Государство в системе социального партнерства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,53 kb
  • Опубликовано:
    2011-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство в системе социального партнерства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Место государства в социальном партнерстве

2. Роль государства в системе социального партнерства

3. Государство и консенсус в партнерских отношениях

4. Государство как выразитель общей воли народа

5. Социальное партнерство и регулирование безработицы

6. Государственный минимальный социальный стандарт

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.

Вторая модель — социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большей степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран: Израиля, Канады.

Наиболее концентрированное выражение социально — ориентированная модель развития получила в таком понятии как "социальное государство". Она заложена и в Конституции Российской федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, т.к. именно социальное партнерство и предусматривает социально - ориентированную политику, проводимую государством.

1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций: корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает пере распределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства; определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;- обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам; создает минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества. Если в обществе культивируется представление о том, что создание собственной фирмы — дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.

Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.

Государство едино и единственно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. Убери государство — и развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении отношений, утверждении каждым именно своей "правды" в кровавых столкновениях и даже в гражданских войнах. Ослабляя его регулирующую, законотворческую и правоохранительную функции, невозможно прийти к цивилизованному социально — ориентированному рынку. Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Государство продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально—трудовых отношений.

Далее, роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством. Государство должно отказаться от политического маневрирования и давления в отношении двух других партнеров в системе "трипартизма", передать последним полномочия, которые принадлежат объединениям работников и предпринимателей. Вмешательство государства в их отношения представляется целесообразным лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство; когда обе конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения; когда достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам.


Основные составляющие политики государства в сфере социального партнерства: согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне основных направлений социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых отношений; формирование и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях; создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений; содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и общества; развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий; снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством развития и совершенствования законоприменительной практики, примирительных и согласительных процедур.

Социальность государства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества проявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечивать соблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту отдельных социальных групп и слоев. Формирование социального государства тесно взаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способно значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частные фирмы и компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с местными властными структурами для решения многообразных узкоспециализированных и социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не против налаживания тесных взаимоотношений с миром частного бизнеса в развитии социальной сферы. Однако сложившаяся система разделения социальной ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям местных властей с частными, негосударственными предприятиями и организациями. В этой связи целевые программы государственной поддержки и развития предпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многих конкретных проектов в экономической и социальной сферах.

Объективные условия складываются таким образом, что властные структуры, развивая систему социального партнерства, должны постоянно совершенствовать технологии и механизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика, наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем согласования интересов различных групп, слоев и классов.

Консенсус в партнерских отношениях проявляется в следующих трех основных видах: позитивный, т.е. достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения массовых социальных волнений, войн; негативный, при котором довольно высок уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства; неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.

3. ГОСУДАРСТВО И КОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.

Процесс согласования и защиты интересов работников и работодателей, предпринимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.

Опосредованный характер взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.

Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнерства. Чем же должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.

Отмеченные обстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности и поведения как институтов государственного и муниципального управления, так и профсоюзов, и объединений работодателей, предпринимателей, в сфере взаимодействия с государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должны быть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что не только естественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия.

4. ГОСУДАРСТВО КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕЙ ВОЛИ НАРОДА

Связи институтов государственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениями предпринимателей, работодателей можно рассматривать с разных позиций: с точки зрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а также характеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведения каждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовых отношений в данный момент или в прогнозируемом будущем.

Объективно все три стороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей — в своей деятельности стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, к рациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и быта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров и соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую препятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которой государственные органы, объединения предпринимателей не в состоянии содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные ситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, занимать позицию противостояния, или организовывать акции протеста.

Государство, объединяя всех граждан страны, способно представлять в системе социального партнерства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологии умиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.

Главным компонентом технологии сдерживания является принципиальный отказ властных структур, работодателей от каких-либо уступок в социально-экономической политике, прежде всего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов государственной власти при определенных условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов.

На практике технологии сдерживания реализуются властными структурами путем использования превентивных мер: а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно, реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса одних и повышение роли других органов государственного управления затрудняют вход групп давления профсоюзов во властные структуры, устраняют в известной мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров, соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.

В системе социального партнерства институтами государственной власти достаточно эффективно используются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворении групповых притязаний одних — менее слабых и противодействии другим — более сильным — профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительной властью альтернативных групп давления и обеспечении ими поддержки в интересах проведения экономических реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует опыт, осуществляются и путем «раскола по вертикали». Это выражается в перенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами на индивидуальный уровень.

5. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ

В 1998 г. принята и реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за 1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на рынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация на местном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисного состояния и длительной продолжительности безработицы.

Политика занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Государство в союзе с работодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную роль в решении многих других социально значимых проблем как совершенствование системы оплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, что складывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется к новым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить баланс интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей в регионах.

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Под государственным минимальным социальным стандартом понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень социальных гарантий, выражаемых в социальных нормах.

В результате установления и применения государственных минимальных социальных стандартов появляется возможность проведения более эффективных мероприятий по: обеспечению удовлетворения важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; использованию средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; государственной поддержке развития социальной сферы и социальной защите населения; выравниванию уровня социального развития на территории субъектов РФ; концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики.

В законопроекте предлагается устанавливать государственные минимальные социальные стандарты в качестве основы для нормативного закрепления доходов и расходов на социальное развитие по уровням бюджетной системы РФ и местными органами самоуправления. В состав системы государственных минимальных социальных стандартов включены стандарты в области доходов и СЗН, образования, здравоохранения, культуры, юридической помощи гражданам и жилищно-коммунальной сфере. Номенклатура типов соответствующих государственных минимальных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на обеспечение их реализации сформированы по предложениям заинтересованных министерств и ведомств.

Система государственных минимальных социальных стандартов выдвигается в качестве базы для формирования и исполнения социальных статей бюджетов всех уровней и межбюджетных отношений, а также формирования и использования внебюджетных фондов. При определении бюджетного финансирования отраслей социальной сферы на очередной год каждому распорядителю бюджетных средств на основе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов текущих и капитальных затрат на их обеспечение необходимо устанавливать государственные и муниципальные задания по предоставлению социальных услуг. Предлагается использовать программы, прогнозы, и схемы социально-экономического развития, а также планы и программы развития отраслей социальной сферы на соответствующей территории.

В законопроекте устанавливается ответственность руководителей и должностных лиц за несоблюдение и ненадлежащее использование финансовых средств, выделенных на обеспечение реализации государственных минимальных социальных стандартов. Контроль за обеспечением и соблюдением государственных минимальных социальных стандартов рекомендуется осуществлять в форме парламентского, административного и общественного контроля на основе принципа гласности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие же уроки можно было бы извлечь из российского опыта на рубеже XX-XXI вв. для органов государственной власти и реализации ими своих функций в системе социального партнерства?

Во-первых, — осознание, что современное государство должно освободиться от госмонополизма в экономике и, используя макроэкономические регуляторы, задавать «правила игры», обеспечивать их соблюдение независимыми субъектами социального партнерства.

Во-вторых, — преодоление госмонополизма в экономике возможно лишь целенаправленными совместными усилиями властных структур, представителей объединений работников, работодателей и бизнеса. В системе социального партнерства органы государственной власти должны обеспечивать соответствие результатов переговоров, договоров, соглашений целям государственной социально-экономической политики, содействовать общественно-политическому самоопределению социального слоя работодателей, предпринимателей. Усилия органов исполнительной власти должны быть направлены на согласование интересов различных социальных групп, слоев общества, их общественных организаций в целях решения актуальных задач в социально-трудовой сфере.

В-третьих, необходимо четко определить границы и функции государственной службы, властных структур по отношению к профсоюзам, общественным объединениям предпринимателей, работодателей. Задачей политического руководства все больше становится организация и совершенствование на практике уже достигнутого согласия относительно целей реформ. В этой связи целесообразно:

- подготовить концепцию взаимодействия органов власти с профсоюзами общественными организациями предпринимателей, работодателей, которая способствовала бы преодолению политического отчуждения, совершенствованию организационных форм социального партнерства;

- сформировать систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов и индикаторов;

- разработать общие принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на федеральном, региональном и территориальном уровнях, присоединения к заключенным соглашениям, распространения их действия на организации, не участвовавшие в переговорном процессе; сформировать критерии определения представительности объединений профсоюзов и работодателей, их полномочности на ведение коллективных переговоров;

- подготовить правовые основы, обеспечивающие участие представителей объединений профсоюзов и работодателей в разработке законодательных и основных нормативных актов, относящихся к социально-экономической политике.

Установление партнерских отношений с общественно-политическими и общественно-гражданскими формированиями на территории позволяет власти не только успешно решать электоральные проблемы, способствует снижению социальной напряженности в регионе и муниципальном образовании, но и снизить финансовые затраты за счет: построения механизмов адресной социальной помощи; содействия переходу общественных организаций из позиции просителей к оказанию населению различного типа социальных услуг и выходу на самообеспечение; передачи некоммерческим организациям третьего сектора некоторых административных функций на основе конкурсности социального и муниципального заказа; привлечения в город (район, округ, муниципальное образование) путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ, инвесторов и доноров, дополнительного финансирования из федеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных Фондов; использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.

В итоге обращения к новым ресурсам возможно изменение существующего сегодня стереотипа, рассматривающего экономику как пополняющую доходную часть бюджета, а социальную сферу - как расходную его составляющую. При этом возникает новое видение территории и региона как сферы не только "реальной" или "социально-ориентированной" экономики, но и целостной - "социальной экономики", что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.

Идея партнерства станет движущей силой, в случае если "овладеет народными массами". Доверие между партнерами - различными субъектами социально-экономического развития территории, возникает при "прозрачности" и открытости взаимных намерений и действий. Особенно это касается принятия стратегических, жизненно важных решений относительно городского развития: местного бюджета, градостроительства, рынка труда и занятости, миграций, безопасности и правопорядка, жилищно-коммунальной реформы, социальных программ, экономической и промышленной политики и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».

3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальной сферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».

4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.: ил.

5. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.

Похожие работы на - Государство в системе социального партнерства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!