Архитектура и градостроительство Центральной Азии в XIV-XVII вв.
Министерство
Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Ташкентский Архитектурно-Строительный
Институт
Кафедра:
«Городское строительство и хозяйство»
Реферат
на тему:
Архитектура
и градостроительство
Центральной
Азии в XIV-XVII
вв.
Ташкент
2010 г.
Регистан
Соборная мечеть
Кок-Гумбаз (« Голубой купол»)
Погребальный комплекс
Дараут–Тиловат («Дом созерцания»)
Архитектура и градостроительство
Центральной Азии в XIV-XVII веках
В истории искусства
всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней
Азии. Архитектура в Узбекистане начала зарождаться во II тысячелетии до нашей
эры, в эпоху бронзы. Расцвет градостроительства приходится, наконец, 14 -
начало 15 вв. Дороги и центральные улицы выравнивались и совершенствовались,
создавались самые разнообразные ансамбли площадей, улиц и древних захоронений.
В период правления династии Тимуридов монументальная архитектура была в
основном сосредоточена в Самарканде, Бухаре и Шахрисабзе. Сооружения этого
периода отличаются своими величественными масштабами, дерзостью инженерных
решений и пышностью украшений. Архитектура являлась сочетанием творческих сил
мастеров из Средней Азии, а также Ирана, Азербайджана и Сирии. Разнообразие
архитектурных стилей было заранее определено пересечениями караванных дорог,
торговых путей, контактов между людьми в регионе и существованием Великого
Шелкового пути - артерии международного общения.
Дошедшие до нашего
времени монументальные здания Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках,
принадлежат к знаменитым памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья.
Среди них комплекс усыпальниц, (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда 14—
первая половина I5в. Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеи
представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по
характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенный
поэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства.
Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов,
покрытых разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм с
изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое
очарование. С 15 в. многоцветное декоративное убранство становится неотъемлемой
частью зданий.
Гордостью Самарканда
была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в
народе название Биби-Ханым. Ее строительство было начато в 1399 и закончено в 1404
г. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный
ансамбль, включающий стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные
входные порталы. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с
огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная
бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью,
гармоническим чувством пропорций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ханым
свидетельствует о смелости замысла и мастерстве создавших ее зодчих, она имела
обширный двор 78 на 64 метра, обведенный галереями с 389-ю куполами и арками на
мраморных колоннах.
Мечеть Биби-Ханым 1399-1404
гг.
Торжественно
монументальна усыпальница Тимуридов—Гур-Эмир в Самарканде была построена в
1403-1404 гг. по приказу Тимура. В этом здании господствуют простые
архитектурные объемы: восьмигранник основание, цилиндрический барабан и
огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея
чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покрыты
орнаментальными росписями, вокруг надгробий расположена ажурная мраморная
ограда, резные деревянные двери отличаются тончайшей ювелирной работой. Строгой
красотой выделяется надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита.
В первой половине 15 в.
застройка Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии была продолжена
внуком Тимура Улугбеком, который был выдающимся ученым-астрономом своего
времени. На площади Регистан в Самарканде было воздвигнуто медресе Улугбека
1417—1420гг. Планировка медресе в значительной мере объяснялась замкнутым
характером высшего мусульманского учебного заведения. Открытый прямоугольный
двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащихся. Они
выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре
айвана, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью
пропорции, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик,
сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и
свежесть чистых красок.
В Самарканде в 17 в.
был создан знаменитый ансамбль площади Регистан. Величественный ансамбль
господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из
трех медресе, расположенных симметрично на трех сторонах почти квадратной
площади: с западной стороны находится медресе Улугбека, с востока и севера —
медресе Шир-Дор и Тилля-Кари, сооруженные двумя столетиями позже. Каждое здание
состоит из прямоугольного двора, по сторонам группируются в один-два этажа
жилые помещения для учащихся и преподавателей. По основным осям размещаются
айваны - открытые во двор зальные помещения.
Процесс урбанизации
протекал на основе планомерного расселения людей, на основе их этнического,
производственного, сословного происхождения и статуса. В центре Регистана,
вокруг величественных духовно-просветительных учреждений – медресе, мечетей и
хонакох селились семьи ученых и духовенства. За ними начинались кварталы
ремесленников, далее торговцев и т.д. Характерно, что культурно-этническое и
сословно-статусное расселение были характерны и для других крупных городов
Центральной Азии таких как Бухара, Хива, Ташкента, Насаф и Кеш. Особенностью градостроительства
древнего Самарканда является то, что сооружения этого древнего города
отличаются художественно-монументальной росписью, сделанной из специального
строительного материала, включая металл, стекло, терракоту, кость, дерево,
драгоценные и полудрагоценные камни и многое другое. Шахрисабз был второй
столицей государства Тимура, о котором он постоянно заботился, благоустраивал и
украшал. Великий Бабур – потомок Амира Тимура, основатель династии Бабуридов,
писал: "...Так как Кеш был местом рождения Тимурбека, он приложил много
старания и забот, чтобы превратить город в "подножье трона"
(резиденцию государства)". Наглядное свидетельство этому огромный дворец
Ак-Сарай, равному которому не было в то время. Ак-Сарай до сих пор остается
непревзойденным шедевром орнаментальной мозаики. На вершине портала Ак-Сарая
огромными буквами была выполнена надпись: "Если ты сомневаешься в силе
нашего чудодеяния – взгляни на наши постройки!"
Одним из чудес дворца был устроенный на крыше хауз, с которого стекал живописный
каскад струй. Вода в хауз поступала по свинцовому желобу с горного перевала
Тахтакарача. Арка входного портала Ак-Сарая, рухнувшая лет 200 назад, была
крупнейшей в Средней Азии. Пролет портала составлял 22,5 м. От этого
величественного сооружения сохранились два разобщенных пилона. Высота этих
пилонов даже в нынешнем разрушенном состоянии достигает 38 м. Мозаика
филигранной работы, собранная в сложную цветовую гамму, поражает ярким
затейливым орнаментом и росписями. Сохранившаяся до наших дней часть пилонов и
монументальной арки, поражает размерами - высотой с 12 -этажный дом и шириной
около 20 метров.
Значительно лучше
сохранились памятники тимуридского времени в юго-западной части города. Преимущественно
это остатки некогда грандиозного погребального комплекса. Мавзолей Дорус-Сиадот
("Дом потомков пророка"), где был похоронен любимый сын Амира Тимура
Джахангир. Комплекс стал фамильной усыпальницей тимуридов. Вековые чинары
зеленеют здесь и поныне, являясь священным символом Шахрисабза. Другой
погребальный комплекс – Дараут-Тиловат ("Дом созерцания"). Два мавзолея
– Хазрети шейх (Шамседдина Куляля) и Гумбези Сейидан, а также Соборная мечеть
Кок-Гумбаз (" Голубой купол "). Была
построена на фундаментах более раннего здания домонгольского времени с
аналогичной планировкой. Расположенная на единой оси с мавзолеем Куляла она
стала соборной мечетью города. К мечети когда-то примыкали летние галереи, от
которых сохранились основания квадратных пилонов, поддерживающих арки. Надпись
на портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени
своего отца Шахруха.
От величественного
святилища сохранилось центральное купольное сооружение. Диаметр купола - 46
метров, это больше, чем диаметр купола в Биби-ханум. Квадратный зал увенчан
сфероконическим куполом, опирающимся на шестнадцатигранник. В углах массивных
стен встроены четыре винтовые лестницы. На части наружного купола прочитываются
остатки коранических текстов, выложенных кирпичной мозаикой в майоликовом
обрамлении.
С 16 века политическим
и торговым центром Средней Азии стала Бухара. Обширное городское строительство
сопровождалось созданием архитектурных ансамблей. В это время оформляется центр
города: его ансамбль образуют медресе Мири-Араб и мечеть Калян с минаретом —
башней, откуда глашатай призывал мусульман на молитву. Минарет Калян построен в
виде круглоствольной кирпичной башни, сужающейся кверху; диаметр ее у основания
- 9 метров, вверху - 6 метров, высота 46 метров. Внутри вокруг столба вьется
кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной
ротонды-фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленные в виде
пышного сталактитового карниза - шарафа. Купольное помещение внутри фонаря
окружено обходной галереей, в арках которой возглашали призыв на молитвы.
Отсюда совершались и казни: последнюю жертву сбросили с минарета в 1884 году.
Минарет Калян
Особую выразительность
придает Каляну декор: наружная поверхность ствола опоясана четырнадцатью
поясами орнаментированных надписей, чередующихся с фигурными кирпичными
кладками, выложенными неповторимыми рисунками. Во время Гражданской войны в
1920 г. ствол и верхушку минарета сильно повредило снарядами. В 1923 году были
проведены реставрационные работы. Также возделываются различные типы
сооружений, из которых значительное число принадлежало торговым и бытовым
(крытые базары, караван-сараи, бани и т.д.). По сравнению с предыдущими
столетиями объемы зданий становятся несколько меньше, упрощается декоративная
отделка, хотя в облицовке зданий продолжают использоваться те же виды техники
декорирования - глазурованный кирпич терракота, майолика и т.п. Развитие
сводчато-купольных систем, которые получили идеальное выражение в тонких
оболочках на прочной и красивой основе арок и нервюр в 16 в., достигло
кульминации. В течение 17-18 вв. строительство продолжается, но оно в
значительной мере теряет те высокие художественные и технические качества,
которые характеризуют архитектуру предшествующих периодов.
Список литературы
архитектура
самарканд бухара соборная мечеть
1. «Популярная художественная энциклопедия».
Издательство «Советская энциклопедия», Москва 1986 год.
2. www. Wikipedia.ru