Социальный портрет современного студента России
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПОРТРЕТ
СОВРЕМЕННОГО
СТУДЕНТА РОССИИ
Введение
В настоящий момент российское
образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и
возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и
негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи
немаловажным является проведение серьезных исследований
социально-типологических характеристик студентов. Важным является также
изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и
таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Анализ потребителей образовательных услуг,
степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной
программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для
совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска
абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
Социально-экономическое положение
студента
Анализ социально-экономического
положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик
(возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному
слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия
проживания, уровень дохода).
Возраст студентов, поступающих в
высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее
число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после
окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте
от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том,
что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней
школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).
Таблица 1.
Возрастная динамика студентов
Возраст
|
Динамика (%)
|
2002 г.
|
2005 г.
|
2008 г.
|
19 лет и менее
|
80
|
77,3
|
70,1
|
Больше 19 лет
|
20
|
22,7
|
29,9
|
Возрастает
доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор,
связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих
возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении
в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).
Среди студентов,
поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины.
По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки
студентов.
Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную
школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию,
26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем
образовании.
Основная масса студентов проживает в городской
местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах
субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и
только 10,5% – в селах или деревнях.
Основная масса студентов живет в отдельных квартирах –
73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.
Возросло по сравнению с 2007
годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно,
это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.
85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или
разведены – 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных
студентов имеют детей.
Для выявления социальной
направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе
родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень.
Также интересно рассмотрение динамики его изменения.
Основная часть матерей
студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше –
19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной
предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся
домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.
Большинство матерей
студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое
образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование
имеют 2,4% матерей.
Профессиональные
характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками
матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько
выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской
деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях
(11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4
% и неполное среднее – 2,6%.
По уровню
образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам
населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного
ценза:
- 55,2 % – средний
уровень (оба родителя имеют среднее образование);
- 40% – уровень выше
среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);
- 0,1 % – низкий
образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при
этом нет лиц с высшим образованием);
- 3,3 % – ниже среднего;
- 1,5% – высокий уровень
(один или оба родителя имеют ученые степени и звания).
Согласно всероссийским
опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей
интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского
населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к
взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной
доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского
хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз
(58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной
социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон
политики высших учебных заведений.
Социальная принадлежность
студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители.
Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно
меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре
российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности.
В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт)
на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового
управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.
По данным некоторых
социологических исследований, стратификационную модель современного российского
общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита
составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора
крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы –
6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы,
среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты,
помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;
низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно
безработные – 7%; «социальное дно» – 5%.
Основная масса студентов рекрутирована из среднего и
базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая
студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.
Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9%
поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного
дохода.
Психологические характеристики студентов
Анализ психологических
характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении
социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает
в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость, способность
к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний.
Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов,
поступивших в ВУЗы в 2008 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру;
надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5%
студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о
том, что основная масса поступивших – лица с сильной нервной системой, склонные
к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к
активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями
отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная
политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики
– 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются
политикой только 13,2% от всех опрошенных.
Основная масса студентов
легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое
внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может
свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об
их способности адаптироваться к новым видам обучения.
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная
ориентация студентов
Важность изучения профессиональных ориентаций
студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины,
по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа
выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное
самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью
своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим
успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют
необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов
было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую
специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности
продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные
цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей
четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали
10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования –
была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов привлекают доступность
образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения –
37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Обращает
на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации
знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В
настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе
за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной
деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании
потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных
студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной
деятельности, которая в целом проводится в филиалах.
Основная масса опрошенных приходит после окончания
школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее
учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.
В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую
довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Только 5
В основном 5
Поровну 5 и 4
В основном 4
Поровну 3 и 4
В основном 3
Всего
|
107
517
523
2345
988
596
5076
10,2
10,3
46,2
19,5
11,7
100,0
|
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4%
студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют
представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4%
умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать
на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов.
Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при
работе с компьютерными программами.
Для большой части студентов степень бакалавра не
является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения
степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения
степени бакалавра
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Да
Скорее да
И да и нет
Скорее нет
Нет
Всего
|
2327
1151
946
420
232
5076
|
45,8
22,7
18,6
8,3
4,6
100,0
|
Таблица 4
Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является
для Вас достаточным
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Диплом бакалавра
Диплом специалиста
Диплом магистра
Всего
|
1008
2797
1265
5070
|
19,9
55,2
25,0
100,0
|
Весьма привлекательной
оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели
бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и
«скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.
Возросли научные установки и
интерес к исследовательской работе у студентов набора 2008 г. (табл. 5).
Таблица 5
Хотели бы Вы в будущем
продолжить свое образование
для получения ученой
степени
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Да – кандидата наук
Да – доктора наук
Нет
Всего
|
1208
789
3054
5051
|
23,9
15,6
60,5
100,0
|
Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем
расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства
(табл. 6).
Таблица 6
Считаете ли Вы, что диплом
создаст для Вас в будущем основу для успешного трудоустройства и карьеры
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Да
Скорее да
И да и нет
Нет
Всего
|
2180
1769
931
126
65
5071
|
43,0
34,9
18,4
2,5
1,3
100,0
|
Несмотря на
то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою
современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов,
рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели
бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными
профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления.
Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать
сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.
Студенты большей частью (60%) ориентированы на
активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок
профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2008 г. выглядит следующим образом (табл. 7).
Подобные характеристики ожиданий и установок студентов
позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном
спросе на них на ближайшую перспективу.
Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос
трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4%
студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и
58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 7
Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы
принадлежать
Ответили
|
Частота
|
Процент
|
Индивидуальные предприниматели
Управляющие и чиновники
Управленцы среднего звена
Гос. служащие и рабочие
Работники крупного
негосударственного предприятия
Работники мелкого бизнеса
Сельхозслужащие
Ведение домашнего хозяйства
Всего
|
1473
1378
440
967
809
85
3
8
5163
|
28,5
26,7
8,5
18,7
15,7
1,6
0,1
0,2
100,0
|
Большей части студентов высших учебных заведений
необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству
предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а
также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на
определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы
работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со
стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных
корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным
предпринимательством – 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии
– только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых
негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных
предприятий.
Таким образом, можно уверенно сказать, что
представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих
характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению,
нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной
группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в
профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей
обучения студентов.
Хотя институты, университеты и академии продолжают
ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается.
Вместе с тем, по сравнению с 2002 г. в 2008 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.
В настоящее время в условиях острой конкуренции
возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей
в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения.
К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит
о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров,
«дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.
Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить
свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить
степень кандидата и доктора наук.
Список использованной
литературы
1.
Волов В.Т.,
Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского
негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка //
Труды СГУ.2009. Вып. 17.
2.
Голощапова Т.В.
Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг
образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.
3.
Дмитриев А.В.
Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
4.
Кибакин М.В.,
Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009.
Вып. 10.
5.
Шереги Ф.Э.,
Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.