Медико-социальные проблемы инвалидов
План
Вступление
1. Категории и права
инвалидов
1.1 Медико-социальное
заключение на ребенка-инвалида
2. Льготы для детей инвалидов
2.1 Программное обеспечение для инвалидов
Заключение
Вступление
Инвалидность — препятствия или ограничения
деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими
отклонениями;
Инвалид — человек, у которого возможности
его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных,
сенсорных или психических отклонений.
Присвоение
статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как
предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот,
получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты
рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
В настоящее
время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с
ограниченными возможностями здоровья»
Принято
различать следующие ключевые понятия:
·
дефект или
нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической
структуры или функции, или отклонение от нее;
·
инвалидность:
ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности,
которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для
этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и
культурных факторов;
·
нетрудоспособность:
ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или
инвалидностью.
Слово
«инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще
заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот
устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в
нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
Общественные
организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к
инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный»,
«умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва
полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к
инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не
«глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на
«здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.
1. Категории
и права инвалидов
К категории
детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения
жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений
развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой
деятельности в будущем
Больницы
различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч.
детские); специализированные больницы и отделения (неврологические,
психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после
обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности.
Рекомендация
фиксируется в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у) и в
"Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного". Эти
рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская
карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания
ребенка.
Врачи-специалисты
врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного
проживания ребенка оформляют Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида.
Права инвалидов и интеграция в общество
Инвалидность
— не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На
причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две
наиболее распространены[9]:
·
медицинская
модель усматривает
причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
Согласно ей, инвалиды не
могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены
преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно
помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на
доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким
образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального
общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Медицинская модель долгое
время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в
других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и
дискриминированными.[10]
·
Социальная модель предполагает, что трудности
создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в
том числе и людей с различными ограничениями.
Такая модель призывает к
интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в
обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так
называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с
физическими ограничениями, для слепых
дублирование визуальной и текстовой информации по
Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом
языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в
обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Социальная модель
пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно
завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России
стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»[11]
·
МКФ
(Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и
здоровья) в качестве модели инвалидности
Обычно
выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель
рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате
болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует
медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов.
Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или
лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны,
социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как
свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует
политического вмешательства, так как проблема возникает из-за
неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими
свойствами социального окружения.
Сами по себе,
эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это
сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека,
так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой
взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот
человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью
внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими
словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем,
связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного
вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять
собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая
присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия
инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель
инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на
такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
1.1 Медико-социальное
заключение на ребенка-инвалида
Медико-социальное
заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и
возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида
оформляется в 2-х экземплярах:
· первый
экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
· второй
экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел
социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка.
Родители или
опекун ребенка-инвалида уведомлются о направлении Медико-социального заключения
в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной
пенсии по инвалидности.
В Медико-социальном заключении на ребенка-инвалида
содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:
·
необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;
· обучение на
дому или в специальном учреждении;
· обеспечение
необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;
· необходимость
санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;
· комплекс
основных реабилитационных мероприятий;
· другое.
При
установлении ВТЭК лицам старше 16-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы
они, как и дети-инвалиды в возрасте до 16-ти лет, приобретают право на
получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.
Гражданам,
ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа
работы.
2. Льготы
для детей инвалидов
Дети-инвалиды
имеют льготы:
· 50%-ную
скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного
сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
·
дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники
пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта
(кроме такси);
·
детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного
проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних
внутрирегиональных маршрутов;
дети-инвалиды
и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту
лечения и обратно;
дети-инвалиды,
проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся
сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются
жильем вне очереди;
семьям,
имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50%
( в общественном жилом фонде).
Нарушение слуха
·
Визуальные
оповещатели
·
Конверторы текста
в сурдопоток
Нарушение зрения
Говорилки —
различные озвучивающие текст или просто имеющие голосовой интерфейс программы.
Используют как платные, так и бесплатные голосовые
движки.
По источнику
текста:
·
Читалки открытого
файла
·
Читалки буфера
обмена
По формату
файлов:
·
Web-браузеры
·
Читалки doc, rtf, HTML текста
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Различное
электронное оборудование и ПО для работы с компьютерной техникой
·
Возможно
использование устройств телеприсутствия, например R.Bot 100[31] , для
взаимодействия с людьми находящимися в другом месте.
·
Программа Radmin для удаленного
управления компьютером
Комплексные нарушения
Windows XP,
«Специальные возможности»
Mac OS X,
«Универсальный доступ»
Заключение
Украинский
государственный научно-исследовательский институт медико-социальных проблем
инвалидности Министерства здравоохранения Украины - единственное в Украине
научное и высшее консультативное учреждение по медико-социальным вопросам
инвалидности, которое имеет более чем 80-летний опыт работы по научному
обеспечению и усовершенствованию медико-социальной помощи населению страны.
Научно-практическая
деятельность института реализуется в сфере решений государственных задач по
оказанию медико-социальной помощи неполнофункциональным лицам, в вопросах
разработки и внедрения государственной системы профилактики инвалидности и
медико-социальной реабилитации инвалидов.
Решению вопросов
социальной защиты населения уделяется особенное значение в связи с
распространенностью инвалидности и большим количеством лиц с ограниченными
возможностями, которые нуждаются в реализации биологических и социальных
функций.
Поэтому полностью понятна
важность исследований по основным направлениям деятельности института:
·
организация
медико-социальной помощи в Украине;
·
медико-социальная
экспертиза больных и инвалидов;
·
профилактика
инвалидности;
·
реабилитация и
восстановительное лечение инвалидов;
·
координирование
научной деятельности относительно решения вопросов инвалидности и реабилитации
инвалидов в Украине;
·
участие в законотворчестве
по вопросам инвалидности;
·
консультативная и
методическая помощь по вопросам медико-социальной экспертизы и организации
методической помощи медико-социальным экспертным комиссиям;
·
развитие системы
и повышение квалификации врачей-экспертов, подготовка кадров высшей
квалификации.
Институт осуществляет
научное сотрудничество с Проблемными комиссиями Министерства здравоохранения и
Академии медицинских наук Украины, профильными институтами по различным
клиническим специальностям.
Структура института
представлена администрацией, научно-исследовательскими подразделами, которые
непосредственно ведут научные разработки:
·
отдел
медико-социальной экспертизы и реабилитации с последствиями травм и
ортопедическими заболеваниями;
·
отдел неврологии
и пограничных состояний;
·
кардиологическое
отделение;
·
терапевтическое
отделение;
·
отделение
медико-социальной экспертизы и реабилитации при заболеваниях хирургического
профиля;
·
офтальмологическое
отделение;
·
лаборатория
экспертно реабилитационной, функциональной и ультразвуковой диагностики.
Клиника института
на 300 коек представлена:
·
консультативно-поликлиническим
отделением;
·
ортопедо-травматологическим
отделением на 50 коек;
·
неврологическим
отделением на 50 коек;
·
кардиологическим
отделением на 45 коек;
·
терапевтическим
отделением на 50 коек;
·
отделениям
медико-социальной экспертизы и реабилитации при заболеваниях хирургического
профиля на 35 коек;
·
офтальмоневрологическим
отделением на 40 коек;
·
отделением
реабилитации на 30 коек:
·
клинико-диагностической
лабораторией;
·
рентгенодиагностическим
кабинетом;
·
физиотерапевтическим
кабинетом.
Своей повседневной
практической деятельностью коллектив института способствует восстановлению
работоспособности больных, возвращает их к общественно полезному труду;
предоставляет медико-експертную и реабилитационную помощь инвалидам всех
категорий (от общего и профессионального заболеваний, трудового увечья,
Отечественной войны, Чернобыльской катастрофы, и инвалидам с детства).
Ежегодно в институте
проходят медико-социальную экспертизу и восстановительное лечение около 7000
чел. Учитываются потребности в лечении больных, большое значение, уделяется
вопросам медико-социальной экспертизы в городах и сельских районах области.
Благодаря расширению
контактов сотрудников института с зарубежными коллегами, с
лечебно-профилактическими заведениями здравоохранения, значительно вырос
уровень профессиональной подготовки научных сотрудников и врачей, улучшившие
показатели медицинской и социально-трудовой адаптации больных и инвалидов,
повысился уровень интеграции инвалидов в общество.
Институт вносит весомый
вклад в усовершенствование научно методических и организационных основ
медико-социальной экспертизы при инвалидизирующих заболеваниях, в развитие сети
медико-социальных экспертных комиссий и стационарных учреждений социального
обеспечения. Научные сотрудники и врачи института оказывают значительную
методическую, консультативную, лечебную и диагностическую помощь во всех
областях Украины.