Современное строительство в историческом центре Санкт-Петербурга. Объект - жилой дом на Кирочной ул. 43А
Федеральное
агентство по образованию РФ
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра истории
и теории архитектуры
Реферат
по теме:
Современное
строительство в историческом центре Санкт-Петербурга.
Объект - жилой дом на Кирочной ул. 43А
Разработал: ст.
гр. 3-А-VI
Новикова М.
Руководитель:
проф.
С.П. Заварихин
Санкт-Петербург 2010
Оглавление
Историческая справка
Кирочная улица
Близлежащие объекты
Жилой дом на Кирочной ул. 43А
Градостроительный анализ
Архитектурный анализ
Список использованной литературы
Кирочная
улица
Кирочная
улица между Литейным просп. и Новгородской ул. Проложена в 1-й пол. 18 в. на
территории бывшей Литейной (Артиллерийской) слободы (отсюда 1-е наименование).
Название
происходит от лютеранской кирхи (Лютеранская церковь Святой Анны), другое
название - в честь М.Е. Салтыкова-Щедрина. В 1802-07 сооружены казармы и
госпиталь Преображенского лейб-гвардии полка (д. 31-39, арх. Ф.И. Волков). На месте
школы № 183 (д. 28) находилась ц. Св. Космы и Дамиана при л.-гв. Саперном
батальоне (1876-79, арх. М.Е. Месмахер, снесена в 1940-х гг.). В д. 33
размещался 6-й саперный батальон. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Кирочная улица
застраивалась доходными домами. Дома 32 и 34 возведены в 1881-1900 (арх. П.Ю.
Сюзор) для предпринимателя А.В. Ратькова-Рожнова; в д. 43 - Суворова А.В. мемориальный
музей. В д. 41 размещался Клинический институт великой княгини Елены Павловны
(1878-85, арх. Р.А. Гедике), ныне - Медицинская академия последипломного
образования. В д. 17 жил арх. Л.В. Руднев, в д. 23 - хирург В.А. Оппель (мем.
доска). По левой стороне Кирочную улицу замыкает Таврический сад.
История
переименований:
Кирочная
ул. (с 1 января 1998)
ул.
Салтыкова-Щедрина (1960-е гг. - 1 января 1998)
ул.
Салтыкова-Щедрина 1938 - 1960-е гг.
Кирочная
ул. (1854 – 1938)
Конно-Гвардейский
пер. (1821 – 1854)
2-я
Фурштатская ул. (1804 - 1817)
Кирочная
ул. (1780 - 1804)
Васильевская
ул. (1790 - 1830)
пр.
к Таврическому дворцу (1798 -1810-е гг. )
4-я
Артиллерийская ул. (1774 - 1801)
4-я
Артиллерийская линия (1764 - 1792)
1-я
линия Артиллерийской слободы (1735 - 1760-е гг. )
от
Невы реки линия (1747)
Близлежащие
объекты
Кирочная
ул., 43
Государственный
мемориальный музей Суворова А.В. (Кирочная ул., 43), один из крупнейших
мемориальных музеев России. Основан в 1900 как временная экспозиция в Академии
Генерального штаба в честь 100-летия со дня смерти А.В. Суворова. С 1904
размещается в специальном здании, сооруженном в неорусском стиле на средства,
собранные по подписке (1901-04, арх. А.И. фон Гоген при участии Г.Д. Гримма),
на главном фасаде - мозаичные панно "Отъезд Суворова в Италию, поход
1799", "Переход Суворова через Альпы" (худ. Н. А. Шабунин, А.Н.
Попов, мозаичисты М.И. Зощенко, Н.Е. Масленников). Фонды комплектовались за
счет дарений и покупок из частных собраний. В 1919 музей закрыт, коллекции
распределены по другим музеям. В 1925–41 гг. в здании размещался Аэромузей,
существовавший при Ленинградской организации Осоавиахима. Музей был посвящен
истории развития воздухоплавания и авиации. Включал отделы: воздухоплавательный
(от воздушного шара братьев Монгольфье до новейших конструкций управляемых
дирижаблей 1920 – 30-х гг.); авиационный (от парашюта Леонардо да Винчи до
многоместных самолетов); моторный (авиамоторы разных систем); отдел мирного
применения воздушного флота; отдел военного применения воздушного флота.
Экспонировались старинные китайские бумажные змеи, модели воздушных шаров,
дирижаблей, планеров, самолетов; реликвии, связанные с историей авиации.
С
началом войны Аэромузей был перенесен в здание Биржи, во время блокады закрыт.
В 1943 здание на Кирочной, 43 повреждено взрывом авиабомбы, в 1950-51
восстановлено (арх. М.М. Плотников) и в 1951 в нем вновь открыт музей Суворова.
В 1995-2000 осуществлена комплексная реставрация здания, восстановлены
утраченные элементы внутреннего убранства, реконструирована экспозиция. В
фондах - св. 100 тыс. предметов (2002): мемориальные вещи Суворова, оружие,
трофеи, знамена, ордена и медали 2-й пол. 18 в., произведения изобразительного
искусства, крупная коллекция оловянных солдатиков и др. С 1975 при музее
работает "Клуб любителей военно-исторической миниатюры".
Кирочная
ул., 41
Санкт-Петербургская
Медицинская академия последипломного образования (МАПО) (Кирочная ул., 41)
представляет собой большой комплекс из клиник и учебных зданий. Основанный в
1885 как Клинический институт великой княгини Елены Павловны (с 1896 имп.),
вдовы вел. кн. Михаила Павловича, институт является первым в мире учреждением
для повышения квалификации врачей. Опираясь на инициативу проф. Э.Э. Эйхвальда,
великая княгиня в 1870 предложила создать по европейскому образцу больницу для
малоимущих на 100 коек, объединив ее с научно-учебным центром.
В
следующем году на Преображенском плацу был отведен участок, и арх. Р.А. Гедике
при содействии видных столичных врачей составил проект института, но лишь в
1878 его главное здание было заложено. Основные средства на строительство дала
казна; сама вел. кн. Елена Павловна выделила 25 тыс. руб., проф. Эйхвальд,
будущий директор, – 75 тыс. руб. Церковь начали сооружать в 1880 во имя
небесной покровительницы великой княгини. (равноап. цар. ЕЛЕНЫ)
21
мая 1885, в праздник этой святой, первое в стране высшее учебное заведение для
усовершенствования медицинских специалистов было освящено в присутствии вел.
кн. Екатерины Михайловны, дочери основательницы. Одновременно был освящен и
двусветный храм на втором этаже, разместившийся в выступе главного здания,
украшенного снаружи дорическим портиком и высоким куполом. Деньги на отделку
храма дал купец И. К. Соколов, староста С.А. Варгунин подарил хрустальное
паникадило, ризницу – купец Комаров.
Двухъярусный
иконостас по рисунку зодчего вырезали в мастерской Е.Н. Шредера, образа в нем
написал Н.Д. Кузнецов. Роспись исполнил известный столичный декоратор С.И.
Садиков, мраморные работы – Г. Ботта, лепные – В.Д. Репин.
В
1904–1905 на средства вдовы стат. сов. Е.И. Граве на Парадной улице арх. О.А.
Паульсон выстроил часовню для отпевания.
С
1894 Еленинский институт подчинялся Министерству народного просвещения, и с
1895 носил имя Императорского. В нем до 1917 прошли курс усовершенствования
около 10 тысяч врачей со всей России.
Первым
настоятелем церкви был прот. Николай Никанорович Сперанский, которого в 1917
сменил прот. Николай Николаевич Писаревский. При нем 25 марта 1919 храм был
закрыт и через четыре года ликвидирован. Помещение долго было занято учебной
библиотекой, но 12 июня 1999 храм был вновь освящен после реставрационного
ремонта.
С
1918 институт стал называться Советский, с 1919 Государственный институт
усовершенствования врачей (с 1935 им. С.М. Кирова). В 1993 преобразован в МАПО.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на базе института развернут
эвакогоспиталь, проводились выездные циклы повышения квалификации врачей в
действующей армии. МАПО осуществляет повышение квалификации и переподготовку
врачей и медсестер по всем клиническим и медико-биологическим специальностям. В
ее составе 6 ф-тов, 76 кафедр, действующих на базе 14 НИИ и 63 крупных лечебных
учреждений; единственный в России НИИ микологии, комплекс н.-и. лабораторий,
клиники. Филиалы - на Заневском просп., просп. Просвещения и Автовской ул.
Основной комплекс зданий по/строен в 1885-1906 (арх. Р.А. Гедике).
Таврический
сад
Таврический
сад, памятник садово-паркового искусства, между Шпалерной, Таврической, Кирочной
и Потемкинской улицами. Пл. 21,1 га. Разбит в 1783-1800 (садовый мастер В.
Гульд) при строительстве Таврического дворца на плоской литориновой террасе,
где были выкопаны 2 пруда неправильной формы, первоначально наполнявшиеся водой
из Лиговского канала. На большом пруду - 2 острова. Из грунта, вынутого при
сооружении прудов, насыпаны видовые горки. В 1866 Таврический сад открыт для
посетителей. В 1930-х гг. переименован в ПКиО им. 1-й пятилетки, с 1956
Городской детский парк. Сильно пострадал от наводнения в 1924 и во время
блокады. В 1962 в Таврическом саду открыт памятник пионерам-героям (скульп.
И.Н. Костюхин, В.С. Новиков, арх. А.И. Алымов, Ф.А. Гепнер), в 1990 - памятник
П.И. Чайковскому (скульп. Б.А. Пленкин), в 1995 - С.А. Есенину (скульп. А.С. Чаркин,
арх. Ф.К. Романовский, С.Л. Михайлов). Старые деревья сохранились в основном
вдоль границ Таврического сада: преобладают дубы, встречаются лиственницы,
липы. В центральной части чередуются открытые участки и послевоенные посадки
деревьев (дуб, липа, ясень, береза и др.) и кустарников.
Жилой
дом на Кирочной ул. 43А
Градостроительный
анализ
Место,
отведенное под строительство данного объекта, представляет собой площадку в
Центральном районе, в квартале, ограниченном Кирочной ул., Таврической ул. и
Парадной ул.
Расположенные
в квартале здания имеют историческую ценность. В 2001 г. «Студия 44»
разработала и осуществила проект многоквартирного жилого дома. Здания заселено.
По
Генеральному плану Санкт-Петербурга, утвержденному в 2005 г., участок лежит в
границах зоны 3ЖД - среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой
застройки с включениями общественно-деловых зданий. Смежный с домом участок к
северо-западу, выходящий на Кирочную ул. на генплане обозначен как зона Д1 —
многофункциональная общественно-деловая застройка.
На
территории квартала расположены здание Государственного мемориального музея Суворова
А.В. Здание, построенное арх. Фон Гогеном в 1901-1904гг в неорусском стиле. В
западной части квартала расположены здания Санкт-Петербургской Медицинской
академии последипломного образования. Построенные в 1885 г, комплекс зданий
построены в стиле эклектики, в неоренессансном духе.
В
исследуемой части квартала также находятся состоящие под охраной как выявленные
объекты культурного наследия – территория Таврического сада и вышеперечисленные
здания.
На
сегодняшний день территория квартала, и в частности исследуемый участок,
представляет собой композиционно завершенную среду - с разнохарактерными
постройками к.19-н.20в., находящимися в большинстве своем в отреставрированном
виде.
Этот
городской фрагмент в силу своего расположения в городском центре, вблизи
Таврического сада, не требует осуществления преобразований для улучшения его
средовых характеристик.
Жилой
дом расположен в глубине улице имеет спокойный силуэт и не портит панораму.
Архитектурный
анализ
Выбранный
объект представляет собой многоквартирный жилой дом, построенный по проекту
«Студии 44» в 2001 году.
Шестиэтажный
дом визуально разделен на три членения по высоте. Два нижних этажа подчеркнуты
рустовкой, продолжающей членение соседнего дома. Функционально эти этажи заняты
коммерческими организациями. Карнизом, прорисованным также в створе с
прилегающей застройкой, отделен этаж мансарды. Горизонтальный ритм окон задает
симметричная композиция фасада, обращенного на Кирочную улицу. Угол здания
также симметричен, трехчастен, но пластически решен иначе: круглый в плане.
Цветовая
гамма не спорит с окружением. Основной цвет – бежевый с краснокирпичными
вставками. Небольшой флигель музея Суворова, находящийся перед домом, той же
цветовой гаммы.
Стилистически
дом можно отнести к архитектуре постмодерна с характерными для него деталями:
безордерными колоннами, круглыми врезками на фасаде здания, сочетании круглых и
прямоугольных форм в плане. Пластический прием крупной рустовки, квадратные
окна, укрупненный масштаб и цветовое решение перекликаются с советской
архитектурной школой сталинского периода. В то же время читается и подчерк
мастера. Для Н. Явейна характерно использование крупных декоративных элементов
на фасаде здания.
В
круглой части поэтажных планов пространство объединено, что позволяет
планировочному приему работать на фасаде здания в темное время суток. Завершение
дома воспринимается цельно, без дробности по горизонтали.
Разбирая
морфологически это здание, трудно что-то особенное сказать о его структуре. По
своим объемам многоквартирный дом продолжает традиции доходных домов периода
эклектики, с которыми он непосредственно соседствует. Как особенность можно
выделить многослойную структуру постройки. Фасад словно приоткрывает одну за
другой свои плоскости (внешняя облицовка из пеноблоков, колонны из ж/б,
панорамные окна)
По
высоте дом не превышает установленный в данном месте регламент.
Устроенные
на мансардном этаже галереи задают ступенчатый силуэт здания. Пластика фасада
активна, но не навязчива. Окна третьего-пятого этажей заглублены и обрамлены
небольшими колоннами. На первом этаже декором служат два круглых отверстия на
фасаде. Широкие витринные окна позволяют функционально использовать
коммерческие помещения. Кровля плоская, в доме устроены лифты.
Со
стороны Кирочной улицы жилой дом контрастирует со зданием музея Суворова и по
стилистике, и по пластике, и по цветовому решению. Однако за счет своего
заглубленного положения, во втором ряду застройки улицы, и за счет зеленых
насаждений около мемориального музея, этот контраст не критичен и не портит
панораму улицы.
Список использованной
литературы
1. Архитекторы-строители
Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века: справочник / Междунар.
благотворит. фонд спасения Петербурга-Ленинграда, Гос. музей истории
Санкт-Петербурга; авт.-сост. А.М. Гинзбург, Б.М. Кириков ; под общ. ред. Б.М.
Кирикова. - СПб.: Пилигрим, 1996.
2. Антонов
В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1996. Т.
3. С. 241-242.
3. Занан
Л.А. Городской детский парк / Сады и парки Ленинграда. Л., 1981. С. 99-111.
4. Императорский
клинический институт Великой княгини Елены Павловны: Рос. школа
усовершенствования врачей (1885-1917 гг.) / Н.А. Беляков и др. СПб., 1999
5. Меерович
Г.И. Музей А.В. Суворова: Ист.-краевед. очерк. Л., 1981.
Интернет-ресурсы:
·
www.encspb.ru
·
www.walkspb.ru
·
www.cityspb.ru
·
www.gradpetra.info
·
www.citywalls.ru
·
www.Google.com