации

1.2 Функции Всемирной таможенной организации

1.3 Структура Всемирной таможенной организации

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Международные конвенции по таможенным вопросам

2.2 Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли в деятельности всемирной таможенной организации

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1 Всемирная таможенная организация в условиях мирового финансового кризиса

3.2 Совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Эволюция мировой экономической системы, беспрецедентный рост объема международной торговли, развитие техники потребовали от таможенных органов введения новых систем управления таможенным делом, разработки новой стратегии в области модернизации используемых традиционных процедур. Поэтому при разработке международных договоров и конвенций требуется уделять первоочередное внимание таким аспектам, как влияние особенностей ситуации, в которой происходит их создание и использование, содержанию информационной базы, необходимой для этих целей, и ее адекватность существующему положению, характер системы коммуникаций между национальными и международными таможенными органами.

В этой связи актуальным становится международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации.

Всемирная Таможенная Организация (ВТO), установленный в 1952 как Таможенный Совет Сотрудничества (CТC), является независимым межправительственным органом, миссия которого состоит в том, чтобы увеличить эффективность и эффективность Таможенных управлений. Сегодня, ВТO представляет 174 Таможенных управления через земной шар, которые все вместе обрабатывают приблизительно 98 % мировой торговли. Как глобальный центр Таможенной экспертизы, ВТO - единственная международная организация с компетентностью в Таможенных делах и может справедливо назвать себя голосом международного Таможенного сообщества.

Руководство ВТO - Совет - полагается на компетентность и навыки Секретариата и диапазон технических и совещательных комитетов, чтобы достигнуть его миссии. Секретариат, включая более чем 100 международных чиновников, технических экспертов и штат поддержки некоторых национальностей. Как форум для диалога и обмена событиями между национальными Таможенными делегатами, ВТO предлагает его участникам диапазон Соглашений и других международных инструментов, таких как техническая помощь и учебные услуги, оказанных или непосредственно Секретариатом, или с его участием.

Секретариат также активно поддерживает своих Участников в их попытках модернизировать и построить способность в пределах их национальных Таможенных управлений.

Помимо жизненной роли, играемой ВТO в стимулировании роста законной международной торговли, ее усилия сражаться с мошенническими действиями также признаны интернационально. Подход товарищества, защищенный ВТO, является одним из ключей к наведению мостов между Таможенными управлениями и их партнерами.

Продвигая появление честной, прозрачной и предсказуемой Таможенной окружающей среды, ВТO непосредственно способствует экономическому и социальному благосостоянию его участникам.

Наконец, в международном общественном мнении, характеризованном неустойчивостью и вездесущей угрозой террористической деятельности, миссия ВТO увеличить защиту общества и национальной территории, и обеспечить и облегчить международную торговлю, берет свое полное значение.

Цель работы - на основе анализа работы Всемирной таможенной организации сформулировать предложения по улучшению, упрощению и унификации таможенной деятельности в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития всемирной таможенной организации;

- изучить основные направления деятельности и структуру всемирной таможенной организации;

- оценить влияние всемирной таможенной организации на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.

Объект работы - система взаимодействия России и ВТО.

Предмет исследования - вопросы деятельности Всемирной таможенной организации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составил практическая информация касательно деятельности Всемирной таможенной организации, основные направления ее работы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 История создания Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможенной организации


История Всемирной таможенной организации начинается с 1947 года, когда 13 европейских правительств, представленные в Комитете Европейского Экономического Сотрудничества, договорились о создании Группы изучения. Данная группа рассматривала возможность создания одного или более межъевропейских таможенных объединений, основанных на принципах Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

В 1948 году Группа изучения основала два комитета - Экономический комитет и Таможенный комитет. Экономический комитет являлся предшественником Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), а Таможенный комитет преобразовался в Совет таможенного сотрудничества.

4 ноября 1952 года Конвенция, формально создавшая Совет таможенного сотрудничества, вступила в силу. Регулирующим органом был признан Совет.

Межправительственная организация - Совет таможенного сотрудничества СТС - (Custom Cooperation Council) играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики и по существу является координационным и методическим центром в области таможенного контроля.

СТС был учрежден в 1950 г. в качестве постоянно действующего самостоятельного международного органа. Конвенция об учреждении СТС вступила в силу в конце 1952 г., а с 1953 г. СТС непосредственно осуществляет работу по гармонизации и унификации таможенных систем, улучшению техники таможенного дела и таможенного законодательства. В то время в составе СТС насчитывалось 17 стран-членов. В 1961 г. их число возросло до 29, в 1971 г. - до 66, в 1981 г. - до 93, в 1987 г. уже 103 страны участвовали в работе СТС (среди них - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). С октября 1994 года - Всемирная таможенная организация (ВТО).

Основные вехи истории всемирной таможенной организации приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исторические вехи развития Всемирной таможенной организации

Год

Событие

1947

Тринадцать Правительств, представленных в Комитете по европейскому Экономическому Сотрудничеству, создают Группу по изучению, чтобы исследовать возможность установления того или большего количества Таможенных объединений между различными европейскими странами, в соответствии с принципами ГАТТ.

1948

Группа по изучению решила установить два Комитета: Экономический Комитет, который позже развился в Организацию по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD), и Таможенный Комитет, который позже стал Таможенным Советом Сотрудничества (CТC).

4-ого ноября 1952

Соглашение, основывающее CТC, вступает в силу.

Год

Событие

25-ого сентября 1953

вступительная сессия Совета СТС был проведен в Брюсселе 26-ого января в присутствии представителей семнадцати европейских стран. Эта дата теперь празднуется ежегодно как Международный Таможенный День.

1974

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Соглашение Киото) вступает в силу. 21-ого мая 1974 года

1980

Соглашение по взаимной административной помощи в предотвращении, репрессии и исследовании таможенных преступлений (Соглашение Найроби) вступает в силу. 1-ого января 1980 года

1988

Международная конвенция Всемирной таможенной организации по согласованной товарной системе описания и кодирования (Соглашение HS) вступает в силу.

1993

Совет Всемирной таможенной организации принимает Декларацию Аруши относительно таможенной целостности.

1994

Совет Всемирной таможенной организации берет официальное имя “Всемирная Таможенная Организация”, чтобы лучше отразить международную природу организации.

Совет Всемирной таможенной организации принимает пересмотренную Международную конвенцию по Упрощению и Гармонизации Таможенных Процедур (Пересмотренное Соглашение Киото).

Год

Событие

2002

Всемирная таможенная организация празднует свою 50-ую годовщину и удостоена посещением ГМ Королем Бельгии Альбертом II, сопровождаемой уважаемым бельгийским заместителем премьер-министра и Министром финансов Дудир Рейндерс.

в июле. 2003

Совет Всемирной таможенной организации принимает Соглашение по Взаимной Административной Помощи в Таможенных Делах (Иоганнесбургское Соглашение)

2005

Совет Всемирная таможенная организация принимает Структуру Стандартов, чтобы обеспечить и облегчить международную торговлю.

2006

Всемирная таможенная организация начинает Программу Колумбуса, направленную на укрепления потенциала и чтобы поддержать выполнение Стандартов Структуры, обеспечить и облегчить международную торговлю.

2007.

Пересмотренное Соглашение Киото по Упрощению и Гармонизации Таможенных Процедур вступает в силу Согласованной Системы вступает в силу 1-ого января 2007 года


Основным направлением деятельности ВТО является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле.

Стоит остановиться и взглянуть на достижения глобального таможенного сообщества за последние полвека. Этот сжатый период в истории человечества стал свидетелем огромных философских, политических экономических, технологических, научных, медицинских и других изменений. После двух мировых войн человек изменил границы мира, стал свидетелем исчезновения великих держав, возникновения многосторонних межправительственных организаций, которые способствуют сотрудничеству между странами, ступил на Луну, продлил срок своей жизни, сделал массовым воздушный транспорт и контейнерные перевозки, надеялся, что глобализация сможет разрешить значительные проблемы человечества, стал свидетелем активизации международного терроризма и вызванного им несчастья. Не так давно интернет и сотовая связь навсегда изменили наше общение.

Благодаря этому, мировая торговля возросла до беспрецедентного уровня и дает нам возможность улучшить всеобщее благосостояние. Глобализация, либерализация и увеличение объемов торговли, усложнение продукции, изменение торговых и транспортных режимов, развитие электронной коммерции бросили вызов таможенным органам. Они сделали неприемлемыми методы прошлого и создали объективные предпосылки для поиска новых решений, соответствующих требованиям современности. И направлены на создание условий для одновременного выполнения задач по сбору платежей в бюджет, поддержке внешней торговли, защите национальной экономики, торговых и социальных интересов.

При зарождении Совета Таможенного Сотрудничества (ныне известного как Всемирная Таможенная Организация), 17 основавших его стран имели мудрость, и предвидение создания международной организации, которая бы гармонизировала и упростила таможенные требования, чтобы они не становились обременительными для международной торговли. И надо отдать должное этим странам: Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембургу, Нидерландам, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии, Турции и Великобритании.

По оценкам, в 161 организациях-участниках ВТО работают примерно 850 тысяч сотрудников, которые в общем счете ежегодно:

·              ручаются что товары на сумму 6,5 триллионов американских долларов, участвующие в международной торговле оформляются в соответствии с двух- и многосторонним торговым соглашениям и национальным законодательством;

·              оформляют более 800 млн. воздушных пассажиров;

·              выводят из незаконного оборота примерно 1200 тонн наркотиков;

·              ведут наблюдение за 150 млн. груженными и 40 млн. порожними контейнерами;

·              оформляют примерно 12 млрд. единиц почты;

В настоящее время ВТО объединяет 161 государство. Россия <#"477078.files/image001.gif">

Рис. 2. Рамочные стандарты безопасности

Таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружен такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В четвертых, Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности товаропроводящей цепи и использующим эффективные методы работы. Именно этот принцип должен вызвать живой интерес у представителей малого и среднего бизнеса.

Рамочные стандарты безопасности, включающие в себе четыре основных элемента, обозначенных выше, которые в свою очередь основываются на двух столпах: системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Данная стратегия двух опор имеет множество преимуществ. Эти опоры, предполагают наличие набора стандартов, компонованных таким образом, чтобы гарантировать их легкое понимание и оперативное применение на международном уровне.

Таблица 2


Рамочные стандарты содержат детальный перечень условий и критериев, которым должны соответствовать таможенные администрации и уполномоченные экономические операторы, что облегчает практическое применение принципов, предусматриваемых данным инструментом.

В ответ на продемонстрированное соответствие критериям безопасности, устанавливаемым Рамочными стандартами, таможенные администрации предоставляют участникам внешнеэкономической деятельность возможность оформления их грузов в ускоренном режиме. Например, посредством применения упрощенных форм контроля, что приводит к значительному снижению временных и финансовых затрат.

Таможенные органы на практике, часто сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные участники ВЭД неправильно классифицируют товар с целью избежания уплаты платежей. Кроме того, на практике возникает очень много споров по классификации товаров. Это означает, что нужен профессиональный подход, знание международной практики, новых мировых тенденций.

Особое внимание на сессиях Совета уделялось вопросам борьбы с терроризмом, контрабандой подакцизных товаров. Были представлены имеющиеся тенденции незаконного перемещения табачной продукции, меры которые принимаются таможенными администрациями в целях предупреждения фактов мошенничества.

Таможня должна адаптироваться к новым категориям правилам определения страны происхождения, защите коммерческой деятельности, номенклатуре. Отмечается 12% рост торговли ежегодно, в то время как численность, возможности таможенных служб остаются прежними. Надо облегчать процедуры, надо признать, что способы торговли изменились. С учетом современных условий и по инициативе стран "большой семерки" рассматривается вопрос по обмену информации между службами. Совету поручено изучить возможность практического внедрения системы обмена информацией, доноры готовы к любой форме помощи.

2.3 Комитет по Гармонизированной Системе ВТО

 

В течение многих лет ВТО успешно работает в области гармонизации международных таможенных процедур.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), известная как Гармонизированная Система или ГС один из самых важных инструментов разработанных Всемирной таможенной организацией (ВТО). Это многоцелевая товарная номенклатура используется по всему миру (более чем в 170 странах и таможнях или экономических союзах, покрывающих более чем 98 % мировой торговли) как базис для таможенных тарифов и ведения торговой статистики. Также используется для многих других целей, таких как торговая политика, правила происхождения, при осуществлении контроля за товарами перемещаемыми через таможенные границы, для начисления внутренних налогов, при определении грузовых тарифов, в транспортной статистике, при квотировании.

Определение кода товаров является сложным и весьма специфичным вопросом. Ведь от правильного определения кода зависит величина таможенных пошлин, а следовательно, полнота поступлений платежей в бюджет. В современном мире, когда практически каждый день появляются новые виды товаров, старые товары приобретают новые формы, деятельность комитета ГС становится с каждым днем все сложнее. Например, как классифицировать копировальные машины, имеющие память, способные воспроизводить различные действия как копировальную машину или компьютер. По всем таким вопросам Комитет по ГС готовит свои рекомендации, которые становятся обязательными для стран-членов Конвенции ГС.

 В июне 1999 г. Советом была утверждена доработанная международная Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Доработка данной конвенции явилось ответом на увеличение роста международных грузов, новейших разработок в области информационных технологий и увеличивающейся конкурентоспособности международного делового мира.

В ходе 43ей сессии Комитета по Гармонизированной Системе (ГС) ВТО, проводившейся в период с 9 по 20 марта 2009 года в штаб-квартире ВТО в Брюсселе, были одобрены поправки в Номенклатуру ГС, разработанные в ходе четвертого цикла пересмотра. Данные поправки будут представлены на утверждение Советом в июне 2009-ого года.

Характер принятых поправок в основном определен вопросами, связанными с защитой окружающей среды и трансграничным перемещением социально значимых товаров, в частности, отдельными аспектами использования Номенклатуры ГС для классификации и предварительного информационного обмена по товарам, находящимся в сфере компетенции Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). Отдельные поправки были обусловлены необходимостью выделения в структуре ГС субпозиций, охватывающих некоторые виды химических веществ и пестицидов, перемещение которых регламентируется Роттердамской Конвенцией, и веществ, разрушающих озоновый слой, контролируемых согласно положениям Монреальского Протокола.

Значительное количество поправок вызвано изменением характера международной торговли. В данном контексте структура ГС подвергнется упрощению - более 40 товарных позиций и субпозиций будут удалены по причине сокращения объема международной торговли охватываемыми данными позициями товарами. Одновременно с этим для товаров, объем торговли которыми значительно увеличился, будут созданы новые товарные позиции или детализированы уже существующие. В проекте Рекомендации Совета о внесении поправок в Номенклатуру ГС также отражены изменения, обусловленные прогрессом, достигнутым в сфере высоких технологий. Помимо этого, некоторые поправки призваны прояснить отдельные положения текста, что позволит обеспечить более высокую степень унификации применения принципов ГС.

После одобрения Советом ВТО все поправки, за исключением тех, в отношении которых в течение отведенного для этого периода будет заявлена оговорка, вступят в силу для всех Договаривающихся Сторон Конвенции о ГС с 1 января 2012 года.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


3.1 Всемирная таможенная организация в условиях мирового финансового кризиса


В ходе встречи Большой двадцатки (G20) в ноябре 2008 года, проведенной в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия), руководители национальных правительств сошлись во мнении, что отказ от национального протекционизма и установления новых барьеров на пути международной торговли является одним из основным условий выхода из экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире. В данной связи ВТО хотела бы еще раз подчеркнуть важность применения принципов упрощения торговли и отказа от создания новых препятствий на пути международного товарообмена, в том числе и от определенных нетарифных мер, применяемых при таможенном администрировании национальных границ.

Национальными таможенными администрациями решается широкий спектр задач, связанных с администрированием трансграничного перемещения людей и грузов, среди которых формирование доходной части бюджета за счет сбора таможенных пошлин; обеспечение соблюдения прав потребителей; вопросы национальной безопасности и защита окружающей среды. В данном контексте ВТО призывает обеспечивать условия, при которых вышеозначенные административные меры не становились препятствием на пути международного товарообмена. Другими словами, перед национальными правительствами стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечить необходимый контроль за государственной границей, с другой - в максимальной степени способствовать упрощению международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставки товаров.

Понятие Упрощение торговли подразумевает упрощение и гармонизацию процедур международной торговли, при этом термин процедуры обозначает "действия и формальности в сфере сбора, передачи, представления и обработки данных, необходимых для обеспечения перемещения товаров в процессе международной торговли".

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров -все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

По мнению ВТО, применение отдельных нетарифных мер (к примеру, повышение количества физических досмотров товарных партий) отнюдь не способствуют активизации международной торговли, что приобретает особую актуальность в эпоху снижения объемов международного товарооборота, обусловленного финансовым кризисом.

ВТО провела два цикла исследований (ноябрь 2008 и февраль 2009 гг.), призванных выявить характер влияния мирового финансового кризиса на деятельность национальных таможенных администраций и процесс международной торговли. На основании анализа результатов данных исследований были сделаны следующие выводы :

· Статистические отчеты большинства таможенных администраций иллюстрируют снижения объемов международной торговли (импорт и экспорт) в декабре 2008 года по сравнению с предыдущими месяцами и декабрем 2007-ого. Предварительные цифры отражают усиление нисходящего тренда в январе 2009 года.

· В результате сокращения объемов импорта многие развивающиеся страны испытывают определенные трудности с наполнением доходной части национального бюджета, формируемого за счет сбора таможенных пошлин -при этом зачастую эти средства являются основой финансирования ключевых правительственных программ.

· Ситуация на мировых финансовых рынках ухудшается.

· Отдельные таможенные администрации принимают меры, направленные на борьбу с кризисом. В частности, экономическим операторам, чье финансовое состояние ухудшилось в свете последних событий, предоставляется возможность выплаты таможенных пошлин в рассрочку; таможенными администрациями также введена процедура ускоренной компенсации выплаченных налогов для случаев, предусмотренных национальным законодательством. Одновременно с этим определенная гибкость проявляется при формулировании требований к представляемым банковским гарантиям.

· Некоторые национальные администрации продолжают проводить политику модернизации таможенных служб, к примеру, эффективно применяя программы анализа и управления рисками, позволяющие снизить объем процедур, применяемых к законопослушным экономическим операторам, и активно сотрудничая с представителями деловых кругов, предоставляя упрощенный режим оформления тем торговым операторам, чья деятельность соответствует требованиям законности.

· Устанавливаемые официальные плановые показатели зачастую отстают от ситуации, складывающейся в реальном секторе, и этот фактор приобретает особую актуальность в условиях текущего экономического кризиса, заставляя таможенные органы увеличивать объем контрольных мероприятий, призванных обеспечить сбор необходимых сумм таможенных платежей.

· Некоторые государственные органы, уполномоченные в сфере контроля торговли, формально относясь к исполнению требований национальных стандартов, препятствуют развитию свободной торговли - в частности, посредством увеличения количества невынужденных физических проверок перемещаемых грузов.

Всемирная таможенная организация в тесном контакте с национальными администрациями вырабатывает комплекс мер, призванных способствовать преодолению трудностей, вызванных текущим кризисом, и обеспечить стабильность функционирования системы международной торговли. Пакет выработанных ВТО антикризисных мер состоит из двух блоков:

A.      Рекомендации таможенным администрациям, касающиеся принципов работы в условиях кризиса.

B.      Предпринимаемые ВТО, меры, направленные на содействие национальным таможенным администрациям в текущей ситуации.

А. Рекомендации ВТО национальным таможенным администрациям

Активное использование системы анализа и управления рисками и других инструментов, призванных упростить принципы международной торговли -ВТО рекомендует таможенным администрациям внедрить или более активно применять системы анализа и управления рисками и другие современные инструменты, призванные упростить принципы международной торговли, при проведении процедур таможенного контроля, что позволит повысить их эффективность и одновременно с этим будет способствовать повышению скорости трансграничного товарооборота. В частности, ВТО призывает таможенные администрации применять методы контроля в объеме, пропорциональном количеству перемещаемых на сегодняшний день товаров, что позволит избежать излишнего административного давления на законопослушных торговых операторов. Таким образом, национальные администрации должны сосредоточить свое внимание на преступлениях, связанных с нарушением таможенных правил, таких как контрабанда, контрафакция, подлог товаросопроводительных документов (занижение таможенной стоимости, указание неверной страны происхождения товара и т.д.), а также деятельность, представляющая угрозу общественной безопасности, а не становиться инструментом решения задач, обусловленных политикой протекционизма. Принципы упрощения торговли, разработанные ВТО, отражены в Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, также известной как Пересмотренная Киотская Конвенция.

Повышение эффективности двустороннего взаимодействия таможенных служб - ВТО предлагает национальным таможенным администрациям повысить уровень информационного обмена, что также будет способствовать упрощению международной торговли.

Тесное взаимодействие с национальными министерствами, определяющими политику в области торговли - ВТО рекомендует таможенным администрациям проводить консультации с государственными органами, уполномоченными в сфере экономической политики, по вопросам, связанным с налогообложением и инвестициями.

Сотрудничество с торговыми операторами - ВТО предлагает таможенным администрациям устанавливать рабочие контакты с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения своевременного информационного обмена и ускорения выполнения необходимых процедур, что позволит гарантировать непрерывную работу международной цепи поставки товаров. Основным элементом данного сотрудничества является использование программ «уполномоченных экономических операторов» (УЭО), в соответствии с которой экономические операторы, деятельность которых соответствует определенному набору критериев, получают определенные преимущества, например, оформляются в ускоренном режиме - данные принципы устанавливаются Рамочными стандартами безопасности и упрощения международной торговли, разработанными ВТО. Взаимное признание статуса УЭО будет способствовать упрощению торговли на всем протяжении цепи поставки товаров.

Комплексное управление границей (КУГ) - ВТО рекомендует национальным таможенным администрациям координировать свою деятельность с другими государственными органами, уполномоченными в сфере администрирования границы, для более эффективной гармонизации и упрощения процедур.

Отсрочка платежей - ВТО предлагает национальным администрациям применить подход, в соответствии с которым законопослушные экономические операторы получали бы отсрочку уплаты таможенных платежей или же вносили их через определенное время после выпуска товаров в свободное обращение.

Гибкий подход в работе с представляемыми гарантиями (обеспечением) - ВТО рекомендует таможенным администрациям рассмотреть целесообразность применения гибкого подхода при установлении критериев для лимитов банковских гарантий на время текущего финансового кризиса.

В. Антикризисные меры, предпринимаемые ВТО

Популяризация мер, направленных на упрощение торговли - ВТО продолжит предпринимать усилия в сфере популяризации принципов упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Дохийский раунд переговоров ГАТТ ВТО - будучи единственной международной организацией, обладающей необходимой компетенцией в области таможенных процедур, ВТО продолжит оказывать содействие группе, ответственной за проведение переговоров по вопросам упрощения торговли, действующей под эгидой ГАТТ/ВТО. Помимо этого, эксперты ВТО также продолжат принимать участие в миссиях повышения уровня институционального развития, проводимых под эгидой ГАТТ/ВТО.

Консультирование организаций-доноров - ВТО продолжит консультирование организаций-доноров, являющихся потенциальными спонсорами программ институционального развития, призванных, помимо прочего, способствовать имплементации принципов упрощения международной торговли.

Проведение исследований - ВТО намерена продолжить изучение финансового кризиса с тем, чтобы осуществлять сбор актуальной профильной информации и поиск новых мер, призванных способствовать оздоровлению международной экономики и ускорению трансграничного товарооборота.

По мнению экспертов ВТО, ситуация в сфере международной торговли в свете текущего мирового экономического кризиса продолжит оставаться напряженной. В данной связи ВТО разработало пакет антикризисных рекомендаций и мер, которые, по мнению эскпертов организации, будут способствовать стабилизации системы международной торговли в условиях мирового финансового кризиса. По мнению ВТО, в случае повсеместного применения, данные меры обусловят не только упрощение международной торговли, но и превратят международную торговлю в один из инструментов, способствующих скорейшему завершению кризиса.

В целях стабилизации системы международной торговли в условиях глобального экономического кризиса ВТО призывает участников G20 принять к сведению и содействовать практической реализации следующих принципов:

· Национальные и региональные власти должны способствовать внедрению стандартов, способствующих упрощению международной торговли и отвечающих требованиям общего и профильного международного и национального законодательства.

· Правительства развитых государств и организации-доноры должны осуществлять поддержку проведения программ оказания содействия национальным таможенным администрациям развивающихся стран, в том числе и в области создания необходимой инфраструктуры, что станет залогом стабильного развития международной торговли и повлечет за собой увеличение объема инвестиций.

• ВТО и другим профильным международным организациям должно быть поручено отслеживать тенденции в сфере международной торговли и определять стратегию и методы обеспечения долгосрочного динамичного развития системы международной торговли.

3.2 Совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий


Сегодня членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Как уже отмечалось выше, это говорит о том, что практически любое государство, желающее создать современную эффективную экономику и претендующее на равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

Принятие Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, является одним из условий вступления России в ВТО. В декабре 2007 года был рассмотрен законопроект о присоединении России к ряду Приложений конвенции. Срок выполнения стандартов - от трех до пяти лет в зависимости от степени сложности применения стандарта. При этом, небольшое количество не применяемых в настоящее время стандартов несет наибольший потенциал изменений, последствия которых трудно оценить без соответствующего научно-методического обеспечения.

Развитие систем анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными и др. создают новые требования и предоставляют возможности для совершенствования таможенного контроля. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенного регулирования, но отсутствует четкий подход к оценке возможности выполнения международных стандартов осуществления таможенных процедур в тех условиях, которые сложились на данный момент в России. Применение стандартов без создания соответствующих условий может существенно снизить результативность таможенного контроля.

Для решения указанных проблем необходимо выявить условия применения стандартов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определить критерий принятия решений о внедрении стандарта, рассчитанный по адаптированным к специфике рассматриваемых изменений показателям, а также разработать методику внедрения стандартов конвенции.

С учетом основных функций таможенных органов разработаны принципы принятия решений о применении стандартов конвенции (рис.3).Основной принцип применения стандартов Киотской конвенции - постоянное совершенствование таможенных процедур. Развитие процедур выражается в принятии обоснованных решений о внедрении стандартов Киотской конвенции.

Поэтому принцип обоснованности принимаемых решений лежит в основе множества более частных принципов, сгруппированных по блокам (принципы эффективности применения стандартов, выявления и создания условий применения стандартов, внедрения стандартов).

Эффективность внедрения стандартов Киотской конвенции определяется с позиций удовлетворения интересов государства и участников внешней торговли. В случае разнонаправленности эффектов от внедрения стандартов приоритет отдается соблюдению интересов государства. В то же время, новые процедуры не должны быть более обременительными для участников внешней торговли.


















Рис. 3. Принципы применения стандартов Киотской конвенции

Для достижения эффективности внедрения стандартов, необходимо определить, какие условия необходимы для продуктивного применения стандарта, и можно ли создать такие условия. Непременным условием осуществления упрощений является недопустимость ускорения оформления импорта при отсутствии адекватных таможенно-тарифных мер защиты отечественного производителя. Только после установления достаточного уровня таможенно-тарифной защиты отечественного производителя и обеспечения достаточного уровня результативности таможенного контроля, уменьшение стоимостных и временных затрат на осуществление таможенных процедур становится актуальным направлением совершенствования таможенной политики.

После создания достаточных условий применения стандартов Киотской конвенции осуществляется их поэтапное внедрение, основанное на предварительной оценке возможных результатов применения стандартов, их экспериментальном внедрении оценке изменений в динамике показателей деятельности таможенных органов с помощью применения методов статистического анализа данных и распространении стандарта в случае его успешного применения. Каждый блок принципов нацелен на достижение конечного результата - обеспечение последовательного применения только таких стандартов Киотской конвенции, внедрение которых, при создании соответствующих условий, повышает эффективность деятельности таможенных органов.

Показатели эффективности таможенных процедур определяются с позиций государственных интересов в виде степени достижения полноты применения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования. Участники внешней торговли стремятся упростить таможенные процедуры с помощью создания организаций, представляющих их интересы в отношениях с органами власти.

В этом смысле участники внешней торговли, добиваясь снижения стоимостных и временных издержек осуществления таможенных процедур, являются альтернативным субъектом управления порядком таможенного оформления и контроля.

Внедрение стандартов конвенции должно осуществляться в следующем порядке:

1.  Инициатива внедрения стандарта;

2.      Учреждение управляющей комиссии;

3.      Назначение внутреннего аудитора стандарта;

4.      Проведение внутреннего аудита;

5.      Выбор механизма внедрения стандарта;

6.      Разработка программы внедрения стандарта;

7.      Определение очередности внедрения стандарта;

8.      Разработка инструкций по внедрению стандарта;

9.      Применение стандарта;

10.    Проведение повторного внутреннего аудита;

11.    Регистрация внедрения стандарта.

Наибольший интерес представляют пятый и седьмой этапы внедрения. Для стандартов, в отношении которых заранее неизвестны результаты их применения, разработана Методика группировки таможенных органов для распределенного внедрения стандартов конвенции (рис.3), основывающаяся на методах классификации таможенных постов, моделях исследования статистической значимости изменений показателей деятельности таможенных постов при внедрении стандартов конвенции, распространении стандартов только на такие классы таможенных постов, в представителях которых эксперимент показал положительные результаты, а также мониторинга выполнения стандартов.

Методика классификации таможенных постов строится на основе методов многомерных группировок и обеспечивает наименьший риск распространения на все таможенные органы стандарта, который оказывает негативное влияние на показатели таможенной деятельности, но данное влияние не зафиксировано. Но возможна классификация и по одному признаку. Из всех существующих показателей выбраны три параметра отбора таможенных органов для классификации и семь признаков многомерной классификации. Все параметры отбора и признаки классификации сведены в таблицу, показывающую их избирательное применение, в зависимости от конкретного внедряемого стандарта.

Последовательность внедрения стандартов конвенции определяется ранжированием таможенных органов по величине эффекта от изменения времени осуществления процедуры с учетом регулярности применения стандартизируемой процедуры и величины затрат на ее применение.

Если внедрение стандарта снижает длительность осуществления таможенной процедуры, то стандарт внедряется в первую очередь на тех таможенных постах, на которых наблюдается наибольшая частота применения рассматриваемых процедур. При использовании упрощенной процедуры или технологии определенными категориями участников внешней торговли, стандарт внедряется в первую очередь в тех таможенных органах, где участников внешней торговли партий товаров.

Стандарт не внедрен                                                                                                          Стандарт внедрен

Рис.4. Методика распределенного внедрения стандартов Киотской конвенции

На основе разработанной методики может быть определена последовательность внедрения на таможенных постах технологии электронного декларирования.

Методическое обеспечение принятия решений о применении в практике деятельности таможенных органов стандартов Киотской конвенции с соответствующей адаптацией может быть распространено на решение задач и оценки любых изменений таможенных процедур. Применение результатов исследования позволит повысить обоснованность оценки результатов гармонизации и упрощения таможенных процедур, применять четкие критерии оценки деятельности таможенных органов при внедрении стандартов и мониторинге их применения, а также повысит возможность своевременного и наиболее эффективного применения стандартов в условиях сложившихся в России.

Применение разработанного методического обеспечения совершенствования таможенного контроля на принципах гармонизации и упрощения позволяет достичь повышения результативности деятельности таможенных органов при поэтапном внедрении стандартов Киотской конвенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время Генеральным секретарем ВТО является Кунио Микуриа (Япония), который приступил к своим обязанностям с 2009 года.

В штате ВТО находится около 60 технических экспертов, которые работают в ВТО на постоянной основе или технических атташе от таможенных администраций стран-членов. Эксперты осуществляют устные и письменные переводы, выполняют секретарские функции и др. Официальными языками ВТО являются английский и французский, а также испанский, который используется в работе некоторых технических комитетов.

Таким образом, на основе проведенного исследования деятельности Всемирной таможенной организации мною сформулированы следующие выводы:

1. Сочетание различных инструментов таможенной политики дает государствам широкий спектр возможностей получения выгод от участия в международной торговле. Современная таможенная политика меняет свой характер: отказываясь от создания общих барьеров доступа на внутренний рынок, страны переходят к методам адресных и частичных ограничений. Как результат правильное использование инструментов таможенной политики повышает степень открытости национальной экономики, при этом сохраняя уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке.

2. Исследования показали, что среди многих факторов, от которых зависит процесс экономических преобразований в странах, таможенное администрирование является одним из важнейших. От него во многом зависит решение социально-экономических вопросов, развитие внешнеэкономической деятельности, реформирование и модернизация таможенной службы, характер ее воздействия на социум в приемлемых для массового сознания формах восприятия.

Сущность таможенного администрирования, как формы управления, выражается в единстве его целевых, организационных, социальных функций на всех уровнях как по вертикали, так и по горизонтали. Успешное решение задач таможенного администрирования в новых условиях предполагает владение полной и достоверной информацией о происходящих изменениях в различных сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, социальной сфере в целом и, в частности, о развитии подразделений таможенной службы, насколько оно соответствует социально-экономическому состоянию общества; о взаимодействии структуры управления таможенной службой с участниками внешнеэкономической деятельности; о направленности стратегии устойчивого функционирования каждого из подразделений таможенной службы.

3. Проведенные исследования позволили выявить общие проблемы, к которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие законодательства международным требованиям; отсутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное обслуживание грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам.

4. Исходя из сравнительного анализа стандартов Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и норм таможенного законодательства России, выявлены различия, которые необходимо устранить для подписания конвенции. Установлено, что цели устранения таких различий содержатся в ряде Концепций и Программ, утверждаемых в России. Из совокупности не принятых стандартов сформированы направления развития таможенных процедур:

–       Перспективные таможенные технологии;

–       Специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц;

–       Таможенный пост-аудит;

–       Минимизация предоставляемых документов и информации;

–       Обеспечение возможности декларирования товаров на границе.

5. По итогам обобщения практики совершенствования таможенной политики в части таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения сделан вывод о том, что очередность и моменты внедрения стандартов конвенции не отвечают потребностям и задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). То есть, нововведения, осуществляемые в рамках развития таможенных процедур по пути их гармонизации и упрощения, не всегда осуществляются в комплексе с созданием условий для их широкого и успешного применения. В результате этого, на протяжении нескольких лет, когда стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях, возникают неоправданные затраты на поддержку работоспособности новых технологий, а также возможность снижения эффективности таможенных процедур, отсутствие позитивных изменений временных и стоимостных показателей осуществления таможенных процедур.

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2.      Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)

3.      Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

4.      Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями)

5.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

6.      Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 189-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним"

7.      Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург, 2007.- 247с.

8.      Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2004 г.

9.      Глазунова Н.А. Таможенный контроль после выпуска товаров //Право и экономика, 2007.- №2.- С.20.

10.    Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций <http://www.bankreferatov.ru/db/Z/3EA119D21360FB84C3256FDE006819D1>.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 155с.

11.    Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах <http://www.bankreferatov.ru/db/Z/87B7D94A9BA126FCC3256FDE006C0050>.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 167с.

12.   Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 1998.

13.   Злобина Л.А. Таможенные платежи при импорте товаров //Главбух.- 2008.- №9.-С.13-15.

15.    Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле.- М.: Бизнес-Пресса, 2007.- 253с.

16.    Комментарий к Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" (под ред. Галенской Л.Н.) - Система ГАРАНТ, 2007 г.

17.    Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 2006.-378с.

18.    Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). - "Норма", 2004 г.

19.    Косареннко Н.Н. Таможенное право России для студентов вузов <http://www.bankreferatov.ru/db/Z/0E938328E6F698DAC3256FDE006BE12F>.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 156с.

20.    Краснолуцкая Н.Т. Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. - 2007. - № 5.-127с.

21.    Кузнецов А. Таможенные платежи при ввозе товаров //Новая бухгалтерия.- 2008.- №4.- С.11-14.

22.    Миляков Н.В. Таможенная пошлина.- М.: Финансы и статисты, 2006.- 254с.

23.   Новиков А.Б. Специальный административно-правовой статус таможенного брокера //Законодательство и экономика, N 3, март 2006.

24.   Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела //Законодательство и экономика, 2008.- №12.- С.10.

25.    Перелетова И.В. Методы таможенного контроля //Ваш консультант, 2007.- №7.- С.15-18.

26.    Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред А.Н. Гуева). - "Экзамен", 2007 г.

27.    Романова Е.В. Таможенное право <http://www.bankreferatov.ru/db/Z/297F95CBC297BF92C3256FDE006B2079>.- М.: Дашков и К°, 2006.- 219с.

28.    Свинухов В.Г.Правовое обеспечение таможенного контроля //Право и экономика, 2007.- №12.- С.15-17.

29.    Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности <http://www.bankreferatov.ru/db/Z/A6043F180322EC03C3256FDE0068DC37>.- М.: Право, 2008.- 155с.

30.   Степаненко М.В. Новый шаг в борьбе с таможенными правонарушениями //Законы России: опыт, анализ, практика, N 2, февраль 2007.

31.   Таможенное право: учебник для вузов (под общ. ред. Андриашина Х.А.). ЗАО «Юстицинформ», 2006. - 428с.

32.    Таможенное право / Под.ред. Рассолова М.М., Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. и др.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.-384с.

33.  Таможенное право /Под ред. А.Ф. Ноздрачева. Гл. 2, §3. Методы таможенного права. М.: ФилинЪ, 2006 - 340 с.

34.   Трунина Е.В. Определение таможенной стоимости импортных товаров Право и экономика, N 3, март 2006.

35.    Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения //Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2006.

Похожие работы на - Всемирная таможенная организация: структура, содержание деятельности, основные цели и задачи

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!