Классические и современные формы семьи
Классические
и современные формы семьи
Семья представляет
собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю,
чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной
системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой,
родителями и детьми.
По мнению
исследователей, семья имеет двойственный характер:
- социальный
институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в
социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее
политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;
- малая группа,
основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества
(отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления)
(отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между
братьями, сестрами и другими родственниками).
Известный английский
социолог Ч. Кули определяет семью, как первичную социальную группу. Они
первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются
фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида» .
Приведем классическое
определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных
английских социологов Э. Гидденсом.
Семья
– это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены
которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Родство
(родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо
являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки,
дедушки и т.д.).
Брак
можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества
сексуальный союз двух взрослых лиц.
Но брак возможен не
только между мужчиной и женщиной.
Известный английский
ученый Д.Д. Фрэзер в своей классической работе «Золотая ветвь:
Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями.
Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного
и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница,
олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и
обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор
практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах .
Мы рассматриваем
трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с
половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных
институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом
случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении
(любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании
детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак).
Так, А. Шачар,
известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и
различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и
национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов
таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве:
чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его.
Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве
легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений,
одновременно относя все прочие к категории незаконных.
Так, собрав и
систематизировав формы родства у разных народов, классик американского
эволюционизма Л.Г. Морган выделил следующие стадии развития семьи в
истории человечества:
-
кровнородственная семья
– первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая
брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями
и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;
-
пуналуальная семья, основывающаяся
на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с
общими женами;
-
парная, или синдиасмическая,
семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной
женщиной;
-
патриархальная, т.е.
полигамная, семья; (многоженство)
-
моногамная семья современного
вида.
Исторические типы в
зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
- традиционные
(Патриархальные) (четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена
рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава
семьи – мужчина);
-
матриархальные (все в руках
женщины).
-
нетрадиционные (эксплуататорская)
(женщины работают наравне с мужчинами, работу на производстве женщина совмещает
с домашними обязанностями);
-
эгалитарные (семья, в которой оба
супруга занимают равное положение, права и обязанности равны или поделены
пополам);
-
Детоцентрическая семья - семья,
в которой реально психологически доминирует ребенок с его потребностями,
капризами. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается
обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка.
-
супружеская семья (ее основная
функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению
исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе,
характеризует семью будущего.
Профессиональная
карьера обоих супругов способствует установлению в семье эгалитарных отношений.
Великий немецкий
философ Г.Ф. Гегель выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи:
- между Мужчиной и
Женщиной,
- Родителями и Детьми,
- Братом и Сестрой.
Первый
лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто
природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание
ребенка и общий труд (семейное достояние).
Несовершенство
взаимоотношений второго типа: отец испытывает умиление, видя, как
развивается сознание ребенка, а ребенок видит, что получает свое «в себе»
(«натуру», «характер») от сознания исчезающего, и иного, нежели его
собственное.
Третий тип.
У них – одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае,
они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно
человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами
семьи в ней меньше всего «природного» .
Под структурой семьи
понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений
родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений к
власти, авторитета, семьи делятся на авторитарные (патриархальные) и
демократические (эгалитарные). Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей
степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале
христианской/постхристианской цивилизации.
В зависимости от
состава семьи:
- нуклеарная –
родители и дети (наиболее распространенный тип);
- расширенная –
родители, дети и другие родственники;
- полная –
участие обоих родителей
Значительный интерес в
рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм
семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому
индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи.
К первому типу относится
семья, в которой человек рождается, ко второму – семья, которую человек
образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.
Когда супружеская пара
переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной, в случае
переезда к родителям мужа – патрилокальной.
Согласно Э. Гидденсу,
существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина
может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее
распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять
одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
После выбора брачного
партнера, новая семья решает вопрос своего размещения. Социальные
антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком:
- Неолокальные
(семья размещается на новой территории)
- Патрилокальные
(жена приходит в семью мужа)
- Матрилокальные
(муж приходит в семью жены)
- Матрифокальные
(отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими
детьми)
- Авункулокальные
(маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они
уходят жить в дом брата матери)
- Амбилокальные
(нет строгой привязки к порождающей семье)
- Натолокальные
(и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей)
В настоящий момент в
индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в
современной России оно является, скорее амбилокальным.
Важнейшими функциями
семьи являются:
- репродуктивная,
- воспитательная
(удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах
с детьми, их воспитании, самореализации в детях);
- хозяйственно-бытовая
(удовлетворяет материальные потребности членов семьи – в пище, кровле и т.д.);
- эмоциональная
(функция удовлетворения членами семьи потребностей в симпатии, уважении,
признании, эмоциональной поддержке, психологической защите);
- функция духовного
общения (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга,
взаимном духовном обогащении);
- первичного
социального контроля,
- сексуально-эротическая
(удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи).
Семья имеет
первостепенное значение для психологии ребенка. Именно на семье лежит
ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному
общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и
инкультурация ребенка, а следовательно, и формирование личности.
Семья является базовой
социальной единицей и первичным посредником, через которого как данное
локальное сообщество, так и общество в целом определяют поведение человека