Государство в системе социального партнерства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место государства в социальном
партнерстве
2. Роль государства в системе
социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских
отношениях
4. Государство как выразитель общей воли
народа
5. Социальное партнерство и
регулирование безработицы
6. Государственный минимальный
социальный стандарт
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике все
более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их
модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она
основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно —
абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции
государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания,
формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной
системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм
в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В
России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а
впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.
Вторая модель —
социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании
различных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное
государство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, в
области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большей
степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских,
и в особенности для скандинавских стран: Израиля, Канады.
Наиболее концентрированное
выражение социально — ориентированная модель развития получила в таком понятии
как "социальное государство". Она заложена и в Конституции Российской
федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство имеет прямое
отношение к социальному партнерству, т.к. именно социальное партнерство и
предусматривает социально - ориентированную политику, проводимую государством.
1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В
СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Социальная
ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших
социальных функций: корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не
допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые
пределы. В социальной политике это означает пере распределение (на основе
закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит
существенное значение социального государства; определяет прожиточный минимум,
который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной
платы, пенсий, пособий по безработице;- обеспечивает гражданам определенный
комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической
безопасности, доступности к культурным благам; создает минимальные необходимые
условия для социального страхования.
Выступая как субъект
социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои
административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на
себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства
массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно
рекламировать предпринимательство как благо для общества. Если в обществе
культивируется представление о том, что создание собственной фирмы — дело
престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с
одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.
Именно государство, и
только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине)
представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа,
закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества,
обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы,
вплоть до прямого принуждения.
Государство едино и
единственно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму
("обруч") общества. Убери государство — и развалится общество на
конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах,
выяснении отношений, утверждении каждым именно своей "правды" в
кровавых столкновениях и даже в гражданских войнах. Ослабляя его регулирующую,
законотворческую и правоохранительную функции, невозможно прийти к цивилизованному
социально — ориентированному рынку. Место государства в социальном партнерстве
определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью.
Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра
(посредника). Государство продолжает оставаться крупным собственником и
работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти
выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими
субъектами социального партнерства, регулирования социально—трудовых отношений.
Далее, роль государства
заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального
законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в
России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного
права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для
работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским
законодательством. Государство должно отказаться от политического
маневрирования и давления в отношении двух других партнеров в системе
"трипартизма", передать последним полномочия, которые принадлежат
объединениям работников и предпринимателей. Вмешательство государства в их
отношения представляется целесообразным лишь в тех случаях, когда той или иной
стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство; когда обе
конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения; когда
достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам.
Основные составляющие
политики государства в сфере социального партнерства: согласование между
партнерами на высшем (национальном) уровне основных направлений
социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев
и показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых
отношений; формирование и совершенствование механизмов и институтов,
способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных
уровнях; создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься
решением задач развития социального партнерства и регулирования
социально-трудовых отношений; содействие расширению участия трудящихся в
управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и
общества; развитие и стимулирование переговорного характера процесса
урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий; снижение
уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством развития и
совершенствования законоприменительной практики, примирительных и
согласительных процедур.
Социальность
государства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества
проявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечивать
соблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту
отдельных социальных групп и слоев. Формирование социального государства тесно
взаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способно
значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частные
фирмы и компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с
местными властными структурами для решения многообразных узкоспециализированных
и социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не против
налаживания тесных взаимоотношений с миром частного бизнеса в развитии
социальной сферы. Однако сложившаяся система разделения социальной
ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям
местных властей с частными, негосударственными предприятиями и организациями. В
этой связи целевые программы государственной поддержки и развития
предпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многих
конкретных проектов в экономической и социальной сферах.
Объективные условия
складываются таким образом, что властные структуры, развивая систему
социального партнерства, должны постоянно совершенствовать технологии и
механизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика,
наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления
получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по
важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем
согласования интересов различных групп, слоев и классов.
Консенсус в партнерских
отношениях проявляется в следующих трех основных видах: позитивный, т.е.
достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения
массовых социальных волнений, войн; негативный, при котором довольно высок
уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства;
неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста
социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.
3. ГОСУДАРСТВО И
КОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Ведущим фактором
достижения консенсуса в партнерских отношениях является соблюдение законности в
действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между
собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при
разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики
государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ,
а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее
согласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в период
реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества
и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям
противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.
Процесс согласования и
защиты интересов работников и работодателей, предпринимателей может
осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов
государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и
объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена
информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем,
ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.
Опосредованный характер
взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями
выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в
большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками
трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы
государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду,
каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений
предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов,
работников отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственной
власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального
партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие
согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники
производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как
работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли
государства, властных структур в системе социального партнерства. Чем же должно
заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и
полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели
социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и
посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на
предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.
Отмеченные
обстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности и
поведения как институтов государственного и муниципального управления, так и профсоюзов,
и объединений работодателей, предпринимателей, в сфере взаимодействия с
государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и
духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе
основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных
уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должны быть как общие, так
и отличные друг от друга цели деятельности, что не только естественно, но и
жизненно необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия.
4. ГОСУДАРСТВО КАК
ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕЙ ВОЛИ НАРОДА
Связи институтов
государственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениями
предпринимателей, работодателей можно рассматривать с разных позиций: с точки
зрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а также
характеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведения
каждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовых
отношений в данный момент или в прогнозируемом будущем.
Объективно все три
стороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей — в своей
деятельности стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, к
рациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и
быта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров и
соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую
препятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которой
государственные органы, объединения предпринимателей не в состоянии
содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над
социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные
ситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, занимать
позицию противостояния, или организовывать акции протеста.
Государство, объединяя
всех граждан страны, способно представлять в системе социального партнерства их
общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение ее
в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения,
сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологии
умиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органами
власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего
рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.
Главным компонентом
технологии сдерживания является принципиальный отказ властных структур,
работодателей от каких-либо уступок в социально-экономической политике, прежде
всего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще
всего фактическим отказом институтов государственной власти при определенных
условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда
даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных
вопросов.
На практике технологии
сдерживания реализуются властными структурами путем использования превентивных
мер: а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации
отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно,
реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса
одних и повышение роли других органов государственного управления затрудняют
вход групп давления профсоюзов во властные структуры, устраняют в известной
мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров,
соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.
В системе социального
партнерства институтами государственной власти достаточно эффективно
используются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворении
групповых притязаний одних — менее слабых и противодействии другим — более
сильным — профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительной
властью альтернативных групп давления и обеспечении ими поддержки в интересах
проведения экономических реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует
опыт, осуществляются и путем «раскола по вертикали». Это выражается в
перенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами на
индивидуальный уровень.
5. СОЦИАЛЬНОЕ
ПАРТНЕРСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ
В 1998 г. принята и
реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за
1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на
рынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективов
работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации
рабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки и
повышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжает
оставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация на
местном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисного
состояния и длительной продолжительности безработицы.
Политика занятости
имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда и
предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной
перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития
экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.
Государство в союзе с
работодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную роль в
решении многих других социально значимых проблем как совершенствование системы
оплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, что
складывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется к
новым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить баланс
интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные
на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей в
регионах.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Под государственным
минимальным социальным стандартом понимается установленный законом РФ
минимально необходимый уровень социальных гарантий, выражаемых в социальных
нормах.
В результате
установления и применения государственных минимальных социальных стандартов
появляется возможность проведения более эффективных мероприятий по: обеспечению
удовлетворения важнейших потребностей населения в основных материальных благах
и социальных услугах; использованию средств бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов на социальные нужды; государственной поддержке развития
социальной сферы и социальной защите населения; выравниванию уровня социального
развития на территории субъектов РФ; концентрации финансовых ресурсов на приоритетных
направлениях государственной социальной политики.
В законопроекте
предлагается устанавливать государственные минимальные социальные стандарты в
качестве основы для нормативного закрепления доходов и расходов на социальное
развитие по уровням бюджетной системы РФ и местными органами самоуправления. В
состав системы государственных минимальных социальных стандартов включены
стандарты в области доходов и СЗН, образования, здравоохранения, культуры,
юридической помощи гражданам и жилищно-коммунальной сфере. Номенклатура типов
соответствующих государственных минимальных социальных стандартов и нормативов
финансовых затрат на обеспечение их реализации сформированы по предложениям заинтересованных
министерств и ведомств.
Система государственных
минимальных социальных стандартов выдвигается в качестве базы для формирования
и исполнения социальных статей бюджетов всех уровней и межбюджетных отношений,
а также формирования и использования внебюджетных фондов. При определении
бюджетного финансирования отраслей социальной сферы на очередной год каждому
распорядителю бюджетных средств на основе государственных минимальных
социальных стандартов и нормативов текущих и капитальных затрат на их
обеспечение необходимо устанавливать государственные и муниципальные задания по
предоставлению социальных услуг. Предлагается использовать программы, прогнозы,
и схемы социально-экономического развития, а также планы и программы развития
отраслей социальной сферы на соответствующей территории.
В законопроекте
устанавливается ответственность руководителей и должностных лиц за несоблюдение
и ненадлежащее использование финансовых средств, выделенных на обеспечение
реализации государственных минимальных социальных стандартов. Контроль за
обеспечением и соблюдением государственных минимальных социальных стандартов
рекомендуется осуществлять в форме парламентского, административного и
общественного контроля на основе принципа гласности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие же уроки можно
было бы извлечь из российского опыта на рубеже XX-XXI
вв. для органов государственной власти и реализации ими своих функций в системе
социального партнерства?
Во-первых, — осознание,
что современное государство должно освободиться от госмонополизма в экономике
и, используя макроэкономические регуляторы, задавать «правила игры», обеспечивать
их соблюдение независимыми субъектами социального партнерства.
Во-вторых, —
преодоление госмонополизма в экономике возможно лишь целенаправленными
совместными усилиями властных структур, представителей объединений работников,
работодателей и бизнеса. В системе социального партнерства органы
государственной власти должны обеспечивать соответствие результатов
переговоров, договоров, соглашений целям государственной
социально-экономической политики, содействовать общественно-политическому
самоопределению социального слоя работодателей, предпринимателей. Усилия
органов исполнительной власти должны быть направлены на согласование интересов
различных социальных групп, слоев общества, их общественных организаций в целях
решения актуальных задач в социально-трудовой сфере.
В-третьих, необходимо
четко определить границы и функции государственной службы, властных структур по
отношению к профсоюзам, общественным объединениям предпринимателей,
работодателей. Задачей политического руководства все больше становится организация
и совершенствование на практике уже достигнутого согласия относительно целей
реформ. В этой связи целесообразно:
- подготовить
концепцию взаимодействия органов власти с профсоюзами общественными
организациями предпринимателей, работодателей, которая способствовала бы
преодолению политического отчуждения, совершенствованию организационных форм
социального партнерства;
- сформировать
систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на
основе социальных стандартов и индикаторов;
- разработать
общие принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на федеральном,
региональном и территориальном уровнях, присоединения к заключенным
соглашениям, распространения их действия на организации, не участвовавшие в
переговорном процессе; сформировать критерии определения представительности
объединений профсоюзов и работодателей, их полномочности на ведение
коллективных переговоров;
- подготовить
правовые основы, обеспечивающие участие представителей объединений профсоюзов и
работодателей в разработке законодательных и основных нормативных актов,
относящихся к социально-экономической политике.
Установление
партнерских отношений с общественно-политическими и общественно-гражданскими
формированиями на территории позволяет власти не только успешно решать
электоральные проблемы, способствует снижению социальной напряженности в
регионе и муниципальном образовании, но и снизить финансовые затраты за счет:
построения механизмов адресной социальной помощи; содействия переходу общественных
организаций из позиции просителей к оказанию населению различного типа
социальных услуг и выходу на самообеспечение; передачи некоммерческим
организациям третьего сектора некоторых административных функций на основе
конкурсности социального и муниципального заказа; привлечения в город (район,
округ, муниципальное образование) путем создания силами НКО социально значимых
проектов и программ, инвесторов и доноров, дополнительного финансирования из
федеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных Фондов;
использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
В
итоге обращения к новым ресурсам возможно изменение существующего сегодня
стереотипа, рассматривающего экономику как пополняющую доходную часть бюджета,
а социальную сферу - как расходную его составляющую. При этом возникает новое
видение территории и региона как сферы не только "реальной" или
"социально-ориентированной" экономики, но и целостной -
"социальной экономики", что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее
отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность
жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности
человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.
Идея
партнерства станет движущей силой, в случае если "овладеет народными
массами". Доверие между партнерами - различными субъектами социально-экономического
развития территории, возникает при "прозрачности" и открытости
взаимных намерений и действий. Особенно это касается принятия стратегических,
жизненно важных решений относительно городского развития: местного бюджета,
градостроительства, рынка труда и занятости, миграций, безопасности и
правопорядка, жилищно-коммунальной реформы, социальных программ, экономической
и промышленной политики и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика.
Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003
– 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальной
сферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей
школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И.
Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. - М.: Финансы
и статистика, 2002. - 192 с.: ил.
5. Социальная политика: Учебник / Под
общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.